Характер русского адвентизма седьмого дня

О характере русского адвентизма как активного религиозного движения надобно заметить следующее.

Наряду с баптизмом и евангельским христианством, русский адвентизм проявляет особую жизнедеятельность. Адвентистское движение захватывает собой все новые и новые области европейской и азиатской России, обнаруживая неуклонное стремление к постоянному численному возрастанию. Миссия адвентизма ведется настойчиво и энергично. Все адвентистские организации (конференции, комитеты, общины и т.п.) преследуют по преимуществу миссионерские цели.

Миссия адвентизма ведется проповедниками, библейскими работниками, пресвитерами общин, колпортерами (книгоношами) и всеми вообще членами общин. Проповедники, библейские работники и пресвитера устраивают молитвенные собрания, «благовествуют», посещают дома и семьи частных лиц, распространяют адвентистскую духовную литературу. Особую услугу адвентистской миссии оказывают разъездные проповедники и колпортеры (книгоноши). Разъездные проповедники (миссионеры) посещают общины и занимаются миссией среди «неверующих». Сведения об их деятельности печатаются в приложениях к журналу «Маслина». Колпортеры распространяют адвентистскую духовную литературу. Наконец, и каждый «верующий» адвентист должен быть «свидетелем Иисусовым», должен содействовать распространению «третьей ангельской вести» (адвентизма).

Как указано было выше, Российская уния и Сибирское унионное поле содержали к 1 января 1911г 58 проповедников. Библейские работники получали 9-10 р. За каждую неделю «работы», разъездные проповедники получали 13-15р. в неделю; старшие проповедники — 20-25р. в неделю. Содержание проповедников и библейских работников колеблется в зависимости от того, живут ли они в крупных центрах или же в незначительных городах и деревнях. При назначении содержания принимается во внимание и семейное положение проповедника. Расходы по разъездам проповедников возмещаются комитетом или комитетом соединений особо.

В числе 58 адвентистских проповедников в России было: 13 природных русских, 37 инородцев и 8 иностранных подданных.

Средствами адвентистской миссии являются прежде всего призывные и библейские собрания адвентистов. На призывных собраниях лица «неверующие», «не обращенные» призываются уверовать во Христа и принять адвентизм. На «библейских собраниях» разъясняются эсхатологические чаяния адвентистов седьмого дня. Молитвенные собрания адвентистов устраиваются в постоянных молитвенных помещениях, в домах частных лиц, нередко даже под открытым небом — на дворе, в садах и даже в сараях.

Другим средством миссии являются посещения семейств, кружки «приближающихся» и т.п. Посещение семейств составляет непременную обязанность всех адвентистских проповедников. Отчеты об этих посещениях посылаются в комитет соединений или унионов. Кружки «приближающихся» устраиваются многими адвентистскими проповедниками, при этой «приближающиеся» наставляются в вере.

Третьим средством адвентистской миссии является адвентистская духовная литература. Адвентистское международное трактатное общество в Гамбурге и Трактатное общество в Рос-сии выпускают тысячи популярных религиозных книг, брошюр и листов на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках, распространяющих в широких народных массах адвентистские чаяния. Адвентистская духовная литература распространяется не только книгоношами, но и проповедниками и всеми вообще членами общины.

Одним из средств адвентистской миссии являются также периодические съезды или конференции адвентистов седьмого дня. Конференции, как указано было выше, имеют по преимуществу миссионерско-проповеднический характер. На конференции собираются лучшие проповеднические силы адвентистов седьмого дня (нередко проповедники из-за границы). Здесь раздается «третья ангельская весть». Здесь же слушатели заражаются общим религиозным воодушевлением адвентистов.

Наконец, одним из средств адвентистской миссии является организация врачебной помощи. Адвентистские врачебные организации в России находятся еще в зачаточном состоянии. По «Иеарбук АСД» за 1910г. в 1908г. Малороссийское поле имело двух «миссионерских фельдшеров» (сестер милосердия) — Розу Клейст и Ольгу Наукас. В 1909г. проповедническую школу в Фриденсау окончила девица Петрова, назначенная Митавской унионной конференцией на должность фельдшерицы (сестры милосердия) Средне-российского поля.

Значительную услугу адвентистской миссии оказывает журнал «Маслина», освещающий нужды адвентистской миссии в России и дающий раскрытие эсхатологических чаяний ад-вентизма седьмого дня.

Почти все проповедники русского адвентизма получили образование за границей, по преимуществу в проповеднической школе в Фриденсау (Германия). В этой школе имеется отделение для русских воспитанников.

Адвентистская миссия в России пользуется материальной поддержкой иностранных адвентистов. Так, на устройство адвентистской проповеднической школы в России, как указано, английские адвентисты ассигновали 10.000р. Из отчета за 1909г., прочитанного на унионной конференции в Митаве, видно, что за 1909г. доходы русской унии составляли 30.082р. 60к, расходы же — 43.357р. 50к. Дефицит в 13.000р. решено покрыть поступлениями из-за границы.

Силу адвентизма седьмого дня составляет его превосходная организация и его общинное устройство.

Центральные организации адвентистов заботятся о лучшей постановке адвентистской миссии, объединяют ее деятельность, направляют ее к одной общей цели. В тесной сплоченности адвентистских общин и внутренней автономии их миссионерские начинания центральных организаций находят единодушную поддержку коллективной деятельности каждой общины. Это превращает секту адвентистов в живое и активное религиозное общество. Отношение адвентистов седьмого дня к православию и на все прочие христианские церкви определяется их общим взглядом на себя и на все прочие церкви и общество. Только адвентисты седьмого дня составляют живую истинную церковь, пребывающую в благодатном общении со Христом. То, что находится вне адвентизма седьмого дня (следовательно, и православие), есть «христианство ложное», «христианство по имени» «Вавилон духовный», которому приговор уже назначен и который будет уничтожен в явление Господа Иисуса Христа.