17. Распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад

В смерти Иисуса Христа Бог унизил себя и согласился реализовать свое право по отношению к грешному человеку таким образом, чтобы стать на его место и раз и навсегда взять на себя и избавить человека от проклятия, постигшего его, от наказания, которого он заслуживает, от прошлого, навстречу к которому он спешит, от одиночества, в которое он погрузился.

Тайна воплощения развертывается в тайну Страстной пятницы и Пасхи. И вновь дело предстает таким образом, как это часто происходит во всей этой целостной тайне веры, — мы должны видеть и то и другое в совокупности, одно следует всегда понимать, исходя из другого. Тем не менее в истории христианской веры всегда случалось так, что знание христиан тяготело то в одну сторону, то в другую. Можно констатировать, что Западная церковь, церковь Западной Европы, продемонстрировала решительную склонность к theologia cruris, то есть склонность выделять и подчеркивать то, что Он был отдан на муки из-за наших прегрешений. В то же время Восточная церковь скорее вьщвигает на передний план то, что Он воскрешен ради нашего оправдания, и тем самым склоняется к theologia gloriae.

Нет смысла противопоставлять одно другому в этом деле. Вы знаете, что Лютер с самого начала усиленно разрабатывал западноевропейскую позицию — не theologia gloriae, a theologia cruris! To, что Лютер имел в виду при этом, было правильным. Не следует, однако, воздвигать и закреплять какую-либо противоположность, поскольку не существует theologia cruris, которая не находила бы свое дополнение в theologia gloriae. Конечно, нет никакой Пасхи без Страстной пятницы, но столь же очевидно, что нет никакой Страстной пятницы без Пасхи! В христианство легко привносится слишком много скорби, а затем и пустопорожнего. Но если крест есть крест Иисуса Христа и речь не идет о каком-то размышлении относительно креста, которому может предаться и всякий язычник, то нельзя ни на мгновение забывать или упускать из виду, что распятый на третий день воскрес из мертвых! В этом случае Страстная пятница будет отмечаться совершенно по-иному, и было бы, вероятно, хорошо именно в Страстную пятницу петь не грустные, печальные, страстные песни, а начинать уже петь пасхальные песни. Ведь в Страстную пятницу не произошло чего-либо печального и прискорбного, поскольку Он воскрес. Я хотел предпослать данной лекции эти слова, присовокупив к ним просьбу о том, чтобы то, что мы будем говорить о смерти и о страданиях Иисуса Христа, не воспринималось абстрактно, но уже сейчас мы видели его славу.

Это средоточие христологии в старой теологии описывалось с помощью двух основных понятий: exinanitio и exaltatio Христа. Что означает в данном случае «унижение» и что означает в данном случае «возвышение»?

«Унижение» охватывает все то, что начинается с «пострадавшего при Понтии Пилате» и наиболее отчетливо проявляется в «распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад». Определенно речьидет прежде всего об унижении этого человека, который претерпевает страдания, умирает и уходит в совершенную тьму. Свое значение унижение и оставление на произвол судьбы этого человека приобретает потому именно, что этот человек есть Сын Божий, что это не кто иной, как сам Бог, который в Нем унижает и предает себя в руки людей.

И когда этому противопоставляется как тайна Пасхи возвышение Иисуса Христа, то это восславление есть, конечно, самовосславление Бога, здесь торжествует его честь: «Бог возносится с ликованием». В то же время подлинная тайна Пасхи заключается не в том, что восславляется Бог, а в том, что здесь возвышается человек, который занимает место по правую руку Бога и может торжествовать над грехом, смертью и дьяволом.

Когда мы сводим все это вместе, то перед нами встает картина непостижимой смены, katalage, то есть замены. Тут свершается примирение человека с Богом через то, что Бог заступает на место человека, а человек занимает место Бога, и все это целиком и полностью акт милости. Именно это непостижимое чудо и есть примирение для нас.

Если в самом символе это «распятого, умершего и погребенного» выделяется с такой обстоятельностью и полнотой, не характерными для не разбрасывающегося словами текста, если во все времена крест Иисуса представлен как подлинный центр всей христианской веры, если во все столетия вновь и вновь звучало: «Ave crux unica spes mea!», то мы должны отчетливо осознавать следующее. Речь идет не о восславлении и выделении мученической смерти какого-то основателя религии (были, несомненно, и более впечатляющие истории мученичества, но не об этом сейчас разговор) и не о выражении всеобщего мирового страдания, где крест выступал бы как символ пределов человеческого существования. В таком случае мы удалились бы от знания тех, кто свидетельствовал о распятом Иисусе Христе. В соответствии со смыслом апостольского свидетельства распятие Христа является конкретным действием и акцией самого Бога. Бог изменяет себя самого. Бог сам придвигается слишком близко, Бог не считает божественность добычей, то есть Он не держит добычу цепко, как грабитель, а отказывается от себя самого. Таково величие его божественности, что он может быть «самозабвенным», может и предать себя в руки людей. Он истинно остается верным себе самому, но именно благодаря тому, что Он не должен ограничивать себя в своей божественности. Глубина божественности, масштаб его величия проявляются как раз в том, что они могут перейти в прямую противоположность — в глубочайшую отверженность и страшную нищету тварности. Что и происходит в распятии Христа. Сын Божий берет на себя то, что должно случиться с бунтующим тварным созданием, стремящимся освободиться от своей тварности и самому стать Творцом.

Он входит в нужды этого тварного создания и не предоставляет его самому себе. Он помогает ему, причем не только извне и приветствуя издали. Он делает своей нужду своего творения. Для чего? Для того, чтобы его творение могло выйти свободным, для того, чтобы нести, унести то бремя, которое это создание взвалило на себя. Данное творение могло бы погибнуть, но Бог не желает этого. Он желает, чтобы оно было спасено. Столь велика погибель творения, что ничто меньшее, чем самопожертвование Бога, не будет достаточным для его спасения. И столь велик Бог, что такова его воля — принести себя самого в жертву. Это примирение — Бог заступает на место человека. (Позвольте добавить следующее. Никакое учение об этой главной тайне не в состоянии исчерпывающе и точно постичь и выразить, в какой мере Бог здесь заступился за нас. Не смешивайте мою теорию примирения с самим делом. Все теории примирения могут служить лишь указателями. Но обратите при этом внимание на это «ради нас» — здесь нельзя вычеркнуть ничего! Что бы ни стремилось сказать то или иное учение о примирении, это оно должно сказать!)

Бог в смерти Иисуса Христа реализовал свое право. В смерти Иисуса Христа Он действовал как судья по отношению к человеку. Человек дошел до того предела, где суждение Бога должно быть высказано и неизбежно реализовано. Человек стоит перед Богом как грешник, как существо, отдалившееся от Бога, взбунтовавшееся против того, чтобы являться тем, кем ему дозволено быть. Это существо восстает против милости, ее ему слишком мало, оно уклоняется от благодарности. Такова человеческая жизнь — это постоянное уклонение, эти грубые и мелкие прегрешения. Такое греховное поведение ведет человека к непостижимой нужде — он становится невозможным для Бога. Он оказывается там, где Бог не может его видеть. Он оказывается, если можно так выразиться, с обратной стороны милости Божьей. Но обратная сторона божественного «да» есть божественное «нет», есть суд. Как неотвратима милость Божья, так неотвратим и его суд.

И потому мы это «распятого, умершего и погребенного» должны понимать как осуществление божественного суда над человеком, как выражение того, что фактически совершается над человеком.

Распятого. Когда какой-нибудь израильтянин подвергался распятию, то это означало, что он был проклят, изгнан, причем не только из царства живых, но и из союза с Богом, удален из числа избранных. Распят — значит отвержен, предан смерти на кресте, какой подвергают язычников. Уясним себе, что суд Божий, то, что человеческое создание должно претерпеть от Бога как греховное создание, — это отвержение, проклятие. «Проклят тот, кто умирает на кресте». То, что здесь постигает Христа, это должно было бы постичь нас.

Умершего. Смерть — это конец всех наличных жизненных возможностей. Умереть означает исчерпать последнюю из данных нам возможностей. Как бы ни толковать умирание в физическом и в метафизическом плане, что бы при этом ни происходило, одно очевидно — осуществляется последнее действие, которое можно совершить в условиях тварного существования. Что бы ни происходило по ту сторону смерти, это во всяком случае будет чем-то иным, чем продолжением этой жизни. Смерть действительно означает окончание. Таков приговор, висящий над нашей жизнью: она ожидает смерти. Родиться и расти, приобрести зрелость и состариться — все это движение навстречу тому мгновению, когда для каждого из нас наступит конец, определенно конец. Если рассмотреть это дело с такой стороны, то смерть является определенным элементом нашей жизни, о котором мы предпочитаем не думать.

Погребенного. Погребение представляется довольно незначительным и почти излишним. Однако оно не случайно. Мы когда-нибудь будем погребены. Однажды группа людей отправится на кладбище и опустит гроб, и все отправятся домой, но один не вернется, и им буду я. Такой будет печать смерти — меня погребут как вещь, ставшую излишней и обременительной в царстве живых. «Погрести» — это наделяет смерть характером прехождения и разложения, а человеческое существование — характером преходящности и разлагаемости. Что означает, таким образом, человеческая жизнь? Жить — значит спешить навстречу могиле. Человек спешит навстречу своему прошлому. Это прошлое, в котором уже нет больше никакого будущего, будет чем-то последним — все, что мы есть, станет бывшим и распавшимся. Возможно, будет еще какое-то воспоминание, пока есть люди, которые могут вспомнить о нас. Но ведь и они когда-нибудь умрут, и тогда пройдет и это воспоминание. Нет ни одного великого имени в человеческой истории, которое не станет когда-нибудь забытым именем. Это означает «погребен», и таков приговор всякому человеку, что он в могиле предается забвению. Это ответ Бога на грех — с грешным человеком нельзя сделать ничего иного, кроме как погрести его и забыть.

Сошедшего в ад. В Ветхом Завете и в Новом Завете образ ада представляет собой нечто иное, чем его изображения более поздних времен. Ад, место inferi, Аида в смысле Ветхого Завета, разумеется, является местом, муки, местом совершенной отделенности, где человек в действительности продолжает существовать как не-сущий, как тень. Израильтяне представляли себе это место как такое, где люди снуют, как порхающие тени. И вот что скверно в этом пребывании в аду, как оно видится в Ветхом Завете: мертвые уже не могут принимать участия в богослужениях Израиля. Отключенность от Бога — вот что делает смерть столь ужасающей, делает ад адом. Быть оторванным от Бога — вот что значит быть в месте муки. «Вой и скрежет зубовный». Наше воображение не доходит до этой действительности, до этого бытия без Бога. Атеист не осознает, что значит быть без Бога. Безбожие есть существование в аду. Каким еще может быть результат греха? Разве человек своими делами не отделил себя от Бога? «Сошествие в ад» есть лишь подтверждение. Суд Божий справедлив, то есть он дает человеку то, что тот желал. Бог не был бы Богом, Творец не был бы Творцом, творение не было бы творением, а человек не был бы человеком, если бы не был вынесен приговор и он не был бы приведен в исполнение.

И вот символ говорит нам о том, что приведение и исполнение этого приговора было осуществлено Богом таким образом, что Он, сам Бог, в Иисусе Христе, своем Сыне, истинном Боге и истинном человеке одновременно, заступает на место осужденного человека. Божий приговор реализуется, Божье право действует своим порядком, но при этом таким образом, что то, что должен был претерпеть человек, претерпевает этот один, который как Сын Божий отвечает за всех других. Таково господство Иисуса Христа, который за нас предстоит перед Богом, поскольку он то, что причитается нам, берет на себя самого. В Нем Бог делает себя ответственным там, где мы прокляты и виновны и пропали. Он в своем Сыне, в лице этого распятого человека несет на Голгофу то, что должно было быть взвалено на нас.

И тем самым Он кладет конец проклятию. Бог не желает, чтобы человек пропал, Бог не желает, чтобы человек заплатил за то, за что он должен заплатить. Другими словами, Бог уничтожает грех. И Бог делает это не вопреки своей справедливости, справедливость Бога именно в том и состоит, что Он, святой, заступается за нас, неправедных, что Он нас хочет спасти и спасает. Справедливость в смысле Ветхого Завета — это не справедливость судьи, заставляющего должника платить, а действие судьи, признающего в обвиняемом того терпящего нужду, которому он желает помочь, наставив на путь истинный. Это называется справедливостью. Справедливость означает помочь подняться. И это именно то, что делает Бог. Конечно, не обходится без того, чтобы было понесено наказание и обрушилась вся нужда, но лишь постольку, поскольку Он заступает на место виновного. Он тот, кто может и в состоянии сделать это, оправдан тем, что берет на себя роль своего творения! Милосердие и справедливость Бога не расходятся друг с другом. «Сколь ни дорог Ему его Сын, Он отдает Его за меня с тем, чтобы спасти меня от вечного огня его кровью». Такова тайна Страстной пятницы.

Мы на деле заглядываем за Страстную пятницу, когда говорим, что Бог заступает на наше место и берет на себя причитающееся нам наказание. Он действительно снимает его с нас. Все страдание, всякое искушение, так же как и наше умирание, — лишь смерть, отбрасываемая тем судом, что Бог уже совершил в нашу пользу. То, что нас поистине обязано и должно было настичь, уже фактически отведено от нас в смерти Христа. Об этом говорят слова Христа на кресте: «Свершилось!» Таким образом, перед лицом креста Христа мы призваны, с одной стороны, постичь меру и тяжесть нашей вины через ту цену, что была заплачена за отпущение наших грехов. Подлинное познание греха происходит, строго говоря, лишь в свете креста Христа. Ведь что такое грех, понимает только тот, кто знает, что ему прощен его грех. А с другой стороны, мы имеем возможность узнать, что цена за нас заплачена, так что с нас снята вина за наш грех и его последствия. Бог уже не обращается к нам и не рассматривает как грешников, которые за свою вину должны подвергнуться суду. Нам не за что больше платить. С нас вина снята безвозмездно, sola gratia, посредством заступничества Бога за нас.