Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание к Филимону
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 2702 Все тексты автора ГК АСД
Глава 1
1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,
2 И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:
3 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,
5 Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,
6 Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.
7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.
8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,
9 По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;
10 Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
11 Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;
12 Ты же прими его, как мое сердце.
13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;
14 Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
16 Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
19 Я Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.
21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.
22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.
23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса,
24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.
25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.
1. Павел: — Свои послания Павел обычно начинает со ссылки на свои Божественные полномочия, как апостола. Но поскольку это послание главным образом не предназначалось для публичного чтения, оно послано с особой целью старому другу — здесь не было нужды в подчеркивании апостольского авторитета.
узник Иисуса Христа: — Настоящее положение Павла, как «узника», находилось в определённом контрасте с воспоминанием Филимона о Павле, как ревностном благовестнике, неутомимом путешественнике, неустанном администраторе. Филимон знал, что настоящее бесчестие и лишения Павла были последствием верного свидетельства о Христе, которому они оба служили. Хотя Филимон связал себя подобными узами во Христе, он, по крайней мере, наслаждался физической свободой. Павел здесь прикасается к сострадательности сердца Филимона. В такой мере чувство собственного достоинства Филимона готово жертвовать, будучи собратом «узнику Иисуса Христа». Павел написал возлюбленному другу со смелым, решительным доводом, с мужеством посвященного, зрелого мужа.
Тнмофей: — Филимон возможно познакомился с Тимофеем в период последнего общения с Павлом в Ефесе (см. Деян, 19:22). Быть может, близкие узы дружбы проявились между Филимоном и Тимофеем; таким образом, упоминание имени Тимофея здесь показывает его заинтересованность относительно затруднительных взаимоотношений между Филимоном и Онисимом и в такой же мере, его согласие со всем написанным.
брат:: Ссылка на великое братство всех христиан, к которому принадлежали Павел, Тимофей, Филимон, а теперь и Онисим. Павел здесь полагается на этот братский дух, поскольку он стремится найти путь к нежному принятию беглого раба. В конце концов, этот дух должен уничтожить рабство, как установившееся положение.
Филимону: — Ничего больше неизвестно о Филимоне, кроме открытого в этом послании. Очевидно, он жил в Колоссах, ибо Онисим был из Колосс (см. Кол. 4:9), подобно Архиппу (см. Кол. 4:17). Филимон, обращённый Павлом (см. Флм. 19), был состоятельной личностью, имевшей влияние и престиж в обществе (см. 2 ст.). Следовательно, его действие относительно Онисима должно оказать великое влияние на его семью, группу христиан, среди которых он трудился и его языческое общество.
возлюбленному: — Филимону будет очень трудно пренебрегать советом, данным в такой искренней и братской любви. Подлинная любовь, не часто так выражается, особенно среди людей. Сам Павел служит примером многих нежных черт характера, в такой же мере, как и строгих качеств, которые всегда будут проявлять искренние люди-христиане.
сотруднику: — Возможно, Филимон трудился с Тимофеем и Павлом в евангелизации Ефеса и окружающих районов Деян. 19:26. Однако Павел мог просто ссылаться на труд Филимона в развитии церкви в Колоссах. Павел знал, что руководство Филимона заслуживает доверия и достойно похвалы.
2. сестре возлюбленной:: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «сестре», то есть, сестре в христианском общении. Павел предоставляет Апфии равное положение с собой и Филимоном. Возвышение женщины является одним из великих вкладов христианства человеческой расе, это один из многих примеров в НЗ, где выделено достоинство женщины. В большинстве языческих обществ женщина сведена к положению рабыни, но христианство освободило её от этого состояния и предоставило ей равное общественное и духовное положение с её мужем. Облагороженные товарищеские отношения христиан и даже многих домов не христиан, находят отражение вдохновенных учений Иисуса Христа.
Архиппу: — В виду близкой связи, в которой Архипп упомянут наряду с Филимоном и Апфией, он, возможно, был их сыном. Павел рекомендует Архиппа, как своего «сподвижника», за его энергичное христианское руководство. Возможно, он управлял делами Колосской церкви в период отсутствия Епафраса, постоянного руководителя Кол. 4:17.
Домашней твоей: — Некоторые полагают, что это ссылка особенно на слуг и других членов семьи Филимона. Другие, однако, полагают, что Павел ссылается на христианскую общину, которая встречалась для поклонения в этом доме. Что первые христиане встречались в частных домах для церковного служения, об этом много свидетельств в НЗ. К примеру, дом Марии в Иерусалиме Деян. 12:12, дом Прискиллы и Акилы в Риме Рим. 16:3-5, их дом в Ефесе 1Кор. 16:19 и дом Нимфана в Лаодикии Кол. 4:15. В больших городах несколько церковных служений, должно быть, совершались в различных домах одновременно. Павел знал, что вся церковь питает интерес к возвращению Онисима. Это письмо, несомненно, читалось вслух, ибо все, вероятно, нуждались в его совете помочь им осознать, в чем заключается их христианский долг по отношению к Онисиму. Размеры дома Филимона были достаточные, чтобы предоставить обшине место для поклонения, это свидетельствуют о его состоятельности и общественном влиянии.
церкви: — Греч, ekklesia (см. на Матф. 18:17).
3. Благодать: — Относительно схожести приветствия (см. на Рим. 1:7].
4. всегда: — Может быть соединено с фразой «благодарю Бога моего».
молитвах моих: — Разделить с Богом радости и печали жизни, как и друг с
другом, вот чем является молитва в её самом лучшем смысле. Павел напоминает Филимону о глубоком уважении и благодарности, которую апостол чувствовал по отношению к нему. Павел тактично приготовлял путь, чтобы Филимон согласился любезно принять Онисима. Обильное ободрение заключалось в определённом познании, что возлюбленный и уважаемый друг молится о нас, что этот друг имеет полное доверие к нашему честному и освящённому суждению (см. 5-7 ст.). Такой является уверенность, которую Павел дал Филимону.
5. Слыша — Т.е., от Епафраса или Онисима Кол. 1:7,8; 4:12,13.
любви: — Греч, agape (см. на 1Кор. 13:1). Любовь Филимона не была пустой сентиментальностью. Его посвящение постоянно выражалось в делах к Богу и ближним. Павел предполагал, что Филимон проявит такую же христианскую любовь и верность в своём принятия Онисима.Любовь и вера, — это качества характера, которые истинные христиане проявляют к Богу и людям.
святым: — Греч, hagioi, буквально, «святые личности» (см. на Рим. 1:7),
6. общение: — Греч, koinonia, «общение», «соучастие». В дополнение к благодарности Богу за полезность и ободрение Филимона, Павел также молится, чтобы Филимон мог изобиловать в осознании каждой возможности проявить свою христианскую любовь и верность.
познании: — Греч, epignosis (см. на Ефес. 1:17).
всякого … добра: — Филимон был широко известен из-за своего великодушия и полезности; и Павел молится, чтобы он ни в коем случае не упустил возможность проявить христианскую «любовь и веру» 5 cm. Ко всем людям, при каждом удобном случае, подлинный христианин проявит качества «любви и веры». С тактичностью, рождённой от подлинной любви, Павел рассуждает не только с Филимоном, но и со всей общиной в Колоссах, которая будет читать это послание. Не только Онисим, но все рабы-христиане должны проявить «любовь и веру».
У вас:-Или, «среди вас», то есть, всех, включая и рабов, которые были членами церкви в Колоссах или где-нибудь в другом месте.
7. имеем: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «имели». Павел здесь уточняет причину для своей благодарности 4 ст. Когда Павел получил вести о верности Филимона 5 ст., трудные, утомительные часы, проведённые апостолом в проповеди Евангелия в Колоссах и для Филимона, в особенности 19 ст., были обильно вознаграждены.
радость и утешение: — В тюрьме Павел вероятно, с удовольствием вспоминал о прошлом гостеприимстве Филимона. Приятные воспоминания принесли ему «радость и утешение».
сердца: — Буквально, «брюшные внутренности». В других переводах «внутренности». В древности внутренние органы рассматривались, как местонахождение чувств.
брат: — Простое прикосновение любви — но кто может измерить её ценность, когда она выражена искренно? Филимон никогда не подвёл Павла и Павел не сомневался, что Филимон и впредь будет достойным его доверия.
8. Посему: — Т.е., на основании чудесного сообщения о подлинной «любви и вере» 4-7 ст., Павел был уверен, что его совет относительно Онисима будет воспринят любезно. Поскольку Филимон понял и практиковал осознанную христианскую любовь, Павел решил обратиться именно на этом уровне. Эта уверенность является подлинной похвалой для Филимона, выражением чистосердечной оценки о его христианском свидетельстве. Не все исповедующие христианство готовы принять указание от других, даже когда оно выражено старшими, превосходящими по воспитанию и опыту.
дерзновение: — Греч, parresia (см. на Деян. 4:13).
приказывать: — Греч, epitasso, «приказывать», «повелевать». Положение Павла, как апостола и отца Филимона по вере 19 ст., заключало в себе авторитет, на основании которого Павел мог обратиться с указанием к Филимону, принять Онисима, как брата-христианина. Павел не имел никакого сомнения, что Филимон отзовётся на любое указание, данное ему апостолом с таким высоким авторитетом. Но Павел знал более лучший путь (см. на 9 ст.). Никакая более высокая похвала не может соответствовать любому человеку, чем открытое признание, что он живёт выше и свыше простых правил и предписаний, что его жизнь руководствуется более высокими побуждениями и личным обязательством по отношению к Иисусу Христу и христианским принципам.
что должно: — Или, «ваша обязанность», то есть, как подлинного христианина.
9. По любви: — Как талантливый руководитель, Павел не приказывает. В представлении нужды и цели, которую необходимо достигнуть, апостол постоянно обращается к наиболее благородным побуждениям, на которые подлинный христианин должен отозваться. Брошенный вызов к справедливому и более благородному отзыву, склонит соработника Павла приложить все усилия, чтобы исполнить ожидания апостола. Таким образом, Филимону здесь представилась возможность скорее послужить, чем случай просто отозваться на приказание.
прошу: — Или, «обращаюсь к кому-либо». Очевидность любви Павла к Онисиму и Филимону неоднократно видны на протяжении всего послания. Не с чувством превосходства, но как к равному, Павел обращается к Филимону за помощью, чтобы уладить проблему относительно положения Онисима, как раскаявшегося раба-христианина. Павел был уверен, что Филимон должен оценить этот снисходительный подход к разрешению взаимной проблемы.
Павел старец: — Точный возраст Павла в этот момент точно установить нельзя. Приблизительно 28 лет назад во время кончины Стефана, побитого камнями, Павел был назван neanias, «юношей» (см. на Деян. 7:58). Следовательно, Павел, несомненно, был в возрасте конца пятидесяти начала шестидесяти годов, когда было написано это послание. Относительно даты написания послания к Филимону (см. VI том, 105 стр.). Из-за своей напряженной жизни апостол выглядел старым и утомлённым, всё же не настолько уставший, чтобы не обратить внимания на вопросы личной дружбы. Некоторые вместо «старец» читают «посланник», поскольку это место они считают параллельным мысли Павла «посольство в узах» в Ефес. 6:20. По законам языкознания и согласно контексту чтение «посланник» не убедительно.
узник Иисуса Христа: См. на 1 ст.
10. Онисиме: — Означает, «полезный». Утончённая нежность Павла во введении особенной проблемы, касающейся Онисима, открыта в Греческом оригинале, где имя Онисима упомянуто в предложении последним. Буквально стих читается следующим образом: «Я прошу тебя о моём личном сыне, которого я родил в этих узах, Онисиме». Нежным образом Филимон был введен в самые сокровенные тайники сердца Павла, и таким образом, побуждён рассматривать Онисима, подобно апостолу. Без включения заявления о личном, нежном отношении Павла с Онисимом, Филимон мог просто напомнить о его прежнем, плохом поведении, непослушании и возможной жадности, проявленной Онисимом в прошедшее время 11 ст.
Павел здесь употребил сильное притяжательное местоимение, которое усилило нежную связь существующую между ним и Онисимом. Он написал буквально, «сыне моем». Таким образом, Павел взывает к сердцу Филимона прежде, чем представить его взору имя его прежнего раба. Из-за высокого уважения Филимона к Павлу, он должен быть озабочен, оказать всякую возможную помощь, чтобы доставить ему удовольствие. Как бы апостол сильно не любил, Филимон не должен легкомысленно отнестись к этому вопросу.
Филимон должен отметить параллель между своим опытом 19 ст. и Онисима — оба были «сынами» Павла, его духовными потомками. Павел часто называл своих обращённых «возлюбленными детьми» (см. на 1Кор. 4:14, 15, 17; 1Тим. 1:2,18).
родил я в узах моих: — Здесь не отмечено, как Павел познакомился с Онисимом, даже нет намека, как, почему, и каким образом Онисим пришел к Павлу. Таинственным действием Провидения они оказались вместе — Павел, который не пропускал удобного случая для служения и Онисим, который смело, мужественно отозвался.
11. негоден: — Или, «бесполезен». Не ясно или Павел здесь ссылается на праздность или даже на воровство в период, когда Онисим трудился для Филимона или на исключительную самовольную отлучку Онисима от Филимона, таким образом, делая себя «бесполезным», что касается служения его хозяину.
а теперь: — Т.е., с тех пор, как Онисим встретил Павла и был обращён. Павел подразумевает, что если бы Онисим не убежал, он вероятно теперь не был бы христианином. Здесь можно отметить, слегка подчёркнутый выговор Филимону. Как христианин, он мог исполнить дело для Онисима, которое Павел довёл до конца. Онисим убежал от своего земного хозяина и нашел в Риме апостола Павла, прежде чем он нашёл своего истинного Господа и хозяина. Таким образом, Павел встретил возможное возражение Филимона. Онисим однажды был негоден для Филимона, но теперь возвращается к своему хозяину новым и другим человеком. Филимон, в такой же мере, как и Онисим, будут полезны посредством снисходительного принятия, поскольку прежде, бывший слуга Филимона будет теперь исполнять служение значительно лучше, чем это было в прежние дни.
и мне: — Павел теперь соединяет себя с интересами Онисима и будущим. Следовательно, что Филимон сделает для Онисима, — всё это он совершил бы для Павла.
возвращаю: — Или, «посылаю». Онисим был послан сопровождать послание. Нет доказательств, что Павел заставлял или даже побуждал Онисима возвратиться. Кроме того, Павел не имел никакой власти послать Онисима назад к Филимону и никаким образом он не сделал ничего определённого, чтобы показать, что Онисим должен направиться в Колоссы. Однако Павел имел полное доверие к честности Онисима. Они оба понимали, что христианская обязанность Онисима — возвратиться к Филимону, даже если его отсутствие должно лишить Павла милостивого служения Онисима.
12 прими: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению
этого слова.
как мое сердце: — См. на 7 ст. Мысленно Павел сопровождал возвращающегося раба. Принимая Онисима, Филимон не только приветствовал обращённого раба, но также удовлетворял великодушие сердца самого Павла.
13. Я хотел: — Греч, boulomai, «желать». Павел, возможно, лично желал, чтобы «полезный» Онисим остался в Риме, как личный слуга апостола. Для преклонного работника, утомлённого годами чрезвычайного служения, личные ухаживания преданного друга не могли быть измерены деньгами или сравнены каким-либо другим образом. Однако, хотя Павел должен был лишиться утешающего присутствия Онисима, он получит внутреннее вознаграждение благодаря успешному примирению двух своих друзей. Следовательно, Павел не мог позволить своим личным нуждам служить препятствием более важному делу -духовного торжества или злоупотреблять правами Филимона, законного хозяина Онисима.
вместо тебя: Апостол также намекает, что Филимон должен рассматривать личное служение Павлу, как одну из наиболее высоких жизненных почестей, которые если бы Филимон был в состоянии, должен был бы совершить для Павла, как это сделал Онисим. Следовательно, Филимон не только должен радоваться удовлетворительным служением, исполненным Онисимом, но также быть благодарным, что Онисим оказал услуги вместо него.
в узах за благовествование: — Сравните 1, 10 ст. Другое нежное напоминание, что хотя они оба служили одному Хозяину, Павел переносил трудности Римской темницы, в то время, как Филимон наслаждался преимуществами свободы вместе с благословениями жертвенного служения Павла. Тонкое чувство сострадания Филимона 5-7 ст. должно быстро уловить свою ответственность к своему уважаемому другу.
14. согласия: — Или, «намерения». Хотя Павел мог быть вполне уверен в одобрении Филимона, но он ничего не желал нарушить из дарованных, всегда уважаемых и святых прав свободного избрания каждого человека. Апостол знал, что подлинная дружба строится только на свободных и добровольных выражениях доброты. Поэтому, с великой вежливостью и уважением, Павел настаивал, чтобы все дальнейшие решения, относительно Онисима, сделал Филимон.
хотел: — Греч, thelo, «решать», «хотеть». Для Павла было более ценным уважение Филимона, чем даже физическое утешение услуг Онисима. Цель апостола: в выражении своих личных желаний относительно Онисима, не заключалось в том, чтобы вызвать сочувствие со стороны Филимона, чтобы он возвратил Онисима Павлу. Такое желание ниже Павла, скорее, он так выразился с единственным намерением, — подчеркнуть высокую ценность, которую он придавал характеру и служению Онисима.
дело твое: — Т.е., выгода, доставшаяся Павлу от подчинения Филимона решению апостола оставить Онисима, как своего личного спутника.
вынужденно: — Павел, кажется, убедительно чувствовал, что если бы он оставил Онисима в Риме, Филимон не возразил бы, но апостол не желал принимать меры там, где разрешение Филимона могло произойти вынужденным.
15. может быть: — Хотя Павел не утверждал определённо, что побег Онисима был предопределённым, он допускал такую возможность.
на: время: — Сколько бы времени ни прошло с тех пор, как Онисим оставил
Филимона, оно представляет лишь момент, в сравнении с будущим временем, когда Филимон будет наслаждаться общением с ним.
отлучился: — Буквально, «был отделён». Это кажется другой намек, что Бог принимал участие в побеге Онисима от Филимона. Побег Онисима не преуменьшается здесь Павлом; он улаживается внутри, более значительной перспективы его новых взаимоотношений к Богу и Филимону.
навсегда: — Греч, aidnios, буквально, «длительный период», то есть, навсегда лишь в пределах определенного времени (см. на Матф. 25:41). Онисим должен быть верным слугой Филимона и другом-христианином столько времени, пока они оба будут жить.
16. Не как уже -: Или, «не более».
но выше раба: — Павел говорит о том, что Филимон должен принять Онисима, как брата-христианина, чья жизнь, как и его, вручена Господу Иисусу Христу. Чтобы служение Онисима было выше, чем языческого раба, он должен служить Филимону с такой преданностью, как её воспринял сам Павел.
Брата: возлюбленного: — Любовь, которую Павел проявил к Онисиму в короткий период, говорила о ценном общении, ожидающем Филимона, который будет общаться с Онисимом более продолжительное время. Онисим покидал Филимона как раб-беглец. Теперь же возвращается как «полезный» (пригодный) 11 ст. брат-христианин, плод благодати Божией. Для Павла переживания Онисима иллюстрируют силу Божию, как он извлекает добро из зла. Хотя ошибки и неудачи препятствуют людям, всё же Господь может достигнуть своих благословенных целей для тех, которые признают Его.
Праздность и малодушие Онисима, которые привели его в Рим, также привели его к Павлу, и следовательно, к Иисусу Христу. Теперь он возвращается к Филимону преобразованным, неузнаваемым человеком. Временная разлука послужила для уз вечного общения. Для Филимона не было трудным проследить руку Божью в опытах своего прежнего раба. Следовательно, Филимон должен считать это личным преимуществом, — сотрудничать с волей Божией относительно Онисима.
по плоти: — Т.е., как добросовестный слуга, который должен вполне оправдать доверие Филимона к себе. Прежде, чем Онисим оставил Рим, Павел наслаждался его служением «по плоти» и с этого времени только Филимон будет пользоваться этим преимуществом.
и в Господе: — Не взирая на прежние отношения Онисима к Филимону, его необходимо теперь рассматривать как возлюбленного брата-христианина и как действительного кандидата на небеса, каким был сам Филимон. Таким образом, радость христианской надежды должна стать взаимным обладанием.
17. если: — Греческий подлинник подразумевает, что Павел не сомневался относительно близких и горячих христианских чувств товарищества, существующих между ним и Филимоном. Соответственно, эта часть предложения может быть перефразирована: «поскольку ты считаешь меня как товарища».
прими его, как меня: — После долгого внимательного словесного вступления, Павел выразил эту просьбу, которая составляет кульминационную точку послания. Даже представляя это прошение, которое было отсрочено нежной и приятной тактичностью, Павел взывал к исключительно подлинному и нежному побуждению Филимона — личной дружбе. Из точки зрения своих законных прав, Филимон мог поступить по-иному, чем советовал Павел. Но Павел поднялся выше простой справедливости и обосновал свой довод на уровне любви. Из-за несомненного уважения Филимона к суждению Павла и из-за его благодарности за любовь апостола, Онисим будет принят на основании, как его оценил Павел. Для человека, подобного Филимону, этого будет достаточно.
18. Если: — Греческий подлинник подчеркивает действительность долга Онисима Филимону, исходя из точки зрения Павла. Однако, условное предложение представляет Филимону преимущество судить, исходя из настоящих обстоятельств, или Онисим действительно был должен ему что-нибудь. Прежде оставления Филимона, Онисим воровал и как христианин он должен без сомнения постараться сделать полное возмещение убытков. Некоторые полагают, что потерю здесь нужно рассматривать в смысле служения Онисима, служения, которое можно оценить определённой суммой, поскольку Филимон должен был заместить Онисима другим слугой.
Павел здесь не делает никакого скрытого намека, что Филимон должен аннулировать финансовый долг Онисима из-за долга Филимона Павлу. Такой образ действия противоречил высоким нравственным принципам, посредством которых Павел направлял своё поведение.
считай это на мне: — Павел желал, чтобы никакое препятствие не мешало откровенному принятию Онисима, когда он достигнет Колосс. Павел должен был долг, причитающийся с беглого раба записать на себя лично, как отец покрыть грехи своего сына 11 ст. Такая предусмотрительность и любовь, которая покрывает недостатки раскаявшегося грешника, отражает славное благородство великих дел Христа к людям, которые осознали свой долг к Богу. Христос, подобно Павлу, не был ответственным за неудачи людей. Все же Он стал вместо человека, покрывая его долг своими собственными заслугами, так, чтобы кающийся грешник мог быть оправдан пред всем творением. Христос, подобно Павлу, был согласен уплатить долг другого так, чтобы грешник был воспринят всеми таким, как если бы он никогда не совершал преступления. Посему, когда раскаявшийся слуга возвратится, Филимон не должен будет видеть Онисима и его долг, но Павла и его обещанное возмещение. Может ли язык быть более снисходительным, и всё же, несмотря на это, более проницательным, чем автор послания изобразил здесь пером?
19. моею рукою: — Больше всего, вероятно, Павел написал все послание
своей собственной рукой (ср. на Гал. 6:7).
я заплачу: — Это долговое обязательство Павла устранило последнее препятствие, которое могло замедлять или препятствовать Филимону от всего сердца принять Онисима.
должен: — Павел нежно напомнил Филимону о его двойном долге Павлу. Филимон был обязан Павлу, ибо Онисим теперь «полезный» 11 ст. слуга, достойный значительно большего «по плоти и в Господе» 16 ст. Кроме того, Филимон был должен Павлу за радость и мир христианского благовествования, чрез служение Павла. Апостол не хотел препятствовать успешному примирению хозяина и слуги. Павел трудился над обращением их обоих, и такой долг нельзя искупить никакими деньгами. Таким образом, Филимон сможет увидеть свой личный, ещё больший долг Павлу.
20. Так: — Греч, noi, подтверждающая частица (ср. Матф, 15:27; Рим. 3:29; Откр. 14:13) которая говорит об утвердительном ответе на просьбу содержащуюся в Флм. 17.
воспользоваться: — Греч, oninemi, «получить пользу», «иметь радость», от которого произошло собственное существительное «Онисим» (см. на 10 ст.). Это затруднительное положение разрешилось с пользой для всех заинтересованных лиц. Каждый участник — Павел, Онисим, Филимон — извлечёт неизмеримую личную пользу из искреннего, милостивого принятия Онисима в Колоссах. Павел не желал никакой материальной выгоды, а только видеть радость двух своих обращённых, соединённых узами христианского общения. Не эгоизм побуждал Павла к этому, а любвеобильное желание увидеть проявление христианского благородства среди своих обращённых.
успокой мое сердце: — См. на 7,12 ст. Наивысшая радость служителя состоит в проявлении христианских принципов среди своих обращённых.
в Господе: — Т.е., в образе действия, который Господь должен одобрить.
21. послушание: — Не в смысле покорности прямому повелению Павла, ибо в этом послании нет никакого повеления (см. на 9 ст.). Скорее Павел был уверен в согласии Филимона с высоким христианским чувством долга. Возможность проявить прощающую любовь Христа снова предстала пред Филимоном. На основании его прошедшей характеристики (см. на 5-7 ст.), Павел не сомневался относительно ответа Филимона.
сделаешь и более:, нежели говорю.: — Некоторые полагают, что Павел здесь говорит об освобождении Онисима из рабства. Павел, несомненно, надеялся, что такой случай должен произойти (см. ДА 457). Он был уверен, что Филимон окажет откровенный и радушный прием Онисиму с духом великодушия. В НЗ нет прямого указания делать нападки на установление рабства, но в нём начертаны принципы, которые должны в конце концов оказаться роковыми для этого установления. В виду социальной структуры Римской империи, образ действия Павла едва ли мог быть лучшим. Он провозгласил повсюду принципы христианской свободы и вёл людей к сознанию жестокости рабства. Таким образом, он исполнил план Божий относительно проблемы рабства, более верно медленным процессом развития и просвещения, чем прямыми атаками на него (см. на 1Кор, 7:20-24; Ефес. 6:5).
22. вместе: — Или, «одновременно», то есть, когда Филимон радушно примет Онисима.
помещение: — Здесь Павел скромно выражает свою полную уверенность в добром решении Филимона относительно Онисима. Только истинные друзья, связанные взаимным уважением, могут выражаться так откровенно относительно помещения, как поступил Павел. Со стороны Филимона не должно быть никакого повода, чтобы Павел не потерял веры в его честность. Очевидно, Павел имел основание надеяться на своё скорое освобождение из тюрьмы. Предание говорит, что вскоре после написания этого послания, Павел исполнил своё обещание посетить Колоссы (ср. Флп. 2:24; см. VI том, 30 стр.).
надеюсь: — Или, «верю» KJV.
по молитвам вашим: — Т.е., по молитвам, которые возносились о его освобождении, вероятно от «домашней церкви Филимона» 2 ст. и в такой же мере ходатайственных молитв других членов церкви от повсюду рассеянного христианского мира.
буду: дарован вам.: — Глубоко сознавая свой долг апостола, Павел чувствовал значение своего присутствия в церквях. Однако, с великодушной скромностью, он осознавал, что только их ходатайственные молитвы обеспечат его освобождение.
23. Епафрас: — Возможно, основатель и руководитель церквей в Колоссах,
Лаодикии и Иераполе (см. Кол. 1:7; 4:12,13).
узник вместе со мною: — См. на Рим. 16:7. Заключённый, подобно Павлу (см. Флм. 1, 9,13), за проповедь христианства.
Марк: — По-видимому, Иоанн Марк сын Марии (см. Деян. 12:12), автор второго Евангелия — молодой человек, сопровождавший Павла в его Первом Миссионерском Путешествии (см. на Деян. 13:13; 15:37; Кол. 4:10; 2Тим. 4:11).
Аристарх: См. на Деян. 19:29; 27:2; Кол. 4:10.
Димас: — Несмотря на то, что он был спутником Павла в период его первого тюремного заключения Кол. 4:14, в последствии оставил его и очевидно отступил от истины (см, на 2Тим. 4:10).
Лука: — Врач, который впервые упоминается как спутник Павла при путешествии в Македонию (см. на Деян. 16:10). Он, очевидно, оставался в Филиппах на протяжении семи лет, до возвращения Павла (см. на Деян. 20:5, 6). Записи, кажется, отмечают, что он оставался вместе с Павлом до его казни (см. Деян. 21:15; 27:2; 2Тим. 4:11).
24. Благодать Господа нашего: — См. на Гал. 6:18.
Постскрипт, Написано Филимону из Рима через раба Онисима. Постскрипт, следуемый после 24 cm. не имеется ни в каком древнем манускрипте, и не был частью послания, написанного Павлом.
Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Филимону.
3-6 ДА 457. 9 5СЦ 730.
9-16 ДА 457. 17-21 ДА 458.