Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 12009 Все тексты автора Алексей Опарин
Из личной переписки царя Иерусалима
На протяжении многих столетий события, описанные в книге Иисуса Навина, не были подтверждены никакими другими источниками. Более того, даже просто свидетельств, повествующих о событиях в Палестине XV в. до х. э., не существовало. И поэтому с приходом в XVIII-XIX веках в науку атеистической идеологии нападки на эту библейскую книгу приняли тотальный характер. И немудрено почему, ибо в ней описываются не просто исторические события, но и упомянуты прямые Божьи вмешательства в ход всемирной истории. Расступившиеся воды Иордана, удивительное падение стен Иерихона, наконец, остановившееся солнце! Однако противникам Библии было мало того, чтобы высмеивать веру наивных людей в сказки, описанные в этой книге. Они решили вообще свести на нет какую бы то ни было историческую основу, содержащуюся в книге Иисуса Навина. Этой концепции безоговорочно придерживались и в СССР, в научных кругах которого утверждалось: «С археологической точки зрения вся (!) библейская эпопея завоевания Ханаана Иисусом Навином повисает… в воздухе» [1]. Итак, все вымысел?! Однако, эта теория тотального вымысла начала буквально испаряться в воздухе с распадом Союза и крушением коммунистической идеологии. В распоряжение общественности поступили достояния мировой науки, накопленные за 150 лет, до этого скрываемые или грубейшим образом искажаемые в советское время. И среди них личная переписка иерусалимского царя Абди-Хеба, являющаяся тождественной записям, содержащимся в книге Навина, но только взглядом на те же события с другой стороны.
Крестьянка с коммерческой жилкой
В 1824 году в Египет на лечение прибыл англичанин доктор Дж. Г. Уилкинсон, внимание которого, впрочем, вскоре было переключено с вопросов собственного здоровья на вопросы о странном египетском царском семействе, изображение которого было найдено в местечке Телль-эль-Амарна в 384 км к северу от Фив, насчитывающем множество древних гробниц и известняковых холмов, образующих своего рода амфитеатр. В чем же была особенность этих гробниц и изображений? Дело в том, что в этих гробницах древние ваятели явно отошли от канонов искусства своего времени. Вместо стилизованных батальных сцен и мрачных путешествий в царство мертвых они запечатлели то, что на первый взгляд казалось зарисовками частной жизни царской четы — то, что это были Эхнатон и Нефертити, было установлено позже. Персонажи изображались в естественной домашней обстановке, удобно расположившись в креслах с детьми на коленах, принимая участие в семейных торжествах; на многих барельефах изображена какая-то религиозная церемония, на которой, как ни странно, не было привычных богов египетского пантеона [2]. Уилкинсон, а так же последовавшие за ним немецкие, английские, французские ученые, не могли разгадать тайну странных гробниц и развалин, несомненно, древнеегипетских, и в то же время не имеющих с ними почти ничего общего. Перерывались тонны песка, но напрасно. Интерес к раскопкам постепенно спал. Но там, где потерпели неудачу европейцы, с научными принципами раскопок, одержала победу женская наблюдательность и упорство. В 1887 году простая крестьянка из деревни Телль-эль-Амарна вела свои раскопки «вместе» с европейцами, надеясь найти что-то ценное. И вот ее труд оказался вознагражденным. Она обнаружила тайник, содержащий более 300 табличек из необожженной глины. Смекалистая крестьянка, конечно же, не знала, что это такое. Но зато она знала, что именно за такими вот кусочками глины с черточками гоняются европейцы. Поэтому она начала предлагать отдельные таблички, а то и их части (она разбивала некоторые таблички на несколько частей — чтобы их было больше) различным торговцам восточными древностями [3]. Поначалу табличками мало кто интересовался, принимая их за подделку, пока они не попали в руки доктору Уоллису Баджу, представителю британского музея в Каире, который написал: «Я сразу понял, что эти таблички подлинные и что они представляют собой большую историческую ценность» [4]. Найденные таблички вдохнули новый интерес к раскопкам Телль-эль-Амарны, в ходе которых Флиндерсом Питри в 1891-1892 гг. и особенно Людвигом Борхардтом в 1907-1914 гг., потом Л. Вулли и Ф.Г. Ньютоном было установлено, что здесь, в Телль-эль-Амарне, много веков назад располагался великолепный город Ахетатон, основанный Аменхотепом-Эхнатоном IV (XIV в. до х. э.) и сделанный им столицей всего Египта и новой, весьма необычной религии, монотеистической по своей сути! [5]. В отказе этого фараона от многобожия и введении монотеизма — единобожия, многие ученые видят прямое влияние евреев, длительно пребывавших в Египте. Помимо многочисленнейших построек учеными был обнаружен и весь архив (документы которого попали вначале к крестьянке), включавший в себя, помимо прочего, и переписку с правителями палестинских городов, относящуюся к началу и середине XIV в. до х. э., т. е. как раз ко времени, когда израильтяне, согласно Библии, покоряли эту самую Палестину. Так благодаря упорству бедной женщины таблички архива были найдены, а затем, благодаря ее же упорству в надежде заработать деньги, после долгих мытарств получили свое признание.
О, фараон, спаси нас!
Обнаруженный «архив насчитывает более 350 писем, около половины из которых являются письмами ханаанских царей своим египетским властителям Аменхотепу III (1405-1367 гг. до н. э.) и его сыну Аменхотепу IV (1367-1350 гг. до н. э.). Они написаны по-аккадски на глиняных табличках. Аккадский язык использовался в то время при международных переговорах. Шесть из данных писем написаны царем Иерусалима Абди-Хеба. Абди-Хеба был одним из приближенных к фараону правителей в центральной части Ханаана и его имя упоминается так же в письмах царей соседних городов. Письма из Эль-Амарны служат важнейшим источником информации о положении дел в египетской провинции Ханаан в первой половине XIV в. до н. э.» [6]. Вот, что в частности пишет в своих донесениях царь Иерусалима Абди-Хеба (письмо No286 из архива Эль-Амарна): «Господин мой, Царь! Так сказал Абди-Хеба, раб твой: семью семь раз падаю я к ногам твоим!.. Пусть позаботится Царь о своей земле. Сказал я себе самому: «Приду к Царю, господину моему, и предстану перед лицом Царя, господина моего». Но велика война у меня, и поэтому не смогу я придти к Царю, господину моему. Поэтому, да будет на то воля Царя, и пошлет он стражу свою, и тогда смогу я придти к нему и предстать перед лицом Царя, господина моего. И пока жив Царь, господин мой, и посылает наместников (из Египта), сказал я: «Пропали земли Царя, господина моего», но ты не внял мне. Все правители городов отвернулись от Царя, и нет ни одного правителя на стороне Царя, господина моего. Пусть подумает Царь, господин мой, о посылке войска, и пошлет войско. Царь, господин мой, нет больше у Царя его земель! Аафру ограбили царские земли! Если пошлет Царь, господин мой, войско в этом году, то вернет себе свои земли; а если не будет войска, то пропали земли Царя, господина моего» [7]. В другом письме сказано следующее: «Да печется царь о своей земле. Погибает вся царская область; враждебны ко мне. Область Сеира до Ганат-Кармила потеряна… некогда я снаряжал корабли на море, и царская рука покоряла Нахриму (Митанни) и Капаси, а теперь Хабири забирают города царя и не остается у него ни одного князя» [8]. «Из письма Шувардаты (No 360) — …правитель земель в районе Иудейских гор или на севере приморской низменности… — мы узнаем о беспорядках, происходивших на юге страны в конце эпохи Эль-Амарны. Шувардата сообщает о том, что вооруженные хафру напали на земли, которые его господин отдал ему во владение. Все «братья» оставили его, и лишь он сам и Абди-Хеба сражаются с хафру. Зирата — правитель Акко и Индарвата — правитель Ахшара (расположенного в долине Акко) пришли им на помощь с пятьюдесятью колесницами и помогают ему в борьбе с врагами. Шувардата умоляет фараона прийти ему на помощь, чтобы спасти царение земли. Однако… надежды не помощь египтян не оправдались» [9]. Племя, названное в Телль-Эль-Амарнском архиве по-египетски аафру (или хафру, хабиру, ибри) является библейскими евреями (иврим), с чем согласны не только западные ученые [10], но и «советские ученые А.Б. Ранович и академик В.В. Струве считали хабиру безусловно евреями» [11]. Относит хабиру к евреям и итальянский атеистический ученый профессор А. Донини [12]. Даже такой ярый антирелигиозный, политически заангажированный известный советский историк проф. В.И. Авдиев пишет: «В амарнских письмах говорится, что хабири вторглись в Палестину и захватывают один город за другим. Имеются все основания считать, что название племени хабири тождественно с библейским названием племени евреев (ибрим), а также с древнеегипетским словом «аперу», которым египтяне в эпоху Нового Царства обозначали пленных, захваченных в Палестине во время своих завоевательных походов в Сирию» [13]. Об отношени евреев к хабиру говорил и акад. Тураев Б.А [14]. Разделяет эту точку зрения и польский исследователь Косидовский З. [15]. Итак, согласно донесениям иерусалимского царя в конце XV — начале XIV века на Палестину обрушиваются воинственные племена хабиру-евреев, опустошающие земли и разрушающие города, принадлежащие мелким князькам, вассалам Египта. Эти завоевания описаны и в книге Навина. Но на этом удивительно точные параллели не заканчиваются. Так, даже в написанной в духе атеистической пропаганды и изданной в советское время книге польского ученого З. Косидовского сказано следующее: «Примечателен и тот факт, что помощи в борьбе с захватчиками просят вассалы таких городов, как Мегиддо, Гезер, Аскалон, Лахиш и Иерусалим. Зато в табличках нет упоминаний о городах Сихем, Силох, Гиблах, Миспах и Иерихон. Почему? Неужели ими в это время уже овладели евреи?» [16]. Действительно, согласно сообщениям книги И. Навина, первыми пали как раз Иерихон и остальные эти города, падение которых относится примерно к 1410-1405 гг. до х. э. В то же время Мегиддо, Гезер, Лахиш и Иерусалим были покорены Навином позднее лет на 20-25, а Аскалон вообще после его смерти (Суд. 1:18). Далее, в книге Навина нигде не сообщается о столкновении израильтян с египетскими войсками, которых просит у фараона царь Иерусалима Абди-Хеба. Не сообщается потому, что войска правитель Египта так и не выслал, несмотря на многочисленные прошения своих палестинских вассалов, занятый лишь религиозными вопросами и внутренними проблемами. «Не получая действенной поддержки со стороны Египта, верные ему сиро-палестинские царьки гибли в борьбе с враждебными властителями и отчасти с собственными подданными. Палестина, охваченная тоже междоусобной борьбою, оказалась все более и более в руках пришлых воинственных хабири. При крайне напряженном положении внутри Египта фараон, очевидно, не мог направлять помногу и часто свои войска в Сирию-Палестину. Он ограничивался угрозами и полумерами, а то и оставался вовсе глух к мольбам своих сиро-палестинских верноподданных о присылке хотя бы немногих воинов из Египта» [17].
Иисус Навин — миф или действительность?!
Но на этом подтверждения книги Навина не заканчиваются. И вначале мы вновь специально предоставляем слово атеистически заангажированному ученому З. Косидовскому: «Любопытно, что в одном из писем упомянут военачальник по имени Иисус. Здесь напрашивается вопрос: не наш ли это, случайно, знакомый из Пятикнижия?» Это упоминание содержится в письме из архива Телль-Эль-Амарны, повествующее о поражении царя Пеллы, где, в частности, сказано: «…Спроси Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина» [18]. Как видим, даже атеистические ученые признают историчность Иисуса Навина. Сообщает об этом человеке и древняя финикийская надпись вблизи города Тингиса, в Мавритании, в Западной Африке. Авторы этой надписи — финикийцы, которые бежали из Ханаана во время покорения его войсками Навина. В ней финикийцы о себе говорят: «Мы те, которые бежали от разбойника Иисуса, сына Навина» [19]. Подробно рассказывает о Навине и римский историк I века х. э. Иосиф Флавий: «Иисус Навин… Прожил он сто десять лет, из которых провел сорок, учась всему полезному у Моисея, а после его смерти был двадцать пять лет военачальником. Это был человек крайне одаренный, отлично умевший убеждать народную массу в целесообразности придуманных им мероприятий, выдававшийся также своей храбростью и неустрашимостью в опасностях войны, отличный руководитель в мирное время и во всякую минуту дававший доказательства своей добродетели. Похоронили Иисуса в городе Фамне в колене Ефремовом» [20]. В этой же главе подробно рассказывается о взятии Иерихона, Гая и других деяниях Навина, идентичные библейским. «Как мы знаем из Библии, Иисуса Навина похоронили в Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) добавляет интересную подробность: в гробницу его вложили каменные ножи, которыми в Галгале обрезали израильтян. Так вот, в 1870 году в одной из могильных пещер, обнаруженных в этом районе, найдено было изрядное количество каменных ножей» [21]. Но если о принадлежности могилы Навину можно спорить, то сомневаться в историчности преемника Моисея, как мы увидели, у нас нет никаких оснований. Но пожалуй самое яркое свидетельство в пользу того, что Иисус Навин является исторической личностью служит признание этого факта ведущими советскими учеными еще в 1980 году. В академической двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» в статье, посвященной Навину, сказано: «Иисус Навин, предполагается тождество имени Иисус с именем Jasuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны 14 в. до х. э.» [22]. Так даже в советское время ученые уже не могли отрицать историчность Иисуса Навина, с которой так яростно боролись в советской науке несколько десятилетий. Итак, история сегодня свидетельствует о том, что на рубеже XV-XIV веков до х. э. израильские племена, ведомые Иисусом Навином, вторглись в Палестину, нещадно сокрушая владения местных князьков, вассалов Египта. Первой крепостью, которая встала на пути израильтян, был неприступный Иерихон. Действительно ли при его штурме произошли чудеса, которые описывает Библия? Или мы имеем дело с мифологическим описанием реальных событий? Об этом мы узнаем в следующей главе.
Примечания к 1 главе
[1] Крывелев И.А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, стр. 151.
[2] Египет: земля фараонов. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». — М.: Терра, 1997, стр. 92.
[3] Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, стр. 399-400
[4] Египет: земля фараонов. Указ. соч., стр. 93.
[5] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 366
[6] Иерусалим в веках. (под ред. Ривки Нир). Часть 1. От Иевусейского города к столице Израиля. — Телль-Авив: изд-во Открытого Университета, 1997, стр. 21.
[7] Иерусалим в веках. Указ. соч., стр. 24-25; Тураев Б.А. История Древнего Востока, в 2 т. — Л.-М.: ОГИЗ, 1935, т. 1, стр. 297-298.
[8] Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. — Л.: ОГИЗ, 1935, т. 1, стр. 298.
[9] Мазар Б. Города и области земли Израиля. — Иерусалим, 1976. (на ивр.), стр. 23.
[10] Mercer S.A.B. The Tell el-AmarnaTablets, 1939, vol. 2; Bottero J. Le probleme des Habiru a la IV-e Rencontre Assyriologique Internationale, 1954; Грант М. История Древнего Израиля. — М.: Терра, 1998, стр. 37; Иерусаим в веках. Указ. соч., стр. 23; Мазар Б. Города и области земли Израиля. — Иерусалим, 1976, стр. 21-23 (на ивр.)
[11] Цит. по Крывелеву, указ. соч., стр. 114
[12] Донини А. Люди, идолы и боги. — М.: Политиздат, 1966, стр. 157.
[13] Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М.: Политиздат, 1953, стр. 385.
[14] Тураев Б.А. История Древнего Востока. Указ. соч., т. 1, стр. 298-299.
[15] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 168.
[16] Косидовский. Указ. соч., стр. 168.
[17] Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. — СПб.: Летний сад, Нева, 2000, стр. 302-303.
[18] См. Косидовский. Указ. соч., стр. 168-169; Геллей Г. Библейский словарь. — СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 164.
[19] Прокопий Кесарийский. Тайная история. Война с персами. Война с вандалами. — М.: Алетейя, 1999.
[20] Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. Минск, Беларусь, 1994, т. 1, книга 5, гл. 1, 29, стр. 225-226.
[21] Косидовский. Указ. соч., стр. 218.
[22] Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 т. М., Советская энциклопедия, 1980, т. 1, стр. 488.