6. Внимать и обратить

Мы должны принимать и сохранять Слово Божье (Прит- чи 2:1) для того, чтобы могли ухом своим внимать мудро- сти и обратить сердцесвое к разумению (Притчи 2:2). Одно идет за другим.Вначале мы должны принять Слово Божье – Самого Бога – перед тем, как сможем внимать мудрости своими ушами и обратить сердце к пониманию. Ключевымсловом в Притчах2:2 является слово«чтобы». Это слово говорит нам о том, как именно Бог приготавли- вает наши сердца к обретению познания о Нем.

Мы внимаем своими ушами и обращаем свое сердце, в то время как готовимсвое сердце к стопроцентному по- слушанию работеСлова Божьего в нас. По своей натуре мы не хотим слушатьБога, даже если нам известно, ка- кие блаженства нам предлагает Слово. Свое сердце мы такжене хотим обращатьк следованию Божьимипутями. Мы хотим иметьвсе вечные удовольствия без каких­ли- бо перемен с нашей стороны.Требуется сверхъестествен-

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОМу

ное действиеДуха Святого, чтобыпроизвести в нас то, что благоугодно Ему.

Цель Слова состоитв том, чтобы преобразовать нас, чтобы привести нас в свет и полное согласиес тем, Кем является Бог. Это и есть познание Бога. Это больше,чем ежедневные занятия с Библиейили то, что мы называемпродуктивным уединением или ретритом. Иметь позна- ние Бога – означает воплощатьХриста в себе. Его жизнь содержится в Его Слове,и конечная цель Бога состоитв том, чтобы явитьСвою жизнь в нас. ЧерезЕго Слово Его жизнь вливается в нас.

Иисус говорил о преобразующей силе Слова: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан- на 15:3). Иаков повелевает нам: «Посему, отложиввся- кую нечистоту и остаток злобы, в кротостипримите насаждаемое слово, могущее спастиваши души» (Иа- кова 1:21). Когда мы смотрим через Писание на то, Кем является Бог, на то, что Он думает и как мы выглядим в Его глазах, то изменяемся. Мы не преобразуемся благода- ря своей решимостиили посвящению, но преобразуемся через силу Слова,пребывающего в нас. Мы спасаемся и изменяемся в той степени, в которой мы принимаем на- саждаемое Слово.В этом процессе есть как наша часть, так и Божья. Он не будет выполнять нашу работу, а мы не сможем выполнить Его роботу.

Наша задача состоитв том, чтобы принимать Словоче- рез размышление, пение, молитву и расположение свое- го сердца к полному послушанию. Чтобы эффективно вы- полнить свою часть, мы должны понять и иметь веру, что Слово обладает силой приносить преобразования:

ЗаконГоспода совершен,укрепляет душу; от- кровение Господаверно, умудряет простых. По- веления Господаправедны, веселят сердце; запо- ведь Господа светла,просвещает очи. Страх Го- сподень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина,все праведны; они вожделеннее золота

ВНИМАТЬ И ОБРАТИТЬ

и даже множествазолота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняетсяими, в со- блюдении их великая награда. (Псалом 18:8­12)

Этот процесс обращения не является однократным. Это долгий процесс, временами болезненный, но целикомстóящий того. По мере того как мы настойчиво приходим к Богу и сидиму Его ног, Слово трудитсяв нашем внутрен- нем человеке и изменяет нашу душу изнутри.

Слово Божье обладаетсилой пленять нас и привлекать к сердцу Божьему.Вначале это переживание покажется очень радостным и приятным. Слово Божье имеет слад- кий вкус, особенно когда мы начинаем переживать на себе Божьи блаженства и постигать безмерность Его люб- ви к нам. Чем больше мы стремимся к Слову Божьему,тем больше оно изменяетнас в образ Божий. Нам становится неприятно и больно тогда, когда Слово действует внутринас, ведя войну в тех уголках нашего сердца, которыебун- туют против истины Божьей, Его путей и Его руководства в нашей жизни. Вкус сладости Слова укрепляетнас в спо- собности переноситьгоречь этого Слова. Бальтазар пони- мал, что нам необходимо знать, чего ожидать,когда мы внимаем Слову: «И вот как Слово Божье влечет человека к истине: оно открывает для него мир любви, в котором тот чувствует себя великолепно, мир любви, которыйон не может не признатьименно тем, что ему нужно,тем, что ему подходити чего он желает больше всего. Но если такой человек захочет остаться в нем, то его сердце будет выметено и вычищено до самогооснования» («Молит- ва», стр. 234).

Несмотряна все неприятные чувства,которые нам при- дется испытать,мы должны достигатьобращения нашей души, если хотим войти в свою судьбу познания Бога. Если мы жаждем преобразования через познание Бога, топожелаем остаться в этом процессе независимо от того,какую придется заплатить цену. Только через вни-

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОМу

мание СловуБожьему и принятиеего всем сердцеммы сможем пережить Слово на себе и измениться. Поначалу мы будем ощущать внутреннее сопротивление, но если мы верны в поискахБога, сила лукавого будет сокрушена в нашей жизни. Именно с таким пониманием мы можем двигаться дальше в нашем путешествии по Притчам 2.

В истинном познанииБога содержится мощнаясила, которая проникает в самую глубину нашего естества. Она меняет нас изнутри, принося реальность и истину Божью в наш дух. Все мы имеем внутри себя твердыни, выстро- енные изо лжи и восстающие противпознания Божьего. Слово снимаетпокрывало с наших внутренних действийи мыслей, оно открываетнаше неверие, наши похоти и за- висти, нашу горечь, жадность и корысть. Сила истины вхо- дитв нас, чтобы разрушить наше внутреннее согласиес ложью и тьмой. Бог освящаети отделяет нас посредством Своего Слова, которое есть истина (Иоанна 17:17).

Во время нашего следования к познанию Бога мы все повстречаемся с периодами противостояния, когда вну- три нас сталкиваются Слово и грех. Как и Павел, мы осоз-наем, что внутри нас бушует война:

Ибо плоть желает противного духу (воюет про- тив Духа), а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Галатам 5:17, комментарий в скобках автора)

Ибо по внутреннему человеку нахожу удоволь- ствие в законе Божием;но в членах моих вижу инойзакон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона гре- ховного, находящегося в членах моих. (Римлянам 7:22-23)

ВНИМАТЬ И ОБРАТИТЬ

Когда мы обретаемвúдение глубины Божьей и стре- мимся к ней, мы встречаемсопротивление внутри самих себя. В нас действуетзакон греха, и его невозможно по- бороть своими силами. Мало просто хотеть, чтобы его не стало.По своей природемы испорчены и греховны. На нас повлияло наше прошлое и наше окружение. И правда, многие из нас настолькорасшатаны и изранены, что диву даешься, как мы можем ладитьдруг с другом даже в тече- ние нескольких часов.

Большинство людей тратит огромнуючасть времени и массуэнергии в попыткахразрешить все свои пробле- мы с помощьюконсультирования и молитвы.Хотя это мощные средства, которыепомогают нам на нашем пути, мы не можемзаменить ими насаждаемое Слово Божье, действующее в нас. Создается такое впечатление, что в большинстве церквей мы только и делаем, что избавля-емся от плохого, но не насаждаем доброго. Мы разруша- ем депрессию, зависимости и страхи, но не наполняем себя познанием Бога и не стремимся к Святому. На какое­ то время наши проблемы покидают нас благодарятому, что мы слышалина семинаре или получилина служении освобождения. Но если наши семинары и служения осво- бождения не будут сопровождаться радикальным поис- ком познания Бога,все эти проблемывернутся обратно.Мы не можем только разрушать препятствия и твердыни, нам необходимо разобраться с корневой системой, кото- рая их порождает. Мы должны вырватьплохие корни и насадить добрые – те, которые зиждутсяна Слове Божьем и глубоком познании Его.

Одна из проблем состоит в том, что мы живем в мире, который ищет быстрых решений. Мы хотим чего­то, и хо- тим этого прямо сейчас,и, желательно, без лишних уси- лий. Но быстрыерешения подобно пластырюна глубокой ране. Пластырьлишь прикрывает рану на короткое время,но не исцеляет проблемы.Если мы действительно хотим измениться, то должны разобраться с нашими проблема-

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОМу

ми более эффективно. А это значитпосвятить себя дли- тельному процессу преобразования. От двойственности сердца и свергаемых твердынь можно избавитьсятолько одним способом:позволив Слову Божьему изменить нас изнутри и привести нас в единство с Богом.

В своем «Собрании сочинений» св. ИоаннКрестный пи- шет: «Предназначение Слова Божьего заключается в том, чтобы вкладывать, вливать в нас жизнь Божью. Если душа к этому не готова или противится этому, Слово приходит как огонь и сжигаетдушу» (стр. 650). умереть для самих себя и подвергнуться преобразованию необходимо для того, чтобы очиститьи подготовить нас к тому, чтобы Сло- во могло обильнопребывать в нас. Сила Слова призвана сломитьнас настолько, чтобы мы могли принять истину в нашего внутреннего человека.

Внимание Слову – задача не из легких. Павел говорил:

«Душевный человек не принимаеттого, что от Духа Божия, потому что он почитаетэто безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобносудить ду- ховно» (1 Коринфянам 2:14). Мы должны воеватьс нашей греховной природой и позволять Слову двигаться внутри нас. Нам постоянно необходимо делатьвыбор противо- стоять желаниям плотии уповать на награду, котораядей- ствительно стóит нашей жертвы. Наше желание познать Бога должно быть больше нашего желания сохранитьсвои твердыни и тайные грехи.

Когда мы настраиваем свою жизнь на Слово Божье, то всегдабудем находить радостьи счастье в вечном Слове, которое живет внутри нас. Но мы также столкнемся с оже- сточенной войнойв наших членах.По мере того как Слово будет выявлять внутри нас многие области, враждующие со Словом Божьим, мы будем узнавать цену внимания Слову.

Именно здесь мы обычно начинаемсомневаться в Боге

ВНИМАТЬ И ОБРАТИТЬ

и в том, что Он делает в нашей жизни.Нам неприятно, когда Дух Святойоткрывает и разрушаетложь и тайные грехи внутри нас. Мы знаем, что Он берет пропащихлю- дей и делает их похожими на Себя. Но почему Бог хочет уподобить нас Себе? Зачем нужно это болезненное пре- образование? Что происходит? Иеремиязадавался тем же вопросом:«Обретены слова Твои, и я съел их; и было словоТвое мне в радость и в веселиесердца моего… За чтотак упорна болезньмоя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание?» (Иеремия 15:16,18).

Бог делает это потому, что хочет, чтобы мы знали Его, и не теоретически или мысленно, а реально. Он желает союза с нами через Слово.Он хочет построить жилище внутри нас, чтобы Его Слово – Его Сын – могло полностью обитать в нас, а мы – в Нем. Он желает всецело обладать нами. Но наши тайные компромиссы и твердыни мешают этому союзу, так как Святойне может обитатьв одном ме- сте с грехом.Через молитву размышления и созерцания Бог начинаетубирать те стороны нашей души, которыееще не до конца подчинены Ему, чтобы освободить место для Своей обители. Он подготавливает нашу душу с по- мощью суда.

Когда мы начинаем понимать, что Он делает и почему Онэто делает, мы можем принимать Его действие, боль и прочее. Мы начинаем обращать свое сердце к послуша-нию.

Ибо через контактс чистотой Слова чело- век приходит к пониманию собственной нечи- стоты и загорается желаниемизбавиться от нее любой ценой. По своей воле он бросается в огонь, чтобы он не толькоозарил его, но и по- глотил и воспламенил его … огонь, которому он подвергается, не утихнет до тех пор, пока не проникнет в самую глубь его естества,при ус- ловии, что он подчинится ему и не отступит.(«Молитва», стр. 225)

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОМу

Принять и сохранитьСлово недостаточно, и мы не мо- жем остановиться на том, чтобы только вниматьСлову. Мы должны пройтивесь путь и обратить свое сердце к тому, чтобы ходить в послушании Слову Божьему.

Послушание – это проявлениегосподства Слова Бо- жьегов нашей жизни. Это место настоящегоотдыха, где мы зависим всецелотолько от Отца.Иисус подчеркивал важность сознательного послушания в ночь перед Своей смертью:

· «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ио- анна 14:15)

· «Кто имеет заповедиМои и соблюдает их, тот лю- бит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсьему Сам». (Иоанна 14:21)

· «Кто любит Меня, тот соблюдетслово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. НелюбящийМеня не соблюдает слов Моих; словоже, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца». (Иоанна 14:23­24)

· «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповедиОтца Моего и пребы-ваю в Его любви». (Иоанна 15:10)

Когда мы позволяемСлову судить нас, когда мы пови- нуемся Богу, в то время как Он выноситна свет наш грех, нам нужно смотретьдалеко в будущее:лучше позволить Слову судить нас сейчас,чтобы нам не бояться быть осуж- денными у великого белого престола (см. Откровение 20:11­12). Больно отказываться от греховного удоволь- ствия или комфорта, больно отпускать горечь.Трудно смотреть в лицо своему греху, особенно когда создается впечатление, что каждыйраз, когда мы открываем Слово, внутри нас обнаруживается что­то новое. И все же боль суда абсолютно необходима на нашем пути Притч 2.

Периодыпреобразования и очищенияценны и необхо- димы. Бог начинаетдобавлять страха Господняк нашему

ВНИМАТЬ И ОБРАТИТЬ

наслаждению Словом. Он производит в нас благочести- вый трепет перед Словом,что в свою очередь побуждаетнас желать повиновения Богу во что бы то ни стало.Опять же, зачем? Затем,что существует непосредственная связьмежду послушанием и любовью, любовью и послушани- ем. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдаетих, тот лю- битМеня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблюего и явлюсь ему Сам» (Ио- анна 14:21).

Еще одна причинаБожьего суда: Он желает найтиСебе обитель в тех, кто в послушании отдает всю свою жизнь силе Слова:

Небо – престолМой, а земля – подножиеног Моих; где же построите вы дом для Меня, и гдеместо покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говоритГосподь. А вот на кого Я призрю (взгляд с неба): на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего (отвеча- ющего послушанием) пред словом Моим. (Исаия 66:1­2, комментарии в скобках автора)

«Сокрушенный» буквально означает «хромой,увеч- ный». Это значит,что внутри нас имеется надлом или уве- чьев хорошем смысле.Люди с сокрушенным духом боль- шене уповают на свою плоть, но они во всем зависят от Господа. Бог ищет тех, кто послушен,смирен и сокрушен, и кто трепещет перед Его Словом.

Бог желает иметь для Себя место покоя. Он готовит че- ловеческие сердца,чтобы они вошли в согласиес Ним и являли жизнь Христа в каждой мысли, в каждом слове и деле. Вдобавок к тому, что Бог готовитнас быть Его обите- лью или местом покоя, Он подготавливает и наши сердца квхождению в место покоя. Евреям 4 говорит, что покой для народа Божьего находится в Самом Иисусе Христе.

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОМу

Посему для народа Божия еще остаетсясуб- ботство. Ибо, кто вошелв покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итакпостараемся войти в покой оный, что- бы кто по тому же примеру не впал в непокор- ность. (Евреям 4:8­11)

Мы не войдем полностью в покой, пока не придет век грядущий. Тем не менее,хорошая порция этогопо- коя доступна любому, кто пробивается через внутреннее и внешнеепротивостояние и отвлечение. успокоиться от своих дел не означает,что мы ничего не делаем.Это озна- чает, что мы уповаем на Бога и повинуемсяЕму. Во всем, что мы делаем, мы покоимся в Нем, даже когда трудимсяс Ним. Это означает, что мы позволяемХристу жить Своей жизнью в нас, и мы становимся полностью Его. Мы боль- ше не принадлежим самим себе. «Ибовсе, водимые Ду- хом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам 8:14).

Автор послания к Евреям не просто дает нам надежду на покой в Боге, он говоритнам о том, что мы должнычто­то сделать для этого. Он как будто взывает: «Итакпо- стараемся войти в покой оный».Мы должны приложить все свои усилия нашей воли, чтобы войти в покой – покой полного растворения в Боге и Бога в нас.

Как нам прийти к этому покою? Мы уже знаем, что не можем войти в эту обитель без посторонней помощи. Евреям 4:12 напоминаетнам о том, что в этот покой нас сопровождает Слово Божье, котороеесть Человек, наш Первосвященник.

Ибослово Божие живои действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа,составов и мозгов,и судит помышления и намерениясердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все об- нажено и открыто перед очами Его:Ему дадим отчет. (Евреям 4:12­13)

ВНИМАТЬ И ОБРАТИТЬ

Давайтене забывать, что мы имеемдело с живым Сло- вом. Мы не можем просто читать Библию, когда нам за- хочется. Слово не пассивно.Этот Человек – Иисус – рев- нует о том, чтобымы знали Его. Его любовь – ревнивая любовь.Он активно движетнас в покой Божий. Он видит, Он слышит, Он знает, Он чувствует и Он действует. Он является обоюдоострым мечом благодати и истины, ко- торый способен ясно указать на наши бунтарские сторо- ны. Он пронзаетнас, чтобы выявить, как мы разрываемся между грехом и святостью. Все обнажено перед всезнаю- щим Судьей.

Мы испытаем на себе различныепериоды и действия Слова, по мере того как продвигаемся в познании Бога. В зависимости от того, где мы находимся, Слово будет либо очищающей водой, пламенеющим огнем,мощным моло- том либо мечом из Еврееям 4. Если мы обращаемсвое сердце к Слову, проходячерез все периодыи применяя его в своей жизни, мы придем к познаниюи пониманию истинного покояХристова. Этот покой освобождает нас отнашего порабощения грехом. Мы понимаем,как мало сил у нас, но как много силы у Бога и как сильно Он желает проявитьее в нашей жизни, если мы стремимся к Нему всем своим сердцем. Когда покой Христоввысвечивает нашу убогостьдуха, это производит в нас вопльо том, что- бы иметь больше Его. В следующей главе мы рассмотрим тему духовного голода.