Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание Колоссянам
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 17595 Все тексты автора ГК АСД
Глава 2
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас 'и ради тех, которые в Лаодикии (и Ие-раполе), и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-
нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 Ибо, хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 Будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
8 Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти;
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 Бывши погребены с Ним в креще-
нии, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пишу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомеся-чие, или субботу:
17 Это есть тень будущего, а тело -во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», —
22 Что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смирен-
номудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насы-
щении плоти.
1. Желаю, чтобы вы знали: Или, «желаю вам познать». Сравните 1Кор. 11:3. Сравните выражение: «Не хочу же оставить вас, братия в неведении» (1Фсс. 4:13; ср. Рим. 11:25; 1Кор. 10:1).
подвиг: Греч, agon, «состояние», «борьба», «испытание». Здесь умственная борьба «озабоченность», «забота». Относительно родственного глагола agonizo (см. на гл. 1:29). Забота Павла, слёзы, которые он проливал, мучительный подвиг против силы противника, с которой он вёл войну, Павел желал, чтобы обо всём этом знали Колоссяне. Верующие в Колоссах мало осознавали, сколько часов проводил Павел, искренно ходатайствуя за них.
Лаодикии: Этот город располагался приблизительно в 10 миль (16 км.) от города Колоссы. Положение этой церкви, очевидно, было подобным [199] состоянию верующих в Колоссах. Поэтому Павел включает их в свои ходатай-ственные молитвы.
не видел: Из применённого здесь выражения многие толкователи вывели заключение, что Павел не был основателем Колосской церкви и далее, что он никогда не посещал этой церкви. Они полагают, что запись передвижений Павла в книге Деяний Апостолов очень неопределённо представляет или Павел вообще посещал какую-либо часть Ликийской Долины, в пределах которой расположены Колоссы. Они верят, что упоминание о Фригии необходимо подразумевать, как посещение Ликийской Долины, в пределах которой расположены Колоссы. Они верят, что упоминание о Фригии необходимо подразумевать, как посещение Ликийской Долины, ибо Фригия занимает большую и не вполне определённую в границах область. Территория её расположена в значительной мере на север и на восток от Ликийской Долины. Во время Первого Миссионерского Путешествия Павел, вероятно, прошёл не ближе чем 150 миль (около 240 км.) от Колосс. Во время своего Второго и Третьего Миссионерского Путешествия апостол не имел даже необходимости достигнуть района Колосс. Покинутую Галатию на дальнем севере и востоке он мог посетить по пути к Ефесу Римской дорогой через Сардис. Согласно этому он мог находиться далеко на север от Ликийской Долины. Кроме того, во время этих путешествий он ограничился новым посещением церквей, которые он основал и нет намёка, чтобы Колоссы были одной из таковых в этот ранний период. Согласно книге Деяния Апостолов, кажется мало вероятным, чтобы Павел когда-либо посетил Колоссы,
Другие утверждают, что Кол. 2:1 не обязательно подразумевает, что Павел никогда не посещал Колосс. Они утверждают, что такого не может быть, чтобы во время двух посещений Фригии (см. Деян, 16:6; 18:23) Павел совершенно упустил возможность посетить Колоссы. Они также утверждают, что поскольку в своём послании к Колоссянам он говорит о таких близких отношениях со многими членами церкви, наиболее вероятно, что он был там. Они истолковывают
Кол. 2:1 следующим образом: «Я имею много забот, не только о вас, но даже о тех, которые никогда не видели меня». Согласно этому толкованию, Колоссяне помещены в отдельную группу, противоположную другим группам верующих, которых Павел не видел лицом к лицу.
Дальнейшее рассмотрение проливает свет на этот вопрос. В своём послании к Колоссянам сам апостол говорит, как если бы он никогда не посещал их город. Он описывает себя как услышавший об их вере во Христа и их любви к святым гл. 1:4. Он вспоминает время, когда, он был ободрен через повествование об их христианском исповедании и ревности к принципам Евангелия (9 cm. ср. 6 ст.). Много раз на протяжении всего послания Павел имел достаточно случаев, чтобы упомянуть о своём личном контакте с Колосскими верующими, но он никогда не поступил так. Он отметил, что они были научены принципам Евангелия другими, и он также ссылается на свою собственную проповедь. Но никогда он не смешивал этих двух представлений, хотя два заявления находились рядом (ср. гл. 1:5-8, 21-23, 25, 28, 29; 2:5, 6). Посетил ли Павел Колоссы и трудился ли в этом городе, должна быть хотя бы одна ссылка в этом послании на какой-либо случай, связанный с посещением. Но послание к Колоссянам просто не содержит такого намёка. Хотя аргумент молчания нельзя рассматривать как окончательный, большинство комментаторов согласны в следующем, очень мало вероятно, чтобы Павел был основателем церкви в Колоссах. Также ещё менее вероятным кажется вопрос о возможности апостола посетить этот город.
2. утешились: Греч, parakaleo, «утешать», «увещевать», «ободрять», «поддерживать».
сердца: Здесь в значении местонахождения чувств и разума. Павел желал всем лично быть удовлетворёнными через пребывание мира и уверенности (ср. на Ефес. 6:22).
соединенные: Греч, sumbibazo, «приносить вместе», «соединять». Павел пожелал им сохранять их единство и постоянство в любвеобильном уважении друг ко другу и к Богу. Сравните Ефес. 4:16; Кол. 2:19.
богатства совершенного разумения: Или, «богатства твёрдого убеждения в понимании». Сравните 1Фес. 1:5; Евр. 6:11; 10:22. В других переводах, «богатства полной уверенности в понимании». По мере того, как верующие более глубоко постигают истины Божьего учения, их уверенность становится более твёрдой. Когда христиане искренно познают пути Господа, они не могут не доверять. И это доверие основано на разумении.
познания: Греч, epignosis, «точное познание», «полное познание». Сравните Ефес. 1:17.
тайны: Греч, mmterion (см. на Рим. 11:25).
и Отца: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, среди вариантов чтения концовки этого [200] стиха, но более склонно к точке зрения, что Христос должен быть присоединён к фразе «тайны Бога» (ср. гл. 1:26, 27), и таким образом можно читать «Тайны Бога, даже Христа». Эта тайна о Христе
включает в себя Его воплощение и личное служение 1Тим. 3:16. Она также включает дальнейшую цель воплощения, предоставляя возможность для всех верующих, включая и язычников, стать членами таинственного тела Христова, Его церкви Рим. 11:25; Ефес, 3:4-6, Провозглашение этой благой вести миру -что все имеют возможность спастись, проявляя личную веру в Спасителя, который умер за всех — является необходимой частью этой тайны, сделавшейся известной Ефес. 6:19.
3. сокрыты: Или, «отданы на хранение». Во Христе, в Его должности и обязанностях, в Его личности и служении, в факте, что Он является как Сыном Божиим, так и Сыном Человеческим, представлены подробности тайны Божией. Он является в такой мере Источником, как и Сокровищницей благословений Божиих. Павел желал приподнять мысли Колосских христиан выше и выше их простых человеческих понятий о Сыне Божием, вечных добродетелях и истинах открытых в Нём. Во Христе можно обнаружить всё, что Бог намеревался открыть в благословение для человечества. Почему тогда Колоссяне должны направлять свой слух на человеческие теории и размышления {см. на 4 с/и.)?
все сокровища: Иисус является рудником, из которого истекает все истинные сокровища. Тем, которые приняли Его, Он даёт истину в её полноте. Другие учителя могут дать частичные и неясные познания, но во Христе, живом Слове пребывает существенное познание. См. НУХ104-114.
премудрости и ведения: Христос является сокровищницей Божественной премудрости и ведения (см. IKop. 1:22,24; Ефес. 3:9-11). Принявшие Христа, пришли к источнику для удовлетворения всех своих нужд, как в этой жизни, так и в жизни грядущей.
4. Это roBopKLg: Павел теперь представляет причину всего сказанного в 1-3 см. Не должно быть ошибки о жизненной природе его темы и о серьёзной ответственности за пренебрежение получить полное познание тайны Божией, которой является Христос (см. на 2 ст.; гл. 1:27).
прельстил jBac: Павел теперь старается увязать свою весть с практическим применением. Возможность быть обманутыми всегда на лицо. Христианин должен остерегаться хитрости, которая пытается увести его прочь от прямой линии истины.
вкрадчивыми словами: Буквально, «ласкательством и красноречием» (ср. Рим. 16:18; IKop. 2:4). Вкрадчивые слова могут найти пристанище в мыслях опрометчивых и неосторожных людей. Вкрадчивые, льстивые аргументы и едва уловимые сплетения идей может ослабить бдительность христианина. Но внутри такого рассуждения лежит заблуждение. Павел предостерёг верующих, чтобы они испытывали аргументы и требования ложных учителей (ср. Кол. 2:8).
5. отсутствую телом: Апостол имел к верующим чувство своего личного уважения, хотя он лично в действительности не был с ними.
духом нахожусь с вами: Тело Павла могло находиться в тюремном заключении в отдалённом Риме, но его сердце окружали обращённые, которых он любил. Его ум искал разрешения для их проблем. Его душа возносилась к их общему Отцу в небеса с благодарностью и ходатайством. Таким образом, апостол приводит контраст между теми, которые соблазняли их чрез софистику, и их духовным отцом, который, если будет необходимо, отдаст свою жизнь ради них. Эти ложные учителя имели скрытые побуждения; Павел был вполне самоотверженным.
радуясь и видя: Епафрас принёс Павлу слова непрестанной верности Колосских верующих гл. 1:7, 8. Перед мысленным взором Павла в Риме проходили члены из отдалённых Колосс, как они совершали свои жизненные труды и свидетельствовали об Иисусе.
благоустройство: Греч, taxis, «устройство». Это обычный военный термин. Он подчёркивает организацию, твёрдость и хорошо организованное построение при битве (ср. его употребление в IKop. 14:40; Евр. 5:6). Павел, несомненно, наблюдал множество военных парадов и видел многих сотников во главе своих хорошо натренированных и совершено дисциплинированных рот. Таким образом, и церковь в Колоссах должна была действовать против греха.
твердость: Епафрас совершил хорошую работу. Колосская церковь была сплочённой духовной общиной, продвигающаяся вперёд с уверенностью встретить общего врага. Борьба соединила внутри сферу их веры, их уверенность во всём Христу. Павел намекает, чтобы они и далее пребывали в этом счастливом и благословенном состоянии.
6. как вы приняли: «Как», [201] указывает, каким образом они приняли весть спасения, проповеданную Епафрасом гл. 1:7. В то время как апостол радовался вместе с ними в той верности, которую уже имели гл. 2:5, он доброжелательно, но твёрдо увещевал их придерживаться такого курса и далее.
Христа Иисуса Господа: Эти три титула Мессии, соединённые вместе, представляют полноту Его положения и обязанностей. Его миссия как Спасителя воплощена в имени «Иисус» Матф. 1:21. «Христос» подчёркивает Его Мессианское служение и «Господь» (см. на IKop. 12:3) Его отождествление, по крайней мере, в некоторых случаях с Иеговой ВЗ.
ходите: Греч, peripateo, «вести себя» (см. на Ефес. 2:2). Павел побуждает верующих продолжать постоянно вести себя и свои дела в сфере предназначенной для их верой Иисуса, совершая только то, что сделал бы Он, и, интересуясь исключительно тем, что нравится Ему.
7. Укоренены: Форма Греческого слова подчёркивает, неподвижность и
устойчивость с продолжающимся постоянством.
утверждены: В опыте Колосских верующих основанием их духовного здания был Сам Христос (ср. на IKop. 3:11).
в Нем: Павел здесь собрал три различных иносказания, очень близких по
смыслу. Верующие должны ходить, иметь корень и быть утверждёнными как могущественный храм для Господа. Все эти виды деятельности должны иметь место «в Нем». Иисус Христос является образцом, согласно которому они должны вести себя; Он является корнем, из которого они должны извлекать сок и питание; Он является живым Камнем и прочным фундаментом, на котором как Иудеи, так и язычники одинаковым образом утверждены. Он «достаточно широк, чтобы принять всех, и достаточно силён, чтобы выдержать тяжести и бремена всего мира» (ДА 175).
укреплены: Греч, bebaioo, «утверждать», «упрочивать». Форма глагола в Греческом языке показывает, что Павел здесь подчёркивает постоянный процесс укрепления. Ежедневно Колоссяне должны были всё более крепко утверждаться.
как вы научены: Здесь снова подчёркивается действенность Епафраса как «служителя Христа» гл. 1:7. Он наставил их правильно. Они научились в Кого верить и как жить с Ним, так, чтобы получить праведность и вечную жизнь.
преуспевая: Или, «быть постоянно изобилующим». Слово подчёркивает состояние «избытка», «переливаться через край». Мы в состоянии постоянно изобиловать и преуспевать, ибо источник Небес ещё больше, намного больше, чем наши самые величайшие нужды. Поскольку запас неограничен, христиане могут получить всё, в чём нуждаются. Христос, Который обладает всем, даст нам «больше всего, что мы просим, или о чём помышляем» Ефес. 3:20.
в ней: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этого слова, а также чтением «в Нем», ссылаясь на Христа.
с благодарением: Или, «в благодарении». Прогресс в опыте христианина возможен только тогда, когда верующий приближается к Богу с благодарным сердцем. Как может быть кто-либо неблагодарным, будучи окружён неограни^ ченными источниками Всемогущества? Поскольку Христос всё, и во всём и со всеми, чего человек может страшиться? Секрет истинного счастья — обычно положиться на Христа. Благодарность, — плод этого доверия.
8. Смотрите: Была серьёзная опасность, стоявшая лицом к лицу пред верующими Колосс. Здесь Павел обращает их внимание на опасность и в серьёзном предостережении рекомендует, чтобы они встретили её. Хитрый противник будет пытаться отнять у них преимущества, которые они получили. Он пытается ограбить их духовные преимущества и унести их как жертву, ведя их к уничтожению, как обманщик заблуждения.
увлек: Греч, sulagoged, «уносить», «похищать как грабитель», «грабить». Обкрадывание может иметь двоякий смысл: отнятие благословений и преимуществ, которыми наслаждались или порабощение самих верующих сатаной.
философией и пустым обольщением: Т.е., философиею, даже пустым обольщением или философиею, которая является пустым обольщением. Апостол не осуждает философию, как таковую и также не осуждает философов. Но
он предостерегает против такой философии, которую выставляли напоказ ложные учителя в Колоссах, которая в действительности была бессодержательной и пустой и поддерживалась обманом. Контекст подчёркивает, что эта философия сопровождалась церемониальными обрядами, человеческими мнениями, традициями, материалистическими привычками и [202] точкой зрения, всё, что удаляло от Евангелия Божия. Эта философия, несомненно, была бесполезной спекуляцией на ребяческих, пустых вопросах и бессодержательном представлении аргументов, лишённых фактов. Этот вид философии восполнял в подробностях трудные вопросы с правдоподобными толкованиями, которые имели тенденцию обмануть своих поклонников и отвергнуть проповедь Евангелия Божия. Центром этой философии было возвышение человека, в то время как Бог совершенно исключался или пренебрегался (см. 1СЦ 297). Христианин должен быть заранее предостережён и вооружён против тех, которые проповедовали эту философию. Их конец вечная смерть.
преданию: Греч, paradosis (см. на Марк 7:3). Предания привычные образцы человеческих убеждений и поведения, передаваемые от одного поколения к последующему. Предания могут быть добрыми или плохими. Павел предостерегает против преданий, которые вместо Божественного источника имели человеческий. Сравните Гал. 1:14. Павел употребил это слово в добром смысле во 2Фес. 2:15; 3:6.
стихиям: Греч. stoicheia^ «элементы» (см. на Гал. 4:3). На языке философии stoicheia принимало техническое значение из начальной, основной материи. Мифологически элементы были представлены духами, так, что stoicheia стало применяться также и к самим духам. В небиблейских трудах stoicheia также применяется к злым духам, звёздам, звёздным божествам. Культ, stoicheia кажется, был очень распространён в Колоссах, который через его пропагандирован ие сделал вторжение также и в христианскую общину. Точное распространение его проникновения неизвестно. В передаче своего предостережения Павел употребил терминологию этого культа.
по Христу: Буквально, «соответственно Христу». Образец всегда должен быть, — что сделал бы Христос. Христос поставлен в противоположность всей обольстительной философии. Труды ложных учителей должно сравнивать с учениями Главного Учителя. Христос Творец и Податель благ является измерительным эталоном всякого истинного познания.
9. в Нем o6jiTajET: См. на гл. 1:19. Во Христе обитает сущность природы и свойств Божиих. Все функции и полномочия Божества постоянно пребывают в Нём. Вся полнота Бога открыта во Христе.
полнота: Греч, pleroma (см. на Ефес. 1:23; Кол. 1:19). Размеры этого термина не ограничиваются временем, пространством и силой. Всё, что свойственно Богу, каждое качество Божества — достоинство, авторитет, превосходство, сила в создании вселенной, любовь в искуплении человечества, предусмотрительность в обеспечении всем необходимым каждого из Своих созданий — покоится во Христе.
Божества: Греч, theotSs, «Божество», «естество Бога». Сравните theiotes, «Божество» (см. на Рим, 1:20).
телесно: Несомненно, что это ссылка на прославленное тело Христа Фил. 3:21, в котором Он вознёсся на небеса (ср. ЖЕ 832). В Нём пребывала полнота Божества телесно. Это утверждение противоречило ложной философии, принятой в Колоссах (см. введение к Колоссянам 184 стр.).
10. полноту в Нем: Буквально, «должны исполниться полнотою в Нём» (ср. Ефес. 3:19; 5:18). В сфере Христа, человек не только может видеть свою цель совершенства, но может также получить силу, чтобы достигнуть её. Принимая Его мудрость, мы становимся мудрыми. Посредством ежедневного общения с Ним, подобие Божества становится реальностью внутри человеческой души. Нет ничего относящегося к этой жизни или к вечности, что человек не мог бы получить духовный союз со Христом. Мы можем стать совершенными в Нём.
начальства и власти: Сравните на Рим. 8:38; Ефес. 1:21; Кол. 1:16.
Павел является главой всякой власти и авторитета. Его верховная сила есть источник жизни. Апостол подразумевает, что через пребывание Христа в нас, тот же победоносный авторитет и творческая сила помогут и нам победить.
11. обрезаны: Скорее, «были обрезаны». Значение или причина написания может быть в том, что ложные учителя требовали чтобы прежде обращения ко Христу, был исполнен обряд обрезания, а также ритуалы церемониального закона (ср. Гол, 6:15). Некоторые из них, по крайней мере, могли претендовать на превосходство из-за того, что они лично были обрезаны.
нерукотворенным: Хотя обряд обрезания совершался руками, его значение и ценность находятся в факте [203] его внутреннего значения. Назначение обрезания — быть внешним знаком внутреннего состояния веры и благодати. Через обрезание Авраам показал сбою веру, что не он, но Бог даёт жизнь и может дать жизнь другим. Этот особенный знак служил для того, чтобы отличить всех людей древнего Израиля. Он указывал на полное посвящение Израиля Иегове и послушание всем Его требованиям. Иллюстрация истинного значения обрезания обнаруживается в истории Израиля. Во время восстания Израиля в Кадесе, народ отверг Бога. Бог в свою очередь отверг их. Поскольку они оказались неверными Его завету, им было воспрещено принимать знак этого завета. На протяжении 38 лет обрезание было воспрещено (см. /7/7 406). Когда, наконец, с верой и послушанием, Израиль пересёк Иордан, они снова согласились войти полностью в завет родства с Богом, тогда этот обряд снова был совершён согласно повеления Божия (см. Ис. Нав. 5:2-9). Поэтому истинное обрезание является вопросом сердца (см. Втор. 10:16). Обрезание, которое приняли Ко-лосские христиане, не было наружным знаком на плоти. Оно представляло внутреннее изменение сердца и жизни, символизированное посредством их крещения (см. на Кол. 2:12)
совлечением: См. на Рим. 6:6; ср. Ефес. 4:22.
греховного: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.), склонно к опущению этой фразы.
плоти: Т.е., плотской природы (см. на Рим. 7:14-25; 8:1-13),
обрезанием христовым: Т.е., обрезание, которое совершил Христос, а не то которое совершили над Ним. Истинное духовное обрезание это удаление злых наклонностей сердца, совершается действием Самого Иисуса Христа. Лишь Его сила может удалить ветхую жизнь и сотворить нового человека. Из церемонии обрезания Павел извлекает для христиан духовный урок.
12. погребены с Ним: Похоронам предшествует смерть. Христос отдал Свою жизнь прежде, чем был похоронен в новом гробе Иосифа. Прежде чем христианин может быть похоронен со Христом, его жизнь должна быть подчинена Христу, Все честолюбивые стремления его сердца, тревоги и страстные желания плотских страстей должны быть вознесены к Господу. В какой мере он причастен к этому, его ветхая природа должна умереть. Крещение является знаком этого самоотречения, что ветхий человек умер и похоронен в водной могиле. Сравните на Рим. 6:3, 4.
совоскресли: Крещение обозначает не только отделение чрез смерть греховной природы, но и рождение нового творения во Христе Иисусе (см. на Рим. 6:4).
верою в силу Бога: Сравните Ефес. 1:19, 20. Та же сила, которая воскресила из мёртвых, совершает в верующем преобразование.
воскресил Его из мертвых: Т.е., верою в действие Бога.
13. мертвы во грехах: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между оставлением и опущением предлога «во». Если его опустить, фраза тогда может быть переведена «в ваших грехах» или «к вашим грехам». Таким образом, это выражение может быть понято двояко: 1) Павел здесь изображает прежнее духовное состояние Колосских верующих. Их сердца, мысли и тела были мертвы или нечувствительны ко всему духовному (ср. на Ефес, 2:1, 5). 2) Верующие теперь умерли к проявлению и влиянию их греховных страстей (ср. на Рим. 6:2). Эта мысль является продолжением сказанного в предыдущем стихе. Колоссяне оставили свои греховные пути, через принятие Христа в их сердце и засвидетельствовали об этом изменении через крещение и теперь их можно было рассматривать как лиц, умерших по отношению к своим грехам. Верой через Христа, они уплатили цену наказания за смерть.
необрезании плоти вашей: Это выражение показывает, что те, к которым Павел писал и к которым обращался как имеющий истинное обрезание // ст., были язычниками. Оно также изображает обычное состояние всего человечества. Каждый рождающийся в мире «чужд заветов обетования» Ефес. 2:12. Две мысли «мертвы во грехах», и «в необрезании плоти вашей» охватывают как то, что человек лично заслужил через проявления греховных желаний или преднамеренное восстание против Бога, так и естественное состояние осуждения в
котором все рождены. Приобретённые и наследственные наклонности ко греху можно победить только чрез Иисуса Христа.
оживил вместе с Ним: Сравните на Ефес. 2:5. Как Отец воскресил Иисуса р04] Христа, таким же образом все верующие могут быть оживлены как новое творение. Это заявление изображает тайну нового рождения. Божественная сила подняла Иисуса из могилы к вечной жизни. Подобная Божественная сила, внутри сферы деятельности человеческого сердца и ума, действуя через совершенное подчинение человеческой воли, оживляет человека к чудесной новой жизни победы.
простив нам: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению, «прощающий нам». Прощению Бога предшествует духовное оживление.
грехи: Греч, paraptdmata, буквально, «согрешения» (см. на Матф. 6:14). Слово можно употребить для описания стрелы, пролетевшей мимо мишени, или солдата вышедшего из рядов своей марширующей роты. Люди отошли от своих идеалов. Прошение грехов включает восстановление для грешного человека преимущества и положения, которое он потерял.
14. Истребив: Греч, exaleipho, «стирать», «вытирать», «уничтожать». Это слово употребляется в Греческом языке для выражения или удаления написанного. Форма глагола, употреблённая в настоящем стихе, должна быть переведена «будучи стёртым».
учением: Греч, dogmata, «декреты», «законы». Ссылка на различные законы и декреты Иудейской узаконенной системы, те, которые окончились на кресте (см. на Ефес. 2:15).
ojiac — Как грамматически вытекает из Греческого оригинала, выражения «о нас» и «против нас» являются рукописанием. Некоторые понимают это как ссылку на запись задолженности, которая была против всех, как Иудеев так и язычников; другие как ссылку на Иудейскую узаконенную систему. Относительно методов, последний, как противостоящий Иудеям и язычникам (см. на Деян. 15:20; Ефес. 2:15).
рукописание: Греч, cheirographon, «документ написанный рукой». В НЗ это слово встречается только здесь. В других случаях оно употребляется для обозначения рукописных документов, часто юридического характера, таких как долговое обязательство, подписанное должником. Сравните Флм. 19. «Стирание» такого свидетельства задолженности совершалось лишь после уплаты долга или когда условия записи были вполне удовлетворены. Это часто подтверждалось нанесением знака «X» над надписью, как об этом свидетельствуют папирусные источники. Также водо-растворимые чернила на папирусе могли быть смыты или стирались и на материале помешалась новая запись. Некоторые толкователи придерживаются мнения, что апостол говорит Колосской церкви, что их духовное возрождение через воскресающую силу Бога, восстановление внутри них Его образа, совершалось через стирание или вычёркивание Богом задолженности согласно долгового обязательства, которое они должны были
выполнить. Другие видят более обычную ссылку на Моисеев закон, в таком виде как он истолкован Иудеями. Последняя точка зрения кажется наиболее подходящей к последнему контексту. Сходство с выраженным в Ефес. 2:15 и аналогичная природа этих двух посланий ярко подчеркивает, что «истребив учением бывшее о нас рукописание», подобно «упразднив … закон заповедей учением» (см. на Ефес. 2:15).
взял его от среды: Т.е., «рукописание». «Христос цель закона к праведности» (см. на Рим. 10:4 согласно оригиналу). Теперь, когда Христос пришёл, люди не находятся более под руководством детоводителя (см. на Гал. 3:25; Ефес. 2:15).
пригвоздил ко кресту: Крест ознаменовал переход от одной системы (Иудейской) к другой (христианской). Подобная мысль выражена в Ефес, 2:16, где примирение представлено как совершившееся на кресте.
15. Отняв: Греч, apekduomai, буквально, «снимать одежду». Здесь возможно «снимать доспехи», «грабить», «лишать». Было много дискуссий о личности, совершающей действие. Некоторые относят это к Отцу, поскольку Он «оживил» 13 ст. Другие верят, что это место более подходит чтобы применить ко Христу. Нельзя разрешить этот вопрос и грамматическим путём, а поэтому он определяется лишь на основании значения места Писания (см. ниже).
начальств и властей: Эти выражения могут относиться к земным правителям Лук. 12:11; Тит. 3:1, или к сверхъестественным существам (см. на Ефес, 6:12). В свете ложных учений, проявившихся в Колоссах, в данном случае возможна ссылка на предполагаемые ангельские власти и основные изначальные Божества (см. введение к Колоссянам 184 стр.; см. на Кол, 2:8). В действительности, Христос восторжествовал в особом смысле над сатаной и его ангелами. Его [205] смерть на кресте ещё более уменьшила симпатию к сатане со стороны небесного мира (см. на Откр. 12:9). Во время служения Иисуса, сатана находился рядом, чтобы искушать и раздражать Его. Жизнь Христа состояла из постоянной серии битв, но в каждой встрече Иисус оказывался победителем. Каждое усилие со стороны сатаны погубить Его, лишь ещё более обнаруживало действие обманщика. Победоносная жизнь Христа, достигшая кульминационной точки на Голгофе, предрекла гибель диавола. Обманчивая маска сатаны была снята. Его методы действия предстали открытыми перед ангелами и всеми существами вселенной. Он показал своё истинное лицо. См. ЖВ 123, 761. Посредством креста Иисус Христос отнял от начальств и властей тьмы, прежде всего, их мантию положение и авторитета как князей этого мира и затем их доспехи силы в борьбе против справедливости. Поэтому кажется предпочтительным рассматривать Иисуса как личность, совершающую действие, выраженное словом «отняв» (см. выше).
властно подверг … позору: Или, «представил публичный пример» (RSV). Мучительная смерть Христа на Голгофе представила сатану и его легионы перед всей вселенной такими, как они есть убийцами и жестокими диавола-ми.
восторжествовав: Греч, thriambeuo (см. на 2Кор. 2:14).
Собою: Или, «в Нём». В Греческом языке «в» может быть понято относительно к «рукописанию» или «ко кресту» 14 ст. в разном смысле как ссылка на Христа, если Отца рассматривать как лицо, совершающее действие, выраженное в стихе (см. выше на «отняв»).
16. Итак: Т.е., в виду факта, что Иудейская узаконенная система прекратила своё существование, а вместе с ней и её церемониальная система (см. на Ефес. 2:15).
осуждает: Это выражение, несомненно, указывает на ложных учителей, которые среди других фактов, настаивали на связывающих требованиях Иудейской системы (см. введение к Колоссянам 184 стр.).
пищу, или питие: Или, «в еде или питии». Эти слова, несомненно, указывают на еду и питьё, как жертвы приносимые Израильтянами в согласии с жертвенной системой, записанной в церемониальном законе. Некоторые ошибочно заключают, что заявление Павла подразумевает отмену запрещения против вкушения пищи, провозглашённой как нечистой (см. Лев. 11 гл.). О том, что апостол не мог выразить такого значения, становится ясным из последующих высказываний:
1) Пища и питие, о которых здесь сказано, были тенью на Христа Кал. 2:17; то есть, они указывали вперёд на жертву и служение Христа. Церемониальная пища и питье как жертвы ясно принадлежали к этой категории, но Павел не имел в виду отменить запрещение о нечистой пище.
2) Запрещение не вкушать определённую пищу предшествовало церемониальному закону (см. на Быт. 7:2). Следовательно, определённые животные рассматривались как нечистые по причине другой, чем церемониальной. Потворство аппетиту при вкушении нечистой пищи делает тщетными совершенные намерения Творца (см. ПП 308; 2СЦ 70). Этим выражением апостол не дал разрешения есть и пить, что они желают, пренебрегая всякой критикой. В сущности он сказал, что христианин не находится более под обязанностью требований церемониального закона. Пища и питие, как жертвы, встретили своё исполнение во Христе.
праздник*: Церемониальные законы содержали заповеди для соблюдения различных святых дней — Пасхи, Опресноков, Пятидесятницы, день Искупления и праздник Кущей (см. Лев. 23 гл.).
новомесячие: Первый день каждого месяца или день новолуния (см. Числ. 10:10; 28:11; ср. Щар. 20:5; Не. 66:23).
субботу: Греч, sabbata. Это слово может представлять или множественное число в Греческом языке sabbaton или транслитерацию Арамейского shabbata', хотя грамматически находится во множественном числе, может часто изображать и единственное число Матф. 28:1; и т.д. Возможно, форма слова здесь приспособлена, ибо истолкование этого места не зависит от чтения «субботы» или «суббота». Вид или тип «субботы» находящейся под рассмотрением,
определяется фразой «это есть тень будущего» Кал. 2:17. Еженедельная суббота является памятником события вначале истории земли Быт. 2:2, 3; Исх. 20:8-11; ПП 48. Следовательно «субботы», о которых Павел объявил, были тенью, указывающей на Христа, и не могли ссылаться на [2О6] ежедневную субботу, обозначенную четвёртой заповедью, но означают церемониальные дни покоя, которые нашли своё осуществление во Христе и Его царствии (см. Лев. 23:6-8,15,16,21, 24,25,27, 28,37,38).
17. Это есть — Эта ключевая фраза к пониманию 16cm. Все пункты, перечисленные апостолом в 16 ст. были «тенью» или символами, указывающими на действительность во Христе. Тень не имеет сущности, она является образом, оттенком, выражением чего-то реального. Сравните употребление слова «тень» в Евр. 8:5 и 10:1. Иудейские церемония были тенью, отражающей небесную действительность. Изображение этого в церемониальном законе было лишь тенью.
Альберт Барнес, толкователь Пресвитерианской церкви хорошо заметил значение этого места Писания:
«В этом месте нет доказательства, что он [Павел] учил, что нет обязанности, соблюдать любое святое время, ибо нет ни малейшей причины верить, что он имел в виду учить, что одна из десяти заповедей прекратила своё существование как необязательная для человечества. … Он имел в виду большое число дней, которые соблюдались Евреями, как праздники, как часть их церемониального или символического закона, а не морального закона или десяти заповедей. Ни об одной части морального закона — ни об одной из десяти заповедей не могло быть сказано ''как о тени будущих благ». Эти заповеди представляют сущность морального закона, вечного и всеобщего применения».
тело — во Христе: В противоположность тени, Иисус полнота реальности. Именно на Него указывал каждый прообраз и именно в Нём каждый символ достиг своей полноты. Чтобы найти Его, христиане обращают взор в прошлое, на символические, теневые очертания, хотя теперь в полноте Божественного присутствия.
В этих стихах Павел совершенно удалил почву из-nojf ног ложных Иудейст-вующих учителей. Они защищали возвращение к Иудейским церемониальным требованиям. Апостол встретил их аргументы, доказывая, что тень выполнила те функции, которые теперь совершает Христос, как истинная Сущность. Во всём своём доказательстве Павел не преуменьшал смысла требований Десяти-словия или седьмого дня, субботы. Моральный закон вечный и совершенный (см. на Рим. 14:1; Ефес. 2:15).
18. Никто … не обольщает: Греч, katabrabeua, «воспроизводить враждебные суждения против», «решать против», «осуждать». В этих словах, возможно, имеется ссылка на образ посредника, судьи, дисквалифицирующего соревнующегося, поскольку brabeus означает «судья». Апостол теперь переходит к другому источнику опасности, пред лицом которой стояли верующие из Колосс. Он переходит к затрагиванию особенных проблем, происходящих в
результате ложных учений, проповедуемых среди них (см. введение к Колосся-нам 184стр.).
самовольным смиренномудрием: Искусственное смирение, совершаемое для увеличения достоинства, самовольное унижение, происходящее в результате излишнего и недостойного аскетизма — всё это является результатом гордости. Они стремились добиться похвалы через личные человеческие усилия. Практически, они отрицали праведность Христа, не оставляя места для её действия в человеческом сердце через веру. Сравните 1СЦ297.
служением Ангелов: Эти ложные учителя, очевидно, приняли водительство ангелов, которых они рассматривали как низшее излучение или эманацию Бога. Они подробно останавливались на слабости человека и его более низком положении и отдалённости от великого и вечного Бога. Эта точка зрения, вероятно, имела своё влияние на самовольное смиренномудрие, которое они проповедовали. Если тело человека было чрезвычайно недостойным, тогда он не мог обратиться к Богу; он нуждался в посредниках. Таким образом, они поклонялись ангелам вместо человека, как существам, превосходящим человека и в значении лиц продолжателей божества. Павел предостерегал Колоссян против принятия этой философии. Она прямо противоположна учению Христа. Иисус, цитируя Втор. 6:13, провозгласил: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Матф. 4:10. Небесные ангелы запрещали поклонение самим себе (см. Откр. 19:10; 22:9).
вторгаясь: Греч, embateud, буквально, «наступать», «настаивать»; также «вступать» в смысле «вторгаться в страну», образно говоря; «разузнавать», «осматривать с излишним любопытством». Embateud употреблялось как особенный термин из нескольких надписей из Малой Асии, датированных около 2-го столетия после Христа. Таким образом, это выражение, вероятно, было обычным в устах ложных учителей и возможно употреблялось для посвящения в [207] тайны культа, и в этом случае его значение, должно быть «посвящённый» (в тайну).
чего не видел: 'Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.), склонно к опущению отрицания, таким образом, читая: «Что … видел», подразумевая вероятно «видение». Сравните перевод этой фразы в (RSV) «основывая своё положение на видениях». Если принять перевод дя$ embateud «посвящать» (см. выше на «вторгаясь») это место Писания можно перевести так: «Что они видели во время посвящения».
безрассудно надмеваясь:
плотским:
умом:
Это выражение подчёркивает состояние самопрославления и самоудовлетворения.
Т.е., умом, находящимся под контролем плоти, в противоположность уму, находящемуся под контролем .Духа (ср. Рим. 8:1-13).
19. главы^: Т.е., Христа (ср. на Ефес. 4:15, 16). Конечная цель философии, проповедуемой ложными учителями в Колоссах это отрицание Христа.
составами и связями: Как члены физического тела держатся вместе, по-
средством составов и сухожилий со всеми частями тела, так члены христианской церкви, таинственного тела Христа, должны быть соединены вместе. Таинственное тело получает силу и держится вместе посредством личного-союза с Самим Господом Иисусом. Никто, даже ангелы не должны становиться между нами и нашим Спасителем.
соединяемо: Сравните Ефес, 4:16; Кол. 2:2. Греческая форма глагола подчёркивает непрерывно проявляющийся процесс.
скрепляемо: Греч, epicfioreged, «снабжать», «обеспечивать», «поддерживать». Эту фразу можно перевести так: «Всё тело, поддерживаемое и скрепляемое вместе через составы и связи».
возрастом Божиим: Таинственная сила, приносящая рост, сила Самого Бога. Без этого могущественного принципа жизни, возрастание не будет возможным. Действительно гармоничный характер может проявиться только в том случае, когда Божественная сила соединена с человеческими усилиями. Это практическое принятие праведности чрез веру.
20. если вы со Христом умерли:
Буквально, «если вы умерли с Христом». См. на Рим. 6:5-8.
стихий мира: Здесь Павел употребляет выражение с особой ссылкой на философию ложных учителей в Колоссах (см. на 8 ст.). В более общем смысле «стихии мира» могут быть поняты как первоначальные элементы, от которых зависит жизнь мира АБВ азбука его структуры. «Мир» поставлен в противоположность небу и означает век, в котором мы живём, с его наклонностями и интересами. Человек, который живёт для мира и согласно его путей и философий, является мёртвым для дел Божиих. Напротив одинаково истинным является и противоположное состояние: Тот, кто «умер со Христом» и теперь живет принципами царства небесного, отвернулся навсегда от основных стихий мира и является живым в Боге.
то для чего вы. как живущие: В сущности, Павел спрашивает Колоссян: «Почему, бросив ложную философию, честолюбие и основные принципы этого мира через смерть со Христом, вы живете, как будто вы ещё связаны всем
этим?».
держитесь постановлений: Буквально, «вы продолжаете подчиняться постановлениям?» таким как устаревшие законы Иудаизма (см. на 16 ст.). В этом выражении может быть также ссылка на аскетические ограничения и постановления, вытекающие из культовых источников. Ложная философия в Колоссах состояла как из Иудейских, так и из языческих элементов (см. введение к книге Колоссянам 184 стр.). «Теперь» говорит Павел: «почему, если вы не обязаны соблюдать эти постановления, вы всё ещё заинтересованы в них?».
21. «Не прикасайся»: Или, «не дотрагивайся». Закон Моисеев был полон запрещений против прикосновения к проказе, нечистотам, мёртвым телам и другим не освящённым вещам Лев. 12-15 гл.; Числ. 19:11-22. Урок, извлекаемый из этих запрещений, был предназначен для того, чтобы истинный последо-
ватель Бога сохранял себя чистым от каждого осквернения, морального и физического, чтобы он мог прославить своего Бога, Ложные учителя, вероятно, присоединили ешё и другие запрещения.
«не вкушай»: Ссылка без сомнения на различные диетические ограничения в значительной степени сделанные человеком (см. * с/и.), подобно упомянутым в 1Тиль 4:3'5. См. на Кол. 2:16 для доказательства, что Павел не устранил ограничения в употреблении пищи гигиенически нечистой. Ложные учителя в Колоссах, вероятно, настаивали на многих запрещениях в вопросе пищи.
«не дотрагивайся»: Или, «не прикасайся». Греческий глагол фактически синонимичен и одинаков с [208] переведённым «прикасайся» в этом стихе. Некоторые комментаторы подчёркивают, что первое выражение необходимо перевести «дотрагивайся» и последнее «прикасайся». Различные запрещения ложных учителей, в которых они убеждали христиан из Колосс имели двоякое происхождение, некоторые из них были Иудейского происхождения, а другие истекали от философов востока.
22. все истлевает: Т.е., запретное, всё истлевает. Таким образом, они временны по природе и не представляют прочной моральной или духовной ценности.
человеческому?: Постановления и запрещения ложных учителей, хотя некоторые из них приближались к подобию требований Иудейской церемониальной системы, всё же были лишь человеческими требованиями. Бог не возлагал их на людей. Смерть Христа положила конец церемониальному закону, а что было сверх этого, Бог никогда не требовал.
23. вид^удростн: Или, «внешний вид мудрости» (RSV). Павел предостерегал, чтобы они не были обмануты и введены в заблуждение внешним видом мудрости.
самовольном служении: Или, «само созданная религия». Основание всякого проявленного человеком^ усердия в обрядах является «самовольным служением». Человек полагается на самого себя, он почитает личные усилия, которые он приложил, чтобы достигнуть благосклонности Бога. В бдительности он производит сильное впечатление на самого себя, в духовных муках самоистязания, в самовольно созданных обрядах в виде служения придуманного человеком, его собственная воля и мастерство является превознесёнными фактами. И наоборот, христианское мировоззрение помещает человеческую волю в совершенно отличное место. Воля человека должна употребляться исключительно и постоянно, совершая выбор ради Христа. Тогда первостепенное место в человеческой душе занимает Христос, и человек не проявляет более независимо своей воли (см. на Гая. 2:20). Ежедневная молитва освящения такого христианина подобна молитве Спасителя: «Не Моя воля, но Твоя да будет» Лук. 22:42.
смиренномудрии: Или, «унижении». Павел здесь ссылается на поддельное смиренномудрие, такое как было проявлено фарисеями и аскетами, которые
действительно были виновны в гордости самопревозношения. Такие личности были чрезвычайно горды своим смиренномудрием, таким образом, доказывая, что они не обладают его истинным свойством. Точно так было с еретическими учителями в Колоссах.
изнурении: Буквально, «не щадить», «не беречь». Сторонники крайних религиозных взглядов в Колоссах, очевидно, рассматривают тело, как сущность греховную саму по себе. Их жестокое обращение с телом, очевидно, достигало крайней степени и противоречило христианскому учению, что тело является «храмом Святого Духа» IKop. 6:19, и противоположно наставлению представить тело в жертву живую (см. на Рим. 12:1).
небрежении: Греч, time, «цене», «ценности», «чести». В других переводах и оригинале «не в чести».
о — Греч, pros, что в некоторых контекстах означает «против», как вероятно и здесь (см. Ефес. 6:11,12). Относительно значения места, когда pros переведено таким образом (см, ниже под «насыщении плоти»).
насыщении плоти: Буквально, «злоупотребление плотью». Последняя часть этого стиха объявлена как наиболее трудная из всего послания. Относительно его значения возможно только предположение. Обычное объяснение заключается в том, что выполнение всех этих человеческих законов и теорий является небрежность о насыщении плоти. Единственное, что необходимо достигнуть так это полное подчинение сердца Христу, а воля при этом должна быть мёртвой к проявлениям мира.
Комментарий Б. Г. Уайт к 2 главе Колоссянам.
1-4 ДА 473.
2-4 СЕ 305; 8СЦ295.
3 НУХ22, 115; ЖВ 465; Вое. 13; ОХВ 177, 181; НПХ 34; МЖС360; ПХ17, 109; 2СЦ510; 5СЦ703.
4 ДА 474.
6 ПХ 52, 69. 6,7 ОХВ 303.
6-в С3584; РП25.
6-10 ДА 473; СЕ 305; 8СЦ295.
7 ДА 175; ОХВ 231, 304.
8 СЕ 16; 1СЦ297. 8-10 7СЦ 204.
9 НУХ115; Ев. 231,614; НПХ 34, 78; ПЦ597. 9,Ю ЖВ 181; ОХВ 306; СЕ 57; ВМ55; 8СЦ334.
10 СЗ 369, 593; РУУ 18, 491; Вое. 257; ОХВ 303, 376, 429, 446; СЕ ИЗ; НПХ 21; МЖС 15, 276, 340; МС 41, 219; 6СЦ 167; 7СЦ 248.
14 ДА194ГРПЗЗ; ПП365.
15,И ЖВ165.
17-19 6СЦ235.
18 ОХВ 304; 1СЦ297,299.
19 1СЦЗОО.
21 Воз. 289; ЗСЦ561; 5СЦ360. 23 2СЦ612.
[209]