Библиотека soteria.ru
Конфликт руководства Католической церкви против Бога
Игорь Котенко
Дата публикации: 25.10.20 Просмотров: 627 Все тексты автора Игорь Котенко
Заговор служителей церкви. часть-2 тема-2.2
В прошлый раз мы говорили о зарождении и развитии конфликта иудеев против Бога. И мы установили что иудеи, оставивши Бога, стали стремиться к полной божественной власти над своим народом. Стремились править народом Израиля вместо Бога. И как средство достижения этой цели использовали «исследования Писания». В процессе этих, так называемых исследований, они смогли выработать приёмы овладения сознанием подчинённых им людей, установили собственные порядки, собственные законы для народа, которым они правили, для того чтобы правление их стало безраздельным.
Полностью вытеснив Бога из системы власти, они сделали своё правление максимально комфортным, удобно расположившись на престоле Божьем. Они оперативно и эффективно использовали все инструменты власти, которые давали им возможность уверенно контролировать их маленький еврейский мир. Их смущало только то, что сами они были под контролем другой, более могущественной державы, и с сожалением констатировали что территория, которую они контролировали, весьма ограничена в размерах. Ну вот, королевство, знаете ли, маловато, разгуляться негде…
И тогда они вспомнили пророчества о пришествии Мессии. И они почему то решили так что раз уж Бог позволил им сместить Себя с престола Его, то будучи последовательным в своих действиях, Бог непременно должен помочь им (иудейским вождям), с помощью Мессии распространить свою власть на весь мир! Ну, или по крайней мере, на ту его часть о которой они знали — на Римскую империю.
А тогда-а! Когда Иерусалим станет центром империи! И когда вся десятина со всей бывшеримлянской территории придёт в Иерусалим!… О! Они тогда в Иерусалиме такой крутой храм забацают — Соломону и не снилось! И золота у них будут не груды, а ГОРЫ! В тыщщу раз больше чем когда их далёкие предки реквизировали всё золото в Египте!
И они конечно метнулись дальше исследовать, и вычислили время с точностью до полдня и локацию с точностью до метра…
А потом что-то пошло не так…
И тогда они сильно осерчали на того парня, который представился им как Мессия Христос, Который возвещал о царстве Божием, творил чудеса и исцелял больных, ходил по воде, воскрешал мёртвых. Все Его великие дела были неубедительны в глазах алчных властителей иудеи, не произвели впечатления, и не растопили окаменелые их сердца. И тогда они убрали Его, надеясь, в иллюзиях своих, что избавились навсегда.
Вот до чего доводит невоздержание в исследованиях Писания!
Так что же это за штука такая страшная — богословие?
Что такое Богословие?
И теперь мы можем продолжать разговор о богословии и его влиянии на состояние церкви.
Вот стандартное определение богословия:
Богословие — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания.
Вот это классическое определение. Всё чётко, всё понятно. Всего два предложения. Но, как то всё … душок какой то, то ли нафталин, то ли формалин, то ли доместос…
Впрочем, неважно, разберёмся.
Библия и богословие
Когда мы открываем Библию, мы сразу же видим в ней Бога. И в Библии Бог живой, действующий и любящий. В Библии Бог, который заботится о Своих детях. В Библии Бог, который распят на кресте и воскрес. В Библии Бог Который отправляет Своих служителей с вестью о спасении. В Библии Бог живущий вечно, Бог Который, говорит, и делает всё для спасения и вечной жизни своих детей.
Когда мы начинаем заниматься богословием, мы видим совершенно другую картину. Вот у нас прозвучало определение богословия. И в этом определении Бог… на прозекторском столе! Его препарируют, Его расчленяют, исследуют, раскладывают по полочкам, закатывают в баночки, навешивают ярлычки… Это сообщаемые свойства, это несообщаемые свойства… Богослов как бездушный патологоанатом копается в Библии, тщетно пытаясь постичь тайну Божией любви, либо чтобы сделать себе имя, или просто срубить хоть немного бабла…
Богословие Патристического периода христианства
И вот богословы, которые занимаются историей христианства и историей христианского богословия, отмечают такое явление, которое нас может заинтересовать. Они выделяют самый первый период развития христианского богословия и называют его Патристический период, то есть это период деятельности первых апостолов и отцов церкви. 100 — 451 гг.
Патристический период. Этот период имеет достаточно расплывчатое определение, которое часто понимается как время между завершением новозаветных Писаний (ок.100 г.) и определяющим Халкидонским собором (451 г.).
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период
Так вот богословы с сожалением констатируют такой факт, что самые первые христиане, те что сразу после вознесения Господа остались служить, и возвещать весть Евангелия, в общем-то, богословием как таковым не занимались. Современные богословы это явление объясняют тем, что были преследования в те времена, что не было возможности производить исследования, и не было возможности участвовать в богословских дискуссиях. Вот как об этом пишет Макграт:
В первый период истории христианства государство часто преследовало Церковь. На повестке дня стоял вопрос выживания; немного оставалось времени и места для богословских споров, когда само существование христианства еще не воспринималось как должное. Данное замечание помогает нам понять, почему апологетика, благодаря трудам таких авторов, как Иустин Мученик (ок. 100-165 гг.), которые стремились объяснить и отстоять вероучение и практику христианства перед враждебной языческой общественностью, стала играть в ранней Церкви такую важную роль. Хотя этот ранний период дал нескольких выдающихся богословов — таких как Ириней Лионский (ок.130-ок.200 гг.) на Западе и Ориген (ок.185-ок.254 гг.) на Востоке, богословские дискуссии могли серьезно начаться лишь после прекращения гонений на Церковь.
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период
Богословам при изучении этого периода становится неинтересно и они быстренько идут дальше…
Однако Бог называет истинную причину отсутствия богословия – апостолы занимались ВОЗВЕЩЕНИЕМ ВЕСТИ, которую им поручил проповедовать Господь. Как написано в Евангелии:
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Марк 16:19-20. (Синодальный перевод).
Апостолы совершали служение, которое им поручил Христос, и не занимались ерундой. Они не мудрствовали сверх того, что написано. Они ходили из города в город и исполняли Божье поручение. Почти все первые вестники, апостолы, и их ученики – они не имели никакого богословского образования. Из всех апостолов образование имел только апостол Павел. Да и тот от своего «достоинства», от своей значимости отказался. Вот как он сам пишет:
Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа Филиппийцам 3:4-8. (Синодальный перевод).
Апостол Павел, имел образование, был обучен тому, чтобы грамотно составлять публичные выступления. Павел владел ораторским искусством, занимался, в том числе и богословием, неплохо знал и иудейскую догматику, и языческие предания. И, тем не менее, от всего отказался и всё что он там изучал в этих ихних академиях, он теперь сам сказал, что всё это МУСОР! Так он сам говорит.
Дальнейшее движение христиан
Шли годы, десятилетия. Первые апостолы один за другим уходили на покой в Господе, а те кто приходили им на смену, уже не имели той силы Святого Духа, той веры, потому что они не знали лично Самого Господа. Постепенно и незаметно между ними начались споры, богословские разборки. Постепенно и незаметно противник Божий делал своё грязное дело. Когда преследования, которым подвергалась христианская церковь, когда эти преследования постепенно прекратились, эти служители вступили в сговор со служителями тьмы. И это именно тот период развития церкви, о котором Бог сокрушённо говорил «Ты оставил первую любовь твою…». А вот Алистер Макграт напротив, характеризует это время как возрождение и развитие христианского богословия!
Три шага к провалу Божьего дела
Прочтём ещё некоторые высказывания из книги Введение в христианское богословие, попробуем поразмышлять и проанализировать прочитанное.
Этот период имеет огромное значение для прояснения целого ряда вопросов. Первоочередной задачей стало выяснение отношений между христианством и иудаизмом. Послания апостола Павла в Новом Завете свидетельствуют о важности этого вопроса в I веке христианской истории, когда большой интерес привлек к себе целый ряд доктринальных и практических проблем. Должны ли христиане, уверовавшие из язычников, а не из иудеев, обязательно подвергнуться обрезанию? И как следовало правильно толковать Ветхий Завет?
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период.
Любому кто читал Новый Завет, эта тема знакома. Апостол Павел достаточно быстро и просто разрешил эти вопросы, и они больше никогда не возникали. Но в дальнейшие века христиане стали чаще встречаться с критикой, и вот самая большая проблема заключается в том, что христиане поддались искушению отвечать на эту критику. Они забыли опыты патриархов, вождей Израиля, которые в сложных ситуациях никак не реагировали на давление и политические нападки соседних народов. Они забыли опыт самого Иисуса Христа, который при попытке искушения в пустыне преподал противнику резкий и решительный отпор. Они забыли эти наставления. Они начали оправдываться перед нападками из вражеского лагеря. И вот с этого всё началось. Это был первый шаг к провалу. Вот определение апологетики:
Апологетика (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание), или основное богословие, — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии…
Само возникновение христианской апологетики преследовало, в общем-то, благую цель. Но по факту появление и увлечение христиан апологетикой стало первым шагом к отступлению. Христиане вступили в споры, и с этого всё началось.
Канон Библии
Был ещё один вопрос, который нужно было решить — это вопрос о каноне Священного Писания.
С момента своего возникновения христианское богословие считало себя основанным на Священном Писании. Существовала, однако, некоторая неопределенность в вопросе о том, что же в действительности обозначает термин «Писание». Патристический период стал свидетелем процесса принятия решений относительно границ Нового Завета — процесс, который обычно известен как «установление канона».
В 367 г. Афанасий Великий распространил свое тридцать девятое Праздничное Послание, в котором двадцать семь книг известного нам Нового Завета были определены как канонические. Таким образом, уже к этому времени в Церкви установилось согласие относительно канона Нового Завета.
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период
Само по себе определение канона Библии большой опасности не представляет. Если бы всё остановилось только на определении границ канона и дальше не пошло, всё было бы нормально. Однако люди, утратившие связь с Богом и ищущие чем заполнить пустоту сразу так остановиться не могут. Определение канона Библии стало первым шагом в определении авторитетного источника для богословских исследований. Сначала определились с границами этих авторитетных Писаний, а потом начался процесс укрепления этого авторитета. А то, что при этом авторитет Бога автоматически девальвировался на это даже никто и не обратил внимание. Сосредоточившись на возвышении Библии, католические богословы полностью утратили понятие об авторитете Творца. Впрочем, исчезновения Бога из поля зрения никто даже и не заметил. Все были увлечены другим — богословскими дискуссиями.
Богословские споры
Они уже не могли остановиться. Мерялись силами и отдельные именитые богословы, и целые объединения богословов, именуемые богословскими школами. И в процессе этих споров происходило формирование символов веры
Возникновение Символов Веры стало важным элементом
движения к достижению доктринального единомыслия в ранней Церкви. Одна из
областей христианского вероучения, которая вызвала жаркие споры и подверглась
существенному развитию, касалась Личности Христа.
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период.
Но самым значительным явлением в развития Патристическеого богословия был арианский спор:
Арианский спор в четвертом веке общепризнанно считается одними из наиболее значительных в истории христианской Церкви. Арий (ок.250 — ок.336 гг.) утверждал, что титулы, использованные в Библии по отношению к Иисусу Христу, которые, по всей видимости, указывают на Его равный статус с Богом, представляют собой на самом деле не более чем титулы вежливости и почитания. Иисуса Христа следует считать сотворенным, хотя и занимающим первое место среди всего остального творения. Подобное заявление Ария встретило решительное противодействие со стороны Афанасия Великого, который, в свою очередь, утверждал, что Божественность Христа имеет центральное значение для христианского понимания спасения (относится к той области христианского богословия, которая традиционно называется «сотериологией»).
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период.
Мы ещё увидим в следующих статьях, насколько значимым явлением оказались для христианства споры о Троице. А пока продолжим читать книгу Введение в христианское богословие.
Церковь для императора
И вот что пишет Алистер Макграт далее:
В IV веке, после обращения императора Константина (306-337 гг.) ему удалось примирить Церковь и Римскую империю, В 321 г. император постановил, чтобы воскресные дни были общественными праздниками. В результате влияния Константина на империю, конструктивная богословская дискуссия стала общественным вопросом.
Вот это второй шаг. Христиане пошли на сговор с языческой империей. Христиане приняли указ императора Константина о праздновании воскресенья вместо субботы. И вот далее читаем:
Доктринальные дискуссии все больше становились предметом не только богословского, но и политического значения. Константин желал иметь единую Церковь во всей своей империи и поэтому заботился о том, чтобы доктринальные разногласия принимались к рассмотрению и разрешались в первую очередь.
Давайте прочтём ещё раз и прочтём очень внимательно:
Доктринальные дискуссии все больше становились предметом не только богословского, но и ПОЛИТИЧЕСКОГО значения.
И вот самое главное:
Константин желал иметь ЕДИНУЮ ЦЕРКОВЬ во всей своей империи…
Наверное, скорее всего Константин желал иметь единую и прочную империю. И для этого он укреплял и объединял церковь, и единство церкви должно было служить укреплению императорской власти.
И поэтому заботился о том, чтобы доктринальные разногласия принимались к рассмотрению и разрешались в первую очередь.
Итак, Константин желал иметь единую церковь, которая бы поддерживала единство его империи. То есть цель ставилась исключительно ПОЛИТИЧЕСКАЯ. И это уже очень серьёзно.
В результате этого, поздний патристический период (с ок.310 до 451 гг.) можно считать одной из высших точек в истории христианского богословия. Богословы могли теперь свободно трудиться, не опасаясь гонений, и обращаться к целому ряду важных вопросов, стремясь закрепить возникающее в церквах богословское единомыслие.
Очень важный момент! И далее:
Патристический период отличается чрезвычайным доктринальным разнообразием. Его вполне можно охарактеризовать как время постоянного движения, в течении которого еще только складывались такие ориентиры и стандарты, как Никео-Цареградский символ веры и догмат о двойственной природе Христа.
Именно в этот период происходило формирование символов веры – то есть первичных сборников доктрин. Тогда это были ещё простые формулировки, символы веры и отдельные догматы. Вся эта система создавалась для того, чтобы закрепить в церквах БОГОСЛОВСКОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ. Для того, чтобы император Константин имел единую церковь и единство в своей империи. Но далее у Макграта мы находим такое интересное, знаменательное замечание:
Этот период стал свидетелем КРУПНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ, возникшего по политическим и лингвистическим причинам, между восточной грекоязычной церковью и западной латиноязычной церковью.
Обратите внимание на этот прискорбный факт – разделение в церкви!
Теперь подведём итог – три пункта, три шага к провалу:
1. Втянулись в богословские дискуссии.
2. Пошли на сговор с государством и приняли языческий день поклонения.
3. Занялись разработкой доктрин и символов веры, – для объединения, во славу императора Константина.
И вот результат – разномыслия, расколы. Ставили цель объединить при помощи разработки доктрин, а вышло наоборот – произошли расколы. Хотели как лучше, а получилось как всегда…
Однако дело на том не закончилось.
Вот как об этом пишет вестница Божия:
«Тайна беззакония» вначале скрытно, незаметно совершала свое обольщающее и богохульное действие, а затем, постепенно приобретая все большую силу, уже открыто завладела сознанием людей. Формальное обращение императора Константина в начале IV столетия вызвало большое ликование среди христиан, и мирское влияние под видом праведности проникло в церковь. Церковь стала быстро разлагаться. С виду побежденное язычество оказалось победителем. Его дух овладел церковью. Языческие учения, обычаи и суеверия соединились с верой так называемых последователей Христа.
Один из основных догматов римской церкви состоит в признании папы видимым главой всемирной Церкви Христа, наделенным высшей властью над всем духовенством на земле. Более того, папе присвоен еще и Божественный титул, он именуется: «Господь Бог — Папа» и считается непогрешимым. Он требует, чтобы все люди почитали его. Через римскую церковь сатана выдвигает те же притязания, какие он предъявил и в пустыне искушения, и многие готовы оказать ему эти почести.
Это соглашение между язычеством и христианством привело к появлению «человека греха «, о котором пророчество говорило, что он превознесет себя выше Бога и поведет борьбу с Ним. Эта исполинская система ложной религии является шедевром сатанинской власти, памятником его попыток воцариться на престоле и своевольно управлять землей.
Елена Уайт. Великая борьба. Глава 3 Отступничество.
Истина Божия, при помощи богословия перемешанная с язычеством обладает огромной силой влияния в руках властителей мира сего. Гремучая религиозная смесь, основанная на истине, на Христе, при помощи развитых богословских технологий, гибко используя языческие догматы, смогла сделать то, чего не смогли сделать все иудейские иллюзии без Христа. Христианская церковь решительно заняла господствующее положение в Римской империи. Римские папы прочно и надолго обосновались на престоле империи.
Наше нынешнее исследование не ставит своей целью проследить всю историю христианства — она описана во многих книгах и научных трудах. Нет смысла повторять всё целиком. У нас другая цель — проследить историю развития заговора служителей церкви против Бога.
В прошлый раз мы увидели историю отступничества вождей Израиля. Их сначала внутреннее, скрытое отступление, разрыв личных отношений с Богом, затем увлечение богословием, которое открыло им свободный доступ к престолу власти.
Сегодня по сути те же этапы отступления мы увидели и в истории католической церкви. Вначале скрытое течение восстания, потом снова богословские споры, развитие богословия, догматы и доктрины, сговор с язычниками, сговор со властью, и затем уже — сами христиане у власти. И везде и всюду богословие работает как домкрат для восшествия заговорщиков на престол.
А уж на престоле да в царских палатах — вот она исполнилась мечта иудейских вождей! Не груды, а горы золота. И храм не один, а множество и все — покруче Соломонова будут. Вот оно счастье! Вот он рай на земле!
Только — надолго ли?
Для дополнительного чтения
Алистер Макграт. Введение в христианское богословие. Глава 1. Патристический период.