8. «Осторожно: стекло!»

Это произошло на пляже, и хотя день был жарким, меня знобило от происшествия, невольным свидетелем которого я тогда оказался. Мальчик лет восьми проявлял излишний энтузиазм в игре на воде с группой пятилетних малышей. Он не сознавал своей силы, и то, что начиналось как игра, стало выходить из-под его контроля. Прошло несколько мгновений, и некоторые бдительные родители на пляже забеспокоились. Время от времени они бросали тревожные взгляды на отца этого мальчика. Разве он не видит, что творится? Он, конечно, видел, но не придавал происходившему должного значения. Все это длилось до тех пор, пока не лопнуло его терпение. Лишь тогда он начал активные действия.

Раздался его пронзительный вопль: «Роберт, вон из воды! Тысяча проклятий, Роберт, мне не нравится, как ты себя ведешь. Что ты там делаешь? Отойди от детей!»

Ребенок нервно оглянулся по сторонам и, видя, как много людей следят за происходящим, захныкал в ответ: «Но, папа…»

«А ну-ка, не возражай, — ответил отец еще громче. — А ну-ка, не смей спорить, я же сам видел, что ты делаешь, и мне это надоело. Посиди-ка полчаса на песочке и подумай, вдруг поумнеешь немного».

Ребенок с оскорбленным видом бросился на горячий песок и начал выводить на нем всякие линии, пряча глаза так, чтобы не видеть позади себя удивленных взглядов, которые бросали в его сторону малыши, оставшиеся играть в воде. Отец отвернулся и, поднимая свое пиво, как ни в чем ни бывало продолжил прерванный разговор с собеседниками. Как ни в чем ни бывало. Однако кое-что все же произошло. Человека сломали!

Прозвучали ключевые слова отца: «Я же сам видел, что ты делаешь…» Как долго отец терпел, наблюдая за тем, что вытворял его сын? Почему он сразу, как только заметил, не пресек дурного поведения сына? На ранней стадии ему не пришлось бы применять таких строгих мер, и тогда никто бы не остался в обиде. Почему он тянул, пока напряжение не превысило критического порога? И вот, вместо мирной забавы, у одного — чувство смущения, у другого — ярость. Говоря о зрелости поведения обоих в данном эпизоде, следует отметить, что сын и отец здесь одного поля ягода.

«И вы, отцы, — пишет апостол Павел, — не раздражайте [как мой герой на пляже] детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Весьма прискорбно, что этот человек на пляже никогда не читал Павла. Говоря об учении и наставлении, Павел призывает отцов исправлять поведение детей. Да, не просто исправлять, но посредством исправления формировать, строить и перестраивать личность ребенка. Уча и наставляя, нельзя разрушать, ломать и переламывать. Учение и наставление должны быть «Господними».

Библия называет исправительную меру, меру пресечения неправильного поведения, обличением и помещает его между преступлением и наказанием, между порочным деянием и справедливой карой за него. Обличение — это последний звонок, последний тревожный сигнал, который подается человеку, идущему по неправильному пути: «Остановись! Обернись! Еще шаг, и ты окажешься на мусорной свалке!»

Библия содержит множество обличений. Первым и наиболее драматическим стало обличение, высказанное Самим Богом. Каин, перворожденный сын Адама и Евы, нарушил повеления Божьи о жертвах и богослужениях. Когда нежелание Каина почитать Бога стало резко контрастировать с поведением его брата, Авеля, жертвоприношение которого Небесам было угодно, Каин разгневался. Семена, порождающие убийство, проросли в глубине его души. Библия говорит, что «Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Иными словами, Каин озлобился и стал думать, как бы отомстить сопернику.

Бог, увещевая Каина, предлагает ему преодолеть возникшее душевное напряжение и избавиться от подспудного чувства мести. Он обличает Каина вопросом и заявлением: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6,7).

В этом отрывке налицо все тонкости, характеризующие здравое обличение. Вопросы Бога заставляют Каина задуматься о последствиях его греха и своенравия. Каин из чувства зависти и желания отомстить стремится погубить брата, но Бог указывает ему на опасность и неизбежные последствия этого поступка. Наконец, Бог обращает внимание Каина на другое возможное решение — праведный путь и правильное поведение. Таково обличение Бога в ипостаси мудрого Отца. Каин же отвергает обличение Божье, и последствия не замедляют сказаться. Каин губит себя.

Обличение делает скрытое явным. Именно так и поступил Бог в данном случае. Он поставил Каина перед необходимостью оценки собственных поступков и чувств. Но, выявляя тайное, Бог не дает чувствам растравлять душу.

Библейские пророки превосходно обличали, и в некоторых великих по значению эпизодах Ветхого Завета мы видим пророков, предстающими перед царями и говорящими правду, в глаза. Когда Нафан обличал Давида, тот уже глубоко погряз в своем грехе, но понял главное, и слова пророка смягчили его сердце. Между тем первые последствия царского греха были уже не за горами, однако Давид, по крайней мере, успел искренне покаяться. А вот Ахав никогда не хотел понимать Илию; также и Навуходоносор не прислушался к совету Даниила, когда тот пророчествовал ему. Успешный отец идет по стопам пророков, он сам выступает в роли пророка для своих детей и обязан знать нормы правильного поведения, установленные Священным Писанием. Отцу нельзя оставлять без внимания ни одного нарушения установленных Богом норм поведения. Он должен не только обращать на это внимание, но и соответствующим образом действовать до того, как успеют проявиться последствия.

Обличать правильно, должным образом, — дело трудное. Не всегда обличению радуются и не всегда за него благодарят. Каин тому пример. Но когда надвигается опасность, предупредить об этом следует. Маяк сигнализирует капитану о рифах прямо по курсу корабля. Радиолокационная станция служит навигационным ориентиром для пилота и указывает на сколько градусов тот уклонился от нужного курса. «Лампочка идиота», расположенная на приборной доске, напоминает шоферу, что, не отпустив ручного тормоза, на машине далеко не уехать.

Но при этом разве служитель маяка хочет нанести личное оскорбление капитану корабля? Разве радиолокационная станция должна приводить пилота в ярость? И разве «лампочка идиота» (несмотря на название) изобретена, чтобы раздражать шофера? Нет, нет и нет. По сути дела, речь идет лишь о разных способах подачи сигналов, предупреждающих об опасности, поэтому надо сказать, что всякий нормальный капитан, пилот или шофер получать подобные сигналы рад. Когда нет такой обратной связи, аварии неизбежны.

Отцы иногда стесняются обличать. И в то же время обличения сплошь и рядом вырываются у них как следствие их раздражения и гнева. Тщательно взвесив ряд обличений, сделанных мною собственным детям, я нашел, что многие из них не влияют на формирование их личности; более того, такие обличения потворствуют моему эгоистическому желанию просто избавиться от всего, что приносит мне сиюминутный дискомфорт. Пока дети физически слабее меня, я могу, конечно, настоять на своем. Выходит, что я говорю резко или гневно только потому, что я раздражен, я утомлен, я хочу покоя. Ничего общего с обличением в библейском смысле такое обличение не имеет, ведь по содержанию — это просто обыкновенная вспышка гнева. Вот что меня и потрясло в тот жаркий день — в оценке на пляже подтвердилось мое открытие. Вот из-за чего и был сломлен тот ребенок — обличение отца определенно не пошло на пользу мальчику.

Настоящее, правильное обличение созидает, исправляет и предупреждает. «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов», — говорит автор Книги Притчей (17:10). Когда мы обличаем дитя и это глубоко западает в его душу, нам следует, применяя такое опасное оружие, проявлять высочайшую осторожность. Прежде чем обличить ребенка, успешный отец взвесит все плюсы и минусы, смысл и последствия того, что он намерен сказать. Можно ли отложить разговор с ребенком на более удобное время? Порождено ли предстоящее обличение любовью отца или так проявляется его раздражение и ярость? И, наконец, сможет ли отец в разговоре не просто констатировать плохое поведение ребенка, но и предложить меры по его коррекции?

Пока наши дети малы, обучать их дисциплине, развивать их умение выслушивать, принимать обличения и действовать в соответствии с ними — это значит исполнять важнейшую часть отцовского долга. Дети научатся ценить конструктивное обличение, когда перестанут бояться, что оно лишит их родительской любви, уязвит их достоинство и нарушит право на индивидуальное общение с родителем.

В мастерской отца десятилетний мальчик разобрал старый будильник. Папа, вернувшись с работы вечером, обнаруживает на верстаке разбросанные в беспорядке инструменты и детали от будильника. Он находит провинившегося сына и взрывается: «Сын, я больше не потерплю такого беспорядка! Чем это ты занимаешься в мастерской, пока я на работе? Как тебе не стыдно! Там все вверх дном! Ты никогда ничего не доводишь до конца. Тебе что, неизвестно сколько стоят инструменты?» Серия подобных вспышек раздражения, и все — конец мальчишеской любознательности, конец желанию трудиться в мастерской и желанию понять эту часть мира взрослых и приобщиться к ней когда-нибудь. А ведь мягкое увещевание отца могло бы породить иное желание: стать прилежным. «Как я рад, сын, что ты нашел сегодня время разобраться с этими часами. Интересно, что там было? Вот только инструменты ты оставил в беспорядке. А вдруг они понадобились бы тебе для срочной работы? Ну, ладно. Мне так приятно, что ты рискнул заняться ремонтом часового механизма. Ты знаешь, большую часть инструментов я купил и для тебя тоже, чтобы ты учился ими пользоваться. Но в мастерской у нас должны соблюдаться особые правила, мы оба должны им одинаково подчиняться, пусть первым правилом будет такое: «Положи инструмент туда, откуда взял». Ну посуди сам. Я после работы прихожу домой. Инструменты после работы тоже «хотят домой». Сынок, давай поступим так. Ты уберешь верстак, спрячешь инструменты на место, а между делом расскажешь мне что ты обнаружил в этом старом будильнике. Пока ты убираешь верстак, я побуду с тобой. Идет?»

С одной стороны, любознательность мальчика получила одобрение — отцу понравился интерес сына к инструментам, и он выразил ему свое удовлетворение; с другой стороны, ребенок усвоил необходимый урок. Вот таким может быть разумное, кроткое обличение, такое обличение действительно прорастает семенами добра в душе ребенка и принесет пользу.

У вас имеются возражения? Ну, хорошо! Допустим, бывают обличения, которые произносятся в гневе. Допустим. Увы, бывает, что с тобой или твоей собственностью несправедливо или дурно обращаются не где-нибудь, а в твоем собственном доме. В данной ситуации, кажется, просто невозможно общаться спокойно, без крика. И все-таки стремиться к этому надо! Ведь гнев можно выразить не только с помощью децибелов, но и с помощью слова, его смысла; причем всю энергию направлять на осуждение конкретного проступка, а не на личность в целом.

Давайте посмотрим, чем отличаются обличение и наказание. Обличение и наказание — это совершенно разные вещи. Обличение произносится «без пяти двенадцать» перед наказанием с целью дать возможность обличаемому избежать кары за свое преступление. У него есть еще некоторое время, чтобы исправиться переломить себя, устранить негативную тенденцию. Обличая, отец высказывается приблизительно так: «Содеянного тобой я не принимаю. Ты не прав, и такого в нашей семье не должно быть. Мы не встанем на этот путь». Никаких угроз, никакого наказания. Просто сигнал, предупреждающий, что впереди мель, рифы, подводные скалы, что кто-то сбился с курса.

В старости Давид дорого расплатился за то, что в свое время не уделял должного внимания обличению, высказанному с любовью, и не понимал его смысла. Когда стало ясно, что дни Давида сочтены, сыновья его вступили в ожесточенную борьбу за власть. Адония, из второй очереди наследников, решил стать царем и восстал на отца. Автор Третьей книги Царств проницательно замечает, что явилось причиной преступления Адонии, порицая напрямую его отца: «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3 Цар. 1:6).

Обратите внимание на два разных подхода к вопросу о необходимости обличения. Павел призывал обличать дитя (Еф. 6:4), Давид уклонялся от этого. По Павлу — обличай дитя, только не ценой его раздражения и отвращения. По Давиду — не говори ребенку ничего такого, что может возмутить его и принести неудобство. Практика показала, что Давид заблуждался. Конечно, ребенку обличение может не понравиться, оно может разочаровать его на некоторое время, но в перспективе он обретет отличную внутреннюю воспитанность, за что и будет благодарен отцу.

Обличения всегда следует делать с глазу на глаз. Публичное обличение есть не что иное, как публичное унижение; свидетельство тому — случай на пляже. К тому же обличение всегда ставит целью исправить поведение ребенка, а не самого ребенка. Нельзя выставлять его на посмешище перед сверстниками. Отец в спокойной обстановке должен предупредить ребенка о катастрофических последствиях неразумного поведении и помочь найти правильный выход из сложившейся ситуации. Д-р Альберт Зигель писал недавно в «Обсервере» (Стэн-форд):

«Если говорить о воспитании детей, то любое общество отстоит от варварства только на двадцать лет. Двадцать лет — столько времени нам дается, чтобы цивилизовать младенцев, рождающихся между нами ежегодно. Эти дикари ничего не знают о нашем языке, нашей культуре, нашей религии, наших ценностях, наших правилах межличностных отношений. Младенец — это существо, которое не имеет абсолютно никаких представлений о коммунизме, фашизме, демократии, он ничего не смыслит в гражданских свободах, правах меньшинств, не ведает об уважении, приличии, чести, обычаях, условностях и этикете. Чтобы культура выжила, варваров надо воспитывать». (4)

Называйте, если угодно, их варварами — в определенном смысле так оно и есть. Но разве отсюда следует, что мои обличения должны быть жалящими, режущими, рвущими душу, когда я стараюсь научить «варваров», основным побуждением которых является бунт против отца, цивилизованному поведению. Следует помнить, что кроме прочего они еще и ранимые человеческие существа, которых Господь даровал нам, чтобы мы, родители, были им образцом достойного их чуткого поведения и нежной любви. Ярлык, который наклеивают на упаковку с хрупким товаром, предупреждает: «Стекло: обращаться осторожно». Мудрый отец каждый день исправляет, корригирует поведение «варваров». Но он никогда не забывает того, что «варвар» тоже человек: его дух, его хрупкий внутренний мир, его личность требуют христианского нежного обращения.