Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 12009 Все тексты автора Алексей Опарин
Когда звездам стыдно
В то время, когда Моисей находился на Синае, в израильском стане началось брожение. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне… Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!.. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:1-2, 4, 6). Сойдя через несколько дней с горы, Моисей «приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх. 32:19-20). Затем, обратившись к сынам Левия, он сказал им: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх. 32:27-28). Читая сегодня в 2002 г. х. э. эти строки, поведение Моисея нам может показаться весьма жестоким и фанатичным. Неужели из-за необдуманного поступка народа стоило разбивать скрижали, написанные Самим Богом, а затем умертвить три тысячи человек? Не лучше ли было бы объяснить народу его ошибку, предостерегая от идолопоклонства? Да и в конце концов, что тут особенно страшного произошло? Ну, соорудили золотого тельца, пели, плясали! Однако, как мы уже не раз подчеркивали на протяжении книги, понять события Исхода мы сможем только тогда, когда будем пытаться смотреть на ситуации не с позиции отвлеченного читателя XXI века, а с позиции человека, живущего в те времена. И сделав это, мы сразу же поймем реакцию Моисея на происходящее в стане. Дело в том, что на протяжении уже длительного времени народ постоянно вспоминал о Египте, его прекрасных землях, богатых урожаях, причем, от одних воспоминаний об этом у людей щемило сердце. И хотя Господь фактически постоянно являл им примеры Своей любви, народ продолжал сожалеть о Египте. И вот в самый торжественный момент, когда Бог на Синае давал им через Моисея Закон, люди вспомнили египетскую религию и дорогие их сердцу египетские обычаи. Они потребовали у Аарона соорудить им тельца. Выше мы уже разбирали, что бык Апис был одним из главнейших символов богов Египта. И поэтому выбор израильтян не был случаен. Вокруг сооруженного идола они начали петь, плясать и играть. В современном понимании последние три слова выглядят, вроде бы, весьма безобидно. Однако в древности песни, пляски и игры вокруг идола означали не просто веселое времяпрепровождение. Прочитаем, как описывает празднества в Древнем Египте греческий историк V в. до х. э. Геродот, видевший их своими глазами: «Всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе в честь Артемиды (греч. название египетской богини Исиды. — прим. А.О.)… Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают подолы совей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собираются же здесь… до 700000 людей обоего пола, кроме детей» [1]. Во время празднества в честь бога Осириса происходит следующая «священная игра»: «Несколько жрецов, оставшихся у статуи бога, влечет на четырехколесной повозке ковчег со статуей бога. Другие же жрецы, стоящие перед вратами в преддверии храма, не пропускают их. Тогда богомольцы, связавшие себя обетом, заступаются за бога и бьют жрецов, которые в свою очередь дают им отпор. Начинается жестокая драка на дубинках, в которой они разбивают друг другу головы, и многие даже… умирают от ран» [2]. В честь того же Осириса во время шествия центральным объектом были «куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая» [3]. «Кроме того на празднествах Исиды (одна из богинь Египта. — прим. А.О.) тотчас же вслед за коровой шла группа молодых девушек, Cystophores, с мистическим пузырем в руках, тут же шла жрица с золотой урной на груди, а в урне находился Фаллос, который, по выражению Апулея, был священным изображением верховного божества и орудием тайных наслаждений. В культе подобного рода священная проституция играла, конечно, очень видную роль… здесь происходило полное смешение полов и самый грубый разгул страстей… Эта священная проституция или, вернее, безумие священного разврата, было источником значительных доходов для алтаря богини… Естественным следствием религиозных церемоний была страшная порча нравов египтянок; проституция стала таким обыденным явлением, что Рамсес с целью открыть вора, укравшего его драгоценности, имел сношение с собственной дочерью в одном вертепе, где кутили всякие воры и разбойники, и куда его дочь приходила со шпионскими целями» [4]. А вот, что представляли собой восточные танцы и танцовщицы Египта: «Гибкость их тела была удивительна. Поразительно подвижны были черты их лица, которым они умели по произволу придавать то выражение, какое соответствовало исполняемой роли. Непристойность их поз иногда переходила всякие границы, их взгляды, их жесты были так выразительны, что не понять их было нельзя. Едва начинался танец, они сбрасывают со своим плащом и стыдливость своего пола. Длинное платье из очень легкого шелка спадает к их ногам; роскошный пояс мягко охватывает их талию; длинные заплетенные черные волосы, надушенные ароматными благовониями, спадают с их плеч; прозрачная, точно газовая, сорочка едва прикрывает грудь. Вместе с началом танца формы и контуры их тел выделяются особенно ярко. Звуки флейты, тамбура и кимвалов замедляют или ускоряют темп их движений. Подходящие к случаю слова еще больше воодушевляют их, они пьянеют, точно обезумевшие вакханки, и отбросив всякую сдержанность, всецело отдаются разгулу чувственности» [5]. Священные египетские песни, исполняемые танцовщицами, носили эротический характер [6]. О «высокой» философии, которую проповедовали жрецы при таком разврате, доктор Жан Ревилль отмечает, что в «святилищах Исиды внешнее механическое покаяние скорее поощряло, чем сдерживало нравственную распущенность» [7]. Жрецы этой богини покровительствовали разврату кающихся и вместе с тем претендовали на обладание откровениями высшего порядка [8]. В Египте был весьма популярен и праздник Тефнут в честь брака богини Хатхор и бога Шу, носящий «вакханический, оргиастический характер… В нем участвовало все население, особенно женщины. В честь богини плясали и пели песни, в изобилии лилось вино и пиво» [9]. «Песни и пляски перед богиней в храме происходили главным образом ночью… Множество музыкантов и певцов обоих полов участвовало в этих церемониях. Они носили названия: «красивые», «совершенные», «кудрявые», «девственные», «нежные» и другие… Их пляски под все ускоряющийся ритм музыки приводил к потере самообладания, они входили в состояние экстаза, может быть приготовленное принятием вина» [10]. Мы намеренно опускаем омерзительные подробности, которыми сопровождались пения и пляски и сексуальные игры вокруг богов. Нашей целью было лишь показать, что происходило в израильском стане, когда люди поклонялись литому тельцу и что собой представляли песни, пляски и игры, исполнявшиеся при поклонении идолу. Поэтому нам станет более понятна реакция Моисея, увидевшего, как пред лицом Самого Бога, спасшего Израиль, этот самый Израиль предается отвратительнейшим грехам Египта. Доктор Е. Дюпуи образно пишет, что даже звездам было стыдно взирать на это «религиозное смирение» [11].
В следующей главе мы познакомимся с таинственными огромными следами…
Примечания к 9 главе
[1] Геродот. История. — СПб.: АСТ, Ладомир, 1999, книга 2, 60, стр. 119-120.
[2] Там же, стр. 120-121.
[3] Там же, стр. 116.
[4] Дюпуи Е. Проституция в древности. — Кишинев: Logos, 1991, стр. 35.
[5] Дюпуи. Указ. соч., стр. 39-40.
[6] Там же, стр. 39.
[7] Ревилль Ж. Религия в Риме при Северах. — М.: Книжное дело, 1898, стр. 59.
[8] Там же, стр. 60.
[9] Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. — М.: 1956, стр. 67.
[10] Daumas. Fr Deesses d’ Egypte // L’Age Nouveau. 1960. No107-108, стр. 13.
[11] Дюпуи. Указ. соч., стр. 24.