47. Дар отшельника

Один монастырь переживал не лучшие времена. Несколькими веками ранее он процветал, и в нем с величайшей самоотдачей служило много монахов. Сам монастырь тогда имел большое влияние на страну. Но теперь в нем осталось лишь пятеро монахов. Всем им было за семьдесят. Было ясно, что этот орден вымирает. Неподалеку от монастыря жил старый отшельник, которого многие считали пророком. Однажды, размышляя об упадке своего ордена, монахи решили навестить отшельника — быть может, он подскажет, как им следует поступить. Возможно, ему удастся увидеть будущее и показать им, как можно спасти монастырь. Отшельник с радостью приветствовал пятерых монахов в своей хижине, но когда они объяснили цель своего посещения, он мог им лишь посочувствовать: «Да, я понимаю вас. Люди очень изменились. Почти никого теперь не заботят старые добрые традиции». «Не можешь ли ты нам что-нибудь посоветовать? — спросил аббат. — Как можно спасти монастырь?» «К сожалению, — сказал отшельник, — я не знаю, как можно помочь вашему монастырю. Могу сказать только следующее: один из вас – апостол Божий». Монахи покинули отшельника с двояким чувством: они были и разочарованы, и смущены его загадочным заявлением. Вернувшись в монастырь, они начали размышлять, что могла означать эта фраза — «Один из вас — апостол Божий». Шли месяцы, а монахи все обдумывали слова, произнесенные мудрым старцем. «Один из нас — апостол Божий. Неужели он действительно имел в виду одного из нас — монахов, живущих в монастыре? Но это невозможно, — рассуждали они. — Мы слишком стары. Мы так незначительны. Но если то, что он сказал – правда? И если это так, то кто из нас апостол? Возможно, он говорил об аббате? Да, если он и думал о ком-то в тот момент, то, скорее всего, о нашем настоятеле. Он стоит во главе монастыря уже не один десяток лет. Но с другой стороны, отшельник мог говорить и о брате Томасе. Бесспорно, брат Томас — человек святой, мудрый и добрый. Конечно, старец никак не мог иметь в виду брата Элреда. Элред порой бывает таким брюзгой, и его трудно в чем-либо убедить. Но ведь он почти всегда оказывается прав! Хм, возможно, это — Элред. Но уж, во всяком случае, не брат Филипп. Филипп такой пассивный, такой стеснительный — никакого характера! Но он всегда оказывается рядом, кода нужно. Он верен и надежен. Да, может быть, апостол — это Филипп. Но явно отшельник говорил не обо мне. Такого просто быть не может! Я — совершенно обыкновенный человек. А вдруг все же обо мне? Вдруг, апостол Божий — это я? О, Господи, нет! Я не достоин такого величия. Или достоин?» Погруженные в размышления такого рода, монахи начали относиться к друг другу с необычайной предупредительностью и уважением, ведь любой из них мог оказаться апостолом. А также каждый монах начал и к себе проявлять больше уважения на случай — хотя это было еще более невероятно — если отшельник имел в виду его самого. Монастырь располагался в прекрасном лесу, и многие люди приезжали туда устроить пикничок на солнечной поляне,прогуляться по тенистым тропинкам, и даже теперь, во время упадка ордена, зайти в часовенку монастыря — подумать о вечном. И там, даже не осознавая этого, они ощущали, что сам воздух пропитан удивительным взаимным уважением, которое окружало пятерых монахов, освещало их умиротворенные лица и пронизывало все это место. Во всем этом было что-то притягательное и даже непреодолимое. Даже не понимая отчего, люди стремились все чаще приезжать в окрестности монастыря, чтобы побыть на природе, помолиться… Они начали привозить своих друзей, чтобы познакомить их с этим особенным местом. А их друзья в свою очередь привозили своих знакомых. Прибывало все больше и больше гостей. Некоторые молодые люди заводили с монахами разговор. Через какое-то время один из гостей спросил, может ли он к ним присоединиться. Затем еще один. И еще. Прошло несколько лет, и в монастыре вновь закипела жизнь. Он расцвел и стал, благодаря дару отшельника, обителью света и духовности, известной по всей стране. (адаптировано из книги М. Скотта Пека «Другой ритм» — “The Different Drum” , Саймонд и Шустер, 1988) Примечание: Иногда мы, как эти старые монахи, спрашиваем: «Как мы можем привлечь больше молодежи на наши встречи? Как мы можем оживить наше служение и возрасти — и численно, и духовно?» Возможно, ответ лежит в нашем отношении друг к другу. Как мы общаемся между собой, как думаем друг о друге? Может, мы все время принижаем способности друг друга, тем самым создавая невыносимую атмосферу критицизма и негативного отношения? Или же мы относимся к другим достойно и с уважением? 17 глава Евангелия от Иоанна доносит до нас молитву Иисуса Своему Отцу о церкви — то есть, за вас и за меня. Он просит, чтобы мы были едины, чтобы мир мог поверить нам. Когда мы заботимся друг о друге и относимся друг к другу с любовью и уважением, тогда люди в мире видят, что церковь имеет притягательное, даже непреодолимое обаяние. Давайте прекратим ссориться и причинять друг другу боль. Будем единым телом во Христе!