Глава 1 Пророк – «человек на все времена»?

В 1842 году Вильям Эллис Фой — мулат, проживавший в Бостоне, штат Массачусетс, получил с интервалом в несколько недель два видения. Первое (18 января) длилось 2, 5 часа, а второе (4 февраля), — невероятно, но факт -12, 5 часов. Его физическое состояние во время видения напоминало описание из 10 главы книги пророка Даниила. Как и Даниил во время видений, он не дышал, хотя сердце его продолжало нормально функционировать (си. Дан. 10: 17).

Однако Вильям Фой не откликнулся на призыв к пророческому служению. К лету 1844 года Бог призвал другого человека — Хазена Фоса. И он также, спустя некоторое время, отказался от своего призвания. Таким образом, в декабре 1844 года Бог обратился к «слабейшей из слабых», но об этом речь пойдет в следующей главе.

Пророк. Какие образы это слово вызывает у тех, кто знаком со страницами Священного Писания!

Почти инстинктивно в воображении возникает образ человека, одиноко стоящего в присутствии Божием и, возможно, похожего на ветхозаветного пророка Илию. Илия, бросив вызов более чем четыремстам служителям Ваала, призвал с небес всепоглощающий огонь, который поглотил не только жертву, но и камни, поддерживавшие жертвенник, и даже воду вокруг жертвенника (3 Цар. 18).

Или, возможно, мы слышим отдаленное эхо «гласа вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Мф. 3:3, ср. Ис. 40:3). Этот человек в одежде из верблюжьего волоса — Иоанн Креститель — не был снисходителен к себе. Питался он акридами и диким медом (Мф. 3:4; Мк. 1:6).

Действительно, думая о Библии, трудно не вспомнить о ее авторах. Шестьдесят шесть книг, составляющие Священное Писание, записали более сорока Божьих избранников. Мы обычно говорим о них так: «святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр.1: 21). А все началось с человека по имени Енох, седьмого от Адама. Енох — первый пророк в человеческой истории (Иуд. 1:14). Пророки от Еноха до Моисея свои вести передавали устно. Жизнь Моисея — поворотный пункт в истории пророческого служения: он первый использовал письменное слово для распространения пророческой вести.

В последующие времена пророческая литература образовала две ветви! К одному из них и принадлежат пророки (или провидцы, как их называли вначале), чьи труды вошли и были сохранены в Священном Писании; к другому относятся авторы, чье наследие не было включено в Библию. Последние, такие как Гад, Нафан, Илия, Ахия, были также вдохновляемы, как и их библейские собратья, но написанное ими не было сохранено для потомков.

Во время Иисуса люди, изучающие Ветхий Завет, делили его на три части: Закон (Пятикнижие Моисея), Пророки, Святое Писание.

Бог нелицеприятен (Деян. 10:34, 35), боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему независимо от национальности или пола. В библейские времена женщин также, как и мужчин, Господь наделял пророческим даром. В Ветхом Завете мы читаем о Мариам (сестре Моисея), о Деворе, а в Новом Завете — об Анне и четырех дочерях евангелиста Филиппа.

Сегодня, как правило, служение «пророка» ассоциируется в нашем сознании с предсказанием событий будущего, но в библейские времена духовное служение пророка понималось намного шире. У пророков было много обязанностей. 1) Они говорили от имени Бога. 2). Они открывали Божьи намерения. 3). Они укрепляли правителей и руководили ими. 4). Побуждали людей к верности. 5). Они протестовали против зла. 6). Они направляли. 7). Учили. 8). Были консультантами и советчиками на всех уровнях личной и государственной жизни. 9). Они предупреждали. 10). Обличали грех. 11). Произносили суды Божьи. 12). Порою творили чудеса. 13) и проповедовали. Более того, пророческое служение не ограничивалось рамками еврейской национальности. Господь использовал некоторых людей, чтобы нести свою истину языческим народам.

Библейская история и служение пророков в ее отдельные периоды гармонично сочетаются друг с другом. Однако некоторые христиане начинают ощущать некоторые сомнения, когда речь заходит о пророчествах в постновозаветный период. Тем не менее существуют свидетельства (прямые, а также косвенные) и в Ветхом, и в Новом Заветах, что Дух Святой будет вдохновлять пророков и тогда, когда «канон» (книги, составляющие Библию) будет установлен.

Иисус обещал, что присутствие Духа Святого в христианской Церкви будет ощущаться вплоть до последнего времени. Особое служение Духа, сказал Он, это научить людей истине Божьей (Ин. 14:15-17, 26). Предупреждая нас, Иисус оставил признаки Своего скорого пришествия и предсказал появление лжепророков (Мф. 7:15, 24:11, 24). Если бы в конце времени не должно было появиться никаких истинных пророков, Иисусу нужно было бы просто сказать: «Берегитесь пророков». Приставка «лже» подразумевает, что перед Вторым пришествием будут существовать как истинные, так и лжепророки.

Учение Павла о «духовных дарах» также содержит несколько прямых свидетельств в пророческом служении в постновозаветные времена. Он ясно указывает на пророчества как на один из даров Духа Святого (Еф. 4; 1 Кор. 12, Рим. 12). Посмотрите, дар пророчества назван вторым, уступая по значению только апостольству. В Новом Завете употребляется три взаимозаменяемых выражения для определения одного понятия: «Дар пророчества» (1 Кор. 13:2), «Свидетельство Иисусово» и «Дух пророчества» (Откр. 19:10). Это Божественный дар сверхъестественных откровений и видений ( (2)). Из контекста учения апостола Павла о дарах Духа — включая пророчество — ясно видно, что они будут существовать в Церкви до конца времени. Подготавливать Церковь к возвращению Христа — цель, для которой они даны (Еф. 4:12-15). Павел нигде даже не намекает на то, что один из даров (например, пророчество) исчезнет, в то время как остальные останутся.

Первыми документами Нового Завета, которые были записаны, несомненно, являются Послания Павла. Первое же послание Фессалоникийцам — одно из самых ранних. Ближе к концу этого письма Павел предостерегает первых христиан: «Духа не угашайте». Затем он указывает, как выполнить этот совет: «Пророчество не уничижайте». Напротив, христианин должен «все испытывать» и «хорошего держаться» (1 Фес. 5:19-21). (Апостол Иоанн делает то же самое предупреждение, но немного иначе: «Испытывайте духов». Почему? Не каждый дух приходит от Бога, и «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1.)

Похоже, что в некоторых христианских кругах сегодня происходит-то, что происходило в раннехристианской Церкви. Возможно, ранние христиане, обращенные из иудаизма, поговаривали между собой: «Нам не нужны новые пророчества. Если Ветхий Завет был достаточно хорош для Иисуса, то он достаточно хорош и для меня». Сегодня некоторые христиане, повторяя эту ошибочную идею, ограничивают влияние Духа Святого только прошлым. Они предлагают считать, что сегодня мы не нуждаемся в пророческом служении, так как библейский канон уже сложился. Но, вероятно, чтобы предупредить появление подобных идей, Павел побуждал «испытывать» пророческие заявления, а не отбрасывать их как ненужные.

Иоиль в своей книге (2:28-32), написанной за восемь столетий до Рождества Христова, увидел сквозь длинный коридор времени и показал, чем Бог награждает людей перед Вторым пришествием Христа особым даром — даром пророчества. Мужчины и женщины, юноши и старцы будут видеть пророческие сны и видения. Некоторые христиане возражают, что исполнение этого пророчества возможно также и после дня Пятидесятницы. Они отсылают нас к Деян. 2:16-21, где Петр указывает на чудо Пятидесятницы как на исполнение Иоил. 2. Однако Пятидесятницу нужно рассматривать лишь как частичное исполнение Иоил. 2 по двум важным причинам.

Во-первых, во 2 главе книги пророка Иоиля говорится о присутствии дара пророчества в последнее время. А наиболее очевидный духовный дар в день Пятидесятницы, однако, был дар языков (речь на существующих языках, чудесным образом дарованная отдельным христианам, которые прежде эти языки не учили). Свидетельств о даре пророчества в день Пятидесятницы нет.

Во-вторых, Иоиль указывает на то, что когда дар пророчеств будет восстановлен, будут небесные знамения, связанные с Солнцем и Луной (Иоил. 2:19-20). Мы не находим в Писании подтверждения, что подобные знамения сопутствовали чудесам, происходившим в день Пятидесятницы.

Неужели с окончанием первоапостольского периода и до середины XIX столетия пророков не было? Пол Кинг Джуит в содержательной статье в «Новом международном словаре христианской Церкви» указывает, что «со смертью апостолов, у которых не было преемников, дар пророчества постепенно исчез, и с третьего столетия от первоначальной триады апостолов, пророков и учителей остались только учителя». Далее Джуит добавляет, что «ко времени Ипполита (235) и Оригена (250) значение слова «пророчество» сузилось до обозначения пророческих частей писания» (3).

Однако, согласно Библии, такой проблемы не существует: нигде не говорится о том, что дар пророчества уйдет из Церкви с эрой первоапостольства. Собранные в пользу упразднения дара аргументы (которые поддерживают многие католики и протестанты) интересны, но опровержимы. Один из них сводится к тому, что апостол Иоанн наложил проклятие на того, кто что-либо добавит к Библии или уберет из нее (Откр. 22:18-19). Таким образом, согласно этому мнению, с установлением канона Писания дар пророчества отнимается.

В ответ мы можем предложить следующее: 1) наложение проклятия в случае добавления или сокращения чего-либо относится к Книге Откровения, это не относится ко всей Библии, в которой, как стало ясно теперь, эта книга, соответственно, является последним томом; 2) не существует доказательств того, что Книга Откровения была написана последней в Новом Завете (некоторые ученые полагают, что первое, второе и третье Послания Иоанна и даже Евангелие от Иоанна могли быть написаны после того, как

он окончил Откровение); 3) только в четвертом столетии н.э. христианская Церковь пришла наконец к соглашению относительно того, какие Книги следует включить в Новый Завет.

Предупреждение Иоанна в конце Книги Откровения вовсе не устраняет дара пророческого вдохновения после 100 года н.э.

Некоторые ученые полагают, что принятие канона Нового Завета исключает всякую возможность нового откровения Божественной истины (4). В ответ на это британский ученый Дж. П. Бейкер заявляет:

«Иногда предпринимались попытки связать завершение формирования новозаветного канона со временем, когда пророчество пройдет (согласно 1 Кор. 13:8). Но это мнение полностью игнорирует контекст, из которого ясно, что этот дар пройдет только тогда, когда «настанет совершенное » — то, что мы увидим «лицем к лицу» (т. е. уже за пределами этой жизни, этого века)… Очевидно, что нет необходимости ждать нового откровения, касающегося Бога во Христе, путей спасения, принципов христианской жизни и т. д. Очевидно, что нет причины, по которой живой Бог, который говорит и действует (в отличие от мертвых идолов) не может использовать дар пророчества, чтобы дать конкретное руководство для Церкви, нации или личности, предупредить, ободрить предсказанием, напоминая о забытых истинах в полном согласии с написанным словом Библии, с помощью которой эти заявления могут быть проверены» (5).

Существование Библии сегодня не отменяет другие богодухновенные авторитеты. Напротив, Слово Божие и в Ветхом, и в Новом Заветах говорит о том, что дары Святого Духа, включая пророчество, по-прежнему будут появляться среди Его народа в последнее время до пришествия Иисуса. И то, и другое должно иметь место в нашем духовном опыте.