Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание к Римлянам
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 60855 Все тексты автора ГК АСД
Глава 14
1 Немощного в вере: Т.е., того, кто имеет лишь ограниченное понятие о принципах праведности. Он желает спастись и готов делать то, что, по его мнению требуется от него. Вследствие недостатка Христианского опыта (см. Евр. 6:2), а также, по-видимому, вследствие прежнего воспитания и своих личных убеждений, он старается приобрести спасение, посредством соблюдения определённых предписаний и правил, которые в сущности он не обязан исполнять. В его глазах эти предписания имеют большое значение. Он рассматривает их совершенно необходимым для спасения и приходит в растерянность и смущение, когда видит, что другие собратья Христиане, особенно более опытные, не разделяют его мнения в этом вопросе.
Слова Павла в Рим. 14 гл. толкуют по-разному. Некоторые из толкователей пользуются ими для того, чтобы доказать: 1) нецелесообразность соблюдения вегетарианской диеты, 2) отмену различия между чистой и нечистой пищей, и 3) отмену различения дней, посредством чего упраздняется значение седьмого дня. Павел, очевидно не ставит своей целью отмену ни одного из перечисленных трёх пунктов. Это становится ясным в результате исследования данной главы в свете определённых религиозных и смежных с ними проблем, которые волновали некоторых Христиан 1-го столетия.
Павел касается различных вопросов, могущих вызвать недоразумение среди братьев: 1) в отношении вопроса питания 2 ст., 2) и в вопросе соблюдения определённых дней в 5, б ст. В 1 Kop. 8 гл. рассматривается также проблема взаимоотношений с немощными братьями. Послание к Коринфянам было написано менее, чем за год до послания к Римлянам. Здесь вполне разумно сделать вывод о том, что в 1 Kop. 8 гл. и Рим. 14 гл. Павел обсуждает, по сути дела, один и тот же вопрос. В послании к Коринфянам он говорит о том, можно ли [635] употреблять пищу, посвящённую идолам. Согласно укоренившемуся обычаю, языческие священники вели обширную торговлю животными, которые посвящались в жертву идолам. Павел разъясняет Коринфянам, верующим и обращённым как из Иудеев, так и из язычников, что поскольку идол в мире ничто, то и нет никакого греха в употреблении пищи, посвящённой ему. Однако он продолжает, вследствие неодинакового воспитания и различия в ду- ховном познании, не все имеют такое понятие и не все могут с чистой совестью вкушать подобную пищу (см. на 1 Kop. 8 гл.). Поэтому Павел призывает тех, кто не испытал угрызений совести в этом вопросе, не употреблять эту пищу, чтобы не быть камнем преткновения на пути более немощных братьев Рим. 14:13. Его предостережение, находится в согласии с решением Иерусалимского совета, принявшего такое решение (см. на Деян. 15 гл.). Очевидно, из боязни огорчить своих собратьев, некоторые христиане полностью воздерживались от мясной пищи и поэтому употребляли только зелень, то есть, овощи (см. Рим. 14:2).
Павел здесь не говорит о пище, которая является вредной для здоровья. Он ни одним словом не намекает на то, что христианин, сильный в вере, может употреблять всякую пищу, не обращая внимание на то, какое действие она оказывает на его организм. В гл. 12:1, он уже разъяснял, что истинно верующий будет стремиться хранить свoe тело святым, чтобы представить его Богу в жертву живую. Сохранение крепкого здоровья, человек, имеющий твёрдую веру, рассматривает это, как часть своего духовного служения Рим. 12:1; 1 Kop. 10:31.
Еще один важный факт помогает нам уяснить тот вопрос, который Павел обсуждает в данной главе. Вначале многие христиане из Иудеев с трудом могли уразуметь, чт? церемониальный закон исполнился во Христе (см. на Кол. 2:14-16) и с этого времени стал необязательным. Первым Христианам не было дано указания относительно того, чтобы они сразу прекратили соблюдение ежегодных Иудейских праздников и отвергли все обряды. По церемониальному закону Иудеи должны были ежегодно соблюдать семь суббот. Сам Павел уже после своего обращения присутствовал на многих праздниках Деян. 18:21; и т.д. Хотя он учил, что обрезание ничто 1 Kop. 1:19, он всё же обрезал Тимофея Деян. 16:3, и сам согласился с требованием исполнить обет древнего закона Деян. 21:20-27. В данных обстоятельствах, по мере того, как просвещались разум и совесть верующего, представлялось целесообразным постепенное оставление различных предписаний церемониального закона. Таким образом, среди христиан из Иудеев неизбежно возникали вопросы в отношение того, нужно или не нужно соблюдать определённые дни, то есть, Иудейские праздники, в связи с их ежегодными праздниками (см. Лев. 23:1-44; см. на Кол. 2:14-17).
Ввиду этих факторов, становится очевидным то, что Павел в Рим. 14 гл. вовсе не отвергает: 1) травную зелень, овощи, как (вегетарианскую) пищу, 2) не уничтожает древнебиблейского различия между чистой и нечистой пищей, 3) не отменяет седьмого субботнего дня, являющегося частью нравственного закона (см. гл. 3:31). Кто с этим не согласен, тот прочёл в словах Павла то, чего в их нет.
То, что Павел не только не учит, но даже и не намекает на отмену седьмого дня субботы, признают в своём комментарии к гл. 14:5, 6, например, такие небезызвестные консервативные толкователи, как Джемисон, Фоэсет и Браун. Вот что они пишут: Из этих слов, где речь идёт о соблюдении дней, Альфорд ошибочно заключает, что если бы в условиях НЗ закон о субботе потерял силу, то Павел не решился бы употреблять вышеуказанные слова. Действительно, он бы решился, если суббота была рядовым Иудейским праздником, но доказать, что оно не является таковым на основании лишь того, что она соблюдалась при Моисее, невозможно. И, конечно, если по своему происхождению суббота древнее Иудейства, и, если даже во время Иудейства она была освещена, как одна из вечных святынь Десятисловия и торжественно провозглашена при раскатах грома и сверкании молнии на горе Синае, и, если Сам Законодатель, будучи на земле, сказал о ней: Сын Человеческий, ЕСТЬ ГОСПОДИН И СУББОТЫ (см. Марк 2:28) то ввиду всего этого очень трудно доказать, что Павел желает убедить своих читателей в том, что суббота якобы является одним из потерявших своё значение Иудейских праздников, которые продолжают почитать лишь немощные в вере, немощь которых из любви к ним должны сносить получившие больший свет.
В Рим. 14:1 по 15:14 Павел призывает христиан, твёрдых в вере, быть снисходительными в отношение своих более немощных [636] собратьев. Как и в гл. 12 и 13, он здесь показывает, что источником единства и мира в церкви является искренняя любовь. Эта любовь и взаимное уважение будут постоянно поддерживать согласие в обществе верующих, несмотря на некоторые их незначительные расхождения в вопросах религии.
принимайте: Греч, proslamband, взять на себя. Немощных в вере нужно принимать в христианскую среду как братьев, ибо сам Христос принимает и приглашает их гл. 15:7.
споров о мнениях: Или, дискуссии по поводу о мнениях (RSV). Немощных нужно принимать с тем, чтобы сблизить их с братьями, но не с тем, чтобы вовлекать их в споры. Братьям, более твёрдым в вере, не следует в щепетильных вопросах строго судить своих немощных братьев.
2. уверен: Или, имеет веру (см. на гл. 3:3). Павел показывает, что вера одного человека позволяет ему употреблять в пищу то, что вера другого запрещает.
овощи: Греч lachana, овощи. См. на 1 ст. Павел здесь не говорит о желательном употреблении или воздержании от некоторых видов пищи, он скорее призывает верующих к воздержанию в этом вопросе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе 17 ст. Первыми указываются люди имеющие сильную веру, и они должны стремиться к тому, что служит к миру и ко взаимному назиданию 19 ст., они будут остерегаться, как бы пищей и питием или другими делами не нанести ущерба делу Божию 20 ст. и тем, за кого умер Христос 15 ст.
3. уничижай: Греч, exoutheneo, буквально, выбросить как ничего не стоящее, отсюда смотреть свысока, обращаться с презрением. Имеющие сильную веру, естественно, смотрели с презрением на ограниченность немощных в вере1 ст., что касается пищи. А это свидетельствовало о том, что имеющие сильную веру не так уж сильны в ней, как это может показаться, потому что истинная вера действует любовью Гал. 5:6.
Осуждай: Дух осуждения часто имеют те, чей религиозный опыт основан преимущественно на исполнении внешних требований закона. Они проявляют духовную гордость вместо Христианской любви
принял: Греч, proslamband, взять к себе. Христианин должен принимать своего брата, как Бог принял его (см. гл. 15:7).
его: Т.е., брата, более сильного в вере, который без угрызения совести ест всё 2 ст. Павел желает показать, что верующий, воздерживающийся от употребления некоторых видов пищи, не должен осуждать другого за его свободу в этом вопросе, ибо Бог принял его в Свою церковь в этой свободе (см. 1Кор. 10:29; Гал. 5:13) Если Бог простил его грехи и принял как Своего сына, и если в его жизни видно присутствие Святого Духа, то всякая подобная критика совершенно неуместна.
4. Кто ты.: осуждающий Здесь Павел обращается к брату, немощному в вере, о чём свидетельствует связь слов осуждающий и осуждай 3 ст.
чужого раба?: В данном случае раба Божия или раба Христова, в зависимости от того, какое из этих двух слов более соответствует последней части стиха (см. ниже под словами Бог; ср. ниже 8, 9 ст.). Греческое слово, употреблённое здесь в смысле слуга (oiketes), в НЗ это слово встречается редко, в этом стихе, а также в Лук 16:13; Деян. 10:7; 1. Пет. 2:18, оно обозначает домашнего слугу в отличие от обычного раба. Немощный в вере Рим. 14:1 осуждает одного из Божиих служителей, тoгo, кто ответственен перед Богом, а не перед своим критикующим собратом.
стоит: Некоторые понимают это слово в смысле нравственной и духовной твёрдости (ср. 1Кор. 16:13; Фил. 1:27), другие, как оправдание или одобрение в очах Божиих (ср. Пс. 1:5).
падает: В противоположность слову стоит (см. выше), некоторые считают, что это слово выражает нравственное и духовное падение (ср. гл. 11:11, 22), другие, что оно выражает осуждение или неодобрение на суде. Каждое из этих слов употребляется в своём первом значении в 1 Kop. 10:12, где читаем : кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
восставлен: Буквально, поднят. Несмотря на духовную критику своих собратьев, верующий, вера которого позволяет ему поступать свободно в спорных вопросах, получит поддержку от Своего Господа. Немощный в вере 1 ст., может бояться, что другой, более сильный в вере брат, находится в более сильной опасности, [637] оттого, что он не разделяет его взглядов в некоторых вопросах. Однако Павел указывает, что какой бы ни была опасность, Господь, призвавший своего служителя к свободе Гал. 5:13, способен сохранить его от всех опасностей, связанных с этой свободой, которых немощный старается избежать по-своему. Впрочем, некоторые толкователи считают, что приведённое здесь слово выражает оправдание на суде.
Бог: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что здесь более уместен вариант Господь, поскольку в первой части стиха речь идёт именно о Господе и Его слуге.
5. отличает: Греч krino, судить, оценивать, одобрять. Здесь Павел рассматривает соблюдение определённых дней, которые являются среди верующих предметом разногласия (см. на 1 ст.). Сравните подобное положение в церквах Галатийских Гал. 4:10,11 и церкви в Колоссах Кол. 2:16,17.
Те верующие, вера которых позволяет им тотчас оставить все церемониальные праздники, не должны презирать тех, чья вера ещё не столь сильна. Последние, в свою очередь, также не должны осуждать тех, которые, по их мнению, ведут себя излишне свободно. Каждый верующий ответственен перед Богом Рим. 14:10-12. Единственное, что Бог требует от своих служителей, так это поступать по удостоверению своего ума, сознательно следуя своим убеждениям в соответствии с тем светом, который он получил. Среди последователей Христа не должно быть насилия или принуждения. Дух любви и взаимной терпимости должен господствовать всегда. Более сильный в вере должен сносить немощи бессильных гл. 15:1, как и Христос однажды взял на Себя все наши немощи. Мы должны воздерживаться от фарисейской критики тех, чьи взгляды или привычки противоречат нашим, и не должны презирать тех, которые ещё считаются младенцами Евр. 5:13.
по удостоверению своего ума: Или, будучи полностью убеждён (см. на гл. 4:21). Павел здесь не говорит о том, что христианин не должен иметь никаких убеждений относительно того, что может служить предметом разногласий. Скорее, он призывает верующих к ясным и определённым выводам. Но вместе с тем, им следует почтительно относиться к тем, которые не согласны с их выводами. Никто не должен также пытаться лишить другого свободы, с тем, чтобы убедить его в исполнении его личного долга. Сравните (ЖВ 550; Вос. 17).
6. различает: Это слово употребляется в данном стихе четыре раза, и происходит оно от Греч. phroneo, в значении соблюдать, оценивать. Сравните Кол. 3:2, где phroneo переводится мыслить, размышлять.
для Господа: Побудительная причина обоих классов верующих одна и та же, в соблюдении или не в соблюдении дня, в употреблении пищи или же в воздержании oт неё. Брат, более сильный в вере, благодарит Бога за всё 2 ст. и принимает пищу во Славу Божию (ср. 1Кор. 10:31). Его более немощный брат благодарит Бога, что он ест во славу Божию, воздерживаясь от пищи, которая, возможно, была посвящена идолам (см. на Рим. 14:1).
не различает: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что предложение и кто не различает дней, для Господа не различает, здесь опущено, и, что оно рассматривается не как день Господень, который уже не нужно отличать, по этой причине в современных переводах его нет. Впрочем, значение стиха остаётся без изменения, так как указанное предложение в отрицательной форме выражает по существу мысль предыдущего предложения.
не ест: См. выше после слов для Господа.
7. живет для себя: Здесь Павел предлагает верующим в качестве общего принципа жизни руководствоваться мыслью, выраженной в словах для Господа 6 ст. Христианин всё делает для Господа, а не только в отношении пищи или дней. Целью всего его существования является жизнь не для себя, не для своих удовольствий или похотей, а для Господа, Его славы и в соответствии с Его волей (см. 2Кор. 5:14,15). Вся его жизнь, до последней минуты, принадлежит Господу Рим. 14:8, и в своё время он должен будет дать о себе отчёт Господу 12 ст. Поэтому христиане должны жить как люди, которые должны однажды предстать на суд Христов 14 ст.
Слова приведённого стиха часто понимают в значении влияния, которое человек оказывает на своего ближнего. Тем не менее, нужно помнить, что основное значение этих слов, как показывает контекст, иное. Павел подчёркивает, что, чем бы христианин не был занят, он всё делает во славу Господа.
8.Господни: Т.е., мы принадлежим[638] Христу, ибо Он есть Господь над мертвыми и над живыми 9 ст. Сильны ли мы в вере или немощны, живы или мёртвы, мы во всех случаях ответственны перед Богом, как Его искупленное наследие Деян. 20:28; 1 Kop. 6:20;Ефес. 1:14. Поэтому, какое право мы имеем судить того, кто принадлежит Христу?
9. для того: Т.е., с тем чтобы Христос мог стать Господом над мёртвыми и живыми.
умер и воскрес и ожил: Текстовое свидетельство подтверждает (ср. 10 стр.) чтение умер, воскрес и ожил. Своей смертью Христос приобрёл Своё наследие из людей, а Своим воскресением, Он дарует освобождение тем, кого Он искупил (см. на гл. 4:25). После Своей смерти и воскресения, Христос воссел одесную Своего Отца и получил в управление все царства вселенной (см. Марк 14:62; 16:19; Ефес. 1:20-22; Фил. 2:8-11; Евр. 1:3).
владычествовать: Греч, kurieud, править, чтобы быть Господином.
мертвыми и над живыми: Обычный порядок этих слов здесь изменён, по-видимому, для того, чтобы их привести в соответствие с порядком слов о Христе в первой части предложения. Даже после своей смерти, Христианин принадлежит Христу, потому что, умирая, он почил в Иисусе (1Фес. 4:14; ср. Откр. 14:13). Мёртвые во Христе воскреснут и отныне будут всегда с Господом 1Фес. 4:16, 17. Отвергающие Христа также не могут избежать своей смерти, так как все умершие воскреснут: одни для воскресения жизни, другие для воскресения осуждения (Ин. 5:29; ср. Откр. 20:12, 13). В тот день каждый из нас даст за себя отчёт Богу Рим. 14:12.
Этот стих, некоторые толкователи используют как свидетельство того, что душа бессмертна, и, что смерть лишь переводит верующего из одной сферы сознательного существования в другую. Такое понимание не согласуется с остальными местами Священного Писания. Вопрос о смерти души нужно разбирать на основании других стихов, где речь идёт о состоянии души после смерти, что Павел в данном месте не рассматривает (см. Иов. 14:21; Еккл. 9:5; Ин. 11:11; и т.д.).
10. ты что осуждаешь: Первая часть этого стиха в Греческом тексте стоит в положении эмфазы. Судящий брата своего, это тот, кто ест овощи, а униженный это тот, кто сознаёт, что можно есть всё 2 ст.
Все мы предстанем: В Греческом тексте слово все находится в положении акцента. Все мы: как немощные, так и сильные, должны будем предстать пред божественным трибуналом. Поскольку все верующие, как служители Божии, так и все остальные, должны предстать пред одним и тем же судом, и они не имеют никакого права судить друг друга. Такой суд принадлежит исключительно одному Богу (Рим. 14:10; ср. 2Кор. 5:10).
Христов: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что здесь уместнее читать Божий. Выражение Христов, по-видимому, заимствовано из 2Кор. 5:10. Бог Отец будет судить мир через Христа (см. Рим. 2:16; ср. Деян. 17:31).
11. написано: Цитата взята из Ис. 45:23, частично заимствована из Еврейского подлинника.
всякое колено: Эти слова подчёркивают всеобщий характер окончательного суда.
исповедывать: Греч, exomologed, преклоняться, восхвалять. В последнем значении этого слова часто встречается в переводе LXX (см. 1Цар. 29:13; и т.д.). Сравните употребление этого Греческого слова в Лук. 10:21, где оно переводится в значении благодарить. Тем не менее, его можно понимать и в значении исповедывать, признавать (ср. Иак. 5:16, признавайтесь в поступках). Приведённое слово в обоих значениях одинаково подходит к контексту Рим. 14:11. Слова пророка Исаии, взятые из подлинника и выражающие признательность и почтение (ср. Ис. Нав.25:7; 2Пар. 15:14; Ис. 19:18), свидетельствуют о повиновении всего мира Иегове, торжественном признании Его верховным Владыкой над всеми.
12. Итак: Порядок слов этого стиха в Греческом тексте подчёркивает личную ответственность каждого верующего: Каждый за себя даст отчёт Богу.
отчет: Греч, logos (см. на гл. 9:28). В вопросах совести, каждый человек лично ответственен пред Богом, и только перед Ним.
13. более судить: Павел указывает на вторую причину, почему верующие не должны судить друг друга. Этого он достигнет через игру слова судить. В приведённом выражении слово судить он употребляет в значении решать, определять (см. 1 Кор. 2:2; 2Кор. 2:1; Тит. 3:12). Если уж судить, то судить в лучшем смысле этого слова, то есть, не осуждать других, а думать о том, как бы не подать брату случая к падению. Первый довод Павла о том, что мы не должны судить других, основан на понимании того, что все люди ответственны пред Богом, как перед своим Господом и Судьёй. Второй его довод основан на часто упоминаемом им принципе христианской любви. Сильные в своей вере будут из любви к своим немощным собратьям проявлять снисхождение к их религиозным чувствам и совести и будут следить за тем, чтобы ничем их не обидеть и не огорчить. Хотя верно и то, что в вопросах совести ни один человек не ответственен перед другим, тем не менее, все Христиане ответственны за благополучие друг друга. И хотя христианин может свободно не соблюдать тот или иной день, однако любовь к другим, не позволяет ему воспользоваться этой свободой, которая может причинить его немощному брату только вред Рим. 14:1
14. Я знаю: Павел выражает личное, просвещённое ему Духом, убеждение о христианской свободе и праве отвергать то, чего придерживаются другие (ср. 1 Kop. 8:4). С помощью эмфатического выражения он показывает, что снисхождение к немощному основано на любви к нему Рим. 14:1, а не на убеждении в том, что все его понятия правильны.
в Господе Иисусе: Убеждение Павла вытекает из духа общности со Христом. Сравните гл. 9:1.
ничего: Т.е., согласно контексту, той пищи, о которой здесь говорит Павел (см. на 1 ст.). Слово ничего нельзя понимать в его буквальном значении. Слова нередко выражают более одного значения, следовательно, конкретное их значение определяется в каждом отдельном случае контекстом. Например, слова Павла все мне позволительно 1 Kop. 6:12 в отрыве от контекста можно понять в том смысле, что Павел проповедует безнравственность. Контекст, который звучит как предупреждение против безнравственности, тут же предостерегает нас от подобного вывода (см. соответствующий комментарий). Подобным же образом в Исх. 16:4 выражение ежедневно, можно понять в значении каждый день недели. Тем не менее, контекст показывает, что суббота здесь составляет исключение.
в себе самом: Пища, от которой немощный брат 1 ст. воздерживается, но которую сильный в вере употребляет, не является по своей природе нечистой. Такую окраску она может иметь лишь в глазах верующего, испытывающего угрызения совести (см. на 23 ст.). Павел здесь не стирает все различия в пище. Этот вопрос следует понимать в узком смысле, так как речь идёт об определённой пище, и в связи с этим,- в снисходительном, сочувственном отношении к тем, кому частично просвещённая совесть запрещает употреблять такую пищу.
нечистого: Греч, koinos, буквально, обычный. Это слово употреблялось для писания того, что обычно для мира, но что было запрещено благочестивым Иудеям (см. на Марк 7:2).
тому нечисто: Нечистота заключается даже не в природе пищи, а во взгляде верующего. Христианин, немощный в вере 1 ст., например, считает, что ему нельзя употреблять пищи, посвящённой идолам и, повинуясь голосу своей совести, воздерживается от неё. Пока он имеет такое убеждение, ему грех вкушать её. С точки зрения другого, он, может быть, и ошибается, но ему в данном случае не подобает вкушать то, что, по его мнению, Бог требует от него соблюдать (см. 23 ст.).
15. пищу: Греч. broma. Это Греческое слово обычно обозначает общий термин пища.
огорчается: Брат, немощный в вере, мучится в своей совести, видя, как другие менее опытные собратья, позволяют себе то, что он считает греховным. Его угрызения совести могут привести его к погибели, так как он, либо отвернётся от христианской веры, которая в его представлении связана с порочными делами, либо из боязни, следуя примеру более сильных братьев, будет делать то, что он считает греховным (см. Кор. 8:10-12).
не по любви: Буквально, не согласно любви. Сравните гл. 13.
поступаешь: Т.е., вы живете, вы ведете себя (ср. на гл. 13:13). [640]
не губи: Всякое давление на совесть человека пагубно влияет на его душу. Его совесть с каждым разом становится всё менее и менее способна сопротивляться постороннему влиянию и в результате приводит его душу к погибели. Поэтому, если христианин и позволяет себе то, что он считает приличным, оказывает на других недоброе влияние, тем самым он будет виновен в гибели души, за которую умер Хритос(ср. 1 Kop. 8 гл.).
твоею пищею: Буквально, вашей пищей. См. на Марк 7:19.
Христос умер: Христос умер за немощного брата 1 ст., и его собратья не должны губить его ради удовольствия, которое они не желают отказать себе в некоторых видах пищи. От нас требуется совсем маленькая жертва по сравнению с той, какую принёс Христос. Он отдал ради нас Свою жизнь. Христианин, сильный в вере, должен с готовностью жертвовать своими удовольствиями в любимой еде или питии ради своего немощного брата.
16. Да не хулится: Греч, blasphemed, хулить, богохульствовать. Сравните употребление этого слова в Рим. 3:8; 1 Kop. 10:30. Более сильный в вере не должен употреблять своей свободой, давая повод немощному в вере Рим. 14:1 судить и хулить то, что в глазах его является добром и приносит ему благословения. См. на Кор. 8:7-13.
ваше доброе: Эти слова, по-видимому, относятся к верующим, имеющим сильную веру, большие познания и более полную свободу (см. 1Кор. 8:9-11; 10:30}
17 Царствие Божие: Это выражение стоит обособленно и может относиться либо к будущему царству славы (ср.1Кор. 6:9, 10), либо к настоящему царству благодати (см. на Матф. 4:17; 5:2, 3). Здесь, очевидно, значение смысла имеется в виду последнее. Сущность Царства Божия заключается не во внешнем благочестии, а во внутренней красоте духовной жизни.
пища и питие: Эти атрибуты жизни незначительны в сравнении с теми, из которых состоит Царство Божие. Христианин, имеющий сильную веру, вполне сознаёт духовную природу Царства Божия. Познание этой жизненно важной истины является частью того доброго, о котором говорится в 16 ст. Поэтому, такое познание не даёт ему огорчить или погубить своего немощного в вере собрата в тех вопросах , которые сами по себе мало существенны.
праведность: Т.е., праведный путь жизни; праведные поступки (см.Рим 6:19; Ефес. 4:24).
мир: Это включает не только примирение с Богом гл. 5:1, но также любовь и согласие в церкви (ср. Рим. 14:19; Ефес. 4:3; Кол. 3:14,15).
радость во Святом Духе: Это есть святая радость, которая наполняет живущих по Духу (Гал. 5:25; ср. Рим. 15:13; Гал. 5:22; 1Фес. 1:6). Сильные в вере прекрасно понимают, что царство Божие состоит из этих перечисленных благословений, а не из материальных атрибутов, какими являются, например, пища и питие. Следовательно, что касается христианской свободы в еде или питии, то они скорее предпочтут лишить себя личной свободы, нежели позволить разрушить мир в церкви Рим. 14:13 или соблазнить немощного брата, и делать то, что он считает неправильным 14 ст., или же отнять у него радость во Святом Духе /5 ст.
18. сим: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что под этим словом следует понимать таким образом: верующий, поступающий по любви, приобретает одобрение в глазах своего брата, а не становится камнем преткновения на его пути.
одобрения: Греч, dokimos, испытуемый, проверенный способ выдержать критику. Сравните использование dokimos в 1Кор. 11:19; 2Кор. 10:18; 2Тим. 2:15.
19. Итак будем: Буквально читается, тогда разрешите нам преследовать цель по осуществлению мирных взаимоотношений друг с другом (ср.1Фес. 5:11;см также 1Кор. 14:26).
20. пищи: Греч, пища вообще.
не разрушай: Греч, katalud, буквально, разрушать до основания. Это слово выражает разрушение того, что построено, в противоположность созиданию 19 ст. Ради одной пищи, [641] христианин не должен бороться против Бога, разрушая то, что Он воздвиг.
дела Божия: Сравните 1Кор. 3:9; Ефес. 2:10.
чисто: См. 14 ст.; ср. 1Кор. 10:23.
на соблазн: Эти слова могут относиться либо к брату, сильному в вере, который пользуясь преимуществами своей свободы, огорчает своего немощного собрата , либо к немощному в вере, который, беря пример с брата, сильного в вере, осмеливается есть то, что его совесть ему не позволяет (см. 1 Kop. 8:10). Большинство комментаторов придерживаются первого толкования. Согласно этому толкованию Павел, говорит о том, что худо человеку, который ест на соблазн.
21. Лучше: Сильный в вере христианин скорее согласится отказаться от своей свободы в таких малозначительных предметах, как пища, нежели позволит себе огорчить своего немощного брата (ср. 1Кор. 8:13).
мяса: Греч. Area, мясная пища. Это слово встречается лишь в данном месте, и ещё в 1 Kop. 8:13. В Рим. 14:15, 20; и т.д., используется другое слово Ьгбта, которое также обозначает пищу, только в более широком смысле.
вина: В глазах людей, немощных в вере, мясо и вино было, по-видимому, главным предметом соблазна, поскольку они обычно приносились язычниками в жертву идолам.
ничего такого: Здесь Павел предостерегает от таких действий, которые, будучи сами по себе законными, могут, тем не менее, огорчить или привести в смущение брата, который ещё не убеждён в том, что подобные действия одобряются Богом. Христианин, наблюдающий за своим поведением, будет думать о том, как мой поступок повлияет на душу моего брата.
претыкается: Греч, proskoo, удариться, споткнуться, натолкнуться и в образном значении оскорбить кого-либо.
соблазняется: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что слова соблазняется или изнемогает здесь опущены. Впрочем, смысл их ясно выражен в слове спотыкается.
изнемогает: Брат, более сильный в вере, должен быть тактичным во всех вопросах, от которых может пострадать совесть его собрата.
22. Ты имеешь веру?: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что вместо этих слов, здесь должны быть слова: Веру, которую ты имеешь. Местоимение ты в Греческом тексте стоит в положении эмфазы. Вера в данном контексте обозначает веру, позволяющую есть всё 2 ст.
имей ее сам в себе: Такую веру нельзя проявлять открыто на соблазн немощного брата 1 ст., её нужно иметь в себе, исповедуя её только перед Богом.
Блажен: Греч, makarios (см. на Матф. 5:3). Это есть блаженство чистой и свободной от сомнения совести.
избирает: Греч, dokimazo (см. на гл. 12:2).
23. сомневающийся: Или, ведущий спор с самим собой. Сравните описание сомневающегося человека в (Иак. 1:6; ср. Матф. 21:21; Марк 11:23; Рим. 4:20).
осуждается: Греч, katakrind, осуждать. Человек, который, несмотря на угрызения своей совести, осуждается.
вере: Здесь речь идёт об убеждении человека относительно правильности или приемлемости своих поступков, которые побуждают его делать то, что, по его мнению, соответствует воле Божией. Павел показывает, что, если христианин твёрдо не уверен в правильности своего поступка, и в силу своей слабости и нерешительности соглашается с другими, то он делает грех. Христианин никогда не должен принуждать свою совесть. Возможно, она ещё недостаточно просвещена. И, возможно, она подсказывает ему, что так поступать грех, хотя в данном поступке нет ничего греховного Но пока он не убедится посредством Слова и Духа Божия, что такое действие позволительно, он не должен решаться на него. Он не должен рассматривать других критерием или мерилом своего поведения. Вместо этого ему нужно обратиться к Священному Писанию и из него познать свою обязанность в любом вопросе (см. 2СЦ119; 124).
Комментарий Е. Г. Уайт к 14 главе Римлянам
4 НУХ 57.
5 ЖВ 550.
7 РУУЗЗ; ОХВ191.206;СЕ 396; МЖС 212; ПЦ 94; ПХ 120; 4СЦ
72,339,493,562; 5СЦ386, 565; 6СЦ236,242; 7СЦ 50, 296. 10 СИ 166.
12 ЖВ 550; 4СЦ 654; 5СЦ 399.
13 СИ 166; 1СЦ420; 2СЦ 87, 552; 5СЦ352.
16 РУУ 257; Ев. 680; РП 70; 5СЦ 593.
17 СП 422, 497; 2СЦ319. 19 ЖВ356; 6СЦ460.
23 ВБ436; ВМ198; 5СЦ437.