Глава 6. Становление Церкви Адвентистов седьмого дня в западной Европе

Расширение миссии и возможности Церкви. Миссионерская активность М. Чеховского в Европе и ее оценка. Дж. Эндрюс — первый официально посланный, миссионер Церкви АСД в Европе. Становление церковной организации. Основные лидеры европейского адвентизма. Е. Уайт в Европе. Бурный рост Церкви на европейском континенте. Л.Р. Конради и его роль в становлении Церкви АСД в Европе.

Учитывая тот факт, что Церковь адвентистов седьмого дня в России на начальном этапе своего развития в значительной степени зависела от европейского адвентизма как идеологически, так и организационно, в настоящей лекции мы вкратце остановимся на истории адвентистского движения в Европе. Важно подчеркнуть, что уже вскоре после создания Генеральной конференции в США (1863 г.) некоторые руководители церкви стали думать о расширении миссии церкви и проповеди о скором Втором пришествии Христа на европейском континенте. Однако кадровые и финансовые возможности молодой церкви в этот период были, безусловно, ограниченными. Первой страной в Европе, в которой стала проповедоваться трехангельская весть, была Швейцария. В 1864 году сюда прибыл из США Михаил Чеховский (1818-1876 гг.), поляк, в прошлом священник римско-католической Церкви, ставший адвентистом седьмого дня в 1857 году. Именно он стал первым проповедником адвентистской вести в Европе.

Следует отметить, что Чеховский не был официальным посланцем Церкви АСД в Европе, хотя он и обращался к тогдашним руководителям Церкви АСД в США с просьбой направить его миссионером в Италию. Чеховский горел идеей проповедования потомкам вальденсов, живущим в альпийских долинах на северо-западе Италии. Но руководители Церкви проявили тогда осторожность в отношении Чеховского, который показался им «излишне эмоциональным и непоследовательным»*. (*Spalding A.W. Origin and History of Seuenth-day Adventists 1962,11,197,198.eternal et Vaccomplissement des prophuties sur la venue du Sauveur (Вечное Евангелие и исполнение пророчеств относительно пришествия Спасителя),). Тем не менее М. Чеховский нашел финансовую поддержку для поездки в лице Христиан Пришествия (одной из ветвей распавшегося в 1844 году миллеровского движения), и вместе с Анной Батлер, сестрой будущего президента ГК Дж. Батлера, семья Чеховских отплыла в Европу.

Свою миссионерскую деятельность Чеховский начал в Италии среди потомков вальденсов, как он и планировал. Его проповедь вызвала определенный интерес в многочисленных общинах вальденсов, и ему удалось даже убедить некоторых членов этих общин соблюдать субботу, как это и предписано в заповеди Господней. К сожалению, Чеховскому удалось пробыть в Италии всего лишь чуть больше года. Ввиду сильной оппозиции со стороны как католической, так и большинства протестантских церквей, Чеховскому пришлось переселиться в Швейцарию. Там он начал выпускать небольшую газету с довольно длинным названием L’Evangile в которой печатал статьи о пророчествах Даниила и Откровения, о необходимости соблюдения субботы как дня Господня, о скором пришествии Христа. Кроме газеты, он издавал брошюры и пророческие карты как на французском, так и на немецком языках*. (*Dabrowski R.L., М.В. Czehowski, First Adventist Missionary to Europe, Andrews University Seminary Paper, 1972, pp. 43,44.).

В местечке Трамелан, Швейцария, Чеховский организовал церковь, в которой насчитывалось около 60 членов. Интересно то, что Чеховский не говорил своим последователям о существовании в США Церкви АСД, чье учение он использовал; или Христиан Пришествия, которые спонсировали его миссию в Европе. На вопрос «Откуда вы узнали все это?» (имелось в виду проповедуемое им учение), он обычно отвечал: «Из Библии». Какое-то время последователи Чеховского считали, что они единственные во всем христианском мире, кто понимают Библию именно таким образом**. (**Schwarz R.W. Light Bearers to the Remnant, 1979, p. 14). Тем не менее некоторые из них вскоре узнали о существовании в США Церкви АСД и начали переписку с редакцией адвентистского издательства Review and Herald, которая располагалась тогда в Батл-Крике, штат Мичиган.

В 1868 году, познакомившись с трамеланскими адвентистами, истину о скором Втором пришествии Христа принял молодой швейцарец Яков Эрцбергер (1843-1920 гг.), который только что закончил протестантскую миссионерскую школу по подготовке пасторов. Через год он был отправлен единоверцами на сессию Генеральной конференции в Америку с целью убедить руководство Церкви АСД послать в их общину служителя. На молодого человека обратили внимание, в том числе и супруги Уайт, в чьем доме в Батл-Крике он одно время жил. Более года Эрцбергер пробыл в Америке, изучая язык и продолжая знакомиться с вероучением церкви, а затем, получив пасторское рукоположение, вернулся в Швейцарию уже служителем Церкви АСД в Европе*. (*SDA Encyclopedia, 1976 p.p. 1446, 144). Свободно владея французским, немецким и английским языками, Эрцбергер станет в будущем неоценимым помощником Джона Эндрюса, первого зарубежного миссионера, официально направленного Генеральной конференцией для работы в Европе.

Возвращаясь к Чеховскому, следует сказать, что финансовые затруднения, а также личные проблемы заставили Чеховского вскоре выехать из Швейцарии. Одно время он жил в Германии и Венгрии. Затем обосновался в Румынии. Несмотря на полное незнание румынского языка, ему все же удалось обратить в адвентизм более десятка человек. Измотанный постоянными переездами и житейскими неурядицами, Чеховский умер в 1876 году в одной из венских больниц.

Оценка деятельности Чеховского в Европе неоднозначна. Джон Эндрюс, посещая места, где до него проповедовал Чеховский, писал о «скорби и печали», которые вызваны были в «народе Божием» поведением бывшего священника. По мнению Эндрюса, добрые плоды служения Чеховского, главным образом, это результаты труда искренней и посвященной помощницы и переводчицы Анны Батлер, которая своей мудростью и деликатностью сглаживала странности поведения и характера миссионера. Ясно одно — и в немощи человеческой проявляется сила Божья. Эндрюс, кстати, всегда был убежден в том, что за миссией Чеховского стояло провидение Божье*. (*J.N. Andrews, «The Seventh-day Adventists of Europe,» Review and Herald, Nov. 30, 1869, 181.). Как бы то ни было. Церковь АСД перешагнула через Атлантику и сделала первые шаги в своем становлении как международная церковь.

В 1874 году по решению Генеральной конференции Церкви АСД в Швейцарию был направлен из Америки проповедник Джон Эндрюс (1829-1883 гг.). В немалой степени это решение ГК связано с неугасимым миссионерским пылом и напористостью Джеймса Уайта. Это он, подталкивая постоянно церковь к расширению духовной работы, заметил однажды: «Слишком долго мы все вместе играли в детские игры с вестью, которую Бог поручил нам передавать людям»**. («White J.S. Progress of the Cause, Review, Aug. 26, 1873, p.p. 84, 85.).

Следует сказать, что юная церковь посылала в Европу самого одаренного и посвященного служителя***. (*** E. Уайт в своем письме в Швейцарию в 1878 году писала об Андрузе следующее: «Мы послали вам самого способного человека из наших рядов». Ellen G. White, Letter, August 28, 1878). Прекрасный церковный администратор, уже побывавший на посту президента ГК, редактор Review and Herald, богослов, свободно читающий Библию на языках оригинала, он откликнулся на предложение церкви и, несмотря на личную трагедию, связанную со смертью жены и двух малолетних детей, вместе с двумя старшими детьми отправился в Европу.

Поселившись в Невшателе, Швейцария, Эндрюс стал посещать небольшие группы верующих, собранные Чеховским, одновременно изучая французский язык. В самые популярные центрально-европейские газеты он дал объявления о желании переписываться со всеми соблюдающими субботу. Узнав о группе христиан, соблюдающих субботу в Южной Германии, Эндрюс вместе с Я. Эрцбергером в начале 1875 года совершил поездку по Германии, что стало началом становления Церкви АСД в этой стране.

В начале 1876 года для работы во Франции из США прибыл еще один проповедник Даниил Бурдо (1835-1905 гг.). До этого Бурдо эффективно трудился в Новой Англии, Канаде, Калифорнии, Висконсине и Иллинойсе среди франкоговорящих, организовывая новые церкви. В Европе Бурдо трудился также и в Швейцарии, и в Италии, активно содействуя Эндрюсу в издательском деле. Именно благодаря деятельности этих двух неутомимых миссионеров вскоре в Базеле начала работать первая адвентистская типография, которая стала печатать журнал Les Signes des Temps (Знамение времени) на французском, а со временем и на немецком, итальянском и румынском языках.

Если Д. Эндрюс проповедовал главным образом в Центральной Европе, то в скандинавских странах серьезный толчок развитию Церкви АСД дал Джон Маттесон_(1835-1896 гг.), датчанин по происхождению, яркий евангелист, проповедник, музыкант, составивший несколько сборников духовных песнопений, автор многочисленных доктринальных трактатов. За короткое время он смог организовать в Дании, куда его направила ГК в 1877 году, не только первую общину, но и первую за пределами США церковную организацию, датскую конференцию. Произошло это в 1880 году.

Довольно успешной была деятельность Матгесона в Норвегии. В Христиании, тогдашней столице Норвегии, он провел несколько серий евангельских выступлений сначала в театре, затем на стадионе. В иные дни аудитория превышала 1000 человек, и собираемых пожертвований с лихвой хватало на покрытие всех расходов, связанных с арендой и рекламой. В 1879 году Маттесон организовал в Христиании издательство и начал печатать ежемесячный журнал Знамение времени. Намного труднее пришлось Матгесону в Швеции, где он столкнулся с оппозицией со стороны государственной церкви. Экономический кризис создавал дополнительные трудности для тех, кто осмеливался соблюдать субботу, ибо это заведомо означало остаться без работы. Тем не менее и здесь с 1884 года два раза в месяц стал печататься адвентистский журнал на шведском языке*. (*Christian L.H. Sons of the North and their share in the Advent Mouement, 1942, p.p. 160-16).

В Англии первым проповедником адвентизма стал Уильям Инге (умер в 1897 г.), который, будучи профессиональным полиграфистом, проработавшим многие годы в издательстве «Ревью», был послан в Европу, чтобы помочь в открытии издательства в Швейцарии. Англичанин по происхождению, он смог за короткое время пребывания у себя на родине заинтересовать адвентистской вестью соотечественников. Поэтому Эндрюс решил, что для пользы дела Ингсу лучше остаться в Англии в качестве официального служителя Церкви АСД. Вскоре к Ингсу присоединился приехавший из США Д. Лафборо (1832-1924 гг.), будущий автор первой книги по истории Церкви адвентистов седьмого дня*. (* Впервые эта книга под названием The Rise and Progress of Seventh-day Aduentists (Возникновение и развитие Церкви адвентистов седьмого дня) была опубликована в 1892 г). Последний пытался проводить евангельские собрания под открытым небом. Многие приходили, интересовались, но не торопились оставлять привычные церкви. В начале 80-х годов открывается местное адвентистское издательство, которое начинает печатать газету Настоящая истина. С 1884 года ее редактором стал приехавший из США молодой служитель Церкви АСД, помощник Урии Смита в «Ревью», Мильтон Уилкокс** (**SDA Encyclopedia, 1976 p. 529).

Таким образом, за сравнительно короткое время Церковь АСД смогла утвердиться во многих европейских странах. На всеобщем собрании европейских адвентистов седьмого дня в Базеле в 1883 году присутствовали уже представители из Швейцарии, Германии, Румынии и Италии. В 1884 году была организована швейцарская конференция адвентистов седьмого дня. С 1885 по 1887 гг. в Европе жила и трудилась Е. Уайт. Центром ее деятельности стал Базель, Швейцария. Находясь в Европе, Е. Уайт проводила большую организационную работу, объединяя многонациональную церковь и развивая отдельные направления ее деятельности, в частности, издательскую и медицинскую. Три раза она посещала долину вальденсов на севере Италии, что дало ей дополнительный материал для книги Великая борьба.

В 1886 году для работы в Европе Генеральная конференция посылает из США Людвига Ричарда Конради (1856-1939 гг.), который трудился в основном в Германии и России. Учитывая тот огромный вклад, который был сделан Конради в дело развития адвентизма в России, на деятельности этого церковного руководителя следует остановиться подробнее.

«Отец германского адвентизма», как его называют историки*, (* Brian Е. Strayer, «The Amazing Life of L. R. Conradi», Adventist Review, January 18, 1996, p. 10-11). познакомился с адвентистской Церковью в США, куда он перебрался молодым человеком в поисках лучшей доли. В Америке Конради познакомился с Церковью адвентистов седьмого дня и после крещения активно включился в миссионерскую деятельность. На ревностного и посвященного миссионера обратили внимание, и он был направлен на учебу в Батл-Крик. Закончив Батл-Крикский колледж (четырехгодичную программу за полтора года), Конради активно включился в проповедование трехангельской вести среди американских немцев, главным образом, посредством издания газеты на немецком языке Stimme der Warheit (Голос истины). Особенных успехов Конради удалось достичь в Южной Дакоте, где в начале 80-х годов среди немецких колонистов им были организованы первые адвентистские общины. Успех молодого проповедника предопределил всю его последующую жизнь. Когда среди руководителей церкви встал вопрос о том, кого направить для поддержки миссии в Европе, выбор пал на Конради.

Поначалу Конради обосновался в Базеле, где находился центр адвентистской миссии в Европе, однако этот спокойный городок в небольшой по размерам Швейцарии не отвечал честолюбивым миссионерским планам юного лидера. Все чаще и чаще он думает о серьезной миссионерской работе в Германии. Обращает внимание на расширение евангелизационной активности в Германии и руководство Генеральной конференции. В 1889 г. Конради оставляет Базель и переезжает в Германию. В Германии центром евангельской деятельности будущего лидера европейского адвентизма стал Гамбург. Конради не случайно избрал именно этот город. Гамбург был крупным индустриальным центром, международным портом, откуда адвентистская весть легко могла распространяться дальше. Основное население города было протестантским.

Особое внимание в начале своей работы Конради уделял подготовке проповеднических кадров. С этой целью уже в 1889 году в Гамбурге была открыта первая миссионерская школа адвентистов седьмого дня, просуществовавшая до 1898 года. В 1891 году в ней обучалось 32 ученика, из них шесть — из России. В 1899 году в местечке Фриденсау близ Магдебурга адвентистами были открыты санаторий и школа, ставшая в последующем семинарией. Если в 1902 году в семинарии обучалось 50 человек, то в 1912 — уже 250 студентов из разных стран Европы.

Огромное внимание Конради уделял миссионерской деятельности церкви и литературному благовестию. Весьма показательной является его идея «корабельного служения». В морском порту Гамбурга было куплено судно, которое назвали «Вестник» и которое использовалось только в миссионерских целях. Благодаря этому служению многие люди были обращены к Богу, в частности, капитан одного из норвежских судов. Конради активно поощрял всех приобщающихся к церкви заниматься благовестием. Интересно отметить, что каждый третий новообращенный становился книгоношей, превращая это служение в основное занятие в свой жизни.

В результате неутомимой деятельности Конради Церковь адвентистов седьмого дня в Европе, которая на момент его приезда в Швейцарию в 1886 году насчитывала от силы 1000 членов, к 1903 году выросла до 15000. В период с 1901 по 1907 рост церкви в Европе составил 130%, в то время как в целом по всему миру рост составлял около 20%. Приобретение душ для Христа было главной целью всей жизни Конради. Рассказывают, что первым вопросом, который Конради задавал своим служителям, был: «сколько душ?»*. (* Daniel Heinz, «Patriarch of European Adventism: Ludwig Richard Conradi», Adventist Heritage, 12 (Winter 1987), p. 18). Конради много путешествует, организовывая работу церкви в новых странах, в том числе и за пределами Европы (в Египте, Восточной Африке, Эфиопии, Южной Америке и т. д.). Только Атлантический океан он пересек 70 раз.

Бурная церковная деятельность не мешает Конради заниматься исследовательской и литературной работой. Многие недели он проводит в крупнейших библиотеках мира (в том числе в библиотеке Британского музея, библиотеке Каирского музея) в поисках исторических корней адвентизма в Европе. Его перу принадлежат десятки книг, сотни статей, брошюр, совокупный тираж которых при его жизни составил до 15 миллионов экземпляров*. (Подробнее о жизини и деятельности Л.Р. Конради см. также Brian E. Strayer, «The Amazing Life of L. R. Conradi. Adventist Review, January 18, 1996. Pp. 10-11. Paul O. Steeves, The Modern Encyclopedia of Religions in Russia. Vol. 5. Pp. 215-216. Daniel Heinz, Ludvig Richard Conradi. Missiondr der Siebenten-Tags-Aduentisten in Europa (Frankfurt am Main, 1986)).

Вернемся к вопросу о становлении церковной организации в Европе. Первой такой организацией стала Швейцарская конференция, созданная в 1884 году. Поскольку работа адвентистов седьмого дня довольно быстро вылилась за пределы Швейцарии, в 1886 году название Швейцарская конференция было заменено на Средне-европейскую конференцию. В целях активизации деятельности церкви на территории Германии и России, в 1891 году на первом всеобщем собрании адвентистов седьмого дня Германии было решено выделить Германию и Россию в самостоятельную миссию. Миссия получила название Германо-Российской и во главе ее встал Конради, а секретарем-казначеем миссии был назначен Ю. Бетхер. В Гамбурге организуется адвентистское издательство, которое со временем станет Международным трактатным обществом адвентистов седьмого дня.

Из Германии адвентистская весть быстро распространилась и в другие страны. В 1891 году была организована первая адвентистская община в Румынии. Примерно в это же время адвентистские церкви появляются в Австрии, в Венгрии и на Балканах. В связи с бурным ростом церкви в 1901 году Германо-Российская миссия была реорганизована и преобразована в унион, получивший название Германского. В состав новой унионной организации вошли Германия, Австрия, Венгрия, Балканские государства, Голландия, Фламандская Бельгия, немецкая Швейцария и Россия. В этом же году был организован Скандинавский унион, а в следующем — Британский. Во всех унионах создаются учебные и оздоровительные учреждения, которые служат миссионерским целям.

В 1901 году несколько неожиданно организуется Европейская Генеральная конференция, в состав которой входят страны Европы, Сибирь, Турция и Северная Африка. Следует отметить, что до сих пор между унионными конференциями и Генеральной конференцией не было никаких промежуточных организационных звеньев. На известной своими реорганизационными актами 34-й сессии ГК, проходившей в 1901 в Батл-Крике, было принято решение использовать модель Австрало-азиатской унионной конференции (первой в истории Всемирной Церкви) в качестве образца для организационного устройства всей церкви. Все унионные руководители церкви отныне входили в состав исполнительного комитета ГК. Таким образом, укреплялось организационное единство Всемирной Церкви. Появление Европейской Генеральной конференции, казалось, разрушало намеченную на сессии 1901 г. модель церковной организации, поскольку в Европе и Азии появляется параллельная Генеральная конференция. С чем связано появление второй Генеральной конференции в Европе? Как известно, первым председателем Европейской ГК был Л. Конрада. Именно Конради принадлежит роль идейного вдохновителя и бессменного лидера европейского адвентизма, характер которого на многие годы будет определяться характером его руководителя. Немаловажную роль в небывалом успехе евангелизации в Европе играли и амбиции этого честолюбивого лидера, о котором говорили, что он поставил перед Церковью АСД в Европе задачу перегнать церковь в США по количеству членов. Привыкший к успеху своих идей и дел, Конради не переносил никого рядом с собой или выше себя. С этим скорее всего и связана идея создания Европейской Генеральной конференции в 1901 году, которая принадлежала Конради и которая скорее всего отражала его стремление к самостоятельности и независимости.

На сессии Генеральной конференции в 1903 году были избраны два вице-президента ГК, один из которых отвечал за работу церкви в Северной Америке, а другой — в Европе. Учитывая непререкаемый авторитет Конради в европейском адвентизме, именно он был избран одним из вице-президентов ГК, оставаясь в то же самое время президентом Европейской Генеральной конференции, которая просуществовала в таком виде до 1909 года. На сессии ГК 1909 года были организованы три мировых дивизиона, и среди них Европейский дивизион. Во главе каждого дивизиона стоял вице-президент ГК. Руководство Европейским дивизионом по-прежнему возглавил Л. Р. Конради. Заканчивая краткий обзор становления Церкви адвентистов седьмого дня в Европе, следует отметить, что, несмотря на присущий «старому свету» консерватизм, на многочисленные трудности, связанные с языковыми, национальными и культурными проблемами, адвентистская весть за сравнительно короткое время распространилась практически по всем европейским странам. Огромную роль в распространении этой вести играла неоднозначно оцениваемая историками личность Л. Р. Конради, бессменного лидера европейского адвентизма на протяжении многих лет. Многие историки отмечают авторитарность и жесткость Конради. Его скорее боялись, чем любили*. (*Brian E. Strayer, «The Amazing Life of L.R. Conradi», Aduen-tist Review, Jan. 18,1996, p.l 1). Тем не менее все эти слабости и недостатки человеческой натуры не могут свести на нет тех великих благословений, которые Церковь АСД в Европе, а позже и в России, обрела в лице этого неутомимого евангелиста, администратора и проповедника.

Вопросы для обсуждения:

1. Когда впервые руководство Генеральной конференции поставило вопрос о миссионерской деятельности в Европе? Почему этот вопрос не был решен?

2. Какой характер носила миссионерская деятельность Чеховского в Европе, и какое значение она имела для будущего развития Церкви АСД на европейском континенте?

3. Кто был первым официально посланным миссионером Церкви АСД для работы в Европе, и почему выбор церкви пал именно на этого человека?

4. Какими методами пользовались первые адвентистские миссионеры, распространяя свою весть и организовывая церкви в Европе.

5. Назовите имена наиболее ярких фигур в истории европейского адвентизма.

6. Обсудите основные этапы становления церковной организации адвентистов седьмого дня в Европе.

7. Какой была роль Л. Р. Конради в развитии Церкви адвентистов седьмого дня в Европе?

8. Каким образом становление Церкви АСД в Европе влияло на развитие адвентизма в России?