Глава 1

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

2 Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Ии­сусе:

3 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Хри­ста. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,

4 Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым

5 В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слы­шали в истинном слове благове-ствования,

6 Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и по­знали благодать Божию в истине,

7 Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника на­шего, верного для вас служителя Христова,

8 Который и известил нас о аашей любви в духе.

9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молить­ся о вас и просить, чтобы вы ис­полнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разуме­нии духовном,

10 Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

11 Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радо­стью,

12 Благодаря Бога и Отца, призвав-

шего нас к участию в наследии святых во свете,

13 Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюб­ленного Сына Своего,

14 В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15 Который есть образ Бога невиди­мого, рожденный прежде всякой твари;

16 Ибо Им создано все, что на небе­сах и что на земле, видимое и не­видимое: престолы ли, господ­ства ли, начальства ли, власти ли,

— все Им и для Него создано;

17 И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он

— начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первен­ство:

19 Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая пол­нота,

20 И чтобы посредством Его при­мирить с Собою все, умиротво­рив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21 И вас, бывших некогда отчужден-

ными и врагами, по расположе­нию к злым делам,

22 Ныне примирил в теле Плоти Его,

смертью (Его), чтобы предста­вить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

23 Если только пребываете тверды и

непоколебимы в вере и не отпа­даете от надежды благовествова-ния, которое вы слышали, кото­рое возвещено всей твари подне­бесной, которого я, Павел, сде­лался служителем.

24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недос­таток в плоти моей скорбей Хри­стовых за Тело Его, которое есть Церковь,

25 Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

26 Тайну, сокрытую от веков и ро­дов, ныне же открытую святым Его,

27 Которым благоволил Бог пока­зать, какое богатство славы в

тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,

28 Которого мы проповедуем, вра­зумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека со­вершенным во Христе Иисусе;

29 Для чего я и тружусь и подвиза­юсь силою Его, действуюшею во мне могущественно. [187]

1. П»вел, … Апостол: О форме предисловия и назначения терминов {см. на Рим, 1:1; ср. на Деян. 1:2). Павел назвал себя апостолом, желая, этим под­черкнуть, что он посланник Господа.

волею Божию: См. на Ефес. 1:1.

Тимвфей: О Тимофее (см. на Деян. 16:1). Павел включил Тимофея в своё апостольское приветствие так же, как и в других своих посланиях 2Кор. 1:1; Фил. 1:1; 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:1; Флм. 1.

2. Колоссах

Более распространённое произношение Колоссае город в

Фригии, приблизительно НО миль (170 км.). Восточнее морского порта Ефеса. Во времена Павла Фригия была присоединена к Римской провинции Малая Асия. Колоссы располагались на берегу реки Лики недалеко от Иераполиса и Лаодикии. приблизительно 13 миль (около 21 км.) от первого и 10 миль (16 км.) от второго. В предыдущих столетиях Колоссы занимали положения значитель­ной важности. Через него проходил путь Персидской армии Ксеркса, чтобы остановить Греков. Ксенофон называет его «населённый город, процветающий и большой» (Anabasis i. 2.6; издания Лоеб, II том, 253 стр.). Но в НЗ времена популярность города уменьшилась до незначительных размеров. О возникнове­нии церкви (см. введение кКолоссянам 183 стр.).

святым: Греч. Hagioi(cM. на Рим. 1:7).

верным братиям: Эта фраза является аналогичной «святым». Павел хва­лит членов церкви в Колоссах за их верность, надёжность и непоколебимую преданность.

во Христе: См. на Ефес. 1:1.

3. Благодать … и мир: См. на Рим. 1:7; 3:24.

Бога Отца нашего: См. на Рим. 1:7.

Господа Иисуса Христа: Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться за опущение этих слов. Они, очевидно, были прибавлены из параллельного места в Ефес. 1:2,

Благодарим: Сравните на Ефес. 1:16. Причина этой благодарности из­ложена в Кол. 1:4, 5.

Бога и Отца: Или, «Бога, даже Отца». Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением слова «и».

Господа … Иисуса Христа: См. на Ефес. 1:17.

4. Услышавши: Новости о положении в Колосской церкви были прине-

сены Епафрасом 7, 8 ст.

вере: Вера во Христа, это не просто доверие и вера в Него как личность; это полное подчинение воле Божией и полное доверие Его плану. Вера, это принятие человеком Божьего пути.

во Христа Иисуса: Павел изображает Христа как сферу, в которой живёт христианин, в таком же смысле, как воздух является средой, в которой сущест­вует его тело. Личность, находящаяся «во Христе» ограничена принципами и законами Своего Спасителя; она живёт ими и в них. Иисус является источником и защитником его жизни. В пределах этого курса, это включает всё, ради чего Иисус занимает положение помазанника Божия, и действует истинная вера (ср. Ефес, 1:15; 1Тим. 3:13; 2Тим. 1:13; 3:15).

любви: Греч, agape (см. на 1Кор. 13:1). Побуждаемые принципами люб­ви к Богу и братьям, все христиане сольются вместе. Эта позиция в конечном итоге приведёт к любви ко всем святым. Истинная вера к Богу не представляет нечто меньшее. Павел был счастлив за проявление христианского опыта ве­рующими из Колосс.

5. надежде: См. на Рим. 8:24; 12:12. Павел теперь переходит к третьему из своей тройной системы христианских добродетелей. Вера и любовь не только имеют свою движущую силу в надежде, но эта надежда является их целью. Ко-лоссяне услышали историю спасения, и в их сердце родилась надежда. Эта на­дежда была движущей силой во всех их христианских переживаниях и мировоз­зрений жизни. Таким образом, надежда предшествует вере. Она была уже пото­му, что Бог заповедал план спасения, согласно которому надежда стала возмож­ной для падшего человека.

на небесах: Христианин надеется на «наследство нетленное, чистое, не­увядаемое, хранящееся на небесах» для него (//Те/и. 1:4; ср. Фил. 3:21). Наде­жда на заключительное осуществление намерения Божия ради безгрешной, гар­моничной вселенной, была плодородной почвой, где зародилась вера и любовь, проявляемые в жизни верующих из Колосс.

о чем вы прежде слышали: Павел напоминает верующим об их радости и восторге в то время, когда евангельская весть впервые достигла их. Он желал, представить Колоссянам контраст их веры, которую они тогда имели, [186] н

радость наполнявшей их души относительно их сомнения и тревоги, как резуль­тат вести, представленной им ложными учителями (ср. 23 ст.; гл. 2:6-8,16-23).

истинном слове: Т.е., вести, содержащей в себе истину, добрые вести о всей открытой воле Божией (см. на Ин. 8:32). Истина откровения мыслей Бо-жиих и связанная с ним заключительная и вечная реальность.

благовествования: См. на Марк 1:1. Эта фраза может быть понята, как соответствующая «истинному слову». Она теперь тесно соединена с последую­щей частью предложения.

6. Которое пребывает у вас: Из Греческой фразы становится ясным, что «которое» может относиться только к «благовествованию». Сравните 23 ст.

и во всем мире: См. на 23 ст.

приносит плод: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) за добавление в начале слов «и возрастая». Дерево приносит плод, ибо оно живёт и пышно рас­тёт. Так и христианин постоянно приносит плод духа Гад. 5:22, 23, ибо жизнь Христа является жизненным принципом внутри его (см. Марк 4:20, 28; Рим. 7:4, 5; Фил. 4:17). Сила выражения Павла заключается в том, что где бы Еван­гелие ни проповедовалось, оно постоянно приносит плод.

между вами: Павел переходит от всеобщей истины, что Евангелие неиз­бежно принесёт плод, где бы оно ни проповедовалось, к исключительному фак­ту, что Евангелие совершило в Колоссах. Поэтому, эта церковь соединена со всеобщей целью Бога относительно искупления людей.

дня: О том, каким образом Евангелие достигло Колосс (см. введение к Колоссянам 183 стр.).

познали: Греч, epigindsko, «узнавать», «познавать вполне», «познавать посредством опыта». Эту форму глагола необходимо перевести, «узнать впол­не». Это полное познание пришло только путём опыта, следовательно, только к тем, которые приняли благодать Христа, Истинное познание Бога неотъемлемо от благодати Божией.

благодать: См. на Рим. 3:24.

в:истине: Т.е., истинно. Павел постоянно подчёркивал тонкий, едва уло­вимый контраст с ложными учениями, о которых он упоминает повсюду.

7. Епафраса: Возможно, что Епафрас был вестником, принесшим весть спасения в Колоссы (см. введение к Колоссянам 183 стр.). Павел здесь пред­ставляет его как «возлюбленного сотрудника нашего». Обращаясь к Филимону, он говорит о нём, как «узнике вместе со мною» Флм. 23. Епафрас очевидно был местным жителем Колосс Кол. 4:12. Можно предположить, что он услышал Евангелие в Ефесе, посвятился на служение Богу и стал миссионером для своего собственного народа.

верного: Павел здесь одобряет весть и труды Епафраса,

для вас: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим и чтением «для нас». Местоимение, от которого переведены «нас» и «вас» в Гре­ческом языке подобны (human и hemon) и легко перепутываются. Согласно контекста, возможно любое чтение.

служителя: Греч, diakonos (см. на Ефес. 6:21).

8. Который и известил: Епафрас принёс Павлу известие о положении

церкви в Колоссах.

juivxe: Буквально, «в духе [или, «Духе»]». Неизвестно, или Павел имеет в виду Святой Дух, или он.ссылается на человеческий дух. Всякая истинная любовь является плодом присутствия в жизни Святого Духа, но возможно, что Павел выделяет любящий, располагающий отзыв на обстоятельства жизни, ко­торые христианин должен проявить.

9. Посему: Т.е., в виду всего того, что было сказано в 4-8 ст., Павел вспоминает веру Колосских верующих во Христе, искренность их любви к братьям и их поддерживающую надежду на небесное вознаграждение. Веб это радовало его сердце. Непосредственная причина его радости добрая весть, кото­рую Епафрас принёс из Колосс. Его прекрасный отчёт согрел сердце престаре­лого Павла.

с того дня, как … услышали: Прибытие Епафраса было памятным днём для Павла. С этого времени он начал совершать свои усиленные молитвы и благодарения.

• не перестаем молиться: Павел уже обратил внимание на свои молитвы о верующих из Колосс (см. 3 ст.). Сведения, которые Епафрас принёс ему из Колосс, предоставили ему возможность молиться теперь с прибавленным зна­чением и радостью. Фраза «не перестаем молиться» означает, что Павел при­вычно молился за христиан из Колосс. Не было такого времени, о котором мож­но было бы сказать, что он прекращал молиться о них. [189]

просить: Павел был благодарным и в то же самое время озабочен. Не удовлетворяясь уже достигнутым прогрессом Колоссян, он желал, чтобы они продвигались ещё далее вперёд.

познанием: Греч, epignosis, «полное определённое познание» (см. на Рим. 3:20; Ефес. 1:17; ср. на Кол. 1:6).

воли Его: Определённое познание воли Божией относительно их пове­дения (см. 10 ст.) более обычного понимания всей сущности всеобъемлющего намерения Бога. Для христианина, обладающего таким познанием, каждая де­таль жизни с её проблемами и непонятными тайнами приобретает новое значе­ние. Христианин осознает., что Бог имеет план для его жизни и его цель испол­нить Божественное намерение.

премудрости: Греч, sophia. См. на Лук, 2:52. Мудрость и способность применять факты познания к различным ситуациям жизни. Кто имеет познание, но не обладает мудростью, является неудачником. Павел молился, по сей при-

чине, чтобы верующие в Колоссах могли быть наделены небесной мудростью.

разумен ни: Разумение, дарованное Духом Святым, способность хри­стианина различать справедливость от неправды. Искушения и сети противника распознаются посредством разумения, озарённого Духом Святым. И если воля вполне подчинена Богу и поглощена предметами вечной ценности, христианин решит сделать только то, что на его месте сделал бы Сам Бог.

духовном: Прилагательное, в такой же мере применимое к существи­тельному «премудрости», как и к «разумению».

10. поступали: Греч, peripateo, «ходить везде», иносказательно «жить» (см. на Ефес. 2:2). Цель экспериментального познания небесной истины, муд­рости и духовного разумения, правды и неправды, в отношении к верховному намерению Бога — представить как результат такой образ жизни, который соот­ветствует детям Божиим.

во всем угождая: Образец христианского поведения есть воля Божия; цель — доставить ему удовольствие во все дни. Мы созданы для Его удовольст­вия. Мы искуплены, чтобы исполнилось Его первоначальное намерение. Грех не приятен Ему. Говоря о Своим отношении к небесному Отцу, Иисус сказал: «Я всегда делаю то, что Ему угодно» Ин. 8:29.

принося плод: Плодоносность дерева зависит от его внутренней жизни. Плод есть доказательство наличия жизни. Дерево, не приносящее плода не в состоянии жить; дерево приносит плод, потому что живёт. Таким образом, апо­стол наглядно показывает результат живого присутствия Христа в сердце. Хри­стианское поведение, вытекающее из этого союза Божественного и человече­ского естества, не может не быть плодотворным {см. Гал. 5:22, 23; ср. 2Пет, 1:8).

во всяком деле благом: Здесь подчёркнута всесторонняя полнота хри­стианского характера. Христос не желает иметь равнодушных или неуравнове­шенных последователей. Гармоническое развитие всего человека — идеал, кото­рый Он представил пред нами. Сравните Ефес. 4:13; 1Фес. 5:23.

возрастая: Наряду с продвижением вперёд в свидетельстве словом и де­лом, должно быть постепенное углубление духовной проницательности и по­знания. Постижение истины является прогрессивным. Представитель Христа должен быть в состоянии обозреть прошлое и увидеть, что он сделал в своём намеченном продвижении вперёд, и, устремляя свой взор вперёд, видеть, какие новые высоты он должен достичь.

Познани!!: Греч, epignosis (см. на 9cm.).

11. Укрепляясь всякою силою: Сравните Ефес. 1:19. Божественная си­ла дает человеку возможность, встретить всякую проблему в его повседневной жизни, возникающую в его отношениях с ближними или в непосредственной борьбе с действиями сатаны. Павел желал, чтобы верующие из Колосс получили эту силу, через постоянное пребывание Святого Духа, который должен про-

явиться в могущественных делах Господа. По мере увеличения нужды, соответ­ственно должна увеличиваться сила, чтобы принять её.

по могуществу славы Его: Буквально, «согласно силы Его славы». Ме­рило или норма, посредством которой этот дар небесного могущества предос­тавляется человечеству, в котором проявляется сила и находчивость Бога, а не нужда человека. Относительно значения слова «слава» (см. на Рим. 3:23).

терпении: Греч, hupomone. См. на Рим. 2:7.

великодушии: Греч, makrothumia (см. на Кол. 3:12; ср. на 1Кор. 13:4; Жор. 6:6), В других переводах «долготерпение». Когда сила Божия проявляется в душе, [190] воздержание и терпение сдерживают страсти. Дитя Божие ожи­дает своего Господа и Учителя, терпеливо выполняя Его намерения, и в то же время учится терпению. И таким образом в его сердце возрастает выносливость, стойкость при встрече препятствий, и мир даже пред лицом смерти. Терпение противоположно упадку духа или трусости, в то время как великодушие или долготерпение противоположно гневу или мести. Терпение очень близко к на­дежде (см. 1Фес. 1:3), а долготерпение часто соединено с милостью (см. Hex. 34:6).

радостью: Или, «радость» (ср. на Рим. 14:17).

12. Благодарю: Благодарное сердце является отличительным признаком тех, которые день за днём согласились с волей великого Даятеля (ср. Ефес. 5:4; Фил, 4:6; Кол. 2:7; 3:7; 4:2; см. на Ефес. 5:20). Потеря благодарного уваже­ния является источником восстания и анархии Рим. 1:21. Искренняя и приятная благодарность является необходимым ежедневным условием для возрастания в христианской жизни. Эта благодарность не состоит лишь из признания, что Бог ежедневно посылает Свои щедроты; но благодарность заключается также в поч­тенном приписывании чести, принадлежащей Его святому имени и могущест­венной силе.

Отца: Стихи 12, 13 представляют Отца, торжественно открывающего план спасения. Он Тот, Который отдал Своего Единственного Сына.

призвавшего нас: Буквально, «сделал нас способными», то есть, опреде-,иил нас. Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между чтением «нас» и «вас». «Нас» засвидетельствовано в 13 ст. Это определение или пригодность, которую сам человек заслужить не может. Оно даруется тем, которые приняли верой Господа Иисуса Христа (см. на Ефес. 2:8).

к участию в наследии: Буквально, «к участию в жребии». См. на Рим.

8:17.

святых: См. на Рим. 1:7.

свете: Это слово находится в контрасте с «тьмой» 13 ст. Поэтому «во свете» равнозначно «царству возлюбленного Сына» 13 ст. См. на Ин. 1:5; 1Ин. 1:5.

13. Избавившего: //теч. rhuomai, «извлекать», «спасать», «избавлять». Это же слово употреблено Павлом в Рим. 7:24 в его мучительном крике «кто избавит меня от сего тела смерти?». «Избавитель», который придёт от Сиона Рим. 11:26 и ho rhuomenos, «спаситель». В этом месте Писания Отец представ­лен как спасающий людей от рабства сатаны.

власти: Греч, exousia, «авторитет», «власть». Божественный Победитель освободил Своих святых от сферы зла, где князь тьмы господствует как безжа­лостный тиран. Святые более не подчинены авторитету узурпатора,

тьмы: Заметьте контраст с «наследием святых во свете» 12 ст. От вла­сти князя тьмы дети Божий перемещены в сферу света.

введшего: Греч, methistemi, «перевозить», «перемещать», «переезжать». Сравните употребление этого слова в Лук. 16:4; Деян. 13:22; 19:26, и родст­венной формы в 1Кор. 13:2. Иосиф Флавий употребил это слово, выражая пере­селение Израильтян в Ассирийское царство во время вторжения Тиглат-паласара III (Иудейские Древности ix. 11.1 [235]).

Царство: Т.е., царство благодати (см. на Матф. 4:17; 5:3).

возлюбленного Сына Своего: Буквально, «Сына Своей любви», озна­чающего возможно, Сына, Который является предметом любви Божией (ср. на Матф. 3:17; Ефес. 1:6).

14. мы имеем искупление: Это стих очень сходен с Ефес. 1:7(см. соот­ветствующий комментарий). Христос есть Единственный, чрез искупительную смерть Которого люди получили спасение (см. на Рим. 3:24).

Кровию Его: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этой фразы. Однако эта фраза хорошо подтверждается в параллельном месте, Ефес. 1:7 (см. соответствующий комментарий). См. Проблемы Библейского Перевода, 223 стр.

прощение: Греч, aphesis, «освободить», «простить». См. на Лук. 3:3. Та­кими словами Павел заканчивает предисловие к этому посланию 1-14 ст. Он благодарит Бога за то, что он (Павел) услышал о прогрессе христиан из Колосс. Он просит небесной помощи для них, чтобы они могли возрастать в истинном познании Божественной воли. Эти прошения постоянно исходили из сердца апостола, особенно с того времени, как он получил прямое сообщение относи­тельно верующих Колоссян. Тогда он напоминает им об их чести, [191] как переведенных в царство света и которые должны обладать радостью, как осво­бождённые от силы тьмы.

15. который есть: Завершив своё вступление 1-14 с/я., апостол теперь начинает свою главную тему, рассуждение о личности и положении Христа.

образ: Греч, eikon, «подобие», «сходство». Сравните гл. 3:10, где Павел провозгласил, что христианин «обновляется … по образу [eikon] создавшего его». Образ Римского императора на многих монетах также назывался eikon Матф. 22:20.

Бога невидимого: «Бога не видел никто никогда», но Иисус «образ Бога Невидимого» пришёл, чтобы открыть Его людям (см. на Им. 1:18).

рожденный прежде: Греч, prototokos (см. на Рим. 8:29). В Матф. 1:25; Лук. 2:7, prototokos применимо ко Христу, как первенцу Марии. В Евр. 11:28 это слово применимо к первенцам Египта, которые погибли при язвах. В Евр. 12:23 это слово изображает членов «церкви первенцев». В остальных ссылках Рим. 8:29; Кол. 1:15,18; Евр. 1:6; Откр. 1:5 prototokos применимо ко Христу (см. соответствующие комментарии на эти места Писания).

На протяжении столетий, было много дискуссий относительно значения prototokos в Кол. 1:15. Отцы ранней церкви применили это выражение ко Хри­сту как Вечному Сыну Божию. Ариане употребляли этот стих, чтобы показать, что Сам Христос был сотворённой личностью. Такое истолкование грамматиче­ски возможно, всё же в других местах, противоречит Священному Писанию (см. Дополнительное Примечания к Ин. 1 гл.). Это место может быть понято в зна­чении, которое приводит его в полное согласие с основным учением Священно­го Писания. Это согласие со здравыми принципами истолкования Священных Писаний.

В Евр. 1:6 prototokos ясно ссылается на воплощение, и некоторые пытают­ся сделать подобное применение к Кол. 1:15. Другие верят, что в послании к Колоссянам Павел ссылается на воскресение (см. на Деян. 13:33). Однако, ни одно из этих истолкований не подходит к контексту, ибо Христос здесь пред­ставлен как Творец (ср. Кол. 1:16), и как предшествующий творению (ср. на Ин. 1:1-3,14).

Поэтому, кажется наилучшим, рассматривать prototokos, как образное вы­ражение описания Иисуса Христа как занимающего первое место, образ лично­сти, воплощающей в себе достоинство и служение занимаемое первородным в человеческой семье, или более точно, перворождённого в царственной семье. Положение Христа, единственное в своём роде, авторитетное, неограниченное. Он был наделён всеми исключительными правами и властью на небесах и на земле. Павел подчёркивал положение Христа, ибо он старался встретить аргу­менты ложных учителей, которые провозгласили, что Христос был сотворён и отрицали Его верховную власть.

твари: Греч, ktisis, «акт творения», «созданное», «тварь». Греческое сло­во может быть переведено любым образом. Контекст, кажется, более склонен к чтению «всякой твари». Христос представлен как находящийся выше всего соз­данного. См. на Откр. 3:14.

16. Ибо Им: Греч, hotien auto, буквально, «ибо в Нём», здесь вероятно, не обозначено действие, поскольку оно выражено после в стихе через di' autou, «Им». En auto вероятно, подчёркивает, что Христос является центром, источни­ком, сферой, в которой творение происходило.

создано все: Буквально, «все вещи были созданы». Относительно дис­куссии о Христе, как Творце (см. на Ин. 1:3). Проявление творческой силы было доказательством Божественности Христа.

небесах … земле: Это выражение, кажется, включает в себя вселенную. Все вещи материальные и нематериальные определены этим выражением.

невидимое: Несомненно, ссылка на духовные существа и власти (см. ниже «престолы … власти».

престолы … власти: См. на Рим. 8:38; Ефес. 1:21. Эти термины, несо­мненно, употреблялись ложными учителями в Колоссах, чтобы описать их классификацию ангельских ступеней. Эти еретические учителя, вероятно, клас­сифицировали Христа на одном уровне с этими степенями ангелов. Если всё это было так, то Павел встретил это учение во всеоружии, провозглашая, что неза­висимо от того, были ли таковые степени или нет, Христос создал всех их, и, следовательно, был далеко выше их по положению. [192]

Им: Греч, di'autuo (см. выше «ибо Им»). Фраза выражает действие. См. на Ин. 1:3.

для Него: Буквально, «в Нём». Христос является целью, к которой уст­ремляется всё творение для своего оправдания и существования. Он «начало и конец, первый и последний» Откр. 22:13.

создано: Форма этого глагола, переведённая таким образом, отличается от переведённого «создано» выше в этом стихе (в Синодальном переводе оба слова совпадают). В данном случае слово обозначает «стоять созданным» с уда­рением на действии творения, в то время как выше упомянутое слово, ссылается на творение просто как особенный акт, который произошёл когда-то в истории.

17. Он — Это слово в Греческом языке выделено «Он Сам». Христос про­тивопоставлен созданным существам.

есть: Греч, esti, форма глагола eimi, «быть» выражая подобие ёп в Ин. 1:1 непрерывность существования (см. соответствующий комментарий). Фраза «Он есть» может быть сравнено с выражением «Я есмь» (см. на Ин. 6:20; 8:58).

прежде: Как во времени, так и в положении. Насколько ум может про­никнуть назад в вечность, нет точки раньше Христа (см. на Ин. 1:1; см. Допол­нительное Примечание к Ин. 1 гл.).

Им: Скорее, как в 16 cm. (KJV) «в Нём». Христос является сферой, внут­ри которой всё стоит.

стоит: Греч, sunistemi, буквально, «стоять вместе», «держаться совмест­но», или «быть объединённым». Форма глагола в Греческом языке подчёркивает первоначальное устройство и непрерывную поддержку устройства. Сила, кото­рая держит далеко простирающиеся небесные светила вселенной в их назначен­ных направлениях с математической точностью; сила, которая держит частицы атома в их предопределённых орбитах, одинакова. Силою Христа всё объедине­но. Он не только вызвал их к существованию, но и поддерживает их каждый момент.

18. Он есть: Греч, autos estin, «Он Сам есть», фраза, подобная уже вы-

раженной в 17cm. (см. соответствующий комментарий).

глава тела: Как глава содержит планирующую, руководящую и решаю­щую силу для тела и вся деятельность тела всецело и постоянно зависит от функционирования главы, так и Христос действует для духовного тела. Этот образ многократно встречается в посланиях Павла (см. на 1Кор. 12:12-27; Ефес, 1:22).

Церкви: rpe4.ekklesia,CM.mMam(p.l8:17.

начаток: Это выражение можно представить или в пассивном смысле, выставляя приоритет Христа, как во времени, так и в положении; или в актив­ном значении, что Христос Создатель (ср. на Откр. 1:8). Некоторые понимают это выражение как применяемое особенно к последующему тексту, провозгла­шая, что Христос был «Начаток» воскресших от смерти, Павел также называет Его «Первенцем из умерших» (см. на 1Кор. 15:20, 23). Истинно, что Моисей и Лазарь, поднятые из могил, по времени воскресли раньше, но только лишь по­средством Его воскресения они снова вернулись к жизни.

Иисус здесь стоит прежде верующих, как обладающий не только первенст­вом и приоритетом во времени, но также первенством в силе и положении. По­скольку Он есть, прежде всего, поэтому Он не может быть эманацией (излуче­нием) или более низкой, вспомогательной степенью творения. Заявление Павла опровергло аргументы ложных учителей в Колоссах.

первенец: Греч, prototokos (см. на 15cm.).

из мертвых: Будучи одним из таковых, как подразумевает Греческий .контекст (ср. на Откр. 1:18).

во всем: Поскольку в непосредственном контексте приоритет Христа связан с церковью, Его положение «во всём» также связано с церковью (см. Кол. 3:11; ср. Ефес. 1:23). Однако, это утверждение также истинно в отноше­нии к Его положению верховной власти и приоритету, относящемуся ко всей вселенной.

первенство: Буквально, «Он мог иметь звание, чин». Христос был «Сы­ном Божиим в силе … чрез воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4; ср. Фил. 2:9).

19. Ибо благоугодно было Отцу,:Слово «Отцу» было добавлено, (обра­тите внимание, оно напечатано в Библии курсивом, как добавление переводчи­ками). Мнение комментаторов расходятся или они правильно добавили слово «Отцу» или «всякая полнота» должна быть подлежащим предложением, что грамматически возможно. Согласно последней конструкции, стих должно чи­тать, «Ибо всякой полноте было благоугодно обитать в Нём» (ср. KJV). Отец подразумеваем как подлежащее 20cm., и по сему неестественно подразумевать Его как подлежащее также и 19 ст. Это место Писания имеет добрый смысл, когда «всякая полнота» является подлежащим. Любое чтение соответствует контексту. 1193]

обитала: Греч, katoiked, «иметь постоянное и устроенное жилище» (ср. гл. 2:9). Ложные учителя утверждали, что Божественность пребывает в Иисусе только частично и временного характера. Павел представил Колоссянам этот вопрос правильно. Иисус не только обладает как постоянным исключительным правом полнотой Божественного намерения и власти, но Он также отражает полноту качеств Божественной личности Ефес. 1:23; 3:19; 4:13; Кол. 2:9. Спаситель был выражением славы Отца; Он был видимым образом Его лично­сти гл. 1:15. Во Христе осуществилось совершенное выражение Божества в полноте и вечно. Это выражение Божества достигло своего полного проявления, когда свершилась жертва Спасителя, ибо жертвенный аспект Его Божественно­го совершенства не был виден прежде Его смерти.

полнота: Греч, pleroma, «полнота», «то, что имело быть заполнено», «завершено», «укомплектовано». Pleroma употреблялось в Греческом языке в единственном числе, чтобы определить полное укомплектование команды судна или резерв войска, чтобы описать население, достигшее до полного насыщения, чтобы отметить полную сумму, необходимую для завершения финансовой сделки, и чтобы обозначить количество материалов, необходимых для заверше­ния строительства. В НЗ, оно обычно имеет значении полноты {см. Марк 2:21; 6:43; Рим. 13:10; 1Кор. 10:26; Гал. 4:4; Ефес. 1:10, 23). Из этого явствует, что ложные учителя в Колоссах, подобно позднейшим Гностикам, утверждали, что некоторые их функций Божества, такие как посредничество и определённые полномочия творения, принадлежали ангелам или ещё в меньшей степени со­творённым существам. Павел говорит отступникам от истины, что вся сущность каждой функции Божества принадлежит Христу. Таким образом, Он Господь всего созданного. Эта полнота принадлежит Христу от начала.

20. примирить: Мир необходим, ибо вход греха во вселенную был вы­зван отчуждением.

Следующий буквальный перевод KJV 20 ст. отражает порядок слов в Гре­ческом языке: «И посредством Него примирить всё в Нём, умиротворив кровию креста Его чрез Него и земное и небесное». Фраза «посредством Него прими­рить», поэтому, должна быть соединена с 19 ст. Если принять чтение 19 ст. согласно с переводом KJV (см. на 19 ст.), мысль будет следующей: «Богу было благоразумно чрез Него примирить всё». Очевидно, ложные учителя утвержда­ли, что мир можно сотворить при посредничестве ангелов.

все: Было много дискуссий, или это выражение включает творение, не имеющее рассудка и неживую природу. В каком смысле нуждались они в при­мирении? Возможно, апостол рассуждал, что вход греха во вселенную принёс с собой большие последствия и таким образом включил действие греха не только на интеллектуальные существа, но в такой же мере на неразумные существа и неорганический мир (ср. на Рим. 8:19).

умиротворив: Греч, apokatalasso, усиленная форма этого слова, упот­реблённая Павлом для примирения, katalasso «примирились» (см. на Рим. 5:10).

чрез Него: Эта фраза повторяется дважды в этом стихе, в первом случае в Греческом подлиннике находится в подчёркнутом положении. Иисус дейст­вующее лицо, через Которого свершалось примирение.

Кровию креста JEro: О значении крови Христа в плане спасения (см. на Рим. 3:25). Крест Христа — наивысшая точка плана спасения. Это предмет раз­говора, которым хвалился Павел Гал. 6:14. Крест Христов будет изучаться и воспеваться искупленными на протяжении нескончаемой вечности (ВБ 651).

земное: Отражение согрешения Адама достигло каждой части этой зем­ли. Начиная от человека, как венца творения Создателя, до растения, насекомо­го и живых существ моря и даже до неорганических веществ земли, коснулось вырождение. Искупительная работа Христа, в конечном счёте, восстановит со­вершенство и гармонию.

небесное: Некоторые толкователи придерживаются мнения, что хотя только третья часть ангелов восстала против правления Божия и была изгнана из небес, остаток ангельских воинств, не вполне понимал греховность греха и его страшные последствия до тех пор, пока Христос не умер на кресте. После этого события небесные существа осознали, как никогда прежде, что пути Бо­жий истинны и праведны и что программа сатаны ведёт к смерти. Таким [194] образом, все в такой же мере материальное, как и духовное, небесное и в такой же мере земное, будет приведено в состояние совершенного согласия через крест и всё, что он олицетворял. Время и раскрывающиеся намерения Бога че­рез Христа разоблачат сатану и сочувствующих ему, так что в их уничтожении будет видна справедливость Божия. План искупления выполнит свою широкую и глубокую цель, — а- именно, оправдание Божьего характера перед всей вселен­ной (см. ПП68).

21- И вас»: Павел теперь обращается лично к братьям из Колосс, по пово­ду учений, о которых он рассуждал. Он уже доказал, что весь мир зависит от крови Христа для примирения (см. на 19 ст.). Теперь он говорит Колоссянам, что и они могут войти в это славное состояние согласия и радости исключи­тельно тем же самым путём. Его заявление подразумевает предостережение не принимать точку зрения ложных учителей, которые возможно выдвигали дру­гие средства примирения, такие, как служение ангелов и других духов (ср. гл. 2:8,18,19). Есть только одно средство спасения Деян. 4:12.

некогда отчужденными: Или, «прежде отверженными». Это несчастное состояние, было тогда, когда Колоссяне ещё не приняли служения Христа со своей стороны. Священное Писание говорят о грешных существах, примирён­ных с Богом, а не о личности Бога, примирённого с грешником. Именно, должна измениться враждебная позиция человека.

врагами: Колоссяне прежде своего обращения не только были отчужде-ны от Бога, отвергая Его намерения к человечеству и равнодушные к Его зако­ну; они, несомненно, находились в открытой вражде с Ним.

по расположению: В других переводах «в вашем уме». Ум является цен-

тральной направляющей способностью разумного существа (см. Ефес. 4:18). Павел здесь напомнил Колоссянам, что все их помышления находились в со­стоянии отчуждения и враждебности к Богу. Каждое творческое, решающее положение их ума было настроено против Бога или было равнодушно к Нему. Они находились в безнадёжном и потерянном состоянии, полагаясь на какое-то небесное влияние, где они могли бы быть спасены.

к злым делам: Или, «в [сфере] злых дел». Как человек мыслит, так он и будет поступать (ср. Пр. 23:7). Невозможно, для безнравственно мыслящего, совершать что-либо другое, чем злые дела. Так это происходило и с Колоссяна-ми, действия их жизни свидетельствовали о состоянии их мыслей. Прежде их обращения отчёт их жизни дает неопровержимое доказательство об их отчуж­дении от Бога и их враждебности к Нему.

22. Ныне: Бог действовал, не взирая на состояние отчуждения Колоссян. Его служение примирения становится эффективным в тот момент, когда люди принимают его.

примирил: См. на Рим, 5:10; Кол. 1:20. Христос, Сам лично взял ве­рующих из Колосс и представил их Отцу не как слуг или врагов, но как друзей Ин. 15:14-16. Голгофский крест удалил их враждебность, изменил течение их мыслей, преобразовал их в подобие Христа.

в теле плоти Его: Некоторые верят, что Павел здесь противостоял ере­си., которая ранее прокрадывалась в церковь; а именно, что Христос не имел человеческого тела, что неотъемлемо греховно и посему не могло стать частью Сына Божия. Важным шагом в примирении человека с Богом было воплощение. Божественность облеклась в человеческое естество. Иисус принял павшую че­ловеческую природу, чтобы она могла однажды быть более соединённой с пре­столом Божиим. Христос воспринял плоть и кровь, чтобы таким образом Он мог избавить человека от рабства греха. Христос в Своём теле плоти достиг победы и примирения (см. Шет. 2:14). См. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1гл„ 917-919; VI том, 58стр.

смертью: Или, «посредством смерти». Возмездие за грех Смерть Рим. 6:23. Все согрешили Лии. 3:23. Поэтому никто не может избежать смерти, Христос, восприняв жребий человеческой природы, решил уплатить цену за грех человечества. Он умер за каждого человека. Этот факт символизировался каждой истинной жертвой с того дня, как Адам представил первую жертву по повелению Бога. Жертвенная, заместительная смерть указывала вперёд на иску­пление через кровь Христа. Все эти церемониальные жертвы и посредничества были обращены вперёд на заключительное примирение с Богом. Смерть была основой всего этого.

представить вас: Когда примирение [195] достигает своей цели, не­когда отчуждённые от Бога и враждебно относящиеся к Нему, будут представ­лены перед вселенной, как трофеи креста (см. 2Кор. 4:14; Ефес. 5:27; Кол. 1:28).

святыми и непорочными: Греч, hagioi kai amomoi (см. на Ефес. 1:4).

неповинными: Греч, anegkletoi, «невинными», «безупречными». Срав­ните употребление этого слова в 1Кор. 1:8. Anegkletoi представляет картину совершенства человека, идущего вперёд. Оно подчёркивает, что против такой личности невозможно представить обвинения, личности, которую Бог решил представить совершенной перед вселенной. Клеветник братьев замолчит, когда Господь сделает обвинение ему и укажет, что святые облечены в праведность Христа Зах. 3:1-5; Откр. 12:10,11

пред Собою: Все люди предстанут перед всепроницающим взором Бога. Судья всей земли увидит всё. В этой жизни люди могут насмехаться, сатана может ещё находить ошибки, но вопрос величайшей важности, что Бог видит и думает? (см. 2Кор. 5:10; Ефес. 1:4). Только Божественная оценка будет приня­та в счёт.

23. Если только пребываете: Колоссяне услышали слово жизни. Они прияли веру и были примирены кровью Христа. Они были «святые и верные братья» 2 ст. Но все их усилия окажутся тщетными, если они перестанут «пре­бывать». Апостол подчёркивает их нужду пребывания и далее оставаться в до­верии Евангелию.

тверды: Греч, hedraloi, «крепки», «стойки». Верующий христианин дол­жен быть твёрдо устроен на своём основании. Павел предостерегает Колоссян против удаления от занятой позиции, когда они впервые услышали Евангелие.

непоколебимы: Греч, tkemelioo, «положить основание», «обосновать». В других переводах и оригинале «обоснованы». Духовный дом должен иметь своё основание, установленное на крепком основательном Камне, Который есть Христос, а не на песке, как дом безрассудного человека в притче Христа (см. Лук. 6:49; 1Кор. 10:4).

в вере: Сравните 4 с/и. Всё, что было начато верой в опыте верующих из Колосс, необходимо продолжать также посредством веры.

не отпадаете: Это отрицательный вид уже сказанного. «Не позволяйте сами», сказал в действительности Павел, «быть сдвинутыми от занимаемого вами положения философским искусством ложных учителей или соблазнитель­ными приманками греха». Время глагола, употребленное Павлом, подчёркивает мысль, «не будьте постоянно перемещающимися» от одного положения к дру­гому (ср. 1Кор. 15:58)

надежды благовествования: Т.е., надежды, которую предусматривает Евангелие. Эта надежда, о которой он уже намекал (см. на 5 ст.), является движущей силой плана спасения. Она озаряется вестью Евангелия; она принад­лежит Евангелию. Когда, в конечном счёте, надежда осуществится в царствии Божием, цели плана спасения исполнятся.

вы слышали: См. на 5 с/и,

возвещено всей твари: Основное ударение этого места делается на факт,

что Колоссяне услышали Евангелие точно такое же, как оно было проповедано во всех частях земли, куда только проникло. Павел не имел в виду, что благове-ствование проникло везде в абсолютном смысле слова. Это становится ясным из его заявления в других местах относительно прогресса Евангелия. Обращаясь с посланием к Римлянам, всего лишь несколько лет назад, Павел, подводя итог успеха Евангелия, сказал: «Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» Рим. 15:19. Он надеялся в это время посетить Рим и затем понести Евангелие в Испанию Рим. 15:24. Арест и за­ключение в тюрьму помешали ему исполнить эти планы. Вместо прихода в Рим в качестве свободного вестника Евангелия, он пришёл в роли скованного узни­ка. Будучи заключённым, он не смог посетить Испанию. Несомненно, там необ­ходимо было начинать работу значительной важности. Далее, нет доказа­тельств, что в это раннее время Евангелие проникло в области варваров на север тогдашнего цивилизованного мира. Такой же несомненной истиной является положение и в других далеко распространённых областях. Из этого становится ясным, что заявление «благовествование возвещено всей твари поднебесной» не подразумевается в абсолютном смысле. Подобно заявлению «как и во всём ми­ре» Кол. 1:6, ударение ставится на факт, что проповедованное в Колоссах Еван­гелие точно такое же, как и проповедуется во всём мире. Сравните Матф. 24:14; 1 Фес. 1:8; Откр. 5:13; 14:6, 7; ЖВ633.

которого я^Павед: Апостол резко вводит себя в линию доказательств, подобно тому, как он ввел Колосских верующих в 21 ст.

сделался: Или, «стал». Сравните Ефес. 3:7. Павел здесь ссылается на Божественное поручение проповедовать Евангелие. Бог теперь употреблял его для завершения вечных обязанностей (см. Ефес. 3:8; 1Тим. 1:11-16; ср. Гол, 1:11-17). Божественная рука вела его всеобъемлющий план для спасения чело­вечества. Когда Колоссяне сравнят Павла с ложными учителями, они должны представить вечные намерения Бога и осознать, что Павел, пишущий к ним, был частью великого плана для осуществления их спасения. Поэтому, весть Павла снизошла по Божественному указанию. Вера верующих должна усилиться и их стойкость должна увеличиться через эту мысль.

служителем: Греч, diakonos (см. на Марк 9:35). Сравните утготребле-ние этого слова в Матф. 20:26; Рим. 13:4; Ефес. 6:21; 1 Тим. 4:6.

24. Ныне радуюсь: Буквально, «теперь я радуюсь». Павел разразился ра­достной благодарностью из-за того, что дело Божие продвигается вперёд. Срав­ните Деян. 16:25; Рим. 5:3; 2Кор. 11:16-33; Фил. 2:17.

страданиях … за вас: Сравните Ефес. 3:1. Павел радуется в перенесе­нии гонений ради Христа, если посредством этого переживания могла увели­читься вера христиан.

восполняю: Греч, antanapleroa, «наполнить снова», «наполнить вместо

другого». Слово встречается в НЗ только здесь. недостаток: Буквально, «недостаток вещи», то есть, то, что не достаёт.

Горе и страдания являются участью христиан (см. Деян. 14:22; Фил. 1:29; ср. 2Кор. 1:5; 4:10; 1Фес. 3:3). Павел при этом размышлял о страданиях, которые он был призван переносить. Он почитал себя счастливым, что мог нести страда­ния за дело Христа.

в плоти моей: Т.е., личных страданиях Павла.

сковбей Христовых: Т.е. страданий ради Христа. Фразу не нужно пони­мать как описание перенесённых страданий Христа, ибо тогда это место Писа­ния необходимо подразумевать, что в скорбях Христовых был недостаток. Кро­ме того, слово, переведённое «скорбей» нигде не употреблено в страданиях Христа.

за телоЕго.: — Т.е., ради тела Христова,-Его церкви (ср. Ефес. 1:22,23).

25. сделался я служителем: Или, «стал служителем» (см. на 23 ст.),

домостроительству: Греч, oikonomia, «устройство», «управительство» (см. на Ефес. 1:10; 3:2). Великое правило, которым руководствовался Павел всеобъемлющая цель и план Божий. Павел провозгласил, что в этом верховном провидении Бога, он теперь был определён на должность управителя.

исполнить слово Божие: Цель управительства Павла проповедовать Слово Божие, Это намерение апостола привести его к исполнению.

26. Тайну. — Греч, musterion (см. на Рим, 11:25).

сокрытую от веков: Сравните Ефес. 3:3, 5, 9. Полнота Евангельской эры была лишь смутно понимаема патриархами и последующими поколениями.

ныне не открытую: См. на 1Кор. 2:9,10; Ефес. 3:5.

27. благоволил Бог показать: Буквально, «Бог желал сделать извест­ным^. Это план Божий, чтобы Его народ постиг более глубокие тайны Божест­венного познания с помощью Святого Духа. В свою очередь, через получение ими этого откровения, Бог желал так преобразовать их склонность, чтобы в ре­зультате иметь святой характер.

богатство славы: Сравните на Рим. 9:23; ср. Ефес. 1:7,18; 2:7; 3:8, 16.

язычников: Что эта славная тайна должна также быть воспринята языч­никами, снизошла как удар или потрясение для Иудеев. Но Бог нелицеприятен Деян. 10:34. Его благодать простирается на всех, которые принимают Его. Апо­стол подчёркивает всемирную сферу деятельности плана спасения.

Христос в вас: Постоянное пребывание Иисуса в человеческом сердце является проявлением вечной тайны (см. на Гал. 2:20; Ефес. 1:1).

упование славы: Сравните 5 ст. Открыв план спасения, Бог поместил перед павшим человечеством надежду возвращения в Божественное присутст­вие. Воплощение Христа привело осуществление этой надежды ещё ближе на одну ступень. Пребывание Христа лично в сердце даёт доказательство, что сила

благодати действует для [197] преобразования характера. Это делает надеж­ду прославления реальной. Христианин живёт в царстве благодати сегодня, которая даёт ему уверенность, что он однажды будет пребывать со Христом в царстве славы. Сравните Рим. 8:18; Ним. 1:1.

28. Которого мы проповедуем: Слово «мы» в Греческом языке под­чёркнуто. Павел противопоставляет себя и своих сотрудников ложным учите­лям.

вразумляя: Греч, noutheteo, «водить в действие ум», «увещать», «пре­достерегать» (ср. на Ефес. 6:4).

всякого человека: Троекратное повторение этих слов (в других перево­дах и оригинале) в этом стихе подчёркивает всеобщее назначение Евангелия. В учениях Павла не было исключительности, как это было среди ложных учите­лей. Евангелие спасения должно достигнуть каждого класса общества.

научая: Кроме предостережения, Павел также наставлял. Так это долж­но быть во всякой проповеди.

всякой премудрости: Некоторые комментаторы понимают это как из­ложение метода учения Павла (ср. Ефес. 1:8; Кол. 4:5); другие считают, что руководство для изучения этой доктрины служения представляет все области мудрости. Предыдущее понимание, кажется, более согласуется с оригиналом Греческого языка.

чтобы представить: Сравните на 22 ст. Апостол отождествляет себя с работой спасения душ, и теперь констатирует цель своего служения.

совершенным: Греч, teleios (см. на Матф. 5:48). Совершенство, о кото­ром Павел говорит в своих посланиях, он разъясняет в Фил. 3:12-15 (см. соот­ветствующий комментарий).

во Христе Иисусе: Это ключевая фраза в послании к Ефесянам (см. на Ефес. 1:1). Она многократно встречается также и в других посланиях. Христос сфера совершенства святых.

29. Для чего: Т.е., с целью представить «всякого человека» 28 ст. со-

вершенным во Христе.

тружусь: Греч, kopiao, «трудится усиленно», «трудится до изнеможе­ния». Сравните употребление этого слова в 1Кор. 15:10; Гал. 4:11; Фил. 2:16.

подвизаюсь: Греч, agonizo, «бороться серьёзно» (см. на Лук. 13:24). Слово подчёркивает усилия, прилагаемые борющимися на атлетической арене.

силою: Греч, energeia, «действующая сила» отличительная от dunamis, которая обозначает потенциальную силу. Наше Русское слово (как и Англий­ское) «энергия» произошло от Греч, energeia. Сравните употребление energeia в Ефес. 1:19; 3:7; 4:16; Фил. 3:21; и т.д.

действующею: Греч, energeo, «быть в работе», «действовать», «быть эф-

фективным». Сравните существительную форму (см. выше «силою»). Павел осознавал, что исполнение обязанности требует серьёзных усилий, к тому же результаты будут эффективными для добра лишь в такой мере, насколько лич­ные усилия будут сочетаться с могущественной силой Бога, сообщающей каж­дую способность человеческой личности.

могущественно: Буквально, «в силе». Павел мог нести свидетельство о силе Спасителя, ибо она могущественно действовала внутри его собственной жизни.

Комментарий Б. Г. Уайт к 1 главе Колоссянам.

1-29 СП 221.

2 ДА 471.

4 ОЖ 85.

7-12 ДА 471; 4СЦ316.

9 ДА 478; МЖС 110.

9,10 5СЦ746.

9-11 ВБ476; СИ 426; ОЖ 85.

9-12 2СЦ521.

11 МЖС 52. 11-13 ДА 478.

12 СУ 133; BExii; HTTX8.

13 ЖВ320; ПХ112.

14 СЕ 147; 6СЦ 60. 14-17 6СЦ 59.

16 ВБ493; ПП34.

16,17 ДА 472; Вое, 132.

18 Вое. 268.

19 Вое. 30; НПХ21; 2СЦ200.

20 ДА 209.

21,22 ДА 472; РУУ 152.

23 ДА 593; ЖВ633; Вое. 96; 1СЦ355; ЗСЦ225; 4СЦ409, 556; 5СЦ520; 8СЦ 15,19,26.

24 НУХ191. 25-28 СП 222,

25-29 ДА 368; СЕ 59; 2СЦ502,552; 4СЦ269,314.

27 ДА 328, 476, 507; ХД 120; СЗ 362; РУУ 194, 554; Вое. 172, 309; Ев. 511; ОХВ 263, 279, 466; СЕ 61, 282, 366; ОЖУ431; НПХ128; МЖС 26, 84, 301; ВМ 142; ПХ47; 1СЦ 162, 566; 2СЦ73; 7СЦ116; СБ 38.

28 ДА 206; Ев. 587; СЕ 369; МЖС 285; СП 152; 4СЦ315, 317, 416; 5СЦЗОО,372.

28,29 2СЦ609.

29 НПХ 144; 4СЦ315.

[198]