Глава 5. Соперничество

В своей последней книге я описывал эпизод, хорошо иллюстрирующий такое понятие, как «родительская депрессия». Здесь я вкратце повторю его: когда нашему сыну Райану было четыре месяца, моя жена положила его на пеленальный столик, чтобы сменить пеленки. Как только она развернула ребенка, забивший из него фонтанчик оросил стену, ковер и висевшую на стене картину. Ширли еще не успела навести порядок, как зазвонил телефон; пока ее не было, у Райана случился приступ кишечной диарреи — на этот раз от его пулеметной очереди пострадала кроватка и значительная часть детской. К тому времени, как моя терпеливая жена выкупала мальчика и выдраила комнату, она уже еле стоял на ногах от усталости. Завернув Райана в чистые, благоухающие пеленки, она взяла его на руки и нежно прижала к груди. В этот момент он срыгнул, и то, что было его завтраком, потекло ей прямо за шиворот. Когда я вернулся домой с работы, Ширли сидела в темном углу гостиной, глядя в одну точку, что-то бормоча про себя, отрешено и бессмысленно покачиваясь из стороны в сторону. Такова цена, которую мы платим за желание оставить после себя потомство. (Один отец говорил о своем маленьком сыне, что «с одного конца у него дырка для крика, а с другого — для дерьма»). Я думаю, следует признать, что быть отцом или матерью — это не только одна из величайших радостей, но и акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого, и дети не исключение из этого правила. С другой стороны, я убежден, что многие трудности воспитания детей, проистекают из нашего неумения спланировать и организовать дело. Трудности, с которыми сталкиваются родители, почти никогда не бывают новыми или беспрецедентными; у всех нас одни и те же проблемы. Существуют лучшие пути их решения. В этой и следующей главах мы попробуем свежим взглядом взглянуть на две из этих универсальных проблем.

Хмурые братья и угрюмые сестры

Если бы американских женщин попросили назвать самую неприятную вещь в воспитании детей, я убежден, что наибольшее число голосов получила бы проблема ревности между братьями и сестрами. Маленькие дети (да и старшие тоже) обычно не довольствуются тайной враждебностью. Они атакуют друг друга, как маленькие воины, мобилизуя войска и нащупывая слабые места в линии обороны противника. Они спорят, ссорятся, дерутся, щипаются, кусаются, визжат, отбирают игрушки, дразнят и ябедничают. Я знал одного ребенка, который, заболев, страшно злился, что его старший брат здоров и потихоньку сморкался на мундштук

его флейты, втайне надеясь, что ему удастся таким путем заразить брата. Побежденным на поле такой битвы, как правило, оказывается мать, которой вначале приходится прислушиваться к шуму брани, а потом выносить с поля боя раненых. И если по своей природе она стремится к миру и покою (а это присуще большинству женщин), то она может просто не вынести этой непрерывной канонады. Журналистка Энн Лэндер недавно попросила своих читательниц ответить на вопрос: «Если бы вы знали раньше то, что знаете сейчас, согласились бы вы иметь детей?» Семьдесят процентов из двухсот тысяч ответивших на это вопрос женщин сказали: «Нет!» На аналогичный вопрос журнала «Хорошая домашняя хозяйка» девяносто пять процентов респонденток ответили: «Да.» Я затрудняюсь объяснить такие противоречивые результаты двух одинаковых опросов, хотя некоторый свет на эту странность могут пролить сопроводительные комментарии опрошенных женщин. Так, к примеру, одна из них, не пожелавшая назвать свое имя, написала: «Согласилась ли бы я иметь детей? Тысячу раз нет! Мои дети совершенно погубили мою жизнь, разрушили мой брак и мою личность. От них нет никакой радости. Молитвы не помогают — ничто не может остановить орущего ребенка». Я не согласен с ней. Я убежден, что существует нечто, что может остановить орущего ребенка — и не одного, а целую дюжину. Ни в коем случае нельзя позволять детям портить жизнь друг другу и окружающим. Детская ревность с трудом поддается «лечению», но, конечно же, против нее есть определенные средства. Я хочу предложить вашему вниманию три принципа, применение которых может помочь вам установить дома если не мир, то по меньшей мере перемирие.

1. Не разжигайте в детях естественной ревности.

Соперничество между братьями и сестрами — явление, безусловно, не новое. Именно оно привело к совершению первого на земле убийства (я говорю о Каине и Авеле), и с незапамятных времен в той или иной форме проявлялось практически в каждой семье, где было больше одного ребенка. В основе этого конфликта — извечная ревность и соперничество между детьми. Маргарит и Виллард Вихер в своей книге «Родительский марафон» описали это неизбежное столкновение следующим образом: «Раньше считалось, что если родители заранее скажут ребенку, что скоро у него появится маленький братик или сестричка, то он воспримет это как должное. Ему говорили, что родители так счастливы от общения с ним, что им хочется испытать еще большее счастье. Предполагалось, что таким образом можно будет избежать ревности и духа соперничества. Однако ничего не вышло. Да и как могло что-то получиться? Представьте себе, к примеру, как муж говорит жене, что он так любит ее, что решил взять в дом еще одну жену, чтобы «испытать еще большее счастье». Стоит ли говорить о том, что эти слова не избавят жену от ревности? Напротив, тут-то и начинается война — точно так же, как это происходит с детьми» (1).

Но если ревность так естественна, что же могут предпринять родители, чтобы свести к минимуму тот неизбежный антагонизм, который ребенок чувствует по отношению к младшему брату или сестре? Самый первый шаг — этс тщательно избегать обстоятельств, при которых сравнение детей может оказаться не в пользу одного из них. Специалист по вопросам воспитания Билл Готард установил, что I основе чувства собственной неполноценности лежит сравнение. Я полностью с ним согласен. Для ребенка вопрос стоит не: «Как у меня это получается?», а совсем иначе: «Как з меня это получается по сравнению с Джоном, или Стивеном, или Мэрион?» Каждый ребенок постоянно сравнивает себя со своими ровесниками, а оказаться последним в каком бы то ни было отношении в собственной семье — это для него настоящая травма. В соответствии с этим, родители должны всячески избегать сравнений и сопоставлений, которые ставили бы одного ребенка выше другого. Это особенно важно в трех следующих сферах. Во-первых, дети необычайно чувствительны, когда речь идет об их физической привлекательности и телосложении. Трудно распалить детей сильнее, чем похвалив одного за счет другого. Представьте, к примеру, что Шарон случайно услышала слова, сказанные о ее сестре: «Из Бэтти наверняка вырастет настоящая красавица». Уже тот факт, что о самой Шарон не сказали ничего, достаточен, чтобы сделать из девочек соперниц. И можете быть уверены, что Шарон сделала из услышанного свои выводы: «Ну да, а я-то, конечно, уродина». И если родители в дальнейшем ненароком подтвердят ее подозрения, то в девочке, несомненно, разовьются ревность и озлобление. Красота — самый значительный фактор в самооценке западных детей — это свое мнение я уже выразил в книге «Прятаться или искать». Любые мимоходом, ненароком оброненные слова родителей по этому поводу будут тщательно продуманы и проанализированы ребенком и могут стать причиной настоящей ненависти между братьями и сестрами. Во-вторых, с чрезвычайной аккуратностью родители должны относиться к своим высказываниям об умственных способностях детей. Достаточно часто можно слышать, как родители в присутствии детей заявляют, к примеру, следующее: «Я думаю, наш младший мальчик значительно способнее своего брата». Взрослые зачастую просто не понимают, что подобная оценка может оказать сильнейшее воздействие на ребенка. Даже в тех случаях, когда эти замечания высказываются невзначай и сами родители не придают им особого значения, дети могут сделать вывод о том, как к ним относятся, какими их видят в семье. А ведь даже мы, взрослые, чувствительны к подобного рода свидетельствам. И, наконец, в-третьих, дети (особенно мальчики) крайне внимательно относятся к своим физическим возможностям и способностям. Мальчики, уступающие своим братьям в силе и ловкости, редко бывают готовы с достоинством смириться со своими вторыми ролями. В качестве примера приведу вам записку, которую передала мне мать двоих сыновей. Эта записка написана девятилетним мальчиком и адресована его восьмилетнему брату после того, как младший брат обставил его в состязаниях в беге: «Дорогой Джим! Я лучше

всех, а ты хуже всех. Я могу обогнать кого хочешь, а ты никого. Я самый умный, а ты дурак. Я самый лучший спортсмен, а ты слабак. И еще ты свинья. Я всех победю. Вот так. И точка. Всегда твой, Ричард». Забавная записка, не правда ли? С беднягой Ричардом все ясно: он не стерпел унижения и, вернувшись с ристалища домой, водрузил боевой флаг. Я не удивлюсь, если месяца два он, затаившись, будет выжидать возможности запустить пару торпед в мягкую попку Джима. Такова природа человека! Так что же, я предлагаю родителям полностью игнорировать индивидуальность своих детей? Должны ли они исключать здоровое соревнование между ними? Конечно же, нет. Я лишь хочу сказать, что, по моему мнению, когда дело касается внешности, ума и физических возможностей, каждый ребенок должен чувствовать, что в глазах своих родителей он стоит так же высоко, как его братья и сестры. Он должен чувствовать, что его уважают — путь не больше, но во всяком случае и не меньше, чем остальных детей в семье. Похвалы и порицания должны распределяться по возможности поровну; это главная задача семьи, поскольку за ее пределами, во внешнем мире, дети неизбежно будут оцениваться по-разному. И, наконец, мы должны помнить, что дети воздвигают бастионы не от избытка силы, а для того, чтобы защитить свою слабость. Так, когда ребенок, вроде Ричарда, начинает хвастаться, выламываться и бросаться на братьев и сестер, он выказывает тем самым свою тревогу и озабоченность. Если мы будем внимательно относиться к подобным сигналам, то сможем свести к минимуму ревность наших детей.

2. Выработайте действенный механизм «правосудия».

Детская ревность принимает худшие формы в том случае, когда в семье не существует разумной системы» правосудия» — когда «нарушители закона» остаются непойманными или отпускаются на свободу безнаказанными. Важно не забывать о том, что в обществе законы были разработаны и введены с одной целью — защитить людей друг от друга. То же самое и в семье; ведь семья — это микромодель общества, и в рамках семьи также должны быть обеспечены права человека. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, попробуем представить себе такую ситуацию: я живу в обществе, где не существует закона. Нет там полиции, нет и судов, где решались бы различные спорные вопросы. При таких обстоятельствах мой сосед и я можем совершенно безнаказанно наносить ущерб друг другу. Он может без спросу взять мою сенокосилку или кидать камни в окна моего дома, а я тем временем могу воровать персики с его любимого дерева и сваливать мусор на его участок. Наша взаимная вражда будет расти изо дня в день, и с течением времени будет принимать все более грубые и даже жестокие формы. Когда не ставится никаких ограничений естественному ходу событий, то, как это было в ранней истории Америки, конечным результатом будет междоусобная ненависть и убийства. Как я уже говорил, отдельная семья — это своего рода модель общества в целом, и в ней, так же, как и в обществе, необходимо наличие закона и обеспечение правопорядка. Если же в семье царит беззаконие, то для враждующих братьев и сестер созданы все условия, чтобы они могли безнаказанно обижать друг друга. Старший брат выше и крупнее, и это позволяет ему чисто физически подавлять младших сестер и братьев. Ну а младший член семьи прибегает к другому доступному ему оружию, он сражается другими методами. К примеру, он вполне может ломать и портить игрушки и любимые вещи старшего брата или мешать ему, когда к нему приходят друзья. И вот ненависть, словно лава из ожившего вулкана, извергается и сметает все на своем пути. Однако часто бывает, что, когда дети обращаются к родителям за помощью, им предоставляют разбираться самим. Во многих семьях не отработан дисциплинарный механизм, необходимый, чтобы вершить правосудие. В других — мать и отец настолько истерзаны постоянными ссорами между детьми, что попросту махнули рукой и отказываются вмешиваться в их отношения. Есть и такие семьи, где родители заставляют старшего ребенка примириться с явной несправедливостью, «потому что твой брат младше тебя». Таким образом они связывают ему руки, и он оказывается беззащитным перед любыми происками младшего братца или сестрицы. Обычной сегодня стала ситуация, когда отец и мать работают в то время как их дети, оставшись дома, сосредоточенно терзают друг друга. Повторяю еще раз: дорогие родители, одна из важнейших ваших задач — установить строгую законность и баланс сил в семье. Разумные «законы» должны быть обязательны для всех членов семьи. Для иллюстрации я позволю себе привести здесь перечень правил, выработанных за многие годы и неизменно соблюдающихся нашей семьей:

1. Никому из детей не позволено издеваться над другим. И точка! Это железное правило, не допускающее никаких исключений.

2. Комната каждого из детей — его личная, неприкосновенная территория. На дверях есть задвижки, и войти в комнату можно лишь с позволения хозяина.

3. Старшему не позволено дразнить младшего.

4. Младшему запрещается приставать к старшему.

5. Никто не вправе требовать от детей, чтобы они играли друг с другом, если в данный момент они предпочитают остаться в одиночестве или общаться с друзьями.

6. Мы стараемся как можно быстрее уладить любой конфликт, не допустить его развития и быть при этом объективными.

Соблюдение этих условий возможно лишь при наличии определенных предпосылок, главные из которых: 1) уважение к родителям, признание их авторитета; 2) желание родителей выступать в роли арбитров; 3) применение в случае нужды принудительных мер или наказаний. Если такой подход дополнен любовью, эмоциональный тон семьи может радикально измениться. Ненависть между братьями и сестрами должна уступить место если не любви, то по меньшей мере, терпимости.

3. Признайте, что скрытая цель детского соперничества — это вы.

Было бы наивным делать вид, что вам непонятно истинное значение конфликта между братьями и сестрами. Чаще всего в нем отражается желание детей произвести определенное впечатление на родителей. Ссоры и драки — прекрасная возможность завладеть вниманием взрослых. Недаром говорят, что некоторые дети предпочтут, чтобы их лучше убили, чем не замечали. Один отец недавно рассказал мне о том, как его сын начал ссориться со своим двоюродным братом, а потом они набросились друг на друга с кулаками. Отцы присутствовали при этом, но решили не вмешиваться и предоставить событиям развиваться естественным путем. И вот, все еще размахивая кулаками, один из мальчиков, покосившись на бездействующих зрителей, спросил: «Неужели никто не собирается нас остановить, пока мы не покалечили друг друга?» Как видите, драка вовсе не была для мальчиков самоцелью. Их интересовало в данном случае лишь присутствие взрослых и их возможная реакция на ссору; события развивались бы совершенно иначе, если бы рядом никого не было. Это весьма распространенный способ, к которому дети прибегают, стремясь привлечь внимание родителей и спровоцировать их на какие-то ответные действия. Хотите верьте, хотите нет, но с этой формой детской ревности справиться легче всего. Главное — не играть на руку маленьким провокаторам. Вместо того, чтобы устраивать переполох, кричать, грозить, уговаривать (что в конечном счете может привести только к усугублению конфликта) , мать или отец должны вести себя спокойно и с достоинством. Я осмелюсь предложить вам некий усредненный вариант наставления, с которым было бы полезно обратиться к маленьким скандалистам, несколько видоизменив его в соответствии с их возрастом и, конечно, обстоятельствами дела: «Томми и Чак, сядьте и выслушайте меня. На протяжении всего утра вы оба ведете себя безобразно. Ты, Томми, сломал замок, который строил Чак, а ты, Чак, дергал Томми за волосы. Я на вас не сержусь, потому что все братья время от времени ссорятся. Я просто устала от ваших воплей и больше их слышать не желаю. У меня много дел, и нет времени поминутно растаскивать вас, словно двух взбесившихся котов. Слушайте меня внимательно. Если вам приспичит поколотить друг друга, то выметайтесь из дому и деритесь сколько влезет (это требование можно выдвигать, конечно, лишь при условии, что силы противников находятся хотя бы в относительном равновесии). Вы знаете, я зря говорить не буду. Вы меня поняли? «Конечно, это предостережение не станет концом конфликта — во всяком случае с первого раза оно наверняка не подействует. Скорее всего вам придется наглядно продемонстрировать детям, что ваши слова — не пустая угроза. К примеру, можно на полчаса запереть детей в разных комнатах, и пусть томятся там без всяких развлечений, без радио, телевизора или игрушек. Или, например, одного отправить убираться в гараже, а другого — подстригать газон. А можно уложить их в неурочное время в постель. Единственная цель такого наказания — заставить их прислушаться к вашим словам в следующий раз. Ни в коем случае нельзя позволять детям портить вашу жизнь, лишать ее всякой радости, как это случилось с отчаявшейся женщиной, написавшей письмо в журнал «Хорошая домашняя хозяйка». В конечном счете сами дети бывают счастливее, когда их родители твердо, с достоинством и любовью, проводят свою линию.

ВОПРОСЫ

Вопрос: Мы недавно создали семью и хотели бы, чтобы она увеличивалась с какими-то разумными интервалами. Какая разница в возрасте способствует возникновению наилучших взаимоотношений между детьми? Ответ: Если между детьми одного пола разница в возрасте составляет около двух лет, то с большой степенью вероятности следует ожидать, что между ними возникнут противоречия и дух соперничества. С другой стороны, при благоприятном стечении обстоятельств именно такая разница в возрасте может обеспечить наибольшее совпадение интересов и принести детям обоюдное удовольствие от общения друг с другом. Если вы заведете детей с промежутком в четыре года или даже больше, то оснований для дружбы у них будет гораздо меньше. Быть может, мой ответ покажется вам уклончивым. Дело в том, что мое отношение к проблеме сводится к следующему: когда вы собираетесь завести очередного ребенка, надо принимать во внимание множество гораздо более важных факторов, чем возраст предыдущего ребенка: состояние здоровья матери, желание родителей иметь еще одного ребенка, финансовое положение и стабильность семьи. Именно эти обстоятельства должны быть для вас решающими.

Вопрос: В книгах «Не бойтесь наказывать» и «Прятаться или искать» вы рекомендуете использовать формы материального поощрения, прибегая к которым, по вашим словам, можно добиться от детей большей сознательности и ответственности. Мы попытались применить этот метод в нашей семье, и его воздействие на домашнюю атмосферу оказалось весьма благотворным. Однако я несколько изменила предложенную вами схему — и результаты превзошли все мои ожидания. Чтобы заработать награду за выполнение различных домашних обязанностей — за вовремя почищенные зубы, застланную постель, убранную в шкаф одежду -они должны сделать свою работу оба. Иными словами, я плачу им или штрафую их — в зависимости успешного выполнения задания обоими мальчиками. Раз и навсегда приняв правила этой игры, они активно включаются в нее и действуют не поодиночке, а вместе, понимая, что лишь помогая друг другу смогут добиться желанной цели. В каком-то смысле между ними возникают не только отношения товарищеской взаимопомощи, но и чисто делового сотрудничества. Я решилась написать вам о своем опыте, полагая, что он может оказаться для вас небезынтересным.

Ответ: Автор этого письма порадовала меня, сделав то, чего я ожидаю и от других родителей: она использовала мои книги как своего рода трамплин, как отправную точку. Я убежден, что наибольшего успеха добиваются те родители, которые находят индивидуальные решения для каждодневных житейских проблем.

Вопрос: Вы говорите, что поведение враждующих братьев и сестер определяется желанием «манипулировать родителями». Но с другой стороны, разве сами родители не манипулируют детьми, прибегая к таким методам, как материальное поощрение или физическое наказание?

Ответ: Не более, чем полицейский, выписывающий штраф превысившему скорость водителю. Слово «манипулировать» несет в себе какой-то эгоистический, злонамеренный оттенок, и потому в данном случае я бы прибег к другому слову — «руководство». Осуществлять руководство -значит действовать, исходя из интересов обеих сторон, и результаты должны быть обоюдовыгодными.

Вопрос: Огромное вам спасибо за то, что вы открыто и честно сказали об одной очень важной вещи — о том, что дети могут заставить родителей испытать чувство разочарования и безысходности. Для меня было огромным облегчением услышать, что и других матерей иногда охватывает такое же желание — убежать, забиться в какой-нибудь тихий уголок. Мне гораздо легче примириться со своей жизнью, когда я знаю, что я не единственная женщина, которую время от времени охватывает чувство полной беспомощности.

Ответ: Я получаю множество писем, подобных вашему. Все мы живем в очень трудное время; наши злейшие враги — усталость и вечная спешка. Однако убежать от наших проблем мы не можем, ведь они, как правило, находятся внутри нас. Порой я получаю письма от людей, которые действительно бегут из дома; их гонит оттуда невыносимое напряжение и отчаяние. Вот, например, письмо молодой матери, сигнал 805 из какого-то курортного местечка:

Дорогой д-р Добсон, Я пишу Вам из мотеля. А оказалась я здесь, потому что сбежала от своего любящего мужа, шестилетней дочери Энни и пятимесячного сына Пола. У моей дочки очаровательные кудряшки и голубые глаза, но часто на нее «накатывает», и тогда она доводит меня буквально до исступления. Мой сын орет, кажется, двадцать четыре часа в сутки. Мне просто необходимо спокойно поспать хотя бы одну ночь! Я так старалась быть хорошей женой и матерью… хорошей соседкой и хорошей дочерью моим родителям. Я мечтала быть хорошей христианкой. Я хотела добросовестно выполнять свои домашние и семейные обязанности, но у меня нет сил. Я уже не могу держать себя в руках. Всю прошлую неделю я вела себя как настоящее чудовище: я ударила свою дочку по лицу, ее руки — все в синяках от того, что я специально старалась сделать ей больно; я орала и ругалась. Это было так безобразно, что потом мне хотелось умереть от стыда. Я сбежала, чтобы попытаться собрать то, что осталось от меня, но едва ли это получится. Я не могу дождаться ответа на свои молитвы — а может быть, я просто его не слышу и не понимаю. Когда я дома, у меня нет времени даже на то, чтобы почистить зубы, что уж тут говорить о молитвах… Когда я шлепаю Энни, то слышу в ответ: «А вот и не больно!» Она царапается, кусается, вцепляется мне в волосы. Но когда я уходила прошлой ночью, она рыдала и умоляла меня остаться, хотя я обещала ей, что обязательно вернусь. В прошлом месяце мы заплатили сто долларов за четыре специальных консультации для родителей. Но пользы было мало — все как-то слишком общо, а о тех конкретных проблемах, с которыми я ежедневно сталкиваюсь, я не услышала ни слова. Например, Энни проявляла злобу и агрессивность задолго до рождения Пола. Я ничего не могу с собой поделать, мне все время хочется отделаться от нее. Недавно она прожила неделю у бабушки и — стыдно признаться — я ни капли по ней не скучала. Только что я говорила с мужем по телефону, и он сказал, что на Энни опять накатило. Она требует, чтобы ее отпустили искать меня. А я совершенно не хочу возвращаться домой. Я обожаю своего мужа. Бог благословил нашу любовь сыном и дочерью, о которых я всегда мечтала. Но я оказалась несостоятельна, я не могу справиться с «рутинной» стороной жизни. В следующий четверг мне исполнится двадцать восемь лет. Пожалуйста, помогите мне. Миссис Дж. С.

К сожалению, миссис Дж. С. не указала своего обратного адреса, и потому я никак не мог с ней связаться. Я часто думал: получила ли она ту помощь, которой так отчаянно и безнадежно искала в отдаленном мотеле? Мне кажется, стоит привести здесь другое письмо, полученное мной на той же неделе, что и первое. В нем тоже слышится крик отчаяния — но совсем другого рода. Письмо пришло из Оксфорда, Англия, и автор не возражает против его цитирования.

«Дорогой доктор Добсон, Я только что прочла Вашу книгу «Что мужья, по мнению жен, должны знать о женщинах». Это одна из лучших книг, которые я когда-либо читала. Но скажите, почему вы, писатели, никогда не пишете для женщин вроде меня? Почему ничего не написано для бесплодных? Для тех, кто страстно желает иметь ребенка, но не может? Почему вы не помогаете нам, чувствующим свое женское несовершенство, свою неполноценность? Почему не объясняете, как общаться с родственниками и друзьями, имеющими детей и полноценные семьи? Скажите, как мне жить, когда я постоянно ощущаю напряженность в своей семье, когда родители одержимы страстной мечтой о внуках (да если бы я только могла, я была бы так счастлива подарить им внуков!)? Скажите, как мне справиться с гнетущей, безнадежной депрессией после двух выкидышей, после того, как, дважды забеременев, я ни разу не смогла доносить ребенка? Что мне делать в Рождество, когда все вокруг живет и дышит детьми и для детей? Эти дни для меня просто невыносимы (до такой степени, что в этом году я пыталась отравиться — только бы уйти от этой муки). Как я могу с надеждой смотреть в будущее, когда мне не о чем строить планы и не на что надеяться? Я знаю, что Христос может помочь мне. Но почему мне не могут помочь люди? Почему общественное мнение считает, что брак без детей неполноценен, — и тем самым усугубляет мое чувство вины и делает меня еще более несчастной? Почему люди вроде вас никогда ничего не пишут, чтобы помочь таким женщинам, как я? Ваша Миссис Р. К.

Миссис К. абсолютно права. Наш мир, похоже, предназначен для детей и тех, кто производит их на свет. И те, кто получил от Господа это благословение, должны внимательно и осторожно относиться к людям, подобным этой женщине, к людям, которые ценят материнство выше самой жизни — и безнадежно лишены его. Но вся беда в том, что мы слишком поглощены собственными мыслями и заботами. Если бы я мог свести вместе авторов двух процитированных мною писем, им нашлось бы о чем поговорить — и не без пользы для обеих.

Вопрос: Я мать-одиночка, и меня беспокоит мой семилетний сын. В нашей семье нет мужчин, и получается так, что мальчик растет в окружении одних только женщин. Кроме того, я не знаю, как его наказывать. Что вы мне посоветуете?

Ответ: Ваш вопрос затрагивает крайне важную для сегодняшней Америки проблему. В стране живет огромное количество разведенных или овдовевших отцов и матерей, столкнувшихся лицом к лицу с невероятно ответственной и сложной задачей воспитания детей в одиночку. Количество неполных семей в возрастной группе до тридцати пяти лет стремительно растет с каждым годом. Эта тенденция прослеживается очень ясно, и ее отрицательные последствия трудно переоценить. Наибольшее сочувствие у меня лично вызывают одинокие матери. Подниматься рано утром, отводить ребенка в детский сад, отправляться на работу и проводить там восемь, девять часов, а вечером после этого пытаться удовлетворить физические, эмоциональные и духовные нужды своих детей… Но ведь это невозможно! Неизбежно придется от чего-то отказаться. Человеческие силы не безграничны. Человек не может день за днем и год за годом работать по восемнадцать часов в сутки. И к тому же (из вашего вопроса видно, что вы это понимаете) мать не может заменить ребенку отца, а отец, как правило, плохо справляется с ролью матери. Есть ли у меня волшебный рецепт для решения этой проблемы? Нет. Родительские обязанности изначально предназначены для двоих, и когда эта задача ложится на плечи лишь одного из родителей, перегрузки неизбежны. Впрочем, у меня есть два предложения, которые могут оказаться небесполезными. Первое из них потребует небольшой суммы денег, — однако я убежден, что это капиталовложение будет оправданным. Я предлагаю вам набрать номер ближайшего высшего учебного заведения и попросить к телефону инспектора третьего или четвертого курса. Объясните ему, что вы хотите пригласить ответственного, спортивного молодого человека, который мог бы ходить с вашим сыном в парк, учить его играть в мяч, удить рыбу или строить крепости из песка. Попросите инспектора, чтобы он порекомендовал кого-нибудь из своих студентов, который мог бы взяться за такую работу и — что в высшей степени важно — делать ее с удовольствием. А затем договоритесь с этим молодым человеком об условиях, на которых он каждое воскресенье будет проводить с вашим сыном два-три часа. Второе мое предложение касается церкви, в чьи задачи, безусловно, входит помощь родителям при выполнении их родительских обязанностей. На это указывают слова Иисуса, заповедавшего нам помогать всем тем, кто нуждается в нашей любви и заботе. Что же касается вопросов дисциплины в неполной семье, я хочу подчеркнуть, что принципы, о которых я говорил, остаются теми же независимо от состава семьи или любых других обстоятельств. Дети, которых воспитывает только мать или только отец, точно так же нуждаются в любви, в ощущении надежности и устойчивости окружающего мира, в твердом и справедливом руководстве, как и дети, растущие в полных семьях. Единственное отличие состоит в том, что, ложась на плечи лишь одного из родителей, эта задача становится гораздо более трудной и ответственной. (Честно говоря, я убежден, что все это прекрасно известно и без меня — ив первую очередь тем родителям, которые столкнулись с этой проблемой).