3. Вторая часть троекратной Ангельской вести

Время ожидания.

Как мы уже видели, весть о том, что 2300 дней окончились в 1843 году по еврейскому исчислению и то Господь должен явиться и освятить святилище — была оповещена всему миру в 1843 году по еврейскому исчислению продолжался до 21 марта 1844 года.

Этого времени предшествовали всюду в США великое пробуждение и обращение многих сотен людей и особенно замечалось это, когда приближалось 21 марта 1844 года. Всюду царило торжественно настроение среди народа не только в собраниях, но и повсеместно. Но 23 марта миновало, а Господь Бог не явился.

С полным доверием и уверенностью ожидали преданные надежде на второе пришествие, так как они были уверены, что они действительно в гармонии с волей Божией и что им еще во время будет разъяснена тайна опоздания.

Адвентисты нашли утешение в Библейской притче, где сказано, что с вестью “Господь идет” — связано с опозданием Жениха. (Матф. 25:25, 16; Аввак. 2:1-3)

В “Полночном крике” от 9 мая 1844 года мы читаем, как адвентисты того времени высказывали свой взгляд относительно своих опытов :

“После того, как мы миновали момент видимого конца пророческого периода, мы находимся в положении, которое Бог предвидел для Своих детей в конце видения (относительно 2300 дней) Аввак. 2:1-3. “На стражу мою стал я и стоя на башне наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он мне отвечать по жалобе моей? И отвечал Господь и сказал: “Запиши видение и напиши ясно на скрижалях, чтобы читающий мог легко прочитать, ибо видение относится к определенному времени и не обманет: и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, когда пророческое время исполнится вполне и не отменится.”

“И мы верили, что в данное время находимся в том времени, о котором упоминал Спаситель, когда “Жених замедлил” (Мф. 25:5) и злой раб вследствие кажущейся ошибки, относительно времени говорит в своем сердце: “Господин мой еще не скоро придет и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, который он не ожидает и в час, в который не думает.”

Далее мы видим, что наш Спаситель предвидя наступление упомянутого времени напоминает нам, через Евангелиста Луку 12:35036 “да будут ваши чресла опоясаны и светильники горящие, и вы будете подобны людям, ожидающие возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворит Ему.”

Ожидание обозначает прохождение определенного назначенного времени, потому что до того времени, собственно говоря, не ожидают.

Поэтому Господь наш добавляет: “Блаженны рабы те, которых господин придет, найдет бодрствующими.”

“Мы будем с Божьего соизволения продолжать проповедовать: “Смотри, вот идет жених, выходите Ему навстречу и “час суда Его наступил.” И мы уверены, что мы не перестанем призывать свет и церковь, что бы разбудить их в их мирных песнопениях, чтобы они вняли милосердному призыву Божьему. Мы будем продолжать бодрствовать и ожидать пришествия Господа, так как мы знаем, что оно близко.”

В английском журнале “Знамения времени” от 31 октября 1844 года читаем следующее относительно того движения: “После того, как миновал 1843 год по еврейскому исчислению, адвентисты стали верить, что с этих пор нельзя больше рассчитывать с уверенностью на определенные времена.”

Они верили согласно определенного летоисчисления, что они пришли к концу всех пророческих периодов, когда следует ожидать второго пришествия Христа. Но между обыкновенным исчислением и божественным может быть небольшая разница и нужно было ждать результатов. Они взяли все свои светильники и вышли навстречу Жениху, но Жених не явился; и не явился, когда Его ожидали в 1843 году. Во время опоздания видения все решили ожидать в твердой уверенности, что пришествие Христа не может запоздать, но что его можно ожидать каждую минуту.

Как искренно они верили, доказывают ниже следующие строки: “Весною некоторые из наших братьев на севере Нью-Гампшира так глубоко верили, что Господь придет еще до зимы, что не обрабатывали своих полей; другие, что сеяли и садили были так охвачены уверенностью в скорое пришествие Господа приблизительно в середине июля, именно в полночь еврейского дня-года (день согласно Бытия 1 гл. состоит из вечера и утра. Полночь согласно этому является второй четвертью. Таким образом у пророческого дня — года полночь попадает на вторую четверть года и так как еврейский год начинается в апреле на июль, что они не могли совместить со своей верой сбор жатвы.

Те же, которые пошли в поле собирать урожай, нашли, что они не соберут его, и следуя своему долгу оставили урожай на произвол судьбы, чтобы доказать свою веру поступками и таким образом осудить мир. Это рвение распространилось по всей Новой Англии.

В это время наши собратья в Майне были озарены светом, что суд должен предшествовать пришествию Христа, чтобы он произошел одновременно с жатвой; и чтобы он начался не только при конце мира, а еще некоторое время перед концом.

Согласно с этим взглядом учили они, что мы находимся во время суда, что решение суда наступило теперь, что слуги Божии будут запечатлены и что исполнение всего этого будет сигналом для четырех ангелов, держащих еще четыре ветра, чтобы их выпустить. ( Откр. 7:1)

От середины июля месяца почило особое благоговение на благовествовании времени. Отпавшие были вновь возвращены, которые присоединились к одному из этих мнений, казалось перерожденными и согласно предсказания — как пробуждение от сна. Но в полночь раздался крик: “Вот жених ждет, выходите ему навстречу.” Тогда все девы встали и поправили свои светильники. С июля месяца появились такие движения в разных частях Новой Англии; хотя эти явления не совсем были сходны друг с другом, но все же благословение покоилось на них, так что многие, чьи светильники уже погасли, были также охвачены и вполне посвятили себя Богу.

В лагерном собрании в Эседере в Нью-Гемпшире замечены были все эти впечатления, которые имели все адвентистские общины.

Полуночный крик.

Притча о десяти девах, адвентистам того времени особенным образом служила примером. Слова “когда жених опоздал,” их особенно утешили, так что они не потеряли доверия. Как мы уже видели, они решились продолжать призывать мир и церковь: “Се жених идет.” За это они были ободрены словами: “Но в полночь раздался крик: Вот жених идет, выходите ему навстречу.” Тогда встали все девы и поправили светильники свои. (Матф. 25:6-7)

Так как 2300 дней в пророческом видении обозначают столько же полных лет и повеление не дано было до седьмого месяца 457 г. до Р. Хр. то этот период не мог окончиться до 10 дня седьмого месяца. Это было бы 22 октября 1844 года и в прообразе, так и в действительности должно произойти очищение святилища. Все доказательства, которые были приведены на 1843 год укреплены притчей о 10 девах, где говорится о времени опоздания жениха.

С какой радостью адвентисты того времени проповедовали этот призыв, мы видим из статьи Георга Шторра в “Полночном крике” за 3 октября 1844 года. “Выходите навстречу Ему.” “Я хватаю перо с чувством, которого я прежде не знал. Без всякого сомнения по моему убеждению, 10 день седьмого месяца будет свидетелем явления Господа нашего Иисуса Христа в облаках небесных. О, страшный миг для тех, кто не подготовлен, но Божественный для тех, кто подготовлен.

“Се, жених идет в этом году “выходите Ему навстречу.” Мы ничего более не можем сделать для мнимых христиан и безбожников; так пусть же этот призыв их испугает. Наш труд теперь разбудит дев, “чтобы они поправили светильники свои и вышли Ему навстречу.” Где мы теперь находимся? И если пророчество замедлило, то ожидай марта или апреля. Да. Что случилось в то время, когда жених опоздал?”

Девы задремали и уснули, не так ли? Слова Христа истинный и Писание не может быть нарушено и для нас нет цели утверждать, что мы бодрствовали.

Мы дремали не по отношению факта пришествия Господа, но по отношению ко времени. Мы дошли до времени замедления, но мы не знали как долго оно замедлит. Здесь мы уснули. Некоторые из нас оказались во сне: “Не назначайте точного времени.” Да поможет нам Господь, ибо помощь людская напрасна. Говори Сам, Господи, чтобы Отец известил нас о времени.”

“Как долго продолжается время замедления? Полгода. Откуда это известно? Ибо Господь наш говорит: “В полночь, когда жених опоздал. Видение заключало 2300 вечеров и утр или полных дней. Вечер или ночь — половина из одного из пророческих дней, значит шесть месяцев.

“Какова значит продолжительность опоздания? Современный призыв, могущественный призыв по отношению ко времени начался приблизительно в середине июля, распространился с большой быстротой и могуществом и сопровождался такими откровениями Духа, какими я до 1843 года никогда не видел. Теперь это буквально звучит: “Выходите навстречу Ему.” Оставляют мир как и даже во сне не мог себе представить никогда. Где этот призыв охватывает сердце, там оставляют свою жатву на полях. Слышен громкий плачь отдавшихся Господу людей, какой никогда не видел.

Эта истина возбуждает доверие в такой степени, как это не было в предыдущем призыве. Она заключает в себе божественность, которая растворяет сердце и смягчает его, что только не могут оценить те, которые сами это не испытали.

В № 31 того же журнала и того же года читаем мы о могуществе и быстроте распространения этого призыва: “Первоначально были против точного указания времени, но непреодолимая сила, казалось, сопровождала эту весть и ниспровергла все. Она пронеслась по стране с быстротой урагана и охватила в различных отделенных друг от друга местностях одновременно сердца таким путем, который станет понятен, если допустить, что в этом деле был Бог.

Повсюду происходило тщательное исследование сердца и покорность души к Богу. Отрешались от дел сего мира, устраняли всякие споры и недоразумения, признавались с покорным сердцем свои недостатки по отношению друг ко другу и просили у Господа с раскаянием о прощении и принятии.”

“Души были охвачены самым глубоким образом, как мы никогда еще не замечали. Сердца были сокрушены и не однажды обращались к Господу с постом и плачем и жалобами, как повелел Бог через Иоиля, что должно было случиться перед великим днем Господним. Дух милости и молитва согласно пророчества Захарии был излит на Своих детей: “И они воззрят на Него, Которого пронзили и было великое рыдание в стране, каждое племя особо и жены их особо и кто ожидал Господа покоряли свои души пред Ним.”

“Эта весть казалась нам так независимой от всех человеческих влияний, что в ней мы видели исполнение призыва, который исшел после того, как жених “запоздал” девы “задремали” и приготовили светильники свои. И эта последняя работа, кажется, исполнена потому, что никогда прежде община адвентистов не была так хорошо подготовлена к пришествию Господа.”

Под серьезным впечатлением этого учения о пришествии Христа, многие давали свои имущества и земные богатства и помогали этим благовестникам при их работе или давали на печать произведений или помогали нуждающимся. Таким образом они доказывали, что они признавали эту весть не только на словах, но и верили ей от всего сердца.

“Те, которые так не поступали, считались такими, которые не верили в то, что делали. Некоторые, конечно, что были убеждены в том, что они должны были дать свои средства для благовестия, печатью, но им сказали: “Вы приходите слишком поздно.” Мы имеем достаточно средств для стольких печатных произведений, которые мы еще можем разослать.”

“Много типографий мы наняли, которые работают день и ночь, но в деньгах мы больше не нуждаемся.” Брат Лофборо упоминает в своей книге на стр. 59, что очевидец рассказал ему, что мужчины сотни долларов вкладывали на конторку. Издателей английского журнала “Голос истины” с тревогой просили принять деньги и употребить в дело. Но здесь был ответ: “Вы пришли слишком поздно.” Мы больше не нуждаемся в деньгах, мы не можем их принять.” С омраченным сердцем брали они деньги обратно и говорили не милость Божия почиет на них за то, что они дали раньше своих денег. И те, чей урожай не был собран потому, что они сами пошли распространять печатанные произведения или ходили из дома в дом молиться с людьми — были безупречного характера. Их слова были полны силы и убеждения, которым нельзя было противостоять, — и тысячи таким образом были приведены к истине и нашли милость у Бога.

Нас не должно удивлять, если некоторые христиане, обеспокоенные такой работой, выдумали разные поношения и насмешки, чтобы выставить это учение в смешном виде…

Таким образом, выдумали “благоразумный предлог, что эти люди не вполне разумны и пренебрегают своими семьями и хозяйствами, впоследствии чего по крайней мере, некоторым назначали опекунов. Брат Лофборо упоминает, что он в течение своей 47-летней деятельности в качестве проповедника адвентистов седьмого дня, встретил только три случая “милеритов”, которым назначали опекунов.

Один из этих случаев он приводит как доказательство, что люди эти были все же в полном разуме. Это был Стокбридж Говланд из Топотон Майне, который выделился из моей окрестности как лучший работник при постройке мельниц и молотов. Он был из тех, которые распространяли произведения и работали среди людей, ходя из дома в дом. Но когда нужно было построить мост, через бушующий поток, то не находили ни одного человека, заслуживающего доверия больше, чем он. Комиссары графства присылали ему проекты и контракты и просили его принять на себя постройку, но когда он с иронией указывал на опекуна, то дело им казалось чересчур смешным и опека была снята.

Третья часть трёхангельской вести.

После того, как мы действительно проследили все адвентистское движение, то нам станет ясно, что должны были возникнуть напряженные отношения между “ожидающими” и более равнодушными членами различных общин, различных церквей, которые довели их до окончательного отделения и даже выхода из своих прежних церквей. Мы вспомним, что и Лютер в начале своей реформации совершенно не думал основывать отдельную церковь, но был озабочен только исправлением наличных неисправностей и очищением учения. Точно таким же образом было и с Адвентистами того времени.

Они не представляли отдельной общины, но принадлежали еще к лону своих материнских церквей. Это нужно здесь ясно подчеркнуть, чтобы устранить возможные недоразумения. Приведем здесь историческое доказательство, а именно доклад И.Ф. Гимеса в “Полночном крике” от 12 сентября 1844 года. Мс. Коннельсвиль, Огайо 29.08.44

Когда мы начали работу с братом Миллером в 1844 году, то он уже проповедовал 9 лет. В то время он находился почти в одиночестве. Он действовал почти беспрерывно и его труды по ожиданию истинной надежды среди своего народа и побуждению его к должной подготовке для встречи Господа — были увенчаны успехом.

Не обращенных он довел до сознания в своем потерянном состоянии и их обязанности неподдельно обратиться к Господу, чтобы без страха встретить жениха при Его пришествии. Это было великой его целью…

Он не делал никаких попыток привлечь людей к какой-либо церкви (секте) и религиозной партии. Поэтому он работает среди всех общин, не заботясь об их общинных порядках. Он думал, что члены различных общин останутся там одновременно приготовляясь к пришествию своего Царя и будут там трудиться в этом направлении до исполнения их надежды на спасение людей.

“Так как мы были убеждены в истине, что пришествие Христа близко и открыто заняли позицию для этого учения, то мы были того же мнения и продолжали тот же путь среди всех различных общин, куда нас звало провидение Божие. Мы сказали проповедникам и общинам, что не наше дело их разделять. Наша единственная цель была сделать “Крик” “предостережение о предстоящем суде перед дверями”, и заставить наших собратьев приготовиться с нами к этому событию.

Большая часть проповедников и общин, которые воспользовались нашей работой, восприняли наше учение недостаточно благонамеренно, видели, что они должны или продолжать оставаться в истине проповедовать и поддерживать ее, или встретить большие затруднения в кризисе с ревностными членами этого учения и пошли на то, тем или другим образом подавить это обстоятельство. Это довело наших собратьев до очень тяжелого положения.

Большая часть любила свои общины и не могла перенести мысли об оставлении их. Но когда их стали осмеивать, притеснять и различными способами лишать их прежних преимуществ, удерживать им пищу, которая должна дана быть “во время” и от праздника до праздника слышали пение сирен: “Мир, мир, нет опасности”, то они скоро отвыкли от своих общин, к которым они с любовью тяготели, поднялись в величии своей силы, сбросили с себя иго и подняли зов “Выйди отсюда народ мой.”

Так как этот доклад был опубликован 12 сентября 1844 года, то дано доказательство, что нетерпимость по отношению к Адвентистам в их собственной церкви, к которой они принадлежат, уже обнаружилось до 22 октября того же года, и при том именно летом 1844 года. Для верующих в пришествие осталось только решить, будут ли они верить в злого раба: ”Мой Господин еще не скоро придет”, и возложат надежду на своего Учителя, — или же оставить свои церкви.

Но когда большая часть таковых еще медлила, то церкви и общины стали исключать за надежду на пришествие Христа. Брат Лофборо в своей книге на стр. 64 и 65 пишет показание Миллера по поводу этих затруднений.

Миллер сказал: “В высшей степени не естественно и непонятно, что христианские церкви отвергают это учение и исключают своих членов за драгоценную надежду. Я знаю несколько баптистов, которые говорят, что они исключили членов не ради их веры, но за общение с адвентистами. Если же дело не в вере в пришествие Спасителя, то почему я удален от их кафедр в то время, когда я только с баптистами причащался, а не с другими общинами. Это лишь ложная оговорка. Пресвитериане и методисты, при этом не могут иметь даже оговорки, потому что они не имеют постановления и обязывающего своих членов к причастию только в своей общине. Так почему же и эти исключают своих членов? Я слышал, что некто был исключен, что он пользовался мелодиями песен, в которых говорилось о втором пришествии, другие были исключены за безумие, хотя последнее заключалось в том, что они ожидали Христа “Боже прости им, ибо не знают, что делают.”

Читателям будет интересно прочесть здесь такую песнь из этих времен. Из содержания ее можно заключить, что адвентистам, которые таким образом должны были разлучиться со своими общинами ради своей надежды, не горевали. И как сам автор может подтвердить в мелодии песен не было ничего предрассудительного. Он был уже на упоминаемом лагерном собрании во Фриденсау в 1900 году, когда бр. Лофборо пел на английском языке песню, которая в свободном переводе звучит так:

Вот как Гедеон борьбу ведет,

Бога соего люблю, аллилуйя!

Силою в борьбе его — Господь,

Боже, я люблю Тебя, аллилуйя!

Хор:Аллилуйя, аллилуйя!

Кто с народом Божьим идет? Аллилуйя!

Царь Давид на троне своем

Из сего народа, аллилуйя!

И вот Лазарь пред дворцом, бедный

Из того же народа, аллилуйя!

Музыка радости в небе звучит

Бога моего люблю, аллилуйя!

Когда венец славы Бог дарует

Всем своим, а также мне, аллилуйя!

Хор:Аллилуйя, аллилуйя!

Я к ним принадлежу, аллилуйя!

Как не печален и темен был путь этих верующих в пришествие, тем не менее он освещается пророческим словом. Уже летом 1844 года некоторые проповедники различных церквей начали заглушать голос проснувшейся совести у своих прихожан посредством угощений и развлечений, о чем до сих пор ничего не слышали, но благодаря этому адвентисты обратили внимание на весть второго Ангела в Откр. 14:6.

Этот ангел следовал сейчас же за первым и подобно тому, как одно звено цепи вложено в другое, то окончание и начало этой вести должны быть собою связаны: “Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.”

В Откр. 17:5 Вавилон называется также “матерью”, так как на земле есть только одна церковь — римская, которая называется по имени города, так же старый Вавилон имел название города, то из этого заключили, что все протестантские церкви и свое родство лучше всего доказали подобием с ней в деле учения, предания и человеческого постановления и поэтому они начали судить о всем “по слову и откровению.” Ис. 8:20. Число адвентистов между тем возросло до 50 тысяч, которые все прошли через затруднения до сих пор существующие, хотя и потрясенными, но все таки каждый с новым подкреплением. Проповедники различных общин признали невольно, что учение о пришествии, где оно проповедовалось, забирало лучшую часть из членов. Так указывает Миллер на один случай, который был в Рочестере, который там работал проповедником, написал брошюру против Миллеризма. Тогда он пригласил в церковь своих высокопоставленных господ и там устроил подобно Валтасару большой праздник, на котором предлагали устриц и другие лакомства, пили кофе и чай, если мороженое и другие сладости и тут же им предложил свою брошюру второго пришествия Спасителя нашего.

В ночь перед моим отъездом, другой проповедник устроил угощение в общем помещении и продавал свои входные билеты и предлагал мороженое и сладости. “Меня радовало, что некоторые общины не одобряли таких вавилонских пиров и я надеюсь, что не все эти общины, когда явится Христос, будут найдены пьяницами в пиршествах.”

“Я поражен, что эти лица не видят себя в заркале Слова Божия: я бы им порекомендовал прочесть Лук. 14:12-14; Матф. 24: 48-51; Лук. 13:25-28; 2Петр. 2:13; Иуды 1:10-21. Это действительно последнее время.

В это же время Георг Старр опубликовал в проповеди относительно будущей кары для безбожников, в которой он исходил из того положения, что человек по природе своей не создан бессмертным, но что бессмертие — дар Божий, который можно получить посредством веры в Иисуса. С этим взглядом не все согласились, но тысячи людей нашли его библейски точным.

Но относительно этого не стали спорить, так как братскую любовь считали выше всего прочего и смотрели на это попросту как на дело веры; в церквах же это было опять огнем, относительно которого Лофборо замечает: “Проповедник методистов, где я живу, проповедовавший с нами в 1843 году пришествие Христа, получил эти шесть проповедей, прочел их и сказал своим прихожанам, что не в состоянии отвергнуть это учение. Но так как он нашел, что многие члены приняли его, то остальным он не советовал читать эту книгу, так как они поверят учению, когда они прочтут ее.»

“Когда этот проповедник вернулся в сентябре 1844 года со своей ежегодной конференции, то он объявил открыто с кафедры, что он отказывается от учения о пришествии и с покорностью просил прощения у общины, что он пригласил проповедников, чтобы они имели собеседование в этом месте. Вскоре после этого пытались привлечь к ответственности за ересь тех членов, которые верили в скорое пришествие Христа, но так как последним разрешали защищать дело на основании Библии, то эти общины не добились победы. После обеда некоторые были исключены, потому что их поведение не согласовалось с их церковными порядками. Ввиду этого, что исключили членов без того, чтобы можно было что-либо доказать из Библии против их веры, то многие удалились. Таким путем учение о пришествии было удалено навсегда из этой церкви, где сотни нашли Спасителя и были счастливы в Боге, что случилось в моем родном городе, случилось всюду в сотнях других общин.

Те же, с которыми также обращались их прежние собратья, нашли большое утешение в словах Исаии: “Выслушайте слово Господа, трепещите перед словами Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят : “Пусть явит себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше.” Но они будут постыжены. Ис. 66:5.

Путь освещается.

Брат Лофборо продолжает описывать на страницах 67068 своей книги, как Господь дал Своему народу в то время свет для предстоящих испытаний, и так как эти строки всем драгоценны и одновременно имеют большое значение для нас, то мы приведем два приведенных случая полностью из “Опытов Вильгельма Фосс”.

В то время, когда изгоняли таким образом членов, которые верили в пришествие Христа, а весть громко разносилась по всему свету, то Бог утешил Свой народ особенным откровением Святого Духа.

В Массачусетсе был образованный мулат по имени Фои. Баптист и великий оратор, который к тому же приготовлялся к посвящению в проповедники епископальной церкви. Ему дал Господь по Своей благодати три видения, носившие ясно признаки, что они были подлинными откровениями Духа Божия.

Его приглашали из одного места в другое говорить с кафедры не только в епископальной, но и во многих других церквях. Во время проповеди он носил постоянно форменную одежду, которую носят проповедники той церкви. Его видение о близком пришествии Иисуса Христа относилось: и путешествие народа Божия в небесный город (к новой земле) и блаженному состоянию спасенных. Благодаря своему красноречию и способности к живописному изображению он возбуждал внимание всюду, куда бы ни пришел.

В его видении, относительно путешествия народа Божия, было нечто, чего он не понимал. Он видел три ступени, которые вели к этому пути в таким Божественным блеском, что он их назвал огненными ступенями”. На каждой из этих ступеней было много людей, но многие вдруг исчезали со второй ступени, а оставшиеся ступали на вторую ступень.

После этого исчезали и многие со второй ступени, а оставшиеся перешли на следующую ступень. Те, которые исчезли под ступенями, больше не показывались. Оставшихся он видел с радостью идущих вперед, по небесному пути. Эти три ступени в видении Фой не знал как объяснить. Кто имеет свет троекратной ангельской вести, тот может и теперь легко объяснить эти три ступени (при этом он знает, что те, которые исчезли, это те, который отворачивались от истины).

После того, как Фой объездил различные части Нью-Англии, то в 1845 году он издал два своих видения в одной брошюре под названием: “Видения Фой.” В конце он же возгордился вследствие этого откровения, потерял затем свою простоту и с этим дар Духа; вскоре он заболел и умер.

Другой случай, который подтверждает это видение, произошел в Майне, в Портланде “Видения Гудзона Фосса”. В Портланде, в Майне жил молодой человек по имение Фосс, который твердо верил, что Господь придет на 10-й день седьмого месяца. Он выглядел элегантно, обладал хорошим голосом и образованием. За несколько дней по окончании “Полночного крика” Господь пришел к нему очень близко и дал ему видение, в котором он показал ему путешествие Адвентистов в град Господень со всеми их трудностями. Кроме того ему доверены были некоторые предостережения, о которых он должен известить тех, кого следовало; кроме того ему были показаны испытания и преследования, которые его постигнут. Он видел подобные ступени, которые должен был переступать народ Божий, чтобы достигнуть пути во святой град.

Так как он верил, что Господь явится через несколько дней, то эти ступени были ему непонятны, и так как от природы он был гордого нрава, то он боялся креста и не решился объявить об этом. Это видение показалось во второй раз и ему было сказано, что если он будет еще дальше колебаться, то это бремя будет снято с него и возложено на самое слабое чадо Божие, которое расскажет откровение.

При этом он все таки колебался. В третьем видении ему было сказано, что он свободен и бремя возложено на слабейшее создание среди слабых, которое исполнит Божие повеление. Это испугало молодого человека и он решился рассказать видение и для этой цели собрал собрание.

Люди толпами пошли, чтобы видеть и слышать. Он старательно рассказывал о своих опытах и как он сопротивлялся сделать то, что ему сказал Господь и в чем будет заключаться наказание за колебание “ну теперь я хочу сказать о видении”, но увы, было слишком поздно! Он стоял перед собранием как статуя и с глубокой болью воскликнул: “Я не могу вспомнить ни одного слова о видении!” С полным отчаянием он заломил руки и сказал: “Бог исполнил Свое Слово, — Он взял от меня видение.” И с отчаянием сказал тогда: “Я пропащий человек!”

С этого времени он потерял свою надежду на Христа и погиб в отчаянии. Больше он никогда не посещал Адвентистских собраний и умер в 1893 году не высказывая никакого интереса к религии.

Три месяца спустя он слышал рассказ о видении в соседней комнате; его просили присутствовать на собрании, но он отказался идти в комнату. Он сказал, что видение, которое у него было, так похоже, как вообще двух лиц могут судить об одном и том же предмете. Таким путем стало известно, что видел он, но тогда ничего он не мог вспомнить, когда он, наконец, хотел рассказать.

Последний момент.

Чем ближе наступал ожидаемый Адвентистами день пришествия Господа, а именно 22 октября 1844 года, тем злее, грознее и возбужденнее становились народные массы, но все это делало ожидающих, тем тверже укрепляло их в вере, что Бог с ними. В “Полночном крике” от 31 октября 1844 года упоминается в таком случае. “Действие этого движения на злых много помогло нашему движению, что Господь был с нами. Когда народ Божий собрался и приготовился к его явлению, как это подобает грешникам, которые могут быть спасены только милостью, тогда безбожники и в тот день особенно были яростны. Даже если мы не делали объявлений о наших собраниях, исключая наш собственный журнал и никого не приглашали, то сыны Валаама проникали туда и причиняли много разрушений.”

“В субботу вечером, 12 октября не устраивали собраний в нашем молитвенном доме, чтобы дом был хорошо вычищен для воскресенья, но чернь вломилась туда и мешала этой работе. Тогда бургомистр не прошенный нами вмешался в это дело и прогнал оттуда народ.”

“Во время нашего собрания на следующий день молитвенный дом был переполнен и большие массы людей стояли еще перед дверями и многие из них злились, что кто-либо еще верит в пришествие Господа. Вечером у нас не было собрания из-за возбуждения народа, тем не менее улица с утра уже была наполнена народом. Вмешательство бургомистра и его полицейских вскоре рассеяло толпу, после того как некоторые были преданы полиции.”

“Поведение черни мы могли сравнить только с толпой, окружающей Лота, вечером накануне гибели Содома, так как подобное внезапное выступление имело место одновременно во многих местах и при том в первый день еврейского седьмого месяца, то это укрепило наше мнение, что именно это тот самый месяц.”

Относительно последнего дня и.е. 22 октября следующее:

“В Париже, в Майне собрались верующие 2 октября при конце 2300 дней в храме для торжественной молитвы и ожидали, что Господь явится им в тот день. В то же самое время собрались вокруг дома иронизирующие насмешники и пели песни, в которых издевались над Св. Писанием.” Один из этих крикунов надел белую одежду, влез на крышу и пел песни и глумился над теми, которые ожидали своего Господа с молитвой.”

“Возможно, что благодаря этому обстоятельству, возникли многие ложные слухи с “платьях вознесения” у адвентистов, ибо несмотря на назначенное вознаграждение в 500 долларов журналами адвентистов для документальных данных, что хотя б один адвентист в 1844 году надел такое платье не было установлено ни одного случая.”

Печаль верующих.

Наконец, наступил 10-1 день седьмого месяца (по-еврейски) или 22 октября. Тысячи и тысячи людей ожидали свою надежду исполненной, их материальные заботы не шли далее этого дня: у них никак не было места для помышления: “Если теперь не наступит то, что мы ожидали, но все земные дела они так устроили, как если бы в тот день окончилась и земная жизнь. Они предупреждали безбожников и уговаривали их бежать от наступающего гнева и многие из них боялись, что эта весть исполнится. Они посоветовались и помолились со своими родными, которые не посвятили себя Богу. Они попрощались со всем земным с такой торжественностью, которую может проявить лишь тот, кто понимает, что выступает перед судьей Вселенной…

Подготовленные таким образом собрались в своих молитвенных домах в почти гробовой тишине, полные ожидания, что каждый мир “услышат глас Архангела и трубу Господню, увидят небо, освещенное славой их грядущего Царя.”

Медленно протекали часы и когда, наконец, солнце скрылось на западе за горизонтом, то десятый день седьмого месяца окончился. Ночные тени ширились как саван над миром, а вместе с ним в сердца верующих в пришествие проникала боль.

Их горе можно сравнить лишь с горем учеников Господа Нашего, когда они молча возвращались вечером после распятия Христа и положили во гроб Того, Кого они недавно торжественно сопровождали и Иерусалим, как своего Царя.

Так или иначе окончился этот ожидаемый и желанный день всеми, изучавшими Библию от Бенгеля до Миллера, когда девы должны были выйти к Жениху. Да, которые были подготовлены, вошли с Ним, но куда были направлены их взоры и шаги?

А между тем мы вспомним о печальных, но не покинутых учениках по дороге в Емаус. Из их слов видна их надежда и разочарование: “А мы было надеялись, что Он есть Тот, Который избавит Израиля.” И им рекомендовал присутствующий и воскресший Учитель пророческое слово, как вернейшую путеводную звезду: “О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки.” Так звучал ответ Спасителя, Которым они были опять утешены и сердца вновь воспламенились любовью к Нему.