Введение.

Написано апостолом Павлом из Рима в период его первого тюремного заключе­ния, в 60 или 61 году по Р.Хр.

1. Заглавие. Подобно другим посланиям Павла, это послание первоначаль­но вероятно не имело заглавия, ибо оно было письмом. Наиболее ранние сохра­нившиеся рукописи имеют простое заглавие Pros Kolossaeis («к Колоссянам») которое, несомненно, было прибавлено ранними переписчиками, когда письма Павла были собраны и опубликованы как единое целое. Из гл. 1:2 становится ясным, что такое заглавие правильно.

2. Авторство. Это послание носит имена Павла и Тимофея как авторов. Од­нако, многократные упоминания в послании показывают, что оно в самом деле было написано Павлом (см. гл. 2:1; 4:3, 4, 7,8,13,18), где указано его личное имя, и также его юного соучастника. Ранняя церковь была единодушной в при­нятии критики 19-го и начала 20-го столетия, придерживаясь мнения, что эта книга не была написана Павлом, современные учёные богословы обычно при­писывают авторство ему. О дате написания (см. VI том, 105,106 стр.).

3. Историческая обстановка. Как, когда и кем была основана церковь в Колоссах, точно установить невозможно. Павел сделал Ефес центром миссио­нерских предприятий почти на протяжении трёх лет Деян. 20:31. Активное миссионерское действие Павла на протяжении этого периода, побудило Луку провозгласить, «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» Деян. 19:10. Даже Димитрий утверждал, что «почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей» Деян. 19:26 из язычников. Обращаясь письменно к Коринфянам в конце своего временного пребывания в Ефесе и его окрестностях, апостол передаёт приветст­вие от «церквей в Асии» 1Кор. 16:19. Это показывает, что Римская провинция -Малая Асия была в то время его миссионерским полем (ср. 2Кор. 1:8; Рим. 16:5, где необходимо правильнее читать «Асия»). К Ефесу, как великому мор­скому порту устремлялись посетители со всей Асии, и весть Павла распростра­нялась вдаль и вширь через возвращающихся путешественников Деян. 19:10. Возможно, таким образом, два гражданина Колосс Епафрас Кол. 4:12 и Фили­мон (Флм. 1; ср. Флм. 10,11; Кол. 4:9), слышали радостную весть о спасении. Они вместе с друзьями, возможно, понесли благую весть своим согражданам (см. гл. 1:17).

Таким образом, хотя Павел не мог основать церковь в Колоссах (см. на гл. 2:1), он, вероятно, был в действительном смысле, её отцом. Из этого послания [184] становится ясным, что он считал себя ответственным за духовное со­стояние Колосских христиан, и что он хорошо знал их нужды и опасности, в которых они находились. Эти сведения были переданы ему в Рим, очевидно чрез Епафраса (см. Кол. 1:8; ср. Флм. 23), и послужили непосредственной причиной для написания послания. Верующим из Колосс угрожала опасность, истекающая от ложньк учителей, которые распространились среди них. Точные подробности об этих учителях в Колоссах, не могут быть установлены. Некото-

рые богословы отождествляют их, как принадлежащих к двум различным типам Иудействующих и Гностиков. Несомненно, они содержали в себе склонности Иудействующих и некоторые из этих ложных учений, намекаемых в этом по­слании, подобно тем, которых придерживались Гностики во 2-ом и 3-ем столе­тии.

Однако в виду очень большой неопределённости всей картины, вероятно, более надёжно подразумевать ложных учителей в Колоссах как смесь Иудаизма и некоторых видов восточного язычества (возможно, ранней формы Гностициз­ма), скорее, чем две отдельных системы учения. Как Иудейская апокалиптиче­ская литература, так и свитки найденные у Мёртвого моря, показывают, что такая смесь не была необычной среди Иудеев того времени. Понятие об ангелах, как организованных в определенном порядке (см. на Кол. 1:16) является близ­ким понятием, открытым в Иудейской апокрифической литературе. И как изо­бражённое в послании Колоссянам оно, кажется, приближается к идее эманации (изучения), как она обнаружена в более поздних Гностических трудах (см. VI том, 56 стр.). Термины «тайна» гл. 1:26, 27 и «ведение» гл. 2:3 — которые здесь Павел, кажется, взял прямо из уст ложных учителей и употребил в хри­стианском смысле, обнаружены в свитках, найденных у Мёртвого моря, почти как особые религиозные термины. Эти слова, конечно, обладают таким смыс­лом в языческих таинствах и в Гностицизме. Слово «полнота» (Греч. рШгбта; гл. 1:19), которая как Павел провозгласил, обитает во Христе, по крайней мере, позже была стандартным Гностическим термином для эманации (излучения), то есть, вспомогательных промежуточных существ, которые были намерением Божиим, исходящим от Бога и посредниками между Ним и миром. Насколько далеко эти понятия утвердились в Колоссах, сказать невозможно.

Однако, многое ясно. Ложные учителя в Колоссах учили о существовании ангельских существ, расположенных в различных рангах, как промежуточное звено между Богом и миром, которые действовали как посредники для людей, содействуя их спасению и заслуживая их поклонения. В то же самое время, эти учителя настаивали на крайне узаконенном церемониализме, и, следуя Иудей­скому образцу, делали ударение на обрезание, запретах в вопросах пищи и пи­тия, и соблюдения празднеств. Против таких учений Павел написал Колоссянам послание.

Место написания этого послания, несомненно, Рим и время написания около 62 года по Р. Хр., во время первого тюремного заключения Павла (см. VI том, 105, 106стр.).

4. Тема. В послание к Колоссянам Павел очень строго выразился против ереси, преобладающей в этой церкви.

В послании к Галатам и в других местах, он опровергает только Иудаизм. Но здесь его цель смешанная, разнородная. Павел озабочен не только о том, чтобы опровергнуть Иудейскую узаконенную систему, но также должен бо­роться с определёнными языческими элементами, которые пытались унизить или затмить служение Христа. Поэтому он выступил против идеи об ангельском

посредничестве, как действующей силе в творении и посредничестве. Он про­возгласил, что Христос лишь один является Творцом и Посредником гл. ]:16, 20. Христос является «Главой» как материальных, так и духовных вещей гл. 1:18; 2:19. В Нём не существует никакого дуализма. Этот Иисус выше всего гл. 1:18. Он поддерживает всё гл. 1:17. Он Бог гл. 1:15. В Нём [185] обитает «полнота» гл. 1:19. Он не имеет нужды во вспоможении или эманации, излу­чении. Павел утверждает, что во Христе .«все сокровища премудрости и веде­ния» гл. 2:3. Совершенная, спасающая тайна заключается не в каком-либо по­нятии, *голько посвящённом познании относительно различной степени ангелов (см. на гл. 1:16), но «Христос в вас, упование славы» гл. 1:27. Поэтому, он осуждает поклонение ангелам, которое защищали ложные учители как отрица­ние совершенства Христа, как поддерживающего жизнь и посредника гл. 2:18, 19.

Апостол также имеет дело с моральными результатами этих ересей. Слиш­ком суровый аскетизм и в такой же мере необузданная распущенность воспре­щены гл. 2:16, 20, 21; 3:5, 8, 9. Обе ереси требуют верховной власти для чело­веческой воли. Это «самовольное служение» является ложным, извращённым смирением и посему достойно порицания. Все плотские снисхождения своим желаниям (и перечисление апостола является почти исчерпывающим) веско осуждены. Павел представляет Христа как Творца и поддерживающим жизнь вселенной, Главу, Посредника и Освободителя церкви. Во Христе принцип за­нял место обряда. Просто, логически, энергично апостол написал своим друзьям в Колоссы, убеждая их возвратиться от пустых и бессодержательных теорий к реальному благовествованию во Христе.

5. План.

I. Введение — 1:1-13.

A, Начальное приветствие -1:1,2.

Б. Благодарность Павла за прогресс Колоссян -1:3-8.

B. Молитва о будущем прогрессе в познании и добрых делах — 1:9-11. Г. Благодарность за благословения Божий — 1:12, 13.

II. Доктринальный раздел — 1:14 по 2:3.

A. О предсуществовании Христа — 1:14-19. Б. Работа Христа -1:20-22.

B. Служение Павла, как сопастыря Христа -1:23 по 2:3.

III. Дидактический (поучительный) раздел — 2:4-23.

А. Предостережения против заблуждений — 2:4-8.

Б. Во Христе разрешение доктринальных проблем — 2:9-23.

1. Христос — полнота Божня — 2:9.

2. Христос — Глава всякого начальства и власти -2:10.

3. Христос — Посредник и побуждающая сила в обращении — 2:11-13.

4. Христос — конец вышедшей из употребления узаконенной системы -2:14-17.

5. Предостережение против ложных философий и теорий — 2:18-23.

IV. Увещевательный раздел — 3:1 по 4:6.

A. Умирая для мира, христианин живёт лишь для Христа — 3:1-4. Б. Похоти плоти удаляются силою Христа — 3:5-11.

B. Истинное Христоподобие проявляется верующим христианином —

3:12-17.

Г. Обязанности социальных взаимоотношений-3:18 по 4:1.

1. Жён и мужей-3:18,19.

2. Детей и родителей — 3:20, 21.

3. Слуг и господ-3:22 по 4:1.

Д. Общие наставления — 4:2-6.

V. Заключение — 4:7-18.

А. Личные объяснения — 4:7-9.

Б. Обращения и приветствия — 4:10-18.

[186]