Я рад сегодня быть с вами и продолжить наши размышления о том, что такое последнее время и в какое собственно время мы с вами живём. Мы уже говорили вчера о том, что сегодня, к сожалению, и для меня об этом очень печально говорить, и даже очень стыдно говорить и неприятно говорить, есть очень много людей, которые называют себя адвентистами, но на самом деле то, что они называют «адвентистской вестью», является абсолютной неправдой. В Интернете, на Ютубе появляются различные видео, в которых обсуждаются всякие политические новости, после того, как были прочитаны два слова из книги Откровение, и потом под эти два слова подставляется всё, что угодно. Будьте к подобным вещам внимательны.

Если мы читаем Библию, то мы должны читать Библию, а не делать вид, что мы читаем Библию. И нам нужно жить на основании Библии. Мы вчера говорили о том, что Иоанн писал, – покажите нам этот стих, – в Откр.1:3.

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Откр.1:3.

И мы говорили о том, что вот это «близко», оно когда близко в будущем? Уже многое из того, что Иоанн имеет в виду под «близким временем», исполнилось. Мы живём в эпоху, когда нам нужно уметь посмотреть назад в историю и понять, что многое уже исполнилось, и определиться с тем, на что нам нужно смотреть в будущем. И что я вам хочу показать на этих трёх лекциях (четвёртая будет заключительная), это то, как книга Откровение с трёх сторон показывает нам, в какое время мы живём.

Вчера мы увидели перспективу с точки зрения Небесного святилища, в какое время мы живём. Если мы знаем, что происходит в день очищения, то мы понимаем на основании исполнившегося времени, записанного в книге пророка Даниила 8:14, что Иисус находится в Небесном святилище во Святом святых. Часть уже пройдена, и осталось выйти. Когда Иисус выйдет, начнётся излитие последних язв, а потом уже Второе пришествие Христа и Праздник кущей, новая Земля.

Но давайте посмотрим с другой стороны. Давайте увидим, что происходит в книге Откровение дальше. Я хочу на секунду снова пригласить вас в 1 главу, чтобы увидеть тот момент, когда Иисус обращается к Иоанну трубным голосом и представляется «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (10 текст). Читаем 11 текст:

11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Откр.1:11.

Асия – это эгейское побережье Турции. Сегодня столицей этого региона является турецкий город Измир.

«Пошли церквам… в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию». Итак, семь церквей. Если мы откроем карту, то увидим, что все эти семь городов находятся по кругу, и между ними можно проехать только последовательно.

Откроем 2 главу книги Откровение и посмотрим некоторые моменты. Откройте Откр.2:5, это обращение к Ефесу.

5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Откр.2:5.

«Скоро приду». Смотрим дальше. Откроем Откр.2:16.

16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Откр.2:16.

Опять «Скоро приду», но слова звучат уже более интенсивно.

25 только то, что имеете, держите, пока приду. Откр.2:25.

Вся 2 глава звучит как «приду, приду, приду». Посмотрим, что происходит в 3 главе. Посмотрите Откр.3:3, это уже Сардис.

3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Откр.3:3.

«Я найду на тебя, как тать». Вы видите, интенсивность нарастает. Ну и, посмотрите теперь Лаодикию, 3 глава, 20 стих.

20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20.

Ефес, Пергам, Фиатира: «Скоро приду». Сардис: «Найду на тебя, как тать». Лаодикия: уже подошёл, уже «Стою у двери и стучу».

Мы видим, что 7 церквей книги Откровение и эти города вообще нельзя воспринимать буквально. Проблема в том, что часто приходится сталкиваться с проповедниками, которые говорят: «А у нас есть церковь «Ефес», и какая-то «Смирна» и какая-то ещё «Фиатира»…» – это всё абстракция. Эти люди не вникают в то, что написано. А написано очень конкретно. Вся эта символика определённым образом очерчивает 7 этапов развития христианства. И поэтому в этой части наших лекций я хочу как раз вам показать, как мы можем чётко определить время, в которое мы живём, – не на основании каких-то сплетен последних новостей, а на основании текста Священного Писания.

Вчера мы смотрели с точки зрения Небесного святилища. Давайте в этот час посмотрим с точки зрения истории христианства. У каждой из этих церквей название символическое. Возьмём, например, Ефес. «Ефес» по-гречески означает «возлюбленный». Давайте увидим этот первый этап в деталях. Посмотрите 2 текст:

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы. Откр.2:2.

Этот текст очень существенный. Что такое «разврат»? – Это блуд. А что в Библии является блудом? Это слово в этих двух главах книги Откровение будет ключевое. Это не абстрактное выражение. В Декалоге есть две заповеди, касающиеся чистоты и верности. В каждой части Декалога, в его вертикальной плоскости и в горизонтальной, есть такая заповедь. Горизонтальная часть Декалога регулирует отношения с ближними. Какая заповедь говорит о верности и чистоте в горизонтальной части Декалога? – Номер семь, правильно: «Не прелюбодействуй». А в вертикальной части Декалога какая заповедь, как вы думаете? – Первая. Т.е. всякий раз, когда Израиль (читайте пророка Иеремию, 3 глава, или пророка Иезекииля, 16 глава) приводил себе Ваалов, Бог называл Свой народ прелюбодейной женой. Это не значит, что Бог имеет какое-то предвзятое отношение к женщинам. Но это образ неправильных отношений.

Когда мы говорим о разврате в духовном смысле, мы говорим об идолопоклонстве. Но, кстати говоря, буквальный разврат и идолопоклонство между собой связаны, потому что, пример привожу, Втор.22:22 гласит: «Если кто был найден с женой замужней, обоих побить камнями». Говорит ли этот стих о том, что любой акт супружеской неверности – это смертная казнь? – Нет, не говорит. Почему не говорит? – Ключевое слово здесь «найден». Если жена (или муж) призналась(ся): я тебя разлюбил(а), у меня есть человек, которого я люблю, а у нас с тобой не сложилось…, то это грех, но это не побиение камнями. Тут свои дальше идут нехорошие последствия, но это не побиение камнями. А побиение камнями – это если найден. А что значит найден? – Два свидетеля нашли. А чтобы их нашли два независимых свидетеля, это значит, что люди уже стыд потеряли, они даже и не прячутся. Это грех высоко поднятой руки. Но почему вдруг люди дошли до такого, что стыд теряют? – Потому что такие действия, — лежащий с женой замужней вот так фактически публично, это не был просто акт прелюбодеяния. Это не современная ситуация, тогда этот акт был связан с идолопоклонством. Были специальные обряды, которые требовали публичной демонстрации плодородия, чтобы богу Ваалу, который отвечал за дождь, показать, что вот мы тут детей рожаем, а ты нам дай дождь, чтобы земля рожала.

Понимаете, эти вещи связаны между собой, – и в то время, и сегодня. Поэтому, когда про Ефес сказано, что «ты не можешь терпеть развратных», то речь здесь не идёт про человеческое сексуальное распутство. Речь здесь идёт прежде всего о распутстве в духовном плане. Т.е. там не было этих языческих элементов. О чём я говорю? А что происходит сегодня? Я не знаю, что происходит сейчас в Чикаго, но приехав в Портленд, мы столкнулись с таким сатанизмом… я ещё такого не видел, чтобы к хеллоуину готовились с 1 сентября… чтобы магазины были увешаны скелетами… Понимаете, о каком распутстве мы здесь говорим? Мы не говорим только о всяких стрип-барах и прочих заведениях. Мы говорим о том, что делают люди, которые называют себя христианами. Я не знаю, о чём они думают! Считая себя христианами, весь дом свой обвешивают сатанинскими символами. Я не знаю, о чём думают эти люди, когда они называют себя христианами, но собирают своих и соседских детей и выезжают вмикротинэйблхуды. Знаете, что такое «трик ор трит»? Перевожу. По-английски «трик» – это «я тебя заколдую, если ты мне подарочек не дашь!»

Откуда этот Хэллоуин берётся? Откуда это всё берёт своё начало? Это берёт своё начало от римской традиции, которая называется «паренталия». Вроде как «parents» – это родители. Ага, родители! Это ведь надо в контекст поставить! Чтобы увидеть, как сегодня по-язычески поминают родителей, поезжайте на Мадагаскар. У меня есть хороший друг Василий Стойко, он туда ездит регулярно. Он решил жизнь свою посвятить борьбе с этим гнусным язычеством, и он показывал эти фотографии. Это ужас! Они наедаются галлюциногенных грибов, а потом идут на кладбище, выкапывают черепа своих предков, торжественно на палке несут их к себе домой и там кладут под кровать. Вы понимаете, откуда в хеллоуине все эти скелеты? Вот от этого ужаса. А люди понятия не имеют. Знаете, почему американцы понятия не имеют? Потому что они дальше, чем война за независимость, в школе историю не изучают. Это ужас, это кошмар! Вот они такие христиане, и у них не связывается. Но если бы они изучили историю христианства, они увидели бы, как это всё развивается. Сейчас мы пройдём вкратце.

Первая церковь – там не было идолопоклонства. Но, правда, там уже начали появляться некоторые люди… В Откр.2:2 написано: «не можешь сносить развратных…» – с этим разобрались. «…И испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы». Вот тут фраза трудная, давайте в неё вдумаемся. Кто эти люди, кого испытал Ефес? Апостолы или не апостолы? – Не апостолы, так? Они не апостолы, но называют себя апостолами. Т.е. они пытаются сделать, по-английски это называется «фейк идентети», — ложно себя идентифицировать. Ну, и как мы начинали разговор: есть некоторые на Ютубе, которые кричат, что они такие адвентисты… Вот так сатана работает.

Я вам вчера показывал, адвентистская весть – это не весть про сплетни о том, что в очередной раз масоны утворили. Адвентистская весть – это весть о благодати Божьей из Небесного святилища, о том, что Иисус является нашим Первосвященником, и Он находится в Небесном святилище. Поэтому я, к сожалению, должен говорить о том, что надо уметь распознавать, что является адвентистской вестью, а что является фейком. Эта проблема была в Ефесе: апостолы.

Скажите, кто такие «апостолы»? Давайте вдумаемся. Сколько было апостолов? – Двенадцать. Не всякий ученик Иисуса являлся апостолом. А почему? Это отдельная тема для изучения, но вкратце отвечу. Апостолы – это те, которым было дано право писать свидетельства об Иисусе Христе: Евангелия и Послания. То, что мы называем «новый завет», это не правильное название. 27 книг Библии написаны на греческом языке. Никогда нигде вы не найдёте текста, где эти книги называются «новым заветом». А вот называются они «апостольскими трудами». Но тут есть проблема. Вы немного знакомы с тем, чему учат традиционные церкви об апостольских трудах? Они всё, что угодно, называют «апостольским трудом». Вот тут-то и проблема – определить, кто является апостолом, а кто является таким фейком. Это был век, и это была проблема.

Вы слышали о «Евангелии от Петра»? Не знаете, почему его нет в Библии? А потому что тот, кто его писал, однозначно не апостол Пётр. Понимаете? Точно так же, как «Евангелие от Иуды», «Евангелие от Марии Магдалины»… Это всё самозванцы. «Книга Еноха»… Вы что, думаете, Енох, седьмой от Адама, это писал? – Нет, конечно. Понятно, что тот, кто это писал, знал традицию, тогда же устно передавалось, многие истины передавались из поколения в поколение. Поэтому, когда в Послании Иуды Алфеева, который является одним из 12 апостолов, написано: «Енох, седьмой от Адама, сказал: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…», многие думают, что это он «книгу Еноха» цитирует. С чего вдруг? Он цитирует Еноха, а не книгу Еноха. А «книга Еноха» – что, её Енох, седьмой от Адама, написал? – Нет, но тот, кто писал книгу Еноха, подделывал себя под Еноха. Он знал то же самое, что знал Иуда Алфеев. И вписал это в «книгу», дабы придать себе значимость. Вот такие хитрости уже тогда начинали появляться.

Но Ефес испытал и узнал, что они лжецы. Ефесская церковь имеет недостатки, но я сейчас даю общие характеристики. Это была церковь I века, где ещё не было элементов идолопоклонства и язычества. Это первый период, который историки называют апостольской церковью, но можно его назвать и «иудео-христианская церковь». Не потому что все христиане тогда были евреи, но очень многие были, а потому как образовалась христианская церковь. Я покажу вам, в Деяниях апостолов есть интересная фраза, 11 глава, 19 текст:

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана1, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Деян.11:19.

1″гонение, бывшее после Стефана» – гонение на христиан в Иерусалиме.

У нас тут ходят разговоры о том, что после гонения Стефана Евангелие пошло уже к язычникам. Но смотрите, что написано, и делайте выводы, правильно это или нет. А я хочу, чтобы мы дальше почитали.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. Деян.11:20.

«Кипряне и Киринейцы» – это евреи, которые жили в диаспоре на Кипре и в Киринаике. Киринаика – это сегодняшняя Ливия.

Видите, как Ефесская церковь формируется: Гонение на Стефана; ученики Иисуса вынуждены бежать из Иерусалима; они проповедуют Евангелие евреям; а уже эти евреи проповедуют еллинам. Проповедь шла от евреев к еллинам. И дальше написано:

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве1 идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами2. Деян.11:21-26.

1Варнава – это левит из Кипра.

2А кто такие «христиане»? Это те евреи, которые обосновались в Антиохии под лидерством двух евреев – Варнавы и Павла. И они обратили не только евреев, но и еллинов, и это явилось началом христианской церкви. Поэтому мы и говорим об иудео-христианстве, – это Ефес.

Пойдём дальше. Следующий этап: Смирна.

9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Откр.2:9,10.

Скажите, эти «те» – это иудеи или не иудеи? – Они не иудеи. Но они называют себя иудеями. Кто это такие и зачем они называют себя иудеями? О чём здесь идёт речь? Я недаром вам привёл имя Варнавы, который был фактически первым наставником Павла, и он является основателем христианской церкви в Антиохии. Это первая, так сказать, база, которая образовывается за пределами Иерусалима. Скажите, когда это происходит? Гонение на Стефана – это 34 год, когда произошло побиение Стефана камнями. Церковь в Антиохии образовывается через пару лет, примерно 37-40 год. 40-е годы – это уже пошли миссионерские путешествия Павла.

А теперь, как говорится, fast forward, вперёд на сто лет! Примерно 140 год, и появляется «послание Варнавы». НастоящийВарнава уже давно успокоился в Господе. А тут в 145 г. появляется некое «послание Варнавы». И в этом «посланииВарнавы» это некий «Варнава»пишет (я цитирую почти буквально):

«Бог сказал Моисею: построй себе святилище. Что такое святилище? Святилище – это символ Голгофы. А Моисей зачем-то взял его и построил…» Оказывается, святилище не надо было строить. Я почему этот момент из «послания Варнавы» беру? Варнава был левитом из Кипра. Как левит мог такое написать, что Моисей не должен был строить святилище, потому что это символ?? Что это за логика? Я вам скажу, что это за логика. Это логика александрийской аллегорической школы II века. Это вот, к сожалению, что называется, и тут не знаешь, как правильно это сказать. Потому что, конечно же, Павел проповедовал еллинам и проводил еллинов к Иисусу. Но, к сожалению, далеко не все еллины к Иисусу пришли. Очень многие формально признали Иисуса, но они не признали Его Мессией Израиля. Они сделали из Него некоего мистического философа. Они всё перекрутили, и начали смотреть на Иисуса глазами Платона. И поэтому им всё казалось символами и аллегориями. Что он там пишет дальше, этот лже-Варнава или псевдо-Варнава?

«А, суббота… Кто просил евреев соблюдать субботу? Это же был символ второго пришествия Христа. А теперь давайте», так прямо и пишет, «соблюдать особый восьмой день, который будет символом второго пришествия Христа». Вы видите, куда уходит идея отмены субботы? Это не Константин и 325 год. Это лже-Варнава. Я к этому посланию могу добавить ещё Иустина Мученика, Игнатия Антиохийского… и всех остальных «отцов церкви» конца II века.

Единственный нормальный, без всей этой аллегорической эллинистической смеси, был Ириней. ЕдинственныИриней писал, что наш закон должен быть точно такой же, как и закон евреев. Никто его не послал. Ориген такие пасквили на закон Божий писал… ужас! Читаешь эти труды и диву даёшься! И все они себя считают правопреемниками Израиля! А что они начали делать! – под предлогом, что их преследуют.

И вот оно дальше идёт, посмотрите: Пергам. Читаем 13 и 14 тексты.

13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. 14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Откр.2:13,14.

После гонений, которые происходили в Римской империи, христианство сохранилось, это хорошо. Но тут 14 текст, где опять появляется любодеяние. И опять это не в контексте человеческой сексуальной распущенности, но в контексте идолопоклонства. Что они сделали? Они решили сделать государственную церковь. В период Пергама пришёл Константин, который решил всех римлян сделать христианами. И когда спустя столетие германские варвары атаковали западную Римскую империю, их всех тоже делали христианами, по принципу истории Хлодвига, короля франков. Его жена была христианка, а он хотел узнать, какой бог ему поможет в бою. Но разве Христос учил, что Он будет помогать кому-то в бою? Эти люди оставались язычниками и тащили в христианство своё язычество. Поэтому сейчас мы имеем то, что имеем.

Было трудно нести варварам весть христианства, очень трудно, это однозначно. Я могу себе представить, с какими трудностями сегодня сталкиваются миссионеры, которые идут в эти деревни где-то на Папуа — Новой Гвинее. Как людям абсолютно примитивной цивилизации, которые даже толком не понимают, что одежду нужно носить, донести хоть что-то про Иисуса? Даже такая простая вещь. Столкнулись с этим в одном индейском племени. Миссионеры переводили Библию на местный диалект. Пытались перевести фразу «Иисус взял осла», но обнаружилось, что нет у них слова «осёл» в этом регионе центрального Гондураса. Перевели: «животное с длинными ушами». Вождь местного индейского племени говорит: «Что-то твой бог очень маленький, на зайце катается!»

Как решить эту проблему правильно? Как Иисус учил решать эту проблему? Иисус сказал: «идите и научите». А в оригинале не просто «научите», а «сделайте учениками». А мы не понимаем, что такое «делать учениками». Мы думаем делать учениками – это мораль читать. Знаете, что были ученики в то время? Люди читать и писать не умели, они к раввину ходили и их грамоте сначала учили. Иисус учил, что крещение должно быть результатом образования, а не какого-то обряда. Это – то, чего не происходило, и это – Пергам. Валак по совету Валаама позвал мадиамских женщин, и евреи поклонились идолам. Этим заканчивается пергамский период. Видите, куда идёт христианство.

Но я хочу, чтобы мы не потеряли перспективу. Мы сегодня из 21 века смотрим как бы назад. А то, что Иоанну было сказано, вскоре должно начать исполняться. Для Иоанна Ефес был настоящее, Смирна – это проблема «вскоре», Пергам – это проблема «вскоре». А для нас это всё прошлое! Что является для нас настоящим? Поговорим об этом после перерыва.

00:49:17

Набор текста – Дмитрий Колокольцев.