Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на Евангелие от Марка
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 35181 Все тексты автора ГК АСД
Глава 1
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 Как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред ли-цем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся [566] страна Иудейская и Иерусалим-ляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и
был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И прошед оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке по-чинивающих сети,
20 И тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так-что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
29 Вышедши вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31Подошед Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
32При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним;
37И, нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. [567]
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45А он, вышед начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так-что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
1. Начало: [Служение Иоанна Крестителя, Марк 1:1-8 = Матф. 3:1-12 = Лук. 3:1-18. Главный комментарий: Матфея и Луки]. В отличие от Матфея и Луки, которые описывают события, начиная с ранних лет жизни Иисуса, Марк начинает свое евангельское повествование с момента, когда Иисус начинает свое публичное служение. Сошествие Святого Духа и свидетельство Иоанна об Иисусе как о Мессии, при Его крещении, является неопровержимым доказательством начала Его публичной деятельности. Согласно Марку, Евангелие,
«благая весть» об Иисусе Христе, начинается с Его крещением, когда исполнилось ВЗ пророчество 2-11 ст.
Евангелия: Греч, euaggetton, «благая весть». Слово «Евангелие» означает «благую весть» о том, что Мессия в действительности пришел на землю, как об этом было предсказано пророками. Впоследствии этот термин стал использоваться к повествованию о жизни Иисуса, а потом стал применяться к различным документам или Евангелиям, в которых сохранялось это повествование. Здесь, вероятно, оно употреблено в первоначальном значении.
Иисуса Христа: См. на Матф. 1:1.
Сына Божия: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) раздвоено, между сохранением и опущением этих слов. Относительно Иисуса как «Сына Божия» (см. на Лук. 1:35).
2. Как написано: Провозглашая Иисуса из Назарета Мессией, Марк указывает на подтверждающие свидетельства ВЗ пророчества, которое точно исполнилось, на что указывал Сам Христос Лук 24:25, 27, 44 и, фактически, так поступали и писатели НЗ. Свидетельства исполнившихся пророчеств представлены в Библии одним из самых сильных доказательств истинности христианской веры (см. Ис. 41:21-23; 44:7; 46:9, 10; см. ЖВ 799). Цитаты Марка в Марк 1:2, 3 взяты из Мал. 3:1 и Ис. 40:3, и придерживаются более перевода LXX, нежели Еврейского текста.
у пророков: См. на Матф. 3:3. Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) раздвоено, между этим чтением и «пророк Исайя». Цитата с Малахии или Исайи. Сравните общую ссылку Матфея на исполнение того, что было «реченное чрез пророка» (см. на Матф. 2:23).
Ангела: Иоанн Креститель был вестником, предсказанным еще Исайей и Малахией; его миссия заключалась в провозглашении, что явился Мессия, «Ангел завета» Мал. 3:1.
пред линем: См. на Матф. 3:3. Подобно этому Иисус позже послал семьдесят учеников «пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» Лук. 10:1.
3.«Глас: См. на Матф. 3:3; ср. Ин. 1:23.
4. покаяния: См. на Матф. 3:2. Крещение Иоанна было «крещением покаяния». Сам акт крещения не гарантировал ни раскаяния, ни прощения. Но крещение не было действительным, если оно совершалось без покаяния.
5. в реке Иордане: Такое определенное указание дает только Марк. исповедуя: Или, «прощение». См. на Матф. 3:6.
7. проповедывал: Свидетельство Иоанна о Мессии было характерной и обычной частью его проповедей.
наклонившись: Это выражение приведено только Марком, чтобы подчеркнуть рабскую природу этого действия. См. на Матф. 3:11.
ремень: «Сандали» были обычной обувью того времени и защищали только подошвы ног (см. на Матф. 3:11). «Ремень» же фиксировал «сандалию» к ноге.
9. в:те дни.: — [Крещение, Марк 1:9-11 = Матф. 3:13-17 = Лук. 3:21-23″. Главный комментарий: Матфея]. Это было во дни служения Иоанна.
в Иордане: См. на 5 ст. Марк сообщает о том факте, что крещение совершалось «в реке Иордане», и [568] что кандидаты после крещения «выходили из воды» 10 ст. Это является важным доказательством того, что крещение совершалось через погружение.
10. тотчас: Греч. eA/fteos, «сразу», «немедленно». Это излюбленное слово Марка. Если, как принято считать, Марк писал свое Евангелие с помощью Петра (см. введение к Ев. от Марка 564 стр.), то это выражение может характеризовать энергичную, яркую, блестящую речь Петра.
разверзающиеся: Греч, schizo, является более сильным термином в сравнении с употребленными другими авторами Греческими словами. Равносильно выражению «разрывать на части».
12.Дух ведет: — [Искушение, Марк 1:12, 13 = Матф. 4:1-11 = Лук. 4:1-13. Главный комментарий: Матфея].
13. со зверями: К ним относятся Палестинский волк, медведь, гиена, шакал и леопард. Дикие звери, возможно, употреблены, чтобы дать ясное представление одиночества, изолированности и опасности пустыни.
14.После же того: — [Начало служения в Галилеи, Марк 1:14, 15 = Матф. 4:12 = Лук. 4:14, 15. Главный комментарий: Матфея]. См. Дополнительное Примечание к Лук. 4 гл.; таблица 229 стр.
15. время: Греч. Jtmms. Это слово относится к наиболее благоприятному времени (см. Матф. 13:30; 16:3; 21:34; 26:18; Лук 19:44; Ин. 7:6; Рим. 5:6; Ефес. 1:10) — это касается пришествия Мессии, восстановления Его царства. Термин, как будто, имеет специальное отношение к Мессии и к концу мира (см. Марк 13:33; Лук 21:8; Ефес. 1:10; Откр. 1:3). Весть Иисуса, «исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие», была подобна вести Иоанна (см. Матф. 3:2). Люди понимали это, как сообщение, что царство Мессии скоро будет восстановлено. Принимая во внимание общепринятое мнение, а также мнение Иоанна, это означало восстановление земного царства для Иудеев и торжество над врагами (см. ЖВ 103). На протяжении всего служения Иисуса это ложное представление сохранялось и не было полностью исправлено даже в умах Его учеников до воскресения (см. Лук 24:13-32; Деян. 1:6, 7), они не понимали это даже и тогда, когда Иисус в притчах неоднократно учил, что царствие, которое Он пришел воздвигнуть, является духовным царством (см. на Матф. 4:17; 5:3; ср. Матф. 13:1-52).
Изречение Иисуса «исполнилось время», — относится к пророчеству о 70-ти седьминах в Дан. 9:24-27, в конце которого «Христос Владыка» «утвердит завет для многих» и «предан будет смерти Христос» (см. ЖВ 233; ВБ 327). Во дни Христа, только некоторые знали, что этот период пророчества Даниила был на исходе (ЖВ 31, 33, 34). «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» в мир Гол. 4:4. Когда пришло время для восстановления Его царства, Иисус начал свое служение (см. ЖВ 32, 36, 37).
16. Проходя: [Призыв у моря, Марк 1:16-20 = Матф. 4:18-22 = Лук. 5:1-11. Главный комментарий: Луки]. Буквально, «Проходя мимо».
Симона: См. на гл. 3:16. Марк употребляет имя Симон в гл. 3:16, где он подчеркивает факт, что Иисус дал Симону имя Петр, и после, за исключением одного раза, гл. 14:37 он употребляет это имя.
17. и Я сделаю: Превращение обычных рыболовов в ловцов человеков будет включать длительный и медленный процесс преобразования. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были опытными рыболовами, но теперь они должны были овладевать новым ремеслом.
20. работниками: Заведей не был оставлен работать в одиночку. Принимая зов стать учеником Иисуса, не значит, что эти четыре человека пренебрегали своими сыновними обязанностями. Присутствие «работников» указывает, что это было обширное и выгодное предприятие. Только Марк замечает эту интересную деталь.
21. И приходят: [Одержимый в синагоге, Марк 1:21-28 — Лук. 4:31 -37. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.; на чудеса 208-213 стр.]. Буквально, «они идут». Марк часто употребляет настоящее время, чтобы сделать более наглядной действительность своего повествования. «Они» — включает Иисуса и четырех учеников, которых Он теперь призвал.
Капернаум: См. на Лук. 4:13.
в субботу: См. на Лук. 4:16, 31. Из быстрого перехода в повествовании Марка мы не должны делать заключения, что четыре ученика ловили рыбу в субботу. «Вскоре» здесь просто означает первую субботу после описанного здесь события в Марк 1:16-20. [569]
синагогу: Описание древней синагоги и ее служение (см. 56, 57 стр.).
22. дивились: См. на Матф. 4:13. Его учению: Т.е., «Его учения».
власть: Эта характерная черта сопровождала учение Христа в противоположность книжникам; и снова и снова обсуждалась теми, кто Его слушал (см. Матф. 7:29; Марк 1:27; и т.д.). Вместо того, чтобы подробно останавливаться над тем, что люди прошлых столетий думали и писали, и опираясь на их авторитет, Он Сам говорил как власть имеющий, которую получил непосредственно от Своего Отца. Книжники привыкли говорить, что такой-то раввин говорил так
или иначе, тогда как Иисус заявлял — «Я говорю вам» Матф. 5:21, 22. И сегодня, как это было и в те дни, ясно то, что только проповедь духовных истин может излечить больные грехом человеческие души.
книжники: Официальные учителя закона и преданий. Большинство из них были фарисеями. Эти профессиональные толкователи устного и писанного закона всегда враждебно относились к Иисусу (см. Матф. 22:34-46; 23:13,14). Они часто выставляли напоказ мелкие постановления, которые определяли самые незначительные проявления в жизни. Они часто объясняли Писание так, чтобы вызвать в его толковании сомнение, а не ясность. Они окружили себя преданиями отцов, которые они приравнивали к закону, или даже считали высшими над Писанием, делая недействительным Божий закон Марк 7:9, 13. Они налагали на людей «бремена неудобоносимые», но сами даже «одним перстом своим не дотрагивались до них» Лук. 11:46. См. 55 стр.; см. на Матф. 2:4.
23. духом нечистым: Греч, рпеитаakatkarton. В Евангелиях это выражение тождественно слову daimonion «демон» (ср. Матф. 10:1 с Лук. 9:1), слово, обозначающее духа, который превосходит человека и который в НЗ всегда относится к злому духу, диаволу или демону. Евангелия констатируют шесть разных примеров бесноватых: 1) Человек в синагоге в Капернауме (см. на Матф. 1:21-28), 2) неизвестный, немой и бесноватый человек (см. на Матф. 9:32-34), 3) бесноватый в стране Гадаринской (см. на Марк 5:1-20), 4) дочь женщины Хананеянки (см. на Матф. 15:21-28), 5) сын неизвестного нам человека (см. на Марк 9:14-29), и 6) Мария Марк 16:9. Кроме этих примеров в Евангелии часто упоминается, что Иисус и Его ученики часто исцеляли людей, одержимых злыми духами. Относительно злых духов в НЗ времена (см. Дополнительное Примечание в конце главы).
вскричал: Это случилось в тот момент, когда Христос говорил о Своей миссии освобождать тех, кто были рабами греха и сатаны (см. СИ 91; ср. на Лук. 4:18). В этом случае Христос снова встретился лицом к лицу с врагом, которого Он победил в пустыне искушения (см. ЖВ 256). Присутствующие внимательно слушали свидетельство Христа, а сатана старался отвлечь внимание людей от истины, ища подходящую почву в сердцах хотя бы некоторых людей.
24. что Тебе до нас: Буквально, «что мне и вам»? Это характерное Еврейское выражение (см. Суд. 11:12; 2Цар. 16:10); это выражение присутствует в переводе LXX точно в такой же форме, как и здесь. Оно значит: «Что мы имеем общее»? Гадаринские бесноватые впоследствии употребили такие же слова (см. Матф. 8:29; см. на Ин. 2:4). Из Марк 1:23, 25, 26 становится очевидным то, что только один злой дух владел человеком. Употребленное в этом случае множественное число, возможно, относится ко всем демонам вообще, с каким классом существ этот особый дух себя отождествляет.
Иисус Назарянин?: Демоны, владеющие человеческими существами, обычно признавали Иисуса за Сына Божьего (см. гл. 3:11, 12; 5:7). Согласно Иакову, «и бесы веруют и трепещут» (см. Мак. 2:19), и их знания Божественной воли и цели, должно быть, намного превышают человеческие познания.
погубить нас!: Этот демон, очевидно, ожидал с великим страхом день Божьего суда (см. Иез. 28:16-19; Матф. 8:29). Он, очевидно, знал о «вечном огне, уготованном диаволу и ангелам его» Матф. 26:41 и устрашился, что Христос, возможно, совершит Божий суд над ним (см. 2Пет. 2:4; Иуд. 6).
Ты, Святый Божий: Этот дух приветствовал [570] Иисуса как Личность, которая находится в исключительно близком родстве с Богом. В других случаях демоны обращались к Нему, как к «Сыну Божию» Матф. 8:29; Лук. 8:28, это то же самое имя, которое привело Еврейских руководителей к желанию Его смерти Ин. 5:17,18 ив конечном итоге — к смертному приговору (см. Матф. 26:63-68; ср. Ин. 10:30-36).
25. запретил: Греч. ерШтао, буквально, «налагать мзду», в НЗ употребляется в смысле «обвинять в погрешности», «укорять», «предупреждать», «осуждать». Иисус «осудил» злой дух без «укоризненного суда» (см. Иуд. 9). Запрещение имело административное воздействие, так как дух обращался к Нему как к Мессии. Иисус хорошо знал, что открытое требование провозглашать Себя Мессией в то время только настроит многих людей против Него. Больше того, беспокойная политическая обстановка в Палестине создавала большое количество лжемессий, которые пытались повести своих соотечественников против Рима (см. Деян. 5:36, 37; ср. ЖВ 30, 733), и Иисус посчитал нужным избежать того, чтобы люди не посчитали Его политическим Мессией. Это отвлекло бы людей от истинного представления Его миссии и предоставило бы властям повод прекратить Его деятельность.
Другой причиной того, что Иисус избегал провозглашать Себя Мессией, было то, что Он желал, чтобы люди признали Его таковым путем личных опытов — через Его совершенную жизнь, через слышание Его слов истины, свидетельствование Его великих дел и через познание во всем этом исполнения ВЗ пророчества. Об этом свидетельствуют сказанные Им слова ученикам Иоанна Крестителя Матф. 11:2-6.
замолчи: Буквально, «закрой рот».
26. сотрясши: Греч, sparasso, этот термин употреблялся древними писателями-медиками при конвульсивном содрогании живота при рвоте. Здесь можно было употребить слово «припадок» или «судороги», и могло означать, что человек был брошен на землю. То же слово неоднократно относится к судорожным припадкам бесноватых Марк 9:20, 26; Лук. 9:39. Это может быть проявлением со стороны демона усилия убить несчастную жертву. Эта картина изображает нам резкий контраст между поведением одержимых демоном и нормальным положением самообладания, которое появляется после исцеления.
27. со властью: Иисус не только проповедовал со властью Матф. 7:29; Марк 1:22, Он также и действовал со властью. Еврейские заклинатели использовали заклинания, чары и другие суеверные процедуры в своих стараниях изгнать злого духа. Иисус произносит одно слово и демоны немедленно покидают человека. Духи, подобно людям, признают власть Сына Божия.
Излечение сына царедворца взволновало город Капернаум (см. на Ин. 4:53). Теперь люди этого города были свидетелями еще более могущественного проявления силы Божией.
28. молва: Греч, акоё, «тот о ком идут слухи». Это слово имеет подобное значение, как и слово «слух», «новости». Иисус скоро стал известной личностью в Галилее (см. также Лук. 4:14,15, 37; 5:15,17).
29. вскоре: [Исцеление тещи Петра и множества людей, Марк 1:29-34 = Матф. 8:14-17= Лук. 4:38-41. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр. таблицу 231 стр.; на чудеса 208-213 стр.]. Греч. еи/Яеаг, см. на 10 ст.
дом Симона: На протяжении служения в Галилее, Иисус неоднократно останавливался в доме Симона Петра (ср. ЖВ 259, 267). Его совет двенадцати -оставаться в одном доме в период пребывания в городе Марк 6:10, несомненно, был проверен Его личной практикой.
30. Теща же Симонова: Петр является единственным из двенадцати, о котором вспоминается, что он был женат. Принимая во внимание то, что большинство Иудеев были женаты, можно считать, что большинство из учеников, если не все, имели жен.
Это первое чудо, о котором сообщают все три синоптических писателя. Сообщение Марка содержит некоторые детали, которые упущены другими.
в горячке: Греч, paresso, от слова риг, означая «огонь». Лука, врач, диагностирует это заболевание, как «сильная горячка» (см. на Лук. 4:38). Наличие болот недалеко от Капернаума и климата, который был субтропическим, предполагают, что это могла быть малярия.
тотчас: Греч. eutheos( см. на 10 ст.). Ученики Иисуса выразили свое доверие к Нему тем, что во время физического горя немедленно обратились к Нему.
31. взяв ее за руку: Это действие было [571] личным прикосновением любви, обычным у Иисуса (см. Матф. 9:25; Марк 5:41; 8:23; 9:27). Прикосновение к Божественной силе через веру сделало эту женщину здоровой. Душа, которая больна по причине греха, также нуждается в прикосновении теплой, исполненной любовью руки.
тотчас: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению этого слова. Все же тот факт, что теща Петра поднялась сразу же, отмечено в Лук. 4:39 и это подтверждается тем, что все три евангелиста отмечают, что она могла служить по дому еще до захождения солнца. Продолжительная лихорадка, как правило, вызывает слабость и необходим некоторый период времени для восстановления силы и полного здоровья перенесшего болезнь, но исцеление этой женщины, по-видимому, свершилось мгновенно.
32. когда заходило солнце: Очевидно, Иудеи не имели достаточно ясного представления о термине «вечер», чтобы дать понять об отрезке времени, который имелся в виду, поэтому Марк добавляет к нему пояснение. Некоторые комментаторы считают это добавочное выражение повторением в иной форме сказанного, но, принимая во внимание эту относительную неопределенность термина, переведенного словом «вечер», такое мнение представляется совершенно необоснованным.
Причиной конкретности Марка по отношению к времени, когда больные города собирались у дверей дома Петра, является, возможно, то, что закон раввинов запрещал все, кроме ухода за больными в субботу и в случае крайней необходимости (см. на Ин. 5:10; 7:23; 9:14). Даже действия исцеления, кроме крайних случаев, когда была в опасности сама жизнь, считалось работой, и поэтому не разрешались в субботние дни (см. на Лук. 13:10-17).
Тот факт, что все три синоптика описали это событие, указывает на то, что это событие было памятным для всех учеников. Апостолы были горько разочарованы отношением народа к служению Христа. Особенно в Иудее и Назарете. Это проявление народного доверия к Нему, должно быть, сильно укрепило их личную веру.
33. весь город: Яркая деталь, упомянутая только Марком, не значит, что жители Капернаума, все до одного, пришли к дому Петра, но это образное описание большого количества приходящего народа.
34. бесов: Греч, daimonion (см. на 23 ст.; см. Дополнительное Примечание в конце главы).
не позволял: Или, «не разрешил». О причине запрета (см. на 25 спи).
35. утром: [Первое путешествие по Галилее, Марк 1:35-39 = Матф. 4:23-25 = Лук. 4:42-44. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.]. Греч, proi, «рано днем». Этот термин обычно употреблялся для последней стражи ночи, приблизительно с 3:00 до 6:00 (см. Марк 16:2, 9; Ин. 20:1). Поскольку это было в начале лета, то восход солнца был в 5 часов и первые проблески рассвета на широте Капернаума были видимы около 3:30 часов. См. 50 стр.
весьма рано: Из Греческого выражения следует, что это было глубокой ночью, что в данном случае следует относить к первой части утренней стражи. Иисус, должно быть, спал очень мало, потому что было уже далеко за полночь, когда толпы больных, пришедших к дому Петра разошлись (см. ЖВ 259).
пустынное место: Иисус искал место, где бы Он мог быть один, и где бы толпы народа не смогли найти Его (ср. ЖВ 363).
молился: См. на гл. 3:13. Одной из примечательных и выдающихся черт Христа было то, что Он молился часто и сердечно. На протяжении Своей земной жизни Иисус часто говорил, что «Сын ничего не может творить Сам» (Ин. 5:19; ср. Ин. 5:30). Чудесные дела, которые Он совершал, были сделаны с помощью Отца (см. ЖВ 143). Слова, которые Он говорил, исходили от Отца Ин. 8:28. Прежде, нежели прийти на эту землю, Иисус знал каждую деталь плана Своей жизни, но «живя среди людей, Он шаг за шагом был руководим волей
Отца» (ЖВ 147; см. на Лук. 2:49). План Его жизни открывался Ему день за днем (см. ЖВ 208).
36. Симон: Петр назван по имени потому, что был признанным руководителем группы или по той причине, что Марк, как вообще принято считать, писал Евангелие со слов Петра (см. введение к Ев. от Марка 563 стр.).
бывшие с ним: Вероятно, здесь, по крайней мере, были брат Петра — Андрей и Иаков, и Иоанн, — четыре человека, которые до этого времени были призваны стать учениками. О них говорится, что они были в доме Петра за день до ' этого 29 ст. [572]
пошли: Греч. taUuttoko, «преследовать», «искать». Это была не просто попытка найти Иисуса. Ученики, несомненно, горели желанием привести своего дивного Учителя к собравшейся толпе, чтобы Он мог прославиться еще дальше и больше. По-видимому, они считали, что Иисус упускает драгоценные возможности приобрести последователей и увеличить Свою популярность. Однако их мотивы не совпадали с целью, ради которой совершались чудеса. См. 209 стр.; см. на 38 ст.
37.все — Т.е., жители Капернаума (см. на 33 ст.).
38. пойдем: Иисус намеревался удалиться от волны внезапной популярности, которая вот-вот могла поглотить истинные цели Его служения. Больше ущерба, нежели пользы, принес бы союз с мрачным брожением толпы и Он не захотел попасть в ловушку. Иисус считал свои чудеса средством, которое должно было довести людей до сознания своей нужды в исцелении души, но толпа не видела дальше, чем сами чудеса. Близорукие, они средство приняли за цель; но средства без цели отвели бы их дальше, чем когда-либо от Царства, которое Христос пришел провозгласить. Если бы эти ложные представления о Его работе не были бы рассеяны, все усилия Христа были бы напрасны. См. на 36 ст.
ибо Я для того пришел: Или, «вот почему Я пришел» (RSV). Здесь, по-видимому, Иисус имеет в виду больше свой переход из Капернаума в «пустынное место» 35 ст., нежели Свое сошествие с неба на землю. Все же параллельное место у Лук 4:43 дает понять, что здесь Иисус говорит о Своей миссии на земле. В других случаях Он говорит именно о Своем пришествии от Отца в связи со Своей миссией вообще (см. Ин. 10:10: 18:37; Лук. 19:10).
39. Он проповедывал: Так Марк начинает описание первого миссионерского путешествия по Галилее, которое, вероятно, началось в начале лета 29 г. по Р. Хр. (см. НПХ2, 3; см. Дополнительное Примечание к Лук. 4 гл.). В своих сочинениях Иосиф Флавий упоминает более 200 городов и селений в Галилее; здесь были широкие возможности для обширной и длительной компании вдали от больших городов, расположенных вдоль западного берега Галилейского озера. По сравнению с ранним служением в Иудее, о котором синоптики почти не упоминают, первое миссионерское путешествие, по-видимому, было более обширным и продолжалось дольше, чем могло бы казаться по краткости уделенного ему внимания (см. на Марк 2:1). Марк сообщает лишь об одном специфическом случае во время первого путешествия гл. 1:40-45, но итог результатов путешествия 45 ст. указывает на успешный период служения продолжительностью в несколько недель или даже в два или три месяца.
в синагогах их: См. 56, 57 стр. Как известный путешествующий раввин, Иисус, вероятно, был приглашен к участию в служении и к проповеди как в Назарете Лук. 4:16-27, так и в Капернауме Марк 1:21,22.
по всей Галилее: Матфей гл. 4:23-25 сообщает более подробно о значительном влиянии первого миссионерского путешествия.
Всего Иисус провел три миссионерских путешествия в Галилее, между Пасхой 29 и 30 г. по Р. Хр. в период служения в Галилее (см. таблицу 231 стр.). О первом путешествии неизвестно, сопровождал ли Иисуса кто-нибудь, кроме четырех учеников, которых Он незадолго до этого призвал у Галилейского озера (см. Марк 1:16-20). Они единственные, о которых сообщается поименно, что они были с Иисусом в день перед Его отправлением из Капернаума 29 ст. Другие могли включиться в путешествие на его протяжении, поскольку формальное назначение двенадцати имело место перед началом второго путешествия гл. 3:13-19.
На протяжении этого первого путешествия Христос провозгласил близкое восстановление «царства Божия» Лук. 4:43, что было основой дальнейшего Его учения.
40. прокаженный: [Первое исцеление прокаженного, Марк 1:40-45 = Матф. 8:24 = Лук. 5:12-16. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.; на чудеса 208-213 стр.]. Мнения расходятся на счет того, имело ли место это чудо после нагорной проповеди, как отмечается у Матфея, или же на протяжении первого путешествия по Галилее, как здесь. Марк обычно придерживается последовательности, более близкой к хронологическому порядку, в то время [573] как Матфей часто уклоняется от хронологического порядка ради достижения тематической взаимосвязанности. По этому порядку Евангелию от Марка следует отдать предпочтение. Отсюда явствует, что исцеление прокаженного является, пожалуй, единственным специфическим событием, связанным с первым путешествием Иисуса по Галилеи. См. 191, 192, 274 стр.
Это чудо отмечено в Матф. 8:2-4 и Лук. 5:12-16, но повествование Марка более ярко и подробно. Позже Иисус неоднократно исцелял прокаженных (Матф. 26:6; Лук. 7:22; 17:12-14; ср. ЖВ 557) и повелел Своим ученикам делать то же Матф. 10:8.
Относительно природы «проказы» в древние времена, смотрите данное слово в Библейском Словаре АСД. Определение и закон о проказе как ритуальной нечистоты, см. Лев. 13 и 14 гл.
Иудеи рассматривали проказу как Божественный суд над грехом (который они также приписали слепорожденному; см. Ин. 9:2). Они приняли древнюю языческую идею (см. на Древне-Вавилонский текст Archivfur Orientforshung 18:62 означает некоторые признаки явной проказы как результат отказа Бога человеку). Они верили, что человек никоим образом не должен был вмешиваться в Божий суды, стараясь облегчить или излечить болезнь; и в действительности они не знали никакого средства излечения, разве что только как изоляция такого человека от общества. (И даже в прошлом, в середине 20-го столетия, использовался продолжительный карантин, как обычная повсеместная процедура, с того времени новые лекарства позволили обработку амбулаторного больного, не нуждаясь при этом в его изоляции от общества).
«ели хочешь: Три больших препятствия, возможно, представлялись этому измученному человеку. Каждая из них могла быть достаточно большой, чтобы отодвинуть надежду на исцеление или вовсе лишиться ее. Во-первых, насколько известно, не было случаев исцеления проказы со дней Елисея, приблизительно 800 годами назад. Второе препятствие могло казаться еще более грозным. Согласно всеобщему поверию, прокаженный был под Божиим проклятием. Пожелает ли Иисус такого исцелить? Третье препятствие представляло собой более практическую проблему. Как подойти достаточно близко к Иисусу, чтобы выразить Ему свою просьбу? Иисуса всюду окружали люди, а ритуальный закон строго запрещал прокаженному приближаться к людям или общаться с ними.
можешь … очистить: Греч. Jtatharizo, «очистить»; скорее чем tfierapeuo, «лечить», «исцелять». Как в ВЗ, так и в НЗ прокаженные относились к «нечистым» и нуждались больше в том, чтобы быть очищенными, нежели просто в «исцелении», как обычные «больные». Это различие в терминологии дает понять, что проказа отличалась от других заболеваний и что суть различия усматривалась в моральном и обрядовом осквернении.
41. коснулся его: Иисус часто протягивал руку для прикосновения к больному Матф. 8:15, а иногда этого не делал Ин. 4:49, 50. Иисус знал, что этот человек является прокаженным, но все же безбоязненно прикоснулся к нему.
очистись: Очевидно, ни одно человеческое существо не могло исцелить проказу, и факт, что это сделал Иисус, свидетельствовал о Его силе устранить предположительную ее причину, а именно грех. Иисус пришел на землю ради того, чтобы очистить душу от греха.
42. тотчас: Это само по себе было важной частью чуда; все это происходило на глазах у толпы. Тело страдальца возродилось, его мышцы стали крепкими, нервы вновь обрели чувствительность (см. ЖВ 263).
43. посмотрев … строго: Греч. emArimaomat, «быть глубоко тронутым», «настоятельно советовать». Это выражение переведено «восскорбел» в Ин. 11:33 и «роптали» в Марк 14:5, и всегда указывает на сильное движение чувств. Евангелисты употребляют это выражение по отношению ко Христу еще лишь в двух случаях (см. Матф. 9:30 и Ин. 11:33, 38). Только в редких случаях Иисус принимал суровый вид (см. Матф. 23:13-33; Ин. 2:13-17; ср. ЖВ 353). Причины видимой суровости Иисуса видны в Марк 1:45.
44. никому ничего не говори: Несколько обстоятельств, вероятно, побуждало Иисуса предупредить прокаженного, чтобы он ничего не говорил о происшедшем, и «тотчас же отослал его» 43 ст., чтобы он представился священнику. Во-первых, быстрота была необходима, чтобы человек дошел до священников прежде, чем они узнают, кто именно исцелил его. Только таким образом можно было рассчитывать на беспристрастное решение. Потому что, если священники узнали бы, что это Иисус исцелил прокаженного, они, возможно, отказали бы ему в подтверждении факта его очищения. Молчание и быстрое действие были в его собственных интересах.
Также, если многие из местных [574] прокаженных услышали бы о силе Иисуса, которая может их освободить от болезни и неудобств обрядовой нечистоты, то они, несомненно, осаждали бы Его и затрудняли бы Его служение людям вообще. Кроме того, Иисус, как предпосылку для исцеления, требовал искреннее сознание страждущим его нужды, определенную меру веры, покаяние и решимость с этого времени и дальше жить согласно воле Божьей (см. Марк 5:34; Ин. 4:49, 50; ср. ЖВ 264, 267, 268).
Другой важной причиной, почему Иисус велел исцеленному прокаженному не говорить ничего, была та, что Он не хотел создать Себе репутацию просто чудотворца. Из Евангелия ясно, что Он считал чудеса делом второстепенным. Его первой и главной целью было спасение человеческих душ. Христос всегда призывал людей, прежде всего, искать царства небесного и полностью уповать на то, что небесный Отец даст также то материальное благословение, в котором они нуждаются Матф. 6:33.
Различные случаи, когда Иисус по тем или иным причинам запрещает разглашение сотворенных Им чудес, описаны в Матф. 9:30; 12:16; Марк 5:43; 7:36; 8:26.
покажись: Согласно закону Моисееву, каждый очищенный прокаженный должен был представиться священникам, которые исполняли обязанности санитарных врачей. Их обязанностью было установить проказу, дать указание на отлучение больного от общества, определить, наступило ли выздоровление, и, если это случилось, то выдать соответствующее свидетельство Лев. 14 гл.
Такое свидетельство было бы равносильно официальному признанию, что действительно свершилось чудо (см. ЖВ 265). Сам человек был бы живым свидетельством того, что произошло. На самом деле многие священники убеждались этими и другими доказательствами Божественности Христа (см. ЖВ 266). После воскресения многие из священников открыто заявили о вере в Него (см. Деян. б; 7) и присоединились к вновь рожденной церкви.
Наставление Иисуса прокаженному повиноваться постановлениям закона показывает, что Он не был против закона Моисеева. Он Сам родился, чтобы «подчиниться закону» (Гол. 4:4; см. на Матф. 23:2, 3). Но Он с определенностью порицал предания, которыми книжники окружили Моисеев закон, нарушая как букву так и дух того, что Бог передал Моисею (см. Матф. 15:3; Марк 7:8, 9; ср. ЖВ 395-398). Посылая прокаженного к священникам, Христос, бесспорно, преследовал цель показать им и своим людям, что Он признает законы, Им же данные Моисею в древности. Таким путем Он надеялся развеять ложные обвинения священников, официальных стражей закона. Таким образом, те из них, которые были искренны сердцем, смогли увидеть, что обвинение Иисуса в отступлении закона Моисеева было ложно, и могли познать Его как Мессию (см. ЖВ 265).
принеси за очищение твое: См. I том, 707 стр., и на Лее. 14 гл.
во свидетельство: Это было свидетельством проявления Божественной силы Иисуса, о Его любящем участии к нуждам человечества, о Его уважении к законам Моисея и к Иудейским руководителям, как к хранителям и стражам закона, прежде всего и о Его силе, могущей освобождать людей от греха и смерти.
им: Здесь невозможно сказать, относятся ли эти слова к священникам или к народу вообще, включая священников, все же, согласно контексту, здесь имеются в виду священники. Именно ради них дар, предписанный Моисеем, должен был быть принесен «во свидетельство». Народ видел событие, которое произошло у них на глазах. Священники же не видели его. Но соблюдение исцеленным прокаженным обрядового закона, свидетельствовало бы о том, о чем Христос желал их поставить в известность. Конечно, решение священников будет представлять неизменное законное свидетельство перед всем народом, если оно было внесено в официальный протокол.
45. провозглашать: Или, «свободно говорить об этом» (RSV). Не понимая, насколько его непокорность совету молчать помешает работе Христа, и, утешая себя мыслью, что единственной причиной запрета была скромность Иисуса, прокаженный свободно говорил о силе Того, Кто исцелил его.
рассказывать о происшедшем: Или, «распространять новости» (RSV).
уже: Т.е., дальше. Это чудо, [575] или вернее его результаты, по-видимому, ознаменовали конец первого миссионерского путешествия Христа по городам и селениям Галилеи. Он был вынужден прервать Свою работу на некоторое время (см. ЖВ 265).
город: Буквально, «некоторый город», то есть, в любой большой или маленький город.
в местах пустынных: Или, «в деревне» (RSV). Нет указания на то, куда именно мог удалиться Иисус, возможно, Христос оставался около наиболее населенной части местности, удаляясь в горы, находящиеся в нескольких километрах западнее Галилейского озера. Несколько дней позже Он был снова в Капернауме гл. 2:1, в доме Петра (см. ЖВ 267).
приходили: Употребляемая форма Греческого глагола свидетельствует, что народ продолжал приходить. Их воображение было возбуждено, но, к сожалению, их ревность была не по рассуждению и они неправильно понимали цель, которую преследовал Христос, совершая чудеса (см. 209 стр.).
Дополнительное Примечание к 1 главе.
Те, которые отрицают богодухновенность Писания и отвергают мысль о реальном диаволе и злых духах, которое Библия называет одержимостью бесами, относят явление к естественным причинам, в частности, к различным физическим и нервным расстройствам, таким как: эпилепсия и безумие. Другие, принимая истинность сообщений Евангелия относительно одержимости бесами, не всегда учитывают природу и родство смежных с одержимостью и физических и нервных расстройств. Это примечание имеет целью объяснить проблему власти сатаны над жизнью нечестивых вообще, и в более ограниченном смысле бесноватости со смежными ей телесными проявлениями.
Движимые Святым Духом. — Посредством Святого Духа Шор. 3:16; 6:19; 2Кор. 6:16; Ефес 2:22 Христос обитает в сердцах тех, которые по своему свободному выбору желают служить Ему (2Кор. 5:14; Гал. 2:20; Кол. 1:27; и т.д.; ср. НИХ 142). Поскольку Он при их содействии производит в них хотение и действие по Своему благоволению Фил. 2:13, сила свыше овладевает ими, приводя природные наклонности в гармонию с Божественными принципами Рим. 8:29; Гал. 5:22, 23; 2Фес. 2:14. Только те, которые отдают управление своим разумом Богу, могут в полном смысле этого слова иметь «здравый ум» и истинную и полную уравновешенность души и духа (см. 2Тим. 1:7; ср. Ис 26:3, 4). Никто, избравший служение Богу, не будет оставлен во власти сатаны (СИ 93; ср. ЖВ 38). Укрепленные Божественной силой, они становятся неуязвимыми для нападок сатаны (ЖВ 209, 324).
Движимые злым духом. — С другой стороны, те, кто отвергают или игнорируют истину, показывают свою зависимость от лукавого (СИ 92; ЖВ 322, 341). Те, которые упорно отвергают побуждения Духа Святого или пренебрегают им, поддаваясь вместо этого власти сатаны, развивают в своем характере все большее сходство с его характером (Ин. 8:34, 41, 44; ЖВ 338, 429). Совесть и свободная воля устанавливают правила поведения, соответственные сатанинским принципам (см. Рим. 6:12-16; ЖВ 256). Если люди, которые таким образом, все больше отделяются от влияния и управления Святым Духом (см. Ефес. 4:30; см. на Исх. 4:21), то в конце они оказываются совершенно во власти диа-вола (ЖВ 256, 323, 324; ср. ЖВ 645, 696; Ин. 6:70). Удерживаемые волей, которая сильнее их собственной, они не могут сами освободиться от сил зла (СИ 93). Они произвольно мыслят и поступают так, как повелевает им сатана. Указывая на причину бесноватости, вдохновение всегда говорит, что одержимость злым духом является следствием греховной жизни (см. ЖВ 256). Очарованность успехом и земными удовольствиями оканчивается во тьме отчаяния или в «безумии разоренной души» (ЖВ 256).
Степени управления сатаной. — Процесс формирования характера является постепенным, и поэтому имеются степени управления или владения как Духом Святым, так и злыми духами (см. Рим. 12:2). Все, которые не отдаются без остатка постоянному пребыванию Духа Божия, являются в большей или меньшей мере под руководством и под властью сатаны (см. Лук. 11:23; 2Пет. 2:18,19; Рим. 6:12-16; ЖВ 324, 341). Все, что не находится в согласии с волей Бо-жией, каждое намерение обидеть других, [576] каждое проявление самолюбия, каждая попытка поощрять ложные принципы — является в некотором смысле этого слова доказательством известной степени управления или одержимости бесом (см. ЖВ 246, 341). Каждое согласие со злом приводит к ослаблению тела, помрачению ума, унижению души (ЖВ 341). Тем не менее, в любой точке процесса формирования характера «характер открывается не в случайных добрых поступках и не в случайных ошибках, но в управлении привычных слов и дел» (ПХ 57, 58). Главная разница между теми, кто случайно откликается на побуждения сатаны и теми, кто делает это постоянно, носит количественный, но не качественный характер. Жизнь царя Саула является ярким примером переживаний тех, которые подчиняются руководству сатаны (1Цар. 13:8-14; 15:10-35; 16:14-23; 28:1-25; ПП 679-681).
Формы бесноватости, — Не только степень руководства или власти бесов бывает различной, но также и форма, в которой они проявляются. Иногда сатана может осуществить свои зловещие цели более эффективно, позволяя своей жертве сохранять умственные и физические способности неповрежденными и симулировать благочестие. В других случаях диавол извращает разум и тело и приводит жертву к явно нечистым и злым путям. Те, которые только частично находятся под его властью или не проявляют тех явных симптомов, которые обычно связывают с одержимостью бесами, часто являются более полезными князю тьмы, нежели те, которые более явно находятся в его власти. Тот же злой дух, который владел бесноватым из Капернаума, также управлял неверующими Иудеями (см. Ин. 8:44; ЖВ 256; ср. ЖВ 323, 733, 746, 749, 760). Иуда был «одержим» таким же образом (ЖВ 294, 645; Лук. 22:3; Ин. 6:70, 71; 13:27; ср. Матф. 16:23). В случаях, подобных с этим, разница, прежде всего, заключается в форме, в которой диавол проявляет свое присутствие и силу.
Бесноватость и нервная система человека. — В какой бы степени и в какой бы форме бесы не обрели власть над человеческим существом, они это делают через сенсорно нервную систему. Через высшие силы разума, — совесть, силу выбора и воли — сатана овладевает человеком. Через нервную двигательную систему диавол осуществляет руководство своими подданными. Одержимость не может проявиться иначе, как через нервную систему, потому что через нее сатана получает доступ к разуму и через последнюю руководит телом (ср. Лук. 8:2; ЖВ 568). Так как нервная система сама по себе является первой, которая поражается, то нервные всевозможные расстройства, такие как эпилепсия и психозы различных видов, следует ожидать в связи с одержимостью диаволом. Такие расстройства часто являются результатом того или другого вида уступки влиянию и предложениям сатаны. Однако эти расстройства не обязательно сопровождают бесноватость. Не являются они и верными признаками одержимости бесами, как ими не являются глухота и немота, которые могут иногда также сопровождать бесноватость.
Каждый случай бесноватости, описанный в Желании Веков, оговорен тем, что бесноватость включала в себя некоторую форму психического расстройства, обычно именуемую в народе безумием; и на это состояние указано как на результат одержимости диаволом. Так, например, человек, одержимый нечистым духом в синагоге в Капернауме, описан как «маньяк», а его немощь — «безумием» и «беснованием» (ЖВ 256). О бесноватых в Гадаринской стране также говорится как о «безумных», имевших «расстройство ума» (ЖВ 341; ВБ 514). О немом мальчике у подножия горы преображения, также говорится как о «бесноватом» (ЖВ 429; см. гл. 9:18). Симптомами нервных расстройств, о которых говорится, являются: искажение выражения лица, крик, искажение тела, свирепый взгляд, скрежет зубов, испускание пены и судороги, очень напоминающие эпилепсию (см. Марк 1:26; 9:18-26; Лук. 4:35; 8:29; ЖВ 256, 337, 429). В каждом случае изгнание злых духов сопровождается мгновенной и очевидной переменой — восстановлением душевного равновесия и физического здоровья, которые были нарушены. Разум возвращается (ЖВ 256, 338), бесноватые были вновь одеты и в здравом уме (Марк 5:15; Лук 8:35; ЖВ 338) и их причины были устранены (ЖВ 429, 568).
Случай с одержимым мальчиком Марк 9:14-29 заслуживает особого внимания. По описанию данный случай [577] напоминает припадок эпилепсии (см. 18-20 ст.). Но утверждать, что это был простой случай эпилепсии, значило бы отрицание ясного заявления Писания, что мальчик был «одержим» диаволом. Все евангелисты одинаково точны в описании этого случая, действительно похожего на эпилепсию и приписывают его одержимости бесам.
Бесноватость и физические расстройства. — В некоторых случаях бесноватость сопровождалась физическими расстройствами того или иного вида (см. Матф. 9:32; 12:22; Марк 9:17). Достойно внимания то, что специфические физические расстройства — немота, глухота — по-видимому, связаны с сенсорными и моторными нервами пораженных органов. Другие физические болезни могут быть также результатом одержимости бесами. Те, которые отдали себя в большей или меньшей степени под влияние и руководство сатаны, мыслили и жили так, что растлению подвергались их тело, разум и душа (см. ЖВ 256, 341; и т.д.).
Признак бесноватости. — Насколько указывает вдохновение, различные проявления физических и умственных расстройств, характерные для бесноватых, сами по себе не отличались от таких же проявлений, происходящих от природных причин. Очевидно разница заключается не в самих нервных и физических симптомах, но в побудительной их причине. Вдохновение относит эти симптомы к прямому присутствию и действию злых духов (см. ВБ 514). Однако различные физические и умственные расстройства сами по себе еще не являются тем, что Евангелие называет бесноватостью. Они лишь результат бесноватости.
Несомненно, в представлении народа результаты бесноватости сливались с самой бесноватостью, но утверждение, что евангелисты по незнанию ошибочно отнесли различные физические и нервные расстройства к действиям злых духов, опровергается тем фактом, что они явно разграничивали обычные телесные недуги и одержимость диаволом (см. Матф. 4:24; Лук 6:17, 18; 7:21; 8:2). Далее, действительность одержимости бесами подтверждается тем, что Христос обращался к демонам, как к демонам, и демоны отвечали как демоны устами своей несчастной жертвы Марк 1:23, 24; 3:11,12; 5:7; и т.д. Признание бесами Божественности Христа и вечного суда — фактов, которые народу, в общем, были тогда непонятны, свидетельствовало о сверхъестественной их осведомленности, Матф. 8:29; Марк 1:24; 3:11,12; 5:7; и т.д.
Разумно заключить, что одержимые демонами, хотя часто сопровождаются эмоциональным возбуждением или хаотическим движением частей тела, показывают его собственные характерные признаки, и что эти признаки, возможно, не освящаются в Писании.
Почему встречается частая одержимость диаволом? — Имеются основания верить, что одержимость диаволом в узком евангельском значении во времена личного служения Христа на земле, встречалась намного чаще нежели сегодня (см. ЖВ 257). Возможно, что на время Бог дал сатане большую свободу, чтобы продемонстрировать результаты своего личного превосходства над человеческими существами, добровольно избравшими служение ему. На горе преображения ученики видели человечество преображенным в подобие Божие, а у подножия горы человечество, униженное до подобия сатаны (ЖВ 429).
Веками диавол добивался неограниченной власти над телами и душами человеческими, чтобы отяготить их грехом и страданиями, а в конечном итоге уничтожить их (ЖВ 257; ПП 688). Так, когда явился наш Господь и ходил как человек среди людей, «тело человеческое, сотворенное как обитель Бога, превратилось в жилище бесов. Все в человеке было превращено сверхъестественной силой в орудие угождения самой низменной плоти. Даже во внешнем облике людей появилась печать демонизма» (ЖВ 36). Человеческий облик, казалось, был изглажен с человеческих лиц, которые вместо этого отражали выражение легионов диаволов, которыми они были одержимы (ср. Лук. 8:27; ЖВ 337; ВБ 514). Одержимость диаволом ярко представляет собой глубину вырождения, до которой опускаются отзывающиеся на голос сатаны, она наглядно изображает, кем, в конечном счете, станут все, отвергающие благодать Божию, если они полностью отдадутся под власть сатаны (ЖВ 341). [578]
Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Евангелия от Марка.
1-8 ЖВ 97-108.
2,3 9СЦ 64.
7 5СЦ 224.
Ю ЖВ111.
12,13 ЖВ114.
14,15 ЖВ231; ВБ 327. .
15 ЖВ 233; ВБ 345, 351; ПЦ 699; СП 64; 8СЦ 20.
16-20 ЖВ 244-251.
23-25 РП29.
24 ЖВ 467, 579; СИ 91; 8СЦ208.
24-26 ЖВ 255.
27 ЖВ 256; СИ 92.
30,32 СИ 29.
35 ЖВ 259, 362; СИ 30, 52.
37,38 ЖВ260.
40-45 ЖВ 262-266.
43,44 ЖВ 264.