15. Бог изменил Иова как отца

В начале книги мы видим человека, который был честен, свят, непорочен и в то же время глубоко расстроен. Он был опечален тем, что не мог вселить в своих детей любовь к Богу.

Иов был свят, но по-настоящему успешным отцом его назвать было нельзя. Его первые десять детей жили в угоду своим инстинктам (см. 1:4,5). Они получали от благочестивого отца финансовое благословение и транжирили его, утоляя свои желания. Унаследованным от своего отца благословением они распоряжались совершенно неразумно.

Несмотря на непорочность, Иов не смог вселить веру в своих детей. Это кажется противоречивым, и все же это очень распространенное явление даже сегодня.

Книга Иова рассказывает историю того, что случилось, когда Бог решил посетить Иова и изменить его как отца, то есть сформировавшуюся основу и упущения Иова, которые двигали и направляли его.

Некоторые люди воспринимают Божью воспитывающую руку исключительно как наказание. Хотя элемент наказания в большой части Божьего процесса воспитания присутствует, это не всегда главная часть работы.

Иногда Божье воспитание на самом деле является возвышением. Бог не посетил Иова потому, что тот совершил ошибку. Смирение Иова не было наказанием за грех, оно было способом, посредством которого Бог возвышал Иова за его верность.

Кто-то однажды спросил меня: «Вы можете найти Бога милости в книге Иова?» Мой ответ: конечно да! Бог мог сказать Иову: «Пусть у тебя остаются десять своевольных детей, пусть у тебя остается ворчливая жена, пусть у тебя остается твой маленький безопасный мирок». Бог мог оставить Иова в покое. Но Он любил Иова слишком сильно. Именно милость Бога посетила Иова, чтобы привести его на высшее место. Богу не нравится процесс причинения боли для того, чтобы возвысить нас (см. Плач. 3:33), но Он знает, что это единственный путь.

Просьба Иова

«Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал» (12:4). Иов говорит нам, что его бедствие пришло в ответ на молитву, которую он вознес. Иов как будто говорит: «Я просил у Бога, и Он ответил на мою просьбу. Теперь мои друзья смеются надо мной».

Итак, большой вопрос в следующем: о чем просил Иов?

Ясно, что он обращался к Богу с просьбами, но нет никаких свидетельств того, о чем он конкретно просил. Однако я бы хотел сделать «научное предположение».

Я думаю, что молитвенная просьба Иова касалась его детей. Это правда, что Иов был благочестивым, но он также был расстроенным человеком. Он был огорчен духовной апатией своих детей. Кажется, не важно, насколько добросовестно он подавал пример благочестия для них, они не проявляли большого интереса к следованию за Богом. На самом деле, думается, они чувствовали, что забота их отца поставила их в область духовного иммунитета. Они обманывались, считая, что жертвы отца избавили их от последствий духовной лени.

Иов был расстроен своей неспособностью зажечь собственных детей любовью к Богу. Он терял детей, для которых стилем жизни стало угождение себе, и чувствовал себя беспомощным. Иов делал все, что йог как родитель, но этого было недостаточно. Истина в том, что когда дело доходит до воспитания детей, самого лучшего, что у нас есть, недостаточно. Нам нужна Божественная помощь и Его вмешательство.

Я предполагаю, что молитвенная просьба Иова звучала примерно так: «Боже, что нужно для того, чтобы достучаться до моих детей? Я молюсь, чтобы Ты дал мне способность вести их к преданному следованию за Тобой. Измени меня, Господи. Я желаю стать духовным отцом. Поставь меня на более высокий уровень в Тебе».

Свидетельство показывает, что эта молитва понравилась Господу. Возможно, Бог сказал: «Позволь Мне помочь. Я обновлю твои мехи. Я изменю каждую крупицу твоего бытия, и ты станешь истинным духовным отцом».

Значение имени Иова

Я был сбит с толку множеством значений, даваемых имени Иов. «Иллюстрированная Энциклопедия Библии» говорит, что имя Иов могло значить «где мой отец?» или «нет отца». Автор затем продолжает: «Обе формы могут свидетельствовать о том, что он был сиротой или незаконнорожденным ».   ‘

Комментарий Кларка говорит, что Иов означает «печальный» или «тот, кто плачет».

«Библейский словарь» Смита говорит, что Иов означает «раненый».

«Библейский словарь для переводчиков» связывает имя Иов с еврейским словом «враг», таким образом предполагая, что его имя связано с понятием «вражда» или «враждебность». Словарь для переводчиков был самым полезным в плане предоставления широкого спектра значений для имени Иов. Мы используем еврейское имя Иов (‘iyyobh), оно связано со словом «враг» (oyebh). Когда мы принимаем во внимание арабские корни Иова, это может означать «раскаивающийся» или «печальный». Имя Иов также появляется в документах Аккадиана во II столетии до Р.Х. и объяснено Н. Ф. Олбрайтом в значении «где мой отец?»

Поэтому мы не можем принять какое-либо одно значение этого имени. Однако мне очень нравится трактовка Аккадиана, что имя Иов означает «где мой отец?» Если у Иова не было должной модели отцовства (недостаток, который поражает наш мир сегодня), возможно, это частично объясняет его видимый недостаток понимания того, что значит быть отцом.

Обновление Иова

Чтобы поднять Иова на более высокий духовный уровень, Бог должен был полностью изменить его отцовство — основное понятие и обязанности отца. Бог должен был изменить саму суть естества Иова и его личность. Подобное радикальное изменение личности происходит только в горниле сильного жара и давления. Ничто другое не может вызвать подобного драматичного изменения в самой природе личности. Это не был просто урок, который Иов должен был выучить. Это было меняющее жизнь переживание, которое должно было запечатлеться в душе через Божье воспитание (см. Евр. 12:11).

Используя другую метафору для этого процесса, Бог обновлял мехи Иова. Чтобы объяснить это, приведем краткое описание процесса производства вина с использованием мехов.

Новое вино заливается в мехи, которые сделаны из кожи животного, затем зашивается и крепко запечатывается. Когда вино бродит, оно подвергается активной химической реакции, что заставляет мехи растягиваться от давления газов в процессе брожения. Когда вино стареет, химические реакции замедляются, кожа мехов пропитывается известью и становится твердой. Если после того, как зрелое вино выливается, вы наполните отвердевшие мехи новым вином и снова запечатаете его, неэластичная кожа не сможет растянуться снова. Старые мехи в конце концов разорвутся, и содержимое выльется. Иисус говорил об этом: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мар. 2:22).

Вы можете сделать одно из двух со старыми мехами: выбросить их или починить. Починить старые мехи, чтобы они снова стали мягкими, податливыми и гибкими, — это очень трудная задача. Часто легче просто выбросить их. Но иногда Бог выбирает старые мехи, чтобы сделать их новыми.

Бог избирает Иова для нового вина, но сначала Он должен полностью исправить его. В противном случае Иов никогда не смог бы принять то новое, что Бог хотел вложить в него.

Работа Бога в подготовке старых мехов для нового вина точна и чрезвычайно интенсивна. Я пришел к пониманию, что для того чтобы приготовить старые мехи для нового вина, требуется тяжелая работа, такая как сильное втирание масла в кожу, ее энергичное растягивание, скручивание и отбивание. Будучи подвергнуты такой обработке некоторое время, мы думаем, что уже вполне достаточно, но Бог знает лучше. Мы понимаем, глядя на жизнь Ионы, что трех дней было недостаточно, чтобы изменить его. Потребуется больше времени, чем столь короткий период, чтобы предать старым мехам новую прочность.

Псалмопевец сказал: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» (Пс. 118:83). Дым испортит мехи, потому что впитается и исказит вкус вина. Мое личное понимание этих слов в том, что мехи псалмопевца исправляются Богом, и он чувствует болезненную глубину процесса обновления. Испытывая несчастье, он чувствует, что Бог разрушает его (процесс обновления мехов может показаться вам слишком суровым). Но, несмотря на болезненность такого интенсивного воспитания, псалмопевец имеет правильную позицию — он держится за Слово Бога.

Когда Бог обновлял мехи Иова, тот ответил почти инстинктивно постом (6:6,7; 23:12). Пост — это одна из самых правильных реакций, которые вы можете применить, если ваши старые мехи обновляются Богом. Когда Иисус говорил о старых и новых мехах, Он говорил о посте (см. Мар. 2:22 в контексте). Если вы хотите сотрудничать с Богом в достижении Его целей и пройти через все испытания успешно, пост будет необходимым элементом. Я не говорю о посте из чувства долга, как это практиковали фарисеи, но как об акте плача и смирения перед Богом и как способе неотступного следования за Богом.

Как Бог изменил Иова

Теперь я бы хотел описать некоторые силы, действовавшие в жизни Иова, чтобы ясно очертить специфические методы, которые Бог использовал для обновления

Иова и изменения его отношения к отцовству. Они не упомянуты особо, но собранные вместе они описывают природу испытания Иова. Я надеюсь, что эти описания дадут вам возможность понять действия Бога.

1. Боль горя

Горе Иова от его потерь было безмерным. Он взывал: «о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (6:2). Иов получил мощный удар во всех трех областях жизни: взаимоотношениях в семье, финансах и физическом здоровье. Если вы тяжело поражены лишь в одной из этих трех областей, этого достаточно, чтобы вывести вас из себя. Но Иов пережил одновременно потери во всех трех областях, и его внезапное горе казалось невыносимым.

Очень легко судить кого-то, находящегося в горе, особенно если вы никогда не страдали сами. Как только вы прочувствуете горе, то никогда больше не будете воспринимать свысока несчастье другого человека. Так легко стоять в отдалении, критикуя глубину и продолжительность чьего-то переживания, связанного с потерей. Легко думать: «Отключись уже от этого!», но пока вы не пережили большую потерю в одной из этих областей, вы не в состоянии оценить горе Иова или симпатизировать ему.

Горе — это одна из естественных эмоций человека при переживании потери. Горе чаще всего ассоциируется со смертью любимого человека, но на самом деле оно случается чаще: например, потеря работы, дружбы, здоровья, дома, финансовой безопасности, социального статуса, брака, служения и т. д. Много раз мы не признавали факта, что нас постигло горе, пока не погрузились в него целиком. Тогда мы понимаем: «У меня беда! Вот что я, оказывается, переживал! Я пережил ужасную потерю, и поэтому горюю».

Те, кто не понимает вашего горя, попытаются исправить создавшееся положение. Они отчаянно ищут способы помочь вам, но никак не могут понять, что это переживание печали является даром от Бога, необходимым элементом в исправлении произошедшего с вами.

Иисус сказал, что тот, кто переживает горе, более благословенный, чем тот, который смеется (Лук. 6:21, 25). Когда вы переживаете потерю, самое лучшее и самое благословенное, что вы можете делать, это оплакивать ее. Мы можем молиться: «Я люблю Тебя, Господь. Я не выхожу из себя по отношению к Тебе, Боже, но у меня на сердце очень тяжело, потому что я чувствую боль моей потери так глубоко. Я поклоняюсь Тебе, всемогущий Бог, но я страдаю». Или словами Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21).

У меня нет ничего, кроме уважения к глубине горя Иова и к тому, как он держался, переживая его. У него не было Писания, у него не было устных пророческих слов ободрения, наоборот, все, что он получил от своей жены и друзей, были слова, которые могли лишить его мужества. И все же он поклонялся! Действительно впечатляет.

Горе было одним из самых основных и необходимых факторов, действующих в душе Иова и способствующих его обновлению.

2. Боль недоумения

Иов и три его друга пытаются понять, почему это бедствие постигло его. Иов, хоть и не совсем уверенно, заключает, что должно быть это сделал Бог, поэтому говорит: «Если не Он, то кто же?» (9:24). Какой мучительный вопрос! Иов выражает свое недоумение — если не Бог сделал это с ним, то кто?

Иов отчаянно пытается различить источник своего бедствия. Ветер, подобный торнадо, обрушил дом на десятерых детей Иова (1:19). Писание говорит: «[Бог] изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7). Возможно, Иов хотел знать: если Бог контролирует ветер, как сатана мог вызвать бурю? Был ли этот ветер от Бога или сатаны? Если Бог послал вихрь, то разве можно допустить, что Бог убил его детей? Это должен быть сатана. Но как мог сатана получить такую власть над семьей Иова? Подобные вопросы вертелись, не переставая, в разуме Иова без удовлетворительного ответа. Он был в тисках великого недоумения.

Когда вы травмированы потерей, ваше первое побуждение — это попытаться различить, что явилось причиной этому. И вот вы спрашиваете Бога: «Это был Ты, Господи?»

Ответ: «Да».

Если бы это сделал Бог, вы бы знали, как реагировать, или если бы это сделал сатана, вы бы знали, что делать. Писание учит: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу» (Иак. 4:7). Если это Бог, вы подчиняетесь, если это дьявол, вы противитесь. Но что вы делаете, когда вы спрашиваете, Бог ли это или дьявол, и ответ приходит «Да»?

Вы не хотите подчиняться этому, потому что это может быть дьявол, вы не хотите сопротивляться этому, потому что это может быть Бог. Вы не знаете, что делать! Поэтому вы ничего не делаете, а только стоите на месте и плачете. Вы взываете к Богу за благодатью, но не уверены, правильно ли реагируете.

Рука Бога была на Иове, рука сатаны и людей. Бедный Иов не мог отличить верха от низа! Он делал все, что мог, но не понимал, откуда летит шрапнель.

Когда Бог вас изменяет, Он намеренно удерживает от света ваше понимание. Недоумение имеет в себе необычайную способность закалять душу и углублять сердце. В этом сила недоумения. Недоумение — это необходимая часть процесса. Иов понятия не имел, что с ним происходит, пока все не закончилось. Если бы он узнал о небесном пари, на которое поставлена его жизнь, он бы никогда не вышел из этого горнила, обладая новыми качествами характера. Именно когда мы не понимаем «почему», качество нашей любви пробуется, испытывается и очищается.

В Библии есть несколько мест, где Божьи цели и действия сатаны сливаются воедино, будучи совершенно неразличимыми. В одном случае говорится: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя» (1 Цар. 16:14,15). Итак, этот злой дух (или в некоторых переводах дух изнеможения) — это демон, используемый Богом, или небесный ангел? Как может что-то злое происходить от Бога? Или как насчет этого: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (3 Цар. 22:23). Трудно представить, что дух лжи может исходить от Бога?

Еще один пример противостояния демонического и небесного миров, которые трудно различить, находится в оценке приказа Давида об исчислении Израиля. Эта история рассказана по-разному в двух местах Писания:

• Вторая книга Царств (24:1): «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».

• Первая книга Паралипоменон (21:1): «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян».

Вторая книга Царств говорит, что Бог побудил Давида исчислить народ, но Первая книга Паралипоменон говорит, что это сделал сатана. Итак, кто это был, Бог или сатана? Иногда руку Бога и руку сатаны с нашей ограниченной человеческой позиции нам почти невозможно различить.

В случае с Иовом Бог спровоцировал борьбу, а сатана использовался как орудие. Но Иов не знал этого! Иов не знал о главах 1 и 2, пока испытание не закончилось! И вот сейчас он находится в вихре водоворота и не знает, что делать.

Недоумение Иова служит знаком для последних времен. Дух Божий свидетельствует, что недоумение будет одной из величайших проблем, с которыми люди столкнутся в последние дни. Иисус сказал: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (Лук. 21:25). Иисус предупреждал, что в последние дни люди будут сбиты с толку относительно того, что будет происходить в их жизнях. Будьте внимательны: недоумение поднимается повсюду вокруг нас.

Не только неверующие будут введены в недоумение, святые тоже. Книга Откровение описывает несколько событий последних дней, которые будут вызваны и Богом, и сатаной. Даже святые не смогут временами различать, что от Бога, а что от сатаны. Вот два примера из книги Откровение:

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Отк. 6:8).

Контекст этого стиха — описание Иоанном того, как он был восхищен к трону Бога и как небеса открылись ему. Он видит четырех скачущих коней, каждый очевидно происходящий с небес. Но всадника на одном коне зовут «смерть», и тень следует за ним. Он, кажется, происходит с небес, но несет адские орды на своем хвосте. Этот посланец от Бога или от сатаны? Когда бедствия поражают землю в наши дни, почти невозможно различить источник.

И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю… Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих… И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Отк. 16:1, 8-11, 21).

Три раза в главе 16 книги Откровение говорится, что люди хулили Бога за свои язвы. Когда Иов был поражен язвами, большим испытанием для него было следующее: начать хулить Бога. «Похули Бога и умри» — подстрекала его жена (2:9). Если бы Иов проклял Бога, он бы не получил высшее наследство. Но в последние времена люди оставят целомудрие и проклянут Бога из-за своей боли. Вместо того чтобы подготовиться к более высокому положению, они будут испытывать гибельную горечь против Бога.

Заметьте, в Откровении (16:11), цитированном выше, люди будут хулить Бога из-за своих язв. Первый должен стать последним. Первая язва будет и последней. Язвы

Иова снова появятся на человеческой плоти. Таким образом, Иов является пророческим знаком для поколения последнего времени тех глубоких язв, которые поразят человечество, и он появится на суде в последний день как свидетель против тех, кто выбрал хулу на Бога, вместо того чтобы благословлять Его имя.

Но по-прежнему мой главный довод для цитирования этого места Откровения — это совпадение действий, которые отличают руку Бога от сатаны. Небесные чаши изливаются ангелами по команде Бога, но проявление их содержимого повсеместно приписывается в наши дни работе дьявола: болезнь, карающий огонь, тьма, язвы, боль, землетрясения и смертоносный град. Когда Бог посетит землю этими испытаниями, великое недоумение захватит сердца людей при попытке различить, что происходит от Бога, а что от сатаны.

Бог использовал недоумение, чтобы обновить мехи Иова. И Он снова использует силу недоумения в последние дни, чтобы полностью переделать Своих слуг последнего времени, изменив их отцовство, ускорив взросление и умножив силу любви к Иисусу перед лицом распространяющегося зла.

3. Боль упрека

Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19:3).

Иов чувствовал жало позора, связанного с его горем. Эта травма заставила дрожать каждый его нерв от тревоги, и теперь он чувствовал каждый намек поднятых бровей, критических слов, скептического отношения и недоуменных взглядов, которые появились в его жизни по Божьей воле.

Когда вы были ранены Богом, вы ходили с постоянным ощущением, что люди смотрят вам в затылок и говорят о вас. «Интересно, что она сделала не так». Иногда вам лишь кажется, что окружающие обсуждают вас, но иногда это больше, чем просто воображение — люди действительно смотрят и удивляются. И вы понимаете, что причина состоит в том, что вы говорили о них, когда то же самое происходило с ними. Но после того времени, которое вы провели в огне, вы не станете снова так опрометчиво судить других.

Теперь понятно почему друзья упрекали Иова: способы, которыми Бог продвигает Своих самых избранных слуг, те же, посредством которых Он наказывает непослушных. Для непрозорливого Божья рука наказания выглядит точно такой же, как Его рука возвышения. Раны, кризис и заточение выглядят одинаково в обоих случаях. Бог определил, чтобы эта похожесть запутывала людей, заставляя их ставить неправильный диагноз того, что происходит с Иовом. Упрек, который является следствием их неверного диагноза, — это очень важный элемент исправления Иова.

Бог целенаправленно делает так, чтобы другие не понимали, что с вами происходит. Иов сказал своим друзьям: «Ибо Ты закрыл сердце их от разумения, и потому не дашь восторжествовать им» (17:4). Подобным образом ваши друзья заключают, что вы согрешили и поэтому неугодны Богу. Это подкрепляет их решение отстранить вас от служения или применить какое-то церковное наказание. Они могут сказать: «Мы любим тебя очень сильно, но пока ты борешься с проблемами в своей жизни, мы думаем, что для тебя будет лучше, если ты отдохнешь». Они на самом деле могут быть правы: вам, вероятно, нужно отложить все, что вас отвлекает, и проводить больше времени у ног Христа. Но отставка может также быть абсолютно неправильной.

Это может быть тем, что означает разделять «поношение Христово» (Евр. 11:26). Точно так же, как религиозные лидеры ошибались, когда думали, что Иисус был оставлен Богом, наше современное церковное начальство может считать, что Бог очень недоволен вами. Но вы не можете иметь награду без упрека (см. Евр. 11:26).

Один из стратегических вопросов, который Бог выводит на поверхность, касается нашей склонности упиваться людской похвалой. Бог хочет вытеснить из вас плотскую нужду в одобрении со стороны людей. Для того чтобы сделать совершенной работу в вашем сердце, Он заставит всех, кого вы любите и уважаете, отвергнуть и упрекать вас.

Кто-то из вас сейчас получает такой же упрек от своих друзей, что и Иов от своих. Огонь такого упрека — это важный инструмент в руке Бога для подготовки к великим делам.

4. Боль разбитого видения

Иов взывал: «думы мои — достояние сердца моего — разбиты» (17:11). Иов говорит, что цель, которую он имел в жизни, внезапно исчезла, и теперь он не способен сформулировать новое видение на будущее.

Я помню то время, когда пасторы, служащие в моей церкви, пришли ко мне, своему старшему пастору, и спросили, каким было мое видение на нашу поместную церковь. Мой ответ был: «У меня нет видения на нашу церковь. Мое видение — это выжить сегодня». Представьте, каково жить с подобным лидерским видением!

Когда Бог унижает человека, когда-то обладавшего видением лидера, до состояния выживания в конкретный момент, боль невероятна. Одна из целей Бога в этом «провале видения» — вновь научить своих слуг тому, что значит совмещать лидерство с видением.

Гораздо проще быть творческим, чем послушным. Потому что иногда Бог ждет дольше, чем нам хочется. За то время, которое необходимо, чтобы услышать Бога, мы могли бы получить десяток невероятно творческих идей и броситься вперед! Но сбалансированная истина в следующем: одна идея, полученная от трона, совершит больше, чем все наши идеи вместе взятые. Помимо этого, претворение в жизнь наших собственных творческих идей — это изнуряющая работа; претворение идей, вдохновленных Богом, дает силу, потому что они снабжены обильной благодатью.

Когда я оборачиваюсь, чтобы посмотреть на годы, в течение которых единственным моим видением было ежедневное выживание, наибольшее впечатление на меня производит следующий урок: смирение для того, чтобы слушать Божий голос и просто слушаться Его, производит больший урожай для Царства, чем труды того, кто следует великим мифическим целям. Место сокрушенной цели может стать местом возрожденной цели.

Когда Иов говорит о том, что его цели разрушены, он вопиет от боли. Он также открывает нам жизненно важный элемент в процессе изменения наших мехов. Этот путь мучителен, но Бог предназначил его, чтобы

Его слуги вышли из горнила, имея перед собой главную цель — слушать в уединении Бога и затем делать то, что Он говорит. Это готовит слугу к истинному духовному отцовству, и подобная модель отцовства несет в себе величайший потенциал для настоящего взаимодействия с Богом!

5. Боль теологического кризиса

Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Вретище сшил я на кожу мою и в прах сложил голову мою. Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста (16:12-17).

Хотя в душе Иова нет ожесточенности и его молитва чиста, однако Бог поставил его мишенью для ран. Иов не понимает этого. Он находится сейчас в теологическом кризисе, потому что все, во что он раньше верил, разрушилось, и он должен вновь обдумывать каждое представление о Боге, в которое он раньше верил. Великий теологический вопрос в следующем: «Почему Бог делает это со мной, когда я хожу в послушании, люблю Его, исполняю Его волю и держу себя в чистоте и моральной непорочности? »

Иов, без сомнения, разделял теологическую позицию трех своих друзей, пока не испытал кризис. Теперь он больше не может придерживаться стандартной теологии, в которую он когда-то верил. Я представляю, как Иов говорит своим друзьям: «Послушайте, ребята, я был учителем систематической теологии. Я знаю абсолютно все ваши аргументы, потому что когда-то верил в них и учил им. Но я не могу больше принимать ваши ответы. Бог изменил мою теологию. И хотя я не знаю, во что верить, но уверен, что больше не верю в вашу стандартную теологию».

Иов встретился с Богом, который убирает теологические границы. Как только для вас становится удобным ваше понимание Бога, Он приходит и ломает ваши самые основные конструкции в понимании Его сущности.

Очень болезненно переживать какое-то откровение о Боге, о котором у вас нет понимания, основанного на Писании. Вы думаете: «Если это есть в Библии, я не знаю, в каком месте». Все, что Бог делает здесь, разбивает вашу теологию, чтобы представить Себя заново. Библия дает одно ясное качество духовных отцов: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Иоан. 2:13). Духовные отцы истинно пришли к пониманию Бога — Бога в Его вечности, Бога в Его суверенности, Бога, Который есть начало и конец.

Одно дело узнавать о Боге через информацию из вторых рук, но Иов пришел к пониманию Бога через личную встречу с Ним. Это был важный элемент исправления отцовства Иова. Теперь он может быть отцом как человек с глубокой личной историей в Боге. Иов больше не ограничивает Бога набором принципов, потому что он узнал Его безграничную личность.

Некоторые люди действуют так, как если бы Бог был ограничен Библией. «Если этого нет в Библии, Он не может этого делать». Неужели? Бог написал Библию не для Себя, а для нас. Вечный никогда не будет ограничен никакими внешними пределами, даже Библией. Бог никогда не будет действовать против Библии, но Он также свободен действовать сверх Библии (за пределами

Библии) — что всегда будет соответствовать Его путям. Духовные отцы — это те верующие, кто пришел к познанию Бога в Его безграничной, суверенной, вечной славе и великолепии (1 Иоан. 2:13). Духовные отцы должны были искать Божьего лица с необычным посвящением в результате своего теологического кризиса, поэтому прошли через духовные изменения, познав Бога новым и живым образом.

Нет более волнующих слов во всей книге, чем заключительные слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5,6). О прорыв, который приходит от видения Бога! Ничто не остается прежним, когда вы видите Его! Иов был абсолютно изменен этой неописуемой встречей с Самим Господом. На другом конце теологического кризиса находится совершенно новое откровение о Боге.

6. Боль разоружения

Иов взывает: «Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим» (30:11) (в англ. тексте «ослабил мою тетиву». — Прим. пер.). Тетива — это часть лука, к которой прикладывается стрела, затем лучник отводит тетиву назад и пускает стрелу. Таким образом, тетива представляет способность отходить назад и бросаться вперед, она олицетворяет способность защищаться от нападения и двигаться вперед в атаке.

Когда тетива ослаблена, вы не можете драться. Однажды я сказал Господу: «Господь, если это атака дьявола, то я его обеденное меню», потому что я был абсолютно бессилен, чтобы защититься от духовной атаки. Я лишь мог отдать себя на милость Бога и обратить свою любовь к Нему.

Есть много книг, кассет и конференций по духовной войне, но, однако, мало кто обсуждает реальность того, как проходить через лабиринт духовной войны с ослабленной тетивой. Когда ваша тетива развязана, невероятно больно слушать увещевания других в Теле Христа, когда они призывают вас встать и бороться. Они не понимают или не верят, что вы не способны защитить себя сейчас. Не все пережили подобное состояние абсолютной сокрушенности и слабости. «Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою» (16:7).

Вот что Бог собирается сделать с этим, по крайней мере, частично: «сокрушил лук» (Пс. 45:10) из-за вашей неэффективности и неумелости в духовной войне. Вы думали, что вы точно попадаете в цель, но Он начинает открывать, что вы в действительности «обращались назад, как неверный лук» (Пс. 77:57). Он показывает вам, как стрелы, которые вы пустили в служении, устремлялись дальше, чем вы ожидали. Он собирается исправить ваше оружие, и, однажды исправленные, вы поразите цель с гораздо большей точностью. В Книге пророка Захарии (9:1-13) Господь показывает, как Он заточает Свой народ в темницу надежды для того, чтобы вывести его и использовать как могучий лук в Своей руке, при помощи которого Он мог бы стрелять. Контекст продолжает, называя Мессию — Божий «лук для брани» (Зах. 10:4).

Иисус знал, что Он как лук в Божьей руке, когда сказал: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Иоан. 7:18). Слово «истинен» — это термин лучника. Когда стрела летит истинно к цели, она поражает самый центр. Поэтому Иисус говорил: «Тот, кто говорит послание, исходящее из его сердца, говорит, ища славу для себя от других людей». Когда мы проповедуем Евангелие, желая внутренне произвести впечатление на других, тогда наше служение не попадет прямо в центр.

Иисус обращался здесь к самому базовому вопросу, который приводит к неточности в войне: желание выглядеть хорошо в глазах людей. Бог разоружит вас для того, чтобы действовать как можно сильнее в вашем сердце, истребляя желание получать похвалы от человека. Однажды исцеленные, вы станете очень ценными в духовной войне.

Когда Бог ослабил тетиву Иова, Он начал коренным образом изменять Иова как отца. К тому времени, когда Иов вышел из горнила, он был гораздо более точен в духовной войне. Духовные атаки на его дом все еще продолжались, но он был снаряжен на войну за своих детей гораздо более эффективно, помогая им двигаться по направлению к их высшему наследству.

7. Боль разлуки с Богом

Иов говорит об этом так: «Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (23:8,9).

У Иова больше нет ощущения присутствия Бога в его жизни. Бог, кажется, в тысячах миль от него и отказывается слышать крики Иова. Теоретически мы знаем, что Бог никогда не оставляет и не покидает нас (Евр.

13:5), но когда мы находимся в вихре эмоциональной изоляции подобного рода, очень трудно верить, что Бог действительно с нами.

Боль этой кажущейся разлуки с Богом усилена тем фактом, что самой сладкой радостью в вашей жизни было благословенное осознание Его присутствия и любви. Вы познали поцелуй Его уст (Его живых слов), вы упивались новым вином Его объятий. Вы знали привязывающее к себе удовольствие быть наполненным Святым Духом — пить из фонтана Бога, высвобождать поток небесного языка, греться в славе единственного, что удовлетворяет желание человеческого духа. Но теперь ваше осознание Его присутствия ушло (хотя Он все еще рядом), и вы не знаете почему.

Вы лишаете себя Его присутствия из-за непослушания. Когда вы покаялись, чувство Его присутствия было так замечательно восстановлено! Теперь вы не можете покаяться, чтобы снова оказаться в Его руках. Неважно, что вы говорите или как вы молитесь, ничего не меняется. Небеса стали медными. Ваши молитвы остаются без ответа. Когда ощущение Божьего присутствия уходит, вы будете искушаемы прекратить попытки молиться.

Когда Бог убирает ощущение, что Он слышит наши молитвы, некоторые люди обижаются на Бога. На самом деле все великие люди Библии имели возможность обидеться на Него — Авраам, Иов, Давид, Иоанн Креститель и многие другие. Прежде чем мы будем готовы к величайшему служению и плодотворности, мы должны пройти тест на обиду. Он спросит: «Ты любишь Меня, даже если не чувствуешь Мое присутствие?» Он обижает разум, чтобы открыть сердце.

Одна из целей испытания отверженностью, названная «молчание Бога», — это решить, служите ли вы Богу только из-за добрых наград Его Святого Духа.

Служите ли вы Ему, потому что Он удовлетворяет ваши внутренние желания и отвечает на ваши молитвы? Или вы служите Ему, потому что любите Его за то, кем Он является, даже если Он больше никогда ничего не сделает для вас?

Засуха этого духовного времени — сильный фактор в обновлении Иова.

8. Боль изоляции

Иов говорит многократно о своем одиночестве: «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня» (19:13,14). «Я стал братом шакалам и другом страусам» (30:29).

Бог создал нас социальными существами. По Его плану мы наполняемся эмоционально и радуемся, когда вовлечены в круг друзей. Найдется немного более важных вещей для нас в жизни, чем радость и общение с верными друзьями. Но когда вы входите в горнило Иова, многое, если не все, в вашем дружеском окружении меняется. Вытекающая из этого социальная изоляция мучительна. Некоторые из друзей больше не понимают вас. Некоторые из членов семьи отходят от вас или вы от них. Вы начинаете чувствовать, что страдаете совершенно один, что вы больше не можете раскрыть сердце перед теми, кому когда-то доверяли.

В одиночестве вашего сердца вы начинаете взывать к Богу сильнее, чем когда-либо раньше. И это как раз то, чего Он ждал! Его намерение в том, чтобы вы не отвлекались сейчас окружением, но чтобы вы посвящали больше времени для пребывания в тайном месте. В тишине с Богом вы начнете открывать, что можно удовлетворять свои социальные нужды в молитвенной комнате. Бог станет Тем, кто удовлетворяет ваши социальные нужды, таким образом освобождая вас, чтобы со всяким, кого вы знаете, вы могли обращаться с полной свободой.

Бог отделит вас от тех, к кому Он пошлет вас. Только через отделение они смогут увидеть измененные меха вашей жизни. Вы сможете, вероятно, вернуться к друзьям позже, но даже если вы это сделаете, природа взаимоотношений будет совершенно другой.

Именно отделение дало возможность семье Иова и его друзьям принять его обратно в свою жизнь абсолютно на другой основе (см. 42:11). Благодаря реализации Божьих целей в его жизни он казался им совершенно другим человеком. И так оно и было!

9. Боль ожидания

Иов говорит: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (14:14). А пока он непоколебимо посвятил себя ожиданию Бога.

У нас есть песни об ожидании Бога, которые мы поем в Америке. Это песни с приятными мелодиями. Но в ожидании Бога нет ничего милого и мелодичного.

Ожидание Бога — это самое жаркое пламя. Оно может быть невероятно мучительным. Когда жар разгорается, все наблюдают, как ваши обстоятельства взывают к немедленным действиям, а Бог говорит — ждать. Ничего не может быть жарче, чем это. Пожалуйста, не делайте из песни развлечение, потому что ожидание — это не праздник.

Пожалуйста, не сочиняйте веселой мелодии, потому что в ожидании нет веселья.

Вы не можете никому сказать, что вы ждете Бога. На работе все знают, что происходит в вашей жизни, люди спрашивают вас, что вы собираетесь с этим делать, а у вас связан язык. Как вы расскажете этим неверующим, что вы ждете Бога? И вы не можете сказать это теще. Ваша семья ждет, что вы встанете и возьмете ответственность на себя. Но Бог не позволяет вам действовать, Он настаивает, чтобы вы ждали. Это сильный жар и давление.

Чем больше я погружался в эту тему, тем больше я понимал, что все величайшие святые Библии имели один общий опыт: они все переживали продолжительные периоды ожидания Бога, когда Он исполнит Свое слово. Ожиданиеэто важный элемент в приведении Божьих святых на самые высокие горы духовного мира.

Ожидание необходимо, если мы собираемся когда-либо вступить в зону Бога. Его расписания и пути настолько радикально отличаются от наших (см. Ис. 55:8,9), что мы никогда не вырастем до понимания Его путей без вынужденной дисциплины ожидания. Мы всегда будем расстроены действиями Бога, пока мы не окунемся в знание Его путей, и это расширение духовной перспективы невозможно без долгого ожидания Бога.

Есть лишь один способ научиться выдержке и терпению — ждать. Первая написанная книга Ветхого Завета (книга Иова) — это трактат об ожидании Бога. Интересно, что первая записанная книга Нового Завета начинается с той же темы. Нет возможности доказать без сомнений и точно, какая из книг Нового Завета была написана первой. Однако большинство ученых согласилось после тщательного изучения свидетельств, что это, вероятно, было Послание Иакова. Имея это в виду, давайте взглянем на первые слова Нового Завета, положенные на бумагу:

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:1-4).

Новый Завет начинается с той же самой темы, что и Ветхий, — как выдержать испытание. Подобно Иову, мы «впадаем» в различные искушения. Праведный иногда падает семь раз, но каждый раз он встает (см. Прит. 24:16). Испытания производят терпение (выдержку), а терпение — это то, что сделает нас совершенными и цельными.

Когда у Бога действительно серьезная цель в том, чтобы произвести быструю работу в святом, Он останавливает все. Все движение вперед замирает. Потому что, чтобы сделать самую быструю работу, Бог ждет. Все останавливается, пламя разгорается до высшей точки накала, процесс очищения ускоряется. Ожидание — это самое жаркое пламя, но, будучи принято должным образом, оно становится катализатором процесса обучения. То, что в обычных обстоятельствах заняло бы десять лет, теперь будет сделано за три.

Горнило Иова не измерялось в днях или неделях, но в месяцах (7:3, 29:2). Было необходимо, чтобы срок испытания был достаточно долгим для полной переработки сущности Иова и изменения его по направлению к чистому духовному отцовству. То, что сатана намеревался использовать, чтобы сбросить Иова вниз, Бог использовал для совершенствования!

10. Боль страха Господня

Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю — и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня (23:15,16).

Понимаемый правильно страх Господень ужасает. Иов не боялся Бога должным образом. Ему нужна была помощь Бога, если он хотел быть крещенным в страх Господень.

Когда Бог касается вашей жизни и забирает что-то от вас, вы переживаете ужас от Господа. Тот, Кто коснулся этой единственной маленькой области вашей жизни, способен коснуться настолько большего! Если Его любящая рука причиняет такую боль, какой же будет Его рука суда? Содрогаешься даже при мысли об этом.

Пробуждение к страху Господа чрезвычайно болезненно. Я говорил со святыми, которые переживали выдающиеся посещения Богом в Его святости, и общее, что они выразили, был захватывающий страх Бога. В непосредственной близости Божьей святости они с болью осознавали свою непрочность и нечистоту своих рук. Именно страх потряс их до самой глубины души, и это не было одним из приятных переживаний.

Когда некоторые люди учат страху Господа, они уменьшают его силу. Они говорят: «Ну, на самом деле мы не боимся Бога, мы просто благоговеем перед ним». Нет, мы действительно боимся Его!

Павел написал о двух обстоятельствах, которые побудили его, как посланника Христа, достигать неверующих. Следующие два места разделяют лишь три стиха: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11), «Ибо любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5:14).

Павел был движим одновременно страхом Господа и любовью Христа. Страх Господа толкал его, любовь Христа притягивала его. Он должен был проповедовать Евангелие! У нас всегда будет недостаток мотивации, чтобы касаться неверующих, пока мы не узнаем и страх Господа, и любовь Христа. Я лично чувствую, что чрезвычайно нуждаюсь в обеих областях и постоянно прошу Его наполнить меня познанием Его страха и любви.

Когда Бог привел в ужас Иова, это полностью изменило его жизнь. Иов пробудился к новым высотам страха Господа, что послужило основным элементом в его подготовке, чтобы стать эффективным духовным отцом.

11. Боль разрушенного успеха

«Ты… сокрушаешь меня» (30:22). Иов был очень уважаемым человеком благодаря обильным благословениям в жизни. Бог сделал его успешным в делах, поэтому Иов был необыкновенно богат и влиятелен. Затем все это исчезло буквально в один день.

Это очень больно, когда Бог отменяет то, что было образцом успеха и благословения в жизни. Совсем недавно вас считали поставленным Богом в служении, но затем, после того как Бог начал производить изменения в вашем образе жизни, окружающие начали считать вас главным виновником упадка в развитии служения.

Я сам узнал боль ухода из служений, которые были значимыми для меня. В одном случае мне честно предложили уйти, в другой раз я больше не мог оправдывать разумные ожидания других и ушел с пасторского поста после тринадцати плодотворных лет.

Этот сценарий применим не только лишь к позициям служителей. Это может включать в себя подрыв развития служения, финансового, карьерного или семейного успеха. Ничто не действует на нас сильнее, чем утраченный успех.

У Бога есть планы по выведению на свет наших эгоистичных амбиций и гордости. Мы не замечаем этого, пока Он не выставит их перед нами. В жару горнила мы внезапно увидим мотивации наших сердец в вопиющей реальности. Это откровение оглушительно. «Господь, откуда это?» Господь говорит: «Это всегда было здесь. Я использую огонь, чтобы вывести все на поверхность и показать тебе».

Вы не можете покаяться в чем-то, чего вы не видите. Поэтому Бог разжигает огонь, отменяет ваши успехи и использует «спад в служении», чтобы открыть истинные мотивы сердца.

Иногда максимума ваших сил недостаточно. Когда Божьи цели заключаются в том, чтобы смягчить ваш дух погубленным успехом, вы можете все делать правильно, но все будет в беспорядке. Наблюдая, как рушится то, в чем мы были сильны и опытны, мы склонны восстанавливать сценарий снова и снова в нашем разуме, пытаясь понять путь, которым мы могли бы все сделать по-другому или лучше.

Вы можете стереть свои пальцы до костей, но этот корабль не развернется. Ваши лучшие попытки сделают очень мало. Бог губит ваш успех. Он разрушает ваши планы.

Бог готовил Иова к большему успеху, чем тот когда- либо предполагал. Но для того чтобы быть готовым к возвышению, Иов нуждался в сокрушении успеха. Через сокрушающее разочарование Бог готовил мехи Иова к принятию нового вина — успех на гораздо более высоком уровне.

12. Боль печали

Посмотрите на мучения души Иова, когда он пишет: «И цитра моя сделалась унылою, и свирель моя — голосом плачевным» (30:31). Бог заменил радостную песню Иова и вместо этого дал ему слезы и плач.

Я отождествляю себя с Иовом лично в этой боли. К тому моменту, когда я начал писать эту книгу, прошло уже семь лет с того времени, когда я начал петь. Пение имело большое значение в моей жизни! Я играл на пианино и был лидером прославления, меня часто просили проводить прославление для разных мероприятий в регионе и за его пределами. Я даже не берусь передать словами всю эмоциональную боль жизни без песни.

Я расскажу лишь одну личную историю в этой связи. Помню, как стоял однажды на служении хвалы. Все вокруг танцевали, хлопали и радовались. Но единственное, что я мог делать, — это плакать. Я думал про себя: «Господи, это действительно ужасно. Я написал книгу (Exploring Worship), которая используется во многих странах мира, чтобы учить Твой народ жертве хвалы. И теперь, когда это бедствие поразило мою жизнь, я не могу делать даже то, о чем я проповедовал. У меня нет жертвы хвалы, я просто не могу найти это внутри себя. Происходит что-то абсолютно неправильное. Господи, почему я не могу хвалить Тебя сейчас, как я учил это делать других? Я лицемер? Я, наверное, делаю что-то не так».

Тогда Господь направил мое сердце к Псалму 102 (стих 1): «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его». Я почувствовал, как Господь спросил меня: «Боб, а что внутри тебя?» Я ответил: «Господи, все, что у меня есть, — это слезы». Он сказал: «Дай мне то, что у тебя есть».

Бог планировал восстановить песню Иова, но между тем печаль была сильным толчком к изменению состояния его души, подготавливая его к чему-то большему.

13. Боль ложного обвинения

Елифаз был другом Иова, который разговаривал с ним первым. Вероятно, он был самым близким из всех троих друзей. Он даже мог быть лучшим другом Иова. Если это так, то обвинение Елифаза стало самым болезненным для Иова.

Елифаз расстраивался все сильнее и сильнее, поскольку не мог убедить Иова в грехе. Наконец, после двух безуспешных попыток Иова, он начал выдумывать причину. Он придумал, что Иов, должно быть, совершил какой-то ужасный поступок, и затем начинает запугивать Иова тем, что тот сам навлекает на себя бедствие от Бога. Он говорит своему другу: «Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (22:6-10). Но если кто-то и знал, что все это ложь, так это был, конечно, сам Елифаз! Гнев до такой степени ослепил Елифаза, что он начал искать ложные обвинения против своего друга.

Елиуй также выдвинул ложные обвинения против Иова: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога» (34:36,37).

Ложные обвинения не имеют веса, пока не начинают исходить от самых близких людей, затем они внезапно становятся мощными катализаторами обновления.

Когда прозвучали ложные обвинения, Иов смог защитить свое сердце против духа горечи. Он увидел, что ложные обвинения были частью Божьей воспитательной цели в его жизни. Вот почему ему было нетрудно молиться за своих друзей в конце книги (42:10).

Мы рассматривали различные пути, которые Бог использует, чтобы обновить наши меха и изменить отношение к отцовству. Мы отметили каждый из них фразой, начинающейся словом «Боль…» Теперь взглянем на последний способ — боль постоянного изменения.

14. Боль постоянного изменения

Иов написал об этом так: «беды, одни за другими, ополчаются против меня» (10:17) (в англ. Библии «перемены и войны всегда со мной». — Прим. пер.). Иов чувствовал, что находится в зоне военных действий, когда изменения происходят в его жизни с непрерывной регулярностью.

Но Иов не просто говорил об обычных изменениях, которые сопровождают повседневный рост. Каждый сталкивается с изменениями буквально каждый день, но это не то, о чем говорил Иов.

Иов говорил о досках пола, на которые опираются его ступни — элементы жизни, дающие чувство эмоционального и умственного равновесия. Он говорил: «Места, где я могу найти твердую опору, всегда разные, поэтому я постоянно меняю свое отношение к жизни, свою цель и направление». Декорации его окружения не переставали меняться, и напряженная нагрузка от нескончаемых изменений разрывала его душу.

Иов теперь несется по глубокой реке. Он не может коснуться дна. Его несет вниз в водовороте постоянных перемен, он не может выбирать направление, в котором ему нужно двигаться. Он потерял контроль над ходом событий.

Иов не понимает того, что делает в нем Бог, но используя эти четырнадцать факторов (я уверен, что были и другие) Бог меняет основу его личности. Меняются его мотивы, приоритеты и ценности. Его концепция духовного отцовства полностью обновляется. Он выйдет в конце с абсолютно новым отношением к отцовству, дающим ему способность быть отцом поколению, которое будет полностью отличаться от его первых десяти детей.

Тревожный синдром

Есть тревожные синдромы, которые часто обнаруживаются в повествованиях Ветхого Завета: некоторые из самых благочестивых отцов имели беззаконных детей. Вот некоторые печальные примеры:

• Могущественный пророк Самуил вырастил сыновей, которые были нечестными и жадными (1 Цар. 8:3-5).

• Три сына царя Давида (Авессалом, Адония и Амнон) погибли преждевременно из-за своих похо¬тей, гнева и эгоистичных амбиций.

• Иосафат был честным царем, но его сын Иорам был жестоким убийцей, который привел народ к идолопоклонству (2 Пар. 21:4-11).

• Езекия, благочестивый царь, который восстановил поклонение в храме в Иудее, был отцом Манассии, который был самым беззаконным царем, правившим в Иерусалиме.

Стоит заметить, однако, что обратное действие этого синдрома также истинно — Бог в Своей милости взращивал величайших святых из неблагочестивых семей. Такие люди, как Ной, Авраам, Ионафан и Иосия, являются свидетельством Божьей благодати.

Тем не менее остается истиной, что многие из великих духовных лидеров Библии не были способны передать свою духовность детям.

Бог всегда ставил целью, чтобы отцы воспитывали благочестивых детей. Малахия (2:15) объясняет причину, почему Бог соединяет пары в браке: потому что «желал получить от Бога потомство». Бог желает, чтобы духовные высоты, достигнутые одним поколением, стали платформой, с которой следующее поколение начинает восхождение к высшему положению в Боге.

У Иова была та же проблема. Он не мог зажечь своих детей любовью к Богу. Мы теперь приближаемся к самому сердцу книги Иова, центральному вопросу, вокруг которого вращается все в этой книге.

Значение испытания Иова проявляется в различии между его первыми и вторыми детьми. Сравнение между этими группами детей освещает предмет, которому посвящена эта книга.

Дети Иова, родившиеся до испытания, не отличались особенной духовностью. Они транжирили благословение Бога в угоду своей плоти. Они рассуждали: «Бог любит отца больше всех. Бог слушает его. Отец возносит жертвы за нас. Он сделает так, что все будет хорошо по отношению к Богу, поэтому пойдемте на вечеринку!» Их проблемой была духовная пассивность.

Дети Иова, родившиеся после испытания, были совсем другими. Они выделялись своей духовной красотой и непорочностью. И отличались от прежних, потому что их отец стал совершенно иным. Бог изменил его. Иов не должен был пытаться стать лучшим отцом, ему просто надо было быть самим собой. Проходя через горнило, он стал истинно духовным отцом.

История Иова иллюстрирует сильные духовные принципы: когда Бог обращается к поколению, Он начинает готовить людей задолго до их появления. Чтобы поднять избранное поколение, Бог готовит отцов и матерей.

Иов не единственный, кто может проиллюстрировать эту истину. Этот принцип также четко изображен во встрече Иакова с Богом в Пенуэле. Бог встретился там с Иаковом, чтобы изменить его отцовство. Позвольте мне объяснить.

Пенуэл

Пенуэл был местом, где ангел явился Иакову и где они боролись друг с другом всю ночь (Быт. 32:24-32). Иаков не остановился даже когда забрезжил рассвет, и тогда ангел коснулся его бедра. С того дня Иаков стал хромать. Хромота Иакова представляет Божий знак на человеке, который боролся во время темной ночи души и вышел измененным. Ангел также изменил имя Иакова на Израиль. Но я бы хотел, чтобы вы увидели, что Пенуэл был предназначен не столько для Иакова, сколько для Иосифа.

Рейтинг Иакова как отца был невысок. Его первый сын Рувим лег с наложницей Иакова, его следующие два сына Симеон и Левий часто действовали неразумно. Под воздействием эмоций они перебили целую общину людей. Его четвертый сын Иуда имел проблемы с проститутками. И Бог сказал: «Дела идут не в том направлении. Если ты останешься на этой дороге, Иаков, Я никогда не получу Иосифа, который нужен мне для Моих целей. Я изменю твой путь». Богу пришлось вмешаться в жизнь Иакова и обновить его мехи.

Пенуэл в корне изменил Иакова. Из-за пораженного бедра он должен был следить за каждым шагом. Одно неосторожное движение и он мог оказаться на земле. Теперь Иаков двигался крайне осторожно. Каждый раз он взывал к Богу за помощью и мудростью. Нам не нужны самоуверенные отцы, которые знают, что делают. Нам нужны отцы, которые были сокрушены, получили глубокий опыт и зависимость от Бога в каждом своем движении.

Во-вторых, имя Иакова было изменено на Израиль. Иаков означает «ловкач» или «обманщик», а Израиль — «царствующий с Богом». Несмотря на хромоту, Иаков продолжал жить, расправив плечи. Он жил пониманием того, что Бог любит его и покровительствует ему, и что он избран для уникального благословения. Он понимал свою слабость (хромоту), но он также понимал, что предназначил для него Бог. Отцовство Иакова полностью изменилось.

Причина боли Иакова в Пенуэле была в том, что Богу был нужен Иосиф. И чтобы получить Иосифа, Богу был нужен отец, который вырастил бы Иосифа. Поэтому Бог изменил Иакова. Иосифы не появляются сами по себе, у них есть отцы. Старшие браться Иосифа были воспитаны Иаковом, но Иосиф был выращен Израилем. Теперь Израиль мог сделать вклад веры в своего сына, который дал Иосифу силы вытерпеть предательство и заточение.

Если бы Иаков имел несокрушенное благословение, он не смог бы подготовить Иосифа к рабству и заточению. У Иакова был Пенуэл, у Иосифа — тюрьма. Пытаясь понять свою тюрьму, Иосиф мог оглянуться назад на Пенуэл и начинать понимать Божьи принципы. Это одно из самых первых качеств духовного отцовства: духовные отцы оставляют в наследство следующему поколению пример и образец, которые дают возможность следующему поколению сотрудничать с Богом.

Подготовка последнего времени

Бог делал в Иове ту же работу, что и в Иакове. Он использовал бедствие Иова, чтобы полностью подготовить его к новому уровню духовного отцовства. В начале этой книги Иов был неэффективным отцом. В конце он передает фантастическое наследство своим детям, поднимая их к восхитительному духовному хождению с Богом.

История Иова — это живой образец того, как Бог будет действовать в жизни Своих слуг в последний час. Иов — первооткрыватель, раскрывающий природу Божьих стратегий последнего времени, направленных на то, чтобы воздвигать великих духовных отцов.

Когда вернется Христос, его встретит горячее поколение, которое будет двигаться вперед к своему духовному наследству с напором (Мат. 11:12) и упорством. Иисус посвятил Себя подготовке Своей невесты, тому, чтобы она была без пятна, порока или каких-либо других дефектов. Чтобы получить поколение, которое будет стремиться в Царство с неистовой решимостью, Бог посетит отцов. Он произведет поколение Иова, которое будет подготовлено, чтобы взрастить невесту Христа последнего времени.

«Первые будут последними». Первая написанная книга Библии станет прототипом Божьих путей в последний час.

Очень важно то, что Иов был не только поражен, но что он был также исцелен. Он был не только изменен, ему было дано свидетельство. У Иова было личное переживание силы воскресения Бога. Таким образом проявления силы воскресения посетят апостолов последнего времени, чтобы «признаки Апостола» (2 Кор. 12:12) были снова восстановлены в церкви.

Бог восстановит удивительные проявления силы для Своих слуг последнего времени, но Он проведет их сначала через горнило Иова. Боль горнила Иова имеет великую цель. Бог может доверить высший уровень власти Царства только тем сосудам, которые были искушены, сокрушены и очищены в горниле Иова. Бог даст Свою силу только верным сосудам. Он не может доверить дары силы несокрушенным. Те, кто знает великие победы без сокрушения, развивают в себе дух триумфа, и с ним невозможно жить. Апостолы последнего времени будут сокрушены первыми, так чтобы проявления силы могли быть смешаны с духом смирения, страдания и отчаянной зависимости.

Процесс будет болезненным, но горнило Иова произведет нечто славное: лидеров-слуг, которым будет доверена власть совершать большие дела, для того чтобы поднять поколение последнего времени, которое неистово последует за своим духовным наследством. Это та невеста, за которой возвращается Иисус!