Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание к Римлянам
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 60855 Все тексты автора ГК АСД
Глава 1
1. Павел: Раньше назывался Савлом. О значении этого имени (см. Дополнительное Примечание к Деян. 7 гл.) Ставя в начале приветствия своё имя, Павел следовал в данном случае древнему обычаю. Для подтверждения этого (см. Иосиф Флавий Иудейские Древности 6.3,4; Деян. 23:26; 1 Пар. 11:30, 32).
раб: Греч, doulos. Буквально, невольник, то есть, подневольный служитель или раб. Павел часто пользуется этим выражением, чтобы выразить своё отношение, как человека верующего ко Христу Гал. 1:10; Фил. 1:1; Тит. 1:1. Слово раб означает, принадлежность к господину и полное повиновение ему в деле служения. Павел признавал, что Христиане принадлежат Христу будучи куплены дорогою ценою (1. Пет. 1:18,19; 1Кор. 6:20; 7:23; Ефес. 1:7) и часто обращались к верующим doulos (Рим. 6:22; 1 Kop. 7:22; Ефес. 6:6; ср. 1. Пет. 2:16; Откр. 19:2, 5).
Звание раба нас не должно смущать. Мы должны с радостью сознавать, [471] что куплены Христом в Его полную собственность, и быть готовыми повиноваться Его воле. Такое безукоризненное служение есть истинная свобода 1 Kop. 7:22; Гал. 4:7 ибо, чем более мы находимся под влиянием Христа, тем более мы свободны от рабства людей 1Kop. 7:23.
Иисуса Христа: О значении этого титула (см. на Матф. 1:1).
Апостол: Греч, apostolos, буквально, посланник, то есть, вестник, посланный исполнять специальное поручение. В НЗ это значение относится преимущественно к людям, которые были избраны и наставлены самим Христом. Так, например, двенадцать учеников Лук. 6:13 и Павел, который также был избран и наставлен самим Господом Деян. 9:15; 22:14,15; 26:16,17; Гал. 1:1 и наставлял других Гал. 1:11,12.
избранны: Греч, aphorizo, что означает: отделяться от других посредством границы. Aphorizo употребляется в Священном Писании для того, чтобы показать отделение народа Божия от мира (Лев. 20:26, LXX), окончательное отделение праведников от нечестивых Матф. 13:49; 25:32, а также отделение апостолов для особого служения Деян. 13:2. Здесь это слово конкретно говорит об апостольском призвании Павла, в том, что он был отделён от мира, из среды собратьев и посвящён для проповеди Евангелия.
Благовестию: Греч, euagg ion, это слово образовано из двух простых слов, из слова добрый, благий и слова весть или известие (см. на Марк 1:1). Слово Евангелие происходит из этих двух корней. Евангелист, это тот, кто возвещает благую весть. Из послания к Римлянам видно, что задача Павла состояла в том, чтобы возвестить всем людям Божественное Евангелие. Тындаль в 1525 г. под благовествованием понимал: проповедь Евангелия. С таким толкованием согласны многие из современных переводчиков. Другие же считают, что изменять выражения не стоит. Из контекста видно, что Павел говорит о смысле своего призвания и избрания. Он был призван апостолом и был призван возвещать благую весть Божию и о Его Сыне (см. на Рим. 1:3).
2. прежде обещал: Об этом обетовании ясно говорится в тех местах ВЗ, которые предвозвещают пришествие Мессии. Но в целом мысль о Нём проходит через весь ВЗ Евангелие не было ни запоздалой идеей со стороны Бога, ни чем-то совершенно новым, в Его неизменном плане относительно человека. Оно было исполнением Его обетования, которое Он оставил нашим прародителям (см. на Быт. 3:15), а также всем последующим поколениям.
чрез пророков Своих: Не только писатели пророческих книг ВЗ, но и такие личности, как Моисей Втор. 18:18, Самуил Деян. 3:24 и псалмист Пс. 39:8, так же возвещали Евангелие (ср. Евр. 1:1).
в святых писаниях: На протяжении всего послания Павел часто ссылается на места ВЗ, чтобы показать, что Евангелие полностью согласуется с учением древних пророков (см. Деян. 26:22, 23). Он горел желанием доказать своим соотечественникам, что христианство утверждается на основании их собственных пророков в Священном Писании.
3. О Сыне Своем: В раннем издании KJV 2 ст. заключен в скобки, чтобы показать, что последняя фраза 1 ст. непосредственно связана со словами: О Сыне Своём. Впрочем, эту последнюю фразу можно также связать со словами: в Святых Писаниях или прежде обещал. В переводе RSV слово благовестию из последней фразы первого стиха снова повторяется в начале 3 ст. который теперь читается так: Благовестив о Сыне Своём.
родился: Греч, ginomai, стать. Это слово может также употребляться в значении родиться (см. Гал. 4:4; см. на Ин. 8:58).
семени Давидова: Иудеи ожидали, что Мессия произойдёт из царского рода Матф. 22:42; Ин. 7:42, как об этом было предсказано Ис. 11:1; Иер. 23:5. См. на Матф. 1:1.
по плоти: Т.е., в человеческом естестве (см. гл. 9:5).
4.открылся: Греч, horizo, отделить посредством границы. Отсюда: определять, обозначать, указывать Деян. 10:42; 17:31. Horizo переводится как определяющий и является корнем другого греческого слова со значением избранный, то есть, отделённый Рим. 1:1.
в силе: Эту фразу можно рассматривать либо как изречение со словом открылся, либо как прилагательное с выражением Сыном Божиим. Если эту фразу рассматривать как изречение, стих будет означать, что Иисус открылся в силе, то есть, чудным образом, как Сын Божий через воскресение. Если же фразу рассматривать в качестве [472] прилагательного, тогда данное место стиха свидетельствует о возвышенном состоянии Христа, как Сына Божия в силе во время, или же после Своего воскресения. И то, и другое толкование находится в согласии с другими местами Священного Писания (см. Ефес. 1:19-21). Однако, ни одно из этих толкований не говорит о том, что до Своего воскресения Иисус имел в Себе божественной силы меньше, чем после воскресения.
по духу святыни: Некоторые считают, что здесь идёт речь о Духе Святом и в подтверждение своего толкования ссылаются на гл. 8:11. Как бы там ни было, но подобное определение Духа больше нигде не встречается. Другие рассматривают это выражение, как противопоставление по плоти гл. 1:3. Они подчёркивают, что по плоти, Иисус имеет происхождение от Давида, а по Духу Святыни Он, в то же время, является Сыном Божиим.
С теологической стороны это место стиха продолжает подробно обсуждаться многими толкователями. Мысль о том, что Павел здесь стремился противопоставить человеческое- божественному Христа, на наш взгляд, кажется мало обоснованной. Он скорее хотел в этом стихе обратить внимание верующих на то, что Иисус является в одно и то же время и обетованным Мессией Иудеев, и Сыном Божиим.
из мертвых: Павел рассматривает воскресение Иисуса Христа, как доказательство о том, что Он является Сыном небесного Бога. Иисус постоянно свидетельствовал о Себе, что Он Сын Божий Матф. 27:43; Ин. 5:17-30; 10:36 и говорил, что Он воскреснет в третий день Матф. 12:40; Ин. 2:19, 21. В этом стихе Павел утверждает, что Иисус воистину открылся верующим, как Сын Божий через Своё чудное воскресение, о котором Он предсказывал. В греческом языке слова: об Иисусе Христе, Господе нашем 3 ст. стоят в конце 4 ст. Здесь Павел окончательно отождествляет Сына Давидова и Сына Божия с Иисусом Христом из Назарета, уже признанным христианами Христом и Господом.
Эти имена были в глазах иудеев весьма многозначительными. Иисус это греческая форма слова Yeshua от Арамейского Ешуа или Иешуа. Оно означает Иегова, Спасение (см. на Матф. 1:1) Христос является также греческой формой слова Mashiach от Евр. Машмах Мессия, что значит: помазанный (см. на Матф. 1:1). Господь, как титул Божественного Правителя и Господина, был уже знаком верующим из LXX (см. на Ин. 20:28).
5. Которого: или, через кого. Здесь Павел заявляет, что его апостольская миссия была непосредственно от Самого Христа, а не от людей.
мы получили: Здесь множественное число, по-видимому, употребляется вместо единственного, что нередко делалось высокопоставленными людьми. Возможно также, что Павел имеет в виду, кроме себя, и других апостолов.
благодать и апостольство: Многие толкователи считают, что оба эти выражения вместе означают: благодать апостольства. Павел часто говорит о своём апостольстве, как о благодати, данной ему от Бога Рим. 15:15,16; Гал. 2:79; Ефес. 3:79. Другие же напротив, толкуют слово благодать, как спасительную личную силу, благодать, которую Павел получил на пути в Дамаск (Деян. 9:1-16; ср. 1Кор. 15:10). О значении слова благодать (см. на Рим. 3:24).
Беседа Павла с Богом и избрание его апостолом, имевшее место почти одновременно, очевидно показалось Павлу одним событием. Бывши прежде хулителем, гонителем и обидчиком 1Тим. 1:13, он теперь был призван благовествовать веру, которую он раньше истреблял Гал. 1:23. Не удивительно поэтому, что после этого события Павел говорил: Благодатию Божиею есмь то, что есмь 1Кор. 15:10. Теперь он был не только христианином, но и избранным апостолом.
во имя Его: Конечная цель миссии Павла состояла в том, чтобы возвещать познание и славу Христа. Имя Христа может быть возвеличено, прежде всего, послушанием, которое исходит от веры в Него. Павел был готов пожертвовать своей жизнью ради такой возвышенной цели (Деян. 15:26; 21:13; ср. Деян. 9:16).
покорять вере: Это выражение, переведённое с греческого языка, встречается снова в издании KJV в гл. 16:26, которое переведено, как послушание веры. Данный вариант перевода более конкретен, так как определённый артикль в греческом языке отсутствует. Слово вера без определённого артикля, по-видимому, не совсем соответствует тому же слову, но с артиклем, отражающим вполне конкретное вероучение (см. Деян. 6:7; Иуд. 3). Вера, о которой идёт речь в нашем стихе, очевидно означает, нравственное и духовное состояние христианина, посредством которого он проявляет свою верность ко Христу и показывает свою зависимость от Него. Такая вера производит послушание.
Послушание веры можно понимать либо, как постоянный принцип, контролирующий жизнь христианина, либо, как послушание, исходящее от веры. Так или иначе, для нас здесь важно то, что Павел связывает веру с послушанием гл. 3:22; и т.д. Это есть та самая благая весть, которую Павел был [473] призван возвещать. Он рассматривает своё апостольство, и как посредством веры приводить к послушанию все народы.
все народы: Под этим выражением обычно подразумеваются язычники, как народы, отличные от иудеев. Здесь Павел, вероятно, делает намёк на свою роль, которую он должен был исполнить, как апостол язычников (см. Деян. 22:21; Гал. 1:16; 2:79; Ефес. 3:1, 8). В приведённом выражении, вполне возможно, выражено особое поручение, которое Иисус возложил на Своих учеников Матф. 28:19, 20; Марк 16:15,16, а также поручение, данное Им Павлу во время его обращения Деян. 9:15 с тем, чтобы он шёл проповедовать Евангелие всему миру.
6. Между которыми: Имеется в виду, между всеми народами или язычниками, к которым Павел был послан самим Богом. Возможно, Павел намекает на своё особое положение, которое даёт ему право обращаться к верующим в Риме.
призванные Иисусом Христом: Это выражение может означать: призванные из тех, кто принадлежит Христу, призванные Иисусом Христом или призванные быть в общении с Иисусом Христом.
7. Всем находящимся в Риме: Павел, по-видимому, имеет в виду всех христиан в Риме.
возлюбленным Божиим: Бог любит всех людей Ин. 3:16; Ефес. 2:4, 5. Для христиан же, которые примирились с Богом через смерть Христа, преграда некогда отделившая их от любви Божьей, была разрушена (Рим. 5:10; см. на Ин. 16:27).
святым: Грея, hagioi, буквально, святые. Это слово встречается в НЗ, и это выражение характеризует христиан Деян. 9:32, 41; 26:10; Ефес. 1:1; и т.д. И не столько тех, кто уже достиг святости (см. 1Кор. 1:2; ср. 1 Kop. 1:11), сколько тех, кого через их вероисповедание и прощение можно считать отделёнными от мира и посвятившими себя Богу.
Основное значение слова haglos , это отделённый от обычных занятий для священного дела. В этом же смысле употреблялось и соответствующее ему еврейское слово qodesh или qadosh, которое встречается и в ВЗ, например, там, где речь идёт о скинии, и её принадлежностях Исх. 40:9. Этим словом часто пользовались Иудеи Исx. 19:5, 6; Втор. 7:6, но не потому, что каждый из них в отдельности был совершенно свят, а потому, что они были отделены, как народ, от всех других народов и предназначены служить истинному Богу, в то время как другие народы были преданы идолопоклонству. Здесь указанное выражение относится к христианам, находящимся в Риме, которые отделились от мирских людей, от их образа жизни и посвятили себя на служение Богу.
благодать: Греч, charts, добрая воля. То необычное приветственное слово имеется в греческом переводе послания. Обычной формой приветствия считалось слово chairein, которое выражало пожелание здоровья и успеха. Chairein встречается в НЗ в письме Лисия римскому правителю Феликсу Деян. 23:26, а также в послании Иакова Иак. 1:1. В обоих приведенных случаях оно переводится как приветствие. Chairein как видно из 2Ин. 10 и ниже, было обычной формой приветствия у христиан (см. Матф. 26:49; 27:29; 28:9; Марк. 15:18; Лук. 1:28; Ин. 19:3), где chaire и chairete переведено как приветствие. Павел же, вместо обычного приветствия chairein, в котором заключается пожелание (материального) успеха, употребляет слово charis благодать, которое к этому времени начинает принимать Христианский оттенок (см. на Рим. 3:24).
мир: Обычная Еврейская форма приветствия была shalom мир или shalom leka, мир вам, не бойся (см. Быт. 29:6; 43:23; Дан. 10:19; Лук. 10:5, 6 и т.д.). Так приветствовал Иисус Своих учеников после воскресения Ин. 20:19, 26.
Жизнь, смерть и воскресение Христа вдохнули в эти традиционные формы приветствия новый смысл. Теперь благодать стала пониматься, как искупительная любовь Божия во Христе (см. 2Тим. 1:9). Слово мир стало означать мир с Богом через искупление Рим. 5:1. В этом христианском значении слова благодать и мир сделались обычным приветствием Павла во всех его посланиях (1Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Ефес. 1:2; Фил. 1:2; Кол. 1:3; 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:2; Флм. 3; ср. 1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; Титу 1:4). В посланиях Петра и Иоанна, мы также находим подобное приветствие 1Пет. 1:2; 2Пет. 1:2; 2Ин. 3; Откр. 1:4.)
Бога Отца нашего: Как Творец, Бог является Отцом всех людей Деян. 17:28, 29, а тем более христиан, которые родились [474] от Него (Ин. 1:12,13; 1 Ин. 5:1; ср. 1 Ин. 3:1, 2). Приняли от Него усыновление Рим. 8:15 и во всём стремятся быть подобными Ему Матф. 5:43-48.
Приветствие Павла весьма похоже на молитву о том, чтобы Бог даровал мир и благодать всем верующим в Риме. Таким образом, во всех посланиях его приветствие является более, нежели простым знаком вежливости, христианская любовь превратила их в молитву о небесном благословении.
Господа Иисуса Христа: Слово Иисус и Отец поставлены рядом, так как они в равной степени показывают на истинный источник благодати и мира. Это также свидетельствует о том, что Павел познал божественность Христа (см. Фил. 2:6). В НЗ об Иисусе часто говорится, как о том, кто принёс человеку мир Ин. 14:27; 16:33; Деян. 10:36; Рим. 5:1; Ефес. 2:17.
8. благодарю: Многие свои послания Павел начинает благодарением Богу от имени своих читателей (см. 1Кор. 1:4; Фил. 1:3; Кол. 1:3; 1Фес. 1:2; 2Фес. 1:3; 2Тим. 1:35; Флм. 4), местами выражает желание встретится с ними Фил. 1:8; 2Тим. 1:4. Павел замечал, и с радостью поощрял успехи, достигнутые некоторыми из верующих в своём христианском возрастании, несмотря на то, что они заслуживали и порицания (см. 1 Kop. 1:4, 5,11). Таким образом, он воодушевлял верующих и побуждал с большим вниманием и уважением прислушаться к его наставлениям.
Бога моего: Это выражение ещё полнее раскрывает личное отношение Павла, как христианина и апостола, к своему Богу (ср. 1 Kop. 1:4; Фил. 1:3; 4:19; Флм. 4).
через Иисуса Христа: В своём славословии так же, как и в молитве, мы сможем приближаться к Богу через Христа (см. Ефес. 5:20; Евр. 13:15).
вера ваша: Т.е., ваша верность и праведность Христа, ваша христианская совесть. Подобная похвала упоминается также в гл. 16:19, Ваша покорность вере всем известна.
во всем мире: Это выражение, по-видимому, соответствует нашему слову повсюду (см. на Ин. 12:19; ср. Деян. 17:6; Кол. 1:6), но возможно также имеется в виду римская империя. Поскольку Рим был столицей, а люди, направляющиеся в разные части империи, имели обыкновение останавливаться в этом городе, то не трудно видеть, каким образом весть о новой вере могла распространиться во всём мире. В первую очередь эта вера распространялась, и притом с большим энтузиазмом, по всей империи членами других христианских общин. Павел, по-видимому, имеет в виду, прежде всего их, которых он рассматривает сотрудниками своих братьев в Риме в деле возвещения веры и послушания.
9 Свидетель мне Бог: Только Богу могла быть ведома искренность такого заявления. И поэтому Павел обращается к Нему, как к свидетелю (ср. 2Кор. 1:23; 11:31; Гал. 1:20; Фил. 1:8; 1Фес. 2:5, 10). Павел пишет своё послание из Коринфа, где ещё недавно искренность его намерения подвергалась серьёзному сомнению, особенно из-за того, что он не мог своевременно посетить верующих в этом городе, как обещал 2Кор. 1:15-24. Теперь он намерен отправиться в Иерусалим, так и не побывав в Риме. Вполне возможно, что его искренность вновь подвергалась сомнению. У некоторых даже сложилось или могло сложиться представление, что он по какой-то причине стыдится проповедовать в Риме. В это время Павел не в состоянии был доказать, что это не так, он мог лишь вновь убеждать их в своей любви к ним, молиться за них и выражать своё искреннее желание увидеть их, призывая Всемогущего Бога во свидетели, что он говорит правду Рим. 1:9-16.
духом моим: Или, в моём духе. Служение Павла не было простой церемонией. Оно было наполнено духовным содержанием, верностью Богу в деле распространения Евангелия Христа.
непрестанно: Такую же заботу Павел проявлял и о других церквах (см. Ефес. 1:15,16; Фил. 1:3, 4; Кол. 1:3, 4; 1Фес. 1:2, 3; 2:13). Самой главной своей задачей он считал распространение Евангелия во всех странах.
вспоминаю о вас: Павел до сих пор ни разу не встречался с римскими верующими, но он не забывал вспоминать о них в своих молитвах.
10. воля Божия: Бог от начала знает, что будет в конце, и, мы всегда будем поступать благоразумно, если будем повиноваться Его воле и руководству. Так всегда поступал Павел в своём служении (см. Деян. 16:7, 9, 10) и мы призваны поступать также Иак. 4:15. Просьба Павла к Богу о том, чтобы Он ему позволил посетить Рим, была в последствии выполнена, однако, не так, как этого ожидал Павел. Он прибыл туда, как узник Деян. 28:14-16, 20.
когда-нибудь: Здесь в значении наконец Павел не раз выражал своё желание посетить Рим (см. 13 ст.).
благоспоспешила мне: Вернее благоприятствовала мне. Будучи переведено с греческого языка, в буквальном значении это выражение означает: благополучное путешествие. Однако в НЗ оно уже встречается в более широком значении, имея в виду успех вообще (см. 1 Kop. 16:2; ЗИн. 2). [475]
11. дарование: Греч, charisma, дар милости или благодати от слова charts, благодать. Это духовное дарование, которое Павел стремился лично разделять с римскими верующими, очевидно, было благословением, состоящим во взаимном утешении и возрастании в христианской вере, как об этом говорится ниже в 12 ст.
к утверждению вашему: Или, укреплению вашему. Павел не говорит: Я могу утвердить вас. Он знает, что он лишь орудие, посредством которого Бог Сам укрепит и оживит духовную жизнь римских верующих (см. 2Фес. 2:17).
12. То есть: С подлинным христианским смирением и тактичностью Павел тот час стремился пояснить свои слова в 11 ст., чтобы у верующих создалось правильное впечатление, что его долг лишь передать волю Божию, а их — принять её. В его намерения не входило господствовать над их верой 2Кор. 1:24. Он уверен, что читатели его послания — христиане и надеется утешиться вместе с ними общею верою.
утешиться: Или, укрепиться, ободриться. В словах 12 ст. выражена не только тактичность и учтивость. Павел, успевший приобрести много опытов с Богом, стремится соединиться с римскими верующими, так как ощущает нужду утешиться их верою не в меньшей степени, чем они его (верою). Христианского совершенства нельзя достичь в уединении, вдали от общественной жизни. Совершенство развивается по мере того, как вера христианина укрепляется и поощряется верой его собратьев.
13. оставить вас в неведении: Любимое выражение Павла, когда он желает обратить внимание верующих на наиболее важные вопросы (см. Рим. 11:25; 1Кор. 10:1; 12:1; 2Кор. 1:8; 1Фес. 4:13).
встречал препятствия: Павел снова говорит о своём искреннем желании посетить римскую церковь. Дело не ограничивалось только желанием. Он нередко имел твёрдые намерения побывать в Риме Деян. 19:21. Однако различные препятствия были ему в этом помехой (Рим. 15:22; ср. 1Фес. 2:18; Деян. 16:6,7).
иметь некий плод: Павел надеялся одних привести, других укрепить в вере и добрых делах. Таким образом, он думал добиться полезных результатов, то есть, плодов. Иисус в своё время послал учеников идти приносить плод, как в своей собственной жизни, так и в жизни других (Ин. 15:16; ср. Ин. 4:36). Плод, это обычное выражение, часто встречающееся в НЗ. Павел употреблял его для обозначения, как добрых, так и плохих поступков Рим. 6:21, 22; 7: 4, 5; Гал. 5:22; Фил. 1:22; 4:17; Кол. 1:6.
прочих народов: Буквально, и у вас, как у прочих народов, указывает, очевидно, на то, что римская церковь была главным образом из язычников.
14. должен: Павел сознавал возложенную на него необходимую обязанность проповедовать Евангелие 1Кор. 9:16.Это сознание обязанности возвестить Евангелие, по возможности всем народам земли, объясняется отчасти его особой миссией в отношении язычников Деян. 9:15; Рим. 11:13. Подобная обязанность возлагается также на всех остальных Христиан, получивших познание о спасении (см. НУХ 135).
Еллинам: т.е., грекам, Павел принимает здесь условное деление греками всех людей на греков и не греков. Те народы, которые не говорили на их языке, считались варварами. Слово варвар не всегда несёт оттенок унижения или презрения. Различие между греками и варварами выражено, прежде всего, в языке и национальности (см. 1Кор. 14:11). В Риме, который в то время был большим столичным городом, находились представители различной национальности, культуры и образования. Павел говорит о своём долге проповедовать Евангелие всему языческому миру, несмотря на национальное различие и культуру.
мудрецам: Евангелие, есть весть для всех. Философы были склонны презирать простые массы народа. Иудейские книжники считали проклятыми тех людей, которые не знали закона Ин. 7:49. Однако Евангелие предназначалось для всех людей. История свидетельствует, что в первую очередь и с большим энтузиазмом оно принималось простым народом 1 Kop. 1:26-29. Что касается мудрецов, то они также должны были услышать проповедь Евангелия. Еллины гордились своим знанием [476] и искали мудрости 1 Kop. 1:22, тем не менее, Евангелие было предназначено и для них. Сам Павел был высокообразованным человеком. Люди могут отличаться друг от друга в языке, культуре и развитии, но Евангелие дано всем. Связь, соединяющая людей со Христом, глубже, чем любые национальные и личные различия.
15. что до меня: Это греческое выражение не поддаётся точному истолкованию. Многие считают, что первая часть стиха означает: Что касается меня, и поскольку мне представлена такая возможность, то я готов благовествовать вам. В переводе RSV первая часть предложения переведена словами: итак, я желаю.
в Риме: Павел уже проповедовал в таких крупных городах, как Ефес, Афины и Коринф. Теперь он желает возвестить Евангелие в столице Римской империи.
16. не стыжусь: Иудеи считали Павла отступником. Он находился в презрении также и у язычников. Его гнали из города в город и смотрели на него, как на сор для мира, как на прах всеми попираемый 1Кор. 4:13. Он хорошо понимал, что проповедь о кресте для Еллинов безумие, а для Иудеев соблазн 1 Kop. 1:23. Но поскольку он был твёрдо убеждён в Евангельской истине и ощущал на себе его силу и благословение, то он не только не стыдился его, но даже почитал для себя большой честью благовествовать о кресте Христовом, что в глазах многих было бы кощунством Гал. 6:14.
Христова: Текстовое свидетельство сообщает (см. 10 стр.), что в подлиннике этого слова нет. Как бы там ни было, но отсутствие его не меняет смысла стиха.
сила Божия: Евангелие, это средство, с помощью которого Бог стремится спасти людей. Когда Евангелие находит благодатную почву в сердцах верующих людей, тогда сила Божия устраняет оттуда все препятствия, мешающие людям получить искупление. Павел познал это на собственном опыте. Он ощутил эту силу Божию в своей жизни, и замечал её влияние на других 1 Kop. 1:18, 24; 2:15.
всякому верующему: Евангелие предназначено для всех 1Тим. 2:4, однако оно есть сила Божия ко спасению только для тех, кто охотно принимает его. Такое добровольное принятие есть вера (см. Ин. 3:16,17).
во-первых Иудею: Павел везде называет Иудеев первыми, так как им дарованы особые преимущества и на них возложена особая ответственность гл. 2:9,10. Им было вверено слово Божие гл. 3:1, 2. Они имели закон и совершали прообразное служение в храме. Через их семя пришёл Мессия гл. 9:5. Вполне естественно, что им первым должно быть проповедано Евангелие. Именно таким образом через них Евангелие должно было распространиться по всему миру (Деян. 13:46; ср. Матф. 10:5, 6; 21:43; Лук. 24:47; Деян. 18:6). Свою миссионерскую работу Павел начинал проводить в первую очередь в синагогах Деян. 17:1, 2; 18:4, 6; 19:8. Сразу же после своего заключения в римской темнице он стал проповедовать Евангелие иудейским начальникам Деян. 28:17, 23
Еллину: Греч. Hellen. Здесь это слово соответствует выражению грек, как в Рим. 2:9, 1:9, что значит язычник (см. на Ин. 7:35). Иудей и язычник так разграничивали иудеи всё человечество, согласно своей религии (см. Деян. 14:1; 1 Kop. 10:32). Еллины и варвары, таково было распределение греков, всех людей, по их национальному и культурному признаку (см. на Рим. 1:14).
17. В нем: Т.е., в Евангелии.
Нечестие: Греч, asebeia, отсутствие уважения к Богу или непочтение (см. 21 ст.)
гнев Божий: Т.е., неудовольствие Божие по отношению ко греху, в результате его человек осуждён на вечную смерть (см. Рим. 6:23; Ин. 3:36). Гнев бесконечного Бога нельзя сравнить с человеческими страстями. Бог есть любовь 1Ин. 4:8, хотя ненавидит грех, Он все равно любит грешника (НУX 54). Однако, Бог не навязывает Свою любовь тем, кто не желает принять Его благодати (см. ЖВ 22, 466, 759). Таким образом гнев Божий по отношению ко греху проявляется в том, что Бог лишает Своего присутствия и животворной силы тех, которые предпочитают оставаться во грехе и пожинают его роковые последствия (см. Быт. 6:3; ср. ЖВ 107, 763, 764; ПХ17, 18).
Это видно на примере Иудеев после их отвержения Христа. Так как они упорно не желали раскаяться в своих грехах и отвергали последний предложенный им дар милости, то Бог лишил их Своей защиты и удалил Свою сдерживающую силу против сатаны и его ангелов, в результате чего иудейский народ оказался во власти обманщика, которого он сам избрал (ВБ 28).
Гнев Божий против греха, обрушившийся на Христа, как нашего Посредника, выразился в отделении Его от Отца, что причинило Ему величайшие страдания. Чтобы избавиться от нечеловеческих страданий, Он не должен был воспользоваться Своей Божественной силой, Он должен был как человек понести на Себе все последствия греха, совершённого человеком. Он, как человек, должен был испытать на себе гнев Божий против беззакония (ЖВ 686). Наконец, гнев против греха, как выражение Его крайнего не благоволения, вследствие беззакония, подверг душу висящего на кресте Его Сына в ужасное состояние. Когда Отец Небесный отвернул лице Своё от Спасителя мира в эти минуты Его невыносимых страданий, то это наполнило Его сердце такой скорбью, какую люди не смогут никогда постичь до конца (ЖВ 753).
Таким образом, согласно словам Павла в Рим. 1:24, 26, 28, Бог проявляет Свой гнев так, что предаёт нераскаявшихся людей роковым последствиям их отступления. Такое упорное сопротивление любви и милости Божией приведёт к окончательному проявлению гнева Божия в тот день, когда Дух Божий будет взят от земли. Лишённые милости Божией, нечестивые оказываются теперь во власти лукавого. Когда ангелы Бога перестанут удерживать недобрые порывы человеческих страстей, тогда зло в его самой разнообразной форме хлынет отовсюду как река (ВБ 614). В этот момент сходит огонь от Бога, в котором грех и грешники находят свою вечную погибель (Откр. 20:9; ср. Мал. 4:1; 2Пет. 3:10).
Однако, даже этот окончательный гнев Божий, проявленный в истреблении нечестивых, нельзя рассматривать как акт жестокости, Бог есть источник жизни. Тот же, кто предпочитает служить греху, отделяет себя от Бога и таким образом лишается жизни (ЖВ 764). Бог даёт людям временную жизнь, [478] чтобы они могли проявить свой характер. В конце жизни они пожнут результат своего выбора. В последствии своего беззакония сатана и все последователи настолько отделились от Бога, что одно Его присутствие является для них пожирающим огнём (ВБ 543).
с неба: Проявление гнева Божия исходит от престола, как весть предостережения
открывается: Настоящее время здесь указывает на продолжительность деиствия. Правда Божия здесь особенным образом открылась в смерти Христа гл. 3:21-26 однако она продолжает открываться и в проповеди Евангелия, и в личных опытах тех, кто слышит Евангельскую весть и принимает её Гал. 1:16. Человек никогда не может достичь правды Божией, основываясь на своих собственных познаниях и философии. Правда Божия есть откровение от Бога.
правда Божия: Это выражение можно понимать по разному: или здесь речь идёт о правде Божией (принадлежащей Богу) или о правде, которая принимается Богом, или о Божьем пути воспитания в человеке праведности. Обобщая обширную тему своего послания, Павел употребляет здесь выражение правда Божия, очевидно, в наиболее широком значении. Евангелие открывает правду и совершенство Бога Рим. 3:26. Оно открывает нам правду от Бога и, во-вторых, как эта правда может быть, принята людьми (см. Матф. 5:20; Фил. 3:9; см. на Рим. 4:35).
от веры в веру: Сравните от славы в славу 2Кор. 3:18 и от силы в силу Пс. 83:8. Правда Божия воспринимается верою и, будучи воспринята, постоянно возрастает. По мере того, как мы развиваем свою веру, правда Божия всё более и более утверждается в нас, пока наша вера не сделается компасом, определяющим наше отношение к Богу.
как написано: Здесь, как и во 2 ст. и во многих местах посланий, Павел старается доказать, что весть Евангелия находится в согласии с учением ВЗ.
праведный верою жив будет: Или, тот по вере жив будет. Выражение верою можно связать со словом праведный или со словом жив будет. Выражение взято из Аввак. 2:4. Во время нашествия Халдеев пророк Аввакум утешал себя мыслью о том, что, полагаясь на Бога, верующий человек чувствует себя в полной безопасности (см. на Аввак. 2:4). Подобная же мысль содержится и в словах Павла Рим. 1:17. Праведный будет жить, полагаясь не на свои дела и заслуги, но на веру в Бога.
Некоторые связывают слово верою со словом праведный, считая, что такое сочетание более точно выражает тему послания: Праведность через веру. Будет жив только праведный человек через веру. В обоих случаях смыл, в сущности, остаётается тем же. И там и здесь ударение делается на веру.
18. Ибо: Этим словом начинается главная мысль всего послания. Павел, прежде всего, стремится показать, что все люди, как язычники, так и Иудеи, нуждаются в праведности, которая открыта в Евангелии, так как все согрешили и подвержены гневу Божию как язычники гл. 1:13-32 так и Иудеи гл. 2:1 по 3:20.
открывается: Или, открывается (см. 17 ст.). Полное проявление гнева Божия будет видно в конце мира Рим. 2:5; 1Фес. 1:10; 2Фес. 1:79; Откр. 6:16,17. Однако, не благоволение Божие ко греху проявляется уже ныне, в состоянии человечества. Низкие пороки и умышленное зло, которым преданны грешники Рим. 1:24-32, доказывают, что Бог осуждает и наказывает людей за грех. Проповедь Павла о праведности Божией в Евангелии 17 ст. также с наибольшей силой открывает нам гнев Божий так ясно, как никогда прежде.Отцы, знали Бога, и это знание передавалось их детям. Однако вследствие греха, разум большинства их потомков вскоре омрачился, и они утратили познание о Боге. [479]
неправду: Греч, adikia, неправильное поведение, несправедливость (см. 2ст.).
подавляющих: Греч, katecho, захватывание, удерживать, задерживать препятствовать, занимать. Из контекста ясно, что выражение удерживать здесь, наиболее подходящее Лук. 4:42; 2Фес. 2:6, 7.
истину: Это касается особенно познания относительно Бога (см. Рим. 1:1 25; см. на Ин. 8:32).
неправдою: Находясь в своём нечестии, люди удерживают и подавляют истину Божию. Продолжая сознательно творить беззаконие, люди ничего не хотят знать о чистом и Святом Боге, Который, как они были уверены, не благоволит к их поступкам и со временем накажет их. Поступая так, они не только подавляют истину в своих собственных сердцах, но и удерживают её от других.
19. можно знать: Или, известно.
для них: Т.е., в их сердцах и в их совести (см. гл. 2:15).
Бог явил: Бог открывается человеку тремя способами, во-первых, внутренним образом в его мыслях и совести (Рим. 2:15; ср. Ин. 1:9). Во-вторых, внешним образом в делах творения Рим. 1:20, а также посредством Писания и жизни Иисуса ?риста. Павел здесь говорит о первых двух откровениях. Бог наделил людей разумом и совестью, Он сделал их способными видеть и исследовать Его творение, Он явил им доказательство Своей мудрости и силы. Таким образом, Бог даровал как иудеям, так и язычникам возможность видеть и иметь познание о Нём.
20. невидимое: Т.е., как мы об этом читаем ниже: Вечная сила Его и Божество. В своей слепоте люди заменили эти свойства Божии видимыми образами.
Божество: Греч, theiotes, божественная природа, божественность. Слов(д theiotes встречается лишь в этом месте НЗ. Здесь апостол говорит о божественной сущности и проявлении божественных свойств, а не о Троице как таковой. Сравниив слово Iheotes в Кол. 2:9, где оно также переводится словом Божество.
от создания: Т.е., со времени творения.
видимы: Невидимые свойства Божии можно понять своим разумом с помощи видимых явлений природы. Всё творение, несмотря на то, что оно в значительной степени искажено грехом, продолжает свидетельствовать, всё же, о том, что нашу землю создал Некто, обладающий бесконечным могуществом и силой. Повсюду мы видим проявление Его благости и любви. Таким образом, даже язычники могут вполне познать славу Творца.
безответны: Откровение Бога через совесть и природу вполне достаточно, чтобы таким путём люди смогли познать Его божественное требование. В виду такого откровения они не имели никакого извинения за своё сознательное неведение, то есть за своё идолослужение и подавление истины.
21. познавши Бога: Или, хотя они знали Бога, то есть, через свою совесть и дела творения (см. на 20 ст.). Больше того, богобоязненные люди, подобные Ною, свидетельствовали
не прославили Его: Не желание почитать Бога, как Творца, было причиной того что разум их омрачился, и они стали заниматься постыдными делами. Прославлять Бога означает проявлять по отношению к Нему благоговение, любовь и послушание.
не возблагодарили: Нежелание людей воздать благодарность Богу за Его любовь и доброту к ним является одной из причин их растления и идолопоклонства. неблагодарность ожесточает сердца людей, и они забывают того, Кому обязаны наивысшими благами своей жизни.
осуетились: Греч, mataiod, стали неразумными, тщеславными. В своём беспредельном тщеславии язычники перестали быть благоразумными. Человек, который поклоняется безгласным идолам из дерева и камней, становится похожим на предмет своего поклонения Пс. 114:9. Сравните kenos, которое также переводится -тщетный (см. на 1Кор. 15:10), что в значении пустой, бессмысленный.
в умствованиях: Греч, dialogismoi, рассуждения, мысли, размышления. Павел употребляет это слово для того, чтобы выразить своё неразумие и несодержательность философии язычников, на основании которой они стали находить противоречие между Богом и истиной, которую они успели отчасти познать, и которая продолжает открываться им во всём творении Божьем 20 ст.
омрачилось: Люди настолько низко опустились в своём невежестве и грехе, что их разум омрачился, и притупился, что они перестали воспринимать и понимать истину. Чтобы добиться своей цели в великой борьбе с Богом, сатана постоянно старался любым путём ввести людей во тьму. Бог даровал каждому человеку индивидуальность, способность самостоятельно мыслить и действовать. Наше спасение зависит от правильного развития всех наших способностей, которые непосредственно связаны с верой в Бога и послушанием Его воле. В течение вот уже шести тысяч лет сатана старается с помощью самых изощрённых способов ослабить и разрушить эти данные Богом способности, с тем, чтобы люди перестали распознавать, исполнять и воспринимать истину. Поэтому одним из важнейших Евангельских обетовании является обетование о том, что Бог даёт человеку новое сердце и разум (Иез. 36:26; ср. Ин. 3:3). Слова И нам тебе новое сердце означают: вложу в тебя новые мысли. Об этом чудном преобразовании сердца и ума, доступном всякому человеку, верующему во Христа, говорится в настоящем послании Павла к Римлянам.
несмысленное: Греч, asunetos, буквально, без того, чтобы понимать (см. Матф. 15:16), следовательно, невежественный, бессмысленный.
сердце: Пространное выражение, означающее наклонность человеческой мыс ли Рим. 10:6 воли 1Кор. 4:5 или чувства Рим. 9:2. Иудеи рассматривали сердце, как средоточие внутренней жизни. Оно может быть обителью Святого Духа гл. 5:5, или же пристанищем недобрых мыслей (Рим. 1:24; ср. Марк 7:21-23).
22. мудрыми: Павел здесь имеет в виду не столько познание греческих философов, которым они придавали мало значения 1Кор. 1:18-25, сколько их сомнение, которое привело их к сознательному отступлению от божественной истины, к идолопоклонству в его самой разнообразной и дикой форме. Считая себя мудрыми, люди отвернулись от познания Бога и, как неизбежное следствие этого, было проявление язычества.
обезумели: Крайней степенью их безумия было идолопоклонство. (см. Иер. 10:14, 15), так как может ли быть большее безумие, нежели поклонение животным вместо Бога?
23. нетленного: Т.е., неподвластного смерти и потому неподверженному тлению, которому подвержено всё творение. Павел здесь противопоставляет нетленность Бога, тленности человека. Только один Бог является неизменным, неуничтожаемым, бессмертным и потому лишь Он один достоин истинного поклонения 1Тим 1:17.
изменили: Лучше, променяли. В своём безумии люди заменили служение Богу- служением изображениям. Вместо того, чтобы взирать на Того, кто облечён величием и славой, они поклонялись зверям и пресмыкающимся (см. Пс. 105:20; Иер, 2:11. Человек поставлен властелином животного царства Пс. 8:68, но он унизил себя поклонением тварям, которых Бог сотворил ему на служение (ср. Ос. 8:6).
образ: Людям не нравилось служить Богу в духе Ин. 4:23, 24. Им казалось недостаточно, что Бог явил себя в природе Рим. 1:20. Поэтому они предпочитали изображать Его в виде образов, похожих на людей, птиц, животных и пресмыкающихся. Павел здесь очевидно, стремится описать все последовательные [480] страдания правильного интеллектуального вырождения язычников, показывая, как они в конце концов стали изображать живого Небесного Бога в виде нечистых пресмыкающихся и других гадов, ползающих по земле. Боги в виде людей были обычным явлением, как в греческой, так и в римской pелигии. Поклонение всевозможным творениям, таким как были крокодилы, змеи, птицы, было широко распространено в Египте. Подражая идолопоклонству Египтян, израильтяне сделали себе золотого тельца Исх. 32:4. Позднее царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, одного в Дане, другого в Вефиле и устраивал там им жертвоприношения ЗЦар. 12:28-33. Некоторые из наиболее цивилизованных язычников, по-видимому, рассматривали образы лишь как символы, однако, многие из простого народа видели в идолах вол шебных богов. Библия осуждает всех поклоняющихся образам, не взирая на то, как они к ним относятся, рассматривая их как идолопоклонников Исх. 20:4, 5; Лев. 26:1 Мих. 5:13; Авв. 2:18,19..
24. предал их: Когда язычники сознательно отвернулись от Бога и удалили Его, из своего разума и сердца, тогда Бог предал их ходить пагубными путями Пс. 80:13, Деян. 7:42;14:16. Это была плата за их мнимую свободу. Если люди упорно продолжают ходить своими злыми путями, тогда Бог перестаёт принимать участие в их жизни и удаляет от них Свою милосердную помощь и защиту. Тогда им остаётся лишь пожинать последствия своего выбора, всё более и более подчиняясь власти греха (см. Рим. 1:26,28; ср. ВБ431).
похотях: это выражение передаёт моральное состояние людей, когда Бог предал их пожинать последствия своих испорченных наклонностей.
нечистоте: т.е., нравственному осквернению как об этом конкретно говорится в 27 ст. Идолопоклонство, как правило, сопровождается безнравственностью, которая издавна освящается языческой религией.
сквернили сами свои тела: Наши тела являются храмом Святого Духа, но эта их святость утрачена вследствие безнравственности 1Кор. 6:15-19; 1Фес. 4:3, 4. язычество оставляет свои следы, как на телах, так и на душах мужчин и женщин.
25. заменили истину: или, променяли истину. Они изображали истину о Боге в ложном свете.
ложью: сравните Иер. 10:14. Идолы, это воплощённая ложь. Человек делает чтобы изобразить через них Того, созданием Которого Он сам является Ис. 40:18,19 Они имеют глаза, но не видят, имеют уста, но безмолвны Пс. 113:12-15; 134:15-17.
поклонялись и служили: первое слово означает служение вообще, второе- выражение в специальных ритуалах и жертвоприношениях.
твари: Т.е., всякому сотворённому существу или предмету.
вместо: Лучше, скорее, чем они отвергли Творца, стали поклоняться Его творению.
благословен: Греч, eulogetos, это слово употреблено в Нагорной проповеди в ином значении (см. на Матф. 5:3). Здесь, как и во многих других местах, оно есть выражение похвалы и славы Богу (см. Пс. 88:53, LXX; Рим. 9:5; 2Кор. 1:3; 11:31). В этом стихе оно особенно показывает верность Павла Богу по сравнению с отступничеством язычников.
26. предал: см. на 24 ст.
постыдным страстям: Буквально, позорным страстям. История подтверждает это свидетельство о низменных пороках языческого общества. В сравнении с языческими писателями своего времени Павел говорит о распущенности язычников более сдержанно. Он считает даже постыдным упоминать о таких вещах Ефес. 5:12
27. мужчины на мужчинах: Павел прибегает здесь к эмфатическому выражению (усиление), чтобы изобразить развратную сущность педерастия и гомосексуализма.
получая в самих себе: Возмездие за их заблуждение, идолопоклонство явилось для них физическим, умственным и нравственным вырождением. Это было неизбежным наказанием за их постыдные дела.
28. не заботились: Буквально, они не одобряли. Это слово означает, что их отвержение слова Божьего было сознательным. Они отказывались признавать Его. Вместо того чтобы развивать своё познание о Боге 21 ст., они подавляли истину 18ст., и таким образом, сделались язычниками, не знающими Бога 1Фес. 4:5.
в разуме: Греч, epignosis, полное знание.
предал: См. на 24 ст. [481]
превратному: Греч, adokimos, неодобрительный, который нельзя одобрить. Параллельное слово dokimazo имеет подобное значение одобрять. Так как они решили предать Бога забвению, то Он предал их превратному уму, которого Он не мог одобрить.
делать непотребства: Т.е., заниматься низкими неприличными делами.
29. неправды: Это общее выражение, уже встречавшееся выше, оно изображает состояние, против которого направлен гнев Божий 18 ст. Сравните перечень грехов Гал. 5:19-21; 1Тим. 1:9,10; 2Тим. 3:24.
блуда: Текстовое свидетельство сообщает (ср. 10 стр.), что в подлиннике этого слова нет.
лукавства: Греч, poneria, что в общем означает низость, злоба порочность.
корыстолюбия: Греч, pleonexia, желание иметь больше. В другом месте Павел называет этот грех- идолослужением Кол. 3:5.
злобы: Греч, kakia, в значении близком к слову poneria (см. выше лукавство). Некоторые считают, что слово poneria изображает лукавство как действие, в то время как kakia передаёт внутреннее состояние лукавства.
зависти: Греч, phthono. Грех зависти встречается в переводе дел плоти Гал. 5:19-21.
распрей: Греч, ens, борьба. Павел не использует это слово в современном смысле борьбы. Греческое слово подчеркивает, прежде всего, понятия раздора, ссор и гнева (см. также Рим. 13:13; 1Кор. 1:11; 3:3; 2Кор. 12:20; Гал. 5:20; Фил. 1:1 1Тим. 6:4; Tuту. 3:9), где то же самое слово переведено по-разному, в KJV как борьба, раздор, дебаты, или различие.
обмана: Греч, doles, хитрость, обман в Матф. 26:4; Деян. 13:10; лукавство в Ин. 1:47; 1 Фес. 2:3; и т.д.
злонравия: Греч, kakoetheia, злоба, злорадство.
30. Злоречивы: Греч, psithuristai, доносчики, сплетники.
клеветники: Т.е., сплетники.
богоненавистники: Греч, theostugeis, что можно перевести, как ненавистны Богу. В классическом греческом языке обычно это слово встречается в пассивном смысле, ненавидимые Богом. Тем не менее, многие толкователи предпочитают активный смысл, считая, что выражение ненавидящие Бога здесь более уместно.
обидчики: Т.е., ругатели, оскорбители. Павел употребляет здесь это выражение для характеристики своего собственного поведения до своего обращения (1Тим. 1:1 переведено как клеветник).
самохвалы: Греч, alazones, хвастуны.
горды: Греч, huperephanoi, тот, кто ставит себя выше других, высокомерный, надменный.
изобретательны на зл: .т.е., изобретатели новых пороков и плотских удовольствий. Примером этого может служить Нерон ( ЖВ 37).
непослушны родителям: Наличие этого греха среди других, перечисляемых Павлом, грехов свидетельствует о том, что он, в глазах Павла — наравне с другими низкими пороками (ср. Мал. 4:6; Лук. 1:17).
31. Безрассудны: Греч, asunetoi. В единственном числе переводится как безрассудный, несмысленный 21 ст.
вероломны: Т.е., нарушители своих обещаний.
нелюбовны: Детоубийство и развод были во времена Павла обычным явлением. Когда своим упорным возмущением против Бога люди оскорбляют Святого Бога, тогда из их жизни исчезает любовь и другие естественные чувства Ефес. 4:30. Бог не навязывает людям Своего Духа любви. Когда они упорствуют в своём сопротивлении Богу, тогда Бог предаёт их противоестественным эгоистичным наклонностям Рим. 1:24, 26, 28.
непримиримы: Текстовое свидетельство сообщает (ср. 10 стр.), что в подлиннике этого слова нет. Однако это греческое слово встречается во 2Тим. 3:3, где переводится как нарушители перемирия.
немилостивы: Т.е., без жалости и сострадания. Удовольствия, которые жители Рима получали от кровопролития при сражении гладиаторов и гибели мучеников, указывают на то, как мало жалости и сострадания было в сердцах людей того времени. Иисус учил, что быть немилостивыми, значит иметь характер непригодный для неба Матф. 25:41-43
32. знают: Т.е., им хорошо известно (ср. на 28 ст.).
суд: Греч, dikaioma, указ или декрет. Здесь Павел говорит о справедливом [482] суде Божьем, определяющем, где добро и где зло, и приговаривающем грешника к смерти, а праведника- к жизни вечной. Такой приговор, вписанный не только в ВЗ, но и в совести каждого человека гл. 2:14-16. В этой первой главе Павел ясно указывает на то, что язычники продолжают упорно согрешать, несмотря на то, что они имели значительное познание о Боге 19-21, 25, 28cm.
делающие такие дела: буквально, практикующиеся в таких делах. Греческое слово означает: неоднократное повторение действий.
достойны смерти: Здесь идёт речь не о гражданском суде, а скорее всего о роковых последствиях греха гл. 6:23.
одобряют: Или, горячо поддерживают, поощряют. Это слово выражает более, нежели пассивное согласие на зло, оно означает активное согласие и одобрение (см. Деян. 8:1; 22:20). Последним перечнем грехов, перечисляемым Павлом, является порочное удовольствие, получаемое от злодеяния других. До такой низости человек опускается в том случае, когда он отказывается познавать и чтить истинного Бога.
Мрачная картина развращения язычников подтверждается в языческих произведениях, а именно: светским писателем I века Сенеки, современника Павла. В своей книге О жестокости он пишет следующее: Повсюду царят разврат и преступление Злодеяния совершаются столько, что нельзя ничем удерживать. Люди соревнуются один перед другим своей распущенностью. Желание делать зло с каждым днём возрастает, а всякий страх исчезает. Всё более достойное и справедливое презирается. Самые низкие пороки повсюду находят достойный приём, и люди более не считают нужным скрывать свои преступления. Они нисколько не стесняются своих пороков, скорее гордятся ими. Эта порочность стала столь обычным явлением, так глубоко укоренилась в сердцах людей, что невиновность нередко была понятием несуществующим (Издания Лоеб, Очерки о Нравственности том, 183 стр.). Смотрите также Премудрость Соломона. 14:22-30. Сравните ЖВ 36, 37. В течении 4000 лет люди пытались достичь спасения своими собственными силами. Принцип, согласно которому человек может спастись своими собственными делами, лежал в основе всякой языческой религии (ЖВ 35). Стало ясно, что необходим иной план спасения. Сатана торжествовал оттого, что ему удалось исказить в людях образ Божий. Тогда явился Иисус, чтобы восстановить в человеке образ Своего Творца (ЖВ 37, 38; см. Гол. 4:4, 5). Павел возвещал всему языческому миру радостную весть о том, что состояние человека не безнадёжно, что всякий верующий во Христа может обрести Его праведность. Это есть благовестие Христово-тема настоящего послания апостола верующим в Риме.
Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Римлянам
4 ЖВ 600.
14 ДА 246, 380; СУ 212; ЖВ 440; Вос. 65, 139, 263; Ев. 218; НУХ 135.
4СЦ52; 5СЦ731.
16 РУУ 255; ОХВ 200; СЕ 16; СИ 215; МЖС 61, 224; 7СЦ 12. 16,17 ДА 380.
17 ВБ 125; ИС341. 1832 ВБ 440.
20 НУХ18, 22, 107; РУУ 187; ЖВ281; Вос. 134; СИ 410; МС 103; ПП116; 8СЦ255.
21 ДАН; НУХ18; ОХВ 331; ПП 82; 5СЦ738. 21,22 РУУ 424.
22 НУХ199; 2СЦ42.
25 НУХ18; ОХВ 329; ; ПЦ281; ПП91; 4СЦ595. 28 ;ПП82,91. 29-32, Вос. 235.