Предисловие

При пользовании этим комментарием часто употребляются следующие термины, значение которых необходимо усвоить:

1. Синоптические Евангелия — от греческого слова синопсис — одинаково смотрящий. Первые Евангелия так названы ввиду сходства их содержания. В Библейской истории А. П. Лопухина об этом сказано следующее: Эти первые три Евангелия мы и должны сначала рассмотреть отдельно от четвёртого Евангелия. Четвёртое Евангелие стоит совершенно особо потому, что, как видно с первого взгляда, оно в большей своей части предлагает совершенно другой материал, рассказывает о других чудесах, приводит другие речи, чем первые три Евангелия. Они же, со своей стороны, как это ясно всякому, кто только читал их, находятся в теснейшей связи между собой, так что они не только в существенном предлагают один и тот же повествовательный материал, но часто даже и в самом способе повествования сходятся между собою дословно. Их без труда можно сопоставить так, что к повествованию одного, можно в качестве параллели приставить повествование другого, или обоих других. Такое сопоставление называют греческим словом Синопсис, откуда первые три Евангелия и называются синоптическими Евангелиями (Библ. истор. т. 3, 551 стр.).

2. Талмуд — главный источник религиозного учения евреев, религиозно правовой кодекс раввинского еврейства, составленный в пятом веке по Р. Хр., не имеющий систематического порядка изложения, но преподающий морали в форме поучений, притч, легенд, исторических и медицинских рассуждений. История возникновения Талмуда объясняется следующим образом: рядом с заключающимся в Пятикнижии Моисея писаным законом, сохранился ещё дополнительный и объяснительный устный закон, который передавался из рода в род, и который с течением времени разросся до такой степени, что явилась настоятельная необходимость его пересмотра и установления. Это составленное Иегудой Ганасси в 189 г. по Р. Хр. собрание законов устного предания получило название Мишны. Мишна разделяется на шесть отделов: 1-Сераим (о посевах), 2-Моэд (о праздниках), 3-Нашим (о браках), 4-Незекин (гражданские и уголовные законы), 5-Кодашим (законы о жертвоприношениях и о пище), 6-Тахарот (законы о чистоте). Опущенные Иегудой законы были собраны его учениками и составили Барайту; ещё позднейшее собрание называется Тосеефта. Мишна составила основу всех религиозных еврейских трактатов, у которых рядом с законами, правом, культом, предписаниями морали и т.д. давались отчёты и заметки из области медицины, астрономии, философии, естественных наук, географии, истории, археологии, нумизматики, искусства, торговли, промышленности и т.д. Независимо от Мишны поднимались новые вопросы, составлялись новые законы и предписания. Собрание всех этих трактатов называется Гемарой, а вместе с Мишной — Талмуд, который составил, таким образом, полную энциклопедию знаний того времени. В начале четвёртого века в Палестине возник Иерусалимский Талмуд, написанный на западно-арамейском наречии и содержащий четыре первых отдела Мишны. В Вавилоне около 400 г. по Р. ХР. Аши собрал устное предание, и, наконец, около 50 г. Талмуд получил окончательную форму, в которой существует и по это время. Он был напечатан и комментирован бесчисленное множество раз. Отдельные части его переведены на европейские языки. (Большая энциклопедия С. Н. Южакова том 18 стр. 262)

3. Ссылка на страницу 203-205 оригинального комментария — о толковании притч и на странице 208-213 — о чудесах, помещена в русском переводе в конце Комментария на Евангелие от Луки.

Введение

1. Заглавие. С самых первых столетий христианства четвёртое Евангелие было известно и принималось всеми, почти без всякого исключения, как Евангелие от Иоанна. Само имя Иоанн — обозначает Господь милостивый. Относительно происхождения имени смотри на Луки 1:13. О значении слова Евангелие — смотри на Мк. 1:1.

2. Авторство. Это Евангелие в силу причин лучше известных писателям, является до некоторой степени безымянным или анонимным. Автор умышленно избегает называть себя прямо по имени. Он не отождествляет себя как одного из двух учеников, которые первыми последовали за Иисусом (см. 1:37; сравни Ж. В. 138) и с очевидной, явной скромностью ссылается на себя просто: тот ученик (см. гл. 21:23), ученик, которого любил Иисус (стих 20), сей ученик и свидетельствует о сём и написал сие (24 стих). Христианское предание от самого начала указывало на возлюбленного Иоанна не только как на источник информации, но также как на действительного автора Евангельского повествования, носящего его имя. Относительно дискуссии о дате написания четвёртого Евангелия в отношении её к проблеме авторства — смотри стр. 179-181 подлинника комментария. Иоанн больше остальных из двенадцати отличался как ученик, которого любил Иисус (21:22). Казалось, что пламень личной верности и пылкой преданности своему Господу, пылал в его сердце более чисто и ярко, нежели в сердцах его собратьев. Между ним и Иисусом проявилась более тесная, задушевная дружба, чем с другими (Ж. В. 292). Как только один Христос мог в совершенстве открыть Отца, будучи тем, Кто знал Его совершенно — так и Иоанн наиболее подходил к тому, чтобы в своём Евангелии представить величественные истины, касающиеся Христа.

Когда Иоанн и его брат Иаков впервые пришли ко Христу, они получили прозвище сыны грома. Они были гордыми, самоуверенными, стремящимися к чести, порывистыми, злопамятными при обиде; они часто таили в себе месть и проявляли её, как только для этого представлялась возможность (Деяния Апостолов 540-541). Безусловно, это были значительные недостатки, и конечно, Иоанн не был избран в число учеников из-за своего привлекательного или благородного характера. Но под этой непривлекательной внешностью Иисус различил пылкое, искренне любящее сердце. Сначала скорее тупой ученик, в котором Господь и учитель предвидел энергичного апостола, — впоследствии Иоанн взял на себя иго Христа и в результате — вся его жизнь и характер были преобразованы.

Когда Иоанн увидел в Иисусе Того, кто весь любовь — он почувствовал наивысшее желание: стать подобным Ему. Он был моложе, чем другие ученики (Ж. В. 292) и с преданным доверием и юношеским преклонением перед знаменитой личностью, он открыл своё сердце Иисусу. Он всегда находился вблизи Своего Господа, более предаваясь влиянию этой совершенной жизни, и в результате стал отражать её более полно, чем другие ученики — его собратья. Он имел наиболее восприимчивый, понятливый дух. По мере того, как шаг за шагом в чистом свете Солнца Праведности открывались его недостатки, он всё более смирялся и принимал порицание подразумеваемое в совершенной жизни Христа и ясно высказанное в Его словах совета и упрёка. Когда он отдал свою жизнь влиянию Спасителя, Божественная любовь и благодать преобразила его.

Иоанн провёл свои детские годы в Вифсаиде, в обществе рыбаков на северном берегу Галилейского озера. Кажется, его отец был в некоторой степени состоятельным и занимал некоторое положение, а его мать присоединилась к группе преданных женщин, которые служили нуждам Иисуса и двенадцати во время их путешествия по Галилее и другим местам Палестины. Иоанн принадлежал к внутреннему кругу, состоящему из трёх человек, которых Иисус сделал наиболее близкими соучастниками, и которые разделяли с Ним наиболее сокровенные переживания Его жизненной миссии. Именно Иоанну вверил Христос Свою мать при распятии на кресте. Согласно предания, много лет спустя она последовала с апостолом в Эфес, где он руководил христианскими общинами в той местности. Иоанн был первым из учеников у гроба Христа в утро воскресения и первым воспринял славную истину о воскресении Господа (20:8). Поэтому, он вполне посвятил себя провозглашению вести о распятом, воскресшем и вновь грядущем Спасителе, распространяя свидетельство о том, что он слышал, видел и испытал (О Слове жизни 1-Ин. 1:1, 2).

3. Историческая обстановка. О кратком плане исторической предпосылки касающейся жизни и миссии Иисуса смотри 272 стр. оригинала.

4. Тема. В конце первого столетия, когда было написано Евангелие от Иоанна, жизни и чистоте христианской церкви угрожали три главных опасности. Наиболее опасной из них была потеря благочестия; затем — ересь, особенно гностицизм, отрицавший реальность воплощения Христа и распространявший безнравственность; и третья опасность заключалась в преследовании.

Со времён написания синоптических Евангелий прошло около 30 лет и престарелый Иоанн, единственный из двенадцати, оставшийся в живых (Деяния 542) был побуждён изложить снова жизнь Христа, в таком смысле, чтобы нейтрализовать злые силы, которые пытались уничтожить церковь. Люди нуждались в ярком, живом представлении личности Спасителя, чтобы укрепить их веру в реальность великих истин Евангелия, таких как воплощение, истинную, Божественную и человеческую природу, совершенную жизнь, заместительную смерть, славное воскресение и обещанное возвращение Иисуса. И всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист (1 Ин. 3:3). Только в том случае, когда жизнь и миссия Спасителя сохраняется в уме и сердце как живая действительность, преобразующая сила Его благодати сможет стать эффективной в жизни. Согласно этому, Иоанн провозгласил, что его повествование было написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31). Он откровенно сознаётся, что мог рассказать намного больше (30 ст.), но отметил лишь те случаи, которые согласно его понимания, смогут наилучшим образом подтвердить великие, фундаментальные истины Евангелия. Он настаивает на уверенности, что то, что убедило его — сможет убедить также и других (ср. 1 Ин. 1:1-3).

Как отмечено на стр. 179, Евангелие от Иоанна, прежде всего, было направлено против гностических тенденций. Гностические взгляды, проникшие в христианство, вращались вокруг понятия, что, в сущности, добро и зло, соответственно, должны быть отождествлены с духом и плотью. О людях, в душах которых пребывает искра небесного света сказано, что они являются пленниками этого материального мира. Спасение состоит в познании как уйти от сферы плоти в сферу духа. Гностицизм отрицал истинность воплощения Христа, понимая, что человеческая фигура, которую люди, казалось, видели, была лишь призраком. По их мнению, божественность Христа вошла в человеческую природу Иисуса при Его крещении и оставила — прежде Его смерти на кресте.

Именно посредством своего повествования о жизни Иисуса, Иоанн, несомненно, хотя в некоторой степени пытался опровергнуть эти ложные понятия о грехе и спасении. То, о чём около 30 лет назад Павел писал церкви в Колоссах — о скрытых опасностях в проявлении нового и увлекательного культа гностицизма (Кол. 2:8 ср. Деян. 20:29-30), — Иоанн встретился теперь лицом к лицу с сильно увеличивающейся популярной философией, которая угрожала самой жизни церкви.

Вдохновенный добрым суждением, Иоанн удерживался от прямых атак на гностицизм и ограничивался положительным провозглашением истины, достойной внимания, что как кажется, он нарочно избегал употребления определённых греческих существительных, таких как гнозис, пистис и софия — познание, вера, мудрость, т.е. ключевых слов словаря гностиков. Он начинает с заявления в ясных, точных выражениях об истинности божества Христа и реальности Его воплощения. Кажется, что сам выбор случаев был руководим желанием — представить те аспекты из жизни и служения Христа, которые более ясно открывали эти фундаментальные истины.

За некоторыми значительными исключениями — брака в Кане, посещения городка Сихарь, исцеления сына царедворца, насыщения 5000 и проповеди о Хлебе Жизни, — Иоанн имеет дело исключительно и часто со значительными расстояниями, со случаями, которые имели место в Иудее и включали руководителей иудейской нации. В этом отношении Евангелие от Иоанна дополняет синоптические повествования, которые имеют дело исключительно со служением в Галилее, и молчаливо проходят мимо большинства случаев в Иудее.

Евангелие от Иоанна отличается от синоптических Евангелий ещё и другими факторами. Обширные разделы Его Евангелия состоят из длинных, спорных рассуждений, происходивших в иерусалимском храме. Также несколько глав посвящены советам, переданным ученикам в ночь перед распятием. С другой стороны, Евангелие от Иоанна ничего не говорит о таких важных событиях, как крещение, преображение или переживание в Гефсимании. Оно также не сообщает о случае исцеления бесноватых. Чудеса, которые он отмечает, представлены особенным образом — как доказательство Божественной силы и содействующие его объявленной цели — удостоверить, что Иисус был сыном Божиим. Он не повторяет ни одной из притч, упомянутых в синоптических Евангелиях. Его цель не заключается в том, чтобы представить биографические или исторические данные, но преимущественно теологические; всё же в Евангелии имеется много как исторических, так и биографических данных. В то время, как авторы синоптических Евангелий представляют роль Иисуса как Мессии индуктивно (индукция — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу — словарь), — Иоанн смело провозглашает об этом уже в первой главе и затем излагает доказательства. Другие значительные различия заключаются в подходе Евангелия от Иоанна и синоптических Евангелий к хронологии, касающейся жизни Христа. Если бы мы не располагали другими данными, кроме сообщений в синоптических Евангелиях, мы, вероятно, пришли бы к заключению, что служение Христа продолжалось не более одного года, в то время как Евангелие от Иоанна требует в наименьшей степени 5,5 года и подразумевает полных 3,5 года. Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия также отличаются своим подходом к последней пасхе в связи с распятием (см. дополнительные примечания на Мф. 26 гл. примечание N1). Ключевой термин этого Евангелия (слово) — греч. логос (1:1), которое однако употребляется в его особенном смысле только во вступительной главе. Логос, как технический термин, кажется, возник в среде стоиков, которые употребляли его, чтобы обозначить Божественную мудрость как объединяющую силу во вселенной. Иудейский философ Филон в своём толковании Ветхого Завета употребил слово логос 1300 раз. Очень часто можно услышать утверждения, что Иоанн применял термин логос в этом философском смысле. Но логос Иоанна — носит строго христианский смысл. Оно представляет Иисуса как воплощённое выражение Божественной мудрости, сделавшей возможным спасение, воплощение Божественного характера и воли, и Божественной силы, действующей в преобразовании человеческой жизни. Снова и снова Иоанн ссылается на факт, что Иисус пришёл как живое выражение мыслей, воли и характера Отца. Об этом сказано в 26 примерах, где он цитирует слова Христа, говорящие об Отце Который послал меня или равнозначными выражениями; или в употреблении глагола-синонима, ссылающегося на миссию Христа, посланного Отцом. Он представляет Спасителя человечества, как Творца всего существующего, источник света и жизни. Он также подчёркивает важность верить истине об Иисусе, применяя слово верить или равнозначное ему — более чем 100 раз. Хотя новое и отчётливо христианское в своих понятиях, каким является Евангелие от Иоанна, — всё же 427 из 879 его стихов приведены, чтобы отразить Ветхий Завет или посредством прямого цитирования или подразумеваемых ссылок.

5. План. (Краткая схема Евангелия)

В виду факта, что полная хронологическая схема Евангелия от Иоанна встречается на странице 196-201 подлинника комментария, — представленная здесь схема покрывает лишь главные фазы жизни и учений и служения Иисуса:

    I. Пролог; воплощённое Слово Божие (1:1-8).

    II. Раннее служение: от крещения до пасхи 27-28 г. по р. Хр. (1:9 до 2:12).

    III. Служение в Иудее. От пасхи до пасхи 28-29 г. по р. Хр. (2:13 до 5:47).

                    а) Во время первой пасхи (2:13 до 3:21).

                    б) Служение в Иудее (3:22-36).

                    в) Временный уход из Иудеи (4:1-54).

                    г) В период второй пасхи (5:1-47).

    IV. Служение в Галилее — от пасхи до пасхи 29-30 г. (6:1 по 7:1).

    V. Служение от пасхи до пасхи 30-31 г. (7:2 по 11:54).

                    а) На празднике Кущей 30 г. (7:2 по 10:21).

                    б) На празднике Обновления. Зима 30-31 г. (10:22-42).

                    в) Воскресение Лазаря (11:1-57).

    VI. Заключительное служение в Иерусалиме. Пасха 31 г. (12:1 по 19:42).

                    а) События, предшествовавшие недели страданий (12:1-11).

                    б) Христос отвержен иудейскими руководителями (12:12-50).

                    в) Последняя вечеря (13:1-30).

                    г) Прощальные наставления (13:31 по 16:33).

                    д) Посредническая молитва (17:1-26).

                    е) Гефсимания (18:1-12).

                    ж) Суд (18:13 по 19:16).

                    з) Распятие и погребение (19:17-42).

    VII. Воскресение; явление Иисуса после воскресения (20:1-29, 21:1-28).

    VIII. Эпилог (20:30-31, 21 гл. 24-25 ст.).