12. Начертание зверя

Двадцать пять лет назад я был пастором небольшой адвентистской общины в Южном Техасе. Однажды я зашел в офис к одному бизнесмену-баптисту, который был моим хорошим другом, и мы заговорили о Втором пришествии Христа. Я спросил его, интересно ли ему послушать, что адвентисты понимают под этим пришествием в будущем, и когда он ответил «да», я рассказал ему о том, что вы прочтете на нескольких следующих страницах. Когда я закончил, он сидел, улыбаясь, а я спросил его, о чем он думает.

Глубоко вздохнув, он ответил: «Мне это кажется глупым».

Его ответ не удивил меня, но его откровенность я оценил. Мне, однако, приятно сообщить вам, что несмотря на разницу в наших теологических взглядах и взглядах на пророчества, мы оставались хорошими друзьями, пока я был пастором той церкви. И я хочу, чтобы вы знали, что если вы не согласны с написанным в этой главе, мы с вами все равно будем друзьями. Так должно быть.

Итак, давайте поговорим о том, что показалось таким невероятным моему другу.

Большинство христиан признают, что суббота является на самом деле субботой, о которой говорится в четвертой заповеди. Однако они считают, что соблюдение воскресенья приемлемо для Бога как достаточное условие соблюдения заповеди.

Адвентисты не согласны с этим, и вот почему.

Исследователи истории календаря сообщают нам, что в ближневосточной и европейской культурах недельный цикл не прерывался на протяжении по меньшей мере трех тысячелетий. Поэтому нам известно, что сегодняшняя суббота является субботой четвертой заповеди. И адвентисты полагают, что Бог по-прежнему хочет, чтобы Его народ соблюдал субботу в настоящий седьмой день.

Мы считаем этот принцип настолько важным, что он явится разделительной линией между теми, кто последует за Богом, и теми, кто откажется сделать это в самом конце времени. Мы верим, что приближается день, когда правительство Соединенных Штатов примет законы, обязывающие соблюдать воскресенье, и что все народы мира один за другим быстро последуют примеру нашей страны. Когда это произойдет, когда соблюдение воскресенья будет определено законом страны, тогда соблюдение воскресенья станет начертанием зверя. Именно это показалось столь невероятным моему Другу из Южного Техаса. Следующие высказывания Елены Уайт выражают мнение адвентистов: «Вопрос о субботе станет предметом великого заключительного конфликта, в котором будет участвовать весь мир»1.

«Приближается время, когда закон Бога, в определенном смысле, должен быть отменен в нашей стране (Соединенных Штатах). И наши руководители законодательными актами введут соблюдение воскресенья2.

И только тогда это положение будет полностью разъяснено людям, и они будут поставлены перед необходимостью сделать окончательный выбор между заповедями Божьими и заповедями человеческими (суббота против воскресенья), только тогда упорствующие в своем нечестии получат начертание зверя!3

Вы можете спросить, почему кто-то захочет навязать день религиозного обряда. Елена Уайт отвечает на это: «(Религиозные лидеры) станут распространять утверждение, что причина столь быстрого распространения испорченности именно в том и заключается, что так называемая христианская суббота осквернена и обязательное соблюдение воскресного дня могло бы во многом улучшить моральный климат общества»4.

Думает ли кто-нибудь сегодня в Америке так же?

Баптисты Юга. Делегаты их ежегодного собрания в Индианаполисе в 1992 году проголосовали за резолюцию, обязывающую церкви баптистов Юга «учить важности правильного использования воскресенья», принимая во внимание тот факт, что «с тех пор, как было широко игнорировано святое воскресенье, в нашем обществе наступил значительный упадок нравственности»5.

Прочтите следующие слова Уолтера Чэнтри, автора хорошо известной христианской книги о соблюдении воскресенья «Назови субботу отрадою»: «Считают ли люди субботу священной или нет, — это не может быть несущественным или незначительным вопросом. Когда Бог устанавливал четвертую заповедь, он намного лучше нас понимал человечество. Неудачное следование этому нравственному закону является основной причиной падения нравственности, общественного беспорядка и человеческих страданий во всем мире. Не может быть успешного выздоровления человечества без включения в ассортимент лекарств четвертой заповеди»6.

Все знают, что устои американской нравственности расшатаны. Больше всех это беспокоит религиозных правых, которые намерены восстановить здоровую нравственность через узаконенную этику. Они называют это «семейными ценностями», но за этим скрываются широкие возможности для превращения Америки в христианское государство с узаконенным насаждением основных христианских ценностей.

Здесь мне хочется объяснить, что я согласен с большинством семейных ценностей, о которых говорят правые христиане. Но я не хочу, чтобы в моей стране были такие законы, которые заставляют граждан, не склонных к такому образу жизни, жить с религиозными ценностями, в которые они не верят.

К сожалению, мысль о том, что правительству следует узаконить христианские ценности, быстро находит поддержку среди консервативных христиан. Адвентисты просто говорят, что скоро соблюдение воскресенья станет одной из «семейных ценностей», которые должно узаконить американское правительство, как того хотят христиане-фундаменталисты. Сценарий не так уж неправдоподобный.

Почему суббота так важна

Я хотел бы объяснить вам некоторые важные причины того, почему адвентисты соблюдают субботу в седьмой день.

Бог сказал израильтянам, зачем им была дана суббота, и причина эта является наиболее значительной: «Субботы мои соблюдайте, ибо это- знамение между мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31: 12, 13, курсив автора).

Бог сказал, что суббота — это знамение того, что Он освятил их. Божий народ становится святым путем установления тесной связи с Ним через изучение Библии, молитвы и общение с другими христианами. Суббота предоставляет нам для этого время.

Этот принцип был столь важен, что Бог установил его в саду Едема (см. Быт. 2:1-3). Затем Он поставил его в центр Десяти Заповедей. «Помни день субботний, — сказал Он, — чтобы святить его» (Исх. 20:8). И объяснил, о каком дне Он говорит: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:11, выдел, автором).

Некоторые говорят: «Я хожу в церковь каждый день». Адвентисты считают, что это прекрасно, но не имеет ничего общего с субботой. Бог не говорил: «Помни день субботний, чтобы ходить в церковь». Он сказал: «Помни день субботний, чтобы святить его». Значение субботы заключается в том, что Он установил ее как святое время. Если Бог освящает вполне определенный день, мы не можем говорить, что святым является другой день.

Чтобы проиллюстрировать это, предположите, что Адам и Ева, указав на дерево познания добра и зла, заявили бы: «Мы знаем, что Бог сказал нам не есть от этого дерева, но R ста метрах отсюда есть другое дерево, которое мы хотели бы оставить для этой цели», а затем использовали бы этот аргумент в качестве оправдания того, что они ели от дерева, которое выбрал Бог, а не от выбранного ими. Принял бы это Бог? Разумеется, нет! Раз уж Бог определил что-то и заповедовал, у нас нет никакого права ничего изменять.

Также мы не можем заменить первый день недели на седьмой.

Время от времени я читаю о христианах, совершенно искренне соблюдающих воскресенье. А некоторые пасторы святят даже понедельник, поскольку воскресенье для них самый напряженный день. Не важно, какой день выбран вами, говорят они, если он проведен с Богом, это прекрасно, просто святите его. Я хвалю этих христиан за то, что они проводят время с Богом, но соблюдают ли они на самом деле четвертую заповедь?

Я думаю, что нет. И причина кроется в том, что суббота является днем для всех христиан, а не просто для отдельного человека. В Ветхом Завете все общество Израиля должно было вместе отмечать субботу. И было бы невозможно, если бы каждый выбрал свой собственный день недели для субботы.

Также все общество было обязано работать шесть дней. Заповедь гласит: «Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои» (Исх. 20:9). Вообразите наступивший хаос, если бы каждый седьмой американец должен был выбирать свой день, чтобы святить его!

Именно из практических соображений суббота должна быть общим для всех христиан днем, а не днем, который выбирает каждый для себя сам. Выбрав для нас день, Бог таким образом отсек миллионы предположений о том, какой день следует святить верующим в Него.

Начертание зверя

Но на какие места в Священном Писании опираются адвентисты, говоря, что соблюдение воскресенья, навязанное законом, явится начертанием зверя? Давайте обратимся к Откровению 13, где описано это начертание. Заметьте, что каким бы оно ни было, оно будет положено людям: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (Откр. 13:16-18).

Начертание зверя связано и с поклонением. В Откровении 14:9 читаем: «…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание…» Разумеется, начертание зверя должно иметь отношение к почитанию, и этот контекст не оставляет никаких сомнений в том, что оно будет ложным.

Тема ложного поклонения охватывает 13-ю главу. Она начинается с 4-го стиха словами: «и поклонились дракону, который дал власть зверю». А в 8-м стихе говорится, что «поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни».

В этих стихах ложное поклонение является, по-видимому, с обязательным. Нет никакого указания на то, что жителей земли заставят поклоняться дракону и зверю. Однако образ зверя в Откровении 13 насаждает ложное поклонение: «.. чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15). И, тем не менее, это не говорит нам о том, что ложное поклонение имеет какое-либо отношение к четвертой заповеди. Откуда адвентисты взяли это? Давайте обратимся к Откр. 14:6, 7. 6-и стих рассказывает нам о том, как ангел с небес страстно взывает, обитателям земли: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо 1аступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7, выдел автором).

Этот стих, безусловно, относится к истинному поклонению Бога в противовес ложному, насаждаемому образом зверя в Откровении 13.

А теперь давайте, сравним эти строки с четвертой заповедью:

Ангел сказал:

«Поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7, выдел автором).

Заповедь гласит:

«Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил» (Исх. 20:11).

Вы видите близость этих высказываний? В Откр. 14:7, когда ангел с небес призывает Божьих людей перед концом света поклониться Богу, он практически цитирует четвертую заповедь!

А теперь сопоставьте это с тем, как в этой части Откровения дважды говорится, что Божий народ последнего времени будет соблюдать заповедь: «И рассвирепел дракон на жену, н пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17, выдел, автором).

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12, курсив автора).

Если Божий народ соблюдает все Его заповеди, то, разумеется, он будет соблюдать и четвертую. И если истинное поклонение Богу взято из четвертой заповеди, каким же будет противоположное ему ложное поклонение? Оно должно состоять в нарушении четвертой заповеди. И как же большинство христианского мира сегодня нарушает четвертую заповедь? Через соблюдение воскресенья.

Более того, об этом ложном поклонении говорится, что оно является начертанием первого зверя из Откровения 13. В предыдущей главе я объяснил, почему адвентисты видят в этом звере римско-католическую церковь. Возможно, вы не знаете, что католическая церковь заявляет, что именно она перенесла субботу с седьмого дня на первый день недели. Кроме того, она утверждает, что получила право на это изменение от Бога. Другими словами, перенесение субботы на воскресенье — это знак римской власти.

Не может быть сомнений в том, что перенос соблюдения субботы с седьмого дня недели на первый распространился среди христиан уже после того, как Библия была записана. В Священном Писании нет указаний соблюдать воскресенье. Если какая организация и ответственна за это изменение, то это римско-католическая церковь. Доктор Самюэль Баккиокки в своей книге «От субботы к воскресенью» утверждает следующее: «Церковь Рима… по-видимому, сыграла ведущую роль в том, что стало, принято соблюдать воскресенье. Это проявляется не только в навязывании нового празднования Пасхи в воскресенье (тесно связанного с днем недели), но также и в тех мерах, которые принял Рим для обесценивания субботы теологически и практически. Действительно, суббота была представлена временным институтом, данным евреям как знак их неверности. Следовательно, христиане были удовлетворены, показав свое отмежевание от еврейской субботы, постясь в этот день, воздерживаясь от причастия и не посещая религиозных собраний»7

Тест на верность

Я хотел бы закончить эту главу еще одной мыслью. Вспомните, что Бог предложил Адаму и Еве очень простой, ясный тест на верность. Он сказал: «Не ешьте от дерева, на которое Я укажу». Адвентисты считают, что предмет спора, который Бог использует для проверки последнего поколения земли, будет столь же простым и ясным, как и тот, которым Он пользовался для проверки первого поколения. И ничего не может быть более простого и ясного для понимания, чем день, который человек выбирает для поклонения.

И дерево, и суббота были выбраны Богом произвольно. Он мог выбрать любое из сотен деревьев в Едемском саду и сказать Адаму и Еве не есть от него. Также Он мог выбрать и любой день недели и сделать его субботой. Но раз уж Он выбрал дерево и день, Его произвольное решение стало Божественным наказом человеческой расе, менять который мы не имеем никакого права.

Откровение 13 говорит нам, что в последнее время Божий народ окажется перед выбором: участвовать в ложном поклонении или быть убитыми. Адвентисты считают, что предметом этого конфликта будет Божественное повеление без какой-либо видимой логической причины, кроме той, что это Божий выбор. Его заповедь. Мы полагаем, что понимаем, каким будет этот Божественный наказ. Поскольку Бог сделал выбор, вопрос заключается лишь в том, будем или не будем мы с вами подчиняться ему.

Теперь вы видите, во что не мог поверить мой друг из Южного Техаса двадцать пять лет назад, хотя есть одно существенное отличие того времени от сегодняшнего. Тогда религиозно-политический климат делал адвентистский сценарий крайне невероятным. Сегодня любой человек, который знаком с тенденциями в американской политике, знает, что это может произойти.

И адвентисты продолжают думать, что это произойдет.

1 БК АСД, т. 7, с. 977. Курсив в тексте автора.

2 Там же,

3 Елена Уайт, Великая борьба, С. 449. Важно понимать, что адвентисты не считают, что соблюдающие сегодня воскресенье имеют начертание щеря. Соблюдение воскресенья может стать начертанием -зверя лишь в том случае, если оно навязано законом.

4 Там же. 587.

5 Конвенция баптистов Юга, Индианаполис. штат Индиана, 9-10 июня, 1992 г., «Резолюция о соблюдении воскресенья».

6 Walter Chantry, Call the Sabbath a Delight (Carlisle, Pa.: The Banner of Truth, 1991), 12.

7 Samuele Bacchiocchi, From Sabbath hi Sunday (Rome: The Pontifical Gregorian Universitu Press, 977), 212.