Первоначальный Божий план

Лицемерие и искренность противоположны друг другу. Если посмотреть на близкие отношения Бога с Адамом и Евой, которые были до грехопадения, можно легко заметить, что лицемерия не было там.

Только то я нашел, что Бог сотворил человека искренним, а люди пустились во многие хитрости.

— Екклесиаст 7:29 (Цитируется согласно немецкому переводу Библии – Прим. переводчика)

В Переводе Библии «Надежда для всех» этот стих звучит следующим образом: «Только тому я научился, что Бог создал человека искренним и правдивым, а теперь люди стали лживы и расчетливы».

Бог абсолютно истинен и чист. В Его характере нет ни малейшей тени расчетливости и лицемерия. Он сотворил человека по Своему образу, который был таким же праведным, как Он Сам.

Лицемерие, расчетливость и неискренность – это качества сатаны. Давайте осознаем, что лицемерие является демоническим влиянием на нашу жизнь. Каждый, кто дает место врагу, становится орудием в его руках независимо от того, как часто посещает богослужения или молится на иных языках. Вторая часть стиха «люди пустились во многие хитрости» метко описывает то, что происходит в наших харизматических церквах, в молитвенных группах и на домашних ячейках. Мы часто показываем слишком натянутое, надутое, так сказать, супердуховное христианство. Например, такие выражения как «апостольское служение» и «апостол», «пророческое служение» и «пророк», или «Господь мне сказал», или «в силе Духа Святого» употребляются к тому, что не является таковым. Некоторые успешные руководители считают, что если их церковь выросла численно, и в ней происходят различные проявления Духа Святого, то они справедливо становятся апостолами в своем регионе. Это карьеристы в духовном мире, если можно так выразиться.

Согласно Священному Писанию старейшина или руководитель церкви имеет ограниченную власть, которая распространяется только на его поместную церковь. Через несколько лет успешного служения в своей церкви он не может автоматически стать апостолом. Апостол обладает властью везде, куда бы он ни был послан. Его власть не ограничивается одним местом, церковью, к которой он принадлежит.

Итак, бойтесь Господа и служите Ему искренне и верно …

— Иисус Навин 24:14 (Цитируется согласно немецкому переводу Библии – Прим. переводчика)

Искренность и верность являются двумя важными предпосылками для служения в Царстве Божьем. Если в нашей жизни мы лицемерим, мы не должны удивляться тому, что в нашем служении нет силы. Мы не должны прибегать к «хитростям»; мы должны отложить лицемерие и служить в искренности сердца.

Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие …

— 1 Паралипоменон 29:17

Бог прежде всего смотрит на наше сердце. Поэтому Писание призывает нас больше всего хранить свое сердце (Пр. 4:23). Проверь свое сердце! Есть ли в нем искренность? Назови по имени, что угодно Господу. Позвольте показать это на практических примерах:

Кто-то может сказать: «Господь открыл мне не участвовать в детском служении». В действительности же нужно честно признаться: «Я разочарован(а) непослушанием детей. Мне очень неприятно, и я чувствую себя оставленным(ой) наедине. Так дальше продолжаться не может».

Нельзя ожидать, что с твоих первых слов братья и сестры узнают настоящую причину твоего поступка. Ты не можешь рассчитывать на то, что они смогут помочь тебе в твоей проблеме. Ты можешь так и остаться недовольным детьми и с огорчением в сердце. Кто будет спорить с тобой, если Бог сказал оставить детское служение? Так враг достигает своей цели. Из-за религиозного лицемерия твое служение прекратится, хотя Бог здесь будет ни при чем. Ты будешь разочарован в своих братьях и сестрах. И если это не откроется, ты останешься со своим огорчением наедине.

Если ты честно откроешь свою проблему, твои друзья смогут помочь тебе. Возможно, найдется еще кто-то, кто поддержит детское служение, и вы станете хорошей командой. Или, может быть, вы вместе будете молиться за детскую группу и связывать власть бунта и непослушания, и затем дисциплина улучшится. Возможно, братья и сестры поймут, что оставили тебя одного(у), и покаятся в этом. В любом случае дьявол будет посрамлен, и ты выйдешь из этой ситуации укрепленным.

Вот еще один пример: «Пусть Господь проговорит ко мне, что я должен приносить десятину в церковь». Значит ты считаешь, что десятину можешь и не давать. Но Слово Божье в Малахии 3 говорит о десятине четко и однозначно. Мы придумываем лицемерные оправдания и облекаем их в религиозные слова, чтобы не быть послушными.

Или: «Я приму водное крещение тогда, когда услышу голос Божий!» В действительности это значит: «Я не хочу принимать водное крещение, чтобы не отвечать за последствия».

Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его …

— Колоссянам 3:9-10

Не спешите произносить «Господь мне сказал», если у вас совсем иные мотивы. Если мы недовольны или не желаем быть послушными, давайте не будем обманывать братьев и сестер. Давайте будем честными и правдивыми!

…отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

— 2 Коринфянам 4:2

Павел свидетельствовал о себе и о своих сотрудниках, ничего не скрывая. Он проповедовал Благую Весть в явлении Духа и силы и не прибегал к человеческой хитрости.

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

— 1 Коринфянам 2:4-5

Павел был исключительно образованным фарисеем. Он учился у Гамалиила, одного из выдающихся законоучителей своего времени (Деян. 22:3). Его образование можно сравнить с дипломами лучших университетов нашего времени. Причина, по которой все его служение было плодотворным, и почему Библия содержит так много его посланий, – это сила Божья, действовавшая в его жизни. В 3 стихе Павел дает нам пример абсолютной честности:

И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

— 1 Коринфянам 2:3

Дорогие руководители! Павел свидетельствует о своей слабости и страхе. Мы можем быть честными. Неправда, что лидер должен быть всегда сильным. Давайте перестанем разыгрывать перед нашими церквами лицемерный спектакль. Пример Павла наглядно показывает, что Божья сила, изменяющая людей, действует через искренность. В Новом Генфском Переводе этот стих звучит так: «Кроме того, я чувствовал себя слабым, мне было страшно и был очень неуверен, когда говорил к вам».

Мы, руководители, иногда думаем, что, если покажем свои слабости и страхи, то потеряем власть. Это ложь! Мы теряем власть, когда лицемерим. В своем послании к верующим в Коринфе Павел открыто писал о своих переживаниях. У кого из нас хватит мужества на это? Не появится ли страх, что нас поймут неправильно? Не побоимся ли мы, что в нас засомневаются? Не должны ли все считать нас сильными и непобедимыми воинами веры? Павел был откровенным, и это только укрепляло его власть.

В июне 2000 года у нас было настоящее испытание в отношении искренности и лицемерия. Наша церковь организовала конференцию, на которую мы пригласили представителей из всех частей страны. Большинство людей (300–400 человек) было из нашего региона, но некоторые приехали из других земель Германии. Двух приглашенных спикеров мы знали давно, и, казалось, это была хорошая команда служителей для этой конференции. Но в последний день четырехдневной конференции между ними возник горячий спор. И хотя мы, как организаторы, были вместе с ними, мы не сразу смогли сообразить, что у них произошло, потому что оба оживленно спорили на английском языке. Поскольку наши познания английского для такого быстрого обмена репликами были недостаточными, серьезность положения мы поняли только тогда, когда один из них рассерженно покинул конференцию. Я могу писать об этом так откровенно, потому что за это время между нами и тем служителем было примирение и прощение, и наши отношения стали еще более тесными, чем раньше. Настроение было испорчено. От духовного единства не осталось и следа. Четыреста человек ожидали начала финальной части конференции. Конференция была на тему «Восстановление Церкви по библейскому образцу». Это только сильнее накаляло ситуацию. Что нам оставалось делать?

Первая возможность: начать прославление и делать вид, как будто ничего не случилось. Завершение этой конференции должно было как-нибудь пройти. В конце концов, не наша вина, что двое из приглашенных проповедников повздорили между собой. Почему мы должны стыдиться за то, в чем мы не виноваты? В конечном счете, это личное дело каждого.

Вторая возможность: откровенно рассказать гостям обо всем случившемся.

Я помню эту ситуацию очень хорошо. Дух Святой тихонько, но настойчиво проговорил ко мне: «Первого нельзя допустить. Как вы собираетесь чтить Меня, если у вас потеряно всякое единство?» Нам стало ясно, что перед Богом и всеми приглашенными притворяться нельзя. Страх Господень был больше, чем страх человеческий. Посоветовавшись, мы, старейшины, решили честно сообщить гостям обо всем произошедшем. Пока я подходил к микрофону, в моей голове мелькало множество разных мыслей. Я думал о злорадствующих звонках религиозных деятелей из нашей местности. Как же будут насмехаться теперь наши недоброжелатели: «Мы знали, что у вас ничего не получится!» Разве это не на руку им? Не потеряем ли мы нашу репутацию окончательно? Как бы мне объяснить так, чтобы не говорить плохо об этих служителях? И что нам потом делать? Что будет, когда люди узнают, что произошло за кулисами сцены? Может, они встанут и уйдут? Мое сердце учащенно билось…

Я сообщил всем о случившемся, отчетливо ощущая, что Дух Святой помогал мне излагать все правдиво, не осуждая обоих братьев. Пока я говорил, атмосфера изменилась. В зале воцарилась полная тишина. Казалось, можно было услышать, как пролетит муха. Давление, разочарование – все негативное – рассеялось, как туман под восходящим солнцем. Затем я призвал к молитве, и, к моему удивлению, весь зал отреагировал как одно единое. Гости молились за нас и за проповедников, благодарили Господа за все благословения, которые получили. На этом мы закончили конференцию, чувствуя, что продолжать прославление и проповедь было бы лицемерием.

Я до сих пор благодарен Господу за то, что Он даровал нам милость пойти честным путем. Правда, из-за этого пострадала наша гордость, зато атака тьмы была отражена. Сегодня я понимаю, что нашей честностью мы заложили основание для примирения с тем братом. Дьяволу не удалось раздуть конфликт. Откровенность обезоруживает врага. Нам уже не нужно было бояться, что кто-нибудь может узнать об этом. То, что сказано открыто, не дает повода для толков за спиной. Почва для ложной информации была удалена. Искренность производит эффект самоочищения. Туман лицемерия рассеивается.

Я могу посоветовать каждому руководителю не вступать на путь лицемерия, если решается вопрос личного признания или популярности церкви. Гости были тронуты нашей откровенностью и по достоинству оценили наш поступок. Никто не сказал ничего плохого. Все обернулось к лучшему, и наши опасения оказались напрасными.

На этом примере мы видим, что искренность приносит добрый пребывающий плод. Лицемерие придает только легкое приятное чувство, потому что мы пощадили свою плоть. Лицемерием мы защищаем свою гордость. Оно является такой чертой, при которой Бог никогда не будет на нашей стороне. Когда враг противостоит нам, мы не должны поддаваться ему, не говоря уже о том, чтобы бояться его. Иисус согласно Слову Божьему дал нам власть над всеми силами тьмы (Лук. 10:19). Поэтому нет серьезных причин для опасения! Нас гораздо больше должно волновать другое: все ли в порядке у нас тогда, если нам противостоит Бог. А Он будет противиться нам, если мы упорствуем в гордости (Иак. 4:6). Если мы отложим лицемерие, гордость не сможет долго оставаться в нас.