20. Приход Иисуса Христа, судии

Воспоминание церкви есть также и ее ожидания, а ее весть миру есть также и ее надежды. Ведь Иисус Христос, чье слово и деяние церковь принимает, зная, а мир принимает, еще не зная, есть тот же самый, кто грядет навстречу церкви и миру как цель близящегося к концу времени, с тем чтобы явить окончательно и всем принятое в Нем решение — Божью милость и Божье Царство как меру, которой оценивается и все человечество, и каждый отдельный человек.

«Он и придет оттуда судить живых и мертвых!» — после многих слов в прошедшем времени и слов в настоящем следует будущее время — «Он и придет». Все содержание второго положения символа сведено в три определения — тот, кто пришел, кто сидит по правую руку Бога и кто придет.

Позвольте мне сказать предварительно несколько слов о христианском понятии времени. Нельзя не заметить, что здесь проливается весьма своеобразный свет на то, что в подлинном и собственном смысле называется настоящим временем — время предстает таковым в свете времени Бога, вечности.

То, что Иисус Христос пришел, все эти слова в прошедшем времени будут соответствовать тому, что мы называем прошлым. Но как неуместно было бы сказать об этом событии, что оно в прошлом. Прошло как раз не то, что Иисус Христос пострадал, и не то, что Он свершил, прошло скорее бывшее до него — мир человека, мир непослушания и беспорядка, мир нищеты, греха и смерти. Грех перечеркнут, смерть преодолена. Были грех и смерть, была вся мировая история, в том числе и та, что протекала post Cristum. Все это прошло в Христе, обо всем этом мы можем лишь вспоминать.

Иисус Христос как тот, кто пострадал и воскрес из мертвых, сидит возле Отца. Это настоящее. Поскольку Он есть настоящее, как есть настоящее Бог, можно сказать, что Он придет вновь как тот, кто был. Тот, кто сегодня таков, каким Он был вчера, тот и завтра будет таким же — Иисусом Христом вчерашним, сегодняшним и таким же вечно! Так как Иисус Христос существует в качестве того, кем Он был, то Он, очевидно, является началом нового, другого времени, нежели то, которое мы знаем, времени, в котором нет преходящести, но при этом действительного времени, которое имеет прошлое, настоящее и будущее. Вчера Иисуса Христа есть и его настоящее и его завтра. Не безвременность, не пустая вечность заступает на место его времени. Его время не завершается, оно продолжается в движении из прошлого в настоящее и в завтра. У него нет ужасающей беглости нашего настоящего.

Когда Иисус Христос сидит по правую руку Отца, то это его бытие возле Бога, его бытие как обладателя и представителя божественной благости и могущества по отношению к нам, людям, не имеет ничего общего с тем, что мы в нашей глупости представляем как вечность — бытие без времени. Если это существование Иисуса Христа по правую руку Отца есть действительное существование и, как таковое, есть мера всякого существования, то это существование во времени, хотя и в ином, чем то, которое мы знаем. Если господство и правление Иисуса Христа по правую руку Отца является смыслом нашей всемирной истории и истории нашей жизни, то это бытие Иисуса Христа не есть безвременное бытие, его вечность не есть безвременная вечность. Безвременной является смерть, ничто. Безвременными являемся мы, люди, когда мы без Бога и без Христа. Тогда у нас нет времени. Такую безвременность Он преодолел. Христос обладает временем, полнотой времени. Он сидит по правую руку Бога как тот, кто пришел, кто действовал и пострадал и в смерти восторжествовал. Его пребывание по правую руку Бога не есть лишь часть этой истории, оно есть вечное в этой истории.

Соответствует этому вечному бытию Христа и его становление в бытии. Что было, то проходит, что произошло, то произойдет. Он есть альфа и омега, средоточие действительного времени, времени Бога, которое не есть ничтожное, преходящее время. Не настоящее, каким мы его знаем, в котором каждое «сейчас» есть лишь прыжок от уже не существующего к еще не существующему! Разве это настоящее, это порхание в тени Аида. В жизни Иисуса Христа нас встречает другое настоящее, которое является его собственным прошлым и потому не является безвременностью, ведущей в ничто. И когда говорится, что Иисус Христос придет вновь, то этот приход не является целью, лежащей где-то в бесконечности. «Бесконечность» есть безотрадное явление и не представляет собой предикат божественного, это нечто, относящееся к падшей тварности. Этот конец без конца есть нечто ужасающее. Это есть отражение человеческой безнадежности. Таково положение человека — он низвергается в бесцельность и в бесконечность. С Богом этот идеал бесконечного не имеет ничего общего. Такому времени скорее полагается предел. Иисус Христос является подлинным временем и приносит его. Время Бога имеет как начало и середину, так и цель. Человек охватывается и поддерживается со всех сторон. Это жизнь. Так проявляется человеческое существование во втором положении — Иисус Христос с его прошлым, настоящим и будущим.

Когда христианское сообщество смотрит назад на то, что произошло в Христе, на его первое пришествие, на его жизнь, смерть и воскресение, когда оно живет этим воспоминанием, то это не просто воспоминание, не то, что мы называем историей. Это раз и навсегда произошедшее обладает силой божественного настоящего. То, что произошло, происходит и, как таковое, будет еще происходить. То место, из которого происходит христианская община со своим исповеданием Иисуса Христа, есть то же самое, навстречу которому она движется. Ее воспоминание есть и ее ожидание. А когда христианская община соприкасается с миром, то ее весть носит, как кажется на первый взгляд, характер исторического повествования, ведь речь идет об Иисусе из Назарета, который претерпел страдания при Понтии Пилате после того, как родился во времена императора Августа. Но горе, если бы христианская весть миру остановилась на этих событиях! В таком случае содержанием и предметом этого повествования стал бы или человек, который когда-то жил, или какая-то легендарная фигура, на которую некоторые народы оглядываются одинаковым образом, основатель религии в ряду других! Как бы обманут был мир насчет того, что поистине было и есть, обманут насчет радостной вести: «Христос явился искупить нашу вину, радуйся, мир христианский!» Это прошедшее время глагола «явился» следует возвещать миру как нечто актуальное, как то, на что и мир вправе надеяться, как то, навстречу чему движется и мировая история.

И вновь может быть так, что христианская вера будет воспринята как ожидание и надежда, но это ожидание будет носить пустой и общий характер. Надеются на лучшие времена, лучшие обстоятельства в «посюсторонней» жизни или на какую-то другую жизнь «по ту сторону». Так легко христианская надежда перетекает в какое-то неопределенное ожидание какого-то преходящего величия. Забывается подлинное содержание и предмет христианского ожидания — тот, кто придет, это тот, кто был. Мы идем навстречу тому, откуда происходим.

Это и в отношении церкви к миру должно быть субстанцией ее вести. Она указывает не в пустоту, когда дает людям мужество и надежду, она вправе давать мужество и надежду, глядя на то, что произошло. «Свершилось!» сохраняет всю свою действенность. Христианский перфект является не имперфектом, правильно понятый перфект обладает силой будущего времени. «Мое время в твоих руках». И странствует человек, подобно пророку Илии, черпая силу из этой пищи, сорок дней и сорок ночей до горы Бога, называемой Хорив. Это все еще странствование, это еще не цель, но странствование, направляемое целью. Вот что мы, христиане, должны говорить нехристианам. Не как меланхолические совы должны мы сидеть среди них, а как люди, достоверно знающие свою цель, достоверность которой превосходит всякую другую достоверность. Однако как часто стоим мы в смущении рядом с детьми мира и как нам следует понимать их, если наша весть не удовлетворяет их! Тот, кому ведомо, что «наше время в его руках», тот не будет высокомерно взирать на людей мира, идущих своим путем со своей, зачастую смущающей нас надеждой. Он будет рассматривать их надежду как притчу, как знак того, что мир не брошен, что он имеет начало и цель. Мы, христиане, должны вносить в эти мирские мышление и надежду правильные альфу и омегу. Но сделать это мы в состоянии лишь тогда, когда превосходим мир в уверенности.

Дело обстоит таким образом, что мир, не зная об этом, а церковь в знании идут от Иисуса Христа, от его деяния. Объективным обстоятельством является то, что Иисус Христос приходил и сказал свое слово и свершил свое деяние. Данное обстоятельство существует независимо от того, верим ли мы, люди, в это или нет. Оно относится ко всем -и к христианам и к нехристианам. Мы происходим от того обстоятельства, что Христос приходил, и мы должны мир рассматривать соответствующим образом. То, что мир является «мирским», это самоочевидно. Однако это мир, в средоточии которого Иисус Христос был распят и воскрес. Церковь также движется оттуда и в этом отношении не отличается от мира. Но церковь является тем местом, где об этом знают, и в этом действительно огромное различие между церковью и миром. Мы, христиане, имеем возможность знать об этом, мы имеем возможность открытыми глазами видеть свет, взошедший свет parousia. В этом заключается особая милость, радоваться которой мы можем каждое утро. Это в действительности незаслуженная милость, ведь христиане ничуть не лучше детей мира. Речь может идти поэтому лишь о том, что они, исходя из своего знания, в состоянии что-то показать тем, кто не имеет такого знания. Они должны заставить гореть тот малый свет, что им дан.

И церковь, и мир имеют перед собой того, от кого они происходят. И для обоих чудом является то, что эта цель надежды не располагается где-то, а мы должны с трудом прокладывать путь туда, но, как говорится в Символе, venturus est! He мы должны идти, Он придет. Куда должны и хотели бы мы прийти со всей нашей беготней и странствованием? Всемирная история с ее событиями, ее войнами и перемириями, история культуры с ее иллюзиями и прозрениями — это путь? Нам следует улыбнуться. Когда придет Он, тот, кто действует, тогда все то убогое, что связано с нашей «прогрессивностью», предстанет в ином свете. Ужасающая глупость и слабость церкви и мира будут высвечены им. «Христос родился». Это вновь пришествие. Возвращение Христа есть возвращение того, кто был. Тем самым глупость язычников и слабость церкви не становятся простительными, но предстают в свете Пасхи — «мир погиб, Христос родился». Христос не только заступился за нас, но и заступится. Таким образом, человеческое и христианское существование поддерживаются от начала и от конца. Христос не постыдился и не постыдится назвать себя нашим братом.

«…Он и придет оттуда». В этом «оттуда» заключено прежде всего то, что Он выйдет из сокрыто-сти, в которой Он все еще пребывает сейчас для нас. Соотносясь с этой сокрытостью, возвещает и верит в Него церковь, в церкви Он наличествует для нас лишь в своем слове. В Новом Завете об этом грядущем пришествии говорится, что это суть образы, но образы последних реальностей, которые во всяком случае указывают на то, что все это происходит уже не в сокрытости, а в полной открытости. Уже никто не будет в состоянии сомневаться в том, что это реальность. Так Он придет. Он разорвет небеса и предстанет перед нами как тот, кто есть Он, сидящий по правую руку Отца. Он грядет в обладании и отправлении божественного всемогущества. Он грядет как тот, в чьих руках заключено все наше существование. Его мы ждем, Он придет и станет явным как тот, кого мы уже сейчас знаем. Все уже произошло, речь идет лишь о том, что спадет покрывало, и все смогут это видеть. Он уже свершил все, и в его власти сделать это явным. В его руках действительное, а не бесконечное время, в котором никогда нет нашего времени. Уже сейчас эта полнота может существовать. Наша жизнь имеет наполнение, и оно станет очевидным. Наше будущее будет таким, что мы увидим: в этой злой мировой истории и — о чудо из чудес! — в еще более злой церковной истории все было правильным и благим. Мы этого не видим. И все же однажды станет очевидно, что все было правильно, поскольку в средоточии был Христос. Он правит, сидя по правую руку Отца. Это станет явным, и все слезы будут утерты. Это то чудо, навстречу которому мы имеем возможность двигаться и которое в Иисусе Христе будет показано как то, что уже есть, когда Он придет в своей славе, как молния, освещающая все от востока до запада.

«…Судить живых и мертвых». Если мы хотим правильно понять сказанное здесь, то мы должны сразу же по возможности отодвинуть в сторону некоторые представления о Страшном Суде и постараться не думать о том, что в них описывается. О, все эти видения Страшного Суда у великих художников (Микеланджело в Сикстинской капелле) — Христос, выступающий со сжатым кулаком и отделяющий тех, кто справа, от тех, кто слева, при том, что взгляд остается прикованным к тем, кто слева! Художники в известной мере с наслаждением изображали, как эти обреченные погружаются в пучину ада. Но речь идет решительно не об этом. В Гейдельбергском катехизисе (вопрос 52) говорится следующее: «Чем утешает тебя второе пришествие Христа судить живых и мертвых?» Ответ: «То, что я во всех моих печалях и гонениях с поднятой головой ожидаю Судью с Неба, который прежде предстал за меня на Божьем суде и снял с меня все проклятия…» Здесь звучит другая нота. Второе пришествие Христа судить живых и мертвых — это радостная весть. «С поднятой головой» может и должен быть христианин, церковь — это будущее. Ведь тот, кто грядет, тот же, кто прежде представал перед Божьим судом. Его второго пришествия ждем мы. Если бы Микеланджело и другим художникам дано было слышать и видеть это!

Второе пришествие Иисуса Христа для суда, его окончательное и всеобщее зримое появление зачастую обозначается в Новом Завете как откровение. Он становится видимым не только общине, по и всем как тот, кто Он есть. Он не будет лишь тогда Судьей, Он Им уже является. Но только тогда станет очевидным, что это не вопрос нашего «да» или нашего «нет», нашей веры или безверия. В полной ясности и публично станет очевидным — «Свершилось!» Этого ждет церковь и ждет, не зная об этом, мир. Мы все на пути к этому проявлению того, что есть. Божья милость и справедливость еще не стали, по всей видимости, той мерой, которой меряется все человечество и каждый индивид. Все еще есть сомнения и беспокойство по поводу того, являются ли суд и наказание действительностью. Все еще есть место для тех, кто считает праведность достижимой посредством благих дел, и для самохвальства благочестивых и безбожников. Все еще может казаться, что все не так, как оно на самом деле. Община возвещает Христа и принятое в Нем решение. Однако и она все еще живет в этой близящейся к концу эпохе и несет на себе все признаки огромной слабости.

Что несет будущее? Не еще один поворот истории, а откровение того, что есть. Оно будущее, но будущее того, что церковь вспоминает, и того, что уже произошло раз и навсегда. Альфа и омега суть одно и то же. Второе пришествие Христа воздает должное правоте Гёте: «Бога восток, Бога запад, север и южная земля покоятся в его руках».

В мире библейской мысли судья — это в первую очередь не тот, кто одних вознаграждает, а других наказывает, а тот человек, который созидает порядок и восстанавливает разрушенное. Мы имеем возможность идти навстречу такому судье, такому восстановлению или, лучше, откровению такого восстановления с безусловным доверием, поскольку Он есть Судья. С безусловным доверием потому, что мы уже происходим от его откровения. Настоящее кажется столь мелким и жалким и не удовлетворяет нас, даже настоящее церкви и христианства. Но именно христианство может и должно постоянно слышать призыв, слышать призыв своего начала и одновременно будущего Иисуса Христа, лучезарного и величественного будущего самого Бога, который один и тот же вчера, и сегодня, и завтра.

Серьезности мысли о суде не будет нанесен ущерб, поскольку станет очевидно, что Божья милость и Божья справедливость есть мера, которой судится все человечество и каждый человек.

Бог знает все, что есть и происходит. Вполне можно ужаснуться, и потому не беспредметны те видения Страшного Суда. То, что не от Божьей милости и не от Божьей справедливости, то не может существовать. Бесконечно много человеческого, да и христианского, «величия» канет, возможно, в полную тьму. То, что есть такое божественное «нет», явствует, конечно, и из этого iudicare. Но как только мы это допустим, мы должны вернуться к истине о том, что Судья, который помещает одних налево, а других направо, есть тот, кто представал за меня на Божьем суде и снял с меня все проклятия. Он тот, кто умер на кресте и воскрес в Пасху. Страх перед Богом в Иисусе Христе не может быть иным, чем страх в радости и доверии. «Чем утешает тебя второе пришествие Христа?» Это не ведет к апокатастасису. Есть решение и разделение, но сделанное Им, который заступился за нас уже сегодня. А есть ли какое-либо более резкое разделение и какой-либо более настоятельный призыв, чем весть об этом Судье?