Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание к Филимону
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 2702 Все тексты автора ГК АСД
Введение.
Написано из Рима в период первого тюремного заключения Павла приблизительно в 60 или 61 г. по Р. Хр.
1. Заглавие. Поскольку эта книга является личным посланием, несомненно, первоначально она не носила никакого заглавия. В самых ранних Греческих рукописях, существующих в настоящее время, было простое заглавие Pros Philemona «К Филимону» надпись, вероятно прибавленная неизвестным христианином, который впервые собрал вместе послания Павла и пустил их в обращение, как сборник.
2. Авторство. Это послание особенным образом утверждает Павла как своего автора 1 ст. Факт, что оно имеет дело только с личными обстоятельствами и что оно не отражает попытки продвигать какое-либо новое учение, является сильным признаком, что оно истинное. Современные учёные богословы фактически единодушны в принятии этого краткого послания, как подлинно принадлежащего Павлу.
3. Историческая обстановка. Послание к Филимону является личным письмом Павла, в то время заключенного в Риме, к христианину по имени Филимон, проживавшему в Колоссах. О рассуждении относительно даты написания этого послания (см. VI том, 105, 106 стр.). Оно было отправлено одновременно с посланием к Колоссянам, другом Павла Тихиком и было вызвано кризисом в жизни одного из обращённых Павлом. Онисим, раб христианина Филимона в Колоссах, неудовлетворённый своим рабским состоянием, сбежал, унеся с собой некоторую часть денег или имущества своего господина (18 ст.; ср. ДА 456). Однажды, он направил свой путь в Рим, как поступали многие рабы, надеясь затеряться в огромной толпе этого города. В то время Онисим встретил Павла. Возможно, он находился в сильной нужде и пытался найти христиан из-за их благотворительности, что он несомненно часто ощущал в доме своего хозяина. Или, возможно пребывая в то время в Риме, он уже достаточно погрузился в христианское учение, переживая из-за беспокойной совести и обратился к Павлу — который прежде мог быть гостем в доме Филимона, — за духовным руководством. Какой бы ни была его причина, Онисим нашел радушный прием и был побужден преданно служить преклонному апостолу. Его совесть и желание приготовили его следовать путем долга — искупить свои прошлые преступления, возвратившись ещё раз к своему прежнему господину. Онисим не надеялся получить какой-либо ответ своего хозяина на письмо Павла. Скорее он отправился с Тихиком, посланником Павла. О его принятии ничего не известно, но трудно представить себе, чтобы Филимон, как последователь Христа не покорился такой нежной, ходатайственной просьбе. Величественная строгость стиля послания отражает доверие со стороны апостола, что Филимон должен принять Онисима, как «брата возлюбленного» 16 ст. Мы можем предположить, что доверие Павла было вознаграждено.
Без понимания проблемы рабства, как она существовала в Римской империи в дни Павла, послание к Филимону не может быть вполне оценено. Рабы были признанной частью общественного строя и рассматривались, как члены дома их господина. Между 146 г. до Р. Хр. и 235 годом по Р. Хр. соотношение рабов к свободным было три к одному. Плиний сообщает, что во время Августа свободный человек по имени Канцилий держал 4116 рабов (см. Энциклопедия Британика, 1966 г. издания 20 том, 776, 777 стр., статья «Рабство»).
Со столь большой частью населения, пребывающего в рабстве, господствующий класс чувствовал необходимость предписывать строгие законы, чтобы предотвратить бегство или восстание. Согласно Римскому закону, господин обладал абсолютной властью над жизнью и смертью своих рабов. Раб не мог иметь собственного имущества. Всё, что он имел, принадлежало его хозяину, хотя временами ему предоставлялась возможность накоплять средства. Рабы не могли законно жениться и выходить замуж, но, тем не менее, их поощряли поступать так, из-за увеличения богатства их господина. Раб знал, что он может быть отделен от своей супруги и детей, по желанию своего господина. Рабы не могли обращаться в гражданские суды за справедливостью, и не было места, где беглый раб мог найти себе убежище. Он никогда не мог служить в качестве свидетеля, кроме, как при пытке, и никогда не мог обвинять своего господина в любых преступлениях, кроме великой государственной измены, супружеской измены, кровосмешении, или осквернении святых предметов. Если господин обвинялся в преступлении, он мог предложить своего раба вместо себя при допрашивании пыткой. Как наказание за побег часто применялась смерть, иногда посредством распятия или их бросали на съедение прожорливым миногам в пруды.
Некоторые рабовладельцы были более внимательны к своим рабам, чем другие и некоторые рабы проявляли большую преданность к своим господам. Некоторые задачи, поручаемые рабам, были сравнительно приятны, но с их стороны в этом случае требовалась смышленость. Часто учителя, врачи и даже философы становились рабами в результате военных завоеваний. Многие рабы вели дело в магазинах, заводах или заведовали домашним хозяйством в имении вместо своих господ. Но всегда раб был вполне подчинен воле своего хозяина, будь-то мудрого или непостоянного. Учреждение рабства было школой трусости, лести, обмана, взяточничества, безнравственности и других пороков или раб, главным образом должен обслуживать желания своего господина, какими бы злыми они ни были. Примерно до 200 г. по Р.Х., условия очень улучшились и даже больше после распространения христианства. Римляне не лишали своих рабов всякой надежды относительно свободы. Закон предусматривал освобождение рабов различными путями. Больше всего господин брал своего раба перед должностным лицом, в чьём присутствии он поворачивал раба вокруг и произносил страстно желанные слова liber esto, «будь свободным» и ударял его розгой. Освобождение совершалось также различными другими путями, такими, как написание письма, делая раба опекуном одного из детей или помещая на его голову pileus, или головной убор свободы. Но если освобождение не было предписано законом, а, скорее всего рабовладельцем, раб был обязан оставаться клиентом своего господина и исполнять любые обязанности, возложенные на него до времени освобождения. В Римской империи для вольно отпущенника представлялась возможность подняться до определённого влияния и даже гражданской власти, но их имущество, когда они умирали без наследников, возвращалось к прежним господам, примером такого случая может быть Феликс, прокуратор Иудеи (см. V том, 70 стр.).
4. Тема. Эта маленькая жемчужина христианской любви и тактичности, единственная в своём роде в каноне Священного Писания, ибо она является чисто личным письмом, трактующим t377] проблему дня — взаимоотношения между хозяином-христианином и беглым, но раскаявшимся рабом. Она не представляет учения и не предлагает особенного увещания для всей церкви в целом. Однако то, что послание к Филимону находится в нашей Библии, становится достаточно ясным через изучение послания и его взаимоотношения с другими посланиями Павла. Оно является единственным, сохранившимся в настоящее время отрывком из всей значительной переписки между Павлом и отдельными членами его стада. Оно касается нескольких основных христианских принципов ежедневной жизни.
5. План.
I. Приветствие — 1-3.
И. Рекомендации Филимону — 4-7.
А. Его христианская любовь и верность поощряла членов церкви — 4-6.
Б. Павел удовлетворён духовными достижениями своего обращённого — 7.
III. Призыв к искреннему принятию Онисима — 8-20,
A. Тактичность просьбы — 8-10.
Б. Полезность Онисима -11-13.
B. Взаимное уважение между Павлом и Филимоном — 14.
Г. Признание провидения -15, 16.
Д. Достаточность посредничества Павла — 17-19а. Е. Двойной долг Филимона – 19б, 20.
IV. Заключение и благословение — 21-25.