Второй принцип

Если я мудрый отец… то лишь потому, что я неустанно передаю детям свой жизненный опыт и стараюсь быть для них примером во всем.

5. Задавать тон и отбивать такт

Большинство автогонок представляются мне кровавой бойней. Но, признаюсь, ежегодно 30 мая, в День памяти погибших в войнах, я настраиваю приемник на волну, передающую репортаж о гонках в Индианаполисе, чтобы узнать, кто на сей раз выиграл гран-при. Гонки начинает лидер, специально подобранный автомобиль, так называемый водитель ритма, каждый год разный, но всегда последней модели и неотразимо красивый. Именно он, возглавляя заезд мощных гоночных машин, проводит их несколько кругов по треку. Цель подобного лидерства заключается в том, чтобы к моменту, когда опустится зеленый стартовый флажок, каждый спортсмен, участник заезда, получил одинаковые шансы на победу, занял правильную позицию и установил нужную скорость. Как только группа участников соревнований распределится должным образом, водитель ритма, задающий тон всей кавалькаде, немедленно удаляется.

Я очень люблю концерты. Люди нередко платят большие деньги и приходят на концерт только ради одного человека — дирижера. Вот он под аплодисменты зала поднимается на помост и встает за дирижерский пульт. Оркестранты затаили дыхание, в их напряженных руках — сотня инструментов. Каждый музыкант готов, повинуясь взмахам дирижерской палочки, внести свой, особый вклад в ткань музыкального произведения; каждая группа инструментов готова вести свою мелодическую партию и плести свой ритмический узор. Но именно дирижеру предстоит добиться гармонии и выразить в звуке невыразимое — мысли и чувства композитора. Именно дирижер будет задавать тон и отбивать такт. Именно он даст сигнал к вступлению сольной партии, управляя легким взмахом палочки оркестровыми голосами, создающими фон нужных оттенков и тембров; делать так, чтобы каждую ноту солиста и каждое слово певца публика слышала и понимала. Без дирижера самые лучшие музыканты с самыми дорогими инструментами либо превращают музыку в иссушающую рутину, либо впадают в полнейший хаос.

Подобно гонкам и симфоническому оркестру, семья также нуждается в руководящей и направляющей силе, в задающем тон и отбивающем такт. Установив нужную скорость, лидер освобождает дорогу для гонщиков — так же поступает и хороший отец. Когда дирижер, добившись порядка в море звуков, дает вступление солисту, он не пытается задержать или подогнать его, он позволяет ему исполнить сольную партию — так же поступает мудрый отец. В гонках без лидера и на концерте без дирижера царит беспорядок и хаос. При плохом отце семья впадает в искушения.

Семьи нуждаются в умелом руководстве не только потому, что дети от природы грешны и всегда готовы разорвать драгоценные связи, но и потому, что их внутренний мир отчаянно нуждается в упорядочении. Настанет день, и нашим детям неизбежно придется включиться в более скоростные и более страшные жизненные гонки. Годы детства можно сравнить с тем предварительным этапом автомобильных гонок, во время которого машины кружат по треку раз за разом до тех пор, пока судьи не решат, что гонщики готовы к соревнованиям.

Бог на страницах Священного Писания открыл тайну человеческого бытия. Если отец семейства постигнет ее, есть надежда, что он сможет дирижировать Божественной партитурой, сливаясь с Богом, чтобы дать возможность музыкантам четко следовать замыслам и чувствам Композитора. Библия отчетливо показывают нам, как задают темп и отбивают такт главы семей. Один характерный пример — Мардохей, приемный отец прекрасной царицы Эсфири. Те немногочисленные пояснения, которые вплетены в ткань повествования Книги Есфирь, указывают на ясное понимание Мардохеем своей роли задающего тон и отмеривающего такт.

«И всякий день Мардохей приходил ко двору женского дома, чтобы наведываться о здоровье Есфири и о том, что делается с нею» (Есф. 2:11).

«Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (Есф. 2:20).

Когда же настал переломный момент в жизни Эсфири и она была поставлена перед необходимостью принять решение, презрев запрет, по своей воле предстать перед царствующим мужем и рискнуть противостоять ему, поскольку его политика могла оказаться пагубной для ее народа, именно тогда Мардохей оказался тем, кто задал тон и отмерил такт, кто вдохновил ее на совершение героического поступка. Должна была пройти череда долгих лет, посвященных воспитанию Эсфири, когда у нее перед глазами постоянно был пример приемного отца, которому можно было подражать в жизненных делах, пока тот самый день, в который она совершила свой подвиг, не принес Мардохею заслуженного воздаяния. Она всегда почитала своего приемного отца как человека надежного, верного и мудрого. И, как всегда, она послушалась его, когда тот сказал: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есф. 4:14).

Отец дает необходимые духовные наставления своей дочери, она следует им и совершает подвиг, спасая свой народ. В самый критический момент жизни Эсфири и в голову не пришло ослушаться Мардохея, поскольку достоинством и силой мудрости тот делился с нею с ее самых нежных лет. Слушать и верить Мардохею стало у Эсфири естественным движением души. Ее поступок сродни выступлению музыканта в сольной партии, когда его успех во многом зависит от неукоснительного следования взмахам дирижерской палочки.

Мардохей был хорошим отцом, а вот другой, Илий, речь о котором пойдет ниже, потерпел поражение как воспитатель и наставник своих детей. Более того, его жизнь закончилась катастрофой. В период национальной смуты Илию, священнику храма Господня в Силоме, как никому, нужно было блюсти в иудейском народе нравственные устои. Но по тем или иным причинам он что-то упустил, чего-то не предусмотрел, в чем-то потерял отцовское чутье, и вот оба сына стали подводить его, изменяя всем Божественным идеалам, которые, думается, и должен был свято чтить Илий.

В то трудное и суровое время, когда большинству мужчин следовало серьезнейшим образом взяться за воспитание подрастающего поколения, к Илию пришел Божий человек с посланием, от которого тот вострепетал и утратил покой. Сыновья его, было сказано Илию, совершенно недостойны занять место первосвященника в скинии. Годы их священнического ученичества были исполнены растления, они получали незаконные доходы и злоупотребляли своим положением. Ныне взгляни в лицо сему безобразию, Илий (так нужно понимать сказанное далее посланником Божьим), ведь до сих пор ты не делал этого, и не умри от ужаса: дети твои портят, гадят, губят все, к чему ни прикоснутся. Итак, власть в скинии перейдет в другие, чистые руки, священнодействовать в скинии станут другие, благочестивые люди. Израилю нужны были оба твоих сына, и ты отвечал за их воспитание, Илий. Однако они выбрали иной путь. Теперь забудь о своем поручении!

Что упустил Илий, чего недосмотрел? Не исключено, что некоторые ответы на этот вопрос мы найдем во 2-й главе 1-й книги Царств: «Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, не хороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень. Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего» (1 Цар. 2:22 и далее).

Из приведенного отрывка Священного Писания видно, как безуспешно Илий пытался повлиять на своих детей. Это становится особенно прискорбным, если вспомнить о Мардохее и той готовности, с которой Эсфирь слушалась его. Давайте теперь подумаем, почему же так произошло, что привело семью Илия к трагедии.

Автор библейского рассказа об Илии дважды использует понятие слышать. Было бы лучше, если бы говоря об Илии рассказчик мог использовать другой глагол — знать, однако реальность, к сожалению, была такова, что для ее описания он совершенно обоснованно прибегнул к первому слову. Почему о поведении и образе жизни сыновей Илий «слышал» со стороны? Водитель ритма знает, где каждая из участвующих в гонках машина находится в тот или иной момент соревнований, и дирижер тотчас распознает нарушения установленного темпа, ритма и фальшивые звуки исполнителей. Почему Илий не знал, как ведут себя члены его семьи? Положение усугубляет то обстоятельство, что, видимо, Илий упрекнул сыновей только тогда, когда сам он состарился, а дети его вошли в полный возраст. Иными словами, он не контролировал сыновей в течение многих лет. Приведенные выше стихи завершаются итоговым высказыванием: дети «не слушали голоса отца своего». Почему же они отвергли наставления отца? Дело в том, что сыновья не знали его голоса и раньше. Ясно, что он тогда просто не звучал, его не было слышно. И сыновья Илии росли без должного руководства.

Печальным событием в жизни Илии стал визит к нему Божьего посланника, открывшего ему глаза. Он напомнил Илии историю о том, как во все времена назначал Господь священников и окружал их необходимым попечением, дабы они были уверены в будущем и не тревожились о личной безопасности. Затем Господь спрашивает Илия через посланника Своего: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?» (1 Цар. 2:29).

После этой фразы кое-что проясняется. Оказывается, Илий все-таки задавал тон, но вот беда — он задавал неверный тон. Очевидно, в прошлом он часто закрывал глаза на излишние съестные припасы в семье, присвоение чужого по мелочи, если ему приходилось голодать. Таким отношением в былые дни Илий как бы давал понять: «Когда вы берете чужое только иногда и понемногу, я смотрю на это сквозь пальцы». Сыновьям его ничего не стоило подхватить невысказанную мысль отца и довести ее до логического завершения. И смех и грех видеть, как старый Илий восстает на сыновей, чтобы выговорить им за то, что сам же и породил снисходительным небрежением, нерадивостью, забвением главнейших заповедей?

Конец отцовства Илия указан в следующем постановлении Божьем: «Я объявил ему [Илию], что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3:13).

По сути дела, Бог утверждает, что Илий всегда знал или хотя бы подозревал о творящемся в его семье, однако преступно бездействовал. В жизненном испытании, ставка в котором — эффективное отцовство, Илий потерпел жестокое поражение.

Мы рассуждаем здесь о том, как задавать тон и отбивать такт. Эту истину можно выразить двумя словами, которые характеризуют отношение Мардохея к Эсфири: наставить и побудить. Руки дирижера в непрестанном движении задают ритм. Так он наставляет и побуждает. Наставлял и побуждал членов своей семьи и Мардохей, то же делают и все успешные отцы. Хотя наставление и побуждение детей не является исключительным правом отца — мать тоже принимает в этом участие — тем не менее только отец, задавая тон и отбивая такт в полном согласии с намерениями Бога в отношении личной судьбы детей, отвечает за то, чтобы постоянно наставлять и побуждать их. Именно отцу когда-нибудь придется встать перед Небесным троном и отчитаться, как сыграла его семья по партитуре Божественного замысла. Размышляя о том, как становятся мудрыми отцами, я поражаюсь многообразию путей, ведущих мужчин к общей цели — называться достойным родителем. При этом, каким бы эффективным ни казался любой набор приемов и методов, гарантирующих отцовский успех, принимать его как общее руководство для всех нельзя. Сколько людей, столько и способов воспитания. Между тем в этом многообразии есть совершенно определенное единство — во всякое время, прикасаясь к детской душе, мудрый отец умеет пользоваться словом, в повседневном обучении назидает примером, в тупиковых ситуациях находит верную тактику и старается вести праведный образ жизни. Все это достойно нашего пристального внимания и тщательного изучения.