1. «Самый распространенный человеческий порок»

Журнал «Ньюсуик» изложил эту историю в краткой, хорошо составленной заметке. Сухие цифры и факты умело переплетены в ней с определенными жизненными примерами, от которых невольно хочется плакать.

Отойдя в мир иной, западногерманский промышленник Фридрих Флик оставил после себя личную собственность, оцененную в 1,5 млрд долларов, империю бизнеса, держащую под полным или частичным контролем около 300 фирм. Он имел репутацию самого жесткого, самого хитрого магната, когда либо действовавшего в сфере германской коммерции. Флик целиком и полностью посвятил себя работе (похоронив супругу в 15.00 одного из дней 1966 года, он через два часа уже восседал за рабочим столом). Однако, в отличие от таких известных германских предпринимателей, как Альфред Крупп, Роберт Босх или Эрнст фон Сименс, он никогда не занимался промышленной деятельностью; Флик просто собирал разные компании под одну крышу — вот и все, чему он посвятил себя. «Флик всегда делал правильные ходы, — благоговея перед ним, заключает некий обозреватель. — Он был самым настоящим Бобби Фишером индустриального мира».

Объем годового оборота империи Флика на день его кончины составлял более 3 млрд долларов. Но при всей своей чудовищной власти и богатстве этот старый человек страдал самым распространенным человеческим пороком: он не мог управлять своим семейством. До последнего времени бесконечная борьба наследников Флика с империей der alter Hen* держала всех немецких служащих, банкиров и политиков в страхе перед тем возможным воздействием, которое эта борьба могла оказать на состояние всей западногерманской экономики. (1)

История о том, как герр Флик столкнулся с необходимостью выбора одного из двух: бизнеса или семьи — воистину драматична.( * Der alter Herr — этот старый господин (нем.). ) Флик умел «собирать разные компании под одну крышу», но создать единой, крепкой, сплоченной семьи ему не удалось. Подобно бессильной конной рати из детских стишков о Хамти Дамти,** целая команда подготовленных специалистов, пытаясь «склеить» осколки семьи Флика, вела длительную борьбу с последствиями неудачно исполненной им роли отца. Воистину, как слаб человек! (** Хамти Дамти — низенький толстяк, коротышка (герой детских стишков).)

Учитывая ошибки господина Флика как главы семьи, можно прийти к одному поучительному выводу: успех человека в той или иной деятельности вовсе не гарантирует его успеха в роли отца. Флик, предаваясь работе, выигрывал в конторе и проигрывал дома — в конторе он зарабатывал очки, а дома — получал нокауты.

И в этом отношении герр Флик вовсе не одинок. Побивая рекорды на спортивных полях, атлеты расплачивались за это разбитыми семьями. Церковные служители создавали одну программу деятельности за другой, повышали процент посещаемости богослужений, пламенно проповедовали; между тем успешная церковная деятельность лицемерной завесой прикрывала их семейную жизнь, приходившую к развалу. Говоря коротко, быть мудрым домоправителем — значит заниматься самым важным, незаменимым и требующим решительных действий делом. Неплохо бы нам разобраться во всем этом и понять, почему Флик оказался в безвыходном положении.

А для начала требуется раскрыть содержание понятия «глава семьи», или «семейное руководство». Я понимаю, необходима краткая формулировка объемом не более двадцати пяти слов и пытаюсь выдать краткое и ясное определение. Попытаюсь пояснить на примере, как трудно дать ответ. Предположим, требуется определить понятие «защитник в футболе». С чего вы начнете? С того, что защитник — это прирожденный вожак? Станете ли вы говорить о его решительности? Или о том, что глаз у него как у орла? О его твердой руке? О бойцовских качествах? А может быть, такое определение следует начать с основных правил футбола: о положении защитника на игровом поле, о границах, в пределах которых ему разрешено передвигаться, о том, что он может делать, а что — нет. В результате выходит, что слов, которые могли бы раскрыть сущность понятия «футбольный защитник», понадобится не двадцать пять, а в сто раз больше.

Может быть, определение понятия «умелое руководство» нужно начать с признания того, что дом следует благоустраивать, семейные отношения следует приводить в определенный порядок, поскольку это угодно Богу и окружающим. Люди, живущие бок о бок, должны придерживаться установленных правил, норм поведения, без которых между ними неизбежны конфликты и хаос. Бог, как Верховный Владыка, избрал одного из членов семьи и поручил ему поддерживать необходимый порядок. Основное значение такой деятельности имеет как позитивный, так и негативный аспект.

В положительном смысле правильное руководство ставит целью привести людей к зрелости, раскрыть предельно возможные горизонты для реализации их человеческого потенциала. Глава семьи изыскивает условия, в которых каждая личность в семейном кругу гармонично развивается и становится такой, какой ей предназначено быть Господом. Однако существует и отрицательный момент: за правильным руководством кроется давление, принуждение, обеспечение порядка в том случае, когда кто-то не хочет соблюдать правил общежития и этим доставляет неприятности всем. У главы семьи, как и у пастыря из 22-го Псалма, есть жезл и посох: посох для оказания помощи и руководства, жезл для наведения порядка и подчинения себе. Когда оба инструмента применяют умело, в семье складываются нормальные отношения и создаются условия для стабильного развития. Когда же посох и жезл используют без необходимых навыков и знаний или в принципе пренебрегают ими, наблюдается разброд и шатание как в стаде, так и в семействе.

Чтобы глубже понять жизненную необходимость применения подобных атрибутов, обратимся к Священному Писанию. Первая и вторая главы книги Бытия дают широкий обзор человеческой жизни от начала.

Человек, как утверждает Библия, сначала был безгрешен. То есть он не совершал таких поступков и не имел таких черт характера, которые можно было назвать несовершенными или духовно бедными. Лицом к лицу он общался с Богом. Перед человеком стояла задача открыть мир, исследовать то, что Бог сотворил в нем. Человек мог наслаждаться окружающим и пользоваться им в своих интересах. Сам процесс этого открытия был угоден Богу и возвеличивал Его.

Но все пошло под откос, все резко изменилось, когда человек согрешил. Основы всех отношений зашатались и разрушились. Первочеловек вступил в конфликт с Богом, скрываясь от Него в смущении и страхе, иными словами, ощущая свою вину. Несогласие с самим собой стало тяготить его, появились признаки внутренней борьбы: сердечная боль, страх, тревога и безысходность. Он стал вовлекать, впутывать в это дело окружающих. В своем несчастье он обвинял других. Жизнь преобразилась коренным образом: от начала человек стремился исследовать мир, теперь он стал стремиться к господству, искать лучшего только для себя, самой важной персоны!

По-видимому, слово неповиновение является наиболее общим понятием, характеризующим отношение человека к Богу и себе подобным со времени грехопадения. Превращение личности, призванной к общению и послушанию, в личность мятежную порождает мучительный образ человеческой жизни и огорчает Бога. Если люди не могут обуздать своих мятежных чувств, рождаются только насилие и анархия. Как в детской игре под названием «Повелитель горы». Повелителей много не бывает — много бывает рабов.

В глубине души у каждого человека зреет стремление к мятежу, которое следует укрощать во что бы то ни стало. Это делается главным образом через разные формы общественного устройства. Семья в этом ряду являет собой наилучший вариант. Членов семьи связывают узы любви и преданности, общие нужды, определенная власть и авторитет старших. В рамках гармоничных семейных отношений бунтарские инстинкты индивида благопристойно контролируются, здесь он узнает о нравственных нормах, получает навыки нравственности и приобретает нравственные привычки. Если согласиться с утверждением, что семья — это группа людей, действительно прочно связанных друг с другом, то именно отец и есть то кольцо, на котором держится вся связка ключей.

Отец является главой той ячейки общества, которую Бог предназначил для исследования жизни и всего того, что Он задумал в ней. В этом заключается позитивный аспект семейного союза. Но в то же время отец является одним из тех, кто подавляет врожденную склонность к мятежу членов своей семьи и не позволяет им наносить вред самим себе или другим. Здесь мы видим аспект негативный. Нет большей радости и нет большей ответственности, чем быть отцом!

В чем же заключаются главные ошибки герра Флика? Околдованный бизнесом Флик просто забыл о своем отцовском долге. Все его сокровища и подарки не могли сделать того, что он мог бы сделать, если бы стал хорошим отцом в своем семействе. Консультант по менеджменту Петер Дрюкер назовет Флика прекрасным администратором, а Библия назвала бы его несостоявшимся, плохим отцом. В подобном положении он вовсе не одинок и в этом смысле в мире у него имеется множество товарищей по несчастью.

Похожие на Флика персонажи встречаются и в Библии. Например, величайший царь Израиля Давид и наш промышленный магнат одинаково терзались сердцем из-за разлада в семье. Давид был прекрасным, мудрым царем. Он мог раздвинуть границы своего царства до крайних пределов. Он мог поднимать армии, приказывать им и добиваться поразительных побед. Он строил города и писал проникновенные стихи, но он оставил без внимания партию, в которую вошли его сыновья и дочери, восставшие практически против всего, что создал их отец и что было значимо для него. Будущее разделение еврейского царства прослеживается до своего истока — разделения в доме царя Давида. У него был один — скажем так вслед за автором заметки из журнала «Ньюсуик» — самый распространенный человеческий порок — Давид не мог управлять своим семейством.

Назовите это умением правильно применять жезл и посох или умением быть главой дома, — но это как раз и есть то, что входит в понятие «мудрый отец». Простое определение, не правда ли? Но вот в чем беда: убедить в этой истине царя Давида, указав на то, что он провалил экзамен на право называться отцом, нам бы не удалось. Царь просто не стал бы слушать нас. Он был занят созданием армии и стратегическими вопросами. Он услышал бы нас, но слишком поздно. Если бы только ему открылись несколько главных принципов, с помощью которых он стал бы действительным главой семьи, кто знает, развитие Израиля могло бы пойти совсем в другом направлении. Пытался ли кто-нибудь говорить царю Давиду о его семейных делах, мы не знаем.

Сказано: «Ничего не сделаешь со своими предками, но кое-что можно сделать со своими потомками». Именно этим я и собираюсь заняться далее. Дайте вашу руку, и мы попробуем вместе разобраться в принципах эффективного семейного руководства.