Глава 19. Пятый (юбилейный) всесоюзный съезд церкви АСД и его значение

Общественно-политическая и экономическая ситуация в стране. Особенности работы пятого съезда. Основные резолюции, касающиеся внутрицерковной жизни. Резолюции съезда, отражающие социальную направленность церкви в данный период. Декларация съезда и ее значение. Позиция церкви по вопросу о воинской повинности.

Если не учитывать Всероссийскую конференцию 1920 года в Москве, практически никаких организационных мероприятий в начале 20-х годов в связи с голодом, разрухой, отсутствием нормального транспортного сообщения, Церковью адвентистов седьмого дня не проводилось. Только в 1924 году, после долгого перерыва, Церкви АСД удалось созвать свой очередной съезд. Новая экономическая политика дала все-таки свои результаты, Россия постепенно выходила из страшного кризиса, вызванного гражданской войной. В стране восстанавливалась нормальная жизнь. В истории церкви этот съезд известен как пятый Всесоюзный съезд Церкви АСД. Огромная работа в связи с подготовкой к съезду была проведена Г. И. Лебсаком, который посетил многие регионы России, проводя годичные совещания в поместных конференциях и миссионерских полях.

Пятый съезд проходил с 16 по 23 августа 1924 г. в Москве. На этот съезд собрались делегаты церкви со всей страны. Условия, в которых работал съезд, поражают своей свободой, гласностью, открытостью. Весьма знаменателен тот факт, что для проведения съезда было арендовано здание Третьего Дома Советов, бывшая православная семинария. Арендная плата, которая взималась с церкви, была в два раза меньше обычного. Делегаты, прибывшие на съезд, обратили внимание на интересную деталь. Год основания семинарии совпадал с очень важной для адвентистов датой — годом так называемого «великого разочарования». На фронтоне семинарии стояло: 1844 год.

Пятый съезд называют еще юбилейным. Дело в том, что открытие съезда совпало с 40-летним юбилеем начала адвентистского движения в России*. (Несмотря на то, что делегаты 5-го съезда считали началом адвентистского движения в России 1884 год, сегодня за отправную точку берется 1886 год — год основания первой общины АСД в Крыму). На фронтоне здания было вывешено красное полотнище «Пятый Всесоюзный съезд адвентистов седьмого дня». Московские газеты ежедневно давали информацию о происходящем на съезде. После окончания деловых заседаний по вечерам проводились открытые публичные богослужения, которые широко рекламировались в прессе. В результате в заключительный день съезда, в субботу, в одном из красивейших московских парков был совершен обряд крещения. Сотни москвичей собрались, чтобы увидеть это необычное зрелище. В открытом водоеме крестились 53 человека. Обряд сопровождался соответствующей проповедью и хоровым пением. Очевидно, подобное публичное служение не вызвало никаких осложнений для московской церкви со стороны властей, поскольку две недели спустя на том же самом месте крестились еще 14 человек.

Согласно отчету съезда, всего было зарегистрировано 85 делегатов. Делегаты представляли Церковь адвентистов седьмого дня, которая к 1924 году насчитывала уже более 11 000 членов, объединенных в 430 общин, которые в свою очередь объединялись в 24 объединения и поля, а последние — в 6 областных союзов. В президиум съезда были избраны: Г. И. Лебсак как председатель, И. А. Львов и Г. И. Цират как заместители председателя и В. С. Дымань и В. Г. Тарасовский как секретари. На имя ЦИК СССР и НКВД РСФСР были посланы телеграммы с благодарностью за гарантированную Конституцией и декретами свободу вероисповедания, а также за разрешение на созыв съезда. По телеграфу были переданы юбилейные приветствия Европейскому дивизиону и через него всем верующим-адвентистам по всему миру.

Присутствующие на съезде ветераны церкви поделились своими опытами и переживаниями в прошлом. Все благодарили Бога за предоставленную свободу. Участвующие в съезде делегаты и гости почтили память многих служителей, ушедших безвременно из жизни в связи с голодом и преследованиями. Среди перечисленных были А. Озоль, умерший от тифа в ссылке, Г. Гебель и И. Гинтер, также скончавшиеся от тифа, О. Рейнке, умерший от голода в Поволжье, А. А. Ребейн, убитый в 1921 г., и др.Съезд заслушал доклады с мест от председателей областных союзов, затем с отчетным докладом выступил Г. И. Лебсак. Подводя итог сказанному докладчиками, он отметил, что, несмотря на все препятствия, «дело Божье по всей великой республике шло своим чередом, рост членов, общин и групп в течение последних трех лет был вполне удовлетворительным». Докладчик обратил внимание съезда на огромную нужду в опытных работниках, способных организовать общины и группы и поднять их духовное и материальное состояние. В последней части своего доклада он отметил, каким путем надлежит подойти к реорганизации Всероссийского Союза и областных союзов.

Пятый съезд работал по следующей программе (сохранены оригинальные формулировки):

1. Ежедневно: пение, молитвы, библейские поучения об организации и духовной жизни общин и союзов и проповеди.

2. Доклады с мест.

3. Статистика, финансовая отчетность и финансовые вопросы.

4. Пересмотр устава и реорганизации Всероссийского Союза.

5. Духовная жизнь общин и союзов; реформа здоровья, хор и духовная музыка.

6. Издательство и литература; заграничная литература.

7. Библейские курсы.

8. Юношеские кружки.

9. Переизбрание исполнительного органа и других работников Союза.

10. Отношение к Советской власти и службе в армии.11. Текущие дела: о выборах делегатов на Европейский и Всемирный съезды и др.

В ходе работы съезда был принят целый ряд резолюций. Учитывая их историческое значение для церкви и вместе с тем неоднозначную трактовку в определенных кругах, мы находим нужным привести их дословно*. (* Отчет Пятого Всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня (Юбилейный). Издание Всесоюзного Совета адвентистов седьмого дня. — Москва, Конюшковская, 29).

1. «Исключительный момент нашего сорокалетнего существования в России невольно побуждает нас оглянуться назад на прошедшее время, в которое было много радостного, но вместе с тем и много невзгод и борьбы за святое дело. Дьявол, древний враг народа Божьего, кажется, использовал все средства и оружие из своего арсенала, чтобы тормозить евангельское дело. Мы должны признать, что не наши человеческие способности или умение вывели корабль Евангелия из всех невзгод, но единственно помощь Божия сопровождала нас все время сорокалетнего существования нашего, а особенно в последних годах, потому и мы присоединяемся к псалмопевцу и говорим: „Не нам, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»» (Пс. 13:9).

2. «Предлагаем всем нашим общинам обратить самое серьезное внимание на поднятие духовного состояния всех наших членов, а для этого — ценить и использовать особенно наши собрания субботних бесед, принимая в них самое деятельное участие, и не оставлять наши молитвенные собрания.

Далее просим обратить внимание на ликвидацию неграмотности среди верующих, ибо неграмотный, согласно Откровению 1:3, где сказано: «блажен читающий», не умеющий читать теряет третью часть блаженства, как духовного, так и гражданского, а поэтому нужно приложить усилия к ликвидации неграмотности, это сделает нас всех полезными как в общинах, так и для государства. Предлагаем всем Областным Союзам периодически устраивать районные собрания пресвитеров и руководителей групп, чтобы дать им возможность приобрести опыт и знание, необходимые им для руководства в общинах и группах. Кроме того, ободрять общины и группы циркулярными сообщениями. Во исполнение заповеди Христовой «проповедовать Евангелие всей твари» предлагаем общинам и группам организовать миссионерские кружки для осуществления этой задачи».

3. «Духовная музыка и поэзия отражают опыты и переживания верующего человека и занимают видное место в нашем богослужении, и наши молодые члены, особенно чуткие ко всему прекрасному, уже обратили на это внимание, и во многих наших общинах открылись особые собрания молодых членов с хоровым пением и музыкой. Законы СССР в этом отношении предоставляют возможность осуществлять такие начинания, допуская участие в них всех молодых граждан, достигших 18-летнего возраста. Предлагаем Всесоюзному Совету АСД образовать Центральный отдел юношества, и всем общинам и союзам устроить отделы молодых членов и вступить в связь с Центральным отделом, который бы снабжал их нужным материалом. Желательно также иметь в виде приложения к нашему журналу Отдел для юношества».

4. «Отовсюду слышны просьбы о посылке подготовленных работников, знающих основные истины последней евангельской вести. Единственную возможность увеличить количество работников мы видим только в устройстве библейских курсов. Обращаемся ко всем нашим общинам с просьбой принять горячее участие в осуществлении этих курсов, которое должно выразиться в рекомендации действительно обращенных, возрожденных и способных молодых членов, искренно посвятивших себя на служение Господу. Вместе с тем постоянно заботиться и о средствах, нужных для этих курсов, собирая их, как специальные пожертвования на эту цель, а Всесоюзному Совету АСД поручаем позаботиться сделать все от него зависящее для открытия этих курсов».

5. «Малое количество работников и отсутствие литературы вызывают особенно сильный голод и жажду духовной пищи. Поэтому предлагаем общинам приложить все усилия по сбору нужных средств для литературного фонда и поручить Всесоюзному Совету АСД принять меры к изданию журналов с приложениями для библейских бесед и с Отделом для юношества, и по возможности не только на русском, но и на немецком и на украинском языках; кроме того, позаботиться об издании книг и брошюр духовно-нравственного содержания в духе троекратной ангельской вести.

Уполномочить Всесоюзный совет АСД обратиться к соответствующим органам Советской власти с просьбой о разрешении пропуска из-за границы, как Библий, так и литературы издания АСД, по содержанию не противоречащей законам СССР».

6. «В здоровом теле здоровый дух, — общепризнанное правило, и ап. Павел советует: «Попечение о плоти не превращайте в похоти». Поэтому и мы предлагаем всем нашим собратьям помнить, что реформа здоровья — правая рука троекратной ангельской вести. Посему мы должны, как в пище, так и в одежде и в жилищах наших, держаться гигиенических правил, которые мы находим в Библии и в некоторых книгах и брошюрах, как-то: «Христианское воздержание», «Тайна здоровья» и др. Всякая пища, запрещенная Словом Божиим, и напитки, хотя и с ничтожным содержанием алкоголя, а также табак и все возбуждающие средства народом Божиим не употребляются.

В целях поощрения здорового и гигиенического образа жизни, поручаем Всесоюзному совету АСД ходатайствовать перед Советской властью о разрешении, во-первых, на устройство заведения для изготовления здоровых и гигиенических пищевых продуктов, открытия кухонь и столовых вегетарианского характера и, во-вторых, на устройство санаториев для оказания помощи больным и ознакомления с гигиеническими условиями жизни».

7. «Выслушав «Декларацию», предложенную комиссией для постановления на имя ЦИК СССР от имени съезда, в которой изложена сущность вероучения АСД, их краткая история и развитие, отношение к Советской власти и воинской повинности и пожелания об удовлетворении Правительством Республик насущных духовных нужд АСД, как то: разрешение адвентистской печати, открытие санаториев и пр., съезд принял ее единогласно без обсуждений и прений.

Заслушана резолюция, выражающая сущность Декларации в кратком изложении следующего содержания: «Пользуясь свободой совести и религиозных убеждений, дарованной Советской властью, мы со своей стороны считаем себя обязанными нести все государственные повинности, поэтому, признавая Советскую власть законною, Богом установленную, отдаем ей честь, подати и налоги, согласно указаниям Св. Писаний. Признаем воинскую повинность, и каждый член АСД отбывает [ее] в согласии с убеждениями своей совести. Принятые на себя обязанности по службе члены АСД должны исполнять честно и добросовестно».

Поручаем Всесоюзному Совету АСД одновременно с этим постановлением передать ЦИК СССР вышеназванную Декларацию, единогласно принятую, выражающую наше отношение к Советской власти. Означенная резолюция Съездом принимается единогласно».

8. «Уже некоторые наши общины, пользуясь возможностью вести сельское хозяйство на артельных началах, сделали почин с хорошими результатами. Мы все стремимся восстановить древнее христианство апостольских времен, в которое верующие вели общинный образ жизни. Поэтому, поощряя возможность вести сельское хозяйство на артельных началах, просим все общины поделиться с другими своими собратьями опытом и практическими указаниями для облегчения ведения такого хозяйства».

9. «Наши общины имеют международный характер потому, что мы исповедуем Евангелие, проповедуемое всем народам. Предлагаем нашим общинам заботливо относиться к национальным меньшинствам, и где есть хотя бы несколько человек таких, организовать для них отделы библейских бесед и собраний на их родном языке, дабы и среди них развивались члены на пользу дела для их народа».

10. «Евангельское дело нуждается в различного рода работниках. Организация АСД согласно Св. Писанию, в течение 80-летнего своего существования приглашает всех, как мужчин, так и женщин к участию в евангельской работе. Поэтому предлагается областным союзам, а через них и общинам и группам АСД поощрять, особенно и сестер, могущих быть полезными в деле Божием, как в союзах, так и в общинах».

11. «В последнее время мы были очевидцами различных стихийных бедствий, голода, землетрясений и проч., вследствие которых пострадавшие нуждаются в помощи. Верующий народ, имеющий чувствования Христовы, является чутким и отзывчивым, готовым оказывать эту помощь. Предлагаем всем общинам охотно приходить на помощь в таких случаях организованно через исполнительные органы наших общин и союзов или местные правительственные организации, согласно с установленными на сей предмет правилами».

12. «Чувствуя настоятельную потребность в молитвенном общении с Богом, в котором могли бы объединиться все наши общины, по примеру прошлых лет мы поручаем Всесоюзному Совету АСД определить время нашей молитвенной недели в текущем году и озаботиться своевременной рассылкой молитвенных чтений по общинам».13. «Ввиду возникновения различных лжеучений предлагаем всем нашим общинам проявлять крайнюю осторожность при принятии членов в общину и принимать таковых по всем правилам нашей организации, в присутствии рукоположенного проповедники или его заместителя, по его поручению, таких, убеждение которых во всех пунктах соответствует вероучению АСД; что же касается нашего отношения к лжеучениям, то предлагаем помнить совет ап. Иоанна: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 10)».

Последующие резолюции касались статистической отчетности, распределения средств, жалованья служителям церкви, богослужебной практики. Важно отметить, что в принятых резолюциях находит отражение не только внутренняя жизнь церкви, но и желание церкви быть востребованной в обществе. Социальная направленность церкви в этот период очевидна. Она выражена в стремлении внести свою лепту в борьбу с неграмотностью, в решение продовольственной проблемы, в оздоровление населения, в воспитание здоровых привычек и т. д. Намечая подобную программу действий, делегаты были вполне искренни, когда голосовали за Декларацию. Возможности, открываемые перед ними советской властью, были действительно небывалыми. Руководители церкви верили в провозглашаемые советской властью лозунги и обещания, не догадываясь о том, что большевистские руководители наметили обширную программу ликвидации религии в СССР. В 1922 г. была создана Антирелигиозная комиссия, секретарем которой стал начальник 6-го отделения ОГПУ Е. А. Тучков. В то время, как делегаты пятого съезда воодушевленно намечали свою программу действий на предстоящий период, Антирелигиозная комиссия разрабатывала мероприятия по искоренению религии и церкви в стране советов. Однако пройдет еще несколько лет, прежде чем адвентисты осознают всю богоборческую суть новой власти*. (*См. Савельев С.Н. Бог и комиссары (к истории комиссии по правоведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б) — антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия. На пути к свободе совести. — СПб., М., 1993. — С. 164-216).

На съезде были определены новые границы Сибирского, Восточного, Северного и Западно-Украинского областных союзов (до этого — Союзы союзов). В связи с новым названием государства (Союз Советских Социалистических Республик) Всероссийский Союз адвентистов седьмого дня был переименован во Всесоюзный Федеративный Союз адвентистов седьмого дня. Председателем всесоюзной организации Церкви АСД был избран Г. И. Лебсак, секретарем — П. А. Свиридов, казначеем — Т. Я. Вегеле.

Как уже отмечалось ранее, делегаты съезда приняли Декларацию, которая была передана в ЦИК СССР. Декларация содержала три важнейшие части: изложение основ веры и организации Церкви АСД, отношение к государственной власти и так называемое пожелание власти. Учитывая историческую значимость Декларации, принятой участниками пятого съезда, а также неоднозначность оценки ее содержания как в отечественной, так и зарубежной печати, мы приводим полный ее текст.

В центральный Исполнительный Комитет

Союза Социалистических Советских Республик

(Москва, Кремль)

ДЕКЛАРАЦИЯ

От пятого Всесоюзного съезда адвентистов

седьмого дня, состоявшегося от 16- 23 августа

1924 г. в городе Москве, в Доме Советов.

Основы веры и организации адвентистов седьмого дня

Адвентисты седьмого дня являются религиозной общиной, рассеянной по всему миру и состоящей из 230 000 членов, представляющих 120 разных народностей и наречий, но крепко организованных в один Всемирный Союз, который имеет свои отделы во всех частях света и государствах.

Как международная община верующих, все вопросы, касающиеся внутреннего управления организации, она решает на своих делегатских съездах, предоставляя равноправие всем народностям, без различия пола, входящим в состав ее организации; клир, или так называемый класс духовных, у них отсутствует. Все члены равно духовны и все члены равно миряне.

Строгий образ жизни адвентистов седьмого дня, следующих по принципам своей веры и твердой трудовой организации, предохраняет от вступления в их среду нетрудового элемента и воспитывает из них сильный народ, трудящийся собственными руками.

Как основу своей веры адвентисты седьмого дня признают Библию — Ветхий и Новый Заветы, из которых 10 заповедей и вера в Иисуса занимают первое место. Особо важное значение придается пророческой части Библии.

В общественной и частной жизни, кроме седьмого дня недели — субботы Господней по четвертой заповеди Божьей, адвентисты седьмого дня не празднуют ни одного праздника, веря, что все праздники, как Пасха и Пятидесятница, и все другие ветхозаветные праздники имели временное значение, которое они утратили по смерти Иисуса Христа; а остальные праздники христианских церквей, не исключая и рождества Христова, имеют за собою языческую подкладку и разукрашены художниками господствующих религий.

Учение о реформе здоровья, основанное на Библии и согласующееся с новейшими исследованиями науки, заставляют каждого адвентиста седьмого дня отказаться по личному убеждению от всякого рода употребления спиртных напитков, табака, свиного и другого, вредного для здоровья и запрещенного Библией мяса, бобового кофе, китайского чая и других наркотических средств. Они как организация учат, рекомендуют и живут преимущественно по-вегетариански.

Для сохранения здоровья и жизни человечества адвентисты седьмого дня имеют в данное время во все частях света, кроме многих учебных заведений и 50 научно-обоснованных санаториев и других лечебных заведений и обширную литературу; они готовят целый штат врачей, санитаров и другой медицинский персонал. Имеют много фабрик для приготовления гигиенических и питательных веществ, начиная с маленьких островов в темной Африке и Азии, Южной и Северной Америке и кончая европейскими государствами. Все имущество организации адвентистов седьмого дня является общим имуществом, о котором никто не может сказать, что оно мое, но все общее. Все заведующие или работающие в организации адвентистов седьмого дня — заведениях, учреждениях и фабриках — являются избранным народом на съездах или советами данной организации, не выходя из рамок законов по этим вопросам той страны, где они живут.

В великом СССР адвентисты появились в 1884 году между немецкими колонистами в Крыму и насчитывают теперь 11000 сознательных членов, организованных на федеративных началах в 430 общин, 24 союза общин, 5 областных союзов и 1 Всесоюзный Союз. Они живут рассеянно от Тихого океана до Днестра и от горы Арарат и Черного моря до Северного Ледовитого океана.

Отношение к государственной власти СССР

С момента возникновения Советской власти на территории бывшей России, адвентисты седьмого дня, живущие в СССР, ни на минуту не сомневались, что лозунги, провозглашаемые Советской властью, как то: «переход от капитализма к социализму», «заменить монархию Республикой», «вся власть трудящихся — советам», «земля — трудящимся крестьянам», «равноправие и самоуправление народов», «кто не работает, тот не ест», «свобода совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды», «Советская республика — убежище для всех религиозно преследуемых», «отделение церкви от государства и школы от церкви» и «введение нового стиля и нового правописания» — являются магнитом, объединяющим всех здравомыслящих людей и все народы в один крепкий Союз — СССР. Адвентисты седьмого дня, будучи гонимыми при царизме, вспоминая ими пережитое и видя коренное изменение и стремление к устранению причин ко злу и угнетению народов, признали Советскую власть как законную власть, имеющую право действовать в рамках данной ей Богом силы, и поэтому, согласно Библии, адвентисты отдавали, отдают и впредь будут отдавать Советской власти налоги и подати для поддержания и укрепления Республики и до глубины души уверены, что пока Советская власть будет руководствоваться принципами, изложенными в Конституции и декретах, и не будет допускать ни угнетения народов, ни преследования искренно верующих, то не будет во всем мире власти сильнее ее.

Поэтому адвентисты искренно молятся Богу, чтобы Он дал и впредь Советской власти мудрость для управления народами и стремление восстановить начатые святые принципы свободы и справедливости.

Принимая во внимание все вышеизложенное, в основе чего лежит сохранение жизни и свободы человечества, адвентисты вполне приветствуют поднятый Советской властью вопрос о разоружении всего мира. Выражая свое уважение организаторам Советской власти, предоставившей нам права гражданской и религиозной свободы, мы со своей стороны считаем необходимым нести государственные повинности как гражданской, так и военной службы. С чувством радостного удовлетворения встретили мы опубликование единственного в мире и для всех стран примерного декрета от 4 января1919 года и подтверждение от 14 декабря 1920 года, свидетельствующее о том, что Советская власть действительно озабочена обеспечить полную свободу совести, что позволяет нам исполнить наши повинности согласно убеждению совести нашей как пред Богом, так и пред Советской властью. Вероучение адвентистов седьмого дня чутко относится к свободе совести своих членов, поэтому не считает за собою права предписывать им поступать так или иначе по сему вопросу, и каждый член, руководствуясь своими убеждениями, лично сам отвечает за свое отношение к военной службе, и Съезд не препятствует таким членам нести строевую службу, когда их совесть им это позволяет. Принятую же на себя обязанность по службе члены должны считать за свой гражданский долг и исполнять его честно и добросовестно.

Наше желание

Исходя из принципов божественного управления миром, мы убеждены в том, что Бог в Своем провидении расположил сердце и дал мудрость нашему незабвенному В. И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного государственного аппарата.

Мы как делегаты 5-го Всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня выражаем правительству СССР и всем трудящимся нашей страны в центре и на местах, ведущим твердо к объединению всех под знамя труда и свободы, глубокую свою признательность и чистосердечное сочувствие за все завоевания свободы и просим:1. Не отменять нигде и никогда принципов свободы совести, изложенных в Конституции СССР и гарантирующих навсегда нам и всем остальным гражданам СССР свободу личных убеждений в религиозных вопросах.

2. Сохранить данное нам право:

а) беспрепятственно созывать съезды и другие собрания общественно-религиозного характера, в пределах законов СССР;

б) издавать литературу духовно-нравственного и гигиенического содержания, а также пропускать из-за границы адвентистскую литературу на разных иностранных языках, содержание которой не противоречит законам СССР;

в) открывать санатории, приюты, лечебницы, сельскохозяйственные артели и другие общеполезные учреждения.

3. Предоставить и впредь беспрепятственно участвовать и помогать в общем строительстве СССР, где только могут быть использованы способности, опыт и энергия членов организации адвентистов седьмого дня.

4. Не отказывать в выдаче разрешений на выезд за границу нашим делегатам, избираемым на съезды Европейский и Всемирный адвентистов седьмого дня, а также и в выдаче разрешений на въезд в СССР делегатам, избираемым организацией заграничных адвентистов седьмого дня, посылаемым на наши съезды.

Съезд открыто приветствует представителей Советской власти и особенно пункт 13 тезиса Пред. ВЦИКа т. Калинина, который и стал 17 и 18 п.п.постановления XIII Съезда РКП(б), где приглашаются сектанты к участию в общем государственном строительстве, и поэтому адвентисты седьмого дня желают быть одним из цветков в общем букете верующих граждан СССР».

Декларация была подписана 80 делегатами. Следует сказать, что руководители Церкви не делали никакого секрета из Декларации, она была отпечатана в количестве 5 000 экземпляров и широко распространена не только в Советском Союзе, но и в Европе и даже в Южной Африке. Конечно же, заявление о том, что СССР — «единственный в мире прогрессивный своевременный государственный аппарат», не могло не вызвать смущения на Западе*. (* Alf Lohne, Adventists in Russia, Washington, DC: Review and Herald Publishing Assn., 1987, 101). Смущает оно многих и сегодня. Но мы должны учитывать то, что единственный государственный режим, с которым протестанты 20-х годов могли сравнивать Советскую власть, был царский режим. Они хорошо помнили притеснения и гонения на них не только со стороны государственной церкви, но и со стороны самого государства. Советская же власть выпустила на свободу осужденных по религиозным убеждениям, отделила церковь от государства, разрешила религиозную пропаганду, обеспечила право на альтернативную службу.

Что касается отношения к воинской службе, выраженного в Декларации, съезд, по сути дела, отразил позицию Всемирной Церкви АСД. Вот как, например, заявлена эта позиция в ведущем журнале по религиозной свободе, издаваемом Церковью АСД: «Адвентистская церковь рекомендует своим молодым членам в случае призыва служить в нестроевых войсках. Но церковь в то же время признает и уважает свободу совести личности. На адвентиста, берущего в руки оружие, она ни в коем случае не смотрит как на второсортного члена церкви. В ряде стран нет возможностей для нестроевой службы, и там солдатам-адвентистам приходится брать в руки оружие»*. (* Liberty. September-October, 1985. — 3). Однако на следующем Всесоюзном съезде АСД, который состоится четыре года спустя, делегаты займут иную позицию по так называемому военному вопросу, которая будет совершенно неожиданной как для церкви в России, так и за рубежом. Этим решением церковь будет повержена в пучину многолетних переживаний и страданий, о чем мы будем говорить ниже.

Период же после пятого съезда был весьма плодотворным для Церкви АСД. Мирная обстановка, нормализация работы транспорта, повышение материального благосостояния людей, свобода проповеди открывали благословенные возможности для миссионерской активности церкви и вселяли надежду на то, что пришло наконец-то время для России услышать «громкий клич» и что вскоре вся страна будет освещена светом трехкратной ангельской вести. Фактически это был апогей адвентистского движения в СССР.

В 1925 году в Омске, Ростове-на-Дону, Покровске, Киеве, Ленинграде и Владивостоке были проведены все запланированные съезды областных союзов. На этих съездах реализовывались те планы и резолюции, которые были приняты пятым Всесоюзным съездом. В работе всех этих съездов принимал участие председатель Всесоюзного Федеративного Союза Г. И. Лебсак*. (* Информацию обо всех этих съездах можно найти в журнале «Голос истины», №№ 3-9. — 1925.).

В это благоприятное время церковь пытается расширить свое влияние на общество, обратив серьезное внимание на такие аспекты своего служения, как медицинскую деятельность, организацию сельскохозяйственных коммун, издательскую деятельность, ликвидацию неграмотности и т. д. Обо всех этих формах социального служения Церкви АСД в середине 20-х годов речь пойдет в следующей лекции.

Вопросы для обсуждения:

1. В каких условиях проходил 5-й Всесоюзный съезд Церкви адвентистов седьмого дня?

2. Какие резолюции, касающиеся как внутренней жизни церкви, так и общественно-значимой деятельности церкви, были приняты делегатами пятого съезда?

3. Каким образом делегаты съезда выразили свою позицию по вопросу несения воинской службы, и как она соотносилась с позицией Всемирной Церкви?

4. Что представляла собой Декларация, принятая делегатами 5-го съезда, и каким было содержание ее основных частей?

5. Какие пожелания были высказаны делегатами 5-го съезда в принятой ими Декларации в адрес советского правительства?