Библиотека soteria.ru
Таинства последней скорби
Александр Болотников
Дата публикации: 10.09.22 Просмотров: 1741 Все тексты автора Александр Болотников
1. Когда Бог вознесет свою Церковь
Я очень рад приветствовать всех тех, кого интересуют волнующие вопросы Священного Писания, кому небезразлично Слово Божие и кто действительно хочет его глубоко познать. Сегодняшняя тема очень важна и называется «Когда Бог вознесет свою Церковь?»
Чем обусловлен этот вопрос? Сегодня в христианстве наблюдается две крайности. Первая крайность – это ужасный страх перед Богом, боязнь потерять спасение. В XIX веке в России жил такой святой – Серафим Саровский. Он был и сейчас считается одним из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. Однажды к нему в обитель в Сарове пришёл православный человек, который принадлежал не к Русской православной (Московской) церкви, а к старообрядческой церкви. Если вы помните, раскол произошёл ещё во дни царя Алексея Михайловича, отца Петра I. И он его спросил: «Пресвятой Серафим, вот посмотри: Я – православный, и ты – православный. У вас предания, и у нас предания – одинаковые. Все каноны у нас одинаковые. Ну, только какая-то маленькая разница… Скажи мне, я спасусь или нет?» Серафим Саровский отвечает ему: «Если такой большой корабль как православие во время бури качает, то что произойдёт с такой утлой лодочкой, как твоя старообрядческая церковь?»
Очень многие христиане, я говорю не только о православных, живут в страхе, что будет потеряно спасение. И поэтому человек, испытывающий страх, что в любой момент он может потерять спасение, жутко боится событий последнего времени. Он боится, что Бог даст ему испытание, а он его не выдержит. И человек живёт в постоянном напряжении, у такого верующего никогда нет мира в сердце.
Но есть другая крайность. Эта крайность выражается в некоей беспечности, как говорят, «дешёвая благодать». Я столкнулся с этим, когда работал в одной организации, и мы пошли на улицы Нью-Йорка раздавать буклеты с евангельской вестью. И нас специально учили, мне врезалась в память фраза преподавателя. Если человек взял этот буклетик, заинтересовался и склонен к разговору, я должен был наизусть произнести: «Что вы думаете об Иисусе? Иисус – ваш Спаситель, Он умер за вас, и вы можете спастись прямо здесь, прямо сейчас, на этом перекрёстке, если вы произнесёте за мной эту молитву…» Это, оказывается, так легко.
С одной стороны, человек боится, что Бог пошлёт ему испытания, и он потеряет спасение, с другой стороны, оказывается, можно прямо на перекрёстке произнести за миссионером набор слов, и все проблемы решены! Первый подход – постоянная неуверенность в спасении, другой подход – «однажды спасён – навеки спасён». Эти два подхода определяют отношение к событиям последнего времени. Мы говорили вчера об Армагеддоне, об излитии последних язв, и христианин, постоянно неуверенный в спасении, воспринимает, что события последнего времени направлены против него. Но мы вчера говорили о том, что, наоборот, Бог направляет язвы на тех, кто пытается уничтожить верующих. Бог не наказывает язвами верующих, Бог не наказывает их, посылая людям какие-то подножки на пути к спасению. Это не цель Бога. Бог желает, чтобы никто не погиб, но чтобы все пришли к покаянию, говорит Пётр.
Но с другой стороны, есть позиция, и мы сегодня её обсудим, это позиция такой, можно сказать, беспечности: А зачем нам ожидать события последнего времени, когда церковь просто тихонечко, втайне от всех, будет вознесена на небо? Что нам беспокоиться, Бог нас всех тихонечко, невидимой леской, как на этой картинке, повыдёргивает на небо как рыбак рыбку. И всё хорошо, всё прекрасно! И все эти события последнего времени, все эти язвы, антихрист (завтра, кстати, не пропустите лекцию! завтрашняя лекция называется «Когда придёт антихрист?») для многих людей, который верят, что Бог их в определённое время как рыбак рыбку леской повыдёргивает на небо, является какой-то сказкой. Зачем им это всё? Их это не касается, они это переживать не будут. А христианство для них – жизненное удовольствие, стоит только уверовать в Бога, и путь будет усыпан розами.
Такая проповедь может быть привлекательной и проходит здесь, для американцев, которые на протяжении уже 200 лет никогда не испытывали никаких притеснений, или, может быть, для молодых людей нашего происхождения, не видевших и не знавших ни Сталина, ни Хрущёва. Сегодня, когда приходится беседовать со школьниками, выясняется, что 7-9 классы имя Сталина уже не слышали, не говоря о Хрущёве. Но я знаю, что в этом зале сидят те, кто очень хорошо знает, кем был Хрущёв и какие цели ставил Никита Сергеевич по отношению к верующим. Я думаю, что многие из сидящих здесь людей, живших в ту эпоху, будучи детьми, переживали, когда родителей лишали родительских прав, отправляли в детские дома… И причём это касается многих христиан, независимо от деноминации. Ведь Хрущёв ставил перед собой цель искоренения, уничтожения всякой религии. И, естественно, возникает вопрос: Быть верующим, быть христианином – это всего лишь, как по-английски говорится, какой-то фан? Что всё будет легко и всё будет усыпано розами? Где баланс? Как разобраться с этим? Где найти золотую середину?
В Америке есть очень популярный фильм, не знаю, переведён ли он на русский язык. Книга эта продалась тиражом более 10 млн. экземпляров. Это художественная книга на библейскую тему, называется по-английски «Left behind» («Оставленные позади»). Сценарий этого фильма представляет собой развитие событий последнего времени. И вот представьте: летит самолёт, и вдруг половина пассажиров в этом самолёте исчезает. Идут или едут люди по улицам, и тоже происходит внезапное исчезновение. И оставшиеся получают потом предупреждение о том, что, оказывается, это Бог вознёс на небо Свою церковь. И что теперь делать? Интересно, что фильм заканчивается без ответа на этот вопрос. Потому что проповедующие эти библейские темы фокусируются только лишь на том факте, что перед всеми событиями последнего времени церковь будет вот так вознесена на небо. Ну а что дальше-то будет, это авторов этих теорий, в общем-то, не интересует. То есть не до конца понятно, получат ли спасение эти «оставшиеся позади», когда узнают, что церковь вознесена.
По этому поводу сегодня в христианстве идут споры. Вознесение Церкви вроде бы должно дать оставшимся возможность покаяться. Но тогда возникает вопрос: А сколько шансов даётся на покаяние? И какой смысл тогда сейчас жить с Богом, когда мир так манит? Может, пожить в своё удовольствие, и как только увижу, что мои верующие родственники исчезли, для меня это будет звонок, и я быстро прибегу в пустую церковь и покаюсь. А сейчас я пока поживу нормально, пока этот мир даёт мне возможность насладиться моим грехом. Это проблема. И вопрос возникает: на чём эта проблема основывается? Текст, который используется для обоснования этих теорий:
40 тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Матф.24:40,41.
И кажется, вот оно обоснование тайного восхищения церкви! Вот библейская основа, и что здесь думать! Но здесь кроется проблема. Как часто многие христианские проповедники, цитируя Библию, приходят к одному выводу, к другому… Но насколько правильно цитируются эти слова Иисуса? Насколько верен такой подход? Я даже не показал вам главу из Библии, и очень часто эти слова таким образом из Библии выдираются. Поэтому я хочу, чтобы мы не занимались жонглированием стихами. Текст этот, я вам скажу, находится в книге Евангелие от Матфея, 24 глава, 40 и 41 тексты. Я хочу, чтобы мы прочитали то, что сказал Иисус от начала до конца, и чтобы увидели, о чём учит здесь нас Господь.
Интересно, что Евангелие от Матфея, 24 глава, открывает серию последних учений Иисуса. 24 и 25 главы – это последние поучения Иисуса перед Его смертью. 26 глава – это последняя пасхальная Вечеря, после которой Он будет взят на распятие. 24 и 25 главы посвящены событиям последнего времени. 24 глава начинается интересно. Мы уже говорили о её первых стихах на нашей первой лекции. Мы говорили о том, что слова Иисуса предваряют те обличения, которые Он высказал в адрес иудейских руководителей и фарисеев. 23 глава – это последний разговор Иисуса с иудейскими руководителями, в котором Он чётко говорит: «Горе вам, фарисеи!» После этого Он покидает храм, и ученики пытаются как-то немножко остудить Его пыл. Понятно, что когда Он говорит «Горе вам!», Он не говорит это со спокойным каменным лицом. Он явно говорит это с болью в сердце, особенно последние Его слова:
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Матф.23:37.
Это Иисус говорит с большой болью в сердце. И после этого 24 глава говорит: «И выйдя, Иисус шел от храма» (1 ст.), т.е. этот разговор происходил в храме с учителями, и затем Иисус покидает помещения храма, где происходила Его последняя, довольно эмоциональная дискуссия. Ученики идут за Ним, пытаясь как-то разрядить обстановку, и показывают Ему здания храма. А Иисус в ответ высказывает им шокирующую новость: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (2 ст.). И продолжает идти на гору Елеонскую, поднимается на гору (это сейчас вид на Иерусалим с горы Елеонской). Конечно же, этого золотого купола там на скале тогда не было, а на месте, где стоит эта мечеть (это даже не мечеть, а просто мусульманская святыня), стояло святилище.
(23:27 – вид сегодня с горы Елеонской)
(23:59 – снимок храма)
И когда ученики взобрались на гору, отдышавшись, в шоке задают Ему два вопроса. Прочитаем об этих двух вопросах, 3 текст 24 главы Евангелия от Матфея.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Матф.24:40,41.
Что значит «когда это будет»? Что означает «это»? Ученики, задавая эти вопросы, реагируют на утверждение, можно сказать, на пророческое утверждение, которое Иисус высказывает во 2 стихе. Покажите 2 стих, пожалуйста. Он им говорит прямо:
2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Матф.24:2.
2 And Jesus said unto them, See ye not all these things? Verily I say unto you, There shall not be left here one stone upon another, that shall not be thrown down. Math.24:2.
Естественно, в 3 стихе ученики задают Иисусу вопрос:
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Матф.24:3.
3 And as he sat upon the mount of Olives, the disciples came unto him privately, saying, Tell us, when shall these things be? And what shall be the sign of thy coming, and of the end of the world? Math.24:3.
И дальше они задают второй вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Это очень важно! Мы уже говорили об этом на первой лекции, но я ещё раз это повторю: В разуме учеников разрушение храма – это конец света. Но Иисусу важно объяснить им, что разрушение храма – это конец света.
Но нам важно очень хорошо понимать, что в Библии – а это еврейская литература – очень часто можно увидеть, что когда идёт описание какого-то видения или пророчества, или ответ на какой-то вопрос, то сначала даётся общий ответ, а потом детальный ответ. И здесь очень важно увидеть, что ответ Иисуса на два поставленных вопроса разделён на две части. Вот эта речь Иисуса ученикам, в которой содержится ответ, состоит из двух частей: короткой и длинной. Короткая часть – это всего 10 стихов (4–14 стихи), а длинная часть, подробно отвечающая на эти вопросы, содержится с 15 по 42 текст. Откуда я это знаю? Обратите внимание на 5 текст:
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Матф.24:5.
Речь здесь идёт о лжемессиях. Теперь посмотрите 24 текст, где сказано:
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Матф.24:24.
24 For there shall arise false Christs, and false prophets, and shall shew great signs and wonders; insomuch that, if it were possible, they shall deceive the very elect. Math.24:24.
Посмотрите, 4 и 5 тексты говорят: «Берегитесь, чтобы никто вас не прельстил», и 24 текст говорит: «Придут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить». Это очень свойственно для библейской литературы повторять одну и ту же мысль дважды разными словами. Давайте посмотрим, что Иисус говорит в кратком своём ответе, который содержится, как мы сказали, в 4–14 стихах.
4 … берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят … 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих. Матф.24:4,5,11.
Что Иисус показывает? Первая проблема, названная Иисусом, это чтобы никто не был обманут лжемессиями. И вы знаете, в истории еврейского народа именно это первое и случилось: лжемессия. 100 лет после распятия Иисуса, 132 год н.э., человек по имени Симон бар Косиба поднимает в Иудее восстание против римского засилья. Тогда главным фарисейским авторитетом среди иудеев был некий известный Раби Акива. Раби Акива называет Симона бар Косибу «мессией», присваивая ему псевдоним «сын звезды». Иисус тоже был Сын звезды (см. Матфея, 2 глава). Мудрецы увидели звезду и шли за ней. А тут 100 лет спустя сами раввины называют этого человека «сыном звезды», «мессией». Народ идёт за ним, и происходит трагедия. Трагедия заключается в том, что римский император Адриан приходит в Иудею с огромным войском. Он выжигает всю землю, изгоняет всех евреев из Иудеи. И со II века в истории еврейского народа начинается период, называемый «рассеянием», т.е. с этих пор евреи полностью лишаются своей земли. И всё в результате чего? В результате того, что были прельщены тем, кто назвал себя мессией, но таковым не был.
Ещё неоднократно в истории еврейского народа будут появляться лжемессии. Так, в частности, в XVII веке, после войн, которые вёл Богдан Хмельницкий (1754 год, Переяславская Рада, воссоединение Украины с Россией), и в это же самое время среди евреев появляется человек, которого называют Шаботай Цви. «Шаботай Цви» буквально переводится «дающий покой в обетованной земле». Он собирает вокруг себя десятки тысяч евреев, своих последователей, с Украины, из Белоруссии, Польши, из Румынии, Венгрии. И они идут за ним в обетованную землю. Украина и Белоруссия, тогда это всё была Польша, а Венгрия и особенно Румыния, это была Османская империя. Палестина тоже тогда находилась на территории, подвластной турецкому султану. Т когда они попали на территорию Османской империи, султан заинтересовался, что это там происходит. Мессия Израилев был схвачен, арестован и приведён ко двору турецкого султана, который сказал ему: «Либо ты обращаешься в ислам, либо тебе отрубят голову». И «мессия Израилев» обратился в мусульманство. Для многих евреев это было великое разочарование. Но на этом история не кончается.
Ваш покорный слуга летом 1990 года с нетерпением ожидал пришествия мессии. Я был тогда членом движения Любавичских хасидов, лидером которого был великий раввин Менахем Мендл Шнеерсон. Летом 1990 года, вы помните, началась первая война в Персидском заливе, и садам Хусейн направил свои ракеты на Израиль, назвал себя «новым Навуходоносором». Наш великий рэббэ в Нью-Йорке, он жил тогда в Бруклине, Менахем Мендл Шнеерсон сказал: «Мессия придёт на праздник Рош-а-шана 90-го года», и ваш покорный слуга с нетерпением его ожидал. У меня был друг, его звали Хаим, он был библиотекарем в киевской синагоге, куда и я ходил. Я провожал его в августе-месяце на поезд, он ехал в Будапешт и оттуда летел в Израиль. Он так был рад, что документы пришли до того, как Мессия (Машиах) придёт. Он говорил: «Саша, ты представляешь, я приеду в Иерусалим и увижу, как Машиах придёт и ступит на гору Елеонскую!» Я ждал в синагоге, мы сидели и ждали весь Рош-а-шана, весь Йом Киппур, весь Суккот. А декабре под Хануку приехал к нам раввин из Нью-Йорка, и мы его спрашиваем: «Рав, скажите, пожалуйста, а что там слышно о приходе Машиаха?» А рав смотрит на нас, улыбается и говорит: «А вы, что, не знаете?» – «Что мы не знаем??». Он достаёт из чемодана плакат, а на нём портрет мужчины с бородой и надпись «Добро пожаловать, Машиах!»
В 1994 году ваш покорный слуга, когда увидел этого «машиаха», то сразу же вспомнил пророчество Михея, 5 глава, где сказано, что Мессия Израилев будет рождён в Вифлееме. А Менахем Мендл Шнеерсон, если вы не знаете, был рождён немного не там, он был рождён в городе Николаев. В моей голове сразу же образовалось несоответствие. Я тогда понял, что единственный Мессия Израилев, это Тот, который 2 тыс. лет назад родился в Вифлееме. А 4 года спустя, в апреле 1994 года, любавичский мессия умер. И в Нью-Йорк собрались тысячи его последователей, которые брали билет в одну сторону, потому что они ожидали, что их мессия воскреснет. Похоронив мессию, они три дня и три ночи неподвижно сидели у его могилы, ожидая его воскресения. Но мессия Шнеерсон до сих пор не воскрес.
Вот почему Иисус предупреждает еврейский народ, и не только евреев. Потому что и Мария Деви Христос, и другие были. Поэтому Иисус говорит: «Берегитесь, чтобы никто вас не прельстил». Это первая, Он показывает, проблема. Вторая проблема – с 6 по 8 текст:
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 все же это — начало болезней. Матф.24:6–8.
И действительно, если взять исторический контекст, восстание Бар-Кохбы, это первый лжехристос. Проходит несколько столетий, и начинается великое переселение народов, самые страшные войны в Европе и распад Римской империи. Иисус говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец». Это еще не конец! Ученики думают, что разрушение храма и иудейская война, произошедшая в 70 г., которая была сравнительно небольшого масштаба, это – конец света. А Иисус показывает им большую картину: Вы думаете, что иудейская война 70 г. – это конец света? Так представьте себе разрушение Рима, распад Римской империи, готы, гунны, вандалы, весь этот ужас, который начинает твориться в Европе и который отбрасывает довольно развитую цивилизацию Римской империи на тысячелетие назад. После такого перекраивания Европы наступает страшная чума, которая покосила половину населения, после чего наступает страх и ужас: викинги, кто угодно… Европа начинает приходить в себя только в начале XII века – шесть столетий смуты, голода, разрухи и полного хаоса…
Иисус говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец». У учеников Иисуса есть понимание, что разрушение Иерусалима – это конец света. Но Иисус показывает им другую перспективу, ужас событий намного большего масштаба, чем разрушение Иерусалима, и говорит, что и это ещё не конец. И смотрите, что будет дальше:
7 Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 все же это — начало болезней. Матф.24:7,8.
7 For nation shall rise against nation, and kingdom against kingdom: and shall be famines, and pestilences, and earthquakes, in divers places. 8 All these are the beginning of sorrows. Math.24:7,8.
Всё это – только начало. Но Иисус показывает дальше другую сторону – что будет с его последователями. Фактически три момента будут происходить постоянно: 1) приход лжемессий; 2) войны; и 3) болезни и землетрясения, и это всё начало болезней. С 9 по 13 текст Иисус показывает, что во время всего этого будет происходить с Его последователями.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. Матф.24:9-13.
7 For nation shall rise against nation, and kingdom against kingdom: and shall be famines, and pestilences, and earthquakes, in divers places. 8 All these are the beginning of sorrows. Math.24:7,8.
Их будут предавать мучениям, убивать за имя Иисуса, они будут ненавидимы за имя Его, лжепророки будут прельщать, и многие отпадут. Только лишь претерпевший до конца спасётся. Почему так? Зачем эти испытания? 14 текст даёт развязку, 14 текст отвечает на последний вопрос, который был задан: когда это будет (разрушение храма)? каков признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус отвечает, какой признак. До 14 стиха Иисус перечисляет всё, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ признаком Его пришествия и кончины века. А что же является признаком Его пришествия и кончины века?
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Матф.24:14.
14 And this gospel of the kingdom shall be preached in all the world for a witness unto all nations; and then shall the end come. Math.24:14.
Оказывается, должно быть проповедано Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам. Вот, оказывается, когда придет Иисус. То есть Иисус не может придти, пока на этой Земле есть люди, которые понятия не имеют, Кто Он такой есть и что Он сделал для каждого человека. Почему? Очень просто. Все знают текст Иоан.3:16.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоан.3:16.
Это Жертва, которая дана для всего мира, безусловно, и от человечества зависит не только её принятие. Но если человек об этой жертве знать не знает, то как же Иисус может придти и искупить мир? Поэтому Евангелие должно быть проповедано. Он это говорит специально. Он это говорит не кому-нибудь, Он это говорит Своим ученикам, которым как раз это необходимо сделать. Он оставляет этот мир, а Его ученики должны проповедовать это Евангелие.
Это, можно сказать, первый краткий ответ. Но этот первый краткий ответ очень сжат. В нём всего лишь сказано, что не является признаком Его пришествия и что является признаком Его пришествия. Но ученики задают расширенный вопрос: Когда это будет, разрушение храма? Иисус отвечает на этот вопрос. Когда Он начинает давать расширенный ответ, Он посвящает этому восемь стихов – с 15 по 22. Он рассказывает ученикам, как распознать, когда это будет, когда будет разрушен храм. Смотрите, как Он отвечает на этот вопрос:
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Матф.24:15-22.
Что это за «мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, – читающий да разумеет»? Иисус ссылается на самое главное пророчество, записанное в книге Даниила, 9 глава. Давайте посмотрим на это пророчество.
Сегодня люди так перекручивают это пророчество, что я скажу честно, если бы я слышал, как его трактуют, я бы никогда не присоединился к Церкви Божией. Если бы сегодня не было этого пророчества, то для всякого еврея Иисус является просто самозванцем. Почему? Книга Даниила, 9 глава, даёт точное время, когда должен был придти Мессия и быть распят. Прочитаем с 25 стиха.
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки1 семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос2, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Дан.9:25-27.
1 в еврейском тексте написано: «до Мессии Царя».
2 в еврейском тексте: «Машиах».
25 Know therefore and understand, that from the going forth of the commandment to restore and to built Jerusalem unto the Messiah the Prince shall be seven weeks, and threescore and two weeks: the street shall be built again, and the wall, even in troublous times. 26 And after threescore and two weeks shall Messiah be cut off, but not for himself: and the people of the prince that shall come shall destroy the city and the sanctuary; and the end thereof shall be with a flood, and unto the end of the war desolations are determined. 27 And he shall confirm the covenant with many for one week: and in the midst of the week he shall cause the sacrifice and the oblation to cease, and for the overspreading of abominations he shall make it desolate, even until the consummation, and that determined shall be poured upon the desolate. Dan.9:25-27.
Мы ещё будем говорить на тему пророчества Даниила. Но я вам хочу показать, что это не какие-то абстрактные цифры. Эти цифры очень чётко указывают на 31 год н.э. – год, о котором сказано в 26 тексте, что по истечении 62 седьмин будет предан смерти Христос (Машиах).
Вот откуда Иисус берёт слова о мерзости запустения. Эти слова напрямую связаны с последствиями Его смерти. Он направляет Своих учеников читать пророчество Даниила, которое однозначно говорит о Его смерти и о последующем отпадении необходимости для жертвоприношений. И действительно, жертвы агнцев утром и вечером, которые приносились в храме на протяжении тысячи лет, указывали на заместительную смерть Мессии. Естественно, когда ещё Иоанн Креститель увидел Иисуса, идущего к нему креститься, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Когда Иисус произнёс Своё последнее слово («Совершилось!»), завеса в храме раздирается, а пасхальный агнец, который был приготовлен для заклания, убегает. И это не случайно произошло. Это сделалось для того, чтобы показать, что жертвы и приношения прекращены. Прекращены, потому что в них более нет необходимости. Храм выполнил свою функцию.
И дальше, ещё какое-то время, жертвы приносились как бы по инерции. Это как самолёт садится, подъезжает к месту стоянки, но вам сразу не разрешают вставать с мест, потому что запрещается вставать с мест до полной остановки двигателей. Т.е. процессы инерции ещё идут, но это всё уже не нужно. Эти двигатели вращаются вхолостую. Жертвы, которые приносятся после распятия Иисуса, приносятся вхолостую, потому что заместительная жертва умилостивления, как написано в книге пророка Исайи, 53 глава, умилостивления за грехи человечества, принесена. Всё остальное – лишь холостые обороты.
Но, в конце концов, Веспасиан становится императором, и его сын Тит довершает работу, и храм разрушен. Разрушен не в наказание, а разрушен как естественный процесс вследствие отпадения необходимости. Матфей записывает слова Иисуса (15 стих 24 главы) таким, можно сказать, ребусом, цитатой из книги Даниила. Он указывает: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте». Что значит «мерзость запустения»? Почему так говорится? Интересно, что Лука, описывая те же самые события в 21 главе своей книги, выражает ту же самую идею другими словами.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его. Лук.21:20.
20 And when ye shall see Jerusalem compassed with armies, then know that the desolation thereof is nigh. Luke.21:20.
Библию не надо додумывать, она истолковывает сама себя. «Когда увидите мерзость запустения…» Так когда мы увидим мерзость запустения? Жертва и приношение прекратилось сразу после смерти Иисуса. А Иисус говорит, что запустение – это когда Иерусалим будет окружён войсками. Если у кого-то есть сомнения на этот счёт, может быть, Лука о чём-то другом говорит, то давайте сравним риторику Матфея и риторику Луки. Обратите внимание на 24 главу Матфея, 13 текст.
13 претерпевший же до конца спасется. Матф.24:13.
13 But he that shall endure unto the end, the same shall be saved. Math.24:13.
Теперь покажите, пожалуйста, Луки 21:19.
19 терпением вашим спасайте души ваши. Лук.21:19.
19 In your patience possess ye your souls. Luke.21:19.
О том же самом в том же самом месте говорит в Своей речи Иисус Христос. А теперь посмотрим Матф.24:15,16.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы. Матф.24:15,16.
15 When ye therefore shall see the abomination of desolation, spoken of by Daniel the prophet, stand in the holy place, (whoso readeth, let him understand:) 16 Then let them which be in Judaea flee into the mountains. Math.24:15,16.
То есть Иисус говорит: увидите исполнение мерзости запустения пророка Даниила, то бегите. Вопрос в том, что такое мерзость, нам не понятно, и что такое запустение? Но Он также объясняет в Лук.21:20,21.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него. Лук.21:20,21.
20 And when ye shall see Jerusalem compassed with armies, then know that the desolation thereof is nigh. 21 Then let them which are in Judaea flee to the mountains; And let them which are in the midst of it depart out; and let not them that are in the countries enter thereinto. Luke.21:20,21.
Матф.24:16 и Лук.21:21 говорят: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Тут всё просто. Если a=b и b=c, то c=a. Если Матфей и Лука говорят: «терпением спасайте…», и если дальше говорят «да бегут в горы», то стих Матф.24:15 (мерзости запустения) и стих Лук.21:20 (Иерусалим, окружённый войсками) говорят об одном и том же. Вот и ответ на первый вопрос, который задают Иисусу ученики (Когда это будет, что камня на камне не останется?): Если увидите, как только войска окружат Иерусалим, то знайте! Ведь было пророчество Даниила, в котором было предсказано, что Мессия будет предан смерти, и после этого город и святилище будут разрушены. Кстати, это Даниил говорит, что это ещё не конец. То есть Иисус ничего нового здесь не открывает. Он говорит, читайте Даниила и увидите, что это не конец, что это не события последнего времени, и Я специально вам подробно рассказываю.
Мне часто приходится слышать истолкование Матф.24:15, что, дескать, это последнее время. Это не последнее время. Это время прошло, и события исполнились 1941 год назад! Храм в Иерусалиме превратился в мерзость запустения в результате разрушения его армией Тита. Но пойдём дальше.
А дальше Иисус подробнейшим образом отвечает на вопрос о признаках Своего пришествия и конца света. Дальше Иисус говорит о самой главной проблеме, которая может сбить верующего человека с толку, и через которую сатана может прельстить верующего человека. Это – проблема ЛЖЕМЕССИИ. Поговорив о разрушении Иерусалима, а это первое, что произойдёт, Иисус говорит дальше, 23 текст и 24:
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Матф.24:23.
23 Then if any man shall say unto you, Lo, here is Christ, or there; believe it not. Math.24:23.
Рабби Акива назвал Симона Бар-Косибу мессией, а Иисус как раз и предупреждал: если кто-то скажет вам, вот мессия, не верьте. Если сто лет спустя Акива сказал, что Бар-Косиба – это мессия, ему не надо было верить. А из-за того, что поверили, произошла трагедия, которая разыгрывается до сих пор. До сих пор не могут поделить землю, потому что земля пустовала, а знаете, что свято место пусто не бывает. Пока народ был в рассеянии, там поселились люди, которые и знать не хотят, что кто-то до них здесь жил. Неприятная ситуация, но её же можно было избежать. Иисус ведь предупреждал, что это приведёт к катастрофе. И поэтому Он говорит очень детально (25 и 26 тексты):
25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», – не верьте. Матф.24:25,26.
26 Wherefore if they shall say unto you, Behold, he is in the desert; go not forth: behold, he is in the secret chambers; believe it not. Math.24:26.
Вот вам и ответ на вопрос, придёт ли тайно Христос, чтобы забрать Свою церковь. Иисус говорит прямо и чётко: Если вам скажут, что Он из пустыни пришёл и вылавливает свою церковь, то не выходите. Или, может быть, Он где-то в потаённых комнатах, не верьте.
А как же будет пришествие Иисуса? С 27 стиха по 42 идёт подробное объяснение того, как будет происходить пришествие Иисуса.
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы. 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. 32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Матф.24:27-42.
Первое: как молния будет пришествие Сына человеческого. Второй признак – Он дает метафору, сравнивает: «Где труп, там и орлы». То есть, невозможно пришествие Иисуса тайным, точно так же как и лежащий труп моментально выдаст себя, потому что на него прилетят орлы. Точно так же пришествие Иисуса невозможно скрыть.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Матф.24:29.
29 Immediately after the tribulation of those days shall the sun be darkened, and the moon shall not give her light, and the stars shall fall from heaven, and the powers of the heavens shall be shaken. Math.24:29.
Как это можно проспать, такие события??
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Матф.24:30.
30 And then shall appear the sign of the Son of man in heaven: and then shall all the tribes of the earth mourn, and they shall see the Son of man coming in the clouds of heaven with power and great glory. Math.24:30.
И здесь начинается ответ на вопрос, когда Иисус восхитит Свою Церковь. С 31 стиха рассказывается о том, что это не будет какое-то тайное тихое вылавливание верных, а посмотрите, что сказано:
31 И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Матф.24:31.
31 And he shall send his angels with a great sound of a trumpet, and they shall gather together his elect from the four winds, from one end of heaven to the other. Math.24:31.
Где тут тайное собирание избранных? Дальше посмотрите. Он повторяет эту мысль неоднократно, говоря:
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Матф.24:32.
32 Now learn the parable of the fig tree; When his branch is yet tender and putteth forth leaves, you know that summer is nigh. Math.24:32.
Здесь и дальше Иисус показывает два очень важных момента, две важные грани Своего пришествия. Первая грань – это то, что Его пришествие не будет неожиданным. Предвестия Его пришествия видны точно так же, как близость наступления лета. Есть красноречивые признаки. Но с другой стороны, нет точной даты:
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Матф.24:36.
36 But of that day and hour knoweth no man, no, not the angels of heaven, but my Father only. Math.24:36.
С одной стороны, признаки пришествия наблюдать мы можем, но точно даты мы не знаем. Только Отец один знает. Почему? Потому что есть другая часть людей, другая часть человечества, которым безразлично, которые беспечны. Есть русская поговорка: На дурняк и уксус сладкий, и рашпиль гладкий. Если по телевизору, по радио, в интернете официально объявить, да и ещё на небе написать, что Иисус придёт такого-то числа такого-то месяца, и за десять лет до этого, то, знаете, что будет? Будет очень много народу, которые девять лет и десять месяцев будут гулять, кутить и наслаждаться всеми прелестями грешного мира, а на двенадцатый месяц все придут по церквам и будут каяться и просить прощения. Но, извините, чего будет стоить такое прощение?
Божья любовь по отношению к нам бескорыстна и безусловна. Можно ли назвать бескорыстным покаяние человека, который знает время, когда придёт Иисус? Будет ли оно бескорыстным, безусловным, и ради чего оно будет совершаться? Одна весть о том, что со смоковницы возьмите пример, а другая – о том, что никто не знает, даже ангелы небесные, направлены к двум разным категориям людей. Первая категория – это люди, которые ожидают пришествия Спасителя, которым не нужны ни хлеб, ни рыба, и которые – как Пётр, когда Иисус спросил его «любишь ли ты Меня?», и он только вздохнул и сказал: «Ты знаешь, Господи». Для этих людей смоковница даёт надежду и блаженное упование. А для тех, кто прожигает свою жизнь неизвестно чем, желая взять от неё как можно больше, звучит предупреждение, что Иисус придёт как тать ночью, и не заметишь, потому что в своём греховном житие ты это пропустишь и проморгаешь. Поэтому Иисус приводит пример:
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Матф.24:37-39.
37 But as the days of Noe were, so shall also the coming of the Son of man be. 38 For as in the days that were before the flood they were eating and drinking, marrying and giving in marriage, until the day that Noe entered into the ark, 39 And knew not until the flood came, and took them all away; so shall also coming of the Son of man be. Math.24:37-39.
И вот, наконец, 40 текст, который начинается словом «тогда»!
40 Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. Матф.24:40.
40 Then shall two be in the field; the one shall be taken, and the other left. Math.24:40.
Что такое «тогда»? «Тогда» – это временной оборот. «Тогда» – это когда? Смотрим 39 текст: «Так будет и пришествие Сына Человеческого». И после этого идёт оборот «тогда» в 40 тексте. Это будет в пришествие Сына Человеческого: двое на поле, один берется, а другой оставляется. Не до пришествия, а по пришествии Сына Человеческого этому всему надлежит быть. Не тайно, а явно, с трубою громогласною Господь пойдёт собирать по всему миру избранных Своих! Но для кого-то это будет ожидаемо, а для кого-то это будет неожиданно.
Иисус описывает процесс Своего пришествия в 24 главе Евангелия от Матфея двояко. С 25 текста по 35 Он подробно описывает пришествие, обращаясь к тем, кто ожидает Его (солнце померкнет, луна не даст света своего… и смоковница…), а с 36 по 42 Он обращается к тем, кто не ждёт Его, заканчивая словами:
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Матф.24:42.
42 Watch therefore: for ye know not what hour your Lord doth come. Math.24:42.
Для тех, кто уже бодрствует, это не проблема. Призыв бодрствовать раздаётся для тех, кто спит. Именно для тех, кто спит, будет неожиданным, что рядом с человеком работали, и нет его. Но для верующих это не будет неожиданным. Для тех, кто спит, труба громогласная будет как громкий будильник. От неожиданности они содрогнутся. Верующий человек не содрогнётся, он ждёт это трубы громогласной, он ожидает и не испугается.
Я знал одного пастора. Он любил очень интересно проповедовать. Он был небольшого роста, и у него был тихий голос. Он говорил проповедь своим тихим голосом. Из-за его тихого голоса некоторые люди в церкви засыпали. Он проповедовал слово Божие тихим голосом, а когда приближался его конец, он со всей силы своего голоса говорил: «Давайте помолимся!» Люди, которые слушали его проповедь, спокойно вставали, а те, которые спали, они до потолка подлетали со своих мест!
Вот о чём говорит Иисус. Не о каком-то тайном вознесении, а о том, что Иисус явно придёт спасти этот мир. Только слушать надо, бодрствовать надо, а не спать! Как Иисус будет восхищать Свою церковь? Апостол Павел пишет те же самые слова. Посмотрим сначала Матфея, 24 глава, 31 стих.
31 И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Матф.24:31.
31 And he shall send his angels with a great sound of a trumpet, and they shall gather together his elect from the four winds, from one end of heaven to the other. Math.24:31.
Явно не тайно. Меня всегда убивает, когда некоторые проповедники говорят о том, что написано в 1 Послании к Фессалоникийцам, 4 глава, 16 и 17 тексты. Посмотрите, как сказано:
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 1Фесс.4:16,17.
16 For the Lord himself shall descend from heaven with a shout, with the voice of the archangel, and with the trump of God: and the dead in Christ shall rise first. 17 Then we which are alive and remain shall be caught up together with them in the clouds, to meet the Lord in the air: and so shall we ever be with the Lord. 1Thess.4:16,17.
В Матф.24:31 – труба громогласная, и в 1Фесс.4:16 – при трубе Божией сойдёт с неба. И что произойдёт первое? Вот как раз отвечаем на вопрос из Библии: Как Бог вознесёт Свою Церковь? Первые воскреснут мёртвые во Христе. А потом и «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе». Понимаете, что делается? Берётся выражение «восхищены будем», а 16 текст забывается, что всё это происходит при трубе Божией по пришествии Иисуса, при том что сначала все мёртвые во Христе воскреснут. И только потом живые воссоединятся с воскресшими мёртвыми.
Вот когда Бог восхитит Церковь. Библия всё очень чётко говорит, Бог не оставляет нас в недоумении. Господь никогда не говорит загадками и никогда не швыряется библейскими текстами. Иисус чётко и подробно в Своём последнем наставлении Своим ученикам излагает те признаки, которых нам следует ожидать, которые будут иметь место при славном пришествии Его. Всё, что нам надо делать, чтобы восхищение было не тайным, это – не спать. Если мы спим, тогда оно будет тайным. Вернее, оно будет не тайным, оно будет неожиданным для нас.
Так что мы выберем сегодня? Беззаботный сон в иллюзорной беспечности о том, что нам спасение будет дано подобно Велферу? Или мы выбираем бодрствование, бодрствование и жизнь с нашим Господом, сейчас и каждый день? Ибо те, кого Он называет Своими, не могут стать «своими» только лишь в результате шапочного знакомства. Я не пытаюсь сказать, что нам нужно заработать наше спасение. Но я хочу, чтобы мы понимали, что человек, которого мы знаем на уровне «привет, привет!», не является нашим близким другом. А Иисус говорит о том, что называет нас друзьями (см. Иоан.15:4). Иисус говорит: Я назвал вас друзьями. А если друзья, значит, есть отношения. Надо пребывать с Иисусом, а не спать в иллюзии, что один раз помолившись, все ваши проблемы будут навсегда решены. Удочкой ловит только сатана. Поэтому хочу сегодня вместе с вами молиться о том, чтобы мы все научились строить наши постоянные отношения с Богом. И тогда Его пришествие не будет для нас неожиданностью, даже если мы не знаем ни дня, ни часа.