10. Линия связи свободна

На одной карикатуре изображен карапуз, который хочет обратить на себя внимание, но все от него вежливо отмахиваются. Мама очень занята и папа чем-то слишком озабочен. Огорченный малыш сдается. Глядя прямо на читателя, он характеризует свое положение в семье следующим образом: «Здесь всегда все заняты».

Телефонные сигналы «занято» находятся где-то в начале списка и моих привычных раздражителей. Пульсирующий зуммер кажется мне оглушающим и издевательским; я все понимаю и стараюсь не оскорбляться, но иногда мне кажется, что тот, кому я звоню, не очень хочет говорить, и почему-то именно со мной.

Некоторые фирмы, понимая, что занятая телефонная линия прямиком отфутболивает потенциальных покупателей к их конкурентам, подключают к линии магнитную запись: «Ждите ответа… ждите ответа…» — мол, вы на линии, подождите, через минуту вас с радостью выслушают. А некоторые додумались до того, что пускают по линии музыку. Однако как ни хороши эти новшества, факт остается фактом — кто-то на другом конце линии слишком «занят» и не может поговорить с тобой прямо сейчас.

В домах, где отцы менее чем успешны, детям часто приходится слышать зуммер занятости. Конечно, домов, где не подавали бы таких сигналов вообще, в природе просто не существует. Однако наше время характеризуется тем, что многим детям очень часто приходится слышать отцовские сигналы, означающие по существу: «Не надоедай мне! Я устал!»

Папа отдыхает, у папы назначена встреча, папу поджимают сроки, папа зарабатывает деньги, — да мало ли что еще, что перевешивает любое в пределах разумного внимание, которого мог бы удостоиться «всего лишь ребенок». Когда происходит выбор между интересами ребенка и взрослого, время и внимание уделяют, жертвуя интересами ребенка, вещам более «серьезным». Мы рассуждаем приблизительно так: времени у ребенка — воз и маленькая тележка; в любом случае он потерпит, он всегда подождет; пусть «повисит на линии», пошлем-ка ему старый, испытанный сигнал занятости. Он поймет.

А на самом деле? Отчего ребенок не понимает? Почему, послушав зуммер занятости, который мы то и дело посылаем ему, ребенок через некоторое время «набирает» другой номер? Подобные вопросы в наше время задают себе отцы многих и многих подростков.

В числе компонентов успешного отцовства мы не можем не упомянуть еще одного, незаменимого личностного качества — доступности. Оно означает, что с папой можно общаться, взаимодействовать без чрезмерных усилий со стороны детей и что, принимая участие в семейном диалоге, отец будет открытым, отзывчивым и заинтересованным.

Сказать про то, как важно быть доступным легко, да трудно это сделать. Полностью удовлетворить все потребности, которые чувствуют наши дети, фактически невозможно; в лучшем случае можно надеяться немного разгрузить линию связи с ними.

У меня еще свежи в памяти бесконечные разногласия детей, которых надо было примирять, когда мои тщательно обдуманные планы работы на день шли под откос при столкновении с их запросами. Им, кажется, доставляет удовольствие крутиться возле меня, так что свою жизнь планирую не я, а дети. Им хочется поболтать со мной и поделиться всем «интересным», что приходит им на ум. Им хочется, чтобы я наравне с ними играл во все игры. Они ждут, что забросив все, я засяду вместе с ними перед телевизором, чтобы посмотреть еженедельные приключения человека из «Непредвиденного случая». Когда я решаюсь протестовать и молить о пощаде, Гейл обезоруживает меня таким, например, замечанием: «Не беспокойся, дорогой, через несколько лет они перестанут надоедать тебе. Захочешь, а не привяжешь к себе». Это на меня действует, и я смиряюсь — разговариваю, или играю с детьми, или, увы, смотрю «Непредвиденный случай».

Легко ли я допускаю к себе детей? Вопрос. А вдруг я отвечаю на их просьбы сплошным зуммером занятости? Пренеприятнейший вопрос! Как бизнесмены, желающие задобрить тех, что на другом конце провода, запускают по телефону музыку, так и многие отцы попадают в искушение задобрить своих чад деньгами, вещами, организованным отдыхом — чем угодно, лишь бы те отвязались, оставили их в покое.

Я размышляю об этом на школьных соревнованиях, сидя невдалеке от одной родительской пары. Им скучно, и они принимаются за дело — заполняют платежное поручение на летний отдых троих детей в лагере. Они согласны раскошелиться и платить полтора месяца по шестьсот долларов в неделю, чтобы самим отдохнуть от детей. Такой сигнал занятости влетает в копеечку! Избавиться от детей, поместив их на время в летний лагерь, — это только один пример из множества.

В нашей стране хорошо развита сеть дневных детских садов и яслей, детских дошкольных учреждений, работающих с 6.30 утра и до 7.00 вечера, и дорогостоящих центров отдыха, принимающих посетителей в послеобеденное время, именно тогда, когда пустеют школы. Все подобного рода учреждения предлагают разнообразный уход за детьми, что удобно с точки зрения отцов и матерей, ведь в результате у родителей появляется свободное время для решения собственных проблем.

Но наиболее губительный для детей зуммер занятости раздается не где-нибудь, а в родном доме. Некоторые сигналы начинаются так: «Погоди, не теперь, чуть позже». Вариации на эту тему звучат в следующих фразах: «Подожди, папе надо закончить работу», или «Не мог бы ты заняться чем-нибудь еще?», или «Спроси у мамы», или «Сынок, папа страшно устал сегодня». Для того чтобы привести примеры типичных откликов отцов на просьбы своих детей, мне не надо было срываться с места и куда-то бежать, я вполне мог исследовать этот вопрос и дома. Вышеприведенные фразы — это не что иное, как мои слова, которыми я машинально отражал просьбы детей; мне оставалось лишь с удивлением прислушиваться к тому, как я выражаюсь сам.

Однажды я прочитал проницательное суждение одного неизвестного автора о зуммере занятости. Речь шла о том, что обремененный делами занятой отец предпочитает откупаться от своих детей не временем, а деньгами, так как денег у него куры не клюют, а вот времени — очень мало. Но он хочет дешево отделаться, смешивая духовное с материальным. И если деньги — это ценность материальная, то время, отданное семье, — это ценность духовная, так как деньги никогда не заменят любви. Далее автор утверждает, что ради обыкновенного разговора с детьми только преданный семье отец откажется от партии в гольф, званого вечера с коктейлем и других способов хорошо (в отцовском понимании) убить время. Человек, попавший под гнет этого мира, откажется, скорее всего, от обязательств перед своими детьми, чем от чего бы то ни было другого.

Чтобы задавать тон и отбивать такт, отцу, как мы уже говорили выше, нужно наставлять и побуждать детей к правильному поведению. Теперь попробуем изменить исходную ситуацию и рассмотреть вопрос с другой стороны. Какой должна быть реакция успешного отца, когда не он наставляет и побуждает, а сами дети обращаются к нему? Чего они добиваются, приходя к отцу? Чего ищут?

На эти вопросы можно ответить следующим образом. Сознательно или подсознательно дети требуют ответов на поставленные ими вопросы; детям нужны любовь и ласка; страдая от обиды или чувства неуверенности в будущем, они нуждаются во внимании; в повседневном взаимодействии они ищут дружеского общения. Получился, похоже, целый перечень детских потребностей. Почему же очень часто, когда дети пытаются дотянуться до нас, мы раздражаемся, отчуждаемся и проявляем безразличие, подавая сигнал занятости? Быть может, потому, что дети заявляют нам о своих потребностях неожиданно, стремительно, в пику нашему не такому спонтанному, как у них, а более упорядоченному образу жизни. Мы мечтаем о тихом спокойном вечере перед камином, и предвкушение такого отдыха подкрепляет, поддерживает нас в течение рабочего дня. Но дети! Они об этом и слышать не хотят, они хотят играть. Сегодня вечером мы наконец-то собрались отчитаться перед налоговой инспекцией о своих доходах, как вдруг одному из детей понадобилась срочная помощь в подготовке домашнего задания.

Другая возможная причина нашего отчужденного поведения кроется в том, что мы привыкли в течение дня избавляться от всего незначительного: рекламных проспектов, пустопорожней болтовни, скандалов и склок, которые не заботят нас. По мере утомления скрининговые * (* Отсеивающие. — Прим. перев) механизмы нашего мозга начинают функционировать более эффективно и мы становимся глухи ко всему, кроме самого важного. И когда дети пытаются добиться от нас своего, но у них ничего не выходит, они вынуждены отступить: «До папы не достучаться», — говорят они. Сигнал занятости звучит постоянно; папины слова отрывисты и резки; вот он начинает раздраженно пыхтеть; скоро его «закоротит». Прочь от папы!

Если пролистать Священное Писание с целью найти рассказы о «доступных» отцах, то можно разочароваться. Таких действующих лиц в библейских книгах мало. Признаться, единственным образцом доступного отца, отвечающим всем требованиям, оказался Небесный.

Давид, второй царь Израиля, желая образно рассказать о своем понимании Бога, строил фразы так, как будто сын говорил о любимом отце. Живописуя потребность в безопасности и защите, помощи и поддержке, твердости и непоколебимости в вере, Давид упоминал только о Боге. Бог для него был успешным Отцом. Отношение Давида к Отцу Небесному косвенно указывает на то, какие отношения связывали его с отцом земным, Иессеем, у которого было восемь детей. Здравый смысл подсказывает, что мальчиком Давид, должно быть, получал от общения с отцом огромное удовлетворение. Ныне, возмужав, он те же чувства переносит на свои отношения с Богом.

В поэзии Давида Бог открывается как доступный Отец всякий раз, когда псалмопевец попадает в трудные жизненные обстоятельства. Словно испуганный ребенок, устремляющийся к отцу, Давид неожиданно для себя находит успокоение в исповедании сыновней любви к Богу. Когда Иессей состарился, а сам Давид вошел в полную силу, бессознательные духовные движения потомка Иессея обратились к Небу. В отношениях с Богом он нашел то, что давал ему некогда в детстве Иессей, хотя и в значительно меньшем объеме.

Проблемы взрослого Давида не сравнить с детскими. Теперь он окружен врагами, они ищут его смерти. Есть и другие, что спят и видят его униженным, разбитым, лишившимся трона. Кругом ни одного друга — одни враги. В подобном положении отец, доступный отец, становится самой важной фигурой.

Суть дела вот в чем. Когда Давид взывает к своему Небесному Отцу, линия связи всегда свободна, он никогда не слышит сигнала занятости. Давид не устает повторять об этом. Псалмы Давида — это, по сути дела, гимн доступности Бога. К Богу можно обратиться. Он допустит тебя к Себе и выслушает внимательно, без промедления. Именно отсюда бьет ключом величайший источник утешения Давида. Бог Давида — доступный Бог. Какие же достоинства находит Давид в доступном Небесном Отце? Их стоило бы изучить и воплотить в жизнь.

Из всех существенных качеств Бога Давид, быть может, больше всего ценит доступность Небесного Отца. Бог не перестает восхищать Давида проницательностью и открытостью, ведь линия связи Иерусалим — Небесный трон для него всегда свободна. Сопоставляя в восьмом Псалме качества смертного человека и величие Творца, Давид изумляется и благоговеет перед такой прямой связью. Давид и сам правит, поэтому может хотя бы представить себе, что значит править вселенной. Он понимает, что как царь не способен учесть непостижимых и сугубо интимных движений каждой души; Богу же это доступно. Земных существ тьма, и Бог слышит каждого из Своих детей. «Что есть человек, — спрашивает Давид, — что Ты помнишь его?»

То, каким предстает Бог в воображении Давида, помогает нам понять, каким отец предстает в воображении малыша. «Мама, — спрашивает ребенок, — а папа у нас хороший инженер?» Мать отвечает с улыбкой: «О, папа у нас самый лучший в мире инженер, лучше его не бывает». Слова матери — это образное преувеличение, которое свидетельствует о ее любви к отцу ребенка, а для ребенка те же самые слова суть отражение несомненной реальности. Представление ребенка об отце строится на том понятии, что весь мир находится в зависимости от занятий его отца. «Мой папа — главный, ему все звонят, ему все пишут, к нему все приходят с просьбами. У него много друзей, и все-все зависит от того, что он скажет и что сделает».

Мои дети думают так же. Они полагают, что когда-то я уже, должно быть, встречался с президентом Соединенных Штатов. И уж конечно, я знаю Билли Грэма. А стоит объявиться какой-то политической звезде на экране телевизора, как дочь спрашивает меня: «Ты его знаешь, папа?» Если я отвечаю отрицательно, она делает вывод, что так называемая звезда из новостей не стоит ее внимания. Центр мироздания у нее — я, точка отсчета у нее начинается от меня, она смотрит на мир моими глазами.

Небесный Отец хранит вселенную и течение природы, Личность Его исполнена величия, утверждает автор восьмого псалма. Однако невероятное попечение Бога о всех Своих делах не мешает Ему чутко заботиться о всяком из Своих детей. У него проницательный слух, способный услышать самый слабый, неясный, робкий шепот. «Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его» (Пс. 4:4).

Для доступного отца это качество первейшее: отец, желающий походить в этом смысле на Отца Небесного, как бы ни был обременен делами, никогда не пропустит мимо ушей даже малейшего вопля, потому что и такой может войти в силу и переполнить всю душу.

Джон Дрейкфорд однажды написал книжку с проникновенным заглавием «Дивная способность слышания». Великий смысл заключен в самом названии. Удача ждет того, кто способен слушать и слышать. Потому-то многих отцов и подстерегает неудача, что в мире беспредельного многословия большинство людей не могут называться хорошими слушателями, — по крайней мере, когда нужно слушать и слышать своих детей.

Многие отцы слышат плохо, поскольку любят больше говорить, а не слушать. Им кажется, что их послание важнее послания других. Подобное недоразумение порождает трагикомическую ситуацию, поскольку человек, не знающий, как слушать, естественно, не знает по существу, и что сказать.

Другие отцы не слышат потому, что привыкли слушать только то, что им кажется важным. А поскольку ребячьи интересы для них не такие уж «важные», они и не слушают своих детей. Дети не обладают ценной информацией; они не водятся с влиятельными людьми; кроме того, от детей обычно не ждут новых идей, которые могли бы потрясти наш мир. Детей станут слушать позднее… когда они вырастут.

Бывают и такие отцы, которые не слышат потому, что не умеют правильно слушать. Они обращают внимание только на слова, не понимая, что человек правильно слышит только тогда, когда открыты не только уши, но и душа. Слушатель должен уметь принимать от собеседника массу сопровождающих слова коммуникативных сигналов, точно истолковывать его жесты, мимику, пантомимику.

Молодой отец старается быть со мной откровенным. Он делится своими проблемами в отношениях с женой и детьми: «Откровенно говоря, я просто бесчувственная деревяшка. Я постоянно ловлю себя на том, что когда мои домочадцы говорят о своих делах и потребностях, я просто не слушаю их. До меня совершенно не доходит, чего они хотят от меня. Что я делаю не так?»

Беседуя с ним и его супругой, я моментально делаю вывод, что они далеки от взаимопонимания в общении. Он препарирует слова жены, как богослов, комментирующий греческую фразу. Я обращаю внимание, что средствами ее коммуникации являются интонация, многозначительные паузы, выразительная мимика и движения рук. Но муж все-го этого просто не замечает, то есть он просто не слышит, не воспринимает ее послания. Я исполняю роль переводчика, открывая мужу смысл того, что его жена передает ему. Он прав. У него «тугоухость». Никто и никогда не учил его правильно слушать. Если он не понимает даже жены, его непонимание по отношению к детям, видимо, просто необъятно.

Мои современники, наверное, еще помнят такое назидание родителям: «Детей надо видеть, а не слышать». С детства нас учили, что пристойно вести себя, когда беседуют взрослые, значит сидеть тихо и смирно. Эту мысль можно выразить и так: «От детей больше звону, чем смысла». Детям оставляли только «крохи» времени, когда взрослые уже притомились или утратили интерес к дальнейшей беседе. Только когда наступало затишье в разговоре взрослых, нам разрешали высказаться. Все же остальное время звучало что-нибудь наподобие этого: «Тихо, Джонни, видишь, дедушка разговаривает?»

Я рад, что эта прискорбная сентенция не от Бога. Каждого ребенка, говорит Бог, необходимо выслушать. Более того, выслушать необходимо все, что говорит, ибо устами младенца глаголет истина. Конечно, может случиться и так, что и ребенка выслушают, а потом отчитают, с него взыщут или его накажут, но все-таки — его выслушают.

Умение слушать требует определенных навыков и дисциплины. Недавно меня пригласили посетить одну атомную подводную лодку. Во время экскурсии по кораблю я оказался возле двери с надписью «Совершенно секретно; только для уполномоченного личного состава». За дверью находилось оборудование и специалисты, задача которых была в том, чтобы слушать всякого рода необычные, странные волновые явления, происходящие во внешнем мире. Дешифрованные сигналы, которые военные слышат здесь, помогают понять, что замышляет и предпринимает противник. Эти люди обучены слушать, то есть вылавливать из эфира, отделяя от шума, значимые сигналы. Таково также первейшее качество доступного, успешного, мудрого отца.

Подобно моим друзьям-морякам, хороший отец сознательно тренирует способность слушать и слышать своих домочадцев; слышать, о чем те говорят и о чем иногда умалчивают, не говорят. Его слух настроен на интонации, выразительное молчание и таинственную задумчивость, он различает особые категории вопля, выделяет ключевые слова, отражающие печаль, разочарование или скрытый бунт, признаки стресса и выражение полной покорности судьбе и глубокой тоски. Он слышит сигналы и понимает их значение.

Искусство слышания требует времени, напряженного труда и неустанных молитв о том, чтобы Бог научил тебя слушать и слышать; мастерство слушателя не передается по наследству и не приходит само по себе. С другой стороны, по зрелом размышлении, приходишь к выводу, что ссылаться на отсутствие дара слышания неуместно. Не хватает умения слышать — значит не потрудился над этим в свое время и по причине, о которой тебе известно лучше всех.

Но даже хорошие слушатели иногда допускают ошибки. Как-то вечером один наш гость стал собираться домой. Готовясь проводить его в аэропорт, я неверно услышал своего сына. В гостиной я обратился к нему и предложил поехать вместе с нами. Марк немедленно согласился. Уже одеваясь, то же самое я предложил и дочери, Крис. Краешком глаза я заметил, как омрачилось лицо Марка, что-то ему не понравилось. Не расслышав сигнала, я ошибочно принял его за проявление элементарного эгоизма. Мою правоту, казалось бы, подтверждало и поведение сына по дороге в аэропорт и обратно. Марк тогда не проронил ни слова, он поворачивался к сестре спиной всякий раз, когда она что-то говорила ему или мне.

Вернувшись и оставшись с сыном наедине, я отчитал Марка, поскольку тот, во-первых, проявил эгоизм, а во-вторых, надулся из-за того, что все вышло не так, как бы ему хотелось.

Однако действительный смысл этого эпизода открылся мне позднее. Сопоставив все детали, я понял, что невольно пропустил мимо ушей значимые сигналы. Оказалось, что Марк расстроился и грустил потому, что хотел кое-что обговорить со мной наедине, но я не захотел этого понять. В последнее время он постоянно был погружен в раздумья, пытаясь решить тактические задачи, поставленные перед ним футбольным тренером, вот они-то и беспокоили его. Он очень надеялся с моей помощью справиться с этой проблемой. Увы, я ничего не понял. Нельзя сказать, что я «не слышал», я просто отделался от него, подав сигнал занятости.

Мне сейчас трудно представить, как тогда по горячим следам мне следовало поступить. Но данный случай врезался в память примером того, как можно совершенно превратно истолковать движение детской души. С самого начала я должен был обратить внимание на «красные флажки», расставленные Марком, но мне не удалось. Я все приписал греху, а надо было услышать откровенное разочарование. Не учтя того, что с Марком мы не общались давно (последний разговор у нас был несколько дней назад), я упустил момент прилежности, те самые открытые мне двери. Бог допускал к Себе Давида всегда, когда тот крайне нуждался в Нем. А я — нет.

Дети преподнесли мне тогда хороший урок. Я понял, что бывают моменты, когда им недостаточно чувствовать себя только частью группы, пусть даже семейной. Они хотят и заслуживают большего — времени, проведенного с отцом наедине. Я оказался бит, но за битого двух небитых дают, и теперь я научился не отказывать детям в этой потребности.

Когда мои друзья, военные гидроакустики с подводной лодки, настраивают свои сверхчувствительные приборы, они прекрасно понимают, что им надо обнаружить и что определить, поэтому они не просто слушают, но стараются услышать. В отличие от них, большинство отцов не знают, к чему, собственно говоря, надо прислушиваться. А наш Бог — Он знает. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает», — пишет Давид (Пс. 33:19). «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:4).

Успешный отец слышит вопросы и реагирует так, что его ответы формируют должным образом детскую душу и дух. Час пик, и на дороге страшный беспорядок. С заднего сиденья доносится голос: «Папа, как выглядит Бог?» Ага! Вот оно, испытание! Показатель твоей доступности теперь напрямую зависит оттого, как ты выйдешь из проблемной ситуации, созданной ребенком. Тот ли это вопрос, ответить на который ты уже давно готов? Тогда автомобильная пробка — не помеха для вашей беседы. «Папа, помнишь того полузащитника, которого вчера удалили с поля? И что, он тоже христианин?» Преступно на вопросы такого ранга отвечать сигналом занятости, пусть даже ту игру судья и остановил только на две минуты.

Насущную потребность детей в любви и ласке отцы обязаны чувствовать всеми фибрами души. Ребенок откровенно скучает за обедом и ведет себя дерзко. Первое желание у отца — строго выговорить ребенку или даже наказать. Но понимая, что поведение — зеркало характера, отец предлагает сыну выйти вместе на несколько минут. И вот они в детской. «Сынок, ты ведешь себя за столом безобразно. Если ты хочешь убедиться, что я могу тебя наказать, то я готов это сделать… прямо сейчас! Но если тебя что-то гнетет, чего я не знаю, то поделись со мной, сынок».

У ребенка появляются слезы, эмоциональная напряженность разряжается, и он понемногу приходит в себя. Оказывается, последние несколько дней все в доме, кажется, настроены против него. Он так одинок. Отец тут же понимает, в чем дело. Он обнимает мальчика и последующую четверть часа нежно, любя гладит и успокаивает его, пока он не выплачет всех своих ущемленных чувств — обиды, печали, ощущения заброшенности, одиночества и никчемности. Объятия и ласка несут с собой любовь и принятие. Сейчас наказывать вовсе не нужно; отец слушает, и дитя делится с ним драгоценным посланием — как раз вовремя.

Доступные отцы постоянно прислушиваются к тому, что им скажут чувства ведущих себя безобразно детей. Ребенок, который весь вечер изводит, докучает, надоедает родителям, быть может, передает им по линии депешу за депешей: «Я должен испытать вас, потому что хочу убедиться, что вы меня любите и цените». Дочка капризничает, поскольку хочет приласкаться к папе и вызвать его расположение; отец запускает зуммер занятости, но дочка упорствует. Папа, прервись на минутку, утоли жажду дочери быть любимой и вдруг найдешь, что эта жажда легко утолима. Дочь убеждается: папа по-прежнему ценит ее; больше ей ничего не надо.

Мальчик ленится читать. Он заявляет, что чтение ему не нравится и хороших книг не бывает. Но что он имеет в виду на самом деле? Быть может, в такой форме он заявляет, что не считает себя очень хорошим учеником. Час, проведенный за чтением вместе с отцом, способен изменить течение событий к лучшему.

Доступные отцы слышат о потребности детей в общении. «Папа, пойдем со мной в магазин», «Папа, ты поедешь с нами на соревнования на той неделе?», «Папа, побудь со мной, пока я не усну». В такие моменты сигналить о занятости просто преступно.

Ну хорошо, мы теперь знаем, что следует слышать. Но знаем ли мы, когда надо слушать? И опять что-то не в порядке с доступностью отца. На сей раз ребенку угрожает неумение отца планировать свое время так, чтобы не страдало его дело. Отцам, не научившимся слышать, непонятно, что важные вещи, как правило, западают в душу ребенка скорее и легче в одно время, нежели в другое. Рассмотрим, например, время отхода ко сну. Неспособные отцы обычно не понимают, как важно это время для общения с ребятами, поскольку предпочитают более «важные» дела, например, посмотреть «вечерний футбол», сходить на какую-нибудь встречу или просто убить время, лежа на диване.

Утомившись за день, в уютной кроватке перед сном дети становятся более доверчивыми, открытыми и разговаривать готовы без конца. Разумеется, отчасти такая разговорчивость мотивируется их страхом одиночества и темноты. Ну и что же? Именно в такой обстановке и задаются вопросы, выползают из углов и улетучиваются страхи, завязываются глубокие, задушевные беседы. У детей появляется возможность выплакать ущемленные чувства, выразить свои мечты, фантазии, желания; в это время они могут раскаяться и невольно привести в движение бессознательные защитные механизмы.

Другое особенное время для слышания наступает в чрезвычайных обстоятельствах: когда дети болеют, оживлены достигнутой ими победой, раскаиваются в содеянном или после длительной разлуки встречаются с отцом. Один мудрый отец-христианин рассказал мне как-то, что ежегодно старается совершить с детьми хотя бы одно длительное путешествие; ничего, что дети при этом иногда не успевают к началу занятий в школе. Размышляя теперь над проблемой хороших и плохих отцов, я начинаю понимать ход его мысли. Длительные путешествия не только дают отцу ни с чем не сравнимую возможность обговорить с детьми значительные темы, но и надолго сохраняются в детской памяти.

Когда ребенок чувствует, что отец охотно слушает его, он платит за это еще большей открытостью. Но когда, например, дочь день за днем приходит со своими вопросами в гостиную, а ее постоянно обрывают словами: «Дорогая, подожди, пока я закончу с бумагами, поговорим потом», — то до нее, наконец, доходит жестокий смысл, скрытый за вежливой маской отцовских слов. Она слышит: «Мои бумаги важнее тебя, и так будет всегда».

Однако дети растут, развиваются и взрослеют, и тогда мы начинаем учить их тому, что всему должно быть свое время; пообщавшись с родителями, нужно оставить их в покое, ведь у них и в самом деле уйма дел. Совершенно правильно, что дети не имеют права вторгаться в комнату родителей по любой прихоти и капризу. Детей этому обучить легко при одном непременном условии: они должны убедиться в том, что мы — доступные родители, поскольку действительно желаем их слышать. Если дети видят это, наши отношения в относительной безопасности.

Один бизнесмен, знакомый мне лично, закрыл дело и уехал из престижного пригорода. На новом месте он приобрел пекарню. Выпекать хлеб — дело нужное, и оно отнимает у него много времени, однако бывают в его рабочем графике и «окошки», и тогда он наслаждается общением с семьей. Я спросил, почему он решился на такое.

Дело было вот как. Однажды, когда мой друг, его жена и дети куда-то ехали, сын обратился к матери, спрашивая у нее, с каким счетом закончился такой-то баскетбольный матч.«И вдруг меня осенило. Ба, такой вопрос сыновьям прилично задавать отцу, а не матери! Я был сражен. Это было как откровение. Выходит, я утратил нечто очень важное, раз дети задают все вопросы матери. Мама для них — первый человек. Она все время с ними. Она заслужила доверие детей. И дело не в том, что жена знала счет этого злополучного матча, просто я был в нокауте потому, что мои дети не принимают меня в расчет как доступного собеседника. Меня или нет дома, поскольку я в командировке, или я дома, но очень занят. Вот как они думают обо мне. Сегодня так, завтра так, а послезавтра они уже привыкают: «Не говорите папе о всякой всячине, он слишком занят, ему это вовсе не интересно».

Потрясающее переживание заставило моего друга изменить свою жизнь. Теперь он доволен, у него есть время слушать и слышать своих детей. Он пошел на решительные меры, чтобы дать детям то, что казалось Давиду, царю Израиля, очень и очень важным, о чем он когда-то давным-давно говорил: «Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня» (Пс. 119:1).

До отца легко достучаться, если он обладает одним очень важным качеством, которое я называю безусловным принятием. Иначе говоря, дети и подростки охотнее пойдут на диалог с тем отцом, который уважает их личность, принимает их, не ставя никаких условий.

Длинные волосы, затертые джинсы, оглушительная музыка и множество иных символов и атрибутов юного поколения проложили пропасть между столькими отцами и детьми, что и не вообразить. Я встречал отцов, которые не могли начать разумной беседы о животрепещущих проблемах с сыновьями только лишь потому, что у тех был неподобающий внешний вид. Давайте рассмотрим как иллюстрацию трагическое признание, которое сделал репортерам перед всемирной серией матчей 1975 года Спарки Андерсон, менеджер мирового чемпионата Цинциннати Редз.

«Это было почти два года тому назад. Я велел подстричься моему сыну, Ли, — начал Андерсон. — Волосы у него были длинные и собирались в хвост, как у пони. Я велел ему подстричься до моего возвращения домой. Ну вот. Когда я вернулся, он так и не подстригся. Ли был в гараже — стоял на коленях и чинил свой мопед. Вижу — волосы прежней длины, я снова велел ему подстричься, а он заладил: нет да нет.

Мне все никак не удавалось его уломать. Я понял одно: если мне надо, чтобы он подстригся, я должен перейти черту и поколотить его собственными руками. А я этого не хотел. Вот почему я уступил. Я отстранил его от себя. Я не общался с моим мальчиком целый год. С матерью он общался, это да, но не со мной. Так я потерял сына».

Андерсон не видел разницы между личностью сына и его внешностью. Свои отношения с мальчиком он обусловил совершенно несущественными требованиями. Все, что он хотел через слова и поступки передать сыну на самом деле, можно выразить словами: «Соответствуй моим стандартам, считайся с моими ценностями, будь моей копией, и только тогда я приму тебя».

Я уверен, за рассуждениями Андерсона кроется замешательство, непонимание данной ситуации. Он ставит знак равенства между длинными волосами и мятежом. Может быть, в его представлении длинные волосы у сына — это признак женоподобия. На самом же деле они стали символом его поражения в роли отца или чего-то подобного по мнению Спарки.

Обдумывая печальную главу из истории отношений с сыном, бейсбольный менеджер как бы рассылает всем отцам повсюду послание такого содержания: «Не надо навязывать детям свое мнение. Я сам занимался этим и знаю, чем это кончается. Вот Ли со своими космами. А вот я, представляющий сына коротко подстриженным. Когда мы спорили в гараже, я сказал: «Наступит день, и ты еще зауважаешь меня как отца». Он тут же ответил: «А я и так тебя уважаю». Я не понял, как он мог такое говорить, когда у него на голове космы. Мне стыдно за себя. Тогда я вел себя, как мальчишка, а он — как отец. У меня не хватило мужества, чтобы стать достойным отцом своему сыну».

Исаак, сын Авраама, войдя в возраст, стал отцом двоих сыновей. Исаак позволял себе относиться к одному из своих детей с большей симпатией, чем к другому. В те дни обычаи не осуждали такого разделения в семье, хотя его в любое время и в любой культуре вряд ли можно назвать разумным. Исав, старший сын, Исааку нравился больше, чем Иаков, младший. Что-то такое было в Исаве, что сильно привлекало к нему Исаака. Скорее всего, Исав, замечательный охотник, внешне выглядел весьма мужественным. К Иакову отец чувствовал меньшую привязанность. Иаков в чем-то не соответствовал его представлениям о сильном человеке. Исаак просто не мог принять Иакова.

Такое предубеждение Исаака, основанное на внешнем представлении, нанесло урон всему семейству. Когда Исаак лежал на смертном одре и пришло время передать наследство любимому сыну, его стареющая жена и менее привечаемый сын, Иаков, вступили в сговор с тем, чтобы обмануть старика. Заговорщики постарались не забыть ни об одном из внешних признаков, которые влекли Исаака к Исаву: блюдо, которое любил Исаак, руки, покрытые козьей шкурой, чтобы напомнить старому Исааку о волосатых руках старшего сына, и все нужные фразы. И одряхлевший, слепой Исаак попался на крючок, поскольку оценивая детей, он опирался на их внешние качества как на постоянную основу для своей системы ценностей.

Здесь исток всех семейных распрей, длившихся на протяжении многих лет. Исаак заложил основу, опираясь на которую Иаков и привлекал к себе внимание и получал выгоду обманом и ложью. Иаков покинет родной дом, но еще долго будет тянуться за ним шлейф бесчестия. У данного библейского рассказа совершенно прозрачная мораль: если мужчина судит о детях, ориентируясь только на их внешние признаки, и это начинает влиять на его отношение к детям, он неизбежно внесет в семью неустройство, способное пережить его самого. Очень плохо, что Исаак не понял того, что в свое время дошло до Спарки Андерсона.

Отцам больше всего хотелось бы, чтобы их дети жили, как они сами, уважая старших, во всем соглашались с ними. Действительно, нам не очень нравится, что сын предпочитает не ту модель автомобиля, которую лучшей считаем мы. Мы приходим в замешательство, если дети начинают отвергать наши музыкальные вкусы в угоду другим. Годы идут, и мы с болью в душе смиряемся с тем, что отношение наших детей к успеху в жизни отличается от нашего, и, может быть, значительно. Все эти аспекты реальности и многие другие, не перечисленные, наполняют наши сердца беспокойными, нелегкими внутренними переживаниями. Мы ошибочно воспринимаем независимое мышление наших детей за способ отвергнуть реальную действительность и даже как бунт против себя. И когда мы забываем молить Бога, чтобы дал нам достаточно выдержки и осторожности, то начинаем раздражать своих сыновей и дочерей. Наши беседы «зацикливаются» на поверхностных проблемах, мы смущены, приведены в замешательство и даже сбиты с толку их образом жизни и отношением к жизни.

Мало-помалу мы выстраиваем крепостные валы вокруг запретных для обсуждения тем, превращая их в «священных коров». Еще задолго до того, как дети — подобно Иакову — начинают лгать, вкладывая в наши уши только сладкие речи, мы уже потеряли их. Задушевные беседы по существенным, важнейшим, глубинным вопросам под гнетом внешних условий происходят все реже и реже.

Ни в одном руководстве по эффективному отцовству вы не найдете формулы, указывающей, насколько ценностные ориентации детей могут и должны отклоняться от ценностных ориентации родителей. Да и вряд ли такую формулу можно вывести, поскольку она в принципе невозможна. Ответ на вопрос подскажет только молитва.

Один из моих друзей, миссионер, отец троих прекрасных сыновей-подростков, носивших длинные волосы, поделился со мной тем, как он докопался, по его мнению, до существа проблемы. Он усадил сыновей и изо всех сил постарался быть с ними откровенным. «Мальчики, с одной стороны, ваша прическа старшим кажется просто отвратительной. Но, с другой стороны, без нее вас отвергнут ваши сверстники, поэтому я вынужден принять ее. Если вы носите длинные волосы только потому, что это модно — ладно. Но если вы таким способом идете против меня, хотя и живете в моем доме, я начну разбираться с каждым из вас по отдельности и, если надо, буду разбираться вплоть до тех пор, пока не уложу на пол и сам не подстригу мятежника».Сыновья заверили отца, что уважают и любят его, и потом, если не считать добродушного подшучивания, к этой теме в семье никогда не возвращались. Вот почему, наверное, эти дети, живущие теперь в разных частях света, стараются использовать всякую возможность, чтобы посетить родительский дом. Детей в этом доме принимали такими, какие они есть, даже если они и не выглядели так, как того хотелось их родителям.

Мудрость — это дар Божий. Мудрость помогает нам видеть истинные проблемы. Во всеоружии мудрости отцы открыты и доступны. Они сами твердо стоят на ногах и не отвергают своих детей. Они не посылают детям сигнала занятости лишь потому, что им в детях что-то не нравится.

Отец, чей слух обострен и чья мудрость учит принимать своих детей такими, какие есть, обладает еще одним, последним в нашем описании, качеством доступного отца. Назовем это качеством быстрой реакции. Если использовать еще одну аналогию с телефонной связью, он не досаждает детям, требуя «повисеть на линии».

Была полночь, когда Крис позвала меня. Едва заслышав ее крик: «Папа!», я выпрыгнул из постели и кубарем скатился вниз, в ее комнату. У нее беда. Крис приснился страшный сон, от пут которого она с трудом избавлялась, отделяя реальное от фантастического и приходя в себя.

Почему она позвала папу? Потому, что у нее выработался условный рефлекс: когда теряешь покой, папа всегда успокоит. Юная душа распространила этот универсальный ответ на все трудные положения: обратись к папе — он поможет. Вот почему она позвала меня и вот почему я пришел.

А что если я захочу умалить значение «глупого сна». Предположим, я закричу сверху: «Что с тобой?» Когда она ответит, что ей не по себе, страшный сон привиделся ей, я отвечу, предположим, так: «Да брось ты. Забудь об этом! Все будет хорошо, иди спать».

Но что это означало бы в действительности? Может быть, следующее: «Не впутывай меня в свои глупости, выбрось их из головы. Ты еще мала и глупа, а твои сны — еще глупее, забудь про них. В любом случае оставь меня в покое. Я хочу спать».Но ничего такого я не сказал. Я понял, что моя реакция на детскую беду чрезвычайно важна. Снова обращаюсь к Давиду, к тому, что он понимал под словом безопасность, и читаю его слова: «Ибо Он одесную меня; не поколеблюсь». Может быть, когда маленькому Давиду снился страшный сон, отец приходил к нему и успокаивал. Теперь он возмужал, и жизнь ему кажется страшным сном. Хорошо, что он инстинктивно привык звать на помощь своего отца, но теперь на выручку приходит не Иессей, а Небесный Отец, Который помогает всегда.

Все успешные отцы понимают, насколько важна их мудрая и гибкая реакция на призывы детей о помощи. Никакого зуммера занятости. Никаких отговорок: «Ждите ответа… Ждите ответа… Ждите ответа…»

Часто наши дети становятся именно такими, какими мы творили их. Долгие годы в этом мире более значимых фигур, нежели мы, у них нет. Наши мнения для них самые авторитетные. Реакции родителей на то, как с первых дней жизни дети взаимодействуют с миром, накладывают почти неизгладимый отпечаток на их личность и мировоззрение.

Возьмем, например, отношение к желанию ребенка выразить себя. Отважное дитя сочинило стихотворение и желает рассказать его. Воодушевленное, оно приносит свое творение в гостиную, где расположилась вся семья. Словесные обороты шершавы, речь невнятна, а основная мысль столь наивна, что взрослым становится очень забавно. Но делясь сокровенным, дитя раскрывает нараспашку свою душу. Здесь крайне высока ответственность взрослых, здесь крайне легко ошибиться и взять неверный тон. Ребенок совершает первую пробную попытку найти себя, выразить себя и, естественно, получить положительную оценку.

Подходящий ответ — только аплодисменты. И пусть стихотворение малыша само по себе полнейшее ничто, от этого оно не перестает быть ценным, поскольку оно — продукт творчества и именно поэтому нуждается в аплодисментах. Но всегда находятся папаши, отвергающие подобный опус, отпускающие шуточки и высмеивающие его, то есть фактически — автора, и всего этого вполне довольно, чтобы ребенок уже никогда в жизни не взял пера в руки, чтобы написать еще одно стихотворение.

Творчество — нечто деликатное и нежное, хрупкое и ломкое, как появившийся из земли росток, и возрастающее лишь при соответствующем уходе. Правильно ли мы ведем себя, когда молодежь выдает оригинальные творческие идеи, обнаруживает соответствующие способности? Не надо льстить, восхваляя качество там, где его нет. Но в самом начале высокая оценка дается уже за то, что была предпринята сама попытка.

Быстрый родительский отклик требуется детям не только в моменты творчества, но также и тогда, когда детям все вокруг кажется скучным и дурным, отвратительным и неприятным. «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего» (Пс. 60:2). Давид приходил к Богу, своему Небесному Отцу с открытым сердцем, поскольку в точности знал, что Бог ответит на его обращение справедливо и премудро. Терпел ли Давид горькое поражение или находился в лучах славы, Бог для него был всегда достижим.

Ребенок десяти лет, играющий в гостиной, нечаянно роняет лампу и разбивает ее керамическую подставку. Он знает, что лампа очень дорога родителям, и, основываясь на прошлом опыте, не сомневается, что те выйдут из себя, когда найдут разбитую лампу. Все это ребенок воочию представляет себе, рассматривая осколок. Думая о выходе из создавшейся обстановки, он забывает об исповеди. Он видит, что лампу можно повернуть к стене так, что поврежденное место на подставке не будет бросаться в глаза. Вместо того чтобы честно повиниться перед строгими родителями, он хочет упрятать концы в воду.

Однако следующие несколько недель провинившийся ребенок живет в страхе в ожидании дня, когда кто-то обнаружит дефект. Всякий раз, когда он видит, как папа или мама подходят к лампе, чтобы включить или выключить ее, он весь напрягается — неужели сейчас наступит момент истины. Чем дольше секрет остается нераскрытым, тем больший незримый клин вбивается между ним и родителями. Ему уже не так радостно бывать в гостиной, особенно когда там находятся папа и мама. В этой комнате врагами его стали даже предметы, потому что они объединились в его сознании с лампой, которая когда-нибудь да предаст его. Тяжесть тайных страданий ребенка перестает соответствовать их поводу. Однако неприступность родителей в это тяжелое для ребенка время, «когда сердце изнемогает», охлаждает у него всякое желание признаться.

Не так давно Гейл и я услышали звук бьющегося стекла, донесшийся из нашей гостиной. Прибежав туда, мы увидели нашу дочь стоящей на столе, где она пыталась достать мяч. Ее нога запуталась в шнуре, а лампа — приз, присужденный мне и Гейл, валяется на полу. Стеклянный абажур разлетелся вдребезги. Где-то в глубине души у меня шевельнулось желание немедленно разгневаться. Я уже готов был спустить все пары, потому что Крис играла в мяч в том месте дома, где такая игра категорически запрещалась. Она заслужила, думал я, того, что мои инстинкты призывали меня исполнить.

Но, с другой стороны, по ее физиономии с первого взгляда было видно, что она прекрасно понимала свою вину. Она встала передо мной на колени и замерла в ожидании возмездия. Я же всем сердцем чувствовал, что она балансирует на лезвии бритвы между доверием ко мне, искренним раскаянием, с одной стороны, и защитной стойкой, пререканиями со вставанием на дыбы — с другой. Мой гнев спровоцировал бы ее на самооправдание, мое прощение дало бы ей возможность для правильной и искренней самооценки.

Почему нам трудно прощать детей так, как мы, взрослые, совершив ошибку, отчаянно просим простить нас? Должно ли быть наказание за нечто, совершенное нечаянно, непреднамеренно, пусть даже первое действие проступка и можно назвать актом неповиновения? Мой гнев улетучился, я взял Крис на руки и погладил ее. Слезы градом покатились у нее из глаз, так ей было печально. Теперь-то до нее дошло, почему мы не играем в мяч в гостиной. Но кроме всего прочего она поняла нечто более важное. Я оказался доступным тогда, когда она совершила греховный поступок. Я хотел бы, чтобы в будущем, когда ее огрехи станут более драматическими, она вспоминала о реакции отца на разбитую лампу. Я хотел бы, чтобы она инстинктивно звала меня по имени, зная, что я доступен и гибко, исходя из конкретной ситуации, отреагирую на нее.

Доступность отцов в то время, когда их дети еще малы, уменьшает число патологических защитных механизмов, которые могут сформироваться у них. Если наносить им сокрушительные удары в горестные моменты, они разовьют необыкновенную способность уходить от ответственности, оправдываться или не признавать своей вины ни за что. Какому отцу такого захочется? Много лучше, если дети найдут нежный отклик отцов, успешных отцов, именно в тот момент, когда детские сердца испытывают искреннее раскаяние. В горестные моменты нельзя включать сигнал о занятости.

В том, что прозвучит далее, нет никакой иронии или парадокса. Чем более мы доступны, тем быстрее приходит день, когда нашим детям не надо уже стремглав бежать за помощью к нам. Ибо отец слушающий, принимающий и реагирующий одобрительно способствует быстрейшему духовному росту своих детей. Когда дети «набирают» номер своего отца, линия связи должна быть свободна. Они должны быть уверены в том, что он обязательно отзовется, отзовется без промедления. Это придает им силы, когда они, стараясь быть самостоятельными, добиваются нашего одобрения. Они развиваются быстрее и становятся более здоровыми. Развиваясь, они призывают отцов на помощь все реже и реже. И пусть иногда они идут тупиковыми путями — в поисках истины они научатся самокритике. Они перестанут зависеть от нас. Но они все равно будут помнить, что где-то есть человек, который никогда не ответит на их нужду зуммером занятости.

Неприступный отец тормозит развитие детей. Они ищут внимания папы, но у папы «реле с ячейкой шалят» и до него не дозвониться. Они ждут указаний, исправлений, уверенности в будущем, но не находят. Они желают получить оценку своих взглядов на мир, и здесь провал. В подобных условиях дети отстают в развитии, зачастую болезненно. Психологически и эмоционально они еще долго — дети, хотя биологически уже созрели. В конце концов, получив множество сигналов занятости, они «набирают» другой номер. Именно в этот момент рушатся все мосты.

Писатель Эм Гриффин с большой горечью повествует о том, какие печальные плоды приносит неприступность отцов. В книге «Преобразователи души» он разбирает современную песню «Колыбель для кошки». (6) Вот слова этой песни:

У меня родился сын без году неделя.

Показался ему свет чистой колыбелью.

Папой Карло я пахал и платил по счету.

Начал он ходить, а я — весь увяз в работе.

Что впервые молвил он — услыхал последним,

А такие вот слова выслушал я первым:

«Я таким же буду, па, я таким же стану».

Вот, сынок, «Корзиночка»,* сядь-ка в уголочке.

Одинешенек-один и на сердце ночка:

«Папа, папа, мне когда ждать тебя с работы?»

«Сам не знаю, но потом будем без заботы!»

Десять минуло ему без году неделя.

И, приняв в подарок мяч, он воскликнул: «Верю,

Ты покажешь мне игру лучше чемпиона!»

«Не могу, потом, потом» — снова оборона.

Улыбнулся сын — «О’кей» и ушел в печали.

Той улыбки, этих слов мне забыть едва ли:

«Я таким же буду, па, я таким же стану».

Вот, сынок, «Корзиночка», сядь-ка в уголочке.

Одинешенек-один и на сердце ночка:

«Папа, папа, мне когда ждать тебя с работы?»

«Сам не знаю, но потом будем без заботы!»

Вот окончил сын колледж без году неделя:

«Радость эту вместе мы, думаю, разделим.

Я, сынок, горжусь тобой; сядь-ка, молви слово…»

Он качает головой, улыбаясь снова:

«Мне хотелось бы, отец, все закрыть ключами.

Слышал, воры тут у вас шастают ночами.

Ну, пока, отец, пока. Я пойду к машине…»

Вот, сынок, «Корзиночка», сядь-ка в уголочке.

Одинешенек-один и на сердце ночка:

«Папа, папа, мне когда ждать тебя с работы?»

«Сам не знаю, но потом будем без заботы!»

Позвонил ему в Гонконг без году неделя

(я давно на пенсии, я сижу без дела):

«Без тебя, сынок, грущу. Может быть приедешь?»

Он ответил мне: «Ага, если будет время.

Понимаешь, у меня новая работа,

В доме грипп, болеют все и полно заботы.

Ну, пока, отец, пока. Мне звони всегда ты…»

Трубка брошена, Конец. Вот теперь я понял:

Стал похожим на меня, стал сынок такой же.

Вот, сынок, «Корзиночка», сядь-ка в уголочке.

Одинешенек-один и на сердце ночка:

«Папа, папа, мне когда ждать тебя с работы?»

«Сам не знаю, но потом будем без заботы!»

* Детская игра: бечевку, натянутую на пальцах одного играющего, надевают на пальцы другого, получая при этом различные фигуры. — Прим. перев.

Для Давида, царя Израиля, доступность означала личную, без посредников, прямую связь с Небесным Отцом, ставшим прекрасным образцом Хорошего Отца.

«Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его» (Пс. 4:2 -4).

С Небом линия связи свободна; линия связи свободна и в семье мудрого отца.