17. Достижения Иова

Иов прошел через долину и достиг чудесных вершин благословения. Часто мы хотим получить вершину Иова без его горнила. Мы хотим того, что получил Иов, но мы не желаем платить за подобное приобретение. И все-таки сегодня появилось много людей, которым дана неутолимая жажда к высшим достижениям. Они благословенны, они счастливы, они готовы переливаться через край, но в каком-то смысле они все еще пусты. Они не удовлетворены. Они знают, что есть что-то большее. Они жаждут откровения Иова. И они готовы платить цену.

В этой главе мы обобщим те славные приобретения, которые получил Иов, потому что оставался верным Богу во времена величайшего кризиса своей жизни.

Богатство и честь

В первую очередь, но на последнем месте по значимости, Иов был восстановлен в большем богатстве, чести и влиянии. На самом деле Иов был награжден двойным благословением. Сравните то, что у него было в начале, с тем, что у него было в конце:

• Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (1:3).

• И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц (42:12).

Простая арифметика показывает, что после освобождения Иов получил в два раза больше того, чем он владел до бедствия. Это совпадает со свидетельством Писания: «За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них» (Ис. 61:7).

Взгляните на это убедительное место: «А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне» (Зах. 9:11,12). Господь провозглашает двойное возмещение за изгнанных с Сиона, которые были узниками надежды в Вавилоне. Они находились на чужой земле, но продолжали хранить надежду на обещанное Богом возвращение в крепость Сиона. Поскольку они держали свои сердца чистыми в этой надежде (1 Иоан. 3:3), Господь подтвердил, что они выйдут из этой тюрьмы с двойной долей.

И социальная жизнь Иова также была восстановлена: «Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его» (42:11). После нескольких месяцев мрачного одиночества с Иовом снова искали общения, и его время пришло (заметьте: если вы скучаете в пустыне, тогда отдохните немного, потому что как только вы освободитесь, вы будете заняты как никогда прежде).

Божье благословение восстановило честь Иова среди его современников, и он занял более высокое положение, чем раньше. Бог защитил Своего слугу, который сохранил Ему верность.

Изменения в характере

Личность и характер Иова кардинально изменились. Пустыня изменила образ его мыслей, она изменила его ценности, его позицию относительно Царства Божьего и взгляд на жизнь.

Иов прошел через это как гигант веры, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7). Когда наша вера проходит через огонь, она становится очень ценной для Бога. Когда Бог видит веру, которая доверяет Ему даже когда все плохо, такая вера касается Его сердца, как ничто другое. Он находит это прекрасным и хочет сделать еще лучше. Когда Бог видит Иова, который доверяет Ему в непреодолимых обстоятельствах, это очень трогает Божье сердце. Поэтому Бог вывел Иова из испытания с полностью обновленной верой. «Пусть испытает меня, — выйду, как золото» (23:10).

Пустыня изменила стиль его отцовства. Его первые дети лишились своего наследства из-за «духовной пассивности», но Иов был так изменен горнилом, что смог вырастить еще одно поколение, которое было духовно активным и напористым, стремившимся к своему величайшему наследству.

Все это применимо и к последним дням. Бог проведет Своих слуг через горнило Иова, чтобы приготовить их к взращиванию поколения последнего времени, которое будет следовать за своим духовным наследством (см. Мат. 11:12). В действительности каждому поколению предлагалось наследство последнего времени, но пассивность продолжает сказываться даже сегодня. Но будет поколение, которое скажет «да», оно будет подготовлено к большему посвящению отцами, которые изменились, пройдя серьезное испытание.

Изменения в характере Иова проявляются в последних словах его книги:

И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (42:1-6).

«Знаю, что Ты все можешь» — вера Иова была сильнее и чище, чем когда-либо, она превратилась в великую уверенность в Божьей суверенной силе! Именно об этом очищении нашей веры говорил Петр, когда писал: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7). Апостолы последнего времени будут проявлять необычайную веру, но это будет вера, которая была сурово испытана и, пройдя через горнило, стала истинной. Они будут переживать великое страдание, будут освобождены через силу Божью, которая даст им способность вселять ту же благодать в других.

«И что намерение Твое не может быть остановлено» — этот стих выражает великое напряжение между верой, которая приводит Божью руку в действие, и пониманием, что Бог действует в соответствии со своими целями. Апостолы последнего времени не только будут иметь сильную веру, но и осознают, что Бог действует согласно Своей божественной цели. Когда Бог решает совершить что-то, то ничто не может остановить Его на пути к цели. И никакая вера не может изменить Его намерений, когда Он удерживает что-то. Самые высокие уровни веры будут доверены тем, кто узнал, что значит быть партнером Бога в исполнении Его цели на земле (которая иногда противоречит исполнению их собственного расписания).

«Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» — Иов вышел из горнила с глубоким пониманием своей ограниченности, своей никчемности без Бога.

Исцеление

После всех достигнутых вершин Иов был исцелен. «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» (42:10) (в англ. тексте: «Господь отменил пленение Иова». — Прим. пер.). Иов не просто перешел на лучший уровень жизни, Бог посетил и исцелил его. Иов пережил чудесную сверхъестественную силу Бога.

Исцеление Иова крайне важно для смысла книги и является необходимым ингредиентом для понимания того, что эта книга говорит поколению последнего времени. Вот почему его исцеление так важно: Иову было дано свидетельство для последнего поколения.

Молодежь должна видеть силу воскресения Бога в своем поколении. Мы можем говорить о том, как Бог исцелил нашу бабушку, или о том, как Бог сделал это в 1965 году. История может быть очень яркой, но это недостаточно для настоящего поколения двадцать первого века. Молодые верующие должны видеть Божью силу для себя.

Это было одной из важных особенностей, которые отличали новых детей Иова от предыдущих. Его вторые дети были свидетелями Божьей силы, они имели свидетельство Божьего посещения их отца, то, чего не имели первые десять детей Иова. Они были непосредственными участниками освобождения Богом праведного. Сила воскрешения, явленная Богом, зажгла во вторых детях Иова то, что дало им силы подняться к истинному величию и духовной красоте.

Пожалуйста, позвольте мне поделиться личной историей с вами, которая покажет, почему эта истина так важна для меня. Когда мне было тринадцать лет, моя мама заболела, у нее была опухоль груди. Мы подозревали рак, хотя она чувствовала ясное побуждение от Господа не делать биопсию. Ее здоровье быстро ухудшалось. Вскоре она уже была прикована к постели и не могла выполнять обычные ежедневные дела.

Я наблюдал, как мои родители начали следовать за Богом с невиданным доселе отчаянием. Я уходил в школу утром, когда моя мама сидела на кровати, читая Слово. Я приходил из школы и видел свою мать, стоящую у кровати на коленях, взывая к Богу. Мой отец (пастор) постоянно взывал к Богу. Их следование за Богом стало занимать все время, все 24 часа. Они отчаянно желали прорыва, потому что моя мама умирала.

Эта история, завораживающая и величественная (я рассказал ее более детально в книге «Огонь задержанных ответов»), но главное в том, что моя мать была исцелена мгновенно однажды вечером, когда мои родители поклонялись Богу. Ко времени написания этой книги ей исполнилось 70 лет, а она все еще полна сил и энергии!

Но это было то, что зажгло сердце тринадцатилетнего подростка, когда я наблюдал за Божьим ответом на молитвы своих родителей: ищите Бога от всего сердца, и Он откроется вам. У меня есть личная уверенность, что ответ на любую проблему заключается в пылком поиске лица Христа. Эта истина зажглась во мне, когда я стал свидетелем сверхъестественной исцеляющей силы Бога, коснувшейся моей матери.

И теперь, много лет спустя, когда я сам столкнулся с величайшим кризисом своей жизни, я был призван, через свидетельство моих родителей, страстно искать Бога изо всех сил. И вот за что я борюсь: я верю, что Бог посетит меня и исцелит меня Своей воскрешающей силой, чтобы мои дети могли свидетельствовать о сверхъестественной силе Бога, коснувшейся их отца, потому что у меня растут три ребенка, готовящиеся изменить мир! Я верю, что мои дети будут лидерами в своем поколении, подготовленные к могущественным подвигам в благодати Божьей. Когда они увидят, как сила Божья касается меня, это зажжет в их сердцах такое пламя, что никакое давление или кризис не смогут их достать.

Как первая написанная книга Библии книга Иова говорит в последние дни. Иов — это прототип апостола последнего времени. Исцеление Иова — свидетельство замечательной апостольской силы, которая будет освобождена в последний час. Апостолами последних дней, которые будут использованы на самых высших уровнях чудес, будут те, кто страдает больше всех. Бог вверит высшие уровни силы только тем, кто был смирен страданием, потому что они очищенные сосуды. Павел обладал такой необычной властью и силой, потому что много страдал. Только те, кто страдает во плоти, держатся в чистоте от высокомерных, восхваляющих себя наклонностей плоти.

Откровение Бога

Наконец, Иову было дано откровение от Бога из первых рук! Ничто не изменило Иова больше, чем эта полностью меняющая человека встреча с Богом.

Большего нельзя было и желать. Моисей говорил: «Господь, покажи мне Твою славу». Он хотел видеть Бога! Пусть это сильное желание наполняет ваше сердце преданной любовью к Богу, и тогда Он откроет ваши глаза и явит Свою красоту.

Когда Бог решает встретиться с нами, Он не снисходит до нашего восприятия. Он поднимает нас до Своего уровня. Бог не спускается вниз к Иову, Он поднимает Иова наверх, к Своему трону. Это та слава и великолепие, ради которых Иов вздыхал (см. 19:27)!

Последние слова Иова заставляют трепетать сердце: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5,6). Эта встреча с Богом лицом к лицу вводила Иова в горячие близкие взаимоотношения с Богом. Теперь Иов знал Бога на уровне близости, основанной на пережитом опыте (заметьте, возвышение Господа — это необязательно более высокая позиция среди людей, хотя это может быть. Но еще лучше возвышение к высшему духовному уровню. Это место большей близости, большего откровения, беспрепятственного знания).

Иов вошел в обетование, которое Иисус оставил нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5:8). Иов держал себя в чистоте даже в своем несчастье, и он был вознагражден величайшим даром, который человек может получить в этой жизни: видение Бога.

Иов пришел к пониманию Того, Кто есть от начала, — это главнейшее качество духовных отцов. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 Иоан. 2:13). Требуется сильное откровение о Боге, чтобы поднять кого-то на этот уровень духовного отцовства.

«Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Кто-то может сказать: «Смотрите! Проблемой в жизни Иова действительно было покаяние! Если бы он покаялся в начале книги, ему не нужно было бы проходить через все это». Нет, мой друг, это не так.

Иов говорит здесь то же, что и Исаия, который, увидев Бога, сказал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Это также опыт Даниила, который, увидев Бога, болел несколько дней. Это опыт Иезекииля, который упал на лицо перед славой Господа.

Иов видел Бога в Его прекрасном великолепии, и его единственным ответом могло быть только осуждение себя и прославление Бога. Он видел, каким банкротом он был по сравнению с богатствами славы Бога. Но какое чудо и величие он наблюдал! И хотя откровение Бога о Себе может быть трудным для переживания нами, людьми, созерцание Его величия стоит этого!

Теперь это был не просто акт покаяния со стороны Иова. Он не сказал: «Извини, Господь, за мои грубые слова и неправильные поступки». Иов говорил, что вышел из своего испытания с глубоким осознанием своей слабости, неадекватности, незначительности, пустоты и абсолютного ничтожества без Бога. Он был сокрушен. Это чувство личного банкротства никогда не оставит его, потому что оно было приобретено в огне, что дало ему возможность ходить в истинной зависимости и смирении перед Господом всю оставшуюся жизнь.

Часть откровения Иова включала то, о чем главы 38-42 не говорят подробно. На самом деле аспекты этого откровения описаны в главах 1 и 2. В какой-то момент после освобождения Иову было дано откровение, исходящее от трона Бога. Иов пережил что-то общее с апостолом Павлом, который написал о себе: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4). В конце Бог открыл Иову то, как разворачивалась небесная драма, которая послужила началом его испытания. Иов увидел трон, и ему было показано, как «пришли сыны Божии предстать пред Господа» (1:6).

Я верю, что Иов был первым человеком, которому был дарован взгляд (с земли) на Божий славный трон. Ему было дано откровение о небесном мире. Он также наслаждался невероятной любовью, которую Бог излил на него, показав ему, что Он думал о нем все это время. «Ты относился так ко мне с самого начала?» — должно быть, удивился Иов. Вот что Бог говорит Иову: «Ты прекрасна, моя любовь, у тебя глаза голубя, ты единственная у твоей матери».

Это откровение от Бога перевернуло приоритеты Иова в Царстве. Бог превратил его из «работника, который любит», в «возлюбленного, который работает». Этот сдвиг в мотивации находится на первой строчке расписания Духа Святого на этот час. Он открывает Себя нам, чтобы мы могли вырасти из нашей модели слуги и войти в осознание себя невестой. В современной церкви сейчас делается акцент на служителей, которые умеют любить. Почти каждая конференция направлена на взращивание работников, но Бог меняет это. Откровение о Христе как Женихе пробудит нас к отождествлению себя в первую очередь с возлюбленными Бога. Это, в свою очередь, воспламенит величайшие труды для Царства, которые не будут сгорать, потому что ничто не готовит нас лучше к служению терпения, чем желание наполниться любовью.

Тем, кто ожидает откровения от Бога, позвольте мне дать одно последнее ободрение: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто» (Пс. 17:25,26). Милостивый, искренний, чистый человек придерживается следующей уверенности: «Ты покажешь Себя». Да!

Взбираясь на гору

Псалом 17 является параллелью главы 42 книги Иова, потому что это псалом на отвеченную молитву. В Псалме 17 Давид радуется победе над врагами, которую дал ему Бог. Когда Давид торжествует после своего освобождения, он говорит, как Господь вывел его на широкое высокое место. Он пишет, что Бог «делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня» (Пс. 17:34).

Подобно Иову, Давид говорит: «Бог не только ответил на мою молитву, Он поднял меня на высокое место, которое я никогда раньше не знал». Иов был поднят на высокое место в духе, он наслаждался в радости от Бога, которую он получил на вершине отвеченной молитвы.

Но когда я размышлял о Псалме 17 (стих 33), я увидел следующее: высоты духовного продвижения невероятно крутые. Самые высокие вершины в Боге не окружены холмами, они выступают как вертикальные утесы. Высокие места в духе характеризуются голыми скалами и крутыми обрывами. Для того чтобы ориентироваться в такой скалистой местности, мы должны сначала тренировать ноги, чтобы они стали как у оленя.

Я разговаривал с охотниками на оленей. Они говорят с изумлением и благоговением о способности оленя проходить по крутым склонам. Ноги оленя не так тяжелы, как копыта лошади, но они мягче и более гибкие. Копыта действуют как пальцы, поэтому олень практически хватается за скалу, когда поднимается по склону. Он может ставить ногу на очень острые куски выходящих на поверхность скал. Олень может передвигаться по крутым склонам, прыгая с невероятной скоростью и вызывающей восхищение грацией.

Высокие места в Боге коварны и опасны. Если вы упадете с низкого холма, вы можете отделаться порезами и синяками, но если вы смогли подняться, просто отряхнитесь и снова устремляйтесь вперед. По-другому обстоят дела с высокими подъемами. Если вы падаете с крутого обрыва высшего места в Боге, это может означать вашу гибель.

Церковная история вымощена историями мужчин и женщин, которые упали с высоких положений в Духе. Вот эти опасности: духовная гордость, осуждение, религиозный дух, независимый дух, самообман, чувство незаменимости, хвала от людей, когда вам дано высшее откровение; влияние на людей, которое появляется, когда другие отдают должное вашим достижениям; удерживание финансов, которые текут с помазанием… список можно продолжить. Эти опасности имеют способность разрушать, если вы теряете ориентиры.

Духовные отцы могут вести молодых верующих, когда они карабкаются на гору Бога, потому что они заплатили цену за обрывы. Духовные отцы имеют шрамы, которые доказывают, что они уже исследовали многие трудности дороги в Боге. Они ободрали колени на острых выступах опасностей и могут сказать: «Не иди сюда». У Бога есть высоты Духа, Он планирует привести тебя к ним. Но Он любит тебя слишком сильно, чтобы повести тебя на гору, не натренировав сначала твои ноги. Поэтому сначала Он ведет в долину, где проведет интенсивную тренировку для твоих ног. Затем, когда ты начнешь взбираться на гору Бога, ты будешь ходить по той местности с чрезвычайной осторожностью, смирением, сокрушением и безоговорочной зависимостью от Бога.

Писание дает нам поразительный пример человека, который взошел на высочайшие вершины в Боге, но упал и погиб. Человек, о котором я говорю, это сын автора Псалма 17. Когда Давид передал царство Израиля своему сыну Соломону, все шло правильно. Народ процветал, на всех границах был мир, в святилище было установлено истинное поклонение. Соломону было вручено царство на серебряном блюдце. Он получил все с легкостью.

Затем самый мудрый человек на земле сделал самую глупую вещь. Соломон — человек, которому Бог сверхъестественно дал невероятную мудрость и разум, — поклонился куску дерева. Подумайте об этом! Он поклонился недвижимому идолу! (Его многочисленные жены совратили его к идолопоклонству.) Мы говорим о человеке, который написал целую книгу Библии! Соломон ходил по высотам Песни Песней и видел скрытые сокровища Притч. И теперь он поклоняется идолу? В чем же дело?

Это правда, что Соломон получил чудесные высоты в Духе, но его ноги не были натренированы в долине. Он все получил слишком легко. В отличие от своего отца Давида, который провел семь лет в пустыне, спасая жизнь бегством от царя Саула, у Соломона не было пустыни. У него не было горнила. Он получил возвышение без обрезания. Он забрался на гору, не упав сначала в долину, и поэтому он не был достаточно подготовлен к коварным утесам горы.

Господь любит тебя слишком сильно, чтобы позволить тебе разбиться на высокогорье, как это произошло с Соломоном. Поэтому он тренирует твои ноги в долине Иова, делая твои стопы чувствительными к опасностям и готовя тебя к тому, чтобы ориентироваться на высотах Бога с благодатью и красотой.

Бог не накладывает горнило Иова на каждого. Он дарует его тем, кто имеет сильное стремление в сердце к высшему наследству. Не бойтесь, Бог не выведет вас на путь, о котором вы не просили. И если Он введет вас в горнило Иова, не бойтесь — это проявление Его великой любви к вам (см. Отк. 3:19).

Не делайте ошибки: высоты Бога связаны с великой ценой. Пусть мудрость соизмерит цену. Но взгляните на то, что приобрел Иов! И примите это от того, кто карабкается на гору: это того стоит!