Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 47611 Все тексты автора ГК АСД
20 глава
Воскресение Христа
(Ин. 20:1-18. Мф. 28:1-15. Мк. 16:1-11. Лк. 24:1-12)
1
В первый же день недели. Относительно дискуссии о последовательности событий в гл. 20 см. доп. прим. на Мф. 28 гл.).
2
Которого любил Иисус. См. на 13:23.
3
Пошли ко гробу. Случай, о котором повествуется в ст. 3-10, замечательно отражает различие темпераментов Петра и Иоанна. Иоанн был спокойным, выдержанным, глубоко чувствительным (см. на Мк. 3:17), Пётр был подвижным, ревностным и стремительным (см. на Мк. 3:16). Каждый из них реагировал по-своему на новости, высказанные Марией.
7
Плат. Гр. соударион (см. на 11:44). Факт, что эти погребальные одежды были сложены аккуратно, суть доказательства, что могила не была ограблена ворами. Воры не заботились бы, чтобы сложить погребальные пелены.
8
Уверовал. Т. е. что Иисус воскрес. Несомненно, он вспомнил предсказания Иисуса о Его воскресении. Петр, вероятно, был более заражен сомнением. Лука отмечает, что Пётр удивлялся (Дивясь сам в себе происшедшим [Лк. 24:12]).
9
Они ещё не знали из Писания. Они не понимали Св. Писаний Ветхого Завета, предсказывающих воскресение. Они были подобны ученикам, шедшим в Эммаус, которых Иисус упрекал словами: О несмыслённые и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лк. 24:25).
10
Возвратились к себе. Вероятно, мать Иисуса была уже в доме Иоанна, и ученик которого любил Иисус (ст. 2) поделился с ней этими новостями.
11
А Мария стояла у гроба. Мария Магдалина следовала к гробу за Петром и Иоанном, но, несомненно, не могла поспеть за ними, она была подавлена печалью. Её глаза, затуманенные слезами, и внутренние волнения помешали ей узнать небесных посетителей, которые имели утешительную весть.
12
В белом одеянии. Вид ангелов обычно изображается, как представлено здесь — в белом одеянии (Мф. 28:3. Лк. 24:4. Деяния 1:10).
13
Жена. См. на 2:4.
Не знаю, где положили. По-видимому, она не осознавала, что они — суть ангелы, посылаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). Кто, согласно её мнению мог быть во гробе — необъяснимо. Она, не ожидая ответа, повернулась назад.
14
Не узнала. Возможно, её глаза были удержаны как у учеников на пути в Эммаус (Лк. 24:16), или может быть она не видела ясно просто из-за слёз.
Что это Иисус. Это первое явление Иисуса после воскресения (Мк. 16:9).
15
Что ты плачешь? Такой же вопрос задавали ангелы (ст. 13). Это первые отмеченные слова воскресшего Христа.
Ты. Это местоимение в гр. подлиннике выделено. Мария даже не могла надеяться, что произошло воскресение. Её единственная забота заключалась в том, чтобы получить обратно тело её Господа. Она похоронила бы Его в гробу, где ещё недавно лежал её брат. Тот гроб был пустым, ибо Иисус воскресил Лазаря (Ин. 11:1, 38. см. доп. прим. на Лк. 7 гл.).
16
Мария! Очевидно, Он обратился к ней таким тоном, какой был знаком ей. Её охватило великое волнение, когда она осознала, что Господь воскрес.
Сказала Ему. Очевидность самого текста свидетельствует о прибавлении фразы (ср. стр. 146) на еврейском языке.
Раввуни. Гр. транслитерация арамейского раббуни, что буквально означает Мой Великий Учитель, но употребляется как форма обращения к учителям. Этот термин, в сущности, равнозначен Равви (см. на Мф. 23:7. Ин. 1:38).
Учитель. Гр. дидаскалос — учитель, раввуни вероятно было обычной формой приветствия Марии (см. 11:28).
17
Не прикасайся ко Мне. Гр. фразу можно истолковать, как означающую или остановись, не касайся Меня (это можно подразумевать, что Мария пыталась прикоснуться к Его ногам), или не пытайся прикоснуться ко Мне. Здесь, несомненно, имеется в виду последнее значение. Причина её отстранения не заключается в том, что прикасаться к телу воскресшего Господа было греховным поступком. Здесь скорее имеется в виду особое положение Господа. Иисус не желал задерживаться теперь, чтобы принять почтение от Марии. Он желал прежде всего вознестись к Своему Отцу, чтобы получить уверенность, что Его жертва была принята (ЖВ 790). После Своего временного вознесения Иисус не воспретил Марии приветствовать Его особым образом (см. на Мф. 28:9).
Иди к братьям Моим. Т. е. к ученикам.
К Отцу Моему, и к Отцу вашему. Иисус возможно нарочно не сказал к Отцу нашему, чтобы показать определённую и значительную разницу между взаимоотношением Христа с Отцом и нашим взаимоотношением. Отец и Бог здесь ясно отмечены как синонимы, т. е. равнозначные слова.
18
Возвещает ученикам. Мария сразу же отправилась, чтобы передать сказанное ей. Однако ученики не поверили сказанному (Мк. 16:11. Лк. 24:11).
Первое явление Христа в верхней горнице после воскресения
(Ин. 20:19-23. Мк. 16:13. Лк. 24:33-49. Главный ком на Луки и Иоанна)
19
Вечером. Эта встреча, несомненно, соответствует описанной в Лк. 24:36-48. Эта встреча произошла после того, как два ученика возвратились из Эммауса поздно вечером (см. на Лк. 24:33).
Первый день недели. Т. е. согласно римскому счёту времени, рассматривающему начало дня с полуночи. Если принять во внимание иудейский отсчёт времени, согласно которому день начинался от захода солнца — встреча происходила во второй день недели.
Из опасения от иудеев. Эта фраза может определять или выражение двери… были заперты, или выражение собирались ученики. Гр. конструкция и контекст более благоволят к первому определению. Место их собрания — верхняя горница, где они праздновали Пасху (см. Лк. 24:33). Кажется маловероятным, чтобы ученики пытались скрыться в таком очень хорошо известном месте как это. Однако, вполне понятно, что двери были тщательно закрыты из-за врагов. Следующий перевод иллюстрирует такое именно взаимоотношение между частями этого предложения. Двери, где собирались ученики, были заперты из-за опасения от иудеев.
22
Примите Духа Святого. Это было предварительное, частичное исполнение обетования, данного в 14:16-18, 16:7-15. Полное излитие Святого Духа произошло приблизительно 50 дней спустя в Пятидесятницу (Деяния 2 глава).
23
Кому простите грехи. Иисус здесь обращается к ученикам, как к представителям Его церкви на земле, которой Он вверил, как общее право, ответственную заботу о духовных интересах и нуждах каждого члена в отдельности. Иисус уже объяснил им подробно, как поступать с согрешающими членами, прежде всего — лично (см. на Мф. 18:1-16, 21-35), а затем применять авторитет церкви (см. на ст. 16-20). Теперь Он только повторил совет, данный в прежнем случае.
Церковь должна с верностью трудиться для восстановления своих заблуждающихся членов, побуждая их раскаяться и оставить свои греховные пути. Когда становится очевидным, что человек покаялся и занял правильные отношения с Богом и ближними — церковь принимает это покаяние как подлинное, прощает ему грехи, освобождает согрешающего от обвинений, выставленных против него (простить грехи) и принимает его снова полноправным членом церкви. Такое прощение грехов утверждается на небесах; в действительности Бог уже принял и простил раскаявшегося грешника (см. на Лк. 15:1-7). Тем не менее Св. Писание ясно учит, что исповедание грехов и раскаяние должно быть совершено перед престолом благодати на небесах (см. Деяния 20:21. 1Ин. 1:9) и что освобождение души приходит только через заслуги Христа и Его личное ходатайство (1Ин. 2:1). Это исключительное право Бог никогда не поручал заблуждающимся, смертным людям, которые сами часто нуждаются в Божественной милости и благодати, если даже они назначены руководителями церкви (см. ЖВ 805. См. на Мф. 16:19).
На том останутся. Когда нет очевидности истинного покаяния, обвинения, воздвигнутые против заблуждающегося члена остаются. Небо признаёт решение церкви, ибо никакой человек не может находиться в правильных отношениях с Богом, когда он находится во вражде со своими ближними. Тот, кто презирает совет назначенных Богом представителей на земле, не может рассчитывать на благосклонность Божию. Относительно иллюстрации действия в ранней апостольской церкви см. Деяния 5:1-11.
Второе явление Христа в верхней горнице после воскресения
(Ин. 20:24-29. Мк. 6:14, главный ком Иоанна)
24
Фома. См. на 11:25, ср. на Мк. 3:18.
25
Мы видели Господа. Сравни весть Марии (ст. 18).
Если не увижу. Бог всегда представляет людям достаточное доказательство для основания их веры, и те, кто охотно примет Его, всегда найдут к Нему путь. В то же самое время Бог не принуждает людей верить против их воли, ибо, так поступая, Он лишил бы их права личного выбора. Если бы все люди были подобны Фоме, то последующие поколения никогда бы не пришли к спасительному познанию Искупителя. В действительности не более чем несколько сот человек, которые видели воскресшего Господа своим естественным зрением, могли бы уверовать в Него. Но для всех, которые принимают Его верой и верят во имя Его (см. на 1:12) небо сохраняет особые благословения: Блаженны не видевшие, но уверовавшие (20:29).
Не поверю. Это выражение в гр. подлиннике очень подчёркнуто.
26
После восьми дней. Т. е. восьми дней включительно, или в следующий первый день недели (см. стр. 249 доп. прим. на Мф. 26 главы). Новая встреча, или собрание согласно иудейскому счёту, происходило неделю спустя, возможно снова вечером (см. ст. 19).
Некоторые предают особое значение факту, что эта вторая встреча Иисуса с учениками происходила в первый день недели. Они настаивают, что здесь было положено начало празднованию воскресного дня — причина для выделения и освящения воскресенья, как дня поклонения. Несомненно, если бы в этом заключалась цель собрания, мы были бы вправе надеяться на упоминание столь важного факта. Но в данном месте Писания нет даже малейшего намёка о таинственном намерении. С другой стороны — это повествование предусматривает вескую причину для собрания: в это время здесь присутствовал сомневающийся ученик — Фома, и Иисус пришёл, чтобы укрепить его веру.
Двери были заперты. Вероятно, как и в прежнем случае, из опасения от иудеев (см. на ст. 19).
Мир вам. Такое же пришествие, как и в предыдущем случае (ст. 19).
27
Подай перст твой. Господь знал, что находилось в сердце Фомы и пришедши, сразу же направил Своё внимание на сомневающегося ученика. Он предложил ему точное доказательство, которое тот требовал, хотя это требование и было неразумным (см. ст. 25). Нет доказательства, что Фома воспользовался данным предложением. Факт, что Господь столь точно прочитал сомнение его сердца, стало для него убедительным доказательством о воскресении Господа.
28
Господь мой. Гр. хо куриос моу. Фома употребил этот титул в его наивысшем значении (см. на 13:13). Куриос — Господь в переводе 70-ти соответствует еврейскому Иегова — Божественному имени. Своим исповеданием Фома отождествил личность, стоявшую перед ним с Иеговой Ветхого Завета. Такое исповедание впоследствии, по-видимому, стало общераспространённым девизом веры (см. 1Кор. 12:3).
Бог мой. Гр. тхеос моу. Тхеос (Бог) в переводе 70-ти соответствует еврейскому элохим, Божественному титулу Бог. В Новом Завете тхеос обычно применяется к Отцу (Рим. 7:1. 1Кор. 1:3). Но здесь как и в Ин. 1:1 (см. ком. там) это слово приписывает Божественность Христу. Хотя было ещё многое, касающееся взаимоотношений между лицами Божества, что Фома ещё не понимал вполне ясно, его признание было более глубоким и всеобъемлющим, чем все прежние высказывания других учеников (см. к примеру Мф. 16:16).
29
Увидел Меня. Вероятно, Фома не принял предложения — вложить персты в раны от гвоздей и пронзённый бок (ст. 27), но он, по крайней мере, требовал доказательства — увидеть Его. Он не был готов верить только свидетельству других. Иисус порицал его неверие и поощрял тех, которые готовы были верить, не утверждаясь на чувствах.
Блаженны. Гр. макариои (см. на Мф. 5:3).
30
Чудес. Гр. семеиа (ст. 20:8). Много других чудес, на которые Иоанн ссылается в этом стихе — возможно чудеса, с которыми читатели уже были знакомы из других повествований о жизни Христа, находившихся в обращении.
31
Сие же написано. Здесь Иоанн суммирует цель своего труда и замысел в избрании именно такого материала. Его намерение не заключалось в том, чтобы представить полную историю или даже подробную биографию Иисуса. Он избрал те чудеса, которые составляли главное основание темы и цели его труда.
Иисус есть Христос. Иисус — имя, принятое Христом в Его человеческой природе (см. на Мф. 1:21). Это было Его личное имя, имя под которым Он был известен Своим современникам. Для многих это имя — простое отождествление сына плотника. Цель Иоанна, показать людям, что Иисус был действительно Мессией. Относительно слова Христос, что значит Мессия см. на Мф. 1:1.
Сын Божий. См. на Лк. 1:35.
Жизнь. Гр. зое (см. на 1:4. 8:51. 10:10. См. 6:47. 3:16).
Комментарий Е. Уайт на 20 главу
Иоанна 20:16, 17
Договор утверждён.
(Ис. 13:12. Мф. 28:18. Евр. 1:6)
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Ин. 20:16, 17)
Иисус отказался принять почтение Своего народа, пока не узнал, что Его жертва принята Отцом, и пока от Самого Бога не получил уверенности, что Его искупление за грехи народа было полным и достаточным, что через Его кровь они могут получить вечную жизнь. Иисус сразу же вознёсся на небо и лично предстал пред престолом Божиим, показывая знаки позора и жестокости на своём боку, руках и ногах. Но Он отказался принять корону славы и царскую одежду, и также отказался принять поклонение ангелов, как Он отказался принять почтение Марии до тех пор, пока Отец не засвидетельствовал, что Его жертва принята. Он также просил относительно Своих избранных на земле. Он желал услышать ясное, определённое заверение, что искупленные Им в будущем будут поддержаны небом и Его Отцом. Его церковь должна быть оправдана и принята прежде, чем Он примет небесное почтение. В Своём желании Он заявил чтобы там, где Я и церковь Моя была; и если Мне принадлежит слава, Мой народ должен разделить её со Мною. Те, которые страдали со Мной на земле, должны, в конечном счете, царствовать со Мною в Моём царствии. Наиболее определённым образом Христос умолял за Свою церковь, отождествляя Свои интересы с её интересами и ходатайствуя с любовью и верностью более сильной, чем смерть, о их правах и званиях, приобретённых через Него.
На эту просьбу последовал ответ Божий в следующем провозглашении: И да поклонятся Ему все ангелы Божии! И все ангельские чины выполнили это царское повеление и воскликнули: Достоин, достоин Агнец закланный, и который снова жив, как триумфальный победитель! — проносилось эхом и повторялось снова по всем небесам. Неисчислимое полчище ангелов преклонилось перед Искупителем. Просьба Христа была удовлетворена: церковь оправдана через Него, её представителя и главу. Здесь Отец утвердил Завет со Своим Сыном, что Он будет примирён с раскаявшимися и послушными людьми и дарует им Божественную благосклонность через заслуги Христа. Христос гарантировал, что Он сделает что люди будут дороже золота чистого и мужи дороже золота Офирского (Ис. 13:12). Великая власть на небе и на земле теперь дана князю жизни. Всё же Он ни на один момент не забывал Своих бедных учеников в греховном мире, но был готов возвратиться к ним, чтобы сообщить им о Своей силе и славе. Таким образом Искупитель человечества посредством Своей жертвы, соединил землю с небом, и ограниченного человека с Безграничным Богом. (Дух прор. т. 3 стр. 202)
Иоанна 20:17
Всё, относящееся ко Христу, при смерти Его оставалось в могиле.
Иисус сказал Марии: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему. Когда Он открыл Свои глаза по смерти на кресте, душа Христа не вознеслась сразу же на небо, как многие верят, ибо как тогда могли быть истинными Его слова: Я ещё не восшёл к Отцу Моему? Дух Иисуса покоился в могиле вместе с Его телом и не улетал на небо, чтобы там продолжать отдельное существование, и не созерцал свысока на рыдающих учеников, приготовлявших посредством благоуханий тело, от которого Он улетел. Всё, что включало в себя жизнь и интеллект Иисуса оставалось вместе с Его телом в могиле. И когда Он вышел оттуда — Он представлял цельную личность; Он не вызывал Свой дух с неба. Он имел власть положить Свою жизнь и снова принять её. (Дух прор. 3 т. стр. 203)
Иоанна 20:21-22
Предвкушение Пятидесятницы.
Действия Христа, когда Он сказал: Мир вам и примите Духа Святого суть первые капли перед дождём в день Пятидесятницы. Иисус запечатлел этот факт ученикам, что они должны продолжать работу, вверенную им, они должны более ясно понять природу этой работы и методы, которыми царство Христа должно быть учреждено на земле. Они были назначены быть свидетелями о Спасителе, они должны свидетельствовать, что они видели и слышали о Его воскресении; они должны были повторять милостивые слова, которые исходили из Его уст. Они были ознакомлены с Его святым характером; Он был ангелом, стоящим на солнце и не бросавшим от Себя никакой тени. В этом и заключалась святая работа апостолов — представить людям незапятнанный характер Христа, как мерило их жизни. Ученики должны были так близко быть связанными со своим Образцом святости, чтобы в некоторой степени уподобиться Ему в характере и быть в особом смысле приготовленными, чтобы возвестить миру Его заповеди и пример. (Дух прор. т. 3 стр. 243)
Иоанна 20:23
Человек не может снять даже и одного пятна греха.
(Мф. 16:18, 19. 18:18)
Христос не даровал церковного права прощать грехи, ни продавать индульгенций, чтобы люди могли грешить, не навлекая на себя негодование Божие. Христос также не дал Своим слугам свободу принимать дары как взятку за покрытие греха, чтобы человек мог избежать заслуженного осуждения. Иисус поручил Своим ученикам проповедовать прощение грехов во имя Его всем народам; но они сами не были уполномочены снимать хотя бы один грех с детей Адама… Всякий, кто привлекает народ к себе, как Тот, в котором находится власть прощать грехи, навлечёт на себя гнев Божий, ибо он отвлекает души от небесного Первосвященника, прощающего грехи — к слабому, заблуждающемуся смертному человеку. (Дух прор. 3 т. 245 стр.)
Иоанна 20:24-29
Нежность при убеждении Фомы.
Иисус с Своём обращении с Фомой дал Своим последователям урок, как им обходиться с теми, которые имеют религиозные сомнения в истине и которые представляют эти сомнения как выдающиеся. Иисус не сокрушил Фому словами упрёка и не стал спорить с ним, но с подчёркнутым снисхождением и нежностью Он открылся сомневающейся душе. Фома занял наиболее неразумное положение, диктуя исключительные условия для своей веры, но Иисус посредством Своей великодушной любви и уважения разрушил все преграды, воздвигнутые Фомой. Настойчивый спор редко приводит к уменьшению неверия, но скорее направит к самозащите, где последует новая поддержка и извинение. Иисус открывшийся в Своей любви и милости как распятый Спаситель, получит от многих, однажды не расположенных уст признание Фомы: Господь мой и Бог мой. (Дух прор. т. 3 стр. 222)