Четвертый принцип

Если я мудрый отец… то лишь потому, что я обучаю своих детей мыслить, принимая в расчет прошлые и будущие проблемы, и веду детей к мудрости, формируя их жизненную позицию и стремление к высшим целям; я любящим сердцем ограждаю души детей от вредных влияний и желаний, которые препятствуют их развитию.

12. Воздвигаю великий храм

Может быть, вы слышали притчу о трех каменщиках. Однажды у них спросили, чем они занимаются. Первый работник заявил, что кладет кирпичи. Второй сказал, что строит стену. И только третий проявил истинное уважение к своему труду, ответив: «Я воздвигаю храм».

Если наугад задать двум отцам вопрос, как они понимают свою роль главы семьи, можно получить столь же несходные ответы. Один скажет: «Обеспечиваю семью средствами к жизни». У второго по тому же предмету другая точка зрения: «Воспитываю * детей». (* Игра слов: по-английски to raise означает как «воздвигать», так и «воспитывать». — Прим. перев.) В первом случае отец в семье — кормилец. Во втором — отец видит свое истинное предназначение: он участвует в формировании души — воздвигает храм, вырабатывает в детях черты характера, угодные Богу.

Формировать душу. Это чем-то напоминает труд скульптора, высекающего, режущего, ваяющего произведение искусства из «строительного материала». Можно ли провести аналогию между трудом скульптора и трудом мудрого отца? Если да, то что именно хороший отец старается вылепить, выразить в конкретной форме? В век развития технологии на этот вопрос, скорее всего, ответят так: отец должен вырастить ребенка мастером, профессионалом, в частности, инженером, ученым, писателем, врачом или кузнецом. Однако искусство, мастерство не относится к разряду библейских приоритетов. По Библии, главное отцовское призвание — привить детям должное мировоззрение и стремление к высшим целям. Важнее дух, нежели искусство и мастерство.

Изображая высочайшие уровни духовного развития человека, ветхозаветные писатели выдвинули на первый план мудрость. Писатели новозаветные, устремляясь умом и сердцем к величайшим духовным целям, осветили идею Христоподобия, иначе говоря, идею нашего уподобления Христу. Все библейские авторы говорят об одном — о высокой нравственности. Мудрый уподобляется Христу; того, кто подражает Христу, посещает мудрость.

Нигде в Библии не уделяется столько внимания процессу формирования человеческой личности, как в Книге Притчей. В Притчах нашло свое отражение великое учение о морально-этических нормах жизни. Размышления авторов о воспитании в детях мудрости красной нитью пронизывают всю Книгу Притчей.

Желая указать на добродетели премудрости, Соломон представляет ее в образе женщины, которая взывает к сынам человеческим: «Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Прит. 8:35,36).

Это послание мудрости не требует комментариев. Если ты хороший отец, то прививай своим детям мудрость, поскольку она наполнит их жизнь высочайшим смыслом. Если ты не станешь этого делать, их поглотит жизнь, полная конфликтов, несправедливости и напрасных достижений.

Что значит мудрость для Соломона? Мудрость для него _ это способность верно судить обо всем, делать правильные умозаключения. Мудрость, произрастая из духовных глубин, позволяет человеку находить самое удачное применение своим знаниям, умениям и правильно действовать в любых обстоятельствах. Мудрый человек способен удачно реализовывать свои потенциальные возможности и получать от этого удивительную радость в полном соответствии с замыслом Божьим. Прививая ребенку мудрость, ты передаешь ему сокровище, которое сделает его неизмеримо богаче самых богатых людей в мире. Вчитавшись в послание мудрости из Прит. 8:35, находишь, что Соломон здесь ясно дает понять, что мудрость не есть врожденное или инстинктивное свойство. То есть мудрость врожденной не бывает. Мудрость вначале принимают как дар, затем упражняются в ней, а потом руководствуются ею. В основу человеческого бытия мудрость вплетается постепенно. И чтобы стать по-настоящему мудрым, надо пережить многое.

Мудрый человек умеет владеть собой. Он предусмотрителен. Он находит решения с дальним прицелом. Он ощущает насущную потребность в связи с Небом. Он живет осмысленно и знает, как достичь цели своей жизни. Он чувствует свои слабости, понимает, как среда может влиять на него, поэтому проявляет достаточную зрелость и выдержку, чтобы не быть игрушкой в чужих руках. Наконец, ему известно, как служить людям, он жаждет общения с живым Богом. Если мудрость такова, то кто из нас не пожелает воспитать ее в своих детях?

Вот почему человек, стремящийся быть хорошим отцом, обязан задуматься над следующими вопросами. Что значит воспитать в детях мудрость? Что значит сделать их похожими на Христа? Как этого добиться? И как проверить, достигнута ли цель? Ведь наступит и такое время, когда последнее слово останется за ребенком. И еще одна важная проблема. Как успеть отцу, пока не поздно, научить детей находить верные решения и стремиться к жизни, исполненной мудрости?

В поисках ответа я исследовал все, что написал по данному предмету автор Книги Притчей, и открыл следующее. Соломон утверждает, что перед отцом стоят три ключевые задачи, решение которых ведет к достижению обозначенной цели. Первое, Соломон советует отцам осознанно ставить и решать задачу формирования детских привычек и желаний. Назовем это наставлением детей. Второе, Соломон настойчиво призывает отца способствовать правильному духовному поведению, то есть развивать и укреплять способности детей действовать в духе мудрости и Христоподобия. Третье, Соломон считает, что детей необходимо наказывать, чтобы столкнуть их с плодами злонравия — их безрассудного поведения. Улучшайте, обогащайте свои отцовские познания и умения, исполняя эти правила, и вы с полным правом сможете называться мудрым отцом.

«Делай раз… делай два… делай три… делай…»

Соломон утверждает, что поведение взрослого человека во многом зависит оттого, чему его научили в детстве. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит. 22:6). Много столетий спустя корифеи науки подтвердили, что автор Книги Притчей совершил настоящий прорыв в понимании значимости воспитания. Они согласились, что характер и личность взрослого человека в основных чертах складываются уже к девятому году жизни. Ученые умы пришли к одному интересному выводу: то, что человек ценит на третьем и четвертом десятилетии своей жизни и какой совершает выбор, зависит оттого, что было посеяно в его душе в детстве, в первые восемь лет.

Почти все страницы нашей книги в той или иной степени посвящены вопросам воспитания. Отец воспитывает, дисциплинирует, наставляет детей, становясь для них живым образцом поведения, вырабатывая у них определенные трудовые навыки, доверяя им самостоятельную работу. Любой, даже самый незначительный эпизод в ходе общения отца с детьми можно считать элементом учебно-воспитательной работы.

Непрестанная тренировка, упражнение, обучение и воспитание — это сложный творческий процесс, в ходе которого у ребенка формируется комплекс привычек, ценностных ориентации и в целом жизненная позиция, основанная на определенном мировоззрении. Это возможно, если мы трудимся день и ночь. Одна наша подруга, по специальности врач-физиотерапевт, проводя лечебные процедуры парализованным больным, берет за основу тот же принцип. Она знает из практики, что парализованную конечность можно«оживить» при помощи определенных постоянных действий и упражнений. Весьма поучительно наблюдать за тем, как ей удается вернуть людям возможность движения, нарушенную после инсульта или грубых нервно-мышечных поражений. Она добивается этого во многом так же, как и родители, наставляющие детей: упорным, постоянным повторением определенных действий.

В практике воспитания детей происходит нечто похожее. Мы поступаем так же, когда непрестанно, как заправский физиотерапевт, даем им ощутить, познать реальную жизнь на собственном опыте. Такой опыт мало-помалу усваивается, осознается, становится привычным. Ложиться спать в одно и то же время, узнавать членов семьи и поддерживать навыки опрятности — этому первым делом мы учим своих детей. Мы применяем главные воспитательные приемы:

1) повторение

2) закрепление

3) подкрепление.

С их помощью обучают здоровым привычкам, отрабатывают определенные действия, стереотипы поведения, без которых зрелую личность представить невозможно.

В детстве мы жили недалеко от оживленного проспекта, переходить который мне строго-настрого запрещалось. Мое любопытство от этого лишь распалялось, и я находил все новые и новые поводы, чтобы увидеть и исследовать таинственную другую сторону улицы.

Там находились магазины, в которых моя мама покупала продукты. Но вот я немного подрос, и мама стала готовить меня к тому дню, когда я смогу пересекать проспект и делать покупки самостоятельно. Дело было так.

Первый этап моей учебы — меня учат, что улица полна опасностей. Мама внушает мне нормальное отношение к жестокой реальности, состоящей в том, что неосторожные дети нередко отправляются на тот свет. Все остальные этапы подготовки будут относительно бесполезными, если маме не удастся внедрить в мое сознание именно этот факт. Наконец, я начинаю это понимать.

Второй этап моей подготовки — переход через проспект, держась за мамину руку. Я смотрю, как она, соблюдая правила уличного движения, принимает то или иное решение в зависимости от ситуации. Этот этап тянется около двух лет, пока я окончательно не осознаю, что перейти страшную улицу с минимальным риском для жизни можно только одним, должным образом.

Мама — женщина проницательная; временами, когда переходить улицу мне доверяется самому, она позволяет мне вести ее за руку. Для ребенка это дело великое, и на «повышенную» ответственность я реагирую с восторгом. Когда я принимаю неверные решения, мама тут же поправляет меня. По окончании этого, третьего по счету, этапа формирования навыков, настает время для следующего.

Четвертый этап моих упражнений — переходить улицу мне разрешается одному, однако мама стоит на тротуаре и, как диспетчер, управляет моими действиями — когда идти, когда возвращаться. Довольный собой, я захожу в магазин, покупаю хлеб и молоко, а затем под ее неусыпным взором перехожу страшный проспект.

Дальнейшее усложнение процесса моего обучения — мать стоит у дверей нашего дома и наблюдает за моими действиями. Я уверен, что наступит день, когда мама скажет мне: «Сынок, сходи в магазин и купи молока». Выпускной день! Мама не будет больше держать меня за руку, не будет стоять на обочине или даже просто наблюдать за мной из дверей нашего дома. Она поймет — с этим делом я справлюсь. Но всегда будет кричать мне вдогонку, как и положено всем мамам: «…и будь осторожен!» Вот это и есть наставление!

В третьей главе Книги Притч автор так определяет задачи укрепления дисциплины:

«Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, — и они будут жизнию для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, не будешь бояться; и когда уснешь, сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим, и сохранит ногу твою от уловления» (3:21-26).

Мы воспитываем детей на основе библейской мудрости, благочестия и простого здравого смысла. Как мы этого добиваемся, в чем конкретно мы наставляем их? Самый простой ответ состоит в том, что мы формируем у них полезные привычки и автоматизмы.

Привычками здесь и далее мы будем называть те или иные обыденные действия и поступки, которые становятся настолько постоянными, что о необходимости совершать их мы уже не задумываемся. Часто простое повторение одних и тех же действий и поступков порождает привычки и сохраняет их в силе. Если любовь к порядку становится психической установкой с самого раннего детства, она порождает привычную аккуратность. Другой пример — привычка вставать рано. Склонность помогать по дому, желание учиться, верность и постоянство — все это привычки, или вторая натура, которую мы можем формировать в детях, стоит им только появиться на свет Божий.

Автоматизмами назовем разные формы непроизвольного, машинального поведения, реакций на окружающие обстоятельства. Мы помогаем детям стать скорее «водителями ритма» и дирижерами, нежели воинами; мы приучаем их сдерживать характер, когда другие позволяют себе мстить. Такое свойство, как вежливость, может быть одновременно и привычкой, и автоматизмом. Это связано с тем, что желательные действия повторяются, произносятся или производятся еще и еще, пока не превратятся в автоматизмы. Глядя на родителей, дети копируют их действия и поступки и, наконец, усваивают их как органическую часть своего бытия.

Говоря о систематическом воспитании детей, а это родительский труд уже на более глубоком уровне, мы имеем в виду формирование их поведения, ценностных реакций. Своим повседневным примером и неутомимым наставлением отцы учат детей находить мудрые решения в различных жизненных обстоятельствах. Только в первые годы жизни детей можно обеспечить полный контроль над их нравственным окружением. После этого мы только полагаемся, увы, иначе нельзя, на нравственную чистоту, здравомыслие и крепость оценочных реакций детей, подсказывающих им самостоятельные решения.

Марк и Крис рассказывают мне об одном мальчике из их школы. В материальном отношении отец не отказывает ему ни в чем. Замечу, что о бассейне, мобильных телефонах, видеотехнике, каникулах на Гавайях и Бермудах, которые доступны их однокласснику, мои дети отзываются особенно почтительно. Первое время меня задевает, что я не в силах обеспечить всем этим своих детей, которые, кажется, завидуют этому мальчику. Позднее, на каком-то школьном вечере, у меня появляется возможность проследить за поведением ребенка, который имеет «все». Вот он ставит подножку проходящему мимо ученику. Вот он бьет по руке какую-то девочку. Я вижу, что он без умолку трещит, пытается все время выделиться, попасть в центр внимания, добиваясь этого любой ценой. И понимаю наконец, что мальчик на самом деле получил от папы не все. В отношении «и белки, и свистка» такой отец побьет вас по очкам, но трагически отстает в другом — он не воспитывает в детях мудрости.

Я поражаюсь тому, насколько отличается шкала моих ценностей от шкалы ценностей Марка и Крис. По глупости они поддаются тому обманчивому впечатлению, которое производит дом их одноклассника — полная чаша материальных благ и всяких удовольствий. Мы смотрим на этого мальчугана с разных сторон: Марк и Крис считают, что он счастливчик, я же вижу, что над этим счастливчиком собираются тучи.

Все это еще раз напоминает, сколь многое мне предстоит сделать, чтобы обеспечить формирование правильных ценностных реакций у детей. Лишь тогда, когда они поймут, что личное счастье не в материальном изобилии, а в благодати и общении, я посчитаю свою задачу выполненной.

Наконец, мы воспитываем детей и тогда, когда помогаем разобраться в их стремлениях, в вопросах о смысле и цели жизни, о высшем предназначении. В этом, третьем измерении, воспитание не касается будущего рода занятий и положения в обществе, которое займут дети, став взрослыми. Отцы должны позаботиться о воспитании чувства собственного достоинства у детей. Это чувство позволит им задуматься о своем будущем, о возможности внести свой вклад в какое-то дело. Побуждая детей выходить за пределы своего «я» и помогать другим людям, можно навести их на мысль о призвании врача, пастора или духовного наставника. Настраивая детей на исследование мира и совершение фантастических открытий, можно способствовать росту их способностей в области науки и техники. Развивая творческие наклонности сына или дочери, можно как бы установить верстовые столбы на их пути в мир искусств. Однако подобная «профессиональная ориентация» детей начинается, прежде всего, с формирования у них чувства собственного достоинства, когда они убеждаются в том, что чего-то стоят и могут оказаться полезными работниками на ниве Божьей.

При этом детям нужно ясно и глубоко понимать, что Бог видит смысл их жизни в том значительном воздействии, которое они должны произвести на общество. Но многие ли дети слышат молитвы отцов об их будущем? Призываем ли мы своих детей к возвышенному, повелеваем ли день ото дня искать мудрости Духа Божьего для принятия здравых решений? Разве мудрость не учит нас вызывать у ребенка здравый страх перед будущими ошибками? Жизнь настолько ценна, что швыряться ею попусту очень глупо.

Если хорошие привычки, автоматизмы, лучшие качества характера и чувство собственного достоинства укоренились в детях настолько, что мы убеждены в их успешном старте на пути к приобретению мудрости, можно успокоиться. Мы научили детей и задали направление их дальнейшей деятельности, поставили на путь истины, с которого они, будем надеяться, не сойдут, если он окажется трудным. Так, по крайней мере, понимал Соломон. Учите их снова… и снова… и снова…

Боль учит всех, кого касается

Несомненно, когда Иосиф, сын Иакова, вступал в должность первого министра Египта, состоялись какие-то грандиозные торжества и пышные церемонии, хотя протокола той инаугурации * не осталось. (* Вступление в должность. — Прим. перев.) Иосиф, которому тогда пошел тридцатый год, за время долгого пребывания в мрачной темнице успел отвыкнуть от большого числа людей. И вдруг, вознесенный на второе место в иерархии власти самой мощной мировой державы того времени, он становится средоточием всеобщего внимания.

Решение ввести Иосифа в высшие слои общества было принято буквально в считанные дни. До фараона дошло откровение Божье, что его народу предстоят тревожные, беспокойные годы. Способность Иосифа толковать сны помогла египетскому царю решить, что для принятия и воплощения в жизнь законов, способных сохранить будущий урожай хлеба, чтобы затем, когда нагрянет голод, выдавать его по строго определенной норме, понадобится необыкновенная мудрость и неограниченная власть. Какими качествами должен был обладать человек, убедивший народ хранить избыток хлеба, чтобы не умереть от голода в случае неурожая?

Вот о чем думал фараон, расспрашивая своих советников: «Найдем ли мы человека, способного взяться за такой огромный труд?» И такой человек нашелся — им был Иосиф.

«Так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» — сказал ему фараон.

Но как Иосиф приобщился к мудрости? Сказать, что мудрость его от Бога, мало. Мы должны понять, как Господь преподавал Иосифу уроки мудрости. Шаг за шагом мы проследим с вами за долгой чередой пройденных Иосифом испытаний, научивших его снова и снова восстанавливать свои физические и душевные силы.

Начнем с того, что к исполнению обязанностей первого министра египетского правительства Иосиф приступил уже подготовленным человеком. В доме Потифара, делового человека, Иосиф приобрел опыт администрирования. Этот опыт он расширил в бытность главой тюремного управления (уже после того, как его по надуманному обвинению бросили в темницу). Заметим, что за внешней чередой жизненных событий Иосифа видна не только обыкновенная «профессиональная подготовка». Господь дисциплинировал Иосифа. Именно в этих-то испытаниях и возрастала его мудрость, поскольку для возрастания в мудрости дисциплина требуется, как вода для роста и развития растений.

Дисциплинируя детей, отец учит их терпеть и делать как надо. Другими словами, дисциплина означает развитие способности правильно действовать и совершать угодные Богу поступки. Атлет тренируется на пределе своих сил и порой падает от усталости. Но он знает, что впереди соревнования, и хочет победить. Да, ему трудно в учении, но легко в бою.

Иосиф, облеченный высшей после фараона властью, предстает перед нами уже весьма опытным человеком. Его предают родные братья — он переживает это ужасное предательство; жена Потифара вводит его в страшные искушения — он стойко переносит и это испытание; близкие друзья, выйдя из темницы, забывают и фактически предают его смерти в застенках — он терпит и эту измену. Последние пятнадцать лет жизни Иосифа — время тягот, тревог, опасностей. Отступись, измени хотя бы раз праведному образу жизни, и никогда бы Иосифу не взобраться к вершинам египетской пирамиды власти. Можно сказать, что целый народ был избавлен от ужасных бедствий потому, что этот человек провел первые тридцать лет своей жизни, перенося незаслуженные наказания, чтобы в свое время, когда грянет беда, выполнить предначертанное.

Не раз, видимо, Иосифу как первому министру подносили дорогие подарки и призывали воспользоваться служебным положением в личных интересах. Его не раз, должно быть, подвергали и жестокой критике. Оставаясь в одиночестве, он не раз, видимо, был сражен изменой друзей. Все это очень тяжко, но разрушительное влияние новых бед и печалей существенно ослаблялось, поскольку он уже претерпел похожие испытания и знал, как следует поступать.

Такая наука — процесс болезненный. Но как еще научить детей терпеть и делать, как еще научить их противостоять бедам и опасностям в будущем? Бог научил Иосифаи дал ему мудрость, позволившую занять место в истории целого народа.

Слова дисциплина и наказание нередко применяются как синонимы. Действительно, провести различие между ними иногда трудно. Однако я убежден, что разница существует. Если дисциплина — это искусственное воздействие на жизнь детей для развития их способности верно действовать и поступать, то наказание — это неприятное, болезненное последствие проступков и преступления семейных законов и норм.

Как упоминалось выше, мы с Гейл приучали детей помогать по дому с самых ранних лет. Мы поражались тому, что в крестьянских семьях работа становилась органической частью жизни даже у малышей. Работа на даче казалась нам менее необходимой, не такой вынужденной, как на ферме. Для исправной работы семейного механизма детский труд на даче был фактически не нужен.

Приняв это в расчет, мы все же решили приучать детей к труду и составили список работ по дому, которые наши дети выполняли уже с четырех лет. Нам хотелось, чтобы они испытывали утомление, чувствовали дискомфорт, познавали разочарования и попадали в тупиковые ситуации. Мы говорили детям: «Заставьте себя решать эти задачи теперь, иначе другие заставят вас сделать это после». Надо сказать, мы не позволяли детям откладывать дело в долгий ящик, они решали эти задачи безотлагательно. Такова одна из форм приучения к дисциплине.

Дисциплина помогает детям усвоить один важный урок. Он состоит в том, что нельзя строить жизнь на собственных чувствах и желаниях. Колебания настроения, усталость, неуверенность и даже определенные виды боли, если попускать им, будут оправдывать нашу лень. Мудрый отец, помня об этом, поможет детям понять, что им по силам преодолеть эти препятствия и развивать свои способности.

Мы с Кристи отправились за город на дальнюю велосипедную прогулку. Вот мы жмем на педали, взбираясь на косогор по неожиданно крутой, холмистой дороге. Почти у самого перевала она устало кричит мне: «Больше не могу, пойду пешком». Шестым чувством чувствую, что Кристи исчерпала еще не все силы и добраться до перевала она способна, только ее надо немного приободрить. «У тебя хватит сил, доченька! — кричу я ей. — Работай, работай, не расклеивайся!» Когда минуту спустя она возражает, я говорю, что до вершины холма рукой подать. «Потерпи, доченька, осталось совсем ничего!» — кричу я ей снова. Она продолжает крутить педали и в конце концов — вот он, долгожданный перевал.

Конечно, она устала, и ноги у нее болят как никогда прежде. Но моя уверенность в ее силах помогла ей продержаться до конца, и теперь она торжествует. Радость Кристи от победы над усталостью и болью усиливает по дороге вниз попутный ветерок. Я же забросил еще один якорь в глубины ее духа, он укрепит ее в том, что не надо доверяться чувствам: «Я могу, даже если кажется, что силы на исходе!» Это и есть укрепление дисциплины.

Я вижу повод укрепить выдержку и дисциплину и тогда, когда дети просят отвезти их в школу на автомобиле, поскольку на дворе немного похолодало, или когда им хочется купить что-то, но вот беда — не хватает одного доллара, но есть выход попросить взаймы у доброго па. Есть возможность дисциплинировать детей и тогда, когда они начинают тянуть резину с выполнением дел, которые противопоказано откладывать в долгий ящик. Во всех этих ситуациях я говорю, советую или велю так: «Я не повезу вас, идите пешком!», «Занимать в долг — последнее дело. Повремените с покупкой!» или «Эти дела нужно сделать немедленно!»

Кто бы не мечтал о славе Иосифа для своего сына? Но лишь очень немногие допустили бы даже мысль, что их дети при этом должны будут вынести страдания, подобные выпавшим на долю Иосифа. Большинство из нас попадают в капкан, пытаясь уберечь детей от боли, стараясь сделать их жизнь относительно легкой. Лично я никогда и не думал, насколько тонким, хитрым, неуловимым может быть искушение, когда ты выбираешь между деньгами и свободой, с одной стороны, и болью и неприятностями, с другой, и решаешь дать детям первое. Мне всегда казалось, что эта отцовская обязанность вовсе не трудна. На деле же оказалось наоборот! Как и большинству отцов, мне не хочется видеть страданий своих детей, их боли, разочарований и смущения оттого, что им доступно не все, что доступно другим. Мне трудно видеть их разочарованными, встающими в тупик из-за проблем, которые никак не решить без посторонней помощи. Однако постепенно до меня доходит, что Богу также не легко наблюдать, как мы продираемся сквозь жизненные испытания. В мгновение ока Он мог бы снять нашу боль. Но Господь не делает этого! Он дает Своим чадам возможность приближаться к Себе, проводя людей через болезненные испытания и уподобляя их таким образом Сыну Своему, Иисусу.

Мудрость находит тех, кто приучен к дисциплине и научен действовать и поступать должным образом. Наступит день, и приученный к дисциплине ребенок уверенно займет стартовую позицию в состязаниях под названием жизнь. Он не отступится и не устрашится брошенного вызова. С этим он справлялся прежде, справится и теперь.

Мне действительно больнее, чем вам

В Лос-Анджелесе — нудная, дождливая ночь. Я вместе с толпами других пассажиров и встречающих изнываю от скуки в аэропорту, ожидая отправления задержанных рейсов. Конечно, все устали, все на взводе. Но вот на фоне общего расстройства происходит случай, от которого всем становится еще хуже.

Молодая пара пристально всматривается в окна, надеясь увидеть самолет, который — как и остальные — опаздывает с прибытием. Молодые люди настолько озадачены, что не замечают, как их безнадзорная трехлетняя дочь теряется в толпе. Но вот оба, отец и мать, наконец-то оборачиваются посмотреть на девочку и впадают в панику. Кидаясь из стороны в сторону, они зовут ее по имени. Безуспешно. Оба доходят до истерики, и тогда уже все присутствующие начинают волноваться.

Проходит некоторое время, и служители аэропорта находят девочку. Все с облегчением вздыхают. Когда малышку приводят к отцу, тот немедленно хватает ее и устраивает ей жестокую порку. При этом он громко исторгает унизительные и приводящие окружающих в замешательство угрозы. Он обещает привести их в исполнение, если она выкинет что-то подобное еще раз.

Если бы бешеные шлепки последовали и дальше, несомненно, я и некоторые другие обязательно бы вмешались. Конечно, родитель имеет право наказывать свое дитя, и это нас останавливает. Однако у большинства присутствующих на уме один вопрос: «Разве это наказание?» Полагаю, мы видели реакцию необузданного человека, который отводил душу, изливая ярость безответственного отца. Нелепо, но такой отец, наказывая ребенка, фактически наказывает себя.

Я вспоминаю об этом случае всякий раз, когда мне приходится наказывать своих детей. Является ли действительным наказанием то, что я сейчас делаю? Или я просто изливаю ярость на кого-то, кто слабее меня, на кого-то, кто не может дать мне сдачи… по крайней мере, в настоящее время. Вполне вероятно, что такое наказание есть только проявление чувства мести или обыкновенного гнева оттого, что мои дети подвели меня.

Нет в процессе воспитания детей предмета, вызывающего больше противоречивых толков, чем наказание. Как всегда, и в этом деле есть свои крайности: одни заявляют, что не должно быть никакого наказания, другие видят повод для наказания во всяком непослушании ребенка.

Обратимся к Священному Писанию. Цели и типы библейского наказания обладают своими особенностями. Цель одного, исправительного наказания, — предупредить кого-либо о том, что он идет в неверном направлении. Символическая цель другого, законного наказания, — удовлетворить справедливость, если наносится ущерб обществу и оскорбляется закон Божий. Законное наказание используется также для изгнания того, кто подрывает единство внутри какой-то группы людей.

Случившееся с библейским пророком Ионой — пример первого, исправительного наказания. Бог возложил на него особое поручение — проповедовать народу Ниневии. Иона же, решив ослушаться Бога, сел на корабль, отправляющийся в противоположном направлении. Вскоре он попадает за борт и оказывается в чреве у большой рыбы.

Иона описывает свои переживания весьма живо:

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, — и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И сказал я: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя…» (Ион. 2:2-6).

Три дня во чреве гигантской рыбы — форма исправительного наказания для Ионы. Бог избрал такое наказание, чтобы привести Иону к повиновению, пониманию ответственности, возложенной на него. Отсюда следует, что Божий метод воспитания людей состоит в следующем: Он причиняет нам боль, чтобы обратить наше внимание на ошибки, которые мы совершаем. Бог поступает так потому, что любит нас и хочет нам добра.

Вот почему автор Послания к Евреям сравнивает Бога с отцом, который вынужден время от времени наказывать детей:

«Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6).

Случается, что отец — подобно Богу — причиняет боль, поскольку он должен четко указать на негативные последствия, которые ждут человека, упорствующего в своем заблуждении.

Законное наказание описывается в Священном Писании всякий раз, когда кто-то начинает преднамеренно нарушать законы Божьи. Именно так впервые случилось и с Каином. Подобно Ионе, Каин отверг Божьи предупреждения, но в отличие от Ионы, не отказался от злого умысла. Наказание не заставило себя ждать: Каин был отмечен навеки, ибо отверг Божьи предупреждения, не захотел исправиться. Нечто подобное произошло с Давидом, царем израильским. После прелюбодеяния с Вирсавией Давид потерял новорожденного сына. Таковы болезненные последствия мятежа против Бога.

Законное наказание бывает суровым. Иногда влияние на окружающих строптивого, своевольного, бунтующего человека оказывается таким опасным, что от такого приходится избавляться. Так, Ветхий Завет повествует об Ахане, наказанном за прямое неповиновение Богу. В Новом Завете содержится рассказ о событии, происшедшем на заре христианства с Ананией и Сапфирой и об их наказании за попытку «солгать Духу Святому». Оба эти эпизода посвящены проблемам, которые создавали люди, чье дальнейшее пребывание среди народа Божьего оказывало на него дурное влияние. В таких случаях нужно «хирургическое» вмешательство.

Быть может, самым впечатляющим и относящимся к делу примером законного наказания является наказание, описанное в Книге Второзакония 21:18 -21: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из Среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся».

Это потрясающее повеление требует глубоких размышлений. Вспомните, что эти слова были написаны тогда, когда израильтяне шли к обетованной земле. Суровые условия жизни заставляли каждого участника похода соблюдать непререкаемую дисциплину и порядок. У народа не было ни времени, ни возможности тратить силы на уговоры и увещевание инакомыслящих. В связи с этим закон повелевал: если молодой человек не придерживается установленных правил, его следует казнить. Мы не предлагаем детей в наше время «побивать камнями», но хотим заострить внимание читателя на нескольких выводах, вытекающих из данного отрывка Священного Писания. Первый, и самый очевидный, состоит в следующем: семье, что раньше, то и теперь, нелегко совладать с непокорностью. Я видел многих родителей, пытавшихся сохранить в семье мир и порядок тогда, когда один из детей презирал не удовлетворяющие его правила. При таких условиях дом не выживает. Второзаконие утверждает это и предлагает радикальное решение проблемы непокорных детей, ведущих семью к разладу.

Из этого отрывка следует и второе заключение: Бог открывает нам, что временами, когда один из детей отвергает отца с матерью и стиль их жизни, детям и родителям необходимо разойтись. На то же Господь указывает и в притче о блудном сыне. Речь идет о молодом человеке, который, несомненно, имел все, что только мог ему дать отец. Не открою ничего нового, если скажу, что Христос представляет отца этого юноши добрым отцом. И у такого доброго отца есть сын, который не выносит образа жизни родной семьи. Когда юноша просит отпустить его, отец, не желая этого, все-таки позволяет ему идти. Отец мог бы удержать сына, но, поступив так, он никогда бы не покорил его духа. Лучше позволить сыну пережить последствия своего решения и надеяться, что на какой-то стадии резко ужесточившиеся виды наказания принесут желаемый результат. Этого юношу могли исправить только последствия его собственного выбора. Ясно одно — пока он бунтует против семьи, в отчем доме ему не место.

В моей практике, когда какой-то юноша явно нарушал семейные правила и причинял родителям душевные страдания — глубокую печаль, скорбь и отрицательно воздействовал на младших братьев и сестер, я прибегал в качестве духовного наставника именно к этим стихам из Книги Второзакония, чтобы продемонстрировать право отца на суровое решение. Ветхий Завет обязывает заставить такого ребенка покинуть дом, Новый Завет настоятельно советует отцу позволить ему поступить так. Силой или по своей воле из ряда вон мятежный сын или дочь, бывало, оставляли свои семьи. Если речь идет о жизни или смерти дома, общим интересам семьи следует отдавать предпочтение перед интересами одного человека.

Скорбь от необходимости принятия такого решения, несомненно, опустошает душу, лишая родителей нравственных сил и иллюзий. Сколько раз папа с мамой пытались исправить свои ошибки и установить хорошие отношения с детьми! Сколько раз их при этом снова и снова окрыляли розовые надежды, но, увы… все разлеталось в пух и прах! Невыносимые муки приходят с осознанием необходимости срочной «хирургии». Греет последняя надежда: быть может, отлучение ребенка от семьи заставит его измениться. Тогда, быть может, он вспомнит родителей и раскается — как раскаялся в свое время перед отцом блудный сын — и попросит прощения, желая восстановить добрые семейные отношения.

Соломон, убежденный в том, что в каждой юной душе живет неукрощенный дикий зверь, называемый своеволием, много писал о наказании. Он говорил: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его…» (Прит. 19:18).

Соломон, кажется, противоречил многим отцам, которые надеются в глубине души, что их дети «перерастут» свой бунт, когда повзрослеют. Но нет, так не бывает! Злостное непослушание, не получая с самого нежного возраста должного отпора, постепенно укореняется в детской душе, выливается в настоящий мятеж. Семья раскалывается, и все ее члены начинают чувствовать себя сломленными и впавшими в уныние жертвами семейного раздора. Мудрый старый царь продолжает: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22:15).

Исправительное и законное наказание в Книге Притчей имеет две формы. Первая, условное наказание, применима к маленьким детям; вторая, безусловное наказание, относится к более старшему возрасту. Под условным наказанием я подразумеваю наказание, с помощью которого родители формируют некую модель, условные рефлексы, дающие детям возможность связать боль и лишения со своим неправильным поведением. Если за непослушание и под-вергать ребенка трепке, то лишь с тем, чтобы впредь ему так поступать было неповадно. Порка представляет собой весьма болезненный опыт, который подчеркивает серьезность проступка, послужившего причиной наказания.

Безусловное наказание, возрастающее пропорционально возрасту, является прямым, очевидным следствием непослушания и своеволия. Одиночество, голод, бедность не были кем-то искусственно привнесены в жизнь блудного сына, а стали куда как естественным, прямым, явным следствием его дурного поступка.

Когда я был маленьким, мои родители поехали к друзьям на новоселье и взяли меня с собой. Пока взрослые разговаривали, я проскользнул в ванную и принялся набивать всякими вещами унитаз, естественно, не рассчитанный на такое применение. После одного или двух спусков воды я засорил канализацию и вывел туалет из строя на то время, пока его не привели в порядок.

Смешно упоминать об этом, но ради иллюстрации все-таки позвольте мне заметить, что я был бы, наверное, по-настоящему наказан, если бы меня заставили расплатиться за вандализм не только деньгами, но позором и унижением от необходимости заняться тупым занятием. Но как ребенок, я не имел никакого представления о последствиях своего проступка. Денег у меня не было, да и смущаться-то я особенно не смущался, так как не представлял себе серьезности содеянного.

Отсюда следует, что наказание каждый раз должно соответствовать обстоятельствам. Конечно, понять значение нулей на счете за ремонт я не мог, зато боль я понял очень быстро. По-видимому, Бог обеспечил заднюю часть моего тела мягкой, легкодоступной жировой прокладкой с нужным числом нервных окончаний именно для того, чтобы принимать и передавать некие послания моему внутреннему «я». Мой отец был мастером первой формы наказания, и я вскоре получил от него послание, прозвучавшее недвусмысленно и громко. То есть отца моего можно было очень легко понять, а меня — услышать!

Разные семьи вырабатывают собственные формы условного наказания. В этом смысле универсальным наказанием является порка. Если вы хоть на гран почитаете мудрость Соломона, значит, вы твердо верите, что боль после наказания укрепляет мудрость.

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29:15). По вопросу о том, нужно ли применять телесные наказания в семье, высказывается множество противоречивых суждений. Одни не принимают телесных наказаний детей из-за их жестокости, другие утверждают, что, наказывая детей под горячую руку, родители просто «срывают» на них зло. Стоит иметь в виду, говорят такие, что ребенок может отомстить родителям за причиненную боль и унижение… со временем.

Чтобы не впадать в крайности, может быть, лучше подумать о том, какие формы телесного наказания допустимы. Что касается младенцев, то для них, как говаривал мой отец, лучше всего подходит легкий удар по мягкому месту одним пальцем, если в их вопле слышны нотки раздражения или непослушания. Любой, обладающий мало-мальским опытом по уходу за детьми, понимает, что младенцы кричат по-разному, это легко различает чуткое родительское ухо. Плач может свидетельствовать о боли, голоде и раздражении. Боль и голод — вещи законные, а вот раздражение, ярость у младенца следует контролировать. В первом полугодии жизни ребенка легкий удар пальцем — вот и все, что требуется, чтобы он связал свою строптивость с болезненными последствиями.

Чем старше ребенок, тем важнее телесное наказание; такая закономерность прослеживается до восьми-девятилетнего возраста. Если неукоснительно следовать этому тезису, то поведение ребенка к десятому году жизни становится таким, что дальнейшие телесные наказания исключаются. Надо сказать, что мы с Гейл старались не задавать трепку детям голыми руками. Для этого мы держали дома особый предмет, находившийся на видном и в легкодоступном месте. Вооружались мы им не часто, но пылиться он у нас не пылился и всякий раз был наизготове, когда кто-то из детей желал испытать твердость родительской власти. Полагаю, наша решимость применять этот предмет, а в случае обращения к нему его эффективность, привели в конечном счете к тому, что мы пользовались им не часто. Когда детям исполнилось лет семь или восемь, этот предмет исчез, то ли случайно, то ли по умыслу. Впоследствии он нам ни разу не понадобился.

Если не считать раннего детства (там боль является чуть ли не единственным рецептом), в остальных случаях, по моему твердому убеждению, выносить решение о телесном наказании детей машинально, автоматически недопустимо. Телесное наказание следует оставить только для четко определенных проступков: непокорности, неуважения, лжи, нанесения повреждений кому-то. Всем нужно хорошо знать правила применения таких мер воздействия.

Порка как форма наказания должна проводиться отцом только в том случае, когда он полностью контролирует себя. Если отец эмоционально невыдержан, ему следует сначала остыть и только потом приступить к наказанию детей. Дети не должны чувствовать, что их наказывают в гневе.

Следующая форма условного наказания — изоляция. Как говорилось выше, изоляция ребенка в его спальне равнозначна праздному времяпрепровождению, поскольку спальни в наше время оснащены всякими излишествами. С другой стороны, мы установили, что изоляция ребенка «ссылкой» в угол, когда он вынужден стоять некоторое время, отвернувшись от всего и всех, порождает опыт, заставляющий его слушаться родителей. Время для ребенка течет медленно. Так что тридцати-сорока минут, когда ребенку делать нечего, кроме как стоять и взирать в пустоту, вполне достаточно, чтобы задуматься о своих привычках и поведении более серьезно.

Временная отмена всяких игр, забав и приключений бывает существенным исправительным мероприятием в более старшем возрасте. За небрежное отношение к собственным игрушкам дети лишаются их на одну-две недели. Запрет на просмотр любимых телепередач — умеренная реакция на некоторые виды неприемлемого поведения.

Когда наши дети начали учиться писать, я вспомнил старомодное наказание многократной писаниной (написать семьдесят пять раз по такому, например, шаблону «Я никогда не буду… «) и счел его очень полезным. Я предлагал ребенку дать письменное определение проступка, а затем заставлял его записывать покаяние столько, сколько нужно, чтобы значение его закрепилось у него в памяти. Наказание писаниной давало, с одной стороны, простор действию угрызений совести, а с другой — способствовало чистописанию.

Дети взрослеют, поэтому данное наказание можно усложнить — предложить им написать очерк о совершенном проступке и о том, как избежать его в следующий раз. При этом все привилегии отменяются до тех пор, пока очерк не удовлетворит родителей.

Чем старше дети, тем более безусловным становится наказание. Теперь за разбитое вдребезги — умышленно или неумышленно — окно надо будет расплатиться деньгами со скидкой на возраст или исправительной работой, пропорциональной нанесенному ущербу. Хорошо знакомое всем подросткам понятие grounding * подходит и тогда, когда они начинают водиться с компанией сверстников и ориентироваться на их планы. (* Grounding производное от ground в значении «не разрешать (подростку) водить автомобиль». — Прим. перев.) Оно подразумевает отмену привилегий вне дома за позднее, в пику установленным правилам, возвращение домой или другие формы поведения за порогом родного дома. «Grounding» следует понимать так: мы лишаем ребенка привилегий всякий раз, когда он обнаруживает безответственность в пользовании ими.

Особенно болезненным безусловное наказание становится тогда, когда чужие люди заставляют наших детей нести ответственность за их проступки. Однако если санкции, наложенные школьной администрацией или местной полицией, справедливы, в такой воспитательный процесс родители вмешиваться не должны. Как ни печально, но юноше или девушке лучше познать все, что бывает с восстающим на законы общества, на собственной шкуре. Родитель, который старается ослабить эффект такого наказания и заступается за свое дитя, быть может, совершает большой грех. Спору нет, любящий отец и мать обязаны быть рядом с детьми, когда у тех беда, но они серьезно просчитаются, если попробуют помочь отпрыскам избежать ответственности за последствия своих действий и поступков.

Если мы хотим научить детей жизненной мудрости, наказание, все равно: исправительное или законное, должно быть неотвратимым. Но чтобы сделать наказание действенным, отец обязан придерживаться определенных правил.

Для родителя первейшим правилом при наказании является необходимость контролировать свой гнев. Сравните заявления двух отцов. Один кричит: «Ты довел меня до ручки, я готов убить тебя». Другой говорит: «Ты натворил такое, что представить не можешь, как это печалит меня, я поражаюсь твоему поведению».

Первое заявление обнаруживает ярость и гнев отца. Это ранит, оставляет в детской душе шрамы. Ребенок начинает сомневаться, что отец простит его когда-нибудь. Второе заявление в корне отлично от первого. Обратите внимание, объектом гнева здесь становятся действия и поступки ребенка, а не его личность в целом. Дети должны усвоить, что родители могут испытывать большое негодование и даже гнев, но все это направлено не на самих детей, а лишь на их неправедные действия. Это правило полностью гармонирует с библейским принципом, утверждающим, что гнев Божий направлен на наши грехи. При этом Бог не перестает любить грешника. Успешные отцы могут считать фундаментальным этот библейский принцип.

Если родитель наказывает детей, разрываясь при этом от гнева, ему необходимо прекратить это мероприятие до тех пор, пока он не наладит должного самоконтроля. Теряя самообладание, мы чрезвычайно вредим себе и детям, порождая их ответную ненависть.

Второе правило наказания можно назвать правилом последовательности. Мы сильно вредим детям, если, наказывая их, проявляем непоследовательность. Такую непоследовательность, например, часто вызывает раздражение отца. Бывает, ребенок делает что-то, что не находит одобрения у его отца, который реагирует на это, по крайней мере, парой-другой крепких слов. На другой день на то же самое прегрешение со стороны ребенка он реагирует значительно сильнее. Ребенок не понимает, какие чувства на самом деле испытывает его отец и что он собирается делать. Непоследовательное наказание несправедливо. Если отец убежден, что некоторое отклоняющееся поведение ребенка достойно наказания, то ребенок должен знать, что за такое поведение он будет нести соответствующее наказание всегда. Если же отец за одно и то же прегрешение в одном случае наказывает так, в другом — этак, а в третьем — вообще никак, он больше разрушает, чем созидает.

Следует помнить и о третьем важном правиле, которое гласит, что наказание не может быть стереотипным, оно всегда должно соотноситься с личностью ребенка. Дети в одной семье на одно и то же наказание будут реагировать по-разному, и об этом отцы и матери должны иметь четкое представление. Даже братья и сестры по своим внутренним качествам часто отличаются друг от друга. Послушный ребенок сильно расстраивается просто оттого, что папа и мама недовольны его поведением. Своевольного ребенка приходится крепко отчитывать или подвергать порке, чтобы то же самое послание, родительское недовольство, дошло до него. Подбирать следует подходящие меры воспитания, дающие на выходе желательный эффект — не больше, но и не меньше.

Наказание должно соотноситься не только с личностными особенностями ребенка, но также с тяжестью его проступка. Отец, не делающий здесь различия, вынужден приходить в одинаковую ярость от всего. Всякое прегрешение — вызвано ли оно детской безответственностью или злостным неповиновением — встречается трафаретными вспышками гнева и отчаянным наказанием. Такой отец не разбирается в характере ситуации, у него нет продуманных, контролируемых реакций, которые бы прививали его детям мудрость, а не разрушали остатки взаимопонимания. Мало-помалу дети начинают бояться такого отца, видя в нем некое препятствие и личного врага. Отцовскому авторитету в данной семье постепенно приходит конец.

Всем знакомы отцы, которые лишают своих детей-подростков всех привилегий на длительные сроки за какие-то явно тривиальные проступки. Создается впечатление, чтотакие отцы просто боятся, как бы бразды семейного правления не ускользнули из их рук. Такие отцы расплачиваются за временное исправление поведения ребенка его серьезным отчуждением от родителей в будущем.

Еще два правила пришли мне в голову, когда я наблюдал за отцом, который вышел из себя от злости на сына. Он грубо схватил мальчика и задал ему отменную трепку. Экзекуция кончилась (просто потому, что отец утомился), но мальчик и ухом не повел. Когда кипящий яростью отец куда-то отошел, мальчик, усмехнувшись, сказал своему приятелю: «А мне нисколько и не больно».

Этот родитель был не прав — нельзя наказывать детей на публике; назовите это положение четвертым правилом. Наказывать детей следует с глазу на глаз. Здесь третий всегда лишний, в том числе и другой член семьи. Наказание не должно унижать ребенка, оно должно обуздывать его своеволие. Наказание связывает лишь двоих — родителя и ребенка. Присутствовать при этом нельзя никому.

Этот родитель был не прав дважды, поскольку он нарушил и пятое правило: он не подготовился к наказанию ребенка должным образом. Порка, не приводящая к искоренению негативных психических установок и духа злостного неповиновения, хуже, чем отсутствие порки. Распускаясь, родители часто наказывают детей прямо на людях. В подобной ситуации дети, вероятнее всего, не подадут никакого вида и ничем не обнаружат своих чувств и помыслов. Весь исправительный потенциал таких наказаний ограничивается какими-то минутами. Все подобного рода наказания осложняются впоследствии невосприимчивостью к любым наказаниям. Мальчик, говорящий своим приятелям: «А мне нисколько и не больно», словно бы передает нам следующее послание: «Эй, а я могу противостоять системе родительской власти».

Наказание, не способное обуздать своеволия ребенка в детстве, может породить неправильное отношение к безусловному наказанию в зрелые годы. Если ребенок не боится никакого наказания, удержать его от умышленного неповиновения властям невозможно. Злой дух подобного бесстрашия породит бездну ужаса и горя. Есть еще шестое правило наказания, которое, как и седьмое, применимо только к верующим во Христа. Наказание должно иметь свое начало и конец. Наказание начинается с того, что отец сообщает ребенку причину наложенного им взыскания. Если отцу и ребенку не удается достичь взаимопонимания в отношении причины наказания, такое наказание бессмысленно. Вот почему важно не спешить и дать испариться гневу, чтобы оба смогли осознать не только случившееся, но и настоятельную потребность разобраться во всем.

Такая сдержанность отца убеждает ребенка, что тот не карает его, а наказывает по справедливости. Конечно, у ребенка должна быть возможность объяснить свое поведение и свое отношение к нему. Однако не всегда следует разрешать ребенку приводить какие угодно доводы в свою защиту, чтобы он не привык говорить «прости меня» всякий раз, чтобы избежать наказания и вновь получить полную свободу действий. Такие извинения ничего не стоят.

С другой стороны, важно и следующее положение. Ребенок должен твердо знать, что за наказанием следует полное прощение и восстановление всех нарушенных связей с отцом. Многим я восхищался в своем отце и в том числе тем, что, наказывая меня, он никогда не напоминал о моих проступках в прошлом и наказаниях, связанных с ними. Я твердо знал, что дело, решенное между нами с глазу на глаз, забыто навеки. Бывало, я еще не выплакался, а он уже брал меня на руки, обнимал и говорил о своей любви и о том, почему я должен слушаться. Может быть, именно поэтому я никогда не таил зла на своих родителей.

Это правило определенно христианское, поскольку предусматривает прощение. А прощение в библейском контексте означает, что прощенный грех никогда не припомнится. Простить можно прежде, чем ребенок получит шанс исправиться, и прежде, чем на ребенка можно будет положиться. В широком смысле слова проступок, однажды наказанный, в будущем полностью забывается. Сверхзадача наказания — обучить детей необходимости покаяния, следствием которого является прощение. В результате справедливого наказания в горниле болезненных испытаний, требующих твердости и мужества, открывается возможность преподать детям некоторые величайшие уроки жизни.

Последнее, седьмое, правило наказания, придающее смысл всем остальным, таково: справедливая кара — это дочь сердца, исполненного любви. Сердце, исполненное мщения, порождает кару несправедливую, безмерную. Что имели в виду мать и отец, когда говорили, бывало: «Я наказываю тебя, любя и желая, чтобы ты стал избранником Божьим»? Кто-то может сказать, что мудрость сего утверждения доступна только зрелому уму. Но так ли это на самом деле?

Вот Кристен рассказывает о доме, который она недавно посетила. По существу, ее комментарий сводится к следующему: «Я думаю, что там не очень-то любят детей, па».

Эта фраза возбуждает мой интерес, я подхватываю тему: «А что натолкнуло тебя на эту мысль, Крис?»

На это она глубокомысленно замечает: «Там не говорят детям «нет» и ни за что не ругают. Поэтому они творят там, что хотят».

Услышав нечто новое, я не теряю нити разговора: «Однако не о таком ли отношении к себе со стороны родителей вы мечтали с Марком? Только представь — никто не стоит над тобой и не командует, никто тебя не наказывает, никто не пресекает твоего своеволия. Разве не этого ты хотела всегда?» «Мы, наверное, временами так и думали, — отвечает Крис, но для нас это вредно. Старшим лучше знать, в чем нуждаются дети, потому что они любят их. Придет время, мы вырастем и тоже будем знать лучше своих детей все, что им нужно». Кристен обретает нечто драгоценное. Она осознает, что наказание — настоящее, правильное, приносящее мудрость — порождается сердцем, исполненным любви.

Поскольку эта книга об отцах и для отцов, я говорил о наказании с точки зрения отца. Но я вовсе не имею в виду того, что ответственность за наказание детей в семье снимается с матери. Если один из родителей уклоняется от наказания детей и полностью передает эту ключевую функцию другому, их дом в опасности.

Мать и отец поступают мудро, придерживаясь солидарной политики наказания. Дети быстро определяют, кто из родителей склонен к большей мягкости. Я понял это в один прекрасный момент, когда Крис еще была крохой. Всякий раз перед наказанием она начинала умолять: «Папочка, пожалуйста, пусть мама накажет меня». Она видела между нами большую разницу. Не откладывая дела в долгий ящик, нам с Гейл пришлось искать пути, ведущие к семейной гармонии.

Если поведение детей начинает существенно меняться к худшему, эту ситуацию родителям лучше обсудить до наложения наказания и приведения его в исполнение. В нашей семье ответственность за принятие решений в сложных ситуациях я взял на себя. Такова уж роль главы семьи.

Времена условного наказания в нашем доме прошли навсегда. Теперь нам не нужно шлепать детей, чему я очень рад. Ведь, наказывая детей, родители наказывают и себя, причем значительно больнее. Для детей наступила эра безусловных, естественных последствий своего греховного поведения. А это значит, что теперь, зная и с дерзостью преступая законы Божьи и законы гражданские, наши дети будут страдать по-настоящему. Если такое станет происходить с ними, заодно страдать будем и мы с женой. Теперь я молю Бога, чтобы наших с Гейл усилий по исправлению поведения детей оказалось довольно, чтобы они постоянно боялись уклониться от благоразумия.

Мой друг, верующий во Христа, рассказывает мне о времени, проведенном за границей. Долгое время страдая от одиночества, он был вынужден противостоять искушению сходить на порнофильм. Его любопытство и удаленность от родного дома сильно способствовали появлению такого искушения. Но уже стоя однажды перед кинотеатром, он вспомнил гимн, которому много лет тому назад его научили родители:

Хочу быть честным я — Ибо верят в меня. Хочу быть чистым я — Ибо любят меня. Хочу быть сильным я — Ибо много страданий. Хочу быть смелым я — Ибо трудно дерзать.Эти слова, всплывшие в сознании моего друга, а больше стремление к духовной и телесной чистоте, скрытое в них, сохранили его совесть незапятнанной, и он вернулся в гостиницу. Настал момент истины и прозрения. Это произошло с ним потому, что доброе семя, посеянное в нем в нужное время путем наставления, поддержания дисциплины и наказания, дало добрые всходы. Перед кинотеатром он принял мудрое решение.

Многие скажут, что все это ерунда по сравнению с коловращением жизни! Решение Иосифа не платить ненавистью за ненависть братьев, решение не поддаваться, пусть в первый и последний раз, жене Потифара и решение не сердиться и не роптать на друзей, бросивших его в тюрьме, тоже можно было бы посчитать незначительными решениями. Но во всех драматических эпизодах Иосиф приходил к единственно верному выбору, принимая всякий раз мудрое решение. Цепочка верных шагов привела его в наиболее могущественное учреждение египетского царства.

Этим как раз и занимается успешный отец. Для семьи он не просто кормилец и добытчик, он воспитывает детей, он воздвигает храм. Родители вкусят плоды своего воспитания, когда ребенок познает жизненную мудрость и начнет приближаться ко Христу. В конечном итоге мы хотим воспитать не искусных, а верующих детей. Именно этого хочет от нас Бог.