Глава 9. Ошибки по существу

Порой, однако, случалось, что и древние, и современные пророки совершали такие ошибки, которые требовали немедленного исправления. Что касается Писания, то, наверное, здесь самым ярким примером может служить случай, описанный во 2-й Книге Царств и в 1-й Книге Паралипоменон (2 Цар.7; 1 Пар.17).

Однажды царь Давид, призвав к себе Нафана (который, по сути дела, был пророком, хотя и не каноническим), рассказал ему о своем желании построить дом для ковчего завета и другой литургической утвари, необходимой для совершения соответствующих церемоний.

По-видимому, дав волю своему воображению, Давид описал, каким должно быть это строение с учетом того, что сам царь живет в роскошном дворце. Быть может, он сказал, что оно (дабы быть достойным местом для служения Господу) будет столь величественным, что любой язычник, проезжая в сотнях милях от Иерусалима, не преминет свернуть в сторону, чтобы только взглянуть на это чудо.

Наверное, подумав о страшных расходах, которые пойдут на такое сооружение, а, может быть, и о том, что ему придется изыскивать средства, Нафан воспринял все это сдержанно. Давид же, заметив сдержанность пророка, сказал, что, так как он — царь, он и оплатит все расходы из своей казны.

Как бы там ни было, но теперь Нафан, воодушевившись вслед за монархом, от всего сердца одобрил его замысел.

Однако когда Нафан пришел к себе, ночью Господь сказал ему, что он неверно передал Его волю, одобрив решение царя. Сначала ему, как говорится, не мешало бы посоветоваться с «вышестоящими».

Нафану было сказано, чтобы он, на следующий день возвратившись к царю, сказал ему, что Бог ценит его великодушие и размах, но не хочет, чтобы храм был построен Давидом. Его построит Соломон, так как Давид — это воитель, проливавший кровь. Он может вынашивать план строения, обсуждать детали, может договариваться с подрядчиками и строителями, может даже позаботиться о деньгах, но храм все-таки построит не он, а Соломон.

По-видимому, слегка смущенный, Нафан на следующий день смело вернулся к царю и рассказал ему о тех «уточнениях», которые небо внесло в его план. И, будучи «по сердцу» Господу, Давид согласился и сказал: «Да будет так!» И стало так.

Уже в наше время другой самый известный пророк, Елена Уайт, несколько раз говорила то, что не согласовывалось с волей Бога, и ситуация была настолько серьезной, что Богу приходилось вмешиваться и исправлять положение опять-таки через этого пророка.

Одним из таких примеров может служить решение о времени соблюдения субботы. Впервые адвентисты седьмого дня узнали о соблюдении субботы от баптистов седьмого дня, соблюдавших ее от захода солнца в пятницу до захода в субботу. Некоторые адвентисты следовали их примеру и тоже соблюдали субботу «от захода до захода». Однако были и другие точки зрения.

1. В штате Мэн, например, некоторые соблюдали ее от восхода солнца в субботу до восхода в воскресенье, основываясь на неправильном понимании 1-го стиха 28-й главы Евангелия от Матфея («По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели»).

2. Были и «законники», которые настаивали на соблюдении от полночи до полночи.

3. И была, наконец, группа, настаивавшая на «экваториальном времени». На экваторе, как известно, солнце ежедневно восходит в шесть утра и заходит в шесть вечера. Лидером в этой группе был капитан Иосиф Бейтс, получивший сильную поддержку со стороны Елены и Джеймса Уайт.

Что касается сторонников первой группы, то с ними все было решено сравнительно рано, так как Елена Уайт получила видение, в котором ангел возвестил 32-й стих из 23-й главы Книги Левит («От вечера до вечера празднуйте субботу вашу»). Однако большинство членов церкви продолжало соблюдать субботу по экваториальному времени.

Летом 1855-го года Джеймс Уайт попросил Джона Эндрюса, одного из наших первых исследователей, рассмотреть этот вопрос. Его вывод был оглашен на сессии Геренальной Конференции, состоявшейся в ноябре того же года в Бэтл-Крике. Основываясь на девяти ветхозаветных текстах и двух новозаветных, Эндрюс показал, что применительно к намеченной проблеме слово «вечер» синонимично заходу солнца.

Почти все присутствовавшие на конференции приняли вывод Эндрюса, однако грозный капитан Бейтс стоял на своем, в то время как Елена Уайт (впервые узнавшая от него о соблюдении субботы) стала на сторону своего наставника. Голоса разделились, и картина стала неясной.

Бог действовал быстро. Когда сессия Конференции подходила к концу, собравшиеся начали усиленно молиться, прося о разрешении этого затруднения, и тут Елене Уайт было дано видение, из которого стало ясно, что соблюдать субботу надо от захода солнца. Почти все получили небесный свет, и духовный дар пророчества снова принес плод единения.

Всем на конференции было ясно, что Бог обращался к ней и вел ее, так как теперь Елена Уайт не повторяла то, что говорила прежде. В этом событии опять был засвидетельствован дух пророчества в жизни и работе церкви, так как пророческий дар никогда не дается для того, чтобы что-то начать, но для того, чтобы утвердить членов церкви, если они, исследуя Библию, двигаются в правильном направлении, или указать им правильный путь, если они сбились с него.

Можно привести еще один случай, когда Елене Уайт пришлось изменить свое прежнее мнение. Речь идет о возможном закрытии в 1902-м году Южной Издательской Ассоциации.

После девятилетнего служения в Австралии в 1900 году она вернулась в Америку и поселилась в поместье Элмсхавен, неподалеку от острова Святой Елены (Napa Valley). В следующем году она приехала на сессию Генеральной Конференции (которая открылась 2-го апреля в Бэтл-Крике), по дороге заехав в Нэшвил (Теннеси), где ее сын Эдсон приступил к созданию нового издательства. Поначалу все финансовые операции проводились в курятнике, где была организована и типография, которая в марте 1900 года переехала в город.

В день открытия сессии Елена Уайт обратилась к ее участникам с воззванием о расширении работы в южных штатах, в котором говорила о необходимости создания новых школ, санаториев и издательств, в которых печатались бы книги для работников Юга. Она говорила о начинании ее сына Эдсона и призвала братьев поддержать его, так как надо было строить более обширное здание, которое отвечало бы той программе, которую она наметила.

Призыв к созданию нового большого издательства стал одной из тех проблем, с которыми столкнулся Артур Дэниэлс, новый президент Генеральной Конференции. В ту пору у церкви уже имелись два издательства — в Бэтл-Крике и в Окленде (Калифорния) — которые переживали «явную депрессию», поскольку тогда спрос на нашу литературу был невелик (в поле было лишь несколько книгонош, и их успех был довольно средним). По сути дела, оба издательства были вынуждены печатать довольно много комерческой продукции, чтобы как-то «держаться на плаву».

Члены комитета чувствовали, что время не благоприятствовало открытию третьего издательства, так как уже имевшиеся два работали «в полсмены» и всем трем пришлось бы еще шире заниматься коммерческой деятельностью. Однако Дэниэлс целиком верил видениям Елены Уайт, так как знал ее по совместной работе в Австралии, где они работали в 90-х годах. Он убедил комитет утвердить предложенный ею план.

Однако затем Елена Уайт еще больше осложнила ситуацию, призвав временно приостановить коммерческую деятельность всех издательств. Это означало, что придется закрыть половину печатных станков и уволить половину рабочих. Некоторые члены комитета стали вслух сомневаться, не впала ли пророчица в старческое слабоумие (ей в ту пору было 74 года). Кто-то даже чувствовал, что вести, касающиеся издательств, небогодухновенны.

В конце года Дэниэлс направился в Нэшвил на первую ежегодную встречу с членами Южной Издательской Ассоциации и там выяснилось, что только за первый год работы издательство потеряло двенадцать тысяч долларов, — ровно столько, сколько сначало было вложено в его основание! Его уверяли, что трудности уже позади, но в конце следующего года, а также на третий год издательство продолжало терять по тысяче долларов в месяц. Была назначена проверочная комиссия, которая, побывав в Нэшвиле, пришла к выводу, что типографское оборудование надо продать старьевщику (оборудование было изношенным и поломанным уже при покупке; котел, например, мог взорваться в любую минуту!), а само издательство законсервировать (книги оставить на складах до востребования книгоношами).

Поскольку члены комитета еще считались с мнением своего пророка, в Элмсхавен была послана небольшая делегация, которая должна была поставить Елену Уайт перед красноречивыми фактами и заручиться (если получится) ее поддержкой на приостановку издательства в целях его спасения.

Молча выслушав братьев, рассказавших ей о провале издательства, Елена Уайт глубоко опечалилась и смутилась, отчасти, конечно, потому, что все это начал ее сын и что она сама согласилась с ним, призвав поддержать это широкое начинание. Вполне возможно, что в разговоре с нею члены комитета вспомнили ее собственный совет, который недавно был опубликован:

«По мере того как будут организовываться церковные школы, народ Божий будет… учиться тому, как успешно в финансовом отношении можно школой управлять. Если это невозможно, закройте школу до тех пор, пока с Божией помощью не будет разработан план, который позволил бы вновь ее открыть и работать в ней, не запятнав ее долгами. … Нам надо остерегаться долгов, как проказы».

Наконец Елена Уайт заговорила. Она согласилась с тем, что издательство надо поставить на прочную финансовую основу. «Если это невозможно, лучше его закрыть», — сказала она. Понимая, что от нее ждут ответа, которого у нее нет, она наконец согласилась, что издательство надо законсервировать.

Заручившись письменным согласием Елены Уайт, Дэниэлс почувствовал большое облегчение и направился в Бэтл-Крик. Он срочно созвал сессию, и все, быстро проголосовав за закрытие издательства, приступили к рассмотрению других, более важных дел.

А через несколько дней от Елены Уайт пришло письмо, впечатление от которого было равно эффекту от разорвавшейся бомбы. Теперь она советовала не закрывать издательскую деятельность в Нэшвиле и призывала братьев, разработав план по преодолению задолженности, с верою двигаться вперед. Если они последуют совету Господа, их ждет успех. С некоторым смущением она сообщала, что то, что она сказала членам комитета, было неверно. В ту же ночь Господь дал ей видение, показав, что она была не права и как теперь надо действовать.

Итак, 20-го октября, то есть на следующий день после того, как члены комитета сидели под большим дубом на лугу в Элмсхавене, Елена Уайт писала Дэниэлсу:

«Мне казалось, что в ту ночь я находилась в операционной большой больницы, куда принесли каких-то людей; я видела инструменты, приготовленные для того, чтобы в большой спешке ампутировать им конечности. И тут вошел некто, обладавший авторитетом, и сказал врачам: «Зачем этих людей принесли сюда? Разве это надо?» С состраданием глядя на них, он сказал: «Никогда не стремитесь отсечь конечность, пока не сделаете все возможное, чтобы исцелить ее». Обследовав конечности, которые было решено ампутировать, он добавил: «Их можно спасти. Прежде всего надо использовать все подручные средства. Подумайте, какую ужасную ошибку можно совершить, если отсечешь конечность, которую можно было бы спасти терпеливым уходом и заботой! Вы поторопились. Отнесите этих больных в самую лучшую палату и окружите их максимальной заботой и уходом. Используйте все, что имеете, чтобы не дать им прожить жизнь увечными и ненужными.

Больные были перенесены в хорошую палату, и верные помощники того, кто говорил, стали ухаживать за ними под его руководством. И не пришлось пожертвовать ни одной конечностью».

В письме, написанном спустя несколько недель, Елена Уайт подчеркивала, что «в ночь после нашего разговора в моем доме и на лугу под деревьями (когда мы говорили о работе в южном поле) Господь показал мне, что я заняла неверную позицию».

Итак, пророк ошибся, и ошибка была настолько серьезной, что Святой Дух немедленно вмешался, чтобы не допустить непоправимых последствий.

Мы действительно имеем «вернейшее пророческое слово», и если пророк по-человечески ошибается и если его ошибка достаточно серьезна, чтобы повлиять на направление развития церкви, на вечную участь какого-либо ее члена или на чистоту учения, Бог немедленно вмешивается через Своего пророка, чтобы исправить ее и не допустить необратимых последствий.