9. Параллели с крестом

На протяжении нескольких лет я не замечал никакой связи между испытанием Иова и страданиями Христа. Но сейчас я так не думаю. Теперь я вижу замечательные параллели между страданиями Иова и Христа. И я не одинок, ведь начиная со второго столетия в церквях было распространено чтение книги Иова во время страстной недели.

Иисус сказал о Писаниях Ветхого Завета, что «они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). Рассмотрите вместе со мной, как книга Иова свидетельствует о Христе и о Его страданиях:

2. Самый праведный человек страдал сильнее, чем любой другой.

Эта истина касается и Иова, и Иисуса. Иов является образцом страдания в Ветхом Завете, а Иисус в Новом. Страдания Иова указывают пророчески на Мессию, предсказывая, что Божий непорочный Сын будет страдать ради нас.

2. Иов не сделал ничего плохого, чтобы заслужить страдание.

Ни Иисус, ни Иов не сделали ничего плохого, чтобы заслужить страдание, поэтому мы склонны смотреть на их мучения и возмущаться: «Это несправедливо!» В каком-то смысле это правильно. Если вы смотрите на страдание как на наказание за грех, тогда их страдание абсолютно несправедливо. Именно в этом смысле говорится о Христе, «От… суда Он был взят» (Ис. 53:8). Иисус был лишен правосудия, когда был приговорен к кресту.

Теперь посмотрите, что говорится об Иове: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (2:3). Бог свидетельствует здесь, что Иов страдал без греховной причины. Это было несправедливое страдание.

Несмотря на это Божья справедливость не может быть скомпрометирована. Когда святой страдает несправедливо, Божья справедливость находит способ превратить это страдание во что-то искупляющее, извлекающее доброе из того, что было направлено ко злу.

3. Страдания Иова были настолько сильны, что люди, где бы они ни находились, могут почувствовать это.

Я никогда не встречал святого, который бы говорил: «Страдание Иова ничто по сравнению с тем, что пережил я». Нет, на самом деле каждый чувствует, что Иов страдал так же или больше, чем он. Здесь лежит сила апостольского примера Иова, потому что каждый страдалец способен сравнить себя с Иовом, находя надежду, ободрение и веру в Божью милость к нему. Таким образом, страдание Иова было искупляющим.

Точно так же никто не может посмотреть на крест и сказать: «Иисус не знает боли. Его раны не сравнить с моими страданиями. Он не может понять мою боль».

Никто не может сказать так. Буквально любой и каждый на планете может взглянуть на страдание Иисуса и узнать, что Иисус страдал так же или даже сильнее, чем мы. Никто не понимает боль лучше, чем Иисус. Он опустился на самое дно человеческого страдания, чтобы теперь Он мог поднять самого презренного из людей к высотам славы.

Тот факт, что никто не страдал больше, чем Иов или Иисус, дает им право служить примером всему человечеству. Величайший голос дан не тем, кто не вовлечен или невредим, но тем, кто пережил боль тех, к кому они посланы. Бог позволит Своим слугам пройти через боль, чтобы потом дать им помазание идти и говорить с теми, кто страдает. Иеремия не заслужил тюрьмы, но Бог позволил ему выстрадать лишения темницы, чтобы он мог получить силу говорить пророчески к народу об их надвигающемся заточении в Вавилоне. Когда люди оказались в вавилонском плену, они были способны принять служение Иеремии, потому что он жил там, где живут сейчас они. Боль дала Иеремии силу для служения.

Иисус мог освободить Себя от болезненных последствий нашего греха, но Он захотел отождествиться со страдающим греховным человечеством. Здесь сила Евангелия.

Хотя страдания Иова служат нам сегодня, но еще больше нужны нам сегодня страдания Христа. Точно так же есть сегодня люди, которые призваны страдать ради Тела Христа. Павел писал: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Павел нашел цель своей боли, которая простиралась за пределы самого страдания, чтобы содержать его в смирении, зависимым или очищенным. Он осознал, что его страдания служили для пользы Телу

Христа, его слабость поддерживала жизнь других, даруя другим храбрость, чтобы выстоять. Таким образом могущественный апостол стал близок к самым последним и самым слабым из святых. Как и Иову, это страдание ему дано с целью искупления.

4. Иов страдал по Божьей воле.

В несчастье Иова Бог видел определенную цель (эту тему мы продолжим позже). Страдание Иова было идеей Бога, а не сатаны. Это доказывается тем фактом, что Бог упомянул имя Иова перед сатаной, а не наоборот. Бог начал борьбу. Тяжелое испытание Иова было Божьей суверенной волей. У Бога был план извлечь великое благословение из испытания Иова.

Мы видим Божью волю и в страданиях Иисуса. Одно из самых изумительных утверждений о страдании Христа находится в Книге пророка Исаии: «Но Господу угодно было поразить Его» (Ис. 53:10). Богу было угодно страдание Христа не из-за боли, но из-за славы, которая явилась в результате. Иов участвовал в том, что Писание называет «участием в страданиях Христа» (Кол. 2:14). Что значит разделять страдания Христа? Ответ на это очень важен, потому что не все страдания являются разделением страдания Христа (есть ведь и глупое, и бессмысленное страдание). Вот вывод, который я сделал, когда очень внимательно изучал этот вопрос. Разделяющие страдания Христа — это «страждущие по воле Божией» (1 Пет. 4:19). Когда Бог желает, чтобы мы страдали определенным образом в определенное время, Он всегда имеет в этом цель искупления. Откровение (6:11) показывает, что есть определенная мера страдания, которую церковь должна исполнить прежде, чем вернется Христос. Слезы невесты Христа увлажнят почву урожая последнего времени.

Иногда вы слышите голос: «Вы страдаете лишь из-за своей личной боли. Ваше страдание не имеет значения. Взгляните на себя, что ваш болезненный маленький мирок значит для кого-то другого? Это бессмысленное страдание, это боль без цели. Ваш личный маленький крест ничего не значит». Это то, что сказали Иисусу на Голгофе. «Как Ты думаешь, чего Ты этим добился?» Но у Бога есть способ взять наше личное страдание и превратить его во что-то, что питает народы, — если мы правильно воспринимаем испытание.

5. По Божьей воле, через страдания, Иов получил высшее наследство.

Страдание было единственным путем, которым Иов мог получить свое наследство. Он оставался верным в испытании и получил обетование (см. Евр. 6:15). Среди многих других привилегий Иов получил честь стать первым краеугольным камнем Священного Писания. Он получил двойную порцию благословений и место великой славы в Божьих искупительных целях.

Страдание было также дорогой Иисуса к возвышению. Дьявол искушал Его, предлагая славу народов без мучения на кресте (см. Мат. 4:8,9). Но Иисус отказался от простого пути и вместо этого решительно повернулся лицом к кресту.

В результате этого Иисус получил место славы на небесах. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11). Непостижимая слава ожидает Господа Иисуса Христа, потому что Он согласился испытать боль.

Это очень важный принцип: Бог обрекает Своих святых на страдание. Тем, кто призван к возвышению, назначается самое сильное страдание (см. Деян. 9:15,16).

Как и мучения Иова, испытание Христа стало зрелищем, чтобы через позор Своих страданий Он мог обличить все силы зла (Кол. 2:15).

6. Иов спрашивал: почему?

• Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?

И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет (7:20,21).

• Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? (10:2).

• Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? (13:24).

На вершине боли Иов страстно хотел знать, «почему?». Иисус также спрашивал: «почему?». Мы видим это по завершении Его тяжелого испытания на кресте: «…а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мат. 27:46).

Не упрекайте страдающего святого, когда он спрашивает, «почему?». Господь хочет, чтобы мы росли, понимая происходящее с нами, но бывают времена, когда мы просто не в состоянии осознать. Писание приглашает нас «посещать [святый] храм Его» (Пс. 27:4). Но важно, как вы спрашиваете, «почему?». Вы должны спрашивать «почему?» в Его храме. Не спрашивайте о Боге у других людей, это быстро навлечет Божье неудовольствие. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, спрашивайте о Нем у Него самого.

7. В самый тяжелый момент друзья оставили Иова.

Это, по-видимому, обязательный элемент всех величайших испытаний. Это случилось с Иовом, это случилось с Иисусом, это все еще происходит сегодня. Это жизненно важная часть процесса формирования Богом человека: замена мехов и подготовка к высшему предназначению.

В каком-то смысле жена Иова может служить параллелью ученикам. Жена Иова была самым близким ему человеком, так же как и ученики Иисуса.

Иов был оставлен женой в своих скорбях, Иисус был предан учеником.8.

8. У Иова для страданий были три причины: покинутость Богом, нападение сатаны и упреки людей.

И Иов, и Иисус чувствовали, что небо, ад и земля ополчились против них. Давайте взглянем на эти три элемента в обоих случаях.

Покинутость Богом:

• Иов не мог найти Бога нигде.

• Иисус взывал: «Почему Ты оставил Меня?»

Атаки сатаны:

• Сатана лично организует бедствия Иова и его болезнь.

• Сатана наполнил иудеев, еврейских лидеров и римских солдат безумной жаждой крови Иисуса. Иисус сказал: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22:53).

Упреки людей:

• Иов получал упреки от трех друзей. Бог защитил Иова в Свое время, остановив обвинения и заставив окружающих людей признать его славу.

• Иисус был обижен иудеями, римлянами и разбойником, который был распят с Ним. Но Бог все еще не прославил Христа в полной мере. Точно так же, как Бог прославил Иова, Он прославит Христа и смоет все унижение. В последний день это будет главным пунктом в планах Отца — прославить Своего возлюбленного Сына перед всеми небесами, землей и адом. В тот день та слава, которая полагается прекрасному Сыну Божьему, будет несравненна. Это стоит того, чтобы ждать!

9. Иов был ложно обвинен.

В своей последней речи против Иова Елифаз швырнул следующее обвинение: «Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (22:6-10). Это одно из самых озадачивающих мест во всей книге. Ни одно из этих обвинений не является истинным! В главах 29-31 Иов ответит на каждое из этих обвинений, но Елифаз, будучи другом Иова, конечно же, знал, что обвиняет его ложно. Он высасывает обвинения из пальца, надеясь, что шальная стрела может достичь цели.

Так же поступали и с Иисусом, обвиняя Его и надеясь, что хотя бы одно из этих ложных слов окажется законным основанием для распятия.

10. Иову был брошен вызов.

Три друга Иова подбивали его спасти себя. Они фактически говорили: «Если ты покаешься в своем грехе, то Бог простит и исцелит тебя, все это закончится, а ты опять будешь процветать в жизни. Покайся и спаси себя от еще большего горя!»

В этом смысле три друга Иова представляют три категории людей, которые насмехались над Иисусом, говоря Ему, чтобы Он спас Себя.

1) Евреи:

2) Язычники (римляне):

3) Разбойники:

Одно большое различие между Иовом и Иисусом заключается в факте, что Иисус имел силу спасти Себя, а Иов нет. Никакой объем покаяния не мог бы спасти Иова. Все, что Иов мог делать, это ждать спасения от Бога и доверять Ему. Этого было достаточно.

11. Иов был освобожден от страданий, чтобы молиться за своих друзей.

Так же и Иисус. Когда Иисус восстал из мертвых, Он восстал как ходатай: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

В последней главе говорится, что здоровье и благополучие Иова было восстановлено, чтобы быть ходатаем даже за тех, кто добавлял скорби к его страданию. Вот что сказано об этом:

И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (42:7-10).

Несчастье дало Иову новые силы для молитвы и новые высоты видения того, как его молитвы получают ответ.

Здесь также говорится о том, что какое бы отчуждение ни имело место между Иовом и его друзьями во время скорби, через молитвы Иова их дружба была снова восстановлена. Это то, что сделал для нас Христос! Мы, которые были злейшими врагами Иисуса, теперь через Его ходатайство стали Его друзьями.

Иов вышел из этого несчастья не просто с новым посвящением на ходатайство, он обрел новое естество. Ходатайство не было тем, чем он просто занимался, оно стало его сутью. Подобным образом Иисус вышел из Своего страдания полностью готовым быть ходатаем за нас.

Я надеюсь, что вы увидели Иисуса в жизни Иова. Но то, что существуют параллели между ними, еще не значит, что Иов был совершенным. Давайте теперь взглянем на его недостатки.