Глава 4

Авраам. отец наш: Исследование текста указывает (ср. 10 стр.) на разночтение. Кроме приведённых слов здесь также возможен вариант: Авраам праотец наш. Иудеи чрезвычайно гордились тем, что происходили от [512] Авраама, и это их свидетельство было бы особенно красноречивым, если бы в своей жизни они следовали его примеру (см. на Матф. 3:9; Ин. 8:39, 40, 53).

Приобрел: Исследование текста указывает (ср. 10 стр.) на то, что это слово в подлиннике отсутствует. Как бы там ни было, но мысль Павла выражается здесь ясно. На вопрос: Какая польза быть Иудеем или какая польза от обрезания? гл. 3:1. он отвечает в плане рассматривания опыта, пережитого великим патриархом.

по плоти?: Не ясно, то ли данное выражение следует читать в сочетании со словом приобрёл, то ли со словом отец наш. Если отдать предпочтение первому варианту, то весь стих имеет такой смысл: Авраам оправдался ли тем, что принадлежит плоти? (то есть, чем-либо плотским). Во втором варианте тот же стих выглядит так; Что же, скажем, приобрел Авраам, отец наш по плоти?. И тот и другой вариант хорошо подходят к данному контексту. Некоторые из толкователей усматривают ещё один вариант стиха, который можно передать следующими словами; Что же скажем? Что мы обрели в Аврааме от праотца нашего только по плоти?.

2. оправдался: Если бы Авраам получил оправдание как награду за свои дела послушания, то он имел бы основания этим хвалиться. В действительности же, он не сделал ничего, чем бы он мог хвалиться в очах Божиих 35 ст. Он получил оправдание от Бога не как награду за свои дела, но по вере, как и все верующие люди.

3 Писание?: Цитата взята из Быт. 15:6. Чтение переводится LXX. В книге Бытие в этом месте вера Авраама разъясняется в том, что его потомство будет так же бесчисленно, как звёзды на небе.

поверил: Греч pisteud, форма глагола от существительного pistis, что значит вера (см.Рим 3:3). Отсюда всю выдержку можно передать словами: Авраам имел веру в Бога. Вера Авраама не была только верой в нечто отвлечённое, но это была вера человека, который имел полное доверие к Богу и во всём полагался на Него(см. на гл. 3:22).

вменилось: Греч logizomai. To же самое слово переведено как воздаяние ст. и вменять 6 ст. В классическом Греческом языке и в папирусных рукописях это слово употреблялось, когда речь шла о расчётных делах. Еврейское слово (chashab) Быт. 15:6 означает думать, рассматривать, полагать, считать. В таком же значении оно встречается и 1Цар. 1:13 .что Илий счел ее пьяною. Сравните употребление этого слова, chashab в Быт. 38:15; 2Цар. 19:19; Пс. 31:2; Ис. 10:7; Иер. 36:3; Ос. 8:12.

в праведность: Вера Авраама вменилась ему в праведность. Это с юридической стороны до сих пор служит источником серьёзных споров между многочисленными исследователями Библии. Но здесь сразу же стоит заметить, что праведность через веру можно рассматривать с такой стороны, что в этом смысле она перестала быть праведностью вообще. Иудеям в своё время на горе Синай были положены принципы праведности через веру, в которых был выражен Божий план воспитания до их полного совершенства. Но они, имея в себе дух законничества, постепенно превратили праведность через веру в праведность посредством дел.

Тот факт, что вера Авраама вменилась ему в праведность, нисколько не говорит о том, что вера имеет в себе заслуги, могущие приобрести оправдание (см. Дополни тельный Комментарий ЕГУ на гл. 4:35). Но вместе с тем, следует подчеркнуть, что ничто другое, а только вера Авраама была признана его праведностью. Такая вера есть стремление или расположение человека к Богу. Она означает готовность с радостью принять то, что Бог открывает, и с радостью исполнять то, что Он поручает. Авраам имел любовь, доверие и послушание по отношению к Богу, потому что он знал Его и был Его другом Иак. 2:21-23. Его вера была выражением искренней любви, доверия и послушания. Кроме того, он был хорошо знаком с Евангелием спасением. Он знал, что его оправдание зависит от искупительной жертвы грядущего Миссии (Гал. 3:8; ср. Ин. 8:56). Во время заключения Завета ему был открыт план искупле ния через великую жертву Христа, Его смерть и Его грядущую [513] славу. Авраам верил в обещанного Мессию, и вся его вера была сосредоточена на грядущем Искупителе (ПП 154). Его благодарение и доверчивое принятие искупления и праведности Христа вместо своей запятнанной грехом праведности,- вот то качество, которое вменилось ему в праведность. Это тот опыт оправдания через веру, который переживает каждый искренно верующий Христианин.

4. Воздаяние: Греч, misthos, плата, вознаграждение (см. Матф. 20:8 Иак. 5:4).

делающему: Т.е., надеющемуся таким образом заслужить оправдание. Здесь Павел имеет в виду обычную повседневную работу (см. Деян. 18:3; 1Кор. 9:6; 2Фес 3:12).

вменяется: Греч, logizomai (см. на 3 ст.). В данном стихе плата работника рассматривается как его законное право. В этом смысл стиха, вознаграждение рабочего рассчитывать или подсчитать есть его законное право. В 8 ст. Павел здесь говорит относительно не вменения в вину или воздаяния греха грешнику ,т.е., как дар (см. на гл. 3:24).

Трудящийся достоин награды за свои труды Лук. 10:7. При необходимости он может отстаивать свои права в судебном порядке. Это указывает на достижение спасения посредством закона. Если оправдание есть награда за труды, тогда оно является нашим должником, и благодать не имеет здесь никакого значения.

5.не делающему: Т.е., тому, кто не старается приобрести оправдание посредством своих дел. Это не исключает однако необходимости совершать добрые дела (см гл. 3:28). Павел вновь подчёркивает фундаментальную истину о том, что человек оправдывается не делами, а верою, которая делает его причастником Божественной праведности, побуждая его на добрые дела.

веруюшему в Того: Или, имеющему веру в Него, полагающемуся на Него (см.на гл. 3:3). Эта вера не есть просто вера в благодать Божию, это есть полное доверие к Богу, оправдывающее тех, кто в том случае, если бы к нему была применена одна справедливость без милости, не смогли бы получить оправдание. Такая вера включает в себя не только уверенность в обетованиях Божиих, но и полную отдачу Ему своего сердца, и всей своей жизни. Вера в Него есть нечто большее, нежели простое познание истинности Его слова. Она указывает на личные отношения с Самим Богом (см. на гл. 4:3).

нечестивого: Греч, asebes, более выразительно, чем слово неправедность. Оно означает того, кто не чтит истинного Бога и уподобляется язычникам, а в более широком смысле характеризует безбожника. Павел, по-видимому, избрал это слово для того, чтобы усилить контраст между низкой нравственностью человека и милостью Божиею, оправдывающей его.

вера его вменяется: Это есть вера человека, который, сознавая себя нечестивым, недостойным и неспособным оправдаться своими делами, полностью полагается на милость Божию, чтобы получить оправдание. В сравнении с самоуверенностью человека, который думает получить оправдание, как награду за свои добрые дела, истинная вера, которая вменяется в праведность, не приписывает себе никакой заслуги. Посредством своей веры кающийся грешник указывает Богу на заслуги Христа, и Господь вменяет ему послушание Своего Сына (см. Дополнительный Комментарий ЕГУ на гл. 4:35).

Слово вера означает не только оправдание, как таковое, но начало новой жизни, любви, послушания и нравственного совершенствования. Праведность Христа, проявленная в Его совершенной жизни и посреднической смерти показала Бога праведным перед лицом всей вселенной и оправдывающим всякого верующего в Иисуса (см.на гл. 3:26). Принятие праведности Христа верой даёт грешнику возможность получить прощение за свои прошлые беззакония и преобразовать свою беззаконную жизнь.

Так и Давид: Ниже приводятся слова Давида, взятые из Пс. 31:1, 2 согласующиеся более с переводом LXX, чем с Масоретским текстом. Павел цитирует эти слова для того, чтобы ещё более разъяснить и утвердить свою точку зрения относительно опыта, пережитого Авраамом Рим. 4:9. Дальнейшие его рассуждения показывают, что учение об оправдании через веру независимо от дел полностью подтвер- ждается ВЗ, и было принято Иудейскими религиозными вождями. [514]

называет блаженным: перевод, предпочитаемый многими истолкователями: Давид объявляет благословение (см. RSV). Другие, однако, предпочитают приписывать провозглашение благословений Богом. Давид также сообщает о блаженстве.

вменяет: Греч, logizomai (см. на 3 ст.). Вменить праведность, в сущности то же самое, что и оправдать. Цель Пс. 31, из которого цитирует Павел состоит в том, чтобы показать блаженство человека, которому прощены грехи и, который на основании этого, отныне считается праведным. Он уже теперь не упорный мятежный грешник, но друг Божий.

независимо от дел: Давид не употребляет этого выражения (см. RSV) мысль об этом в Псалме изложена довольно ясно. Дела ни в коем образе не могут искупить прошлые беззакония (см. на гл. 3:28).

7. Блаженны: Греч makarioi, счастливый. То же Греческое слово встречается и в Нагорной проповеди (см. на Матф. 5:3).

беззакония: Греч, anomiai, буквально, неповиновение, нарушение закона

грехи: Греч, hamartiai, то есть, ошибки, проступки, всевозможные отступления.

покрыты: Греч, epikaluo, буквально, покрытый, как бы пеленой. Это слово в НЗ встречается только здесь.

8. которому: Текстовое свидетельство разделено (см. 10 стр.) между этим чтением- которому и чьи. Чтение последнего делает возможным перевод Блажен тот человек, чьи грехи Господь не будет принимать во внимание.

не вменит греха: Т.е., Господь не станет обвинять его во грехе. Это относится и к прощению его прошлых грехов. Первая стадия оправдания, как видно из 3, 9, 11, 22 ст., характеризует тот момент, когда человеку вменяется праведность. Эти стадии между собой неразрывно связаны и подчёркивают только первую стадию, рассматривая оправдание, Его примиряющей, животворящей силой. Ясное понимание того, что Бог не только меня простил, но и вменил мне праведность Христа, рождает во мне чувство благодарности по отношению к Нему. Бог желает даровать мне не только прощение, но и заключить со мной тесный союз. Рассматривать оправдание только как прощение, значило бы, по-видимому, слишком часто обращаться к нашему прошлому. Бог желает, чтобы я сознавал, что Он не только простил меня, но и готов относиться ко мне так, как будто бы я никогда и не грешил. Он не станет вспоминать моих прошлых грехов. Отныне Он будет обращаться со Мной, как с другом и как с сыном 1 Ин. 3:1, 2. Таким образом, Он побуждает меня начать новую жизнь. Он сделал всё возможное для моего полного примирения. Посредством этого, сознаю всё значение моего оправдания, и это сознание возбуждает меня стремиться к будущему. Я знаю, что совершенный характер Христа, данный мне посредством оправдания, отныне будет укрепляться во мне, посредством освящения до тех пор, пока он не уподобится Его характеру. Таким образом, оправдание символизирует не только конец отчуждения, но начало новой жизни, любви и послушания. В евангельском Катехизисе в первом издании в 1563 г. Гейдельберг даёт оправданию такое объяснение: Как ты можешь стать праведным перед Богом? Ответ: Лишь посредством веры в Иисуса Христа. То есть, хотя совесть моя обвиняет меня, что я тяжко согрешил против заповедей Божьих, никогда не соблюдая ни одну из них, чт? я всё ещё склонен делать зло, тем не менее Бог, по Своей, не по моей заслуге, вменяет мне полное примирение, совершенную праведность и святость Христа, как будто- бы я никогда не грешил, если, конечно, я принимаю предлагаемый мне дар с искренней верой. Сравните Дополнительный Комментарий ЕГУ на Рим. 4:35.

9. Блаженство сие относится: В Греческом тексте глагол отсутствует. Словами приведенного стиха Павел подготавливает почву для ответа на возможное возражение о том, что хотя, очевидно, следует признать справедливым, что оправдание достигается скорее посредством веры, нежели делами, тем не менее, тот факт, что Давид и Авраам исполнили закон обрезания, вероятно, имеет какое-то отношение к их оправданию. Если это действительно так, тогда те, которые обрезаны, должны иметь преимущество в плане оправдания. Опровергая эту мысль как необоснованную, Павел указывает, что Авраам получил оправдание ещё до обрезания. Авраам не был обрезан, пока ему не исполнилось 99 лет Быт. 17:1, 10, 11, 24, в то время как его сыну Измаилу было только 13 лет 25 ст. Испытание веры Авраама в Божием обетовании имело место ещё до того, как родился Измаил Быт. 15:6.

обрезанию: Т.е., к тем, которые обрезываются, Иудеям.

10. Когда вменилась?: Т.е., в каком положении находился Авраам, когда он получил оправдание? До или после обрезания? ВЗ ясно свидетельствует о том, что его оправдание предшествовало обрезанию (Быт. 15:6; ср. Быт. 17:24).

11. знак обрезания: Т.е., обрезание, как знак. Устанавливая обрезание, Бог сказал: Сие будет знамением (в LXX semeion знак) завета между Мною и вами Быт. 17:11.

печать: Греч sphragis. Это слово обозначает либо знак, посредством которого скреплялись те или иные договора, либо инструмент, посредством которого делались знаки (см. 1Кор. 9:2; 2Тим. 2:19; Откр. 5:1; 7:2). Так и обрезание служило внешним знаком, выражавшим утверждение завета, заключённого с Авраамом, а также подтверждением оправдания Авраама через веру. Следовательно, обрезание нельзя было рассматривать как некую заслугу, благодаря которой человек якобы может приобрести благоволение в очах Божиих. Оно было для Авраама и его потомков лишь знаком и печатью праведности, которая приходит через веру. Обрезание не давало праведности, а только внешне свидетельствовало о ней. Подобным же образом крещение не приносит христианину праведности, однако, этот обряд можно рассматривать как знак и печать веры и оправдания, вменённых ему ещё до крещения.

отцом: Т.е., духовным отцом. Авраам является праотцем всех верующих. Он для них пример и образец веры. Те, которые следуют по его стопам, считаются его духовными детьми (см. Лук. 19:9; Ин. 8:39; Гал. 3:7,29).

верующих: Дар спасения предлагается всем людям повсюду на одних и тех, условиях, независимо от того, имеют ли они обрезание или нет гл. 3:29, 30. Как в своё время Авраам, так и все его истинные дети, исполняли и продолжают исполнять эти условия. Скрепляющими узами этой духовной семьи является вера. Некоторые люди этой семьи имеют внешний знак веры, а некоторые не имеют его. Членство определяется не по закону, а скорее по тому, что должен был символизировать этот знак.

Если бы Иудеи сохранили обряд обрезания в его истинном значении, оно продолжало бы напоминать им о великом плане спасения, посредством которого праведность предлагается всем праведным людям. Таким образом, они с большим желанием стали бы сотрудничать с Богом в деле исполнения в духовном смысле Его обетований Аврааму, что он должен быть отцом множества народов Быт. 17:4 и что в нем должны благословиться все племена земные Быт. 12:3.

12. отцом обрезанных: Т.е., отец обрезанных. Это должно быть связано с тем что он мог бы быть 11 ст. Бог положил в своём плане, чтобы Авраам передал о6ряд обрезания всем своим потомкам по плоти, как знак совместного исповедания веры. Павел не принимал обрезание в его истинном обрезании, когда оно понималось правильно, (см. гл. 3:1, 2). Быть представителем избранного народа и иметь печать праведности через веру, несомненно, было преимуществом.

не только принявших обрезание: Будучи праотцем всех обрезанных Иудеев, Авраам был отцом в том смысле, какой подразумевается в данном контексте: лишь тех, которые приняли обрезание с той же верой и в том же духе, что и он. Одно лишь обрезание не имело никакого значения, но, будучи соединено с верой, подобно той, какую имел Авраам, оно обозначало тех, которые были его истинными детьми 2:28, 29; 9:6, 7.

ходящих: Греч, stoicheo, следовать за лицом [или вещью], быть в согласии с кем-либо, соглашаться, повиноваться. Как военный термин [516] это слово означает находиться в строю. Сравните употребление stoicheo в Гал. 5:25; Флп. 3:16. Авраам является отцом тех, которые не только имеют обрезание, но и идут путём веры, по которому он следовал ещё до своего обрезания. Пример веры, которую явил нам Авраам, проливает ещё больший свет на значение истинной веры. Его вера была не каким-то мимолётным чувством или делом служения, но смыслом всей его жизни, проявляясь в постоянном послушании и добрых делах. Сам Бог свидетельствовал о том, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои Быт. 26:5.

13. законом: Буквально, через закон. В Греческом тексте артикля в этом слове нет (см. на гл. 2:12). Больше того, в Греческом варианте данное выражение стоит в начале стиха, вероятно, для эмфазы: Ибо не законом даровано Аврааму обетование и т.д. Рассуждение Павла в данном стихе сходно с его словами в Гал. 3:18. Там слово закон стоит без артикля (см. на Рим. 2:12), обозначая принцип, противоположный принципу обетования. Наследие не может зависеть от закона, поскольку Бог даровал его Аврааму посредством обетования. Здесь в гл. 4:13 слова законом и праведностью веры оба стоят без артикля, выражая противоположные принципы, Павел в данном стихе утверждает, что обетование приобретается не законом (ср. 15 ст.), но праведностью веры (ср. 16,17 ст.).

наследником мира: Это выражение нигде не встречается в обетованиях данных Аврааму. Возможно, что здесь Павел обобщает все обетования в одном пространном выражении или же он имеет в виду главное из них, как, например, обетование: И благословятся в семени твоём все народы Быт. 22:18. Это благословение Араамово через Иисуса Христа должно было распространиться и на язычников Гал. 3.14. Так как царство Христа наполнит всю землю, то Авраам и его семя станут наследниками мира Гал. 3:29. Это обетование исполнится буквально, когда царство этого мира будет отдано народу святых Всевышнего, и Христос будет царствовать с ними во веки веков Дан. 7:27.

14. на законе: В Греческом тексте это слово стоит без артикля (см. на гл. 2:12). люди, о которых здесь идёт речь, полагаются на своё исполнение закона, с тем, чтобы получить оправдание. Это так называемые законники.

Тщетна: Если законники наследуют царство, тогда вера лишается всякого смысла и тогда Богу не за что было прощать Авраама.

бездейственно: Греч, katargeo, оказываться тщетным, бесполезным (см. на 3:3). Если бы исполнение обетования зависело от нашего повиновения закону, то оно бы никогда не исполнилось. В гл. 4:15 Павел разъясняет, почему (см. также Гал. 3:17-19).

15. закон производит гнев: Законники, полагающиеся на своё исполнение закона для получения оправдания, основываются на ложном предположении. Функции закона: открывать грех гл. 3:20 и показывать, что является нарушением воли Божьей. Он не только не оправдывает грешника и не приносит ему мира, но напротив, осуждает его и навлекает на него гнев Божий. Поскольку Павел уже доказал, что все люди согрешили гл. 1, 2, 3, то из этого следует, что всякий, пытающийся оправдаться законом, навлечёт на себя гнев и осуждение.

Таким образом, закон открывает то, что по своей сути противоположно обетованию. Однако в указанном стихе Павел никоим образом не отрицает необходимость закона. Он лишь разъясняет действия закона в плане спасения (см. на Рим. 3:20, 31; см. Гал. 3:21).

нет и преступления: Здесь Павел использует отрицательное выражение, по- видимому, для того, чтобы утвердить положительную истину о том, что где существует закон, там открывается преступление и проявляется гнев Божий. Он старается убедить законников в том, что, если праведность не от веры, а от закона, тогда нет надежды на спасение. Так, не смотря на то, что Иудеи имели закон, тем не менее, они нарушали его требования. Следовательно, их ожидает наказание за совершаемое беззаконие и, если обетование об оправдании независимо от дел закона на них не распространилось, тогда они оказались бы без всякой надежды. [517]

16. Итак по вере: Буквально, на основании этой веры. Здесь Павел говорит о вере либо как об обетовании 13 ст., или как о наследии 14 ст., либо как о средстве получения спасения, так как закон приносит лишь осуждение, то оправдание и спасение могут прийти только через веру, как это имело место в жизни Авраама (см. Гал.12).

по милости: См. на гл. 3:24. В этой главе Павел противопоставляет закон, дела и заслуги- обетованиям по вере и милости. Законники старались получить спасение посредством первых трёх названных качеств, но их усилия обречены на провал, о котором говорилось выше. Спасение может прийти лишь через милость, обетование, веру, так как Бог приходит на помощь человеческой немощи. Больше того, милость и любовь Божия приводит грешника к примирению и рождает в нём жизнь, исполненную веры.

непреложно: Греч, bebalos, твёрдый, укоренившийся, противоположный слову бездейственно 14 ст. Если бы обетование зависело от повиновения человека закону, то оно не было бы непреложным, ибо только один Христос явил совершенный пример послушания. Однако обетование остаётся непреложным для всех потомков Авраама как для Иудеев, так и для язычников, так как его единственное условие, это вера в ответ на благодать Божию.

для всех: Т.е., все те, кто поверят Гал. 3:29. Павел делит их на две категории.

по закону: Т.е., верующие среди иудеев которым был дан закон присутствует в Греческом и стоит с артиклем (см. на гл. 2:12) тексте.

по вере :Имеются в виду язычники.

отец всем нам: Верующие Иудеи и верующие язычники вместе образуют семейство, которое возглавляет Авраам, как духовный отец (см. на 11 ст.).

17. написано: Приводится цитата из Быт. 17:5, когда Авраам получил обетование, его имя стало не Аврам, а Авраам (см. на Быт. 17:5). Павел понимает под обетованием духовное наследие Авраама.

поставил: Греч, tithemi, назначать. В таком же смысле приведённый глагол употребляется и в Еврейском тексте Быт. 17:5. Подобное Греческое слово, используется и в НЗ (см. Матф. 24:51; Ин. 15:16; Деян. 13:47; 1Тим. 2:7), где Греческий глагол приводится как поставить или положить.

Пред: Или, присутствие. Это выражение можно сказать со словами, которые стоят непосредственно перед приведённой цитатой Быт. 17:5. В таком случае весь смысловой отрывок (без цитаты) приобретает следующий вид: Который есть Отец всем нам пред лицом Бога, которому он поверил. Если же выражение связать с первой частью предыдущего стиха, то в этом случае подчёркивается удостоверение или гарантия обетования в очах Божиих (см. RSV).

Здесь Павел, по-видимому, имеет в виду беседу Авраама с Богом, когда в присутствии Господа он с верой принял обетование о том, что он будет отцом множества народа Быт. 17:14. В очах людей такое обетование было не выполнено. Но Авраам, как друг Божий, стоял в присутствии Всемогущего Бога Творца, Который мог предсказать будущее и привести в исполнение Свои повеления. И в этот момент он был назначен отцом множества народов.

Опыт, пережитый Авраамом, является типичным для всех верующих людей. Бог обещает грешнику возрастание до полного совершенства, и, говоря по-человечески, чтобы обетование это было когда-либо выполнено. Тем не менее, это обетование верно, так как оно даётся нам пред лицом Всевидящего и Всемогущего Бога, который Своей творческой силой способен восстановить в нас Свой Божественный образ. Всё, что требуется от нас, это такая вера, какую имел Авраам.

животворящий мертвых: Т.е. дающий жизнь мёртвым. Чудодейственная жизнь Божия часто изображается в Библии как сила, способная воскрешать мёртвых Не совсем ясно, почему Павел в этом стихе говорит о животворящей силе Божией. Пo мнению большинства толкователей, Павел имеет в виду, прежде всего обстоятельства рождения Исаака Рим. 4:19, а затем воскресение Христа 24 ст. Сравните Евр.11:19. [518]

называющим: Всё выражение читается буквально, Называющим несуществующее как существующее. Под этим выражением можно понимать либо то, что он называет несуществующее, как существующее. Возможно, здесь также делается отдельный намёк на призвание язычников, которые хотя ещё и не являются народом Божиим, но упоминаются в обетовании как призванные быть вместе с народом Божиим. не Мой народ назову Моим народом и не возлюбленную — возлюбленною (Рим. 9:25; ср. Осии 1:9,10).Все толкования этого места, в сущности, сходятся к одному толкованию. Бог обещал Аврааму, что он будет отцом множества народов, ещё не существующих в то время, когда Авраам не имел ещё ни одного наследника. Время, когда он естественно мог надеяться, что у него появится наследник, прошло, и он теперь в преклонном возрасте Рим. 4:19. Но Авраам верил, что Бог может вернуть жизнь и дряхлому телу и вызвать к бытию обещанное, о котором Он говорит в своём откровении, как существующем. Каждый христианин должен иметь подобную веру. В нижеследующих словах Павел ставит веру Авраама нам в пример.

18. сверх надежды: Несмотря, на казалось бы безнадёжные обстоятельства, Авраам продолжает хранить веру и надежду. Выражение сверх сил говорит о том, что его возраст делал исполнение обетования необычным, а естественный способ невозможным. Вторая надежда у Авраама родилась от слов Божьего обетования.

чрез что сделался Речь идёт либо о последствиях веры Авраама, через что сделался отцом многих народов, либо о намерении Божием относительно Авраама. Он поверил в то, что, согласно намерению Божию, он может стать отцом многих народов, либо о личной надежде Авраама, что через него исполнится всё то, что ему было обещано. Он поверил с серьёзным намерением стать тем, как о нём сказал Господь, то есть, отцом многих народов.

по сказанному: Т.е., согласно обетованию Быт. 15:5 о том, что семя Авраама будет многочисленно, как звёзды.

19 не изнемогши в вере: Т.е., не ослабев в вере.

он не помышлял: Исследования текста показывают (ср. 10 стр.), что отрицание в данном выражении может быть опущено. Если отрицание не оставить,

тогда смысл выражения будет таков, как рассказывается в Быт. 15:16. Там говорится, что Авраам не обратил никакого внимания на трудности исполнения обетования, приняв его посредством веры. Если же частицу не опустить, то выражение приобретает смысл, как рассказывается в Быт. 17:17. На этот раз Авраам должным образом взвесил неблагоприятные обстоятельства, тот факт, что он и Сарра вышли из возраста, когда они могли бы иметь детей, однако вера его не поколебалась. Та вepа, которая остаётся твёрдой перед лицом осознанных трудностей, гораздо больше той, которая о них ничего не знает.

омертвело: Т.е., сделалось неспособным для рождения детей. (ср. Евр. 11:12 Исследование текста указывает (ср. 10 стр.) на отсутствие слова уже. Первое обетвание о сыне было дано Аврааму до рождения Измаила Быт. 15:3, 4. По рождении Измаила Аврааму было 86 лет Быт. 16:16. Второе обетование Авраам получил, когда ему было 99 лет Быт. 17:1 хотя он называл себя столетним, а Сарре вероятно было 89 лет 17ст., он не ослабел в вере.

омертвении: См. Быт 18:11.

20. Не поколебался: Или, не проявил сомнения. Греческое слово здесь отражает душевную борьбу.

пребыл тверд в вере: Буквально, укрепился в своей вере или укрепил своей верой. Это выражение можно понимать в том смысле, что вера Авраама укрепилась. Его вера возрастала по мере того, как он её развивал в себе. Приведённое выражение может означать также то, что он сам получил силу посредством своей веры. Неверие не могло поколебать его. В другом месте Павел говорит о том, что верою сама Сарра получила силу к принятию семени Евр. 11:11. Эти слова, как бы подтверждают второе толкование, хотя и первое, несомненно, имеет отношение к опыту Авраама.

воздав славу Богу: В этой фразе выражено не столько словесное прославление Бога, сколько всё то, что направлено к Его славе: в мыслях ли, словах ли, или [519] делах (см. Ис. Нав. 7:19; Иер. 13:16; Лук. 17:18; Ин. 9:24; Деян. 12:2 Авраам воздал славу Богу своей твёрдой верой в Его обетования. Они свидетельствуют о том, что Бог достоин того, чтобы Ему верили. Таким образом, он признал Божье всемогущество. Авраам также воздал славу Богу как в мыслях, так и на деле, проявив немедленное послушание Быт. 17:22, 23.

21. будучи вполне уверен: Греч, plerophoreo, удовлетворить полностью. Этот Греческий глагол в той форме, как он употреблён здесь, означает: быть наполненным мыслью или убеждением, отсюда быть полностью убеждённым или уверенным. То же Греческое слово Павел употребляет и во 2Тим. 4:5, призывая Тимофея быть бдительным в своём служении, а также в 17 ст. В Лук. 1:1 описывается же идея известных между нами событиях.

Настоящая вера есть убеждение. Жизнь веры, это жизнь, исполненная постоянного доверия к Богу. Поэтому с полным основанием Павел мог сказать: Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день 2?им 1:12. Ошибочно полагать, что отсутствие такого убеждения свидетельствует о смирении. Напротив, сомневаться в Божьих обетованиях или Его любви, значит бесчестить Его, так как сомневаться всё равно, что поставить под вопрос Его характер и Его свидетельство (см. СП 518, 519). Для многих трудно поверить в то, что Бог любит их и прощает их грехи, нежели поверить старому патриарху, что он будет отцом многих народов. Уверенность в том, что Бог способен сделать то, что нам кажется невозможным, наилучшим образом, необходима нам во всех случаях жизни. Грешник чтит Бога тем, что полагается на Его милость так же, как Авраам чтил Его, полагаясь на Его могущество.

силен: Греч, dunatos, могущественный, сильный Лук. 24:19; Деян. 18:24; 2Kop. 10:4. Принятие Авраамом обетования не было единственным случаем, когда он проявил твёрдую веру в силу Божию. Его вера была столь же твёрдой и безоговорочной и в тот момент, когда Бог повелел ему принести в жертву его сына обетования Евр. 11:19.

Рассказывая нам об Аврааме на основании текстов Быт. 17:15-22; 18:9-15, Павел имеет цель показать, что его вера (Авраама) в обетование семени через Сарру, по существу соответствует нашей вере в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, Господа нашего Рим. 4:24. Авраам верил в сверхъестественную божественную силу Того, Кто силен вдохнуть жизнь в то, что в человеческом представлении мёртво. И подобно тому, как вера Авраама в обещанное рождение Исаака родила в нём дальнейшую веру в исполнение посредством неё всех обетований, так и вера Христианина в воскресение Христа, рождает в нём новую веру во всё то, что связано с этим случаем. Во всей своей жизни, как об этом повествует книга Бытие, Авраам являет собой выдающийся пример простой человеческой веры в божественное провидение.

обещанное: Т.е., то, что обещал Бог. Поскольку обетование исходило от Бога, то Авраам поверил в обетование безоговорочно. Вера в Бога предполагает, по существу, взаимоотношения человека с Богом. Авраам так хорошо познал Бога и так безоговорочно полагался на Него, что готов был поверить каждому Его слову и исполнить любое Его повеление.

22. Потому: Это слово отражает мысль всего предшествующего контекста 18-21 ст. Бог мог и имел желание исполнить обещанное Аврааму, благодаря его твёрдой вере, которая вменилась ему в праведность. Анализируя опыт Авраама, Павел показывает, какой должна быть вера, которая вменяется в праведность. Вера, которую имел Авраам, не была простым признанием того, что Бог говорил истину. Его жизнь, исполненная постоянным доверием и послушанием Богу, несмотря на естественное положение вещей, что могло бы побудить его думать и действовать иначе, показывает, что его вера представляет собой тесную искреннюю связь с Господом. Авраам поверил Богу 3, 17 ст., то есть, поверил в Бога, как в Личность, а не как в нечто отвлечённое. Его вера была связана именно с Личностью, а не с каким-либо учением или убеждением. Таким образом, Авраам мог понимать любые обетования Господа и повиноваться любым Его повелениям, тогда как, рассуждая по человечески, подобные обетования и исполнения, вернее повеления, казались вообще не исполнимыми.

Вера нынешних Христиан должна быть не меньшей той, какую имел Авраам (НУХ 312). Наша жизнь ясно показывает, имеем ли мы в себе столь драгоценное качество.

Во всех, приведённых стихах, рассказывающих о вере, которая вменяется в праведность, прямо не говорится, что верующему вменяется праведность Христа. О праведности говорится в самом широком смысле, как об оправдании через веру в свете величественного плана Божия относительно воспитания человека до полного совершенства (см. на 3, 5, 8 ст.; ср. на гл. 3:25, 26, 28). Закон требует праведности, которую человек не в состоянии предоставить. Но Иисус, будучи на земле, жил праведной жизнью и развил в Себе совершенный характер. Такую праведность и совершенство характера Он предлагает как дар тем, которые желают его приобрести. Его жизнь является примером жизни всех верующих людей (см. ЖВ 762; Дополнительные Комментарий ЕГУ на гл. 4:35). Благодаря жизни Христа, совершенство, которое нашло своё наивысшее выражение в Его заместительной смерти на кресте, изменяет отношение ко мне, как к грешнику. Теперь считается, как будто я сам исполнил все требования закона. Таким образом, вменяется праведность Христа.

23. не в отношении к нему одному: Павел ставил своей целью не только толкование Священного Писания в историческом плане, но и его практическое применение к жизни христиан.

24. Но и в отношении к нам: Эти свидетельства Священного Писания должны рассматриваться нами не просто, как некий исторический пример (см. на Рим 4:21; см. Рим. 15:4; 1Кор. 10:11), но, и что особенно важно, должно убеждать нас в том, что и мы можем приобрести праведность точно таким же образом.

верующим: Т.е., тем, кто верит. Здесь говорится о тех, кому вера вменяется в праведность.

в Того: Здесь Павел подчёркивает тот факт, что вера, которая вменяется в праведность, должна быть сосредоточена на Боге, как на Личности. Таким образом, вера, это не только признание исторической истины, она есть личное взаимоотношение. Бог является Личностью, на Которого в своё время Авраам возлагал надежду, что Он исполнит данные Им обетования. Есть такой Бог, чьё могущество и верность проявились позднее в воскресении Христа, что побуждает христиан в полном доверии полагаться на Него.

Кто воскресил из мертвых Иисуса: Вера христианина подобна вере Авраама не только в том, что это личная вера в Того, Кто силен воскресить из мёртвых. Как Авраам поверил в обетование, которое мог исполнить лишь Жизнедатель и Творец 11 ст., точно так же верят и Христиане в то, что они получают оправдание через Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса. Восстановление в человеке потерянного образа Божия, согласно которому он был первоначально сотворён, возможно лишь посредством действия Божественной творческой силы. Воскресение Иисуса Христа является наивысшим доказательством того, что животворная сила Божия может восторжествовать над смертью, и что посредством нашей веры, эта творческая сила Божия может, и способна восстановить в нас Божественный образ. Воскресение Христа было торжеством всемогущества Божия, подобно рождению Исаака от Авраама, только в ещё большей степени, тело которого омертвело. Посредством нашей веры в чудную силу воскресения и во всё то, что с ним связано, это воскресение в духовном смысле заново совершается новыми творениями во Христе, и вместе с Ним ходим в обновленной жизни (см. Рим. 6:4; Ефес 1:19,20; Кол. 3:1).

25. предан: Греч, paradiddmi. Это слово преимущественно означает передавать другому. В Евангелии оно употребляется в смысле предания Христа врагам Матф. 10:4, 17:22; Ин. 6:64,65.

за: Или, по причине. Это слово можно понимать либо в том смысле, что Иисус был предан по причине, то есть, вследствие наших грехов, либо в смысле, что Он предан для искупления наших грехов. Впрочем, в слове имеет место и то, и другое значение, так как смерть Христа была последствием наших согрешений в такой же степени, как и намерение Божие посредством этой смерти искупить наши беззакония.

грехи: Греч, paradmata, ложные шаги или ошибки. В Матф. 6:14, это слово переводится согрешения, а в Гал. 6:1 в единственном числе согрешение.

для оправдания нашего: Слова Павла о том, что наше оправдание зависит не только от смерти Иисуса Христа, но и от Его воскресения, ещё глубже вскрывают смысл опыта, состоящего в том, что Бог вменяет нам Свою праведность . Бог не столько [521] обращает внимание на прошлое греховное состоя ние человека, сколько на его будущее совершенство. Оправдание, это не только прощение, но также примирение, действие которое делает нас праведными в очах Божиих. Такое действие возможно лишь посредством нашей веры в воскресение Христа, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за них Евр. 7:25. Оправдание даётся только тем, кто целиком и полностью доверяются Божьему плану праведности через веру во Христа, то есть, тем, кто любят Христа и уверены в том, что Он доведёт их до полного совершенства. На кресте, наш Господь предал Себя за нас.

Чрез воскресение :Он вручает Себя нам. Более того, воскресение Христа удостоверяет нас в том, что совершённое Им ради нашего искупления нашло благоволение в очах Отца Деян. 2:36; 3:13-15; 1Кор. 15:15,17, 18, и что через Него исполнилось намерение Божие Деян. 17:31. Воскресение утверждает свидетельство Христа о Самом Себе (см. на Рим. 1:4), а также Его обетование относительно грешника Ин. 5:40; 6:33, 63; 10:10; 11:25, 26; 1Кор. 15:20, 22; 2Кор. 4:14.

Комментарий Е. Г. Уайт к 4 главе Римлянам

15 НУX 401.

3 СИ 21;ПП137; 5СЦ526.

И ПП 138, 140.

13 ПП 170.

15 4СЦ13.

17 Вос. 254.

23 5СЦ221.