Глава 8. Распространение адвентизма в России в период 1890-1900-х годов

У истоков церковной организации. Первое общее собрание адвентистов в Эйгенгейме и его значение. Первые репрессии. Организация Российского (Восточно-европейского) миссионерского поля. Издательская деятельность юной церкви. Дальнейшее распространение адвентистской вести. Проповедь в больших городах. Церковь АСД в России в последнее пятилетие XIX столетия.

Как было уже отмечено в предыдущей лекции, к концу восьмидесятых годов XIX столетия во многих местах юга Российской империи появились разрозненные группы и небольшие общины адвентистов седьмого дня. Для того, чтобы придать деятельности Церкви АСД на территории России более организованный характер, решено было собрать представителей этих групп и общин на общую встречу. Первая такая встреча, о которой у нас, к сожалению, практически нет никакой информации, имела место в октябре 1890 г. в Щербаковке, в Поволжье. Другая встреча состоялась в ноябре 1890 года в местечке Эйгенгейм на Кавказе. Учитывая важность этого собрания для создания первой церковной организации адвентистов седьмого дня в России, мы остановимся на нем подробнее. Известно, что на собрании присутствовало более ста человек, представлявших разбросанные по югу России и в Поволжье группы адвентистов седьмого дня. Среди них было несколько человек русских, главным образом из Ставропольской губернии. Им были рады, хотя присутствие русских на таком собрании было чревато серьезной опасностью.

На собрании председательствовал Конради, который, видя успех в развитии адвентизма в России, именно во время этой встречи предложил объединить организационно Церковь АСД в Германии и России, выделив ее в самостоятельную Германскую миссию и отделив, таким образом, от Среднеевропейской конференции. Предложение Конради в последующем будет одобрено ГК.

Все пожелания и предложения представителей общин России на этом собрании были изложены в 11 постановлениях. Особое внимание на совещании было уделено вопросам образования служителей и централизации общин. На общем собрании в Эйгенгейме поднимались также вопросы о так называемой «санитарной реформе», предусматривающей воздержание от спиртных напитков и курения табака, о «даре пророчества», обсуждался вопрос о расширении литературной работы. Было решено составлять поквартальные отчеты о проделанной работе. Здесь же был рукоположен в пресвитеры Теофил Бабиенко — первый русский адвентистский служитель.

Интересно отметить, что на первом всеобщем собрании адвентистов России не обсуждался вопрос относительно субботней школы. Вероятно, значение ее тогда еще недостаточно оценивалось членами церкви, выходцами из различных протестантских церквей. Потребуется еще десять долгих лет, прежде чем субботняя школа в адвентистской церкви в России займет подобающее ей место*. (*Лебсак Г.И. Великое адвентистское движение. Киев: «Патмос», 1918.-С. 60,61).

Учитывая тот факт, что власти России, особенно чиновники на местах, практически ничего не знали о вероучении и социальной позиции Церкви адвентистов седьмого дня и зачастую соотносили новую веру с запрещенной по закону сектой «жидовствующих», участники первого общего собрания представителей российских адвентистов решили принять специальное обращение к правительству, в котором, в частности, говорилось: «Мы не враги правительства, а его друзья. Истинный христианин должен исполнять законы Божьи, а заповеди Его требуют повиновения властям предержащим».

После общего собрания в Эйгенгейме Конради посещает еще несколько мест в России, пытаясь налаживать контакты с русскими. К сожалению, мешает абсолютное незнание русского языка. На Украине Конради встречается с адвентистом Каблановым, евреем по происхождению, который организовал церковь из 30 человек, став ее руководителем.

Активизирует свою миссионерскую деятельность и Теофил Бабиенко. Вскоре после общего собрания 1890 года Т. Бабиенко тайно посещает своих бывших братьев по обществу, которым он постоянно писал и посылал адвентистскую литературу. В разных местах он организует несколько небольших групп по 7-8 человек. Среди его новообращенных — один банковский служащий с прекрасным образованием и знанием польского языка. Он становится незаменимым помощником в подготовке литературы на польском языке.

Активная миссионерская деятельность среди русских не могла остаться безнаказанной*. (* Апрельский номер Advent Review and Sabbath Herald за 1890 год поместил статью, анализирующую религиозную ситуацию в России. Автор подчеркивал тот факт, что православная Церковь является господствующей и нетерпимой к инакомыслию. Воля царя и священников является обязательной для гражданина России. Advent Review and Sabbath Herald, April 15, 1890). Не прошло и года после рукоположения Бабиенко, когда вместе с семью членами своей общины его приговаривают к ссылке в Закавказье. Немцев, проповедующих среди русских, под конвоем отправляют в свои поволжские колонии.

Однако репрессивные меры не могли остановить деятельности Ставропольской общины. Поскольку все мужчины в церкви уже были сосланы, за дело принялись женщины. Их постигает та же участь. Серьезное испытание обрушивается на Ставропольскую церковь, но члены ее продолжают оставаться твердыми и решительными. Руководство церковью берет на себя Ипполит Пилькевич, но и он за активную проповедь Евангелия на несколько лет попадает в тюрьму.

Прослеживая судьбу репрессированных братьев и сестер, узнаешь потрясающие факты об их несгибаемой стойкости и мужестве. Даже находясь в местах лишения свободы, они продолжали бесстрашно свидетельствовать о своей вере. Так, например, в Закавказье, в месте ссылки Теофила Бабиенко, появляются первые обращенные из числа баптистов и молокан. А через три года уже более 200 человек там соблюдали субботу.

Как уже упоминалось ранее, в январе 1891 года на съезде немецких адвентистов, в Гамбурге, была организована Германо-Российская миссия, в состав которой вошла и молодая церковь в России под названием Российского (Восточно-европейского) миссионерского поля. На этом же съезде был избран руководящий орган созданного миссионерского поля. Председателем совета новой организации был избран Л. Р. Конради. В состав совета вошли также Г. П. Гольсер, К. Лаубган, Г. П. Исаак и Я. Кляйн. Для более организованной работы в России были избраны три районных руководителя:

* Г. И. Лебсак, ответственный за работу в Поволжье;

* Г. Вагнер, ответственный за работу на Кавказе;

* Э. Вельк, ответственный за работу в Донской области и Крыму.

16-20 октября 1891 г. Гольсер, президент Центрально-европейской конференции, вместе с Конради проводят общее собрание адвентистов в Райхенфельде в Донской области, куда собрались делегаты церкви с Поволжья, Кавказа и Крыма. В числе многих проблем, поднявшихся на этой встрече, решался также и вопрос образования служителей, в связи с чем было решено создать специальный фонд*. (*SDA Encyclopedia. Revised ed. Vol. 10. Washington DC: Review and Herald, 1976. P. 1524).

Учение Церкви АСД проникло в Россию, как мы уже говорили раньше, главным образом благодаря распространению адвентистской литературы на немецком языке среди живущих на юге России немцев. Среди самых первых газет, издаваемых на немецком языке, была Stimme der Wahrheit («Голос истины»), издаваемая с 1879 года в США. В 1884 году в Базеле ежемесячно стал выходить Herold der Wahrheit («Вестник истины»).

Как уже сказано было раньше, одним из первых распространителей адвентистской литературы в России был Герхард Перк. Известно, что уже в 1888 году адвентистские книгоноши работали в Сибири и в Прибалтике. Много книгонош работало среди немецких колоний. Мы уже отмечали, что труд книгонош в тогдашней России был рискованным. Распространение литературы, пропагандирующей новую религию, считалось запретным. Нередко книгоноши подвергались арестам. Литература, с которой они попадались, проверялась православным священником в присутствии представителя власти. В случае обнаружения крамолы книгоноши подвергались штрафованию, литература конфисковывалась.

Следует подчеркнуть, что в России распространялась главным образом адвентистская литература, печатающаяся в США, в Швейцарии и Германии. Печатание подобной литературы в самой России было запрещено. Однако издатели сталкивались с проблемой доставки литературы в Россию. Из-за строгой цензуры невозможно было отправлять литературу по почте, а большую партию грузом по железной дороге или пароходом. Часто эта литература месяцами лежала на таможне, а потом в лучшем случае вновь возвращалась к отправителям. Вот что писала Ревью энд Геральд о таком положении вещей в 1890 году: «Православными проверялась каждая книга, особенно религиозного характера. Особенно тщательно проверялась литература, напечатанная за рубежом. Даже простейшие библейские чтения, состоящие из вопросов и библейских стихов на немецком языке, возвращались назад отправителю. К аналогичным публикациям на русском языке относились с еще большей подозрительностью. Немецкие книги, даже труды Менно Симонса, исторические труды, сборники гимнов были запрещены, а если кто-то и осмеливался отправлять такой груз в Россию, вся партия обычно конфисковалась»*. (* Advent Review and Sabbath. Herald, April 22,1890).

После того, как печатание адвентистской литературы было налажено в 1889 году в Гамбурге, снабжение России печатным словом значительно улучшилось. Книги, посылаемые из Германии, не так строго проверялись, как, скажем, книги из Швейцарии, которая в глазах царского правительств многие годы считалась центром революционного движения в России. Первая адвентистская брошюра на русском языке: «Какой день ты празднуешь и почему?» была издана именно в Базеле в 1888 году. Брошюра была отправлена по почте в Россию, но почти все экземпляры вернулись обратно. К сожалению, царская цензура не пропустила эту литературу.

В Гамбурге работал профессиональный переводчик на русский язык. И уже в 1889 году было издано восемь брошюр доктринального характера на русском языке. Среди них «Страдания Христа для спасения человечества», «Сон мертвых», «Какой день ты празднуешь и почему?», «Можем ли мы знать?» «Путь во святой град, указанный Богом», «Тысячелетнее царство» и т. д.

В первые два года работы издательства в Россию по почте было отправлено около двух тысяч таких брошюр. Но даже и эта скромная работа принесла свои плоды. Только в 1889 году благодаря чтению этой литературы обратилось 35 человек. Живущие в ссылке на Кавказе адвентисты посылают свои скромные пожертвования, чтобы поддержать работу по переводу адвентистских книг на русский язык.

Первая успешная попытка издать адвентистскую книгу для России была предпринята после того, как цензура разрешила к изданию книгу Е. Уайт «Христианское воздержание». Эта книга пользовалась большим спросом у книгонош, ибо шла буквально нарасхват. Сейчас точно неизвестно, на каком языке была издана тогда эта книга, скорее всего, это был немецкий, и распространялась она главным образом среди адвентистов-немцев.

Благодаря издательской деятельности церкви адвентистская весть продолжает распространяться по территории Российской империи. В начале 90-х годов адвентистское учение проникает в Волынскую губернию. Начало проповеди Церкви АСД здесь положили небольшие брошюры «Третья ангельская весть», «Кто изменил субботу» и др. В 1894 году на Волыни были основаны первые общины. Необходимо заметить, что и на Украине первые адвентистские общины состояли преимущественно из немцев. Среди первых обращенных были Р. Фосс и К. Рем-ферт, будущие служители Церкви АСД*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 66). Вскоре о Церкви адвентистов седьмого дня стало известно в Министерстве внутренних дел царской России.

В октябре 1894 года в Александродаре, Кубанская область, прошел очередной съезд Германской миссии, а также Российского миссионерского поля, на котором присутствовали все члены совета, избранные в 1891 году, а также служители и делегаты от общин как из России, так и из Германии. На этом съезде говорилось об ответственности и обязанностях служителей, о верности в уплате десятины и соблюдении субботы, о направлении в миссионерские школы только тех молодых братьев, которые зарекомендовали себя в служении с хорошей стороны и ведут «честный и христианский образ жизни»*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 66). Было принято постановление о рекомендательных письмах, так как возникла проблема учета членов в связи с частыми переездами. Впервые был поднят вопрос о субботней школе.

На этом съезде впервые в России было совершено рукоположение в проповедники 24-летнего Г. И. Лебсака, уроженца немецкой колонии Франк в Поволжье. Воспитанный в лютеранской семье, Лебсак в 1890 г. принимает учение Церкви адвентистов седьмого дня и в этом же году заканчивает Миссионерскую школу в Гамбурге. В течение нескольких лет Лебсак трудился миссионером и книгоношей в немецких колониях на Волге, нередко подвергаясь репрессиям и арестам. После рукоположения в высший сан молодому проповеднику была доверена для работы территория Крыма, Бессарабии и Волыни.

Благодаря деятельности молодых и посвященных миссионеров адвентистская весть продолжает успешно распространяться по территории Российской империи. Уже в 1894 году Генрих Лебсак и Готфрид Тец основали первую адвентистскую общину в Бессарабии (колония Тарутино). К сожалению, и здесь не обошлось без арестов и тюремного заключения*. (*См. воспоминания Лебсака Г. И. о первом посещении Бессарабии в книге Д. О. Юнак. «И помни весь путь…»Кишинев — Москва, 2000. — С. 19 — 22). Не будет преувеличением сказать, что почти на каждом новом месте, где создавались общины адвентистов седьмого дня, служители церкви подвергались преследованиям со стороны православия и государственных властей.

Согласно статистическим отчетам Германо-российской миссии, на конец 1895 года в России было 16 адвентистских общин с общим количеством членов в них около 660 человек. В России трудились три рукоположенных проповедника (К. Лаубган, Я. Кляйн и Г. Лебсак) и шесть библейских работников. Ежеквартально составлялись отчеты, которые передавались в центр Германской миссии, в Гамбург.

В апреле 1896 года, т. е. спустя десять лет после организации в России первой общины АСД, в Александродаре прошло четвертое по счету общее собрание адвентистов седьмого дня России. Собранием руководили Конради и Гольсер, ответственные служители церкви за работу в Европе. Следует отметить, что и в России, как и в Европе, большую роль в распространении адвентизма играла сильная личность руководителя. Конради был человеком, который никогда не довольствовался достигнутым. Он постоянно стремился расширить поле своей деятельности. Он сам много путешествовал, зажигая миссионерским духом и других работников Евангелия. Конради постоянно подчеркивал, что каждая община АСД должна ориентироваться на самостоятельное существование и не привязывать к себе проповедника. Проповедник должен по примеру апостолов сеять бесценные семена истины Божьей на новых полях.

На этом совещании ответственность среди рукоположенных проповедников за работу в России была распределена следующим образом: проповедник Лаубган отвечал за работу на Кавказе и в Донской области, проповедник Лебсак — за работу в Польше и Волынской губернии, проповедник Кляйн — за работу в Прибалтике. На нерукоположенных проповедников были возложены следующие обязанности: Г. Тец отвечал за работу в Крыму и Бессарабии; Д. Вибе — за работу в Херсонской губернии; И. Перк — за работу в Риге; К. Рейфшней-дер — в Екатеринбургской губернии; И. Фризен — в Кубанской области; Михаил Кузьмин был рукоположен в пресвитеры Ставропольской общины*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 68).

Следует отметить, что если первые десять лет Церковь АСД пополнялась главным образом за счет немецких колонистов, проживающих в Поволжье, в Донской области, на Кавказе, в Крыму и в Бессарабии, то с 1895 года, начав с Прибалтики, адвентисты открывают дверь для проповеди трехангельской вести в больших городах.

История распространения адвентистской вести в Северо-западном регионе Российской империи вкратце выглядит следующим образом. В апреле 1895 года в Ригу с юга России переезжает библейский работник Иоганн Перк (брат Герхарда Перка), окончивший краткосрочные курсы при Миссионерской школе в Гамбурге. В Риге Перк находит многих интересующихся Священным Писанием и даже соблюдающих субботу. Перк проводит евангельскую работу главным образом среди немцев, проживающих за Двиной. И уже в конце этого года в Риге возникает община АСД, состоящая из немцев и латышей, говоривших по-немецки. В то время в Латвии многие говорили по-немецки. Из этой общины вышли и первые латышские проповедники Янис Спрогис и Екабс Шнейдерс. В дальнейшем Рига будет играть важную роль в истории адвентизма в России. В 1896 году появляются первые адвентистские брошюры на эстонском и латышском языках. В этом же году Прибалтику посещает Герхард Перк, высланный царскими властями из России в Германию несколькими годами ранее. Он открывает в Риге курсы по изучению Библии. Когда к концу года в Ригу приехал Конради, здесь уже было 20 членов церкви. Лебсак, возвращаясь из Германии в Россию, крестил здесь еще несколько человек.

Примерно в это же время Иоганн Перк начал евангельскую работу в Вильнюсе в Литве, и к 1896 году здесь уже была организована первая группа адвентистов. В 1897 году община адвентистов была организована также и в Ревеле (Таллинне).

В 1897 году Герхард Перк направляется в столицу Российской империи Санкт-Петербург и организовывает там курс лекций по изучению Библии. Эти лекции привлекли внимание многих протес-тантов. Особенно большой интерес к лекциям по пророчеству проявили Евангельские христиане. В 1898 году в Санкт-Петербурге была организована первая церковь из 17 членов. А к 1901 году в столице было уже две адвентистских церкви — русская (20 человек) и немецкая (50 человек). Активная миссионерская деятельность Г. Перка в столице Российской империи не могла остаться незамеченной. Несколько раз ему угрожали арестом, поэтому во избежание тюремного заключения Совет Европейской миссии отозвал Г. Перка назад в Германию. Позже, в 1910 году, Перк снова вернется в Россию и станет председателем Сибирской унионной миссии.

В 1897 году на очередном отчетно-выборном собрании адвентистов седьмого дня в России был переизбран совет Российского миссионерского поля. Председателем совета остался Конради, хотя он и жил не в России, а в Германии. Членами совета были избраны Г. Лебсак, Я. Кляйн, И. Фризен, Я. Шейрер, секретарем совета — Екатерина Лауб-ган. Были избраны руководители Отдела субботней школы и Трактатного общества. На этом же собрании было принято решение оплачивать служителям и работникам церкви по местам, для чего был избран специальный комитет.

В 1898 году на шестом по счету съезде адвентистов седьмого дня в России ответственным за церковь в России, которая входила в организованный в том же году в Гамбурге Европейский Союз союзов (унион), был избран Г. И. Лебсак. На съезде было принято решение о выдаче служителям церкви специальных удостоверений, подтверждающих их статус как священнослужителей. Съезд рекомендовал членам церкви серьезно исследовать уроки субботней школы, а также активнее заниматься литературным благовестием. Книгоноши получили соответствующее руководство по более эффективному распространению книг.

Успешному развитию литературного благовестия способствовало еще одно знаменательное событие, которое имело место в 1898 году. В Риге, где цензурно-карательная роль православия ощущалась не так остро, как, скажем, в центральной части России, удалось организовать и зарегистрировать так называемое трактатное общество. Впервые адвентистская литература стала печататься в России не только на немецком, но и на русском, латышском и эстонском языках. Сдается в издание книга Е. Уайт «Путь ко Христу», но, к сожалению, цензура не допустила ее к печати. Зато печатается другая книга того же автора «Христианское воздержание», которая уже начала распространяться в России раньше и пользовалась большим спросом у книгонош.

Учитывая большую открытость общества в северо-западном регионе империи, для проведения очередного съезда адвентистов седьмого дня в 1899 г. решено было избрать Ригу. Впервые адвентистский съезд проходил в большом городе. Съезд длился неделю. На открытые собрания приходили жители города, которые живо интересовались «новой верой», приобретали книги и брошюры.

Отчеты восьмого по счету съезда, проводимого в 1900 году в Донской области, показали, что численность членов Церкви АСД в России перешагнула за тысячу. Конечно же, это число было бы гораздо больше, если бы учитывались все те, кто вынуждены были покинуть Россию в связи с невозможностью исповедовать «новую веру» в условиях царско-право-славного режима. Православное духовенство проявляло нетерпимость ко всем иным вероисповеданиям, а соответствующие статьи законодательства Российской империи лишь утверждали господствующее положение православия. Тем не менее за последние пять лет XIX столетия Церковь АСД в России численно удвоилась. На конец 1899 года насчитывалось 33 общины с общим количеством членов более 1000 человек. К этому времени в России совершали служение пять рукоположенных проповедников*. (* Более подробно о съездах Церкви АСД в рассматриваемый период см. Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. С. 70, 71).

В связи со значительными количественными и качественными изменениями, произошедшими в Российском миссионерском поле после его организации в 1891 г., возникла необходимость в реорганизации Церкви адвентистов седьмого дня в России, о чем и пойдет речь в следующей лекции.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие вопросы были в центре внимания участников первого общего собрании адвентистов седьмого дня в Эйгенгейме?

2. Как называлась первая церковная организация адвентистов седьмого дня на территории России, и где она была создана?

3. Какую роль в распространении адвентистской вести в 90-е годы XIX столетия играла литература?

4. С какими трудностями сталкивались адвентистские издатели, распространяя свою печатную продукцию в России?

5. Почему практически все адвентистские миссионеры, проповедующие на новых территориях, подвергались репрессивным мерам со стороны местных властей?

6. Кто из адвентистских миссионеров начал проповедовать адвентистскую весть в Прибалтике и столице Российской империи Санкт-Петербурге?

7. Какое событие, значительно расширившее возможности Церкви адвентистов седьмого дня в России по проповеди адвентистской вести, имело место в 1898 г. в Риге?

8. Что представляла собой Церковь адвентистов седьмого дня в России на конец XIX века?