Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на книгу Исаии
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 111478 Все тексты автора ГК АСД
Глава 1
1 ст. Видение Исаии: Название, данное для всей книги самим Исаией. Выражение «видение» означает здесь скорее само откровение, чем процесс его дарования. В прежние времена пророк назывался «прозорливцем» (1Цар.9:9), но затем этот термин вышел из употребления. Тем не менее пророки продолжали оставаться «прозорливцами», они были способны видеть то, что было скрыто от остальных людей. В видении взгляд пророка проникал сквозь завесу, отделявшую этот мир от духовного мира, и он видел то, что Господу было угодно открыть ему. Господь мог открыть значение текущих событий, воплощение событий или Свои намерения, касающиеся отдельных личностей и народов.
Часто через пророков передавались предостережения, увещания и указания от Бога, все это мы находим в видении Исаии. В видении Авдия (Авдий 1:1) и в видении Наума (Наум.1:1) Господь открывал этим пророкам Свои намерения относительно Едома и Ниневии. Видения Исаии главным образом касались Иудеи и Иерусалима, но наряду с этим, имели отношение к соседним народам и ко всему миру в целом. В видении Исаии нам представляется возможность видеть все события и явления такими, какими видит их Бог, и какими Ему было угодно открыть их нам через Своего пророка.
Сын Амосов (Амозов) — единственное упоминание этого имени в Библии. Ничего нам больше не известно об отце Исаии. Имя Амоса (Амоза), отца Исаии, не следует путать с именем Амоса, пророка. В еврейском языке это два совершенно различных имени.
Об Иудее и Иерусалиме: см. Ис.2:1; 3:1; 4:3,5; 40:2; 52:1; 62:1; 65:9,19. Вести Исаии в основном были адресованы народу Иудеи и Иерусалима и предназначались для их блага. Многие из вестей, вероятно, были сказаны непосредственно народу в виде проповедей.
Во дни: Согласно хронологии, используемой в данном комментарии, Озия умер в 740-739 году, а Езекия в 687-686 году до н.э.
2. Слушайте небеса: см. объяснение текста Втор.32:1; ср. Мих.6:1.
Первая речь Исаии начинается с обвинения народа, называющего себя Божьим. Их полная неспособность постоянно ценить и воспользоваться той исключительной возможностью, которая была представлена им как нации, крайне поразительна. Исаия как бы призывает небесных жителей быть свидетелями столь необычайного зрелища. Литературное средство, используемое Иоилем (Иоиль.1:2-3) и употребленное для того, чтобы запечатлеть в притупленном сознании народа гнусность совершаемых ими преступлений.
Жители других миров знакомы с законом Божьим и знают о восстании жителей этого мира против небесного правления. Они понимают план спасения и знают, какие преимущества были дарованы Израилю, как избранному народу. Бог как бы призывает их быть свидетелями удивительного положения тех, для которых Он сделал так много и которые так быстро забыли о Нем. Перед лицом всей Вселенной народ Божий стоит виновным, и Бог вполне справедлив в тех действиях, которые Он готов предпринять против восставших.
Я воспитал: Между Богом и Его народом существуют такие же взаимоотношения, какие свойственны отцу и сыну.
Все, что отец мог сделать для своих детей, Бог сделал для Своего народа. Чувствуя над собой Его отцовскую заботу, детям Божьим следовало бы наряду с привилегиями сыновьего права принять на себя и его обязанности.
Возмутились: Они отвергли авторитет Своего небесного Отца и отклонили требования, которые Он предъявил им.
3. Вол: Домашние животные хорошо знают, кто дает им ежедневно корм. Даже несмышленая скотина понимает, где найти пищу, и соответственно проявляет известного рода преданность к тому, кто ее кормит. Народ же Божий далеко не таков. Он был слишком неблагодарен, упорствуя в своей тупости, забывая и недооценивая нежную заботу своего небесного Отца. Он даже не проявил той понятливости, которая свойственна бессловесным животным.
Израиль не знает: Выражение «Израиль» относится здесь непосредственно к иудеям в том смысле, что как потомки Иакова, они являются наследниками обетований, данных их отцам.
4. Народ грешный: Те самые люди, которых избрал Бог быть «святым народом» у Него (Втор.14:2), сделались грешными. Причиной их несвятого состояния была неблагодарность за излитые на них благословения (см.Втор.8:10-20; Осия.2:8-9; Рим.1:21-22). Забыв Бога, как подателя всех благ, которыми они постоянно пользовались, они открыто стали отступниками, не покоряющимися более Ему. Их забывчивость вылилась в никем не отрицаемое восстание.
Племя злодеев: В другом переводе «семя злодеев». Те, которые могли стать «святым семенем», сделались насаждением, приносящим горькие плоды (Ис.5:4).
Оставили Господа: Т.е. предпочли себе другого господина, князя тьмы (см.Иоан.8:44).
Презрели: В других переводах «раздражали» (Святая любовь не раздражается 1Кор.13:5; ср.Иез.18:31-32; 2Петр.3:9). Однако Израиль, столь презрительно отнесся к Божьей благодати и столь дерзко отверг Его постановления, что Бог не мог больше терпеть подобного отношения, ибо в противном случае было бы явлено непостоянство Его собственного характера; некогда избранный народ еще более бы укоренился в своих нечестивых путях.
Святой Израилев: Любимое выражение Исаии, 25 раз встречается оно на страницах его книги, в то время как все остальные ветхозаветние писатели употребляют его всего лишь 6 раз. Когда Исаия впервые увидел в видении Бога, сидящего на престоле, он услышал также пение ангельского хора: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Святой характер Бога произвел на пророка глубокое впечатление. Он смотрел на Бога прежде всего, как на святое существо и стремился быть подобным Ему. Поэтому главной целью в жизни Исаии было постоянно сохранять перед взором Израиля святой образ Божий, а также важность оставления греха и искреннего стремления к святой жизни.
Повернулись назад: Вместо того, чтобы еще ближе приблизиться к Богу и ходить с Ним, они удалились от Него. Все дальше они уходили от стези святости. Осия, современник Исаии, со скорбью замечает, что «как упрямая телица, упорен стал Израиль» (Ос.4:16).
5. Во что: Тело покрыто таким множеством ран и синяков, что Отец не решается начать еще наказание, хотя оно необходимо, и в своем милосердии не хочет ударить сына в те места, где не залечились раны от предыдущих побоев.
Бить еще: Своими грехами избранный народ Божий сам навлек на себя бедствия. Чем глубже они утопали во грехе, тем тяжелее становились бедствия, которым они подвергались (см.Ис.5 гл).
Исаия пытался вразумить их, спрашивая, почему они упорствуют в столь безрассудном своем поведении. Здесь рисуется образ постоянно бунтующего сына, претерпевшего за свои поступки все новые и новые удары, так что все тело Его уже покрыто ранами.
Продолжающие свое упорство: Исаия не предсказывает здесь дальнейшего отступления народа, а лишь указывает, что их упорство во зле является причиной для применения новых исправительных мер наказания, от которых ныне они и страдали.
6. Нет у него здорового места: Все тело страдает от боли. Куда бы Исаия не посмотрел в Иерусалиме или Иудее, повсюду он видел явные доказательства результата беззакония.
Гноящиеся раны: Т.е. открытые гноеточивые и кровоточивые раны.
Грех омерзителен и не поддается человеческим средствам лечения. Он как бы образует массу заразных, открытых ран, заполненных гнойным веществом, не перевязанных и не помазанных «елеем», которым обычно в Палестине служило оливковое масло. Израиль страдает не только внутренней болезнью, но и внешне на нем видны ужасные последствия яда, отравляющего все тело. Народ находится в тяжелом критическом положении: больной уже на грани гибели в своем смертельном состоянии.
7. Земля ваша опустошена: От образного описания земли (2-6 ст.) пророк переходит к ее буквальному описанию. Изображенная здесь картина представляет положение Иудеи во время Ассирийских нашествий. Со своей обычной варварской жестокостью ассирийцы промчались по территории страны, грабя и убивая все на своем пути.
Они захватили многие сильные города, разрушили баснословное множество небольших деревень и превратили почти всю землю в заброшенную пустыню. Казалось, что конец был уже совсем близок.
Все опустело: В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а эта фраза звучит так:»опустошение по всей земле».
8. Дщерь Сиона: Т.е. Иерусалим (см.Пл.Иер. 2:8,10,13,18; Мих.4:8-10, 13). Первоначально Сион был крепостью иевусеев, городом Давидовым (2Цар.5:7; 3Цар. 8:1,см.Пс.49:2). Позже это название стало употребляться в широком смысле,обозначая собой весь город. Очень часто в поэтической литературе к городам и их населению обращаются как к женщинам (см.Ис.47:1; Пс.44:13; Пл.Иер.2:13).
Шатер: Т.е.хижина или палатка, в которой владелец виноградника и члены его семьи находились в период сбора винограда.
Жители, пребывающие в этих временных сооружениях, были конечно, изолированы от остального населения и ничем не защищены. Таково было положение Иерусалима в те дни, о которых идет речь.
Шалаш: «В огороде огурцов» — англ.перевод. Огурцы и подобные овощи являлись очень распространенными на востоке.
Часто прямо в огороде ставилась палатка или балаган, где в летний сезон мог жить сторож, охраняя посаженное от воров.
Осажденный город: Во время нашествия Сеннахирима Иерусалим был в буквальном смысле окружен ассирийскими войсками. Он один оставался стоять непоколебимо, в то время как вся остальная территория иудейской земли находилась в руках врага.
9. Господь Саваоф: Это имя произносили ангелы в видении славы Божьей, показанной Исаии (Ис.6:3). Оно указывает на Бога как на вождя святых ангелов или небесных воинств.
Небольшой остаток: Вся Иудея за исключением Иерусалима попала в руки врага. Одна столица продолжала стоять, но очень непрочно; положение ее было явно критическим. За исключением этого «небольшого остатка» вся иудейская нация должна была вскоре подвергнуться ужасным бедствиям также непременно, как некогда это было с Содомом и Гомморрой.
10. Князья Содомские: Название «Содом» здесь образно относится к Иерусалиму, потому что в свое время в Содоме было подобное же положение, и звучит как страшное обвинение той нации,которая считала себя именем Самого живого Бога.
Князья страны так далеко отошли от Бога, что в своем правлении и жизни они почти ничем не отличались от князей самых греховных народов на земле. Поэтому ныне для них звучало это особо важное слово, весть от Бога, в которой давалось предупреждение о неотвратимых бедствиях, ожидающих всю нацию, если она не покается.
11. К чему? Внешне Иудея по-прежнему оставалась очень религиозной нацией. Огромное количество жертв ежедневно приносилось в храме, однако, все это было слишком далеко от истинного богопоклонения.
Строго исполняя наружную формальность служения, так называемый народ Божий забыл, чего действительно требовал от него Бог.
Они с готовностью приносили Богу жертвы, но не желали отдать Богу свои сердца. Они знали внешние формы, но не понимали, насколько велика была их нужда во Спасителе, не понимали подлинного значения праведности. Исаия пытался вразумить Иудеев и заставить их осознать безрассудство избранного ими пути.
Целым рядом прямых вопросов он надеялся довести до их сознания, что религия, состоящая только из внешних форм, была оскорбительной в очах Бога. На протяжении многих веков пророки Божьи пытались объяснить народу, что Бог требует более повиновения, нежели жертвы, более праведности, нежели обрядности (см.1Цар.15:22; Пс.39:7, 50: 18-21; Иер.6:20, 7:3-12, 14:12; Осия 6:6; Амос.5:21-24; Мих.6:6-8).
12. Являться пред лице Мое: «Являться пред лице Бога» было обычным выражением, обозначавшим посещение храма во время больших религиозных служений (Пс.41:3, 83:8; Исх.34:23). Евреи справедливо верили, что приходя в храм, они приходили в непосредственное присутствие Бога.
Действительно, святилище было построено с той целью, чтобы Господь мог обитать посреди их (Исх.25:8). Однако это вовсе не значит, что каждый приходящий в храм является также пред лице Бога. Через Исаию Господь возвещает, что Он обитает на высоте небес и во святилище с сокрушенными и смиренными духом (Ис.57:15).
13. Тщетные дары: Жертвы, приносимые без сокрушения и искреннего покаяния, совершались напрасно — 1Цар. 15:22, Матф.5:24, Марк.12:33. Они были бесполезны.
Отвратительно: Вместо того, чтобы наслаждаться воскурением приятного фимиама, Господь был очень недоволен им. Формальности служения не имеют никакого значения, если его истинный дух потерян. Бог ясно говорит,что когда нет повиновения, тогда и молитва человека мерзость в очах Его (Прит.28:9).
Новомесячия и субботы: Упомянутые здесь священные дни находят свое повторение в таких текстах как 4Цар.4:23, 2Пар.8:13, Амос.8:5. Соблюдение этих священных дней было неотъемлемой частью еврейской религии. Сам Господь отделил их, и Он же требовал, чтобы Израиль строго соблюдал их (Исх.23:12-17;Лев.23гл.; Числ.28,29гл.; Втор.16:1-17). Однако наружное соблюдение этих форм служения было недостаточным. Обряды и церемонии не имеют никакого значения, если отсутствует праведность. Бог пояснял народу, что формальное соблюдение священных дней, Им Самим установленных, было оскорбительно для Него, когда оно не сопровождалось повиновением народа.
Беззаконие — и празднование: Последнюю часть 13 20 стихи можно было бы прочесть так:»Я не могу выносить беззаконие и празднование», имеется в виду, что праздничные богослужения, сопровождаемые беззаконной жизнью, омерзительны для Господа. Во дни Исаии евреи были «быстры» на соблюдение формального служения и «медленны» на приобретение праведности. Многие из тех, кто строго соблюдает формальные требования церемониального закона, открыто нарушали важные предписания закона Божьего. Их жизнь была насмешкой над религией и бесчестием в очах Бога.
14. Ненавидит душа Моя: Здесь Бог обращается к группе людей, которые внешне были очень набожны. Они выполняли все церемонии служения, думая, что таким путем обретут благословения в очах Божьих. Однако Господь говорит им, что Он очень недоволен их поступками. Ему было ненавистно соблюдение этих праздников, Он отвергал их поклонение и возмущался их лицемерием и притворством. Отказываясь ходить путями Божьими, они открыто не повиновались Ему, и никакая маска религиозного формализма не могла скрыть их грехов.
15. Когда вы простираете руки ваши: Во время молитвы евреи часто простирали свои руки к Богу (см.Исх.9:29-33,17:11; 3Цар.8:22; Езд. 9:5; Иов.11:13; Пс.87:10,142:6).
Я не слышу: Сравни Пс.65:18, Иак.4:3.
Чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней. Молитвы же лицемеров не будут услышаны (Матф.6:5, Лук.18:14).Можно долго и часто молиться и однако не быть услышанным (Матф.6:7). Молитвы беззаконников,которые упорно следуют своими путями нечестия и руки которых запятнаны кровью, не достигнут престола благодати. Во дни Исаии евреи казались очень набожными, много молящимися людьми, но они не желали оставить свои грехи. Их молитвы исходили из уст, но не из сердца. Такие молитвы, как указал Бог, Он не слышит.
Полны крови: В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а, «и ваши пальцы беззаконья» представляет собой рифмованное двустишие, первым членом которого является фраза:»ваши руки полны крови».
16. Омойтесь: Грех приводит к нравственному оскрвернению и духовному падению. Когда Давид согрешил, он молился: «Омой меня, и буду белее снега» (Пс.50:9).
Он сознавал мерзость греха и просил Бога даровать ему чистое сердце (ст.12), и молитва его была услышана. Каждый грешник нуждается в моральном возрождении, сердце его должно быть очищено от нравственного растления. Бог призывает грешника смыть злое с сердца своего (Иер.4:14), очистить руки свои от беззакония (Иак.4:3). Он обещает написать закон в сердце (Иер.31:33) и очистить человека от всякой неправды (1Иоан.1: 9). Исаия призывает Иерусалим облечься в одежды величия своего, ибо приближается время, когда нечистый не будет более входить в него (Ис.52:1). Иоанн указывал, что ничто нечистое ни в коем случае не войдет в святой город (Откр.21:27). Исаия старался довести до сознания Израиля, что Бог, «Святый Израилев», требует святости от Своего народа.
Перестаньте делать зло: Бог призывал Свой народ оставить грех. Он свят, и они также должны быть святы. Зло должно быть устранено из жизни каждого дитя Божьего. Грех не будет пребывать в чистой атмосфере неба, и всякий, кто войдет туда, будет облечен в одежды праведности.
17. Научитесь делать добро: Всякий, поклоняющийся Богу, возненавидит зло и возлюбит добро (Амос.5: 15). Одна лишь отрицающая доброта, т.е. простое воздержание от злых поступков, недостаточна для христианина. Благочестие это принцип активных действий и приобретение праведности — это полная гарантия от нечестия, каковыми бы не были прежние наклонности человека, он будет не только стремиться перестать делать зло, но и приложит максимум энергии к тому, чтобы делать добро. Для достижения этой цели потребуется твердость намерений с его стороны, а также помощь от Бога. Люди не рождаются с совершенным характером, они должны терпеливо и усердно учиться ходить путями Божьими. Прилежным изучением, усердием, терпением, настойчивостью, решительностью и упражнением в добродетели они могут со временем приобрести навыки праведной жизни. Каждый человек, делающий ныне добро, подвергся медленному и трудоемкому процессу познания, как научиться делать добро, и ни один человек не научился истинно делать добро до тех пор, пока пути праведности не вошли у него в привычку.
Ищите правды: То есть «справедливости», «правосудия».
Спасайте угнетенного: Вернее,»устраняйте угнетение», или «исправляйте несправедливость». В Израиле многие находились в притеснении от своих ближних. И долгом всякого, кто любил Бога, было исправить это положение. Угнетателей нужно было обуздать, ограничить, а угнетенным принести долгожданное облегчение.
Защищайте сироту: Всякий,любящий правду, будет бороться за дело сироты и следить, чтобы ему была оказана справедливость.
Вступайтесь за вдову: Бедные и нуждающиеся, несчастные и угнетенные жаждали облегчения. Князья в так называемом народе Божьем обманывали этих несчастных людей, обогащаясь за их счет.
Такое положение требовало немедленного исправления. Истинная любовь и сострадание должны проявиться в усилии, направленном на то, чтобы исправить несправедливость и учредить правосудие для всех. Это не есть истинная религия, если она не разрешает проблемы настоящей жизни и не приводит людей в согласие с принципами небесного царства.
Религия, заключающаяся только в соблюдении величественных церемоний и пренебрегающая нуждами сирот и вдов, бесполезна.
18. Тогда придите: Здесь Бог приглашает людей прийти к Нему, чтобы вместе свободно и откровенно обсудить их проблемы. Он не есть невнимательный судья или жестокий тиран, но добрый Отец и Друг.
Человеческие интересы и человеческие блага — это Его интересы и Его блага. Все эти увещания и советы даны для блага человека.
И Он хочет, чтобы человек понял это и поверил Ему. Едва ли можно было представить себе более трогательное проявление удивительной любви и доброты Бога, чем то, которое обнаруживается в этом любезном приглашении «рассудить» совместно с Творцом неба и земли. Бог благоразумен, и Он хочет, чтобы люди осознали, что оставление греха и следование путями праведности служит для их же собственной пользы. Человеку были даны мыслительные способности для того, чтобы он пользовался ими, и наилучшим использованием их является осознание преимущества повиновения и печальных последствий беззакония.
Если будут грехи ваши: В этом обетовании даже самые большие грешники могут найти утешение и надежду. Бог здесь заверяет нас,что как бы мы не были виновны в прошлом, как бы наш грех не был прочно пропитан краской, мы можем быть возрождены к чистоте и святости. Это обетование касается не только последствий греха, но и самого греха. Он может быть искоренен и окончательно удален из жизни. С Божьей помощью грешник может обрести полное господство над каждым своим пороком (см.1Иоан. 1:9).
19. Если захотите и послушаетесь: Здесь Исаия указывает на плоды послушания. Жизнь, полная радости и счастья, является естественным следствием повиновения закону, ибо Бог не может благословить тех, кто не стремится к праведности и добру. Небесные благословения — это не просто произвольные дары Бога для Его последователей, это естественный результат жизни, проводимой в соответствии с Его требованиями. Бог предлагает человеку следовать путями праведности, потому что они единственно верны и потому что они приносят с собой благословение.
Будете вкушать: Это обетование относится как к настоящему миру, так и к миру грядущему. Плоды повиновения пожинают не только на небе (Матф.19:29).
Еще до того, как Израиль вошел в обетованную землю, Моисей сообщил, какие благословения ожидают их, если они будут ходить путями Господними (Втор.28:1-13). Исаия указывает, что эти благословения не были ими получены, потому что они не повиновались повелениям Господа. Ныне Бог заверяет их, что они все же могут получить эти благословения, если покаются и будут ходить путями праведности.
20. Если же отречетесь: Это не есть деспотическое решение Бога, осуждающее грешников. Грешник только пожинает то, что сам посеял. Как благословения сопровождают праведную жизнь, так бедствия сопровождают беззаконие. Когда люди нарушают заповеди Божьи, их неминуемо ждет смерть. Это просто действие естественного закона причины и следствия. Когда Израильтяне удалились от Бога, они неминуемо встали на путь погибели. Моисей ясно указал на это Израилю, прежде чем тот вошел в обетованную землю (Втор.28:15,68). Когда люди восстают против Бога и отказываются повиноваться Его закону, они механически навлекают на себя гибель. Судьба каждого человека находиться в его собственных руках, за ним остается право решения, будет ли его будущее счастливым или несчастным. Исаия сообщает народу Божью великую истину о том, что грех рано или поздно совершит свое пагубное действие. Нечестие никогда не может служить основой для вечной радости и блаженства.
Грешники в полном смысле слова сами уничтожают себя.
Уста Господни говорят: Бог предсказал о неизбежных последствиях греха, но это далеко не произвольное решение. Бог вовсе не хочет смерти грешника (Иез.18:31-32; 33:11), но, зная неминуемое следствие греха, Он предупреждает человека о том, каковы будут последствия неповиновения (см.Осия.13:9; 14:1; Рим.6: 21,23; Иак.1:15; 2Петр.3:9).
21. Сделалась блудницею: Сион, некогда верная столица, стала неверной. Будучи некогда преданной женой Иеговы, она теперь отвратилась от Него и ушла к другим. Она сделалась блудницею.То же образное изображение использует Осия (гл.2), также Иеремия (гл.2:20-21) и Иезекииль (гл.16).
Переживание Израиля показывает, насколько низко может пасть человек. Некогда чистый и благочестивый, избранный и любимый Богом, Израиль ныне далеко отошел от Бога и от путей праведности. Некогда верный и послушный, святой и справедливый, Израиль стал низким и развращенным — наглядный пример ужасных плодов неверности по отношению к Богу.
А теперь — убийцы: Праведность исчезла,и теперь ее место заняли развращенность и греховность. Город святых сделался городом убийц и прелюбодеев.
Осия (6:9-10) рисует ту же картину: «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути…» Путешественники на больших дорогах и временные жители в городах подвергались насилию и убийству, и это в земле, где народ мнил себя святым и выставлял напоказ свою глубокую религиозность.
Серебро твое: С помощью двух удачных образных выражений Исаия противопоставляет настоящее прошедшему. В своем характере народ постоянно вырождался от драгоценного серебра до ничего не стоящей изгари. Чистое вино праведности и святости сделалось смешанным с водой. Подобное же образное сравнение использовал в свое время Иисус, когда говорил о соли, потерявшей силу (Матф.5:13).
23. Князья твои: Осия (9:15) сообщает, что «все князья их — отступники». Начальствующие в Израиле были упрямыми и поступали против воли Господней, они были вождями во всех видах преступлений (Ис.3: 12,16; Мих.3:11).
Сообщники воров: Вожди израильские, долгом которых было строго следить за соблюдением закона, на самом деле находились в тайном сговоре с теми, кто открыто нарушал его требования. Разбойники, в бесчисленном множестве промышлявшие на больших дорогах, не были тревожными начальниками, с которыми они делили свою добычу.
Все они любят подарки: Михей (7:3) говорит, что «начальник требует подарков и судья судит за взятки». За каждую услугу начальники израильские требовали вознаграждение. Повсюду было широко распространено взяточничество.
Не защищают: Судьи были глухи к делу сирот и вдов, которые обычно были не в состоянии предложить такие взятки, какие давали их притеснители. Суду ничего не стоило отложить выслушивание дела бедного на неопределенный срок (см.Лук.18: 2-5).
24. Сильный Израилев: Этим же именем Бог назван в Ис.49:26; 60:16. Судьи израильские не интересовались судьбой бедных, от которых нечего было ожидать подарков, но дело бедных дошло до Бога, Владыки Небес и Судьи всей земли. Эти притеснители бедных даже не понимали, что они сами обращали против себя все могущество и силу Бога. Через Исаию Бог возвестил: «Я буду состязаться с противниками твоими» (Ис.49:25).
Над противниками Моими: Враги праведников, являются врагами Бога. Господу противна всякая несправедливость. Каждый, кто обманывает своих ближних, обогатившись за их счет, делает себя противником Бога. Так и вожди израильские очень скоро поставили себя в такое положение, что Бог вынужден был предпринять против них соответствующие меры.
Отомщу врагам Моим: Бог не мстителен в совершении суда над беззаконниками. Он хочет спасать, а не уничтожать, однако, грех требует возмездия.
Хотя Бог желает, если возможно, спасти грешника от греха, однако же кто упорно коснеет в беззаконии, должны понять, что приближается час, когда они предстанут пред Судьей всей земли, обещавшим не оставить грешника без наказания (Исх.34:7; Числ.14:18).
25. Обращу на тебя руку Мою: Судья всей земли есть также и Спаситель человечества. Нечестие в Израиле, несомненно, будет осуждено, однако всякий покаявшийся будет также несомненно спасен. Наряду с угрозами наказания Бог всегда предлагает и обетования избавления.
Иерусалим должен быть наказан, но он будет также и спасен. Хотя верная столица и сделалась блудницей (ст.21), все же она может стать святым городом, Новым Иерусалимом, «приготовленным как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2; ср.Ис.62:1-4).
Господь обратит Свою руку на народ Свой, чтобы спасти и возвратить его.
Примесь: Или изгарь. Известна ныне как окись (см.Ис.1:22; ср.Мал.3: 2-3). Бог удалил бы скопившуюся примесь нечестия, если бы Израиль только пожелал этого. Огонь бедствий уничтожил бы примесь, оставив лишь чистое золото святого характера (Иов.23:10).
Все свинцовое: Точнее, всякую примесь, изгарь. Все отрицательные черты характера будут изжиты и останется чистое золото.
26. Опять буду поставлять тебе судей: Пророк смотрит в будущее, когда в Израиле вновь будут править верные судьи, подобные Самуилу, Давиду и Соломону. Израиль станет идеальным государством с идеальными правителями.
Столица верная: Иерусалим, в котором будет обитать праведность, возникнет только тогда, когда Новый Иерусалим опустится с неба после тысячи лет (Откр.21:1-2). Тогда в городе будет царствовать Сам Иисус, Сын Давидов, Который будет «производить суд и правду». И идеальный город, так же как и его праведный царь, будет называться «Господь — оправдание наше» (Иер.33:15-16; ср.Иез.48:35).
27. Спасется правосудием: Верный судья спасет и восстановит Сион справедливым судом. Согласно Его справедливым постановлениям примесь, или изгарь, грешного города будет полностью уничтожена.
Обратившиеся сыны его: Точнее «возвратившиеся сыны его». Обратившиеся в Сионе — это те, которые осознали свои грехи и покаялись. Только они будут спасены, и только они будут праведными. Сион станет святым городом, в котором будет царствовать святой Бог и в котором будет обитать святой народ (см.Ис.4: 2-4). Праведность Христа будет как средством, так и целью спасения. Как праведен Иисус, так будут праведны все жители святого города, ибо они будут подобны Ему (1Иоан.3:2). Праведность Иисуса как вменяется, так и даруется всем Его последователям. Спасение включает в себя как праведность, которую Он вменяет им, чтобы искупить уже совершенные грехи, так и праведность, которую Он дарует им, чтобы сделать их способными жить без греха. Таким образом, в человеке вновь будет восстановлен образ Божий, по которому он первоначально и был сотворен (Быт.1:27).
28. Погибель: Все восстающие против Бога и пребывающие во грехах, погибнут. Возмущение против неба служит вызовом Иегове, вынужденном применить справедливый суд, последствия которого очень печальны.
Грозящая гибель будет неминуема и окончательна.
Истребятся: Бог один является источником жизни, без Него не может быть никакого существования. Оставив Бога, нечестивые получат лишь один удел, и это будет прекращение жизни. Не вечная жизнь, а вечная смерть будет уделом всех, оставивших Господа.»Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23) и «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4), подвергнутся наказанию «вечной погибели, от лица Господа» (2Фес.1:9).»Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Пс.36: 20). «Все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал.4: 1), «и будут — как бы их не было» (Авдий 16). «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (Пс.36:10).
29. Дубравы: или «дубы» еврейское слово,переведенное на русский язык как «дубравы», означает своеобразные деревья.
Сады: Сравни гл.65:3 и 66:17. Эти сады, вероятно, представляют собой посеянные площади вокруг центрального дерева или рощи.
30. Дуб: Подобно предметам природы, которым они поклоняются, сами люди также неизбежно погибнут.
В котором нет воды: Без воды сад не может расти. У Господа источник жизни (Пс.35:10), и всякий, оставляющий Его, вместе с тем оставляет и источник воды (Иер.2:13). Как сад без воды превращается в бесплодную пустыню, так и Израиль без Бога станет пустынным полем. Оставив Господа, Источника жизни, Израиль сам решил свою судьбу.
31. Будет отрепьем: В других переводах «паклей». Пакля или кудель — это грубая волокнистая часть льна, которая перед тем как ее прясть очень легко воспламеняется. Люди, считающие себя сильными, погибнут в неугасимом пламени огня, который и истребит всех нечестивых.
Дело Его: Как сами нечестивые люди, так и дела их будут поглощены уничтожающим огнем последних дней (2Петр.3: 7-10).