Введение.

Написано из Рима в период пер­вого тюремного заключения Павла приблизительно в 60 или 61 г. по Р. Хр.

1. Заглавие. Поскольку эта книга является личным посланием, несомненно, первоначально она не носила никакого заглавия. В самых ранних Греческих рукописях, существующих в настоящее время, было простое заглавие Pros Philemona «К Филимону» надпись, вероятно прибавленная неизвестным христианином, который впервые собрал вместе послания Павла и пустил их в обращение, как сборник.

2. Авторство. Это послание особенным образом утверждает Павла как сво­его автора 1 ст. Факт, что оно имеет дело только с личными обстоятельствами и что оно не отражает попытки продвигать какое-либо новое учение, является сильным признаком, что оно истинное. Современные учёные богословы факти­чески единодушны в принятии этого краткого послания, как подлинно принад­лежащего Павлу.

3. Историческая обстановка. Послание к Филимону является личным письмом Павла, в то время заключенного в Риме, к христианину по имени Фи­лимон, проживавшему в Колоссах. О рассуждении относительно даты написа­ния этого послания (см. VI том, 105, 106 стр.). Оно было отправлено одновре­менно с посланием к Колоссянам, другом Павла Тихиком и было вызвано кри­зисом в жизни одного из обращённых Павлом. Онисим, раб христианина Фили­мона в Колоссах, неудовлетворённый своим рабским состоянием, сбежал, унеся с собой некоторую часть денег или имущества своего господина (18 ст.; ср. ДА 456). Однажды, он направил свой путь в Рим, как поступали многие рабы, наде­ясь затеряться в огромной толпе этого города. В то время Онисим встретил Пав­ла. Возможно, он находился в сильной нужде и пытался найти христиан из-за их благотворительности, что он несомненно часто ощущал в доме своего хозяина. Или, возможно пребывая в то время в Риме, он уже достаточно погрузился в христианское учение, переживая из-за беспокойной совести и обратился к Пав­лу — который прежде мог быть гостем в доме Филимона, — за духовным руково­дством. Какой бы ни была его причина, Онисим нашел радушный прием и был по­бужден преданно служить преклонному апостолу. Его совесть и желание приго­товили его следовать путем долга — искупить свои прошлые преступления, воз­вратившись ещё раз к своему прежнему господину. Онисим не надеялся полу­чить какой-либо ответ своего хозяина на письмо Павла. Скорее он отправился с Тихиком, посланником Павла. О его принятии ничего не известно, но трудно представить себе, чтобы Филимон, как последователь Христа не покорился та­кой нежной, ходатайственной просьбе. Величественная строгость стиля посла­ния отражает доверие со стороны апостола, что Филимон должен при­нять Онисима, как «брата возлюбленного» 16 ст. Мы можем предположить, что доверие Павла было вознаграждено.

Без понимания проблемы рабства, как она существовала в Римской империи в дни Павла, послание к Филимону не может быть вполне оценено. Рабы были признанной частью общественного строя и рассматривались, как члены дома их господина. Между 146 г. до Р. Хр. и 235 годом по Р. Хр. соотношение рабов к свободным было три к одному. Плиний сообщает, что во время Августа свобод­ный человек по имени Канцилий держал 4116 рабов (см. Энциклопедия Британика, 1966 г. издания 20 том, 776, 777 стр., статья «Рабство»).

Со столь большой частью населения, пребывающего в рабстве, господ­ствующий класс чувствовал необходимость предписывать строгие законы, что­бы предотвратить бегство или восстание. Согласно Римскому закону, господин обладал абсолютной властью над жизнью и смертью своих рабов. Раб не мог иметь собственного имущества. Всё, что он имел, принадлежало его хозяину, хотя временами ему предоставлялась возможность накоплять средства. Рабы не могли законно жениться и выходить замуж, но, тем не менее, их поощряли по­ступать так, из-за увеличения богатства их господина. Раб знал, что он может быть отделен от своей супруги и детей, по желанию своего господина. Рабы не могли обращаться в гражданские суды за справедливостью, и не было места, где беглый раб мог найти себе убежище. Он никогда не мог служить в качестве свидетеля, кроме, как при пытке, и никогда не мог обвинять своего господина в любых преступлениях, кроме великой государственной измены, супружеской измены, кровосмешении, или осквернении святых предметов. Если господин обвинялся в преступлении, он мог предложить своего раба вместо себя при допрашивании пыткой. Как наказание за побег часто применялась смерть, иногда посредством распятия или их бросали на съедение прожорливым миногам в пруды.

Некоторые рабовладельцы были более внимательны к своим рабам, чем дру­гие и некоторые рабы проявляли большую преданность к своим господам. Не­которые задачи, поручаемые рабам, были сравнительно приятны, но с их сторо­ны в этом случае требовалась смышленость. Часто учителя, врачи и даже фило­софы становились рабами в результате военных завоеваний. Многие рабы вели дело в магазинах, заводах или заведовали домашним хозяйством в имении вме­сто своих господ. Но всегда раб был вполне подчинен воле своего хозяина, будь-то мудрого или непостоянного. Учреждение рабства было школой трусо­сти, лести, обмана, взяточничества, безнравственности и других пороков или раб, главным образом должен обслуживать желания своего господина, какими бы злыми они ни были. Примерно до 200 г. по Р.Х., условия очень улучшились и даже больше после распространения христианства. Римляне не лишали своих рабов всякой надежды относительно свободы. За­кон предусматривал освобождение рабов различными путями. Больше всего господин брал своего раба перед должностным лицом, в чьём присутствии он поворачивал раба вокруг и произносил страстно желанные слова liber esto, «будь свободным» и ударял его розгой. Освобождение совершалось также раз­личными другими путями, такими, как написание письма, делая раба опекуном одного из детей или помещая на его голову pileus, или головной убор свободы. Но если освобождение не было предписано законом, а, скорее всего рабовладельцем, раб был обязан оставаться клиентом своего господина и исполнять любые обязанности, возложенные на него до времени освобождения. В Римской империи для вольно отпущенника представлялась возможность подняться до определённого влияния и даже гражданской власти, но их имущество, когда они умирали без наследников, возвращалось к прежним господам, примером такого случая может быть Феликс, прокуратор Иудеи (см. V том, 70 стр.).

4. Тема. Эта маленькая жемчужина христианской любви и тактичности, единственная в своём роде в каноне Священного Писания, ибо она является чисто личным письмом, трактующим t377] проблему дня — взаимоотношения между хозяином-христианином и беглым, но раскаявшимся рабом. Она не пред­ставляет учения и не предлагает особенного увещания для всей церкви в целом. Однако то, что послание к Филимону находится в нашей Библии, становится достаточно ясным через изучение послания и его взаимоотношения с другими посланиями Павла. Оно является единственным, сохранившимся в настоящее время отрывком из всей значительной переписки между Павлом и отдельными членами его стада. Оно касается нескольких основных христианских принципов ежедневной жизни.

5. План.

I. Приветствие — 1-3.

И. Рекомендации Филимону — 4-7.

А. Его христианская любовь и верность поощряла членов церкви — 4-6.

Б. Павел удовлетворён духовными достижениями своего обращённого — 7.

III. Призыв к искреннему принятию Онисима — 8-20,

A.  Тактичность просьбы — 8-10.

Б. Полезность Онисима -11-13.

B.                 Взаимное уважение между Павлом и Филимоном — 14.

Г. Признание провидения -15, 16.

Д. Достаточность посредничества Павла — 17-19а. Е. Двойной долг Филимона – 19б, 20.

IV. Заключение и благословение — 21-25.