Глава 11. Церковь Адвентистов седьмого дня в России в период с 1900 по 1905 гг.

Организационные изменения. Создание Южно-Российского союза и Северно-Российского миссионерского поля. Средне-Российское поле и его особенности. Первый съезд Средне-Российского поля и его решения. Церковь АСД после Указа о веротерпимости. Направление Благодарственного Адреса на имя императора Николая II. Содержание документа. Реакция правительства.

Как уже было сказано ранее, в структуре Церкви адвентистов седьмого дня в Европе в начале XX столетия произошли серьезные организационные изменения, которые имели определенное значение для адвентистов в России. В июле 1901 года на съезде Церкви АСД в Фриденсау (Германия) был организован Германский унион. Поскольку в этот унион входила и Церковь АСД в России, его назвали как Германско-Российский унион или Немецко-Российский союз общин*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России — Киев, Патмос, 1918. — С. 218). На съезде было предложено разделить Восточно-Европейское поле (так называлась первая организация Церкви АСД в России) на две части. Связано это было с тем, что церковь охватывала своей деятельностью все новые и новые области, управлять всей этой широкой работой становилось труднее.

Предложение разделить Россию на два самостоятельных поля было одобрено на девятом ежегодном съезде Восточно-европейского поля, проходившем в сентябре 1901 года в Форстенорте (Терская обл., Северный Кавказ). На этом съезде был организован Южно-Российский Союз общин адвентистов седьмого дня с центром в г. Ростове-на-Дону. Союз объединил 26 общин на юге России, на Кавказе и Поволжье и насчитывал 787 членов церкви, главным образом из числа немцев-колонистов*. (* Бондарь С. Д. Адвентизм 7-го Дня. — Спб, 1911. — С. 39). Председателем Южно-Российского Союза стал Г. И. Лебсак. В совет этого объединения были избраны Г. Тец, Я. Шейрер, М. Фишер, Г. Леман, а также Август Ланголъф в качестве кассира и Г. К. Лебсак в качестве секретаря.

Следует заметить, что двумя неделями раньше в Риге было организовано Северно-Российское миссионерское поле, которое было значительно меньше Южно-Российского союза. В состав данного миссионерского поля вошли общины таких городов, как Рига, Ревель (Таллинн), Либава (Лиепая), Лодзь, Санкт-Петербург и др. Сразу после реорганизации в поле входило 11 общин, насчитывающих 280 членов церкви, главным образом из числа немцев, латышей и эстонцев. Председателем Северно-Российского поля стал недавно приехавший в Россию из США Д. Геде, секретарем — О. Вильдгрубе, кассиром — В. Северин.

Помимо этих двух официальных полей в России существовало еще и Средне-Российское поле, которое объединяло всех адвентистов русской национальности. Их насчитывалось тогда всего 220 человек. Хотя это поле не получило официального статуса, дабы, как писал Г. И. Лебсак, «избежать зоркого взгляда преследователей прочих от семени ее и таким образом беспрепятственно продолжать дело [проповеди] среди немцев и русских», тем не менее с июня 1901 года появляются первые отчеты этого объединения как отдельного миссионерского поля*. (* Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 223.). Всего в России в 1901 году насчитывалось 37 общин, 1 288 членов церкви и 13 проповедников**. (** Бондарь С. Д. Адвентизм 7-го Дня. — С. 39).

Согласно отчетам Средне-Российского поля, первые русские группы и общины возникли в основном на Кавказе. Сравнительно быстро в последующие годы русские общины появились в Киеве, Евпатории, Янцево, Оренбурге. В 1904 году Средне-Российское поле насчитывало уже 523 члена церкви, объединенных в более чем 20 русских общин и групп. Обслуживали их рукоположенные районные пресвитеры, среди которых были Михаил Кузьмин, Ипполит Пилъкевич, Афанасий Гонтарь и др. *** (*** Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 223,224).

Миссионерская работа среди русских по-прежнему была затруднена. Переход из православия в «новую веру» был сопряжен с лишением всех гражданских прав — прав на регистрацию брака, на регистрацию детей, права на образование и т. д. Более того, зачастую это грозило тюрьмой или ссылкой в Сибирь. В равной степени все это относилось и к «совращающему» в другую религию. Если это был иностранный подданный, он подвергался меньшему наказанию. Его попросту выпроваживали за пределы Российской империи или ссылали на юг России. Русские пресвитеры М. Кузьмин, И. Пилькевич, А. Гонтарь каждый день ждали ареста. Иногда месяцами они не выходили из тюрьмы. Каждый их шаг контролировался полицией. Конечно же, ни о каких организационных актах, связанных с деятельностью Средне-Российского поля в рассматриваемый период, не могло быть и речи

Однако, как было отмечено в предыдущей лекции, ситуация в общественно-политической жизни России претерпевает определенные изменения. Русско-японская война, пробуждение общественной активности, введение основ парламентской власти, обсуждение вопросов веротерпимости в правительстве способствовали возможности проведения первого съезда Средне-Российского поля. Он проходил с 29 по 31 октября 1904 года на хуторе Якотинцево, близ станицы Невиномысская (Северный Кавказ). На съезде присутствовало 28 делегатов от 17 русских общин. Председателем съезда был избран Г. И. Лебсак. До сих пор рукоположенных проповедников из числа русских среди адвентистов седьмого дня в России не было.

На съезде обсуждались многие вопросы, в том числе говорилось о методах работы среди русского населения, о принципах распределения денежных средств. Многие не представляли себе назначение и принципы распределения десятины. Съезд положил начало планомерной централизованной работе адвентистов среди русского населения. Среди принятых постановлений были, в частности, и такие:

1) верность Богу в приношении десятины;

2) отчисление в кассу Германского униона десятой части от десятины для помощи нуждающимся полям;

3) учреждение во всех общинах касс для бедных;

4) воздержание от всех возбуждающих средств и спиртных напитков. Здесь же рекомендовалось каждому члену общины прочитать и распространить по крайней мере два экземпляра появившейся на русском языке книги Е. Уайт «Христианское воздержание»;

5) сбор добровольных пожертвований на издание нового адвентистского журнала на русском языке «Маслина»;

6) обращение ко всем способным молодым братьям с предложением посещать библейские курсы*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 230).

Комитет назначения предложил избрать совет из семи человек, в том числе председателя, секретаря и кассира. Фамилии служителей по известным причинам в отчетах не проходили. Известно лишь, что секретарем был назначен К. Шамков, ставший членом церкви в 1902 году в Одессе и только что вернувшийся из миссионерской школы в Фриденсау.

Что касается Северно-Российского миссионерского поля и Южно-Российского союза, то после их организации в 1901 году регулярно раз в год на проводимых в разных местах съездах рассматривались организационные и финансовые вопросы, участие членов церкви в литературном евангелизме, духовное воспитание членов и т. д.

Нельзя сказать, что все эти собрания проходили тихо и спокойно, без всякого вмешательства со стороны государственных властей. Например, за несколько недель до проведения 3-го съезда Северно-Российского поля в октябре 1903 года в г. Риге, сначала в латышской, а затем в русской газетах появились статьи, порочащие Церковь АСД. Непосредственно перед началом съезда представители власти пытались установить личности всех прибывших на съезд, у проповедников были изъяты паспорта. На квартире председателя поля Д. П. Геде был произведен обыск, опечатана вся корреспонденция, имевшаяся в доме литература была свалена на повозку и отвезена в участок. Проведение дальнейших собраний было запрещено. Но это вовсе не означало того, что съезд был сорван. Спустя три дня все прибывшие на съезд делегаты собрались в другой части города и беспрепятственно в течение трех дней обсуждали вопросы повестки дня*. (*Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 238).

После того, как 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости, царское правительство пожелало получить сведения о Церкви адвентистов седьмого дня. Руководители церкви решили изложить основы вероучения и свою позицию по отношению к государству в форме благодарственного адреса. Текст его был принят на 5-м съезде Северно-Российского миссионерского поля 1 октября 1905 года в Петербурге и на 5-м съезде Южно-Российского союза в селе Великокняжеское, Кубанская область, 9 октября того же года. В благодарственном адресе говорилось, в частности, следующее:

«Мы, верноподданные Вашего Императорского Величества, принадлежащие к христианскому обществу адвентистов седьмого дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся уполномоченных общинами, находящимися в государстве Вашего Императорского Величества ввиду тяжелого положения нашего дорогого отечества осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему Императорскому Величеству нашу глубокую скорбь вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего в полном успокоении нашей родины…»

Далее кратко излагались принципы вероучения:

«Священное Писание Ветхого и Нового Завета мы признаем за Слово Божье и верим в открытого им Бога и Единородного Сына Иисуса Христа, через Которого Он держит все, кровью Которого мы искуплены и Который скоро явится во славе Своей. Мы верим также и в Божью силу Святого Духа.

В Законе Десяти Заповедей мы видим неизменную волю Божью, согласно которой седьмой день недели по четвертой заповеди мы признаем библейской неизменной Субботой Господней. Кроме того, по учению Евангелия мы совершаем крещение, Вечерю Господню, омовение ног. Посредством нашей веры, основанной на Священном Писании, мы тесно связаны с детьми Божьими, находящимися по всей земле, и признаем апостолов, пророков, пастырей, учителей, пресвитеров и дьяконов. Относительно содержания служителей Евангелия мы руководствуемся указаниями Священного Писания. Мы верим, что правительство поставлено от Бога, молимся за него и на основании Библии обязуемся отдавать кесарево кесарю, принося подати, налог, страх и честь, а Божье — Богу, соблюдая Его заповеди.

Мы повинуемся учению Св. Писания относительно воспитания детей. Видя во Христе телесного врача, мы, руководствуясь Его советами, стараемся вести здоровый образ жизни и потому не употребляем никаких спиртных напитков и других вредных возбуждающих средств… Для сообщения человечеству знания относительно его духовного и материального блага мы имеем обширную литературу…»

Заканчивался адрес словами: «…Всеподданнейше изложивши все это Вашему Императорскому Величеству, мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы Господь сохранил Ваше Императорское Величество для блага нашей Родины еще на многие лета»*. (* РГИА. Фонд 821. Оп. 153. Д. 209. Л. 26).

Текст благодарственного адреса был напечатан в Гамбурге на специальной бумаге размером 53 х 35 см коричневым цветом и обрамлен широкой позолоченной рамкой. Специальным шнуром, раскрашенным в стиле русского национального узора, текст был прикреплен к папке, выполненной из тонкой кожи зеленого цвета. На внешней стороне ее были изображены тисненый золотом государственный герб России и надпись «Благодарственный адрес».

Адрес был передан служителем Церкви АСД О. Вильдгрубе председателю комитета министров С. Ю. Витте, а тот, в свою очередь, передал его царю. Ознакомившись с письмом, Николай II написал на нем:

«Сердечно благодарю общину за выраженные чувства»*. (‘Правительственный вестник / № 51. — 4 марта 1906 г).

Вскоре последовало официальное признание Церкви адвентистов седьмого дня со стороны царского правительства, которое было закреплено в следующем правительственном циркуляре, разосланном всем губернаторам:

Министерство внутренних дел. Департамент духовных дел иностранных исповеданий. 6 ноября 1906 года, N 5532

Господину Губернатору.

Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 28 марта 1879 года секте баптистов предоставлено исповедовать их вероучение, отправлять общественные богослужения в устроенных ими или отведенных ими для сего, с разрешения губернаторов, домах с возложением на местные гражданские власти ведения метрических записей браков рождений и смертей баптистов.

…Ныне правительствующий сенат указом от 14 марта 1906 года за N 2783 разъяснил, что учение адвентистов представляется схожим с учением баптистов и может быть рассматриваемо как один из видов последнего, а так как баптистам по ст. 1.106 Уст. Иностр. Исповедания разрешено свободно исповедовать их вероучение, то нет достаточных оснований к отказу в том же и адвентистам.

Ввиду сего и в целях устранения неопределенности в вероисповедном положении адвентистов, насчитывающих в России около 3 000 приверженцев, я признаю необходимым разъяснить, что на секту адвентистов распространяются действия всех правил, установленных для баптистов (ст. 1.106, 1.108 Уст. Иностр. Исп.) с возложением на гражданские власти ведения метрических их записей …

Министр внутренних дел П. Столыпин.

Директор (скрепил) В. Владимиров.

Верно: чиновник особых поручений В. Мамонтов*. («Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 257, 258.).

6 ноября этот циркуляр был выслан Генерал-Губернатору Москвы, а 17 ноября разослан в канцелярии Генерал-Губернаторов: Варшавского, Виленского, Киевского, Иркутсткого, Степного, Приамурского, Туркестанского, Наказного Атамана Области Войска Донского, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе**. (**РГИА. Фонд 821. Оп. 5. Д. 1035. Лл. 29, 32.). Последние разослали циркулярное распоряжение, в свою очередь, по всем округам и уездам. Г. И. Лебсак сравни- 1 вал этот правительственный циркуляр с указом персидского царя Кира в VI в. до Р. X., согласно которому иудеям после долгого пленения разрешено было вернуться на родину и восстановить храм Божий . (***Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение. — С. 259).

Следует отметить, что, выражая свои верноподданнические чувства, адвентисты седьмого дня были вполне искренни. Настрадавшись от многочисленных гонений и притеснений в предшествующие годы, они с надеждой смотрели в будущее, не догадываясь еще, что это время относительной свободы окажется весьма скоротечным.

Признание Церкви адвентистов седьмого дня со стороны царского правительства открывало не только новые возможности для проповеди адвентистской вести в России, но и возможности построения официальной церковной организации, способствующей осуществлению этой миссии. Получив свободу, адвентисты седьмого дня стали проявлять особую активность, в том числе и в миссионерской деятельности, о чем и пойдет речь в следующей лекции.

Вопросы для обсуждения:

1. Как выглядела организация Церкви адвентистов седьмого дня в России в начале XX столетия?

2. В чем заключалась специфика Средне-Российского миссионерского поля, и с чем это было связано?

3. Когда удалось созвать съезд Средне-Российского миссионерского поля, и какие решения были приняты участниками съезда?

4. Обсудите содержание Благодарственного адреса, составленного Церковью адвентистов седьмого дня после опубликования Указа о веротерпимости?

5. С чем, по-вашему, связан верноподданнический характер Благодарственного адреса, направленного на имя императора Николая II?

6. Какой была реакция царского правительства на представленный документ?

7. Как было воспринято адвентистами седьмого дня циркулярное распоряжение от 6 ноября 1906 г. о своем официальном признании?