Глава 9. Вечный источник

В прошлые века, когда рождался ребенок, его неопытной матери помогало множество друзей и родственников, готовых всегда предложить совет или помощь. Едва ли кому-либо из этих тетушек, бабушек, а то и просто соседей довелось прочесть хоть одну книжку о воспитании детей, но делу это ничуть не мешало. Они обладали народной мудростью, позволявшей с уверенностью обращаться с детьми. На все у них был готовый ответ и неважно, правильный или нет. Молодую женщину систематично обучали материнству старшие, у которых за плечами был уже многолетний опыт заботы о малышах.

С уходом со сцены больших патриархальных семей на долю неопытной матери стало выпадать все больше страхов и беспокойства. Множеству молодых пар в наши дни недоступна помощь родственников и друзей. Современное общество настолько мобильно, что часто ближайшие соседи не знают даже имен друг друга; отцы и матери молодых нередко живут в другом городе; да если и рядом — дети не очень склонны доверять их опыту.

Новоиспеченных родителей часто тревожит собственное неумение обращаться с младенцами. Д-р Бенджамин Спок так описывает их страхи: «Припоминаю случаи, когда молодые мамы плакали в день выписки из родильного дома. «Я не знаю, что с ним делать!» — причитали они».

Беспокойство такого рода заставляет родителей бросаться к «экспертам» в поисках совета и информации. Они обращаются к педиатрам, психологам, психиатрам и педагогам, ища ответа на свои вопросы. На протяжении последних сорока лет в Америке постоянно росло число детей, воспитанных по профессиональным методикам. Пожалуй, нет другой страны, где специалисты по детской психологии и семейному воспитанию пользовались бы столь огромным влиянием, как в Соединенных Штатах.

Пришло время спросить себя: к чему это привело? Казалось бы, душевное здоровье наших детей должно превосходить таковое в других странах, где нет подобной профессиональной поддержки. Увы, ничего подобного не наблюдается. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность, психические расстройства и самоубийства не только процветают в молодежной среде нашей страны, но и продолжают неуклонно расти. Было бы наивно, конечно, обвинить во всех бедах «экспертов», но я убежден — они сыграли свою роль в создании этой проблемы. Почему? Да потому что в большинстве своем ученые перестали доверять христианской этике, с пренебрежением относятся к мудрости этой бесценной традиции! Двадцатый век породил целое поколение профессионалов, полагающих, что могут игнорировать родительский опыт, накопленный человечеством более чем за 2000 лет, заменяя его своими неуклюжими догадками. Каждый из них, исходя из собственного весьма ограниченного опыта, создавал свою теорию, а затем выдавал эти домыслы и предположения за истину в последней инстанции.

Подобные лжеучения в числе прочего утверждают, что дисциплина вредна, а безответственность здорова; религиозные наставления излишни, а неповиновение оправдано в качестве разрядки детского гнева; любая власть опасна и т. д., и т. д.

Я готов признать: книга, которую вы держите в руках, тоже содержит множество советов и предположений, которые я не пытался подтвердить практикой или как-то доказать. Чем же тогда отличаются мои идеи от тех, что я критикую? Вся разница в источнике вынесенных на суд воззрений. Основополагающие принципы, изложенные мной,- вовсе не мое изобретение, которое будет забыто в ближайшие год-два. Напротив, они покоятся на вдохновенном слове библейских авторов, подаривших нам прочную основу для построения семейных отношений. Они передавались из поколения в поколение. Наши предки учили этому своих детей, а те — своих детей, сохраняя знание живым для потомства. Теперь же, к несчастью, вечные законы подвергаются сомнению в одних кругах и совершенно забыты -в других.

Если я имел какую-то главную цель при работе над этой книгой, то этой целью не было получение гонорара, или реклама имени Джеймса Добсона, или демонстрация профессионального мастерства. Моей главной целью была пропаганда христианских традиций воспитания и семейной дисциплины и применения этой концепции в современных семьях. Такой подход глубоко укоренился в западной культуре, но, насколько я знаю, еще до сих пор не был изложен письменно. Он включает в себя власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и ответственности; родительское руководство, исходящее из интересов ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, установленные уверенно и твердо, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях. Эта система существует уже более двадцати веков. Не я изобрел ее, и не мне ее изменять. Моя задача — изложить то, что, по моему убеждению, предписано самим Творцом. Я верю, что это предписание останется непреложным, пока отцы, матери и дети живут на этой земле. Оно, бесспорно, переживет антропоцентризм и иные тщетные попытки человечества найти альтернативу.