4. «Помни день субботний»

Е. Лонни Мелащенко

Ты пытался когда–нибудь представить себе первый день Адама и Евы, когда они вместе со своим Создателем знакомились с Садом, который должен был стать их домом?

Представь себе, как бы ты удивился, если бы в первый день своей жизни полностью осознал всё, что тебя окружает, и мог бы беседовать лично со своим Создателем. Это было бы поразительно, не так ли?

Если ты когда–либо присутствовал на родах, то знаешь, как новорожденные впервые реагируют на яркий мир света. Некоторые малыши рождаются с широко открытыми глазами, любопытно осматривая всё вокруг, как будто хотят понять, что означает эта резкая перемена декораций. Другие только бросают взгляд вокруг и потом крепко зажмуривают глазки, как будто хотят вернуться туда, где темно, безопасно и тепло!

Но как это было у Адама и Евы? Они были созданы полноценными взрослыми людьми. Мы узнаём Адама уже способным говорить и давать имена животным, рыбам и птицам.

Наверное, для Адама и Евы первый день был необычайно интересным, но и очень утомительным, как ты думаешь? Представь себе их радость и облегчение, которые они испытывали, когда солнце скользило за горизонт к закату и ночные тени ложились на Сад, и в это время Бог сообщил им, что пришло время отдыха.

Всё, в чём они тогда нуждались — это время для покоя и восстановления, когда они смогут лишь наслаждаться прекрасным даром жизни, который им подарил Бог. Бог понял их нужду.

Он понимает и нашу нужду в отдыхе.

Обратим внимание, что произошло сразу после шестого дня творческой недели: «Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые творил и созидал» (Быт.2:1–3)

Бог не только отдыхал в седьмой день, но и отделил его, как день отдыха для Адама и Евы. Именно это хочет сказать нам Библия, когда говорит, что Он благословил и освятил этот день, т. е. отделил его для святой цели. Освятив этот день, Он отделил его, как святилище во времени. Время, которое Он проводил бы со Своими «детьми». Время, которое они бы проводили с ним, лучше узнавая Его и изменяясь по Его образу.

Родители знают, что самый лучший подарок, который можно предложить своим детям, — это не высшее образование, не красивый дом, в котором они будут жить, не шикарная машина, которую они будут водить, и не безлимитный счет, который они могли бы тратить в магазине игрушек. Хотя, возможно, они оценят всё это, но ты знаешь: самое важное, что ты можешь дать своим детям — это время. Драгоценные мгновения, проведённые с ними, когда ты поможешь им постигать уроки жизни, поможешь справляться с малыми и большими проблемами и дашь им понять, что ты любишь их и заботишься о них.

Дар времени драгоценен, не так ли?

Этот дар Бог дал Адаму и Еве. Первый полный день их существования был днём, который Бог отделил как святой. Отделил, чтобы провести его вместе со Своими «детьми».

Дар, данный на Синае

Насколько важно было для Бога время, которое Он проводил рядом со Своими детьми, стало ясно тогда, когда Он собрал детей Израиля у подножия горы Синай, после того, как освободил их из рабства. В тот день, когда на горе, окутанной дымом, Бог громогласно произнёс Десять Заповедей, Он напомнил им о Своём первоначальном плане — чтобы люди поклонялись Ему; чтобы у них не было других богов; чтобы они не произносили Его имя напрасно. Он хотел, чтобы они узнали Его во всем Его величии: не как вещь, которую они могут держать в руке, а как своего Всемогущего Бога, Который держит их в Своей руке.

А также Бог хотел, чтобы они всегда помнили, что Он их Творец, Который дал им отдых и Который дал им дар времени. Таким образом, представив им Себя, Он потребовал отделять время для того, чтобы помнить Его. Более того, Он указал им и время для этого. Для этой цели Он дал им один «день отдыха» каждую неделю. Это не просто предложение, это заповедь, помещённая как раз в середине Декалога.

Четвёртая заповедь говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Бог небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8–11).

Поверьте мне, что этот закон не был бременем для людей, которые только что были освобождены из рабства, где работали семь дней в неделю. Вообще–то, я думаю, что из всех десяти эта заповедь была их любимой!

Эта заповедь не только отделяла день для их отдыха, она также отделяла их от окружающего мира. Она отличала их, как народ, народ особый, избранный и возлюбленный.

Бог желал, чтобы созданные Им люди отдыхали! Подобное было неслыханным в древнем мире!

Вообще–то, самый известный миф о Сотворении того времени совсем по–другому описывал взаимоотношения между богами и людьми, которых они творили. Этот миф, известный в истории под названием «Enuma elis», появился в Месопотамии. Он рассказывал о войне между богами, в которой главный бог вавилонского пантеона Мардук выиграл битву против Тиаматы, богини моря.

После завершения войны, когда все боги поклонились Мардуку и провозгласили его царём богов, он решил взамен оказать им услугу. Взойдя на престол в своей новой короне, он предложил им план. Вот как описывает его древняя легенда:

«Создам Ауллу, «человек» будет имя ему,

Сделаю Ауллу, человека,

И возложу на него труд богов, чтобы они могли свободно дышать».

Согласно этому мифу, вавилонский бог, осуществляя свой план, схватил одного из богов, который боролся против него, разрезал и…

«Из его крови сделал человечество,

И возложил труд на человека, освобождая, таким образом, богов».

Две совершенно разные истории

Заметили ли вы поразительную разницу между этой легендой и библейским повествованием о сотворении? В месопотамском мифе человеческие существа были созданы, чтобы трудиться всю жизнь, чтобы боги могли отдыхать. То, что сообщает нам книга Бытие, находит отклик в четвёртой заповеди Закона: Бог сотворил Адама и Еву и сразу же сказал им, что следующий день — день отдыха. Тогда, когда отдыхал Бог, отдыхали и люди, проводя вместе время!

Какое прекрасное, уникальное и новое понятие услышали с Божьей горы эти люди, которые были рабами в течение сотен лет! Бог не хочет, чтобы я работал, работал и работал 24 часа в сутки, 7 дней в неделю! Он хочет, чтобы у меня был выходной день для отдыха каждую неделю!

Очень жаль, что большая часть мира потеряла из виду эту прекрасную возможность, которую Бог дал в дар Своим детям ещё от сотворения. Не так ли?

Нашли ли вы способ выделять один день каждую неделю, чтобы по–настоящему отдыхать и общаться с вашим Создателем? Он предоставил вам прекрасную возможность. Научились ли вы использовать её?

Но знаете ли вы, что это больше, чем возможность — это закон!

Поймите меня правильно. Я знаю, что мы спасаемся благодатью, а не послушанием Закону. Но это никоим образом не упраздняет Закон. Это не означает, что я могу начать поклоняться идолам, или убивать людей, или воровать только для того, чтобы доказать, что для спасения не нужно соблюдать никакой закон, не так ли? Тогда почему я должен игнорировать именно ту заповедь, которая была дана мне скорее как дар, а не как требование? Почему я должен искать доказательства против того, чтобы отдыхать один день каждую неделю и общаться с моим Создателем?

Причинами таких неверных взглядов могут быть: одно — я такой эгоист, что думаю только о своих достижениях и даже не пытаюсь найти время для поклонения. Другое — я настолько захвачен своей работой, что не могу остановиться даже в субботу, когда Бог повелевает мне оставить все свои дела и поклоняться Ему.

Я принадлежу к церкви Адвентистов Седьмого Дня, одной из немногих христианских организаций, которые ещё провозглашает святость субботнего дня, который Бог отделил как святой. Меня удивляет и даже забавляет, когда люди говорят мне, что я слишком много внимания уделяю делам или что я пытаюсь спастись своими делами, после того, как я говорю им, что Бог хочет, чтобы мы отделили каждую субботу для отдыха!

О да, я должен признать, что было время в моей жизни, когда субботний день был для меня угнетающим бременем, которое отрывало меня от моих любимых дел. Но это происходило главным образом в детстве. Сейчас я научился рассматривать этот день как великое преимущество.

Конечно же, как служитель Евангелия, в субботу я часто проповедую, посещаю, служу или работаю для душ на ниве Господней. Но это меня совсем не беспокоит. И всё–таки, если появляется суббота, в которую у меня нет запланированной программы, я рад использовать её для отдыха, покоя, общения с близкими друзьями и особенно для поклонения и сближения с Господином Субботы.