Часть 2. Ваше здоровье

Папа, ты собираешься умереть?

В старинной португальской легенде рассказывается об одном монастыре, опасно примостившемся на вершине скалы высотой в двести метров. Паломников поднимали наверх в огромной плетеной корзине с помощью старой потертой веревки. Один паломник, влезая перед спуском в корзину, с тревогой спросил: «Как часто вы заменяете веревку?»

«Как только старая оборвется», — невозмутимо ответил монах.

Рискованно, опасно. Вот так подвесить свою жизнь на тонкой, как волосок, веревке, готовой вот-вот оборваться?

Вниз по наклонной плоскости! Как-нибудь удержимся! Продержимся с помощью двух лишних чашек кофе, двух лишних сигарет, удвоенной затраты энергии, лишая себя сна, отдыха, развлечений и естественной радости. Затратим невероятные усилия ради грандиозного замысла, который на поверку окажется ничего не стоящим. Напряженные существа с бледными, как пергамент, лицами, которые никак не могут решить, то ли им принять бензедрин и отправиться на вечеринку, то ли принять реланиум и лечь спать!

В этот суматошный и беспорядочный век реактивных двигателей и высоких скоростей мы уделяем слишком мало внимания тому, чтобы жить разумно. Мы несемся по шоссе современной жизни, пока не сдаст здоровье. И тогда мы расплачиваемся — и временем, и деньгами. Мы слишком поздно приходим к пониманию того, что оборвавшуюся веревку невозможно заменить. Создатель вручил нам только одну нить жизни.

Каждый, разумеется, знает, что однажды эта нить оборвется. Это случается в какой-то момент с каждым человеком. Но вопрос вот в чем: должна ли она оборваться так быстро?

Недавно в одном из издательств вышла книга, которая посвящена вопросу безопасности воздушного сообщения, или, точнее, отсутствию ее; она называлась несколько неожиданно: «Неважно, где вы сидите». На меня произвело впечатление именно то, что автор видит столько возможностей для возникновения катастрофы в воздухе. Благополучное прибытие, как он полагает, — это, по-видимому, в значительной мере дело случая. Автор этой книги разоблачает всеобщий предрассудок, суть которого состоит в том, что находиться в хвосте самолета якобы безопаснее.

Несмотря на тщательно изложенные факты, касающиеся безопасности полета, — все «за» и «против», — концепция этого автора сложилась, вероятно, под влиянием фаталистического представления о том, что «если вам суждено погибнуть, то самолет разобьется».

К несчастью, многие люди распространяют эту фаталистическую философию на все сферы жизни, а не только на воздушные путешествия. Не имеет значения, где вы сидите и как вы живете. Неважно, сколько вы едите, пьете или курите. Вы все равно ничего не можете с этим поделать. Когда веревке суждено будет оборваться — в соответствии с решением некоего фаталистического мирового закона, — она оборвется. Поэтому живите, как считаете нужным, — пока не пришел ваш черед.

Я не доверяю всем этим глупостям о роковой судьбе. Я верю только в Божественное провидение. Слово Божье свидетельствует, что даже воробышек не погибнет без ведома Господа, тем более -пассажир самолета. Я не подпишусь под обвинением некоего рокового предопределения, если человек пустит свою машину под откос, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Более того, я не стану порицать Господа, если человек выроет себе могилу собственными руками.

Право же, если все находится в ведении некоей метафизической силы, то почему курильщики живут меньше, чем остальные люди? Почему компании, занимающиеся страхованием жизни, относят людей с избыточным весом к группе повышенного риска? Почему у тех, кто делает физические упражнения, реже случаются сердечные приступы и, следовательно, дольше продолжается жизнь? Случайно ли это?

Сегодня, когда все мы мыслим экологически, интерес к древнему Израилю неожиданно приобрел весьма актуальный характер. Ибо именно через Израиль Господь предоставил многим народам некий образец, программу действий, которая способствовала бы решению целого ряда проблем окружающей среды, если следовать ей хотя бы в общих чертах.

Вам, вероятно, известно, что Господь дал израильтянам ряд законов, правил и установлении на их пути из Египта в Палестину. Возможно, вы считаете, что все эти законы носили религиозный характер, то есть касались лишь обрядов и моральных вопросов. Но это не так. Многие из законов Израильского народа, установленных Господом, были даны им для сохранения окружающей среды.

Представьте себе, как шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, с немудреными гигиеническими навыками и примитивными представлениями вышедших из плена рабов брели по раскаленной пустыне без всяких удобств и медицинской помощи. Казалось бы, идеальная ситуация для эпидемии! Но этого не случилось. Хотя, пожалуй, следует уточнить, что одна болезнь все же была зафиксирована за этот долгий период, однако справедливости ради нужно сказать, что она явилась результатом прямого пренебрежения Божественными наставлениями.

И, несмотря на то, что израильтяне жили под открытым небом, ими были приняты все меры предосторожности против загрязнения окружающей среды. Никаких отбросов внутри стана оставлять не полагалось, и за надлежащим соблюдением этого правила повсюду внимательно следили. Прочтите вновь главу из Книги Второзаконие 23:12-14. Забота о чистоте была для каждого еврея первым оборонительным рубежом на пути заболеваний и средством борьбы всей общины против загрязнения и эпидемий. Здоровье каждого члена общины зависело от того, насколько тщательно соблюдались остальными эти предписания; они также содействовали поддержанию равновесия в природе.

Все, кто соприкасался с заразными больными, удалялись из стана и содержались в карантине до тех пор, пока они, а также любая вещь, которую они трогали, не были очищены и объявлены безопасными (см. Лев. 15:4-12). И несколько позже, когда израильтяне стали жить в городах, если дом волею случая оказывался зараженным, его объявляли непригодным для обитания, затем разрушали, чтобы болезнь, не распространилась на другие дома (см. Лев. 14:45, 47).

Если вы думаете, что представления израильтян об экологии и санитарной профилактике были всего лишь отражением общепринятых медицинских норм того времени, то вы ошибаетесь. Примерно в 1552 г. до н. э., незадолго до рождения Моисея, в Египте был написан знаменитый труд по медицине, так называемый «Папирус Эбера», и в нем, без сомнения, отразились медицинские представления тех дней. Давайте попытаемся ознакомиться с двумя-тремя рецептами из этой книги.

«Чтобы предупредить появление седых волос, смажьте их кровью черного теленка, сваренной в кипящем масле, или жиром гремучей змеи».

Против выпадения волос предписывалось следующее: «Если они выпадают, то единственное средство — смесь из шести видов жира, а именно: лошади, гиппопотама, крокодила, кошки, змеи и козерога. Для укрепления волос смазывайте их толчеными зубами осла на меду».

Жертвы укусов ядовитых змей получали тогда от врачевателей «волшебную воду» — воду, в которой был омыт соответствующий идол. Для извлечения заноз применялась кровь червей и ослиный навоз. Поскольку в навозе содержались споры столбняка, нет ничего удивительного в том, что столбняк пожинал обильную жатву: любая заноза могла спровоцировать болезнь.

Нет сомнения, что Моисей, имевший доступ ко двору фараона, хорошо знал «Папирус Эбера», а его народ был знаком с рекомендациями этого ученого труда. Именно этому народу Господь дал совершенно новые экологические и гигиенические правила, на века опередившие свое время.

Действительно, науке потребовалась не одна тысяча лет, чтобы признать достоинство библейских предписаний. Например, в эпоху средневековья болезнь, которую считали проказой, погубила миллионы людей. В наше же время крупные специалисты в области медицины предполагают, что это был, по всей видимости, сифилис. К каким же средствам прибегали врачи, чтобы излечить это заболевание? К сожалению, они не могли ничего предложить. Некоторые из них полагали, что причиной болезни была горячая пища или перец, или, может быть, чеснок. Другие считали, что она вызвана неблагоприятным расположением планет. И тогда церковь решила подключиться к решению этой сложной проблемы. Она обратилась к Книге Левит и обнаружила советы относительно того, как следует поступать в случае распространения инфекции. Последовав совету Моисея, изолировали больных, поселив их отдельно от общества, и болезнь была взята под контроль.

Затем заявила о себе «черная смерть» — страшная эпидемия, унесшая в средние века около семидесяти миллионов жизней. В конце концов эта жуткая болезнь была побеждена, поскольку на вооружение был взят описанный в Библии подход к инфекционным заболеваниям.

В 40-х годах XIX столетия молодой врач по имени Игнатий Земмельвейс возглавил родильное отделение университетской больницы Вены, крупнейшего медицинского центра того времени. Д-р Дж. Макмиллан в книге «Болезней не будет» рассказывает о следующей трагической истории, произошедшей в этом центре.

Умерших женщин отвозили в морг для вскрытия. Каждое утро врачи и студенты-медики приходили в морг и проводили вскрытия. А затем, не помыв руки, они являлись в родильные палаты, чтобы провести обследование таза у живых женщин — разумеется, без резиновых перчаток. Каждая шестая пациентка умирала.

Д-р Земмельвейс обратил внимание, что умирают именно те женщины, которых обследовали врачи и студенты. Наблюдая эту страшную картину в течение трех лет, он ввел в своем отделении правило: все врачи и студенты должны мыть руки после проведения вскрытия.

В апреле 1847 года, до введения этого установления, в его отделении умерло пятьдесят семь женщин. В июне, после принятия этого предписания обязательного мытья рук, умерла только одна женщина из сорока двух; в июле — одна из восьмидесяти четырех.

Но однажды после очередного проведения вскрытия и тщательного мытья рук врачи и студенты обследовали двенадцать женщин подряд, не моя руки после каждой пациентки. Внезапно у одиннадцати из двенадцати поднялась температура, и вскоре они умерли. Очевидно, роковая инфекция была перенесена с одной пациентки на остальных. Поэтому было выработано новое правило, предписывающее мыть руки после каждого обследования.

Удостоился ли д-р Земмельвейс почестей со стороны коллег благодаря его замечательному открытию? Нет. Мытье рук было неприятной обузой. Всеобщая недоброжелательность и предубежденность вынудили его уйти из больницы. Его преемник отказался от тазиков для мытья рук, и показатели смертности снова подскочили до уровня старых цифр.

Глубоко разочарованный, д-р Земмельвейс уехал в Будапешт и там вновь добился снижения уровня смертности. Однако через некоторое время его коллеги перестали с ним разговаривать. Чувствительная натура доктора была настолько подавлена несправедливостью коллег и предсмертными криками умирающих матерей, что его рассудок не выдержал этого жуткого напряжения. Он умер в психиатрической лечебнице, так и не получив признания, которого в полной мере заслужил.

И это несмотря на то, что Господь тысячелетия назад дал Моисею подробные указания относительно необходимости омовения рук после прикосновения к мертвому телу или зараженному человеку!

Да, законы древнего Израиля, данные Самим Господом и потому не совпадающие с примитивными медицинскими познаниями тех дней, значительно опередили свое время. Именно этому народу, только что вышедшему из рабства, длительное время подверженному заболеваниям египтян и хорошо знающему непригодность принятых в то время методов лечения, — именно ему Господь дал невероятное обещание: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Подумайте об этом! Ни одной болезни. И до тех пор, пока Израиль соблюдал свои обязательства. Господь соблюдал Свои. Давид говорит: «И не было в коленах их болящего» (Пс. 104:37).

Было ли это удивительное явление просто чудом? Случайным даром? Или же израильтяне избавились от самых опасных болезней благодаря строгому, педантичному исполнению законов гигиены и вниманию к окружающей среде?

А можем ли мы предотвратить болезни и смерть? Совершенно очевидно, что нашей судьбой управляет вовсе не некое мистическое число и отнюдь не звезды. Возможно, действительно имеет значение то, где мы сидим, — если, например, слишком долго находимся за обеденным столом или слишком долго бездельничаем в своем любимом кресле, вместо того чтобы бегать, работать в саду или строить лодку!

Как-то раз четырехлетняя девочка спросила своего отца: «Папа, ты собираешься умереть?»

Согласитесь, дети нередко бывают такими невинными, обезоруживающими и неотразимыми, когда задают свои вопросы.

Слова дочери несколько поколебали душевное равновесие отца. Он, конечно же, знал, что каждый отец должен быть готов к такому. И как бы ни было трудно, он все же не уклонился от этой темы, сумев объяснить своей дочери, что в конце концов смерть приходит к каждому человеку. Это есть неумолимый закон бытия — непостижимый, но тем не менее всеобщий.

Но тут дело было в другом: видите ли, это был неполный вопрос. Дочь невозмутимо уточнила свой вопрос: «Папа, ты собираешься умереть от курения?»

В этом и состояла разница. И это усложняло дело. Неожиданный вопрос дочери содержал в себе нечто, с чем он должен был сам разобраться. Он мог бы отнести смерть на счет жизненных невзгод, но только не вследствие курения. Суть проблемы все же состояла в нем самом, а не в роковой судьбе, или в некоем злом существе, или Божественной воле. Вот почему отец этой девочки сумел отказаться от пагубной привычки курения.

Не исключено, что дети могут задавать каверзные вопросы и в других ситуациях: «Ты собираешься умереть от излишнего веса?» Возможно, став старше, они будут недоумевать: «Ты собираешься умереть от стресса?», «Ты собираешься умереть от недостатка движения?».

Поэтому книга, которую вы держите в руках, — это книга не о смерти. Она посвящена не тому, что происходит с человеком, когда он умирает. Напротив, она готова вам помочь отсрочить тот день, когда оборвется нить жизни, или день, когда ваша жена станет вдовой или ваш муж вдовцом.

Поверьте, жизнь может быть более волнующей, осмысленной и радостной!