2. Движение к Востоку

Поселение на Волге.

“ От одной церкви Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога.” (Деян. 26-27)

Если реформация подготовила почву, а учение Бенгеля пробудило блаженную надежду на пришествие Христа, то на 7-летнюю войну смотрели как на наказание и предостережение от Бога, а на манифест Екатерины от 27 июля 1763 г., как на призыв ко спасению всех нищих, изгнанников и преследуемых братьев по вере. К переселенцам присоединилось еще большее количество немецких католиков. Русское правительство послало своих агентов-вербовщиков в Германию, Голландию, Францию, Швейцарию и другие страны Европы, приказав доставить всех, желающих переселиться на русских кораблях из гаваней Гамбурга, Любенка и др. портов непосредственно в Петербург. Около 8 тысяч семейств или 27 тысяч душ было водворено в 1764-67 гг. около Саратова по обоим сторонам реки Волги.

Среди них находились представители всех Германских племен, княжеств, графств и рыцарств древней священной Римской империи. Лишь в небольшом количестве, по сравнению с германским элементом, почти в единичном числе, к этому переселению присоединились французы, голландцы, поляки, шведы и южные славяне.1

Намерение правительства было при этом двоякого рода, а именно: открыть путь западно-европейской культуре в огромное степенное пространство в нижнем течении реки Волги и одновременно путем элемента твердого характера положить конец продвижению вперед и частым нападениям полудиких калмыцких и киргизских орд.

Так как манифест обещал всем колонистам не только полную свободу вероисповедания, но и представил при этом еще свободу миссионерской деятельности среди пограничных магометанских народностей2 , то к колонистам присоединились посланные от братской общины Гергутеров, которые основали в 1765 колонию Сарепту ниже Царицына. Но прежде всего посвятим несколько строк основателю братской общины.

Граф Николай Ф. Цинцендорф родился 26 мая 1700 года и умер 9 мая 1760 года, он был основателем братской общины. Его принципом было понимать Св. Писание так, как оно написано, содержание выполнить в жизни, живя в братском единении и проповедуя Евангелие миру словом и делом.

Цинцендорф и его общины по справедливости могут быть названы пионерами оживления евангельской миссионерской деятельности. Что сегодня для нас могло быть новым, это то, что Цинцендорф лично праздновал седьмой день в качестве субботы и устраивал преломление хлеба и омовение ног.

Штагенберг, преемник Цинцендорфа дает этому такое основание: “Так как Иисус сделал омовение ног Своим ученикам и при этом совершенно ясно сказал: “ Как Я ваш Господь и Учитель, умыл ноги ваши, так и вы должны между собою омывать ноги друг другу и т.д.” — то он принял эти слова, как они гласят; и был того мнения, что омовение ног не может быть пропущено на законном основании в живой общине И.Христа.”

В одной части речи от 21 февраля 1752 г. он упоминает: “Я, как известно, опять восстановил омовение ног; и это для меня еще до сего часа самый приятный и почетный акт.”1

В весьма достойной рекомендации книжке Л.Р. Конради “История Субботы и первого дня недели”2 мы читаем о графе Цинцендорфе: “Что касается его взглядов относительно субботы, то мы находим следующее в одном письме, в котором он в 1738 г. перед отъездом в Америку относительно евреев писал: “ Что я не вкушал в своей жизни кушаний, которые им прежде были запрещены, — как день отдыха, а наше воскресение — как день благовествования Евангелия, то я это делал без намерения с простодушным сердцем.”

В 1741 г. он поехал в Пеньсильванию, куда переселилась часть братьеви сестер из Гольштинии, именно под его председательством было введено празднование субботы во всей общине и притом после продолжительного обсуждения, как доказывает следующее показание Шпангерберга: “Как особое обстоятельство следует заметить, что он вместе с общиной в Вифлиеме постановил праздновать как день покоя седьмой день. Дело это было предварительно обсуждено советом общины весьма обстоятельно с указанием всех оснований за и против, и тогда пришли к единогласному соглашению проводить седьмой день как субботу.”3

Эта реформа субботы основателями братской общины не могла быть поведена при жизни графа, ввиду больших расстояний между рассеянными миссионерскими общинами и поэтому она осталась не выполненной.

Цинцендорф оставил своей общине большое количество весьма содержательных духовных песен и между ними: “Иисус, веди нас”, Сердце с сердцем в соединении,” Место собрания всех верующих” и др.

Мы же вернемся к Сарепте. Как оазис среди пустыни, так Сарепта была местом Западно-Европейской культуры. Помимо миссионерской деятельности среди калмыков колония эта имела хорошие воспитательные заведения и ремесленные школы, которые снабжали волжские колонии в течение почти 100 лет: проповедниками, учителями и медициной; кроме этого колония была для многих местом истинного вдохновения; после духовных и физических напряжений.

В этом выражается истинный миссионерский дух графа Цинцендорфа, который и еще в нынешней современной Сарепте и Волжским колониям, служит в качестве примера весьма достойного подражания.

Водворение религиозных общин на юге России.

Община Менонитов.

В то время Лютер учил об “оправдание через веру и предоставил народу Библию и богослужение на его родном языке, то Менна-Симокс, бывший католический священник и основатель братской общины Менонитов в Голландии, пошел еще несколько далее в реформе учения и проведения, а именно: в таинстве крещения, преломления и попечения об общине.

Как выше мы видели, Лютер предпочел поливание детей полному погружению крещаемого в то время как Менно-Симонс предпочел крещение совершенно раскаявшегося грешника, — лиц взрослых. Сам он крестился в 1536 году на 44 году жизни.

Вследствие обезглавливания Сике Скидера за возобновление крещения, — ибо кровь и прах мучеников были всегда мнением для правды, — он тщательно исследовал Св. Писание по этому вопросу и сам об этом писал нижеследующее: “ Все же я не хотел так много доверять моему разуму. Я искал совета у некоторых древних богословов. Они учили меня, что через это (крещение) лети должны были очиститься от первородного греха. Я сравнил это с Писанием и решил, что это учение противно Христу.

После этого я обратился к Лютеру и охотно у него хотел найти основание. Он учил меня, что детей нужно крестить на основании их веры, — я видел, что и это не согласно со Словом Божьим. Третий, к кому я обратился — это Буцер. Он учил меня, что детей нужно крестить потому, чтобы за ними тщательней присматривать и воспитывать их согласно путям Божиим. Но и это я считал не обоснованным.

В четвертых, я искал совета у Буллигера, который указал мне на Ветхий Завет и обрезание. Но я признал, что и это не может существовать по Писанию.”1

Относительно опыта и обращения со стороны господствующей церкви он писал: “Он, Который искупил меня кровью Своей любви и меня недостойного призвал к этому служению, знает меня, и Ему известно, что я ищу ни денег, ни богатства, ни сластолюбия и удобств на земле, но награды от моего Господа, и блаженства для меня и многих людей, из-за чего я претерпел столь много чрезмерной боязни, притеснений, огорчения, нужды и преследований, совместно с моей слабой женой Гертрудойи маленьким ребенком в продолжении 18 лет, так что я был принужден жить в постоянном страхе и опасности.

Да и в то время, как священники (господствующей церкви) лежат на пуховиках, то мы должны обыкновенно прятаться тайно в укрытых уголках. В то время, как они открыто веселятся на свадьбах при дудках и барабанах, тогда как мы при каждом лае собаки должны оглядываться: нет ли где-нибудь сыщиков. В то время, как всех их величают докторами и магистрами, тогда как называют перекрещенцами и тайными проповедниками, искусителями и еретиками; и приветствуют нас именем диавола. Когда их вознаграждают большими приходами и благоденствием — нашей наградой и долей должны быть огонь, меч и смерть.”2

Будучи наследниками в Голландии, большая часть его последователей переселилась в Пруссию, где они оставались до тех пор, пока и здесь притеснения стали невыносимыми, а затем они последовали по приглашению в Россию. Относительно этого читаем в том же произведении: “Тогда послышалась весть с востока, словно чудесная сказка.”

Великая императрица Екатерина 2 посдада воззвание через своего посла при Правительстве великого города Данцига, находившегося тогда еще под польским владычеством — к меннонитам Данцинского округа, чтобы они помогли заселить и внести культуру во вновь приобретенные громадные пространства Новороссии. Полная свобода вероисповедания, освобождение от воинской повинности и т.д. на “вечные времена” — были им обещаны, и кроме того, каждой семье 65 десятин земли. В грамоте императора Павла 1 1800 г. на пергаменте с золотыми буквами так называемой “привилегии”1 были гарантированы меннонитам полная свобода вероисповедания и освобождение от присяги, место, которое должно заменить библейское “да” и “нет” — преимущество, которым пользуется теперь в России все общины, на признающие присяги.

Между прочим в § 4 этой грамоты, общине меннонимтов дано специальное право варить пиво и (пить вино) курить вино. Как долго пользовалась община начальным правом — нам не известно. Таким образом до 1821 г. в Молоцинской области оставалась 40 деревень, в Хортицкой — 18, нашедшие в России свой “Сигор”

(Быт. 19:22).

Община сепаратистов.

Переселение сепаратистов и основание целого ряда колоний в южной России и Закавказье можно признать результатом исследования Бенгелем пророческого слова и как следствие этого, ожидание второго пришествия Христа в Витенберге.

Относительно этого мы читаем в “Кирхенгешихте” Гизелера (т. 5, стр. 190-194) следующее: “Среди витенбергских пиетистов было всеобщее оживление, что в 1836 г. будет второе пришествие Христа и наступит тысячелетнее царствование. Здесь на разных совещаниях выступали люди, получившие через это большую популярность.”

Лругая партия обрадовалась вокруг крестьянина И.М. Гана, учение которого смешивало пиетизм и тиософию Якова Беме и оно также проповедовало о скором пришествии Христа.

Благодаря толкованию Откровения Иоанна через Бенгеля и через Юнг-Штилинга, вкоренились у них идеи, что тысячелетнее царство близко и что они должны переселиться на восток”.

Напрасно правительство применяло против них строгие меры, этим оно только ускорило их намерение переселиться в южную Россию.

Император Александр 1 заявил, что он охотно их примет и таким образом в 1816-1817 году около 1400 семейств поехали туда несколькими партиями.

“Других задержали в отечестве, потому что им было дозволено образование самостоятельной общины, и начало этому положил бургомистр Леонберга Г.В. — Гофман и после того, как было получено королевское разрешение он там стал во главе предприятия. Купили имение Кориталь и на земле его образовали в 1819 г. общину.”2

В южной России окодо Бердянска основали Нейгофунг и другие колонии, от которых опять таки образовались колонии Отгейм и Кориталь в Донской области, Вестгейм и другие в Крыму.

Около Тифлиса и в другий местностях Северного Кавказа и Закавказья, равно как и в губернии Екатеринославской, Херсонской, Бессарабской и в Крыму образовались колонии, большую часть которых автор этого труда лично знает. Везде он находил в России южной адвентистские движения, которые были импульсом отцов выселиться, обосноваться в великой России, чтобы свободно жить согласно своей веры.

Но прежде, чем закончить эту главу, мы должны упомянуть еще об одном движении, которое собственно говоря может быть названо отпрыском этого движения — второго пришествия и может быть положено в основу духовного пробуждения тогдашнего протестантского населения России, находящегося в спячке…

Это было в 1845 году, когда община Сепаратистов в Нейгофунге около Бердянска получила нового настоятеля — молодого священника Гюго Отто Вюста из Витенберга. Его внушительная проповедь 28 сентября 1845 г. еще до сих пор считается основанием пробуждения среди сепаратистов, лютеран и меннонитов и его называют реформатором общины меннонитов в южной России.

В этой проповеди, основываясь на тексте из Ис. 10:6, он гласил о спасении через Иисуса Христа, о праведности через веру, о необходимости разделения праведных от неправедных и о блаженной надежде Христа. В 10-м отделе ее указал, ссылаясь на 2Кор. 6:14-18: “Поэтому я проповедовал о разделении и являюсь противником того печального общения верующих с неверующими, при котором верующий теряет свою веру, неверующий не может быть доведен до сознания своего неверия.”

Особенно в эти дни, когда решительный час приблизился и как мне кажется, когда Господь послал Своих ангелов с особенной миссией собрать плевелы в снопы, а пшеницу в житницы — то особенно громогласно призываю: “Вы верующие, вы соучастники наследия и блаженства, удалитесь из мира, отделитесь от неверующих и если даже носят имя “пиенистов” или “братьев”, избегайте их и отделитесь от них, этих жалких достойных сожаления, болтунов, лицемеров и полуверных, которые устали говорить “я верю”, но не имеют этого в сердце.”1

Современная братская меннонистская община среди старых меннонитов должна приписать свое происхождение проповеднику Вюсту; как последствие этого великого пробуждения были выход и исключение из прежних церквей и общин, и наконец, образовалось самостоятельное меннонистское братство. Параллельно с этим образовались в России общины баптистов, которые часто шли рука об руку между собою, как например, в таинстве крещения, омовения ног, военной службы и т.д.

Это движение коснулось всех немецких колоний в южной России и на Волге. Образовались общины и собрания, которые оживляющим образом действовали на спящих дев, но частью выродились в печальных формах. Церкви применили против этого самые строгие меры в виде выселения, заключения в тюрьму, наказание розгами и другими средствами, которые должны были удержать это движение.

Но как ветер раздувает пламя, так эти средства способствовали только лишь распространению братских общин. Борьба стала очень горячей, что большее число верующих, как некогда их отцы вследствие их преследований, вынуждены были покинуть новую родину, которую они полюбили, чтобы найти успокоение в чужих странах.

Некоторые двинулись дальше в Туркестан, другие в Румынию, но большая часть толпами направилась в Северо-Американские Соединенные Штаты в 1870-1880 гг. Как некогда дикие степи России и Семиградия дали изгнанникам убежище, так теперь для них открылись дикие индейские империи Запада, и как за 300 лет английские пуритане в Англии и Голландии покинули свою родину, которую они любили, так же точно сделали они и теперь, чтобы там в обещанной свободной стране жить согласно своей вере. Да и для них подходили слова пророчества: “Земля помогла жене и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.” Откр. 12:16.