Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание к Римлянам
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 60857 Все тексты автора ГК АСД
Глава 5
1. Итак: Т.е., в виду главной мысли, которая содержится в предыдущем стихе, а также в гл. 14. Павел ясно показал, что все люди, как Иудеи, так и язычники, являются грешными, находящимися под осуждением и нуждающимися в праведности. Он доказал, что этой праведности нельзя достичь делами закона гл. 3:20. Однако, Бог, открывшийся через Евангелие, сделал всё необходимое, чтобы восполнить нужду человека. Он предлагает каждому Свою благодать, полное прощение, примирение через жертву и веру в Иисуса Христа, Который жил, умер и воскрес для искупления и восстановления падшего человечества. Таким образом, утвердив учение о праведности через веру, как единственный путь, идя которым как Иудей, так и язычник, подобно Аврааму, могут получить оправдание, Павел далее говорит о тех преимуществах, которые приобретаются теми, кто стал на путь спасения.
оправдавшись: Или, бывши оправданны. См. на гл. 3:20,28; 4:8, 25.
мы имеем мир: Исследование текста (ср. 10 стр.) указывает на разночтение. Кроме приведённого варианта: будем иметь мир. Последний вариант подтверждается текстом рукописи, тем не менее, многие толкователи и переводчики имеют против него возражение на том основании, что он не подходит к контексту. Они полагают, что здесь Павел заверяет верующих в том, что они уже имеют мир вследствие своего оправдания.
Как бы там ни было, но это выражение можно всё-таки передать в духе подлинника и, в то же время, дать ему такое толкование, которое будет соответствовать контексту. Форму глагола будем иметь в выражении: будем иметь мир — можно также перевести словами будем пользоваться или будем наслаждаться. Если бы Павел был намерен употребить это выражение в значении будем достигать мира, тогда форма глагола в Греческом тексте была бы иной. В таком значении Греческий глагол употребляется, например, в Матф. 21:38. Поскольку слово оправдание в его широком значении включает в себя примирение и мир, то Павел и говорит: Так как мы получили оправдание через веру, то будем хранить мир или же [пользоваться миром], который мы имеем с Богом.
Если же оставить первый вариант, то смысл выражения в целом мало изменится. Ударение делается на блаженстве мира, который приходит вследствие прощения и оправдания в очах Божиих посредством веры в Иисуса Христа.Истинное вероисповедание в Библии часто изображается как мир или состояние мира Ис. 32:17; Деян. 10:36; Рим. 8:6; 14:17; Гал. 5:22. Павел нередко называет Бога Богом мира (Рим. 15:33; 1Фес. 5:23; Евр. 13:20; ср. 2Кор. 13:11; 2Фес. 3:16). Грешники же изображаются, как враги Божии (Рим. 5:10; ср. Рим. 8:7; Ин. 15:18, 24; 17:14; Иак. 4:4). У них нет ни мира, ни спокойствия, ни уверенности Ис. 57:20. Цель праведности Божьей состоит в том, чтобы принести мир душе грешника, которая некогда находилась в унылом состоянии и отчуждении. До наступления оправдания грешник находится в состоянии вражды с Богом, которая проявляется в его пренебрежении Божественных законов. После того, как он обрёл примирение, он имеет мир с Богом. Прежде, сознавая всю [523] вину греха, его совесть оставалась неспокойной. Теперь же, когда грехи его прощены, он имеет мир в своём сердце, сознавая, что вина с него снята.
Связывая мир с оправданием человека через веру, Павел ещё более поясняет, что оправдание не есть только урегулирование отношений грешников с Богом в рамках закона (см. на Рим. 3:20, 28; 4:25). Одно прощение ещё не приносит мира. Человек, получивший прощение за какое-либо преступление, обыкновенно ощущает чувство благодарности к своему благодетелю, но вместе с тем, его сердце наполнено таким стыдом и смущением, которые побуждают его избегать общения с тем, кто его про. стил. Хотя и получив прощение, он чувствует себя почти что, как отпущенный на свободу преступник. Утратив чувство собственного достоинства, он не имеет стремления к праведной жизни.
Если бы оправдание имело только такое значение, то оно находилось бы в явном противоречии с планом Божиим относительно воспитания нас до полного совершенства. Единственный путь, посредством которого Божественный образ может быть восстановлен в падшем человечестве, есть постоянное общение с Иисусом Христом через веру. Поэтому Бог не только прощает, но и примиряет. Он, если можно так выразиться, ставит нас в правильное отношение с Собой. Он обращается с нами так, как будто мы никогда и не грешили, вменяя нам праведность Своего Сына, которая покрывает наши прошлые грехи (см. на гл. 4:8). Он приглашает нас иметь общение с Иисусом, которое позволит нам иметь уверенность в будущем и даст нам пример, как нам поступать в нашей жизни.
Такое понимание оправдания через веру показывает нам обращение и возрождение в процессе преобразования кающегося грешника. Падший человек не может обрести душевный мир, на который ему даёт право оправдание, не иначе, как только путём сверхъестественной силы (чудесной перемены), заключающейся в возрождении Ин. 3:3; 1Кор. 2:14. Поэтому, оправдывая кающегося грешника, Бог при этом творит чистое сердце и обновляет правый дух внутри его (см. Пс. 50:12). Об отношениях между обращением, возрождением и оправданием (см. НУХ 163; ВБ 470; ПХ 52, 5J).
2. Которого: Или, через Кого.
Верою: Исследование текста показывает (см. 10 стр.), что это выражение можно либо опустить, либо сохранить в прежнем виде. Независимо от того, было ли в подлиннике это слово или нет, ясно одно, что мы имеем доступ к благодати только верой в Того, через Кого эта благодать стала действенной.
получили: Греческое слово выражает не только получение доступа, но и постоянное преимущество, которым мы постоянно пользуемся. Мы получили такой доступ, став христианами, и с тех пор имеем его в продолжении всей нашей христианской жизни.
доступ: Греч, prosagoge. В НЗ это слово встречается только в посланиях Павла, в данном стихе и в Ефес. 2:18; 3:12. Здесь его, вероятно, нужно понимать не как наше личное действие, которое приближает нас к Богу, а как действие Иисуса Христа, приводящее нас к Нему. Подобная же мысль выражена в 1. Пет. 3:18: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу [prosago], однажды пострадал за грехи наши праведник за неправедных. Это напоминает приёмную царя, куда посетители не имеют право заходить сами, а приходят только в сопровождении какого-либо высокопоставленного лица. В таком случае Христос есть то Высокопоставленное Лицо, Которое приводит нас к Богу. Мы сами не можем войти в приёмную Бога, так как наши грехи разделили нас с Ним Ис. 59:2. Но Христос посредством Своей жертвы может привести нас к Богу и наделить нас благодатью и славой Божьей (см. Евр. 10:19).
Только через Христа мы делаем свои первые шаги к Богу, и только через Него мы развиваем в себе эту способность. Этот доступ к Богу и пребывание в Его Божественном присутствии должны рассматриваться нами, как постоянное преимущество. Мы приходим к Богу не для собеседования, а для вечного пребывания с Ним.
к той благодати: Т.е., к состоянию примирения с Богом и возможности быть принятыми Им. (см. на гл. 3:24).
мы стоим: Сравните 1. Пет. 5:12. Состояние оправдания как одно из уверенности и безопасности.
хвалимся: Греч, kauchaomai, переведено также — хвалиться гл. 2:17 слава гл. 5:3 (KJV). По сравнению со всяким неправедным хвастовством, верующий хвалится надеждой славы Божьей. Иудеи, как известно, хвалились своими делами гл. 2:17, Христиане же хвалятся делами [524] Божьими. Истинное же вероисповедание то, которое приносит с собой радость и удовлетворение, как оно часто изображается ис тиной и Библией Ис. 12:3; 52:9; 61:3,7; 65:14, 18; Ин. 16:22, 24; Деян. 13:52; 1. Пет. 1:8; Рим. 14:17; Гал. 5:22.
В Греческом языке это слово можно перевести либо как радуемся, либо как будем радоваться. Сравните мы имеем или будем иметь (см. на Рим. 5:1). Согласно последнему варианту, Павел призывает верующих, получивших оправдание, постоянно хранить блаженный мир с Богом и постоянно радоваться надеждой славы Его.
Светлый оптимизм и твёрдая уверенность веры, как она изображается Павлом, находятся в резком контрасте с учением тех, которые считают, что вера должна постоянно вызывать в человеке чувство беспокойства и неуверенности за своё оправдание. Бог желает, чтобы мы были уверены в том, что мы приняты, потому что только в этом случае мы можем иметь истинный мир 1 ст.; гл. 8:1. Иоанн также говорит, что мы можем знать о том, что мы перешли из смерти в жизнь 1 Ин. 3:14. Вера не означает только признание того, что Бог может простить и оправдать нас. Вера христианина означает уверенность в том, что Бог через Христа даровал нам Своё прощение и сотворил внутри нас новое сердце. Это, конечно, не означает то, что если мы получили оправдание, то в таком случае наше будущее оправдание и спасение нам обеспечено, следовательно, нам не стоит упражняться в вере и послушании. Следует подчеркнуть важное различие, которое существует между уверенностью в том, что через меня действует благодать Божия и уверенностью в своём будущем спасении (см. НУХ 155). Первое является неотъемлемым свойством истинной веры, личным принятием Христа и всех Его даров, второе — с надеждой, связанной с постоянным бодрствованием. Если даже мы имеем радость и мир , исходящие от оправдания, всё же мы должны стараться сделать твёрдым наше звание и призвание 2Пет. 1:10. Возможность падения побуждала к постоянной верности и святости самого Павла. Он строго контролировал себя, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным 1Кор. 9:27. Точно также и всякий христианин, который в данный момент находится в благодати и хвалится надеждой славы Божьей, должен следить за собой, чтобы не упасть 1Кор. 10:12.
надеждою: Или, на основании надежды.
славы Божией: См. на гл. 3:23.
3. И не сим только: Павел разъясняет, что Божий план праведности через веру приносит мир и радость не только во время благоприятное, но и в годину испытаний и скорбей. Надежда на будущую славу и перенесение скорби идут вместе рядом с настоящей скорбью. Подчёркивая этот факт, Иисус говорил: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир Ин. 16:33.
скорбями: Буквально, в скорбях возможный перевод, в наших скорбях, Греч, thlipsis означает стеснённость, сжатие, угнетение. Первые Христиане были призваны перенести различные гонения и страдания. Апостол не мог обещать верующим, что они будут свободны от перенесения скорбей. Вместо этого он разъяснил им, как их христианская вера поможет им использовать эти скорби для совершенствования их характера.
Павел заверяет учеников в Листре, что нам многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие Деян. 14:22. Апостолы радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие Деян. 5:41. Петр писал верующим Христианам такие слова: огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного 1. Пет. 4:12, 13. Сам Иисус говорит: блаженны изгнанные за правду (Матф. 5:10; ср. Рим. 8:17, 28, 35; 2Тим. 2:12). Однако, христиане не должны, подобно фанатикам, радоваться, страдая из-за себя. Они должны радоваться, находясь в лишении, потому что в их понятии, страдать за Христа есть честь для них, потому что они сознают, что это для них случай быть свидетелем того, как Он посредством Своего могущества подкрепляет и избавляет их, чтобы они могли достойно перенести эти страдания (см. Евр. 12:11), которые становятся средством их собственного освящения и приготовления, как для этой, так и для будущей вечной жизни. Последнюю [525] причину Павел выделяет в данном контексте особенным образом (см. ЗСЦ 416).
зная: Это слово выражает полнейшую уверенность Павла. Вероятно, ни один Христианин не выстрадал столько, сколько он в распространении Евангелия (см 2Кор. 11:23-27). Павел из личного опыта знал, что от скорби происходит терпение,
происходит: Греч, katergazomai, достигать, чтобы вызвать, чтобы развиваться Это слово в Фил. 2:12 переведено — как совершать.
терпение: Греч, hupomone. Это слово означает, по-видимому, лишь пассивное сопротивление злу, когда человек спокойно и сознательно соглашается на страдания. Значение Греческого слова hupomone шире. Оно включает в себя активное действие, смелую настойчивость и упорство, которое нельзя поколебать боязнью зла или же предстоящей опасностью. В более точном переводе это слово звучит так: стойкость или выносливость. Глагол, от которого образовано это существительное часто встречается в НЗ Матф. 10:22; 24:13; Марк 13:13; Иак. 1:12; 5:11; 1Koр 13:7; 2Тим. 2:10; Евр. 10:32; 12:2, 7.
В плотском человеке, который не возрождён от Духа Святого, скорбь, замедление и препятствие часто рождают нетерпение или даже отказ от подобного дела. Но в тех, которые духовны, которые находятся под влиянием духа любви, лишения и испытания производят ещё большее терпение и мужество 1Кор. 13:7.
Выдающийся пример христианского терпения в страдании был явлен Иисусом в последние часы Его жизни перед Его смертью. Все жестокие побои и издевательства Иисус перенёс с великим терпением (см. ЖВ 710, 731, 734-736, 744). Христианин, стремящийся быть подобным Христу, будет радоваться, каким бы испытаниям и страданиям он не подвергался, зная, что, пережив всё это, он приобретает ещё больше христианского терпения и, таким образом, будет способен устоять до конца.
4. опытность: Греч, dokime, происходит от глагола со значением испытать, утверждать. Это Греческое слово в НЗ встречается только в посланиях Павла. В некоторых местах оно переводится словом доказательство 2Кор. 2:9; 13:3; Фил. 2:22. Во вторых, как испытание 2Кор. 8:2, в третьих, как опыт, 2Кор. 9:13. Греческое слово означает либо процесс испытания, либо результат испытания. Последнее значение слова к контексту подходит лучше, так как о самом процессе или способе уже говорилось выше. Более дословный перевод этого слова звучит, как доказательство, или доказательство посредством испытания. Испытание или лишение доказывает истинное исповедание и характер каждого человека.
надежда: Терпеливое перенесение испытаний во время скорби укрепляет и очищает веру. В результате проявляется более твёрдая надежда. Именно надежда на то, что он будет участником Божьей славы (см. 2 ст.), прежде всего она побуждает его перенести различные испытания. И по мере того, как он закаляется, он обретает спокойную твёрдую уверенность. Надежда и вера возрастают по мере того, как они подвергаются испытанию и закаляются в упражнениях. Например, вера учеников укрепилась и ещё более возросла после чуда, сотворённого Иисусом в Кане Ин. 2:11. Опыт Иова показывает, как суровое испытание характера может укрепить веру и надежду искренне верующего человека (см. на Иов. 40; 42).
5. постыжает: Греч, kataischuno, позорить, бесчестить. Сравните употребление этого слова во 2Кор. 7:14;9:4. Христианская вера никогда не бесчестит. Здесь Павел, по-видимому, имеет в виду слова Пс. 21:6 на Тебя уповали и не оставались в стыде. Это необыкновенная надежда, только обычная надежда часто разочаровывается. Это надежда, основанная на осознанном сознании и подкреплённая присутствием в сердце Духа Святого Рим. 8:16. Такая надежда не может ни разочаровываться, ни привести к стыду.
любовь: Божия Под этим выражением можно понимать либо любовь Божию, либо нашу любовь к Богу. Последующие стихи свидетельствуют о том, что это есть любовь Божия к нам, которую Он проявил во Христе. Надежда Христианина основана не на чём-то своём, человеческом, но на уверенности в неизменной Божьей любви к нему. Это осознание нами Его любви, в свою очередь, побуждает нас любить Бога . и наших ближних 1Ин. 4:7, а также любовь укрепляет нашу надежду на будущее. В основе нашей уверенности в том, что наша надежда не может привести нас к стыду или разочарованию, лежит любовь Божия к нам. [526]
излилась: -ниспослание духовных благословений в Библии часто называется излитием. Изолью дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих (Ис. 44:3; ср Ин. 7:38, 39; Деян. 2:17, 18, 33; 10:45; Титу. 3 :5, 6). Это выражение особенно многозначительно для живущих в странах Ближнего Востока : в виду знойной погоды и частого отсутствия воды. Слово излилась, здесь по-видимому, отражает также обилие Божьей любви и благословения.
сердца: См. на гл. 1:21.
Духом Святым: О Духе Святом в этом послании Павел говорит впервые. О Его присутствии и действии в жизни Христианина, он будет говорить позднее а особенно гл. 8). Дух Святой изливает любовь в наши сердца через свидетельство Иисуса Ин. 15:26; 16:14 и, поскольку мы созерцаем славу, любовь и совершенство Иисуса, мы изменяемся в Его подобие под влиянием Святого Духа 2Кор. 3:18.
данным нам: Или, который был нам дан. Здесь, вероятно Павел имел в виду главным образом дар во время Пятидесятницы Деян. 2:14, 16,17, но вместе с тем, он говорит и об опыте каждого верующего (см. Деян. 8:15; 19:2; 2Кор. 1:22; 5:5; Гал. 4:6; Ефес. 1:13; 4:30). Дух Святой изображается пребывающим внутри нас 1Кор. 3:16; 6:19.
6. когда еще: Павел продолжает доказывать, что христианская надежда, основанная на любви Божьей, не может привести верующего к разочарованию. Он описывает необъятное величие любви, которая проявилась в том, что Христос умер, когда мы ещё находились в состоянии немощи и несчастья.
немощны: Или, слабы, беспомощны. Павел говорит здесь о немощном состоянии нечестивых, о чём рассказывалось в предыдущих главах. В Греческом языке это слово часто употреблялось в отношении к тем, кто страдал телесными недугами (см. Матф. 25:39; Лук. 10:9; Деян. 5:15). В Деян. 4:9 слова Павла о немощном состоянии невозрожденного человека (грешника) противопоставляются его описанию верующего, получившего оправдание и отныне приобретающего всё большее блаженство по мере того, как он укрепляется в надежде, терпении, характере и уверенности в любви Божьей.
в определенное время: или, в надлежащее время. Смысл этих слов такой же в сущности, что и в словах: полнота времени (Гал. 4:4; ср. Марк 1:15). В течение тысячелетий верующими делались попытки приобрести праведность посредством своих дел. Самые ревностные из Иудеев и самые просвещённые люди из Греков в Римлян не могли придумать такой системы, которая была бы способна излечить недуги мира и спасти человека от греха и смерти. Напротив, грех и растление низвели людей на самую низкую ступень падения в то время, когда на землю пришёл Иисус. В некоторых случаях мужчины и женщины полностью отдали себя руководству сатаны, и на их лицах запечатлелось демоническое выражение. Таким образом, всей Вселенной было ясно доказано, что, находясь вдали от Бога, человечество не может вернуться к своему безгрешному состоянию. Если Творец не вдохнёт в человека полную струю жизни, то он не будет иметь никакой надежды на спасение (см. ЖВ 36, 37). В этот решительный момент Иисус и пришёл на землю, чтобы умереть за нечестивых. Это время в пророчестве Даниила названо определённым временем (Дан. 9:2-42 ср. Ин. 13:1; 17:1). Вместе с тем, это было именно то самое время, когда развращенное состояние мира приготовило сердца многих к принятию Евангелия. Мужчины и женщины устали от бесконечных обрядов, установленных Иудеями, и стремились получить свободу от власти греха. Больше того, согласно Божьего провидения, мир к этому времени находился под одним правлением, и Иудеи были рассеяны среди других народов, что способствовало быстрому распространению вести спасения.
Таким образом, Христос пришёл и умер тогда, когда в Нём мир больше всего нуждался. Пришло и то время, когда Его посредническая жертва могла наилучшим образом исполнить своё назначение в явлении праведности и любви Божьей для спасения падшего человека. См. на Гал. 4:4.
за нечестивых: Буквально, для безбожных [людей]. О значении этого слова нечестивый (см. на гл. 4:5). Павел не имеет в виду, что Христос умер за нечестивых, как людей, отличных от благочестивых, но он хочет сказать, что Иисус умер за всех, как нечестивых. Это подтверждается и отсутствием артикля в Греческом тексте. Если же мы будем утверждать, что мы не будем относиться к нечестивым, тогда мы не будем иметь никакой пользы от искупления, совершённого Христом, какой в своё время не имели Иудеи (см. Лук. 5:31; 1Ин. 1:10).
7. едва ли: Греч, molis, с трудом, нелегко. Цель 7, 8 ст. показать величие любви Божьей в сравнении с самой большой жертвой, на какую способны люди. Если людям тяжело понять, что кто-либо решится отдать жизнь свою за праведника, то ещё труднее уразуметь нам любовь Христа, которая проявилась в том, что Он согласился умереть за нас, нечестивых грешников.
благодетеля: Буквально, доброго [человека]. Согласно толкованию многих комментаторов, Павел здесь приводит различие между праведником и благодетелем, но в чём состоит эта разница — неясно. По мнению большинства, праведник, это такой человек, который безукоризненно во всём справедлив и исполнителен, что касается исполнения его долга. Благодетель не только справедлив, но и любвеобилен, готов всегда с радостью помочь другим. Поэтому Павел говорит, что, вряд ли найдётся тот, кто решится умереть за праведного [справедливого] человека, разве только за человека доброго и благородного, который нам внушает любовь и симпатию.
Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих Ин. 15:13. Но Павел подчёркивает, что это самое большое, что можно ожидать от человеческой любви, можно допустить, и то с большим трудом, что кто-то пожелает пожертвовать собою ради любимого друга. Но любовь Бога к своим заблудшим творениям столь велика, что Иисус умер за нас, когда мы были нечестивцами, непослушными грешниками.
8. Свою любовь: Буквально, Свою собственную любовь. Любовь Бога Отца проявилась в смерти Христа. Чтобы в правильном свете уяснить себе смысл искупления, необходимо признать этот важный факт (см. на гл. 3:25). Христос умер не для того, чтобы умиротворить Своего Отца или же вызвать в Нём любовь к нам. Это была естественная любовь, которая знала план искупления и спасения от начала, в то время, когда Отец, Сын и Дух Святой трудились вместе в совершенном согласии, чтобы делать её действенной (см. Ин. 3:16; 10:30; 14:16,26; 15:26; 17:11,22,23; Рим. 3:24; 8:32; Ефес. 2:47; 2Фес. 2:16).
Некоторые считают трудным совместить такое понимание вечной любви Божьей и часто упоминаемым божественным гневом. Но божественный гнев есть вражда ко греху, который в конце концов будет истреблён во всей Вселенной. До тех пор, пока люди предпочитают оставаться во власти греха, они неизбежно навлекут на себя гнев Божий (см. на Рим. 1:18). Только любовь Божия к грешникам могла побудить отдать Своего Сына на смерть, и в этой смерти Сына выразилась искупительная жертва 2Кор. 5:19.
доказывает: Греч, sunistemi, что можно перевести словом утверждает ( на гл. 3:5). Это Греческое слово имеет также значение представлять (см. 16:1; 2Кор. 4:2). Следовательно, KJV передает здесь, может быть, как покрытие обоих возможных чувств, и оба могут подразумеваться в этом контексте. Смерть Христа для грешников не только доказывает Божью любовь к нам, но и представляет нам эту любовь во всём её величии и совершенстве.
Форма слова в Греческом языке указывает, что Бог продолжает доказывать и демонстрировать Свою любовь к нам. Жертва Христа остается самой великой демонстрацией Его любви. Иисус умер раз и навсегда, и всё же, в терпеливом следствии Его смерти мы имеем Вселенское доказательство Божьей любви к каждому из нас.
за: Греч. Нирег, что можно перевести [528] словом ради или вместо. Павел отмечает, что Христос умер не просто вместо нас, как жертва умилостивления гл. 3:25, а как приношение и жертва за нас Ефес. 5:2 и как искупление за всех 1Тим. 2:6. Если бы смерть Христа не была добровольной, было бы достаточно сказать, что Он умер вместо нас. Однако Павел добавляет, что Христос умер за нас, ради нас, как наш Защитник, Друг и Брат. Он сознательно и добровольно отдал: Свою жизнь ради нас Ефес. 5:2. Посредством этой жертвы Он сделался нашим представителем, так как если один умер за всех, то все умерли 2Кор. 5:14. Таким образом, правильно будет сказать, что Христос умер вместо нас и ради нас. Простое слово — за, которое употребляется в приведённом стихе, вполне выражает оба эти значения,
ещё грешниками: У человека не было ничего, чем бы он мог заслужить любовь Божию. Воображаемый благодетель 7 ст. был любящим и добродетельным человеком. Но любовь, которую Бог проявил к нам, не была ответом на любовь, которую мы имели к Нему, так как мы ещё находились во вражде с Ним 1Ин. 4:10.
9. тем более ныне: Если Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками, то это даёт нам уверенность в том, что Он спасёт нас ныне, когда мы получим оправдание. Если любовь Его была столь велика, что Он согласился отдать жизнь за врагов своих, то несомненно, Он спасёт людей Своих от гнева (см. 10 ст.).
Кровию Его: Т.е., Его смертью или принесением Его совершенной жизни в жертву умилостивления [искупления] (см. на гл. 3:25). В этом стихе Павел говорит об оправдании скорее посредством крови Его, нежели посредством веры, так как он рассматривает его с божественной точки зрения. Наша вера ничего не добавляет к дару Божию, а только приемлет его. Бесконечная цена, которая была уплачена для нашего спасения, открывает не только чудную любовь Божию, которую Он проявляет к нам, но и то, как высоко Он ценит каждого человека. Павел рассуждает о том, что если Бог так сильно любит нас, что Он доказал, уплатив бесконечно высокую цену за наше искупление, то, несомненно, он сохранит тех, которые куплены такою дорогою ценою.
от гнева: Т.е., от грядущего гнева Божия (см. 1Фес. 1:10; см. на Рим. 1:18; 2:5).
10. врагами: Павел повторяет, ещё более поясняя содержание 9 ст.
смертию: То же самое, что Кровию 9 ст., благодаря которой было достигнуто наше оправдание.
примирившись: Греч, katallasso. Основное значение этого слова обменивать, отсюда изменение враждебного отношения к кому-либо- на мирное. Это слово может употребляться в значении как взаимной, так и односторонней вражды. Контекст указывает, какое из этих двух значений имеет место в данном случае. Грех удалил человека от Бога, и сердце его осталось во вражде с принципами Божественного закона (гл. 1:18 по 3:20; 8:7). Но Бог отдал Своего Сына, чтобы грешный, непокорный человек был примирён с Ним Ин. 3:16.
Библия нигде не говорит относительно Бога, примиряемого с человеком 2Кор. 5:18,19. Верно, что смерть Христа позволила Богу совершить ради человека то, что Он иначе не смог бы сделать, (см. на Рим. 3:25, 26). Возложив на Себя беззакония людей, Христос приготовил им путь, идя которым они вновь смогут обрести благоволение в очах Божиих и вернуться в свой родной Едем (см. ПП 69). Если бы не жертва Христа, то людям пришлось бы пожинать неизбежные последствия своего гнева и возмущения в день опустошительного гнева Божия Рим. 2:5; 3:5; 5:9; 1Фес. 1:10.
Но это не означает того, что Богу было необходимо примирение, отчуждение произошло исключительно со стороны человека (см. Кол. 1:21), и Бог первым проявляет инициативу примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир (2Кор. 5:19; ср. Ефес. 2:16; Кол. 1:20). Хотя Бог сильно ненавидит грех, но Он любит грешника. Он пожертвовал всем самым дорогим ради того, чтобы совершить примирение (см. ЖВ 57). Христос умер не для того, чтобы вызвать в Боге любовь к человеку, а для того, чтобы вернуть человека Богу (см. на Рим. 5:8). Божественный план примирения человека был выработан в вечности ещё до грехопадения человека (Откр. 13:8; ср. ПП 63; ЖВ 834). Таким образом, ввиду искупительной жертвы, вера Авраама могла быть вменена ему в праведность Рим. 4:3, и он мог считаться другом Божиим задолго до смерти Христа на кресте Иак. 2:23.
В первой части своего послания к Рим. 5 гл. Павел развивает мысль о том, что мы, имея столь убедительные доказательства безграничной любви Божьей даже к отчуждённым грешникам, тем с большей уверенностью можем пребывать в мире, радости и надежде в ожидании окончательного спасения.
Слова о примирении в этом стихе аналогичны словам об оправдании в 9 ст., ещё более убеждают нас в том, что оправдание не только в прощении, но и в возобновлении прежнего взаимоотношения, основанного на любви (см. на гл. 3:20, 28; 4:25).
жизнью Его: Буквально, в Его жизни. Это выражение можно понимать в том смысле, что мы спасаемся посредством нашего личного общения со[529] Спасителем, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25;). Вот Его слова, которые Он некогда сказал Своим ученикам: Я живу, и вы будете жить (Ин. 14:19; ср. Рим. 8:11; Гал. 2:20). Если смерть Христа явилась для нашего примирения, то насколько же более могущественной является жизнь нашего воскресшего Спасителя, которая приведёт к окончательному исполнению нашего торжества.
11. И не довольно сего: Здесь Павел упоминает ещё об одном последствии оправдания чрез веру. Выше он уже говорил о том, что мы радуемся, перенося скорби, имея надежду на славу Божию 2, 3 ст. В этом стихе, к сказанному он ещё добавляет, говоря: Мы хвалимся Богом.
хвалимся: Греч, kauchaomai (см. на 2,3 ст.).
Богом: У нас нет никакой причины хвалиться самими собой гл. 3:27; 4:2, но у нас есть все основания хвалиться Богом, особенно в виде Его спасительной любви Иер. 9:23, 24; Рим. 5:5-10; 1Кор. 1:31; 2Кор. 10:17.
Христианин радуется благости Божьей, а также тому, что Вселенная находится под Его руководством. Грешник, напротив, противится Богу и не находит в Нём никакой радости. Он боится или же ненавидит Его. Одним из доказательств нашего истинного обращения, а также примирения с Богом является то, что, мы имеем радость в Нём и находим удовольствие, созерцая совершенство Его характера, открытое нам в Священном Писании.
чрез Господа нашего: Стараясь охватить в своих Писаниях все стороны христианской жизни, писатели НЗ постоянно подчёркивали посредническую миссию Иисуса Христа. Мы хвалимся Богом через Иисуса Христа, Который открыл нам характер Своего Отца и примирил нас с Ним.
примирение: Греч, katallage, искупление. От глагола kalallassd, что значит примирять (см. на 10 ст.). Греч, katallage в НЗ переведено примирять или примирение Рим. 11:15; 2Кор. 5:18, 19. Павел говорит здесь не о пути, посредством которого было достигнуто примирение, Рим. 3:25, а о самом факте примирения гл. 5:10. В Греческом тексте для обозначения искупительной жертвы употреблялось другое слово (см. на гл. 3:25).
12. Посему: Этот двенадцатый стих многими рассматривается, как самое трудное место в НЗ, если не во всей Библии. Впрочем, эта трудность, по-видимому. происходит главным образом, от попыток вложить в приведённый текст иной смысл, чем тот, какой имел в виду Павел. Главная цель Павла, по всей вероятности, состоит в том, чтобы подчеркнуть выдающееся значение дела Христа путём сравнения результатов Его искупительной миссии с последствиями греха Адама.
Слово посему, очевидно, относится к содержанию 11 ст., где описывается искупительная работа Христа, выраженная в примирении и оправдании грешника, а также и рождения в нём надежды на окончательное спасение.
как одним человеком: начиная с этих слов, далее Павел приводит сравнение между последствиями греха и последствиями искупительной работы Христа. Однако в данном стихе содержится только первая часть сравнения. Изложив эту часть сравнения, он переходит к обсуждению некоторых вопросов, связанных с тем, о чём он говорил выше. Его отступление от темы в Библии KJV 13-17 ст. выделено скобками Павел, по-видимому, возвращается к своей главной мысли в 15 ст. Если бы Павел закончил своё сравнение, то оно бы выглядело примерно так: Как одним человеком грех вошёл в мир, а грехом смерть, которая перешла во всех человеков, потому что все согрешили, так одним человеком, Иисусом Христом, праведность вошла в мир, а праведностью жизнь, так что все, оправданные верой, могли получить спасение. Филипп Скхафф заметил, что апостол мог значительно облегчить работу комментаторов, если бы он следовал обычным правилам синтаксиса, сначала высказывая свое сравнение полностью, а лишь после этого, дал ему соответствующее объяснение. Но подобные грамматические трудности Священного Писания, надо заметить, рассчитаны на глубоко вдумчивого исследователя (редакционное примечание Лангерг).
Комментарии [Скрибнер, 1870], на Рим. 5:12.
В этом отрывке сравнения Павел особенным образом подчёркивает это обстоятельство, что подобно тому, как грех и смерть, представляющие собой принципы и силу, перешли от Адама ко всему человечеству, так и праведность и жизнь, воплощающие в себе противоположные им победоносные принципы и силу, переходят от Христа ко всем людям. [530] И как смерть перешла ко всем тем, кто участвует во грехе Адама, так и жизнь переходит ко всем тем, кто принимает участие в праведности Христа. И всё же аналогия здесь неполная, в то время как участие во грехе Адама распространяется на всех, участие в праведности Христа распространяется только на верующих. Все люди- грешники, однако (хотя, подобно греху, праведность Христа по характеру своего действия является универсальной силой), не все являются верующими. Тем не менее, то, что приобрёл Христос, больше, нежели то, что потерял Адам (см. ЖВ 25).
грех: Павел часто олицетворяет грех, говоря, что он царствует к смерти 21 ст., причиняя нам смерть гл. 7:13, господствует над нами гл. 6:14, производит в нас всякое пожелание гл. 7:8, обольщает и убивает грешника гл. 7:11.
Сравните гл. 5:12,13, 20, 21 с 15-18 ст. Отступлением Адама от повеления Божия, принцип греха вошёл в мир. Грех, в свою очередь, сделался неиссякаемым источником всевозможных отступлений. Во всей рассмотренной части послания ясно видно различие между грехом, как принципом, воплощающим в себе беззаконие (см. на 1Ин. 3:4), и личным грехом людей.
вошел в мир,:Павел изображает грех в виде некой силы, которая извне вошла в мир людей. Слово- мир в Евангелии часто употребляется для обозначения всего человеческого рода (Рим. 3:19; 11:15; ср. Ин. 3:16, 17). В данном стихе Павел более ничего не говорит о происхождении зла. Он указывает только, что первый человек нарушил закон Божий, и что таким образом грех вошёл в людей.
грехом смерть: Прежде, чем грех вошёл в мир, Бог предупредил Адама о том, что грех повлечёт за собой смерть Быт. 2:17. После грехопадения Адама, Бог тот час вынес приговор, говоря: прах ты и в прах возвратишься Быт. 3:19.
Библия открывает нам три вида смерти:
1) Духовная смерть (см. Ефес. 2:1; 1 Ин.:4)
2) Временная смерть первая смерть, о которой Иисус говорил как о сне,(см. Ин. 11:11-14; Откр. 2:10;12:11).
3) Вечная смерть, вторая смерть (см. Мф. 10:28; Иак. 5:20; Откр. 2:11; 20:6, 14;21:8). Для многих не совсем ясен вопрос о смерти, которая явилась вследствие грехопадения Адама и, в особенности, о той смерти, которая перешла к его потомкам (см. ниже на смерть перешла). Неясность этого вопроса объясняется, главным образом, непониманием большинства людей истинной природы смерти. Впрочем, как видно из контекста, Павел не ставил здесь своей задачей показать нам природу смерти. Он часто констатирует исторический факт о том, что грех вошёл в мир через Адама, вследствие чего появилась смерть. До преступления Адама в нашем мире не было ни греха, ни смерти. После, появилось и то, и другое. Следовательно, преступление Адама явилось причиной этих обоих явлений. Между смертью, последствием греха и жизнью, как результат праведности Христа, лежит выдающийся контраст. Павел утверждает, что дар жизни и блага, приобретённые для нас Христом, имеют гораздо большее значение, в сравнении с последствиями греха Адама. Главная цель приведённого стиха выражена в Рим. 5:20 стала преизобиловать благодать.
смерть перешла: Греч, dierchomai, распространяться, наполнять. Предложение можно было бы перевести так: Смерть распространилась повсюду, на всех людей. Слово содержит в себе мысль о том, что смерть нашла доступ к каждому члену человеческой семьи.
во всех человеков: Это выражение равноценно выражению в мир, но отличается от него, как контрастное, частичное от общего целого. Слова Павла о том, что смерть, как приговор Адаму, перешла на всех людей, показывает, что приговор Адама Быт. 2:17 не относится ко второй смерти (см. ВБ 544). Вторая смерть не может перейти к другому, так как она является результатом окончательного суда, о котором ясно говорится в Откр. 20:12: И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своим Окончательный суд Божий, и окончательный приговор о вечной смерти основаны на личной ответственности каждого Рим. 2:6. Все люди сходят в могилу, и в этом отношении все они несут наказание за преступление Адама. Жизнь была отнята преступлением. Адам не мог передать своему потомству того, чего он сам не имел . Именно в этом смысле нужно понимать в Адаме все умирают 1Кор. 15:22
Если бы не было плана спасения, то грех Адама привёл бы к [531]вечной смерти всех людей, но благодаря этому плану, все члены семьи Адама: праведные и нечестивые воскреснут из мёртвых (Деян. 24:15; ср.1Кор. 15:22). В то время, все увидят и признают, что те, кто обречён на вечную погибель, оказались в таком стоянии исключительно вследствие своего греха. Они не смогут тогда обвинить Адама за своё ужасное положение. Те, кто делал добро, кто своей верой принял праведность Христа и ходил в ней, выйдут из своих могил в воскресении жизни Ин 5:29. Над такими , смерть вторая не имеет власти Откр. 20:6. Те же, кто делал зло, кто отверг праведность Христа и не получил прощение через раскаяние, восстанут в воскресение осуждения Ин. 5:29. Таковые получат наказание за свое беззаконие, окончательное возмездие за грех — смерть то есть, вторую смерть,( ВБ 544).
потому что: Греч, eph ho. Это выражение является источником многих логических споров и переводится по-разному. Впрочем, смысл его достаточно ясен, который можно передать словами: потому что или поскольку. В классическом Греческом языке приведённое выражение означало на том условии. Однако в таком значении оно не встречается. Сравните его употребление во 2Кор. 5:4; Флп 3:12; 4:10.
согрешили: Форма глагола та же, что и в гл. 3:23. Павел здесь не выставляет личные грехи людей и не подчёркивает, что, в силу этого, все подвержены смерти (см. на гл. 5:13). Такое толкование, согласно контексту, было бы неправомерным, поскольку в 14 ст. Павел добавляет, что смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими, подобно преступлению Адама.
Когда Адам и Ева отступили от Бога, они не только потеряли своё право на дерево жизни, что неизбежно повлекло за собой их смерть и смерть всех их потомков, но посредством своих грехов, они также постепенно утратили свою силу сопротивляться греху и злу (см ПП 60) Таким образом, Адам и Ева передали своему потомству склонность ко греху, возмездием за который явилась смерть. Вследствие их преступления, человеческая природа была заражена тлетворной силой греха, антагонистичной Богу, и с тех пор эта сила творит своё пагубное дело. Из-за этой тлетворной силы, которая берёт своё начало от греха Адама, людям необходимо родиться (свыше) снова (см. на гл.3:23; 5:1).
Относительно передачи греховной природы от отца к сыну, нужно понимать следующее: Неизбежно дети страдают от последствий грехов своих родителей, но их не наказывают за вину родителей, за исключением тех случаев, когда они участвуют в их прегрешениях. Но дети обычно идут по стопам своих родителей. По причине наследственности и благодаря личному примеру сыновья становятся участниками грехов своих отцов. Скверные привычки, извращенные вкусы, безнравственность так же, как и физические недуги и вырождение, передаются по наследству от отца к сыну и так до третьего и четвертого рода (ПП 306).
13. до закона: Буквально, под законом (см. на гл. 2:12). То есть, в период между Адамом и Моисеем гл. 5:14. Хотя в этом контексте слово закон ясно указывает на закон, данный во времена Моисея, тем не менее, оно стоит без артикля. Все люди без исключения подвержены смерти. Павел стремится показать, что в человеке, кроме вины за свои грехи, совершает своё пагубное действие вековая сила. Этой силой является последствия Адама. Все потомки Адама пожинают последствия этого грехопадения. Из этого видно, что смерть и наклонность ко греху являются врождённым ЗЛОМ.
грех был в мир: Здесь Павел сообщает одну истину, что его желание не бросает вызов читателям.
вменяется: Греч. logeo, различные слова от одного перевода : рассчитывать, подсчитать, вменять (см. на гл. 4:46; и т.д.). В НЗ это слово встречается только в данном стихе, а также в послании к Флм. 18 ст. в значении отнести на чей-нибудь счёт. Примером употребления его в этом значении может служить письмо, взятое из папирусных рукописей, двух женщин своему эконому, в котором они пишут. Запиши на наш счёт всё, что истратишь на возделывание земли.
Павел не считает, что язычники, не имеющие писанного закона, жили без греха. Он уже отмечал, что все: как Иудеи, так и язычники, согрешили и лишены славы Божией Рим. 3:23. А в гл. 5:12 он повторяет те же слова, говоря: все согрешили. Каким образом, язычники не были [532] без греха. Они были обязаны повиноваться закону настолько, насколько им было открыто (см. на гл. 1:20; 2:14, 15). Грех господствует в мире со времени преступления Адама. Его можно назвать отсутствием согласия или гармонии с волей Божией в поступках, характере или побуждениях.
Главное, на что Павел желает обратить наше внимание, так это на то, что все люди получили ясное познание воли Божьей гл. 5:14 и, как все согрешили, то все подвержены тлению (ср. 12 ст.). Один поступок Адама послужил причиной появления в нашем мире греха, как действующего принципа и силы. Даже при отсутствии личных преступлений, как например у детей, все равно, все подвержены смерти. Павел подчёркивает уникальность греха и смерти с тем, чтобы им противопоставить универсальное, т.е. всеобъемлющее действие благодати.
14. смерть царствовала: — здесь Павел олицетворяет смерть, как он до этого олицетворял грех (см. на 12 ст.). Он указывает на всеобщее и повсеместное царство смерти, как на доказательство тлетворного последствия греха Адама. Если бы не Евангелие, то господство смерти было бы вечным.
подобно: Т.е., таким же образом, как согрешил Адам, несмотря на явное повеление Божие. Если бы даже люди имели отдалённое познание воли Божией, открытой им в делах творения и в их совести (гл. 1:20; см. на гл. 2:15), все равно они не были бы свободны от вины Матф. 10:15. Однако, независимо от тяжести личной вины, смерть подчинила своей власти одинаковым образом всех людей, даже невинных младенцев.
образ: Греч, tupos, тип. Это слово часто встречается в НЗ, но передается в разных случаях по-разному, как образ — Рим. 6:17, след — Ин. 20:25 (KJV) образец — Деян. 7:44, содержание — Деян. 23:25, образец для подражания — Фил. 3, образ — Евр. 8:5; и т.д. Оно означает, главным образом отпечаток, оставленный смертью. Следовательно, это слово присутствует, чтобы подразумевать копию, образец или пример.
Павел не вдаётся во все подробности сказанного им, но сосредотачивает и внимание на главной стороне вопроса: а именно, что последствия первородного греха именно Адама, оказали и оказывают влияние на всех людей. Закон и сила греха смерти перешли ко всем потомкам Адама. Поскольку его поступок заразил грехом все человечество, то он в этом смысле является прообразом Того, чья праведность, и принцип жизни, перешла ко всем тем, кто рождён свыше, чтобы быть членами Его семьи Ин. 1:12,13.
будущего: Сравните Тот, Который должен придти Матф. 11:3; Лук. 7: Адам является прообразом Христа в том смысле, что они оба являются представителями человечества. Адам -представитель согрешивших людей, Христос же,- представитель возрождённого человечества. Поэтому Христос назван последним Адамом 1Кор. 15:45, вторым человеком (см. 1Кор. 15:47; ср. ВБ 647). Однако между обоими Адамами существует не только сходство, но и различие, как об этом ниже пишет Павел.
15. дар: Греч, charisma происходит от слова charts благодать (см. на 3:24), означает благодать или благодати. Charisma, это слово употребляется для обозначения сверхъестественной силы, которая даётся Духом Святым 1Кор. 12:4, Здесь Павел впервые начинает противопоставлять последствия греха Адама результатам работы Христа, между отступлением от праведности и даром благодати он также не делает никакого сравнения.
преступление: Греч, paraoma, буквально, ложный шаг, проступок, ошибка; слово проступок на первом месте. Это слово хорошо выражает отступление Адама от праведности.
одного: Т.е., Адама.
многие: Это слово равнозначно понятию всем человекам 18 ст.
дар: имеется в виду дар праведности 17 ст.
благодати: См. на гл. 3:24. Павел понимает благодать Божию не только, как незаслуженную милость, но и как спасительную силу Его любви через Иисуса Христа.
одного Человека: Буквально, один человек.
преизбыточествуют :Греч, perisseuo, то есть, быть повсюду и везде. Сравните использование этого слова в Рим. 3:7; 1Кор. 14:12 превосходить 2Кор. 1:5; и т.д.
для многих: Буквально, многие. Христос умер за всех людей 1Ин. 2:2; 2Кор. 5:14,15; Евр. 2:9. Спасение предлагается всем Матф. 11:28, 29; Марк 16:15; Ин. 7:37; Откр. 22:17. Таким образом, были приняты меры для того, чтобы устранить все пагубные последствия [533] грехопадения Адама. Действие этих созидательных мер столь же обширно, как и действие разрушительной силы греха. Однако Божий дар праведности остаётся без действия до тех пор, пока он не будет принят верою Ин. 3:16. Хотя были приняты меры для спасения всех, лишь немногие принимают предложенный им дар Матф. 22:14. Дар даётся не мерою, а в зависимости от того, кто — сколько желает принять.
16. за одного согрешившего;: Здесь Павел говорит о том, что не может быть никакого сравнения между даром Христа и последствиями Адамового греха.
суд: Греч, krima, вынесение решения, приговор. Согрешение Адама повлекло за собой осуждение.
одно: Буквально, от одного. Может быть понято как : значение одним человеком, что касается одного согрешившего или это может быть понято так, что касается одного согрешения ввиду параллельного с множеством грехов. В соответствии с рассуждением Павла ясен любой путь понимания.
осуждению: Адаму было дано повеление: не ешь. И за нарушение этого повеления было объявлено наказание: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь Быт. 2:17. Следовательно, его грех явно выражен нарушением закона, и был в тот час вынесен ему приговор осуждения (см. на Рим. 5:13). Ему справедливо был вынесен приговор осуждения. Этот приговор, вынесенный первому человеку, Распространился и на его потомков.
Дар благодати: Греч, charisma, дар милости или благодати происходит от слова charts, то есть, благодать (см. на гл. 3:24). Этот дар в гл. 5:17 назван даром праведности.
оправданию: греч, dikaioma, что может быть переведено, как действие праведности, необходимое условие, постановление (см. на гл. 2:26). Здесь Павел употребляет это слово, dikaioma, по-видимому, вместо слова dikaiosis оправдание (см. на гл. 4:25). Это объясняется тем, что Греческие слова, обозначающие дар и суд, осуждение и преступление, все оканчиваются на та. Представляется невероятным, что Павел использовал dikaioma просто, как литературный приём.
от многих преступлений: За первым преступлением Адама последовало много других его преступлений, и не только его, но и всех его потомков. И каждое преступление заслуживало осуждения. Но вместе с тем, каждое из них давало повод проявлению незаслуженной милости Божьей благодати к оправданию от многих преступлений для тех, кто принял это дар.
17. смерть царствовала: См. на 14 ст.
тем более: Здесь налицо контраст между преступлением и благодатью, смертью и жизнью, Адамом и Христом.
приемлющие: Праведность, это дар Божий, независимо от того, вменяется он в процессе оправдания или освящения. Это дар, который можно получить лишь через веру в Иисуса Христа. Только те, которые готовы признать свою немощь и нужду и согласны со всем смирением и благодарностью принять праведность, как дар, только такие будут царствовать в жизни.
будут царствовать: Дважды упомянув царство смерти, Павел говорит о царстве жизни. Это воспринимается, как контраст. В Библии часто встречается описание святых и их царствование в новой жизни. Если терпим, то с Ним и царствовать будем (2Тим. 2:12; ср. Лук. 22:30; Откр. 3:21; 20:6; 22:5). План искупления приводит к совершенству всех, кто некогда был уничижен грехом. Когда земля обновится, станет вечной обителью спасённых, тогда первоначальный план Божий относительно создания мира окончательно исполнится (см. ВБ 674). Утерянное человеком владение будет ему возвращено (см. ПЦ 682) Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек Пс. 36:29.
жизни единого: Эти слова подчёркивают положение, которое Христос занимает как Посредник в деле искупления человечества. Посредством Его смерти верующий Христианин получает оправдание, и посредством общения с Ним он отныне получает живительную силу, которая преобразует его настоящую жизнь и даёт ему уверенность в грядущей вечной жизни.
18. Посему: Греч, ага оип, указывает на то, что предыдущая мысль окончена. То же Греческое слово встречается в гл. 7:3, 25; 8:12. Павел здесь обобщает сравнения, содержащиеся в предыдущих стихах.
преступлением одного: Или, посредством одного преступника. Подобно этому, праведность одного можно перевести, как одной праведностью.
осуждение: Эти слова присутствуют в KJV. Также и слова ниспослание дара. По Гречески постановка стиха в чрезвычайно сжатом виде заключает в себе более смелое, параллельное дополнение. Стих может быть буквально переведен так: Тогда, как через одного преступления, всем людям — к осуждению, также и через действие одного праведного, всем людям,- оправдание к жизни.
правдою: Греч dikaidma, то же слово в 16 ст. переведено словом оправданию (см. соответствующий комментарий). Впрочем, здесь оно, вероятно, означает действие праведности и, по-видимому, эквивалентно слову послушанием 19 ст. Совершенная жизнь Иисуса, Его послушание, даже до смерти Фил. 2:8, сделали возможным оправдание для всех, кто с верою взирает на Него (см. на Рим. 4:8).
оправдание к жизни: Это выражение, по-видимому, означает оправдание, воплощённое в праведной жизни. Сравните, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной 21 ст.
19. непослушанием: Греч parakoe, буквально, неверный слух. Это слово в НЗ встречается только два раза 2Кор. 10:6; Евр. 2:2. Глагол (parakouo), проявлять непослушание, присутствует в Матф. 18:17 и переведён в значении — не слушать. Оттенок беспечности, который несёт это слово, указывает на первый шаг грехопадения Адама.
сделались: Греч kathistemi. В Тит. 1:5 это слово, kathistemi, употребляется в значении поставить, назначить на какую-либо должность (KJV рукополагать). В НЗ оно чаще всего встречается именно в этом значении (см. Матф. 24:45; Деян. 6:3; 7:10; Евр. 5:1). Основное значение этого слова, высаживать. В классическом Греческом языке оно употребляется в значении привести, как например: привести корабль к причалу, то есть, причалить или же привести какого-либо человека к другому человеку, либо в другое место. В таком значении оно также встречается в Деян. 17:15. Отсюда новое значение, поставить или назначить.
В каком смысле люди сделались вследствие непослушания Адама грешниками? Параллелизм стиха указывает на то, что они сделались грешниками через преступление Адама, аналогично тому, как они сделаются праведными через послушание Христу. Поскольку речь в данном контексте идёт скорее об оправдании, нежели об освящении Рим. 5:16, 18, то Павел, по-видимому, прежде всего, подчёркивает то обстоятельство, что люди становятся праведными через искупление, совершённое Христом, независимо от их личных усилий (см. на гл. 3:28). Подобным же образом через непослушание, проявленное Адамом, они становятся грешниками (см. на гл. 5:12-14).Впрочем, эта мысль не отделена от мысли о том, что подобно тому, как непослушание Адама выразилось в преступности жизни его потомков 16 ст., так послушание Христа выражается в жизни послушанием тех, кто имеет общение с Ним через веру. На этом Павел акцентирует своё внимание в гл. 6.
Многие: буквально , много (см. на 15 ст.}.
Послушанием: Греч hupakoe. Идея этого слова выражает повиновение тому, что каждый может слышать. Сопоставьте его со словом непослушание (parakoe), то есть, нежелание или отказ слушать (см. выше под непослушанием), О послушании Христа (см. на 18 ст.).
20. Закон: Буквально, закон (см. на гл. 2:12; 5:13). На основании гл. 5:13,14 становится ясно, что появление закона Павел связывает со временем Моисея. Законы данные для руководства Его народом, формально были провозглашены на горе Синай, хотя Его нравственный закон, Десять заповедей, был записан в сердце Адама еще при его сотворении.
пришел: Греч, pareiserchomai, буквально, войти рядом, кроме данного стиха, это слово в НЗ встречается ещё в Гал. 2:4, где оно употребляется в значении скрытно, незаметно.
Умножилось: Основное назначение закона состояло в том, чтобы явить людям мерило праведности. Однако, появление его в связи с наследственной и развиваемой людьми наклонности ко злу, фактически, знаменовало собой умножение преступления. Закон пришёл к таким последствиям, потому что он запрещал некоторые греховные поступки, которые до этого времени не считались греховными. Когда был провозглашён закон, совершение этих поступков стало рассматриваться преднамеренным преступлением. Так как закон духовен и свят, и осуждает всякое потворство ко греху, то в сердцах людей он тотчас возбуждает сопротивление, и таким образом оживает грех и умножает преступление. Если бы сердца людей были святы и склонны к добру, тогда закон не привёл бы к таким последствиям. [535]
стала преизобиловать: Греч, huperperisseuo. Это слово встречается только в данном стихе и ещё во 2Кор. 7:4. Изобилуйте или изобиловали ранее в стихе от Греч, pleonazo, быть многими, чтобы умножиться. Бог допустил появление греха, и когда тот умножился, Он превозмог его чудным образом, явив обилие Своей благодати и славы, с тем чтобы блаженство искупления в конечном итоге превзошло после действия беззакония.
21. к смерти: Лучше, в смерти, потому что смерть, если так можно сказать, является владением или территорией, на которой господствует грех (ср. 14, 17 ст.), Грех управляет царством смерти.
благодать воцарилась: Благодать (см. на Гал. 3:24). Здесь олицетворяется так же, как грех (см. на гл. 5:12) и смерть (см. на 14 ст.).
праведность: Т.е., праведность Христа, вменяемая в процессе оправдания и развиваемая через освящение (см. на гл. 3:31; 4:8).
Иисусом Христом: В начале рассматриваемой нами главы, Павел рассказывал нам о той радости и уверенности, которые наполняют сердце верующего после того, как он принимает оправдание через веру в Иисуса Христа. Это побуждает его говорить о величии Божьей милости, которая сделала возможным осуществление плана спасения грешников. Затем, продолжая возвеличивать Божью любовь и милость, Павел сопоставляет обилие Его силы и спасительной благодати, проявленной в Иисусе Христе, с развращением и вырождением человека в результате грехопадения Адама. Бог сделал всё возможное, чтобы искупить все последствия великого отступления человека.
Комментарий Е. Г. Уайт к 5 главе Римлянам
1 ДА 476; ЖВ337; MB 27;ПП373; 4СЦ386.
1,2 2СЦ509.
121 СП 94.
3,4 ЗСЦ416.
3-5 2СЦ510,514.
5 МЖС185; 4СЦ93; 6СЦ171;8СЦ139.
8 НПХ76;СИ 66, 161;СП 246.
9,10 НПХ20.
12 ВБ533;ВМ69.
19 МЖС 323.
20 ЖВ 26; СЕ 157.