1. Знамения времени (ст. 17–18)

Читатели Иуды, очевидно, сами слушали предостережения, исходящие из уст апостолов [370], потому что Иуда не только призывает их вспомнить (см. коммент. к ст. 5), что предсказывали апостолы, но и то, что они говорили им. Если они жили в Палестине, то могли слышать на своих собраниях многих: непрерывный поток одаренных христианских проповедников проходил через Палестину. Иуда призывает их вспомнить постоянный рефрен их посланий не в его пересказе, а напрячь собственную память; форма имперфекта глагола, которая здесь использована, позволяет более точно перевести его слова следующим образом: «Они некогда говорили вам». Это вовсе не означает, что апостолы давно уже ушли из жизни [371]. Что же они постоянно говорили читателям Иуды?

1) Апостолы говорили о последнем времени

Когда Иисус начал Свое служение в синагоге в Назарете, Он открыл свиток Исайи и прочитал из Ис. 61:1,2 (рассказ об этом приводится в Лк. 4:16–21; цитата же дается в ст. 18, 19):

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Затем Иисус торжественно закрывает свиток и объявляет, что это пророчество исполнилось в Его служении. Он намеренно не цитирует вторую половину ст. 2 («день мщения Бога нашего»), разделяя тем самым ветхозаветное упование на две части. Ветхий Завет был устремлен вперед, на день спасения и день суда, — это два неотделимых друг от друга события, слитые воедино. Иисус разделил их и учил, что Его Первое пришествие как Спасителя отличается от Второго, когда Он придет как Судья. Этот промежуток времени между двумя пришествиями Христа апостолы называют здесь последним временем. Они говорят не о том, что это произойдет лишь в последние несколько недель или месяцев перед Вторым пришествием Христа, а о том, что это время будет знаменовать собой весь период ожидания — христианский век. Петр четко распространяет его от Первого пришествия Христа, «явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:20), до Второго пришествия, которое откроется «в последнее время» (1 Пет. 1:5). Таким образом, Иуда вполне мог говорить о пророчестве, которое исполняется и в его время, и которое можем ожидать и мы, в наше время. Это пророчество для наших дней. Что означает жить в последние времена?

2) Апостолы говорят, что появятся «ругатели»

Мы уже начали наблюдать то разложение, которое, по мнению Иуды, вызвано «жестокими словами», «ропотом» и «всем недовольными людьми» (ст. 15, 16). Эти слова исходят от пастырей, заботящихся лишь о собственном пропитании («утучняют себя», ст. 12). Свободомыслие и проповедь вседозволенности уже нанесли большой ущерб их собственным христианским нормам, и создается впечатление, что они начинают успешно работать в среде христиан, привлекая на свою сторону тех из них, кто с легкостью готов упорхнуть из гнезда апостольского учения.

Иуда не останавливается на том, что именно говорят нам эти люди [372], а подчеркивает опасность, исходящую от этих «ругателей», которые всегда могут найти себе сторонников. Библия постоянно предостерегает нас от того, чтобы мы не попали под влияние «кощунника» — скептически настроенного ума (Пс. 1:1; Прит. 1:22; 9:7,8; 13:1; Мф. 7:15; 24:11,24; Мк. 13:22; Деян. 20:29,30; 1 Тим. 1:3,4; 2 Тим. 4:3,4; 1 Ин. 2:18; 4:1–3); Иуда остро ощущает, что скептицизм и нехристианский образ жизни часто сопутствуют друг другу. Он не делает здесь никому никаких скидок; иногда все может начаться, казалось бы, с умных вопросов и высказываний о других представлениях о послушании. Но Иуда занимает четкую позицию: вначале приходят «нечестивые похоти», а затем под них подводится теоретическая база еретического богословия. Тот факт, что некто имеет богословские познания и способен подкрепить свою позицию цитатами из Библии, не гарантирует, что этот человек полностью честен перед самим собой в своих помыслах. Библия нередко используется для оправдания и поддержки самых разных порочных политических систем и неподобающего образа жизни, и те, кто попадает в эти сети, с трудом могут понять, где они ошиблись, хотя христианину со стороны это совершенно очевидно.