16. Три дочери Иова

И было у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (42:13-15).

Я задал вопрос: почему Библия упоминает имена дочерей Иова, а не его сыновей? Это очень необычно в Писании. В книгах Библии нам даются имена сыновей, иногда приведены имена сыновей и дочерей, но нигде не приводятся имена дочерей без имен сыновей. Это место в книге Иова уникально. В чем его значение?

И вот ответ: дочери Иова представляют невесту последнего времени. Иов был подготовлен, чтобы воспитать и вырастить невесту Христа последнего времени.

В подготовке к своему возвращению Иисус побуждает Свою церковь понять то, что она невеста. Писание использует много метафор и аналогий, чтобы описать, кто мы как церковь. Мы называемся храмом, зданием, армией, телом, невестой, братством, священничеством, святым народом, горой и т. д. Из всех образов, которые помогают нам понять, кто мы во Христе, образ

невесты является самым полным и самым возвышенным.

Последнее употребленное в Библии называние церкви — невеста: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Отк. 22:17).

Дух Божий, создавая церковь как невесту, делает это для Себя. Сейчас многие в церкви больше понимают нашу тождественность с армией или телом. Эти образы чудесны и поучительны для нас, но они не являются высшим представлением нашей тождественности. Это правда, что Иисус возвращается за телом и за армией, но в первую очередь Он возвращается за своей невестой.

Когда Иисус смотрит на нас, видит ли Он армию? «Вон там есть несколько могучих воинов, они помогут Мне победить в этой войне!» Или Он видит тело? «Мне нравятся эти почки, Мое тело слушается Меня». Нет, когда Иисус смотрит на нас, Он видит невесту, которую Он страстно любит. «Ты Моя любовь, Моя дорогая, Моя обрученная, ты восхитительна в Моих глазах! Я не могу дождаться, когда мы соединимся в полном завершении плана Отца!»

Важно, чтобы мы в первую очередь смотрели на себя как на невесту, и только потом как на работников. Это правильный порядок двух великих заповедей. Если мы действуем как воин, который любит, мы сгорим на служении, но если мы пробудимся к нашей тождественности с невестой, мы откроем свое истинное предназначение. Работники, которые между делом любят, в конце концов истощатся; те же, кто предается в первую очередь любви невесты к Господу Иисусу и затем идет на работу, руководствуясь чистой любовью, смогут постоянно черпать из внутренних ресурсов этих целомудренных взаимоотношений любви. Неважно, как тяжела битва, у них будет благодать, чтобы выстоять.

Участие в наследстве

«И дал им отец их наследство между братьями их» (42:15). Этот стих говорит, что невеста последнего времени даст сестрам свободу получать полное наследство наравне с братьями. Этот стих позволяет сделать предположение, что прежде чем вернется Иисус, церковь наконец станет относиться к этому вопросу правильно.

Я говорю о вопросе «женщина в служении». Я боролся, как и многие из нас, со свидетельствами из Писания, которые касались уникальной функции женщины. Я мучился, как и многие другие, над значением греческих слов. Лично я не думаю, что у меня есть ответы на дилеммы, связанные с этой темой. Но этот стих говорит о том, что Бог даст нам более полное понимание, которое, по моему мнению, еще не появилось.

Все мы испытывали боль оттого, что из-за непонимания этого вопроса многие сестры в Теле Христа, получив отказ, ушли, лишились наследства или вовсе потеряли его. Это изменится. Я не знаю, как это будет происходить, но прежде чем все закончится, мы это поймем.

И дочери не будут вступать в борьбу, требуя свою часть. И братья не будут давать наследство сестрам. Скорее отцы разделят наследство, дав его и дочерям. Бог настолько изменит отцов последнего времени через горнило Иова, что они будут иметь власть и мудрость включить в число наследников и дочерей. Когда отцы дают наследство дочерям, братья не должны возражать. Отцы имеют право распределить наследство по своему усмотрению.

Дочери будут не требовать свое наследство, а просить. Пусть дух Ахсы, дочери Халева, придет на дочерей последнего времени. Ахса попросила у своего отца большее наследство. Фактически она сказала: «Почему я должна быть довольна ничтожным наследством моего мужа только потому, что я женщина? Мой отец Халев! Бог дал моему отцу огромное богатство! Я хочу получить его часть!» Она заставила своего мужа Гофониила просить у Халева, чтобы он дал ему землю. Но она опять была недовольна и вернулась к Халеву, попросив еще и источник воды для земли, которую она унаследовала. Она подошла к отцу очень уважительно: она спустилась на землю с осла, на котором приехала, чтобы поговорить с отцом (Иис. Н. 15:18). Она не была дерзкой или непочтительной, но ее сердце горело к наследству ее отца. Тогда Халев, проявив великодушие, дал ей в два раза больше — верхние и нижние источники. «Вы не имеете, потому что не просите».

Емима

Имена дочерей Иова имеют большой смысл. В древние времена имена давались детям в соответствии с качествами их характера. Имена трех дочерей Иова описывают качества невесты последнего времени. Взглянув на значения этих имен, мы видим три выдающихся качества невесты Христа.

Есть некоторые различия между толкованиями значения имени Емима. Один источник указывает на два: «голубь» или «подобная голубю» и «день». Таким образом, Моффат переводит его как «голубица». Вульгата переводит его как «день». Комментарий Кларка переводит его как «дни за днями», добавляя следующую цитату из халдейского текста: «Он назвал первую Емима, потому что она была такой же светлой, как день».

Самое популярное значение имени Емима это «светлая, как день». Толкование Кларка- «дни за днями» — также уместно, поэтому я предполагаю, что значение имени Емима указывает на зрелость невесты последнего времени.

Емима представляет невесту Христа в своей полной зрелости, готовую ко дню своей свадьбы. Она выходит замуж за Царя Царей, ведь Ему нужна невеста, зрелая во всех отношениях.

Представьте себе человека в день его свадьбы, который ведет свою невесту в апартаменты в отеле. Открыв чемоданчик, она достает куклу и принимается играть. Представьте огорчение мужчины! Он не знал, на ком женился! Он думал, что женится на зрелой женщине своего уровня, а она в брачную ночь достает свои детские куклы.

Иисус не хочет, чтобы с Ним произошло что-то похожее. Он хочет жениться на невесте, которая думает, как Он, говорит с Ним в унисон, разделяет Его ценности и мечты, способна к близким взаимоотношениям. Он хочет и заслуживает зрелой невесты.

Когда мы смотрим на церковь сегодня, она кажется плохо подготовленной к встрече с Женихом. Как же Бог подготовит невесту для Своего Сына?

Ответ, я думаю, таков: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11,12). Вот как Бог приготовит невесту: Он проведет свои пять служений через пустыню Иова.

Когда Божьи Апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя пройдут через горнило Иова, им будет дана сверхъестественная сила для того, чтобы снаряжать и готовить невесту последнего времени. В их жизни будет такая сильная благодать, что они станут сосудами, которые Господь сможет использовать, чтобы довести невесту до полной зрелости и готовности к возвращению Христа.

Емима представляет любовь невесты последнего времени ко Христу. Когда Он видит ее, Он поражен и очарован. Он говорит: «Отец, Ты обещал мне невесту, с которой я мог бы общаться, невесту, которая соединится со Мной на моем уровне зрелости. Теперь я вижу ее! Она красива, Отец! Спасибо Тебе!»

Кассия

Нет никаких разногласий среди ученых, изучающих еврейский язык, относительно значения имени Кассия. Они все согласны, Кассия — это цветок. Кассия — это прекрасный аромат, который упомянут в нескольких местах Библии.

Есть один псалом в Книге Псалмов, который перекликается с книгой Песни Песней — это Псалом 44. Подобно Песне Песней он говорит о браке невесты с царем. Псалом упоминает Кассию, описывая царя: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (в англ. Библии: «помазал миррой и кассией». — Прим. пер.) (Пс. 44:8).

Мирра и алоэ повсеместно использовались для похорон и специально упомянуты как использованные после смерти нашего Господа Иисуса (Иоан. 19:3). Поэтому Псалом (44:8) соотносится со смертью Христа. Кассия была одним из ароматов, который обозначал полное посвящение Христа целям Отца, даже до смерти. Таким образом, Кассия — это ссылка на посвящение невесты последнего времени. Ее жизнь настолько подчинена Царству и Божьей воле, что готова отдать Ему свою жизнь (Отк. 12:1). Она не отклоняется ни на йоту от исполнения Его воли. Мученичество — это честь, привилегия, возвышение. В послушании Господу она отвергает себя, неважно чего это стоит.

Это был великий призыв Апостола Павла:

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3:8-11).

Эта невеста настолько посвящена Божьим целям, что не только готова принять смерть, она даже желает жить «сообразуясь смерти Его», которую она могла бы разделить в пылком наслаждении познания своего Возлюбленного. Это указывает на многих мучеников, которые положат свои жизни вплоть до смерти как аромат Богу в самый последний день. Мученичество теперь усиливается по всему миру, но оно возрастет еще больше по мере приближения возвращения Христа.

Но у этой невесты нет никакой жалости к себе. Она уверена в том, что призвана быть ароматом среди тех, кто погибает (см. 2 Кор. 2:15), и если это означает быть излитым, как жертва, за веру других (Фил. 2:17), она не поколеблется. Она полностью принадлежит Ему.

Керенгаппух

Значение имени Керенгаппух гораздо более сложно для понимания, чем имена ее сестер. Оно состоит из двух слов. Давайте начнем с «Керен».

«Керен» имеет два равных значения: «рог» и «луч». Каждое значение может быть определено лишь по контексту. Интересно, что контекст не помогает нам в этом случае. Большинство комментаторов склонны к значению «рог», но другие настаивают на «луч». Лично я думаю, что оба значения могут иметь прямое отношение.

В значении слова «керен» как «рог» можно видеть два аспекта. Во-первых, термин «рог» использовался в военной лексике для обозначения власти или силы. Таким образом, некоторые исследователи видели в имени Керенгаппух воинственный оттенок. Во-вторых, слово «рог» было распространено в значении «флакон» или «контейнер». Некоторые связывали его с «рогом изобилия». Таким образом, здесь можно увидеть образ изобилия.

«Керен» также можно перевести как «луч». Именно в этом значении оно, без сомнения, использовалось в книге Исход (34:29,30), когда говорится, что «лице его [Моисея] стало сиять лучами». Лучи света действительно исходили от лица Моисея. Какая слава! И какой красивый образ света, который исходит от невесты последнего времени!

Теперь перейдем к значению второй части ее имени — «гаппух». Это стибиум, древняя краска, которую производили первоначально из морских водорослей и позже из сурьмы. Эта краска наносилась восточными женщинами вокруг глаз, как в случае с Иезавелью (4 Цар. 9:30), чтобы глаза женщины казались больше, ярче и красивее. Ее также накладывали на ресницы, веки и брови.

«Гаппух» имеет еще одно интересное использование в Библии. Оно переводится как «цветные камни» в книге Исаии (54:11): «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров». В этом месте употребляется слово, означающее цемент, который использовался, чтобы соединять камни друг с другом. Это был цветной, очень красочный цемент, который использовался для декоративного украшения здания.

Поэтому, связав Керен и Гаппух вместе, мы сталкиваемся с интересным разбросом мнений среди ученых касательно правильного значения ее имени. Возможно, самое распространенное это «рог из сурьмы» (по Вульгате) или «рог стибиума». Используя эту линию перевода, более современная версия должна читаться «пузырек с тушью для ресниц».

Комментарий Кларка называет это «перевернутым или изливающим из себя рогом, рогом изобилия». Моф- фат называл это «яблочный аромат». Халдейский текст гласит: «Он назвал… третью Керенгаппух, потому что ее лицо было такое же великолепное, как изумруд». Другие комментарии дают и «рог краски» и «перевернутый рог». Фаунт Шалтс склоняется к переводу «луч красоты ».

Кажется маловероятным, что мы когда-нибудь придем к какому-то ясному и точному переводу ее имени. Но образ различных значений последователен: в этом имени есть необыкновенная красота, свет, излучение и блестящие глаза.

Поэтому я полагаю, что имя Керен-гаппух указывает на славу невесты последнего времени. Она сияет красотой, в ней есть огонь к Единственному — ее возлюбленному жениху, Господу Иисусу. Ее жизнь излучает славу, которую не могут отрицать даже ее враги.

«Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Она будет излучать славу, которую признает даже мир!

Прежде чем все закончится, Бог снимет упрек со своей церкви. Нас называли «неуместными», «ханжами» и «бессильными», но Иисус исполнит пророческое слово: «более не отдам вас на поругание народам» (Иоил. 2:19). Невеста Христа будет славной перед всеми небесами и землей.

Невеста последнего времени будет зрелой (Емима). Она будет ароматом посвящения даже до смерти (Кассия). И она будет воочию славной, излучающей красоту (Керен-гаппух).

Господи, воздвигни поколение Иова, которое будет иметь силу, чтобы подготовить такую невесту последнего времени!