18. На третий день воскресшего из мертвых

В воскресении Иисуса Христа человек раз и навсегда возвышен и определен к тому, чтобы обрести у Бога свои права по отношению ко всем своим врагам и тем самым обрести свободу жить жизнью, в которой его грех и потому его проклятие, смерть, могила и ад уже не впереди, а позади него.

«На третий день воскресшего из мертвых» — такова пасхальная весть. Она свидетельствует, что Бог не напрасно унизил себя в своем Сыне. Он совершил это и ради своей собственной чести и ради подтверждения своего величия. Поскольку его милосердие торжествует как раз в его унижении, то итогом служит возвышение Иисуса Христа. И если прежде мы говорили о том, что унижение касается Сына Божьего, а потому и Бога самого, то сейчас нам следует подчеркнуть, что возвышение касается человека. Человек в Иисусе Христе возвышается и определяется к жизни, для которой Бог его освободил в смерти Иисуса Христа. Бог, если можно так выразиться, покинул сферу своего величия, и человек имеет теперь возможность заступить на это место.

Такова пасхальная весть, цель примирения, спасения человека. Это цель, которая была видна уже в Страстную пятницу. Поскольку Бог заступился за человека — новозаветные писатели не стесняются использовать выражение «заплатил», — то человек выкуплен, Apolytrosis является юридическим понятием, которое обозначало выкуп раба. Такова цель — человек перемещается в иное правовое положение. Он уже не принадлежит тому, что имеет на него какие-то права, он уже не принадлежит сфере проклятия, смерти и ада, он перемещен в царство любимого Богом Сына. Это означает, что его положение, его состояние, его юридический статус как грешника отвергается во всякой форме. Человек уже не рассматривается Богом всерьез как грешник. Чем бы он ни был, что бы о нем нельзя было бы сказать, в чем бы он сам себя ни упрекал, Бог уже не воспринимает его всерьез как грешника. Он умер для греха — там, на кресте Голгофы. Его уже нет для греха. Он признан перед Богом и утвержден как праведник, как тот, кто воздает Богу должное. Его бытие, каким оно сейчас предстает, связано с грехом, и он несет поэтому свою вину, но все это позади него. Поворот свершился раз и навсегда. Дело обстоит не таким образом, что мы могли бы сказать «я раз и навсегда отвратился», «я прошел через это» — нет, «раз и навсегда» это «раз и навсегда» Иисуса Христа. Но если мы верим в Него, то это относится и к нам. Человек в Иисусе Христе, который умер ради него, в силу его воскресения есть любимое дитя Бога, которое имеет возможность жить удовольствием и к удовольствию Бога.

Если такова пасхальная весть, то осознайте, что воскресение Иисуса Христа представляет собой откровение еще сокрытого плода смерти Христа. Именно этот поворотный момент еще сокрыт в смерти Иисуса Христа, сокрыт за тем, как предстает там человек, уничтожаемый гневом Божьим. А сейчас Новый Завет свидетельствует нам, что данный аспект человека не образует смысла происходящего на Голгофе, что подлинный смысл этого события, стоящий за указанным аспектом, будет явлен на третий день. В этот третий день начинается новая история человека, так что и жизнь Иисуса можно было бы разделить на два больших периода — тридцать три года до его смерти и совсем короткий и решающий период в сорок дней между его смертью и воскресением. На третий день начинается новый эон, новый образ мира после того, как в смерти Иисуса Христа был целиком и полностью завершен и исчерпан старый мир.

Пасха есть зачин нового времени и мира в существовании человека Иисуса, который как преодолевающий, побеждающий носитель бремени, как уничтожающий возложенное на него бремя греха человека начинает новую жизнь. В этом его изменившемся существовании первая община видела не только какое-то сверхъестественное продолжение его предшествующей жизни, но и совершенно новую жизнь — жизнь возвышенного Иисуса Христа, а тем самым одновременно — и начало нового мира. Лишены силы попытки соотнести Пасху с какими-то обновлениями, какие имеют место в тварной жизни, скажем с весной или утренним пробуждением человека и т.п. За весной неотвратимо наступает в свое время зима, а за пробуждением — засыпание. Здесь речь идет о циклическом движении обновления и старения. Но ведь обновление в Пасху есть обновление раз и навсегда! Согласно Новому Завету, в воскресении Иисуса Христа дано знать, что Богом в личности его Сына уже одержана окончательная победа в пользу человека. Пасха, конечно, представляет собой лишь великое обетование нашей надежды, но в то же время это будущее в пасхальной вести уже является настоящим. Она есть демонстрация уже одержанной победы. Война завершилась, хотя в ряде мест отдельные подразделения еще стреляют, так как ничего не слышали о капитуляции. Игра уже выиграна, несмотря на то что игрок может еще сделать несколько ходов. Фактически ему уже поставлен мат. Часы остановились, хотя маятник еще качнулся несколько раз.

В этом промежутке живем мы — старое ушло, обратите внимание, все стало новым. Пасхальная весть говорит нам, что наши враги — грех, проклятие и смерть — повержены. В конечном счете они уже не могут принести несчастья. Они ведут себя таким образом, как будто исход игры еще не предрешен, битва не выиграна и мы должны все еще считаться с ними, однако мы, по сути, уже не должны их бояться. Тот, кто слышал пасхальную весть, тот уже не должен ходить с трагическим лицом и вести безрадостное существование человека, лишенного всякой надежды. Только одно имеет значение, причем это действительно серьезно, — Иисус есть победитель. Серьезность, пожелавшая смотреть назад, не замечая этого, подобно жене Лота, не была бы христианской серьезностью. Пусть сзади горит — и действительно горит, — но мы должны смотреть не на это, а на другое: нас приглашают и призывают воспринять всерьез победу Бога в этом человеке Иисусе и радоваться ей. В таком случае мы имеем возможность жить в благодарности, а не в страхе.

Воскресение Иисуса Христа являет, завершает эту демонстрацию победы. Нельзя перетолковать воскресение в какой-то духовный процесс. Нужно слушать и услышать, что была пустая могила, что стала видимой новая жизнь по ту сторону смерти, что этот отторгнутый от смерти человек «есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

То, что было возвещено при крещении в Иордане, стало сейчас событием, и стало явным. Тем, кто знает это, возвещен разрыв между старым и новым миром. Им предстоит пробежать еще небольшое расстояние, прежде чем станет видимым, что Бог в Иисусе Христе совершил для них все.