II. У колыбели великой трехангельской вести

1. Страна провидения

Первый отдел нашего произведения был озаглавлен словами “Провидение готовит путь”. Под этим мы подразумевали реформацию в 16 столетии. В этой главе мы будем говорить о “стране Провидения!, имея при этом ввиду свободнейшую в мире республику, а именно Северо-Американские Соединенные Штаты. Как далеко и насколько мы можем называть Штаты “страной Провидения”, мы сейчас увидим.

Как преследуемые и изгнанные из Германии верующие и почитатели пророчеств и Библии нашли свой Сигор в России, таким же образом все угнетенные и преследуемые в Западной Европе, особенно в Англии и Голландии, нашли в Соединенных Штатах в полном смысле слова “Пеллу”, куда все могли прибегать за утешением, чтобы здесь приготовиться к громадному и последнему делу реформации.

Как раз за 25 лет до начала деятельности Лютера, Богу угодно было, чтобы Колумб открыл Америку и благодаря этому открылись врата и указан был путь ко спасению угнетенным народам Европы. В качестве первых переселенцев ради веры можно назвать английских пуритан, которые покинули родину и искали убежище во владениях диких индейцев, положив таким образом основание сказочной стране на земле.

Как возникли государства старого света? В то время, как последние возникали вследствие политических переворотов, распрей и войн; пр. Даниил видел их возникновение в виде хищных животных: льва, медведя, леопарда и др. Из бушующего народного моря (Дан. 7), то здесь великий Провидец на Патмосе видел эту страну возникающей без грозы, в виде ягненка, вышедшего непосредственно из земли (Откр. 13:11).

Действительно, это государство возникло посредством мирной колонии и присоединения аборигенов (коренного населения) совершенно на иных основаниях, нежели государства старого света. Церковь и государство находилось там совершенно отдельными друг от друга и каждому гражданину в основных законах страны была гарантирована полная религиозная свобода. Как благодетельная свободная церковь в свободной стране может распространяться к чести ее основателя. Автор этих строк видел лично в 1909 г. во время своего посещения в самых больших Штатах Американского Союза.

Но что не только мы сами, но и другие исследователи Библии и старики еще долго до нас высказали эту же самую мысль, мы можем усмотреть из следующих слов книги Л.Р. Конради, весьма достойной внимания, “Провидец острова Патмоса”. Банхрофт говорит о переселенцах Нью-Йорка: “Переселенцами были остатки первых плодов реформации из бельгийских провинций и Англии, Франции, Богемии, Германии и Швейцарии, из Льемонта и Итальянских Альп.” Т. 2, стр. 200.

Реформация побудила народы старого света к лучшему познанию, дарованной им Богом свободы, и в то время как они искали уединенный уголок, где бы они могли беспрепятственно жить согласно своей вере. Господь направил их взоры на недавно открытую Америку. В ее уединенных пустынях “отцы пилигримы” Англии надеялись быть в безопасности от своих поработителей и обрести столь долгожданную свободу.

22 декабря 1620 года пристал к утесам Плимута корабль “Майский цветок” с почти сотней этих добровольных изгнанников, и здесь зародилась новая Англия и ее первый детский лепет — молитва и благодарение Богу. О дальнейшем переселении упоминает Реденбахер: “Так переселялись туземцы массами в 1620 году, преследуемые английскими епископами пуритане, равным образом многие католики Ирландии, которых притесняли протестанты, как и квакеры, с которыми жестоко обращались христиане.

Из-за веры переселились туда и многие гугеноты и т.п. Равно и меннониты и сепаратисты с Рейна. Из Пфальда тоже последовали туда в 1709 г., а из Зальцбурга в 1734 г.” (стр. 722-723)

Таким образом в течение времени в новом свете возникла быстро разраставшаяся дочерями церковь, возникшая при реформации от материнской церкви в Европе, основание которой Др. Шпет с полным правом называет “величайшим деланием Божиим в истории церкви со времени реформации.” (Цеклер 2.274)

Впоследствии многие правила реформаторов, которые они приняли в свете Евангелия, относительно свободы совести и личных прав человека, сделались при основании американских колоний законом.

Бог приготовил во время реформации Свой народ, а в новом свете — необходимую для его полного развития — свободную страну. Если об этом Др. Дорчестер говорит, что Соединенные Штаты охранялись таинственно и сохранялись для приготовленного народа, то Др. Вольф дополняет это справедливо: “Народ, образовавшийся в страдании реформации и одухотворенный со всеми идеями и высшими целями был предназначен провидением для того, чтобы основать в Новом Свете громадную Христианскую Республику, могущественнейшую двигательницу человеческого прогресса.”

Когда в 1636 году Регер Биллиамо нашел убежище в Раде-Исланд после многих преследований, то, чтобы выразить непоколебимое доверие к Божьему милосердию, он назвал это место “Провидением”. “Я желал, — сказал он, — чтобы оно было убежищем для людей, которые были угнетаемы.”

“Благодаря его успешному переселению — чувство это передалось и другим и поток переселенцев стал усиливаться все больше. Благочестивые люди в Англии, видя перст Божий и также стал стремиться туда.” (Банхрофт 1.329)

“ История Соединенных Штатов провидением была далеко отвергнута от оставленного материка в деле этой дикой и ужасной истории.” Стр. 635

Как счастливо себя чувствовали впоследствии эти беглецы в новой стране и какие цели они при этом преследовали, видно из одной речи первых переселенцев — квакеров при торжественном основании Филадельфии в 1648 году: “Мы достигли лучшего, чем если бы мы с гордыми испанцами овладели минами в Потози. Мы заставим доблестных героев, которые удивляют мир, краснеть за их позорные победы. Мы обучаем бедные, темные души познавать свои человеческие права.” (Лесмыг)

Затем еще выдержка из “Истории реформации” Мартына, касающаяся отцлв пилигримов: “Смотри на огромные пространства, через которые они с мирным завоеванием принесли знамение креста.” (History of this great reformation)

Наконец, еще одно выражение о них, Др. Руге: “Они прошли через страны не в победоносном шествии, но постепенно и постоянно подчинили себе землю. Только когда они укрепились на побережье, тогда они пошли через горы внутрь страны. В свободном развитии сил и свободном управлении внутренними делами заметно процветали союзные колонии.” Еркунд С. 216.

Так развилась согласно Божественному провидению огромное государство в Новом свете “посредством побед без меча.”1 Если мы все вышесказанное вкратце сопоставим, то ясно увидим, что Господь Бог благодаря реформации доставил “некоторую помощь” Своей угнетенной общине в продолжении 1260 лет папского владычества; кроме того, благодаря ей Он сократил время преследования, иначе не спаслась бы никакая плоть.” Мф. 24:21-25

Он создал себе в Европе, благодаря реформации свободный народ, для которого Он одновременно приготовил и свободную страну, вдали от старого шумного света, по ту сторону Атлантического океана. С полной верой, подобно Аврааму, “направились отцы пилигримы” на запад и там основали государство совершенно отделенное друг от друга, там была полная гражданская и религиозная свобода.

Эти принципы были благодатны для страны и заманчивы для обитателей старого света, которые толпами направлялись туда, движимые не только религиозными чувствами, но стремились одновременно и к гражданской свободе. Свобода веры, свобода проповеди, свобода печати отличили эту страну от всех других стран света.

Я полагаю, если бы внезапно переселить народы Европы, приученные к строгим законам, в Северо-Американские Соединенные Штаты, то они бы там тот час же вышли из повиновения, и если бы 90 млн. граждан США заключить в строгие рамки законов Европы, то все законы лопнули бы.

Соединенные Штаты сделались прибежищем для всех наций и в деле распространения Евангелия среди народов земли они имеют большее значение, нежели Иерусалим во дни апостолов. Все, что видят или слышат нового пришельца в Америке, будь то добро или зло, об этом пишут в письмах, рассылают по почте и передают по телеграфу, на свою старую родину. За этим следуют живые посланники. Они проповедуют с горячим рвением безбоязненно о Новом свете во всей Вселенной. И вместе с И. Гессев “Кальвер Кир хоплоксикон” скажем в заключении, что по всем признакам Америка имеет перед собой весьма замечательную будущность даже и длч старого света.

Вот почему мы и назвали для начала нашей главы эту страницу “ Страной провидения”.