Библиотека soteria.ru
Исследуйте Библию по-честному!
Игорь Котенко
Дата публикации: 17.11.20 Просмотров: 860 Все тексты автора Игорь Котенко
Пожалуй самое главное правило которым нам, как настоящим исследователям Библии необходимо вооружиться — оставить всякое лукавство, обман и нечестие. Отбросить все мысли о том, как выдать желаемое за действительное. Необходимо относиться к исследованиям Библии прежде всего ЧЕСТНО. Если мы будем лукавить, то нам удастся обмануть только самим себя. И я даже не буду пугать вас Всеведущим, Всезнающим Богом, Который бодрствует над словом Своим. Бог и Сам напугает кого угодно, и без меня.
Удаляем все предпосылки
Мы уже выяснили, что было бы честно, если прежде чем начинать исследования мы отбросили бы все предпосылки, все предубеждения. Мы никогда не сможем правильно понять истину, если будем придерживаться прежних своих взглядов. Если вместилище нашего разума уже заполнено, сможем ли мы дополнить его чем то ещё? Если место в нашем сознании уже занято, сможем ли мы обрести новые благословения? И даже если окажется, что наши прежние представления были истинными — что мы потеряем, если на время откажемся от них и в дальнейшем просто обновим информацию?
Разумеется, говоря о том чтобы выбросить из головы всё что мы знали прежде, я не имею в виду и не предлагаю устроить себе искусственную амнезию, полную очистку памяти. Речь не о тех дикостях, которые люди иногда с собой проделывают. Наша память как была так и останется. Я предлагаю только пересмотреть отношение ко всей той информации, которой мы наполняли своё сознание. Пересмотреть в свете новых отношений с Богом. или лучше так — пересмотреть наши отношения с Богом, наше отношение к Богу, истине, вечности и любви.
Не пытайтесь вчитать в текст то, чего там нет
Итак мы отбросили все предпосылки и читаем Библию как бы на чистый лист. Теперь нужно сделать следующий шаг. Нам необходимо отказаться от всяких попыток истолковать Библию так как нам бы хотелось. Правильнее будет называть это не истолкованием, а втолковыванием. Нам нужно отказаться от всяких попыток втолковать в текст Библии тот смысл, который мы сами хотели видеть или тот, который мы сами считаем более приемлемым. Это следующий шаг на пути честного отношения к толкованию Библии. Читая и исследуя Библию мы хотим иметь на вооружении только один вопрос — что хотел сказать АВТОР текста? Какой смысл вложил в текст его Создатель? По крайней мере это будет по-честному.
Библейский текст подразумевает только то что говорит
Следующий принцип исследования Библии вырастает из тех, которые мы уже рассматривали а сейчас повторили. Но прежде чем он будет озвучен, позвольте сделать небольшое вступление.
Мы с вами обращали внимание на то, что некоторые тексты Библии написаны как бы в повествовательной форме, просто описывая происходящее простыми понятными словами. Другие же тексты написаны в форме аллегории — чаще всего это описания видений пророков, о которых мы говорил в прошлый раз. Разница между этими текстами хорошо видна по самому тексту, а если и не так, то автор текста по крайней мере сразу предупреждает, что он переходит на язык символов и иносказаний.
Повествование и аллегория
Так вот, изучаемое нами сегодня правило говорит о том, что в наших исследованиях правильно и честно будет исходить из того, что текст, который мы исследуем подразумевает только то что говорит. Ещё раз — ПОДРАЗУМЕВАЕТ ТОЛЬКО ТО ЧТО ГОВОРИТ. Мы можем применять аллегорическое толкование только в том случае если по самому тексту видно что здесь мы имеем дело с аллегорией. Например, когда Иоанн в Откровении пишет о большом красном драконе с семью головами и десятью рогами и "на головах его семь диадим", — ну вы когда последний раз видели такую страшную и ужасную зверюгу? Не дай Бог, конечно такое увидеть. Ну тут всякому понятно, что это символическое видение и этот текст можно толковать исключительно аллегорически… но только строго по правилам и опять же честно! Если же, например Лука пишет в Деяниях о путешествиях Павла, о том, как Павел преподавал вечерю в Троаде и до утра беседовал с братьями, и как бедный несчастный юноша свалился из окна третьего этажа и разбился насмерть, но после молитвы Павла ожил и окружающие все "немало утешились" — мы можем быть уверены что всё так и было как там написано, и что этот текст подразумевает только то что говорит, и никакого аллегорического или "духовного" второго дна не содержит. И даже явное чудо воскрешения, произведённое по молитве Павла, хотя и было сверхъестественным явлением, но всё таки фактически произошло. Чудеса в те времена случались чаще чем сейчас, и мы можем уверенно говорить о том что произведено было самое обыкновенное чудесное исцеление.
А вот из той же книги Деяний известное видение Петра: и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. (Деян. 10:11-13). Здесь понятно что мы имеем дело с видением в символических образах. И более того здесь же в 15 тексте даётся первичное истолкование видения и в дальнейшей истории с Корнилием мы получаем полное значение и исполнение видения. Но обратите внимание на это видение Петра ещё раз. Прочтите главу 10 Деяний с 9 стиха. Там начинается обычное повествование, достаточно прозаическое. Описывается состояние нормального мужика который давно не был в столовой а в данный момент ещё и имел неосторожность подняться на чердак дома в тот самый момент когда внизу полным ходом готовили обед… тёплый воздух с кухни по закону поднимается вверх, несёт с собой аппетитные запахи… А Пётр со вчерашнего дня голоден… Его состояние исступления в этой ситуации вполне естественно. Обычная ситуация, обычное повествование. Как написано так и понимаем. И в этот момент Пётр видит, как написано "отверстое небо". Вот это указатель — с этого момента начинается видение. Когда пророк видит видение и затем описывает его, то начало видения обязательно отмечается. Пророки часто использовали в описаниях видения выражения типа "отверстое небо" (например Деян. 7:56, Откр. 4:1.) Это высказывание или подобные ему, служат как бы указателем на то, что дальше начинается описание видения. Итак, сам библейский текст даёт нам основание для того чтобы истолковывать данный текст как аллегорию.
Однако божественное происхождение Библии часто создаёт толкователям проблемы и обратного порядка. Достаточно много текстов в Писании, которые хотя и написаны в простой повествовательной форме, но… так велик соблазн при истолковании сразу включить их в список аллегорий и толковать соответственно. Я разумею тексты, где описаны явления Божьего всемогущества, феномены, возможно и естественные для небожителей, ангелов, инспирированных писателей. Но нам, обитателям грешного, изолированного от небесной цивилизации земного мирка, непривычно, например, читать такие вещи:
И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. Числа 16:28-35
Или, например более позитивная сцена — вознесение Илии:
И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 4Цар. 2:8-14.
И вот пожалуй самое удивительное, непривычное и впечатляющее повествование, это самое первое повествование Библии, самое её начало — описание сотворения земли. И нужно заметить — написано оно очень сдержанно, спокойно. Моисей сознательно воздерживается здесь от каких то ярких, эмоциональных высказываний. Он говорит простые слова, понятно и последовательно. Вся структура, лексика и окраска текста говорит о том что здесь представлено обычное повествование. Всё как написано, так и было, слово в слово! Каким бы непривычным не выглядело повествование о сотворении земли для современного читателя, автор текста ни одним движением мысли или напряжением чувства не даёт нам повод думать, что здесь мы имеем дело с образами и символами.
И даже самое, на первый взгляд невероятное — упоминание о том, что каждый этап творения проходил в течение одних календарных суток, Моисей дополнительно прокомментировал высказыванием "и был вечер и было утро — день один…". После такого комментария, ни один честный, порядочный толкователь просто не посмеет говорить что либо о "неопределённых, длительных промежутках времени".
Правила истолкования символических пророчеств
Но вернёмся однако к символическим пророчествам. Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что пророческие символические видения нужно истолковывать с большой осторожностью. Слишком велик риск понять их неправильно и ввести в заблуждение окружающих. Необходимо помнить что символические видения даются только для подкрепления основных положений вероучения, для иллюстрации, для пояснения истины. Опыт истолкования апокалиптических пророчеств подсказывает, что сами по себе эти апокалиптические пророчества даны только для того, чтобы убедить нас в том, что Бог знает конец от начала. Бог знает, как будут развиваться события в грядущих веках. Пророчества эти даны нам только для укрепления веры, для утешения, для ободрения. Но привязывать тексты пророческих символов к каким то событиям, которые вскоре должны произойти нужно с большой осторожностью. Слишком уж много было таких толкований и потом, когда их толкования оказывались ложными и ожидания не оправдывались, многие разочаровывались и оставляли Бога. Сколько лжеучений возникло на почве того, что горе-исследователи строили свои надежды на исполнение библейских символических пророчеств в недалёком будущем. После того, как сроки проходили, их толкования пророчеств оказывались несостоятельными, многие из них, чтобы "не потерять лица" вынуждены были изобретать какие то совершенно фантастические учения, извращая библейские тексты, чтобы оправдать свою ошибку, пополняя и без того огромную армию лжеучителей.
Необходимо также обратить внимание на то, что символические, апокалиптические пророчества даны скорее не для того, чтобы заранее сообщить нам ВСЕ ДЕТАЛИ будущего. Есть такой текст: Иоанн 13:19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Обратите внимание — поверили когда сбудется! Основная масса пророчеств работает на время ПОСЛЕ исполнения пророчества и этот принцип установил Христос. Значительную часть исполнившихся пророчеств люди начинали понимать уже после того, как они исполнялись. Именно для того, чтобы дать людям знамение Божьей силы и Божьего всемогущества.
Но даже если мы и не используем символические пророчества для исчисления "времён и сроков" и предсказания будущего, а просто пытаемся вывести какие то поучения и наставления относительно нашего поведения и действий, нам так же необходимо быть очень осторожными. Возвращаясь к видению Петра о нечистых животных, хочу обратить внимание на то, как это видение используется неправильно, во вред истине.
Чтобы лучше понять суть вопроса, вернёмся непосредственно к тексту видения:
и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Деян. 10.11-16.
Дальше Пётр не на шутку загрузился размышлениями на тему "что бы это значило":
Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Деян. 10:19-20.
Однако не один Пётр получил в тот день откровение свыше. Параллельно Бог говорил и с другими людьми:
Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. (22 текст)
И когда все встретились то и Пётр, что называется "включился", и вот что он сам говорит о значении видения:
И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Деян 10.27-28.
Вот видение, и вот его точное и единственное значение. К большому сожалению это видение используется совершенно противоестественно. Причём самое смешное, что из этого аллегорического отрывка как раз пытаются удалить аллегорию и используют его, скажем так — в чистом виде, то есть по отношению к чистой и нечистой пище… Нехорошо это, нечестно!
Различные типы записей в Библии
Продолжая разговор о различных библейских текстах, хотелось бы обратить внимание на то что в Библии вообще существуют различные, скажем так, типы записей… Блогерам это должно быть сразу понятно. Вот кстати буквально вчера или позавчера вышла версия WordPress 3.6, которая как раз позволяет при создании, сделать выбор типа записи… это я кстати уже не для блогеров пишу а как раз для неблогеров, которые не знают что такое WordPress, но знакомы с компьютером, поскольку и в данный момент непосредственно висят в Сети и читают эти строки не в бумаге а в браузере… Ну так вот, WordPress 3.6 позволяет при создании записи указать тип этой записи, что это будет — стандартная запись в блоге, подобная той которую вы сейчас читаете, или это будет аудиозапись или видео, или ссылка на сайт или может быть галерея изображений… WordPress 3.6 позволяет сделать выбор уже на стадии создания записи. Для чего я это пишу? Думаю читающий, поскольку читает это в блоге при помощи компьютера и браузера, а не в бумаге, то непременно понимает, что текстовые записи читаются просто в браузере, это одно, картинки и фото-галереи это совершенно другой тип информации, и для просмотра нужен вьювер. Аудио в mp3 и видео avi или flv требуют для просмотра чтобы непременно был медиа-плеер. Всё это разные типы записей и СЛУЖАТ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ! Их можно использовать только по назначению, и если использовать неправильно то… а попробуйте-ка открыть аудио-файл при помощи текстового редактора! Прикольная картинка?
Вот точно так же и в Библии существуют различные типы записей, которые также служат для разных целей. И их тоже не нужно путать и использовать необходимо исключительно по назначению! Мы уже упомянули сегодня и пророческие видения написанные аллегорическим языком символов. Но в Библии есть и повествовательные тексты, есть исторические книги, и самое главное — книги законов и повелений, основа основ для формирования нашего поведения и характера. Есть ещё, например, притчи, есть поэзия, есть письма Апостолов… Это всё разные типы записей, не следует их путать и и использовать нужно строго по назначению Автора. Нужно понимать, что основополагающие нормативы веры и жизни Бог всегда произносит и утверждает конкретно и прямо. В повелительной или повествовательно форме. И только потом иллюстрирует при помощи различных сравнений, образов или в притчах. Ну то есть самые притчи и аллегории также содержат основополагающие нормативы веры и жизни, но в притчах и иносказаниях, эти нормативы и императивы только иллюстрируются и подкрепляются. Строить же основы вероучения, основываясь только лишь на одних притчах, не имея прямого повеления Божьего — опасно, если не сказать преступно!
К сожалению в христианской практике эти правила не всегда соблюдаются. Достаточно привести только один пример — притча о " верном и благоразумном рабе" из Матфея 24 главы. Это высказывание, этот образ "Верный и благоразумный раб" используется Христом только в этой притче, повторяемой только Лукой в 12 главе его Евангелия. И больше нигде в Новом Завете не встречается. Ни в Евангелиях, ни в посланиях, ни в пророчествах. Однако на основании этого единственного высказывания строится целая доктрина, выводится эсхатологическое пророчество. Под брендом "Верный и благоразумный раб" ведёт свой бизнес центральное подразделение всемирной христианской организации! Только лишь на основании толкования ОДНОГО текста ИЗ ПРИТЧИ.
В этом толковании явно видно несколько нечестных приёмов. Во-первых, нигде больше Христос не говорит о существовании "Верного и благоразумного раба" как единственного и непогрешимого носителя истины. Только в этой притче! Этот факт ставит под сомнение надёжность толкователя и самой организации, созданной таким образом. Во-вторых, авторы толкования путают притчу и пророчество. Использовать притчу в качестве пророчества… это всё равно что пытаться открыть аудиофайл при помощи текстового редактора…
Но даже если и представить себе такую возможность что данную притчу можно истолковывать как пророчество, то нужно уж тогда читать всю притчу до конца, в том числе и то место где есть условная инструкция! И это будет уже в-третьих. Помните, как там написано: "если же раб тот будучи зол…" что с ним будет, помните? Только авторы толкования до этого места уже не читают и конец этой притчи не озвучивают, почему то… И ни в одной из публикаций этой организации, такая возможность — в смысле условия и возможности выбора и неверности "раба" почему то не предусмотрена. И этого "раба" слушают миллионы! Что же, воистину сказано — широки врата…
Безусловные и условные пророчества
Продолжая развитие темы, как она уже идёт, и поскольку зашёл разговор о пророчествах — ещё одна сторона вопроса, которую полезно будет рассмотреть, чтобы не заблудиться в исследованиях пророчеств но использовать их правильно. Если вы заметили — не все пророчества Библии исполнились. Прежде всего это относится к пророчествам Ветхого Завета. Не все ветхозаветные пророчества исполнились и не потому что ЕЩЁ НЕ ИСПОЛНИЛИСЬ. А потому что не исполнятся уже никогда — по крайней мере не исполнятся в полном виде, то есть каждое слово пророчества. Может быть исполнятся частично в Вечности. Но полностью, как написаны, уже не исполнятся. Почему? Библия неправильная? Кто то не успел отредактировать? Неправильно перевели? Или неправильно поняли? Нет, всё правильно! Просто пророчества были УСЛОВНЫЕ — то есть выполнимые только на определённых условиях! А конкретно на условии послушания! Как ярко выразилась одна сестра: если будете слушаться, то будет вам то-то, а если не будете слушаться, то вам "тотого" не будет… Вот мы сейчас смотрели притчу про "раба". И там две части в этой притче. Первая часть — блажен тот раб поступающий (ЕСЛИ ПОСТУПАЕТ ТАК) так как сказал хозяин. А дальше что сказано? А сказано: ЕСЛИ… Вот оно условие! Вот она условная инструкция! Однако перейдём всё таки к ветхозаветным пророчествам.
Во Второзаконии в 28 главе изложен расширенный текст завета, условия этого завета, благословения и проклятия. Разумеется что начинается этот текст со знакомой нам уже условной инструкции "если":
Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то…
И далее изложены величайшие благословения для народа.
С 15 текста изложена другая инструкция, инструкция проклятия:
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то…
Далее следует перечисление проклятий…
Этот завет был провозглашён в период исхода Израиля из Египта и провозглашён в книге Второзаконие в 28 главе.
В книге Иезекииля этот завет ещё расширяется, дополняясь откровениями, символическими видениями и пророчествами. В главах с 3 по 10 описываются проклятия завета в случае неповиновения. Благословения завета описаны с 38 главы. И особенно яркое видение благословений это описание города и храма — оно начинается в 40 главе Иезекииля. Пророк даже был перенесён в этот величественный город и ему было дано измерить город и храм. Для чего? Чтобы показать народу Божьему, что благословения не просто обещаны — они ПРИГОТОВЛЕНЫ! И возможно если бы… но, опять вот это если, эта условная инструкция… это пророчество так и осталось виртуальным видением пророка. Потому что не были исполнены условия.
Для того, чтобы понять пророчество Иезекииля нам понадобилось обширное исследование по нескольким книгам Библии. Мы читали их не подряд а выбирали места относящиеся к определённой теме. Это называется тематическое исследование или исследование в контексте темы. Более подробно об этом мы поговорим в следующей статье. Но это случится возможно в следующую субботу, не раньше. Если конечно будем живы и Бог позволит. А сегодня пора уже сделать заключение и сказать, как говорил один наш профессор из Фриденсау — "O-o!, diese gute rusisch wort, ITACK!!!".
Итак, сегодня мы сделали попытку продвинуться и разобраться в том какие типы записей, разновидности текстовых сообщений существуют в Библии. Среди них: повествование, поэзия, пророчества, проповедь, евангельские притчи, послания апостолов, апокалиптические пророчества. Их нельзя путать, нельзя смешивать. И истолковывать необходимо по разному, как в смысле авторитета высказывания так и в смысле подходов к толкованию. И самое главное — всегда и везде, во всех текстах стремиться видеть — что хотел сказать автор текста и Тот великий Пастыреначальник, Который бодрствует над словом Своим, тот который был и есть и грядет! Ему слава во все века! Аллилуйя!